..
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt_salahov_a.m.doc | 721 КБ |
Муниципальный тур окружного конкурса творческих работ учащихся
«Интеллект. Творчество. Фантазия».
Секция: историческое краеведение
Тема:
Живые свидетели Великой войны.
Выполнил:
Салахов Альберт Маратович
11 класс
ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково
м.р.Камышлинский
Научный руководитель:
Салахова Лилия Мидхатовна
учитель истории
Введение
Актуальность и обоснованность проблемы.
Война…Это короткое, но очень ёмкое слово пронизано ужасом, страхом, болью и кровью. И, кажется, здесь нет места словам ребёнок и детство. Но, несмотря ни на что, были дети, была война и на их плечи легла огромная тяжесть военного лихолетья: они стали санинструкторами на полях сражений, они заменили мужчин у станков на заводах и на колхозных полях, они рыли окопы, они как могли приближали Великую победу. Да, война не детское дело, но была война, война особенная… она называлась Отечественной и потому все от мала до велика поднялись на защиту Родины.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я понял самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы, но остается память. И чтобы наше поколение сохранило историю Великой Отечественной войны и передало потомкам, я хочу рассказать историю военного лихолетья и послевоенных лет устами её очевидцев.
Проблема
Проходит время, уходят очевидцы Великой войны, уносят с собой горькую память, страницы нашей истории, а мы, их потомки, не ценим, что рядом с нами живая память, живое прошлое страны и не всегда готовы прикоснуться к нашей истории
Практическая и теоретическая значимость работы.
В ходе работы были собраны материалы для школьного музея о детях военной поры, об их трудовых подвигах. Также в своем выступлении на общешкольном Уроке мужества рассказал своим ровесникам, младшим школьникам о мужестве и героизме, о трудном военном и послевоенном детстве наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедов. Я считаю, что мы должны знать свою историю и хранить память о страницах истории своего народа.
Цель работы
Прикоснуться к войне через память живых свидетелей, показать, что история живёт рядом с нами, узнать самому и рассказать другим о детях войны.
Задачи:
- провести социологическое исследование «знают ли мои сверстники и младшие школьники о маленьких героях большой войны?»
- изучить и проанализировать научно-историческую литературу по теме.
- исследовать жизнь моих земляков в годы войны, их вклад в победу при личных встречах с ветеранами и членами организации «Дети войны», проживающими в селе Старое Ермаково;
- разместить информационные материалы на стендах школьного музея и сайте школы;
- выступить на общешкольном уроке мужества
Гипотеза
Действительно ли Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием не только для взрослых, но и для детей.
Объект исследования:
дети военной поры
Предмет исследования:
вклад детей военных лет в победу
Методы исследования:
При работе я использовал встречи и беседы с сельчанами, изучал художественную и научную литературу, архивы школьного музея, архивы сельского Совета Ветеранов.
- интервьюирование
- аналитический
- работа с документами и периодической печатью.
Исследовательская работа включает в себя:
1)Неопубликованные источники:
А) документы школьного музея;
Б) интервью с детьми военных лет, их рукописные воспоминания
2)Периодическая печать – районные газеты «Камышлинские известия», «Знамя Родины» дает богатый материал об участниках Великой Отечественной войны, но в большей степени это статьи о боевых подвигах наших земляков( планирую написать статью в районную газету о земляках- детях войны).
Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России; Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг.
Продукт:
1) Электронный альбом «Живые свидетели Великой войны»;
2) Доклад на общешкольном Уроке мужествас презентацией альбома
3) Рукописные материалы, фотографии для школьного музея
Основная часть.
Огненные годы войны
Великая Отечественная война одно самых трагических событий XX века. И с каждым годом все меньше остается живых свидетелей тех дней и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но их детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения XXI века.
С первых дней войны вместе с взрослыми вступали в бой с фашистами школьники фронтовых и прифронтовых районов, городов и сел ближнего и дальнего тыла: они дежурили в госпиталях, заботились и престарелых и семьях фронтовиков, выращивали овощи.
