Исследовательская работа по окружающему миру.
Вложение | Размер |
---|---|
текст работы | 54 КБ |
Управление образования, молодежной политики и спорта
Администрации Шелеховского муниципального района
VI районная научно-практическая конференция младших школьников
«Первый шаг - 2015»
Кто раскрасил листья в зелёный цвет?
Исследовательская работа
Работа ученицы 2 класса Б
МКОУ ШР «ООШ №11»
Мельзениновой Марии
Участники: ученики 2 Б класса
Руководитель: Переляева О.П.
Март 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Почему лист зелёный?.......................................................................................................................................................4
2. Доказательство влияния солнечного света на окраску листовой пластины………………………………………… 5
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………….….6
Источники……………………………………………………………………………………………………………………….7
Приложение.
Введение.
В нашем классе много разных растений. Все они имеют различную форму и размер листьев. У одних листья большие и гладкие, у других вытянутые, а есть и вовсе с иголками. Но, несмотря на всё это многообразие все они зелёного цвета. Летом и трава, и деревья, и кустарники тоже имеют зелёную окраску листьев. Тогда мне стало интересно, почему листья растений зелёного цвета.
С этим вопросом я обратилась к своим одноклассникам. Выяснилось, что больше половины класса не знают ответ на этот вопрос. Некоторые предположили, что листья раскрашивают в зелёный цвет феи или гномики. По-моему это не так.
Тогда я решила провести исследование, и выяснить, почему листья растений имеют зелёную окраску.
Гипотеза: листья растений имеют зелёную окраску благодаря особенностям строения листовой пластины и влиянию внешних факторов.
Цель работы: выяснить, почему листья растений окрашены именно в зеленый цвет. Каким образом они окрашивается в такой цвет и что тому способствует.
Для достижения цели работы предполагается решить следующие задачи:
- изучить уже известную информацию о цвете листьев по книгам и журналам;
- выявить знания ребят из нашего класса по изучаемой теме;
- узнать о строении листа растений;
-опытным путём доказать влияние солнечного света на окраску листьев растений.
Для реализации поставленных задач я применяла следующие методы:
а) изучение тематических изданий в библиотеке, поиск информации в интернете;
б) опрос одноклассников;
в) эксперимент;
г) самостоятельный анализ полученной информации.
Практическая значимость моей работы заключается в ответе на вопрос «Почему литья растений имеют зелёную окраску?» и доведения результатов моего исследованию до одноклассников.
Меня очень заинтересовала идея ребят о том, что листья раскрасили красками сказочные персонажи. Для того, чтобы установить так ли это, я взяла влажную ткань и протёрла листья разных растений. При внимательном рассмотрении ткани, никаких следов краски я не обнаружила.
Возможно, лист окрашен очень стойкой краской. Для проверки этого предположения, я рассмотрела лист герани при помощи лупы. При внимательном рассмотрении, я сразу увидела, что лист состоит из множества прожилок. Кажущийся гладким, лист неровный, не его поверхности имеются волоски. Цвет листа меняется от светло - до тёмно-зелёного. Лист окрашен вовсе не снаружи, а изнутри.
Для того, чтобы узнать, что придаёт листу зелёную окраску, я рассмотрела его под микроскопом. При многократном увеличении выяснилось, что в клетках растений содержатся миллионы зелёных частиц. Из научной литературы я узнала, что это хлорофилловые зёрна, а зелёное вещество, которое в них содержится, называется хлорофилл. В переводе с греческого языка хлорофилл переводится как «зелёный лист».
Хлорофилловое зерно не долговечно. И образовываться оно может только при условии хорошего освещения. Именно благодаря этим зернам, лист имеет зеленую окраску, ведь хлорофилл имеет свойство поглощать все цвета, исключая зеленый. Этот луч хлорофилл отражает и поэтому, мы видим лист в зеленом цвете.
В зеленом листе, в его клетках с хлорофиллом работает удивительная фабрика. Она исправно трудится только тогда, когда на лист падает свет. Упал на лист свет — и началась великая работа жизни. Нет света — и замирает фабрика зеленого листа.
