Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция: История
Юные герои войны
Автор: Дмитриевских Т. Э., Шмелёва В. Д., ученицы 8б класса МАОУ «СОШ №10. Руководитель: Сергеев П.П., учитель истории МАОУ «СОШ №10». |
г. Когалым. 2015г.
Введение
Великая Отечественная война стала одной из самых ярких, но и в то же время самых кровавых страниц нашей истории. Война коснулась всех, война пришла в каждый дом, нет ни одной семьи, которую обошло бы горе утраты. На борьбу против фашистских захватчиков вставали все, в том числе и детей. Дети того времени считали что они тоже часть страны - они могли даже пожертвовать жизнью ради Родины. Они начинают принимать активное участие в борьбе как на передовой, помогая бойцам красной армии и партизанам, так и в тылу, работая на оборонных заводах за станками или в виде расфасовщиков снарядов. Они очень рано повзрослели. Но до войны, они были самыми обыкновенными детьми: учились, гуляли, играли, помогали старшим, но с началом войны, им пришлось заменить отцов и старших братьев. И в наше время, несмотря на то, что детям войны посвящено много различных работ, и большинство «взрослых» понимают какой отпечаток, вкладывает война в сердца детей, то здесь, то там слышны крики войны, в которых страдают дети.
В связи с празднованием семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне и с недавними событиями на Украине, в Сирии и разворачивающейся войны на Ближнем Востоке, мы считаем нашу тему актуальной.
Цель работы:
Рассмотреть вклад детей СССР в победу над фашизмом.
Задачи:
· Рассмотреть участие детей в боевых операциях;
· Изучить вклад детей в военное производство;
· Рассмотреть вклад детей Тюменской области в победу;
· Выявить жителей города Когалыма, принимавших участие в свои детские годы в боевых действиях или работавших в тылу во времена Великой Отечественной Войны
Объектом исследования являются дети, проживавшие в СССР с 1941 по 1945 год.
Предметом исследования являются дети, принимавшие участие в боевых операциях и работники тыла.
Методология исследования базируется на традиционных методах познания – историзме и системном подходе.
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee_-_yunye_geroi_voyny._sektsiya_istoriya.docx | 82.79 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция: История
Юные герои войны
Автор: Дмитриевских Т. Э., Шмелёва В. Д., ученицы 8б класса МАОУ «СОШ №10. Руководитель: Сергеев П.П., учитель истории МАОУ «СОШ №10». |
г. Когалым. 2015г.
Содержание
Глава I. Дети на фронте Великой Отечественной войны
1.1 Дети на передовой и в партизанских отрядов
1.2 Дети, участники тылового производства
1.3 Подвиги детей, описанные в художественной литературе
Глава II. Вклад юных тюменцев в победу над фашизмом.
2.1 Дети на производстве в тюменской области.
2.2 Участники боевых операций и работники тыла, проживающие в городе Когалыме.
Великая Отечественная война стала одной из самых ярких, но и в то же время самых кровавых страниц нашей истории. Война коснулась всех, война пришла в каждый дом, нет ни одной семьи, которую обошло бы горе утраты. На борьбу против фашистских захватчиков вставали все, в том числе и детей. Дети того времени считали что они тоже часть страны - они могли даже пожертвовать жизнью ради Родины. Они начинают принимать активное участие в борьбе как на передовой, помогая бойцам красной армии и партизанам, так и в тылу, работая на оборонных заводах за станками или в виде расфасовщиков снарядов. Они очень рано повзрослели. Но до войны, они были самыми обыкновенными детьми: учились, гуляли, играли, помогали старшим, но с началом войны, им пришлось заменить отцов и старших братьев. И в наше время, несмотря на то, что детям войны посвящено много различных работ, и большинство «взрослых» понимают какой отпечаток, вкладывает война в сердца детей, то здесь, то там слышны крики войны, в которых страдают дети.
В связи с празднованием семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне и с недавними событиями на Украине, в Сирии и разворачивающейся войны на Ближнем Востоке, мы считаем нашу тему актуальной.