Буквально с первых дней войны, когда обозначилось резкое сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства, потребовалось принятие самых энергичных мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков и подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих, учащихся. На протяжении всех лет войны включалось все большее число подростков школьного возраста.
Труд колхозного крестьянства в годы войны – поистине подвиг. Мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Три четверти трудодней, выработанных в военные годы в колхозах, приходились на женщин, остальные – на стариков, подростков, инвалидов-фронтовиков.
За цифрами госпоставок – дни и ночи непосильного труда сельских жителей от мала до велика. А сами они жили или, лучше сказать, выживали, мизерной выдачей по трудодням, да скудной помощью пришедшего в упадок личного подворья. Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства. А вместо мужчин в колхозах оставались женщины, трудились и за себя, и за отцов, мужей, братьев. А дети старались помогать матерям, вставали к станку или трудились на колхозных полях. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.1
В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, то казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя как герои и как герои погибли. Они выдержали испытание войной и вместе с взрослыми победили.2
Мое село в годы войны
Село Старое Ермаково – это моя Малая Родина. Как и во всех российских городах и селениях в нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу.
Вместе с родителями дети выходили на поля: сажали и убирали картофель, серпами жали пшеницу. Те, кто был постарше садились за штурвалами комбайнов, заменяя ушедших на фронт мужчин. Работали на тракторах – пахали, бороновали землю. Много приходилось работать детям. Бригадир ходил по домам и собирал детей – подростков на работу. Посильное участие в сельскохозяйственных работах принимали и младшие школьники. Они занимались в основном сбором колосьев на полях после механизированной уборки хлебов, вели борьбу с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур. Во время каникул все были заняты работой на колхозных полях или собственных огородах. Многое выпало на долю детей военного времени, они рано повзрослели, позабыв на долгое время любимые игры3…
Село в годы войны было лишено значительной техники и тягловой силы. На фронт ушли специалисты - механизаторы, молодежь. На селе остались женщины, старики и дети. Помощь школ сельскому хозяйству в годы войны приобрела важное народно-хозяйственное значение.
Вспоминает бывший председатель колхоза "Коминтерн" Мазит Закиулович Юсупов: «Мы, подростки военных лет, работали с взрослыми. Каждое лето заготовляли корм для скота. Неделями жили на полевом стане. Запрягали в сенокосилки быков и целый день, с коротким перерывом на обед, косили".4
Учили и сажали на тракторы еще не достигших шестнадцатилетнего возраста девчонок. Они заняли места в трудовом строю, пересев на тракторы и комбайны, встав за плуг или борону.
Эти девушки- подростки сели за штурвалы комбайнов и тракторов5:
1)Халилова М.Г.
2)Галимова С.Ф.
3)Шагиева Г.З.
4)Галимуллина М.
5)Садыкова Н.К.
6)Хуббатова З.К.
7)Сагирова Ш.А.
8)Бадретдинова М.А.
9)Бадретдинова А.Г
10)Салимова С.А.
11)Калимуллина А.З.
12)Кашапова З.М.