Нигде больше во всем мире со всем его многообразием, нигде, — только здесь, в зеленом листе, в зеленой части растения, вырабатываются важнейшие питательные вещества и кислород. Исчезни вдруг зеленый лист — и все на нашей планете Земля вымрет. Ведь именно он дает нам возможность дышать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что растения имеют зелёную окраску благодаря содержащемуся в листовой пластине хлорофиллу и падающим на лист лучам солнечного света.
2. Доказательство влияния солнечного света на окраску листовой пластины.
Для того, чтобы подтвердить наше предположение о влиянии солнечного света на зелёную окраску листовой пластины растений, мы провели научный эксперимент.
Я взяла два одинаковых цветка герани. Один оставила на подоконнике, а другой поместила в тёмное место, куда не проникают солнечные лучи. Полив растений осуществлялся в одно и тоже время. Через неделю я сравнила растения. Цветок, который находился на подоконнике остался ярко зелёным и даже зацвёл. А у цветка, который находился без света произошли изменения. Изменилась естественная окраска листьев —молодые листочки выросли меньшего размена с очень бледной, почти белой окраской. Пестро окрашенные листья потеряли яркость рисунка. Они - стали зелеными, нижние листья начали желтеть. Произошло уродливое вытягивание побегов. Растение замедлило свой рост, цветения не наступило. Цвет листьев говорит о недостаточно количестве хлорофилловых зёрен в листовой пластине, которые образуются при свете.
Результаты данного эксперимента, подтверждают моё предположение, о том, что на зелёную окраску листовой пластины влияет солнечный свет. Без солнечного света растение может даже заболеть и погибнуть.
Далее, для достоверности полученных результатов, я решила провести ещё один эксперимент. На листовую пластину фикуса я наклеила кусочек лейкопластыря. Когда через один месяц его удалили, то на том месте, где был лейкопластырь, осталось бледное пятно, которое указывает на то, что в случае недостатка солнечного света частично разрушается хлорофилл и лист постепенно теряет зелёную окраску.
Результаты данного эксперимента также подтверждают предположение о том, что зелёный цвет листьев зависит от попадания солнечных лучей на листовую пластину. Та части листа, которая находилась под солнечным светом, не изменила своей окраски. Там, где попаданию солнечных лучей препятствовал лейкопластырь, произошло частичное разрушение хлорофилла и вместо зелёной окраски листа появилось бледное пятно.
Заключение.
В результате изучения научной литературы, проведения экспериментов мною были сделаны следующие выводы:
- На цвет растений влияет солнечный свет, с помощью которого в растениях образуется химический процесс – «фотосинтез», он то и отвечает за выработку зелёных пигментов в растениях под названием «хлорофилл ». Вот поэтому цветы в нашем классе, трава и листья на деревьях зелёные. Все зелёные растения являются «лёгкими» нашей планеты и имеют огромную роль в поддержании жизни на Земле!
- При отсутствии солнечного света хлорофилл начнёт постепенно разрушаться, и яркая зелёная окраска листьев сменится на бледную, желтоватую. При длительном отсутствии света растение может даже погибнуть.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Ответ на вопрос о том, кто раскрасил листья в зелёный свет найден. Это солнышко.
Я решила поделиться знаниями со своими одноклассниками, которые получила в ходе своей исследовательской работы. На уроке окружающего мира я представила свою работу.
После своего рассказа я предложила своим одноклассникам снова ответить на вопрос о том, почему растения имеют зелёную окраску листьев. Почти все одноклассники после моего рассказа узнали ответ на вопрос «Кто раскрасил листья в зелёный цвет?» и понимают значение зелёных растений на Земле, что подтверждает практическую значимость нашей работы.
Спустя некоторое время, по результатам второго опыта ребята предложили вырастить цветок класса. На листья растения мы наклеили из лейкопластыря свои имена. Спустя месяц, мы рассчитываем, что после того как уберём лейкопластырь, имена останутся. Данный опыт ещё не окончен и о его результатах я рассчитываю рассказать на научно-практической конференции.
Источники:
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике / Сост. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1985. – 223 с. ил.
Учебник ботаники 5 класс.
http://www.znaytovar.ru/new584.html" http://www.znaytovar.ru/new584.html
http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/pochemu-trava-zelenaya/#ixzz3VxtgPlsR
http://www.pochemuchca.ru›detsk-vopros/poshemu6.html
Заяц, косач, медведь и весна
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Композитор Алексей Рыбников
Эта весёлая планета