Цель работы:
Рассмотреть вклад детей СССР в победу над фашизмом.
Задачи:
Объектом исследования являются дети, проживавшие в СССР с 1941 по 1945 год.
Предметом исследования являются дети, принимавшие участие в боевых операциях и работники тыла.
Методология исследования базируется на традиционных методах познания – историзме и системном подходе.
Во время Великой Отечественной войны очень много мальчиков и девочек взяли в руки оружие, чтобы сражаться за Родину. На их счету многочисленные диверсии против немецко-фашистских оккупантов. Партизанская война шла на всей территории оккупированной немцами. Разве могли предполагать фашисты, что сражаться с ними не на жизнь, а на смерть, будут дети. Даже самые маленькие подпольщики выбирали смерть предательству. Помимо подвигов на передовой и в партизанских отрядах юные герои трудились у станков и в поле, заменяя ушедших на фронт отцов и братьев.
В подполье только в одной Беларуси историки насчитывают около 75 тысяч юных подпольщиков. Общее число награжденных детей по всему СССР числится около 35 тысяч человек[1]. Подвиги лишь некоторых детей хорошо известны и они них, на наш взгляд, должны знать современные подростки.
Так, Валя Котик - юный партизан разведчик. Родился 11.02.1930 в Селе Хмелёвка Шепетовского района. В годы войны находился на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками. Вёл работу по сбору оружия и боеприпасов. С августа 1943 года юный патриот-разведчик партизанского отряда имени Кармелюка участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада, 16 февраля в бою за город Изяслав был смертельно ранен и на следующий день скончался.
Юра Жданко стал воспитанником моторазведывательной роты 332й стрелковой Ивановской дивизии им. Фрунзе. В роте он выполнял роль разведчика, под видом попрошайки часто ходил к немцам. Первую награду «За отвагу» он получил в 1941 году, когда при минировании моста вынес раненого минера. В 1942 году находясь в партизанском отряде, он проник в дом, где располагался офицер, который руководил окружением, притворившись внуком хозяина дома, он в дальнейшем выкрадет планы борьбы с партизанами. В 1943 году он выведет из окружения батальон РККА. За данный подвиг он получит орден Красной звезды, которую прикрепит сам Михаил Калинин. В 13 лет он будет сильно контужен и в дальнейшем в боевых операциях не участвовал. Умер в 1996 году от инсульта[2].
Надежде Богдановой ещё и не было 10 лет, когда она стала разведчицей. Ходила по фашистским поселениям и доносила очень важную информацию. Когда фашисты взяли её в первый раз, она очень сильно пострадала от зверских пыток и после упала в яму на секунду раньше выстрела и выжила. Во второй раз, когда её схватили, облили на морозе водой, выжгли на спине 5-и конечную звезду, и посчитав мёртвой выбросили. После местные жители спасли её, слепую, парализованную. После войны зрение удалось вернуть[3].
Колю Печененко война застала в пионерском лагере, когда ему было одиннадцать. Группу пробиравшихся по лесу детей заметил фашистский бомбардировщик. На них сбросили бомбу. После взрыва выжил только Коля, но его контузило. Он пролежал больше суток, а после ещё 25 дней скитался по лесу. Его нашёл комиссар партизанского отряда и отнёс к леснику. Став сильнее мальчишка остался с партизанами, но после понял, что это только начало. Над Колей издевались, выводя на казнь, набрасывали верёвку и выбивали стул из-под ног. Его то вешали, то подстреливали, а в перерывах загоняли спички под ногти. После такой казни его парализовало. Из-за того, что он долгое время не мог прийти в себя, немцы решили, что он мёртв. Потом его нашли партизаны и чудом спасли его. Не смотря на то, что его парализовало, он всё равно не сдался — зажимая ручку зубами, исписал 700 школьных тетрадей, создав книгу воспоминаний «Опалённая судьба», которую издали в 1984 году, за три года до смерти Николая Печененко[4].