13)Бадертдинов Э.З
Вспоминает жительница села Рахимова Марзия апа: "Работать приходилось везде. Для нас работа была очень тяжелая. Постарше нас трудились на комбайнах и тракторах. А мы, меньшие, работали на плугах, сеялках, заготовляли сено на зиму".6
Посильный вклад в развитие сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны внесли учителя и учащиеся Ермаковской неполной средней школы и Детского дома, эвакуированного из Ленинграда еще в 1941 году . В летнее время они работали на совхозных полях и огородах. Ученики были разбиты на звенья, каждое из которых прикреплялось к определенному участку, и соревновались между собой. Дети начальной школы занимались сбором лекарственных трав. Учащиеся взяли на себя обязательство ухаживать за пшеничным полем. Они пропалывали его и не оставили на поле ни одного сорняка.7
Несмотря на суровое время, они ходили в школу, учились. Не было бумаги – писали на газетах, не было чернил – писали сажей, свекольным соком, не было ручек, перьев – писали карандашами, заточенными палочками. В классах было холодно. Но, несмотря на всё это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи…
Эти трудолюбивые и терпеливые люди работали в сельской школе и в детском доме в годы войны:
1)Рахимова Фатима
2)Бадгиева Акълима
3)Багаутдинова Акълима
4)Салахова Наиля
5)Гадыева Анися
6)Шамкаева Сагъдия
7)Каримова Фахиря
8)Зиннурова Шамсениса
9)Гибадуллина Фагима
18)Галимуллина Каримя
19)Ахтямова Лямига
20)Фаттахова Сагидя
21)Нагимуллина Халимя
22)Сагирова Гульфениса
23)Валиева Хасана
10)Абдрахимова Хатыма
11)Ахметзянова Гульфениса
12)Кадырова Миниса
13)Мухаметкаримова Марзия
14)Рахимова Факима
15)Яриахметова Салима
16)Гилязова Сагъдия
24)Аглиуллина Барика
25)Ахмадуллина Анися
26)Ихсанова Каримя
27)Кашапова Марзия
28)Шафикова Файза
17)Аглиуллина Закия
Известно, что в годы войны Куйбышевская область превратилась в один из крупнейших индустриальных районов Советского Союза, снабжавших оружием и боеприпасами фронты Великой Отечественной. И эта невероятная промышленная революция делалась детскими руками. За станки вставали подростки с 13-14 лет. Всего на работу на заводах, в колхозах и совхозах области было мобилизовано 2,5 млн. несовершеннолетних. Для подготовки молодых кадров в Куйбышеве в экстренном порядке были организованы школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).8
Из села Старое Ермаково 24 девушки-подростки встали за заводские станки г. Куйбышева:
(По материалам Совета ветеранов войны)
Вспоминает Вагизова Накия апа:
«Жили в общежитии, комнаты двухъярусные, антисанитария, белье грязное. В общежитии вши, клопы, блохи, крысы, болели и сыпным тифом, больные дети лежали без медпомощи. Помещение не отапливается, белье меняют раз в месяц, хоть и давали особый паек, но все время хотелось есть. Очень хотелось домой.»9
Вспоминает Валиева Альфия Ихиятдиновна:
«С нас, детей спрашивали по законам военного времени. За малейшую провинность лишали талонов на обед. Рабочий день – по 12-14 часов, без выходных. После такой смены валились с ног от усталости, засыпая там же, где трудились. Но нормы выполняли на 120-150%»10. Детскими руками изготовлялись подшипники, которые были вмонтированы в боевые самолеты «Ил-2» Куйбышевского авиационного завода, собирались снаряды.
Дети принимали участие в сборе денежных средств на постройку военной техники и в фонд обороны страны, собирали посылки на фронт. Днем работали на производствах и в колхозах, а вечерами, при свете коптилки, вязали перчатки, носки, шарфы. Учащиеся нашей школы и эвакуированного детского дома отправили несколько десятков посылок на фронт, помогали писать письма от имени престарелых родных на фронт.
Особым испытанием для этих мальчиков и девочек была тяжелая работа почти на передовой, где они рыли окопы:
1)Бадертдинова Т.И.
2)Абдрахимова Ф.С.
3)Абдрахимова Х.С.
4)Салахова Ф
5)Ахметсагирова З.
6)Сафина Х.Х.
7)Багаутдинова А.З.
8)Фаттахова С.Г.
9)Шагиева Т.З.
10)Мухгалимова Ш.Т.
11)Гаряева А.Г.
12)Фартдинова Ф.Ш.
13)Юсупова Б.С.
14)Латыпова Ш.Л.
15)Сафина Ш.
16)Сагирова Ф.А.
17)Яриахметова М.Х.
18)Сагирова Х.А.
19)Мухгалимова Х.А.
20)Диндарова Б
21)Илалтдинова К.Б.
22)Латыпова А.С.
23)Яруллина Г.
24)Бадертдинова А.И.
25)Салахова А.И.
26)Гилязова Н.Ш.
27)Ахмадиева С.М.
28)Мухаметзянова З.Ш.
29)Миннахметова Г.М,
30)Газизова Ш.Г.
31)Вагизова Ш.А.
32)Зайнагутдинова Г.Ф.
33)Гайфулина М.Р.
34)Шафикова Ф.М.
35)Нуриева Х.А.
36)Валиева Р.Г.
37)Калимуллина М.С.
38)Каримова С.Ш.
39)Гибадуллина З.М.
40)Салимова С.А.
41)Кадырова М.К.
42)Тимергазина Ш.А.
43)Салимова Ш.
44)Халиуллина Ш.
45) Халиуллина К.А.
46) Халиуллина З.А.
47)Рахимова М.Ш.
48)Каюмова Х.
49)Галиева Ф.Г.
50)Сиразова Ф.С.
51)Латыпова М.
52)Калимуллина М.З.
53)Рахимова М.Я.
54)Афлятунова Ш.
55)Хисамиева М.
56)Шигапова Ш.
57)Зиятдинова А.
58)Башарова М.
59)Хуббатова З.А.
Из воспоминаний Бариевой Салимы Ахмадулловны
«На сборы дали очень мало времени. Куда и зачем поедем не сказали. Только в поезде узнали, что нас везут под Москву рыть окопы. Было очень страшно. Взрывы были слышны очень близко. Почти три месяца мы рыли окопы с утра до поздней ночи и почти там же спали. С нетерпением дождались возвращения домой. Вернулись вшивые, грязные, больные, усталые. Радовались и тому, что вернулись и тому, что помогли фронту.»10
Из воспоминаний Юсуповой Бибинур апа
“1939 елны мина 14 яшь иде, мин фермага эшләргә кердем, анда 3 ел эшләдем, сарыклар карадым 1941 елга кадәр.
1941 ел. Сугыш башланып мәтәшә иде. Безне окоплар казырга җибәрделәр, ярты ел буена казыдык. Ул заманада ачлык иде, ашыйсы килә иде, хәлләр бетеп эшли идек. Ул нужаларны әйтеп бетерерлек түгел инде. 20 км артыгы белән казыдык. Аннан соң кайткач яңадан фермага эшкә кердем, тагын сарыклар карадым. 1942 елны әниебез үлде, әтиебез сугыштан кайтты. 5 бала калдык, иң бәләкәебез 3 яшьлек иде, шуларны карап үстердем. 5-6 ел буена ачлык булды, нык нужа белән яшәдек: шелек кузаклары ашадык, бәрәнге яфраклары, ат кузгалагы ашый идек, кырлардан табып. Халык күп үлә иде. Бригадларда төнге эштә эшләдек - барабан белән икмәк суга идек. Бөтен эшне кул белән эшләдек - чалгы белән печән чабып, аны сәнәк белән җыеп, атлар белән ташыдык. Бакчаны, кырларны атлар белән сөрергә туры килде. Тракторлар бар иде, тик әз. Ул тракторларда да яшүсмер кызлар эшләде
Тырмышка чыктым, андада мин күп нужа курдем, эш күп иде. 4 иркәмнәрне дә карадым, үстердем”11
Из воспоминаний Гатиятуллиной Аклими Газизнуровны
“Европада сугыш булганда миңа 12 яшь иде. Сугыш границага килеп җиткәндә безгә әйттеләр: " Әгәрдә сугыш башланса абыйларыгызны, әтиләрегезне алыштырырга әзер булыгыз, ”- диделәр. Мин 5 классны бетердем, җәй сугыш башланды,- мин мәктәптә иң якшы укучы идем.
Мин колхозчылар гаиләсендә туып-үстем, әтием председатель колхоза иде- сәгать иртәнге 6 чыгып китә иде, төнге 12 генә кайта иде, без аны күрми дә идек. Колхоз кырлары бик зур. Эш күп, эшләргә кеше генә аз, шуңа күрә без балаларгада тик торырга туры килмәде – бөтен икмәкләрне 3 мәртәбә кул белән утап чыга идек. Вакыт җитмәгәч мин укуны ташладым. Торма белән җирне сөрә, сукалый идем.
Кыш көнендә, февраль аенда көнбагаш кисергә туры килде, ул бик авыр эш: кышкы көннәрдә кулдагы биялиләр туңып, бозланып бетә иде, куллар әрни, бер ни тоймый иде.