Зинаиде Портновой на начало войны было 14 лет. Член подпольной комсомольской организации «Юные мстители». Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. В декабре 194з года при возвращении в отряд была схвачена фашистам. Во время допроса она схватила со стола пистолет фашистского следователя и застрелила его и ещё двоих немцев. Попыталась бежать, но была поймана и зверски замучена в январе 1944 года.
Марат Казей юный герой подполья. В годы оккупации Белоруссии 12-летний пионер стал членом партизанского отряда имени 25-летия Октября. Принимал активное участие во многих операциях по подрыву ж\д дорог и устраивал вместе с отрядом большое количество засад на фашистов. 11 мая 1943 года при выполнении задания командования партизанского отряда у деревни Хоромицкое Узденского района Минской области 14-летний партизан был взять в «кольцо» немецкими карателями. Превосходящие силы противника не смогли испугать Марата, и он продолжал сопротивление до последнего патрона. Не желая быть захваченным в плен, юный герой взорвал гранатой и себя, и окружавших его немецких солдат. За проявленное мужество в борьбе с фашистами было присвоено звание «Герой Советского Союза». Также он был награжден орденом Отечественной войны І степени, орденом Ленина, медалью «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги».
Для детей создавались и специальные лагеря. Одним из таких лагерей был Саласпилсский концлагерь. С 1942 года в лагере содержались помимо участников сопротивления еще и женщины и дети, которые уклонялись от сдачи оккупантам поставок сельхозпродукции, а так же семьи партизан.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем детей, которых затем стали использовать для переливания крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. По свидетельским показаниям, в лагере погибло более 100 000 человек. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом кладбище у Саласпилса[5].
«Все для фронта! Все для победы!» - под таким лозунгом проходила вся тыловая жизнь каждого в течение всех дней, пока шла война.
Во время того, пока наши солдаты воевали за Родину те, кого не призвали, упорно трудились в тылу. Это были женщины, старики и конечно же дети. Не покладая рук дети и днём, и ночью трудились на заводах, фабриках и полях вместо отцов. Вставали за станки, собирали патроны и автоматы, сеяли и собирали пшеницу с полей.
27 июня 1941 года “Правда” сообщала, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, что бы заменить ушедших на фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.
Танк «Малютка»
«Малютка» — название именного лёгкого танка Т-60, средства на постройку которого в 1943 году собрали дети Омской области. 25 февраля 1943 года в газете «Омская правда» было опубликовано письмо шестилетней Ады Занегиной. В письме говорилось:
«Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист.»
После этого письма все дети начали отправлять деньги на постройку танка, который был назван «Малютка»[6]
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. В первые же дни многие добровольцами отправились на фронт. С каждым днем все меньше и меньше трудоспособных мужчин остается в деревне. А тут подоспела уборочная страда. Ох, нелегкая это пора даже в мирное время, а в суровые военные годы приходилось тяжелее во много крат! Встаешь в 4 часа утра и до позднего вечера в поле убираешь хлеб. Работали старательно, ведь нельзя оставить в поле ни один колосок, поскольку каждый на вес золота. Работали споро, ведь надо успеть убрать все вовремя, пока стоит хорошая погода. Бабушка говорит, что им эта работа в поле снилась даже по ночам. Она, восьмилетняя, в горячую уборочную пору наравне с взрослыми принимала участие в этом важном деле. Эти маленькие девочки и мальчики понимали всю ответственность, которая легла на их плечи. Да, рано им пришлось повзрослеть. Бабушка Таня вспоминает, что ее будили рано-рано, когда еще лишь чуть брезжил рассвет, и она, полусонная, шла, спотыкаясь о невидимые кочки, за матерью в поле[7].
Подвиги детей запечатлены во многих произведениях литературы. В большинстве случаев они имеют реальные исторические корни. Подвиги детей войны описаны во многих книгах: рассказах и повестях, они трогают за душу и не могут оставить никого равнодушными. Вот некоторые из них.
В повести С. Самсонова «По ту сторону» рассказывается о советских подростках, угнанных в Германию во время Великой Отечественной войны.
В. Катаев в повести «Сын полка» повествует о мальчике Ване Солнцеве, который стал сыном и артиллерийской батарее, и капитану Енакиеву.
А. Адамович написал «Жаворонки над Хатынью». Повесть о предвоенном и военном времени в белорусском селе Хатынь, о трудной жизни людей, особенно детей, в период фашистской оккупации, о борьбе с захватчиками и трагедии, разыгравшейся там, когда село и все население его - дети, женщины и старики - были сожжены.
Е. Ильина в книге «Четвертая высота», повествует о Гуле Королевой — молодой советской актрисе, которая начала свою карьеру в кино в 4 года, а в мае 1942 года в 19 лет по своей воле пошла на фронт, где героически погибла в боевых действиях при взятии высоты 56,8 под Сталинградом.
Повесть А. Авраменко «Гонцы из неволи», о пионерах-героях А. Кобере и В. Хоменко, которых за их геройский поступок наградили орденами Отечественной войны;
Лев Кассиль «Улица младшего сына». Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина — героя Великой Отечественной войны.
Н. Луговой «Опаленное детство». Книга о юных героях Васе Борзове, Саше Бокун и других ребятах активно помогавших бойцам крымского подполья и партизанам;
А. Сухова «Дети война». Книга о героических подвигах детей в годы Великой Отечественной войны, о самых смелых и бескорыстных подвигах.
В период Великой Отечественной Войны огромное количество детей встали за станки и за сельхозорудия. Согласно статистике в 1942 году в народном хозяйстве страны трудилось свыше 1,2 млн. подростков в возрасте до 18 лет, причем каждому четвертому не было и 16[8]. Не исключением стали и подростки Тюменской области. Не смотря на то, что фронт был в тысячах километров от родного дома дыхание войны чувствовалось и здесь: сводки Совинформбюро, письма с фронта и приходившие похоронки. В замен ушедших на фронт мужей и сыновей, за станками, на трактора и в поле выходили их жены, сестры и матери, в следствии этого вся работа по дому ложилась на маленьких тюменцев. Помимо работы по дому они принимали участие в с\х работах, работали на заводах, собирали и сдавали ягоды, грибы кору и удили рыбу.
В документах, хранящихся в Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области, приводятся следующие данные:
«24 июня 1941 года. Пионеры и школьники Зарословской неполной средней школы Бердюжского района взяли на себя всю посильную работу взрослых. Они включились в массовую прополку хлебов и выполнение других работ.»[9]
«24 ноября 1941 года. Учащиеся школ Березовского района Ханты-Мансийского национального округа оказана помощь колхозам: поставлено 72 тонны сена, заложено 12 тонн силоса, убрано 12 га овса, собрано 67 тонн картофеля, 12 тонн веточного корма.»[10]
«28 октября 1942 года. Учащиеся начальной школы № 13 города Тюмени для того, чтобы помочь фронту организовали бригаду и в свободное от занятий время работают на фанерокомбинате.»[11]
«Февраль 1944 года. В рыболовецком колхозе «Сталинская трибуна» (хантыйские юрты Чучелины) инвалид Отечественной войны Кузьма Чучелин руководил звеном юных рыбаков, куда входили: Ушаевы Ирма (13 лет) и Лида (11 лет), Чучелины Ваня (10 лет) и Ирина (12 лет). Каждый из них выловил и сдал государству по 200 кг рыбы.»[12]
Однажды 21 марта 1943 года в газету «Тобольская правда» пришло такое письмо: «Дорогой дядя редактор! Я прошу мое заявление напечатать в газете. Мне 7 лет, но я уже хожу в школу. Учусь хорошо. Я слышала по радио, что все дети вносят свои деньги на танк «Малютка». Я тоже вношу свои 101 руб. 18 коп. и прошу передать бойцам на фронт, чтобы скорее разбить фашистов, а я вернусь в свое Запорожье.
Оля Танкилевич, ученица 1 класса школы № 13».