Колхозда эшләр беткәч мин яңадан мәктәпкә бардым. Мәктәпне бетергәч техникумга, ә аннан соң институтка кердем. Диплом с отличием алгач күп еллар укытучы булып эшләдем.
Мин гомеремда күп сынаулар, кичерешләр, кайгы - хәсрәт булды. Шатлыкларымда күп булды, шуларның иң зурларның берсе – сугыш беткән көн. Сугыш беткән көнне мин урамга чыгып киттем, ул көнне бөтен халык шат иде, җырладык һәм биедек.
Төрле кайгыларны кичереп була, тик сугыш ачысын кичерергә туры килмәсен инде сезгә, балалар.12
Из воспоминании Хасаншиной Роза апа
«Родилась 20 мая 1931 года. С 3 месяцев осталась без матери, росла с мачехой- Гульмизавгар Нигматзянова Ермаковской, росла в новой семье. Окончила 7 классов Старо-Ермаковской школы. Уехала в Узбекистан и в годы войны работала на хлопкоочистительном заводе с 15 лет. Создала семью, но опять осиротела, похоронила мужа в 1951 году, осталась с шестимесячной дочерью –Наилей».13
Из воспоминаний Амирова Миргабизяна Галиевича
«В 1941 году немцы начали войну с Советским Союзом. В это время я учился в школе. После окончания 9-го класса, поступил учиться в Камышлинский техникум, по специальности агроном.
В 1942 году меня направили в Ульяновское пехотное училище на шестимесячные курсы подготовки офицеров. Училище не раз пытались закрыть, но фронту нужны были офицеры. После окончания курсов, по приказу Сталина, всех курсантов отправили на передовую. В это время на всех фронтах шли ожесточенные бои. В 1943 году под Белгородом был тяжело ранен. Шесть месяцев пролечился в Саратовском госпитале, а сразу после выздоровления, был направлен на Прибалтийский фронт.
Участвовал в тяжелых боях в Белоруссии, под городом Витебск. Было очень трудно, потому что приходилось воевать на болотах. Там получил тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь в город Кохма.
В 1945 году с Западного фронта сразу был направлен на фронт для освобождения Китая . Участвовал в боях в Монголии.
За отвагу и добросовестное выполнение службы награжден орденами и медалями. Демобилизован в 1947 году, в звании старший сержант»14
Из воспоминаний Гаряева Нагимуллы Насыбулловича
“Я, Гаряев Нагимулла Насыбуллович, родился в 1941 году в селе Старое Ермаково Камышлинского района. Закончил 8 классов, а дальше учиться у меня не было возможности - отец погиб на фронте, а матери одной нас кормить, учить, одеть было очень трудно, поэтому я решил работать в колхозе .Проработал несколько лет и в 1962 году получил повестку от военкомата. 20 ноября ушёл служить во Владивосток. Прослужил я 4 года и 3 месяца и заочно учился в кулинарном техникуме. В 1966 году я честно и добросовестно отслужил свою военную службу и мне преложили остаться на сверхсрочную службу на должность зав.столовой. Попросился я на Камчатку и командование части меня отправила дальше служить в город Петропавловск-Камчатский. Итак, я в 1966 году начал служить в составе резервного экипажа на атомной подводной лодке. Когда ходили в дальние походы был старшим поваром- инструктором. Плавали мы по 2 месяца в океане на глубине 250-300 метров..В 1977 году получил серьезную травму, военно-врачебная комиссия дальше служить запретила и я ушел на пенсию по ранению. Я служил на Камчатке в отдаленной местности, приравненной к районам Крайнего севера в закрытом гарнизоне.А там 1 год службы считается за 2 года. Про меня много печатали в газете Краснозноменного Тихоокеанского флота. И так же командир части отправил благодарственное письмо матери, которое было опубликовано в районной газете. В 1977 году ушел на пенсию за выслугу 25 лет. А в 1978 году мы уехали в Челябинскую область в г.Еманжелинск. Здесь жили 25 лет. У нас двое детей: дочь Зульфия и сын Рафаэль.