Также дети собирали средства на строительство военной техники, например в ноябре 1944 года Учащиеся и пионеры школы № 25 Центрального района г. Тюмени организовали сбор средств на строительство боевого катера «Тюменский пионер»[13]
Помимо архивных материалов, в которых часто используются лишь сухие цифры, существует огромное количество воспоминай очевидцев, которые описаны и опубликованы. Одним из таких воспоминаний являются воспоминания Майи Смирновой.
Она рассказывает о том, как жили и трудились дети в период войны.
«Годы военного детства запомнились постоянной работой. Но зато мы многому научилась: вязать кружева, готовить еду, носить на коромысле воду с водокачки, зимой не допуская сосулек на ведрах, выращивать овощи. Кружева в годы войны я вязала только на заказ, за молоко или другие продукты.»[14]
Вспоминает Мария Смирнова и о трудовых буднях:
«Помню весну 1942 года. Родители на работе, а мне поручили получить землю для посадки, дали колышки. Я - грамотная, первый класс окончила. Пришла со взрослыми на поле (на этом месте сейчас областная клиническая больница N 2). Отмерили участок, колышки помогли вбить. На следующее утро привела маму на участок, она расстроилась - часть земли не вспахана, здесь плуг делал поворот. Это был для меня практический урок. Тогда же мне купили личное орудие труда - саперную лопатку, сделали длинный черенок. С этого времени и до окончания института я сажала картошку.
Мама работала в артели «Производственник». Здание стояло напротив цирка, приблизительно на том месте, где сейчас центральная клумба на Городской площади. В артели в зимнее время шили фуражки для солдат, в летнее время - шапки-ушанки. Артель выполняла заказ на пошив шапок-ушанок и для лагеря военнопленных N 93. Об этом я узнала, конечно, позднее, из архивных документов. Почти каждый день после школы шла помогать маме: обшивала картонные пуговицы для солдатских фуражек, проглаживала швы, сшивала мех для шапок. Тогда же научилась пользоваться наперстком, храню его…»[15]
Помимо этого, согласно воспоминаниям, Майя принимала участие в работе госпиталей, где располагались раненые бойца Красной армии.
«…В третьем классе вступила в пионеры, мы помогали друг другу в учебе, ходили с концертами в госпиталь, размешавшийся в нашей школе N 21, исполняли для раненых матросский танец - надевали матросские воротники, вот и весь костюм. Госпиталь размещался по ул. Семакова, 10, ныне университет. Помню, как после встречи с ранеными мы вышли на улицу, смотрим на окна, раненые улыбаются, машут руками, а с деревьев свисают сосульки. Видимо, дело было к весне…»[16]
Рассказывает также и про рабочие будни на фанерокомбинате: «…На фанерокомбинате работали школьные бригады. Мы несколько раз туда ходили, в цехах занимались уборкой. Более серьезной работы не было, малы еще…».
В сельской местности на детские плечи часто ложилась тяжелая работа по домашнему хозяйству, особенно было тяжело тем детям которые еще до начала войны потеряли мать, а во время войны на фронт забрали и отца.
Из воспоминаний Анкиной Марии Ивановны: «Перед тем как уйти на фронт, мы с отцом заготавливали сено, и мне нужно было запомнить, где стояли наши стога. В 1942 году на фронт забрали отца, и мы с сестренкой остались вдвоем, брата забрали дед с бабушкой. На наши плечи легло все домашнее хозяйство[17] . Зимой мы с подружкой поехали на лошади за сеном, которое с отцом летом заготавливали,. Стали это сено грузить на сани. Навыков не было ни каких, перетянули нагруженное сено веревками и поехали. Пока ехали, сено дважды разваливалось, было очень обидно, но жизнь научила всему.»[18] Из воспоминаний Коноплевой Елизаветы Тимофеевны: «Мы с мамой зимой постоянно ходили в лес за ветками. Пилы и топора у нас не было, поэтому мы брали крюк с веревкой, закинешь кг он ветку, зацепишь и тянешь… И так целые сани.»[19] .
Помимо работ по сдаче продуктов государству, работ на гос. предприятиях и тяжелых работ по дому, большинство детей работали еще и в колхозах. Из воспоминаний Анкиной Марии Ивановны: «До начала уроков нам нужно было в колхозе успеть напоить молоком телят (5-6 штук), за которых мы несли ответственность. Летом мы заготавливали сено и траву… Я была очень шустрая, один раз я выкосила 47 соток.»[20] Из воспоминаний Выучейской Анны Ивановны: «Зимой мы с мамой заготавливали дрова для школы, нужно было заготовить 16 кубов…»[21]
В ходе подготовки данной научной работы мы, посетили «Совет ветеранов г. Когалыма», который организовался в 1983 году. В 1983 в совет входили 185 ветеранов: дружинники тыла, блокадники, узники. Из них 23 участники боевых действий. В настоящее время в совет входят 76 ветеранов. Из них 4 участника боевых действий. 60% ветеранов не ходят, более 40 человек похоронены на когалымском кладбище, остальные уехали в другие города. Нами был составлен подробный список всех оставшихся ветеранов в городе Когалыме: Табл. №1.
Категория | ФИО | Дата рождения |
Инвалиды ВОВ, участники ВОВ. | Гюгезян Нина Артёмовна | (28.11.1922) |
Клепиков Николай Иванович | (01.01.1925) | |
Коробов Валентин Фёдорович | (25.10.1927) | |
Хузин Гакрама | (10.10.1926) | |
Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей | Аверина Галина Михайловна | (25.08.1929) |
Степанова Нина Ефимовна | (05.05.1940) | |
Шамли Анна Ивановна | (05.05.1940) | |
Граждане, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда» | Злобин Евгений Николаевич | (24.06.1941) |
Смирнов Анатолий Яковлевич | (22.01.1939) | |
Члены семей погибших(умерших) инвалидов ВОВ, ветеранов ВОВ | Алексеенко Светлана Филипповна | (07.04.1939) |
Головко Ольга Григорьевна | (09.09.1941) | |
Замуло Евдокия Тимофеевна | (10.02.1939) | |
Кочакова Клара Ивановна | (11.06.1927) | |
Микова Галина Александровна | (02.05.1930) | |
Новомлинцева Мария Петровна | (23.08.1930) | |
Рогожникова Александра Егоровна | (09.09.1927) | |
Скворцова Анна Ивановна | (18.03.1928) | |
Холодняк Раиса Павловна | (02.08.1929) | |
Труженики тыла во времена ВОВ | Алатырева Елизавета Алексеевна | (15.07.1932) |
Амельченко Анна Фёдоровна | (21.09.1931) | |
Амирбеков Ахмед Лукманович | (25.05.1935) | |
Амирова Вера Михайловна | (15.07.1928) | |
Арипова Марвана Мухтабаровна | (27.11.1928) | |
Ахметгалиев Тахир Ганеевич | (05.12.1930) | |
Балезина Аграфена Ивановна | (22.01.1930) | |
Бердина Такзима Имамутдинова | (18.07.1928) | |
Бородина Клара Ивановна | (25.12.1929) | |
Бусарова Елизавета Кузьминична | (20.04.1925) | |
Ваганова Клавдия Степановна | (22.12.1932) | |
Витвицкий Василий Петрович | (13.04.1930) | |
Волкова Мария Фёдоровна | (26.11.1929) | |
Габдрахманова Рафига Таиповна | (27.01.1930) | |
Гадельшина Гаян Диммухаметовна | (15.02.1930) | |
Галимов Нурлыгата Нуруллович | (20.11.1927) | |
Гиндуллина Зульфия Саитовна | (10.01.1931) | |
Гольцева Любовь Трофимовна | (07.07.1929) | |
Горницкий Александр Иосифович | (27.11.1932) | |
Егофарова Мафтуха Асфаяндияровна | (23.08.1930) | |
Жмурко Анна Прокофьевна | (01.05.1928) | |
Иванова Нина Павловна | (15.02.1930) | |
Квитанцева Александра Ивановна | (22.07.1927) | |
Кириллова Мария Андреевна | (06.01.1928) | |