Я работал в ресторане и в Копейском АТП. За добросовестный труд в 1990 году мне вручили медаль “Ветеран труда”. А в 2001 году приехали в свою деревню. Купили дом, отремонтировали его. Занимаемся личным хозяйством, выращиваем в теплицах овощи, а во дворе разные цветы. На каждом участке земли проявляем выдумку, фантазию. В этом году у нас были 900-950 граммовые помидоры. Да, мы с женой каждый день работаем с утра до вечера. Ведь не зря говорят: “труд красит человека”. В 2012 году мы стали победителями районного конкурса на звание “Лучший двор”, а в 2013 году - “Лучшее подворье области”. Хожу в мечеть и оказываю свою помощь, когда понадобится.
Как ветеран войны имею звания:
“Ветеран военной службы”
“Ветеран труда”
Имею 10 Правительственных наград
Военное звание - Мичман
Имею Почетный знак Всероссийская организация ветеранов
Значок “За Дальний поход” от Министерства обороны РФ.
Был председателем Совета Ветеранов войны и труда
Занимаюсь военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения”15
Выполняя непосильные для их возраста работы, дети получали тяжелые увечья, становились инвалидами, еще не достигнув совершеннолетия. Сейчас они не могут припомнить, чтобы тогда роптали и жаловались на судьбу, на выпавшие недетские испытания. Нет, такого не было. Была одна задача – работать. И они работали и жили надеждой на победу, и безоглядно в нее верили
Заключение
9 мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры Куйбышевской(Самарской) области были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».Такой медали были удостоены и мои земляки, удостоены по праву и сегодня достойно несут звание тружеников тыла, детей войны.
Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - внезапно, со страшной силой боли, страданий и потерь. Но это не сломило их, наоборот, укрепило их характер и закалило для послевоенных трудовых будней. Дети проявили настоящее мужество, оказывая неоценимую помощь как на фронте, так и в тылу. Собирая материал для своей работы, я встречался с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Эти встречи, беседы наполнили меня ещё большей гордостью за свой народ.
Выводы:
1. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
2.Я хочу показать своим ровесникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные года, лучшие качества человека: патриотизм, чувства долга, ответственность, самоотверженность. Я думаю, что именно этих качеств так и не хватает нам, молодым.
3 Война была очень тяжелой и, к сожалению, на сегодняшний день в нашем селе живы всего 92 труженика тыла, 4 участника и очень важно успеть их расспросить, согреть любовью и окружить заботой. Только помня о них, героях войны мы можем сохранить свою историю, а значит свой народ.
4. Да, гипотеза подтвердилась. Во время Великой Отечественной войны дети внесли весомый вклад в победу и на полях сражений, и в тылу.
Приложения
Приложение 1.
Социологический опрос.
1. Знаете ли вы о детях Великой Отечественной войны, живущих рядом с нами?
2.Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки о своем военном и послевоенном детстве?
Аналитические итоги
Этот опрос проводился среди учащихся 7 – 11 классов и охватил 28 человек в возрасте от 14 до 17 лет. Из них на первый вопрос отрицательно ответили 68% , 32% - положительно. На второй вопрос положительно ответили всего 17 %, остальные 83%-отрицательно
Диаграмма 1
Диаграмма 2.
Литература
Ссылки:
Оглавление:
Введение______________________________________________________________2
Актуальность и обоснованность проблема__________________________________2
Проблема______________________________________________________________2
Практическая и теоретическая значимость работы___________________________3
Цель__________________________________________________________________3
Задачи________________________________________________________________3
Гипотеза ______________________________________________________________3
Объект исследования____________________________________________________3
Предмет исследования___________________________________________________3
Методы исследования___________________________________________________4
Продукт_______________________________________________________________4
Основная часть_________________________________________________________5
Огненные годы войны___________________________________________________5
Мое село в годы войны__________________________________________________6
Заключение ___________________________________________________________15
Выводы_______________________________________________________________15
Литература____________________________________________________________17
Ссылки_______________________________________________________________18
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Два петушка
Красочные картины Джастина Геффри
Как нарисовать зайчика
Учимся ткать миленький коврик