Клоц Наталья Яковлевна | (22.04.1929) | |
Койнов Василий Сергеевич | (17.08.1930) | |
Крахмалева Александра Ивановна | (20.11.1922) | |
Кунаева Раиса Прохоровна | (15.04.1926) | |
Кухтерина Агния Степановна | (10.02.1922) | |
Ларин Николай Антонович | (28.01.1931) | |
Логунович Наталья Фёдоровна | (15.12.1927) | |
Мартынцев Виктор Васильевич | (05.03.1929) | |
Меджидова Тажли Агаевна | (30.12.1931) | |
Мельникова Татьяна Ивановна | (25.01.1926) | |
Мигранова Фания Фаткуловна | (29.06.1929) | |
Мирошниченко Мария Михайловна | (25.10.1930) | |
Панина Раиса Фёдоровна | (18.10.1932) | |
Ревера Николай Григорьевич | (28.05.1931) | |
Репин Иван Акимович | (07.01.1927) | |
Репина Клавдия Алексеевна | (02.03.1932) | |
Руденская Зоя Ивановна | (05.05.1930) | |
Рябоконева Анна Григорьевна | (16.04.1928) | |
Сабирова Максума | (01.01.1921) | |
Салякина Зинаида Митрофановна | (25.05.1930) | |
Симонян Мария Тиграновна | (11.10.1923) | |
Соколова Анна Ивановна | (17.09.1921) | |
Солдатова Валентина Ивановна | (20.09.1932) | |
Станишевская Валентина Романовна | (20.09.1922) | |
Фахрушина Аклима Рхматулловна | (10.07.1924) | |
Фёдоров Григорий Юрьевич | (15.01.1927) | |
Царина Надежла Петровна | (30.09.1927) | |
Чалкова Нина Афанасьева | (13.04.1927) | |
Чибисова Зинаида Ильинична | (29.12.1928) | |
Шабанова Клавдия Ивановна | (07.11.1928) | |
Шперлинг Геннадий Тобиасович | (28.07.30) | |
Щинова Анна Егоровна | (13.09.1932) |
В Совете ветеранов нам дали адрес одного из ветеранов, Веры Михайловны, которой мы задали ей несколько вопросов о её детстве. Оказалось, жила она во время войны в посёлке Лылово, Оренбургской области (Приложение №2).
Вера Михайловна рассказала, что в годы Великой Отечественной Войны, было очень тяжело: «Мы были такие, как вы, 11-13 лет. Мне было 11 лет, мы гуляли на улице и играли в лапту и ровно в четыре часа объявили войну, и тут наша жизнь изменилась, мы работали, пахали. Как вспомнишь, обували мы лапти и в них ходили. Командир ходил, будил: «Вера, вставай, пошли пахать». Пахали на быках, лошадях
Потом послали меня учиться на тракториста, так что я и тракторист, и комбайнёр, и все на свете. Потом значит учительница возила 5,6,7 классы, возили по полям Оренбургской области, и был голод тогда страшный (со слезами, вспоминала Вера Михайловна). Вешали нам сумочки маленькие ситцевые на плечо. Учительница сказала: «Мусор в одну сторону, а колоски в другую, и никто чтобы не один колосок не скушал, когда дойдете до конца, тогда 6 колосиков которые сами выдернулись, ни то, что выдернули, а те которые сами выпали, в руках размельчите и скушаете». И вот я съела 6 колосиков, а остальное учительница сказала на кухню отнести и поварихам отдать. Отец ушёл на фронт, и моя старшая сестра тоже. Ей было 17 лет и её взяли добровольцем, она защищала Сталинград. У неё было много наград, медалей, ветеран великой отечественной войны, но я сама не воевала, я то труженица была, на тракторах, на комбайнах ездила. Помню, как привязывали меня к трактору, чтобы с трактора не слетела. Иду я как-то по улице, смотрю, на меня бежит толпа. Все обнимаются, целуются, кричат. Я спрашиваю: « Что случилось», а мне в ответ: «Ура, война закончилась!»». Сейчас Вере Михайловне 86 лет, скоро будет 87.
И таких воспоминаний о трудном военном детстве очень много.
В ходе работы нам стало интересно узнать, что знают наши сверстники о своих родственниках, чье детство или юность выпали на военные годы. С этой целью мы провели опрос среди учащихся 8х классов МАОУ «СОШ №10». Всего было предложено три вопроса. В первом: нужно было указать, кто из семьи был участником или работником тыла в период Великой Отечественной войны (далее ВОВ), во втором – кого из детей, участников или работников тыла в период ВОВ вы знаете, и последний – какие произведения о детях, участниках ВОВ или работников тыла вы читали. Результаты опроса нас поразили тем,что почти половина опрошенных не знали ни о своей семье, ни о участниках ВОВ ничего. Только на первый вопрос смогли ответить 33% опрашиваемых, на второй или третий 24%. Из всех опрашиваемых, только 10% назвали хотя бы одно литературное произведение про юных участников ВОВ (см. Приложение 1).
Война затрагивает жизни и сердца всех участников, хотят они того или нет. В первую очередь, она касается детей, и каждый из них внес свой, хотя бы небольшой, вклад в общую победу. В своей работе мы постарались рассмотреть и изучить вклад советских детей в победу над фашизмом.
В ходе работы, нами, в первую очередь, был изучен вклад детей и подростков в ход боевых действий на линии фронта и в тылу противника, также были рассмотрены некоторые из судеб участников боевых действий. В дальнейшем мы рассмотрели вклад детей СССР в работе тыла и рассмотрели примеры трудового подвига детей. Помимо всего были рассмотрены ряд произведений, которые посвящались детям и нелегкому детскому труду в период Великой Отечественной Войны.
Также мы рассмотрели трудовой подвиг детей в Тюменской области, и выяснили, что вклад их в итоги войны огромен, молодые тюменцы делали все для победы. Они заменили часть тех, кто ушел на фронт и наравне со взрослыми выполняли различные работы: от сдачи сена и рыбы в колхозы до труда на заводах.
Нами была проведена работа в местных архивах и организациях ветеранов, и было выяснено, что в городе Когалыме проживает 76 участников Великой Отечественной Войны. Это и участники в боях, работники тыла, блокадники. Нами было составлена полная таблица всех когалымчан - участников боевых действий и работников тыла.
Война не должна быть забыта никогда. Никогда не должны быть забыты герои войны, особенно те, юные, которым было особенно тяжело выносить все тяготы военных будней. Честь и слава героям! С праздником всех, кто выжил и остался живым свидетелем войны, они многое могут еще нам рассказать.
Опубликованные источники:
Воспоминания:
Журналы
Статьи:
Приложение №1
[1] Игорь Плугатарев. Детский фронт Великой Отечественной войны// Независимое военное обозрение. №3 2006.
[2] Там же…
[3] Лазарева Н. Маленькие герои великой победы// Мысли и здоровье. №38.
[4] Там же…
[5] Ольбик А.С. Из детства в концлагерь.
[6] Ялтикова Е.В. Победа ковалась в тылу// Исторический сайт.
[7] Там же…
[8] М. Смирнова «Победа со слезами и радостью»// Тюменская область сегодня. №3. 2015 г.
[9] Тюменцы - фронту: сборник документов 2005. С. 231.
[10] Там же… С. 232
[11] Там же… С. 243
[12] Там же… С. 266.
[13] Тюменцы - фронту: сборник документов 2005. С. 278.
[14] М. Смирнова. Не уйдут из памяти…//«Тюменский курьер». 2015.
[15] Там же…
[16] М. Смирнова. Не уйдут из памяти… //«Тюменский курьер». 2015.
[17] Марии в том году только исполнится 15 лет, а сестре 14 лет.
[18] Детство опаленное войной. Ханты-Мансийск, Принт-Класс. 2014. С. 11-12.
[19] Там же… С. 91.
[20] Там же … С. 12.
[21] Там же… С. 25.
Можно от Солнца уйти...
Солнечная система. Взгляд со стороны
Домик зимней ночью
Снег своими руками
Рукавичка