Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным , угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pamyat_kultury.doc | 105.5 КБ |
pamyat_kultury.ppt | 2.9 МБ |
| Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука» |
Полное название темы работы | Память Культуры |
Название секции форума | Экологическая предметная область |
Тип работы | исследовательская работа |
Фамилия имя отчество (полностью) | Захарова Ксения Александровна 28.11.1996г. |
Место учебы: | Муниципальное казённое образовательное учреждение «Кириковская средняя общеобразовательная школа» |
Класс | 11 |
Место выполнения работы | школа |
Руководитель | Слабкова Галина Петровна |
e-mail (обязательно) | Автора-.8 905 973 3020 руководителя работы- 8950 410 680 6 |
Содержание
Введение
Введение
Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным , угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.
Цель: Изучение нравственного значения и влияния на человека культурной среды.
Задачи:
1.Показать различие между экологией природы и экологией культуры.
2. Определить, что значит, быть интеллигентным и воспитанным человеком.
3. Выявить через анкетирование отношение молодого поколения к семейным традициям.
4. Раскрыть роль краеведения в сохранении памятников культуры на местах.
1.Экология природы и экология культуры
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурой среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виду культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей
культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота - триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получали отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи - значит, постепенно обогащаться духовно.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая, экология культурная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?
Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек - не оседлый и способен убивать оседлость в других.
Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико - оно принципиально существенно.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена, известна грань, если не уничтожена та или иная природа животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить их в Бескидах, то есть там даже, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человекам равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…
А восстановление в природе не возможны без культуры человека.
1.1 Социальный долг человека быть интеллигентным и воспитанным.
Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек- это тот, который много читал, получил хорошее образование ( и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все- таки внутреннее интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того.… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличать настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявить грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценить другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного,- вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно( именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя- не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность- это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Приветливость и доброта делает человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину ( даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу,- он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких,- он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи,- он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто –то дома готовит уроки или читает (пусть это будет даже его маленькие дети), -он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Воспитанный человек- это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но и в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В основе всех хороших манер лежит забота_ забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши- вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя в суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять- таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь.
Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека.
Итак, жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство,- это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше. Искусство приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относится к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими…Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ.
Народное творчество учит понимать условность искусства. Почему все- таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вызвано крайним сомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре , не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на Севере, но и в сложном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приема гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа- отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного.
1.2 Забота о прошлом и есть забота о будущем.
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о то, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас- товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое –то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие- то трудности.
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем,- будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь- это не одномоментность существования.
Необходимо знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек- это не степное растение перекати- поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Для того чтобы, выяснить, как молодое поколение относится к прошлому, к своим потомкам, к семейным традициям. Провели анкетирование. Участники анкеты: учащиеся 6- 11 классов.
Вопросы | Количество учеников | Ответы (%) |
1.Знаете ли вы свою родословную? | 29
| 58,6- да 41,4- нет |
2.Имеются ли в вашем доме портреты с фотографиями родственников? | 29 | 70,4- да 29,6- нет |
3.Портреты бабушек, дедушек, мамы, папы, братьев, сестер? | 29 | 72,4- да 27,6- нет |
4.Имеются ли фотоальбомы? | 29 | 96,5- да 3,5-нет |
5.Хранятся ли старые фотографии? | 29 | 93,1- да 6,9- нет |
6.Знаете ли вы людей изображенных на этих фотографий? | 29 | 93,1- да 6,9- нет |
7. Рассматриваете ли вы эти фотографии? | 29 | 82,7- да 17,3-нет |
8.Знаете ли вы историю родственников? | 29 | 58,6- да 41,3- нет |
9.Кто вам рассказал? | 29 | 41,3- родители 37,9- бабушки, дедушки. 20,6- не знают |
10. Интересно ли вам знать о своих родственниках? | 29 | 86,2- да 13,8- нет |
11. Хранят ли в вашем доме предметы, которые имеют семейную ценность? | 29 | 86,2-да 13,8-нет |
Если человек не любит хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценить память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохенькие, значит, у него нет любви к своему городу, к своему селу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране, к своим потомкам.
Велика роль краеведения в сохранении памятников культуры на местах. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.
Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально- историческое своеобразие- одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна- это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе- воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
В нашей школе есть музей, называется «Комната Русского быта». Здесь собраны экспонаты: ткацкий станок, первый телевизор, патефон, монеты разных лет, различная кухонная утварь, первая счетная машинка, коллекция старинных самоварах, образцы школьной формы, костюм русский и т.д. Музею в этом году исполняется 13 лет. Он развивается и пополняется экспонатами. В школе организована работа по воспитанию любви молодого поколения к прошлому: проводятся встречи пожилых людей, народные гуляния, праздники: «Пасха», «Вербное воскресенье», «День пожилого человека» «Рождественские гадания». В комнате проводятся учебные занятия, факультативные занятия, экскурсии.
Есть ли у нас исторические памятники культуры в Пировском районе? С этой целью мы провели опрос.
Результаты опроса показали:
Вопрос | Количество учеников | Ответы (%) |
1.Знаете ли вы исторические памятники культуры Пировского района? Назовите? | 29 | 6,8 – да 93,2- нет |
Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются социальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто - любо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
Заключение
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
Список литературы:
1.Д.С. Лихачев «Письма о добром» Современникам и потомкам посвящаю 2007г.
Слайд 1
Муниципальное казённое образовательное учреждение « Кириковская средняя общеобразовательная школа» Выполнила: Захарова Ксения 11 класс Руководитель: Слабкова Г.П. Память культуры.Слайд 2
Содержание Введение 1.Экология природы и экология культуры 1.1 Социальный долг человека быть интеллигентным и воспитанным 1.2 Забота о прошлом есть и забота о будущем 1.3Краеведение Заключение
Слайд 3
Цель: Изучение нравственного значения и влияния на человека культурной среды. Задачи: 1.Показать различие между экологией природы и экологией культуры. 2. Определить, что значит, быть интеллигентным и воспитанным человеком . 3. Выявить через анкетирование отношение молодого поколения к семейным традициям. 4. Раскрыть роль краеведения в сохранении памятников культуры на местах.
Слайд 4
1.1 Социальный долг человека быть интеллигентным и воспитанным.
Слайд 5
Вопросы Количество учеников Ответы (%) 1.Знаете ли вы свою родословную? 29 58,6- да 41,4- нет 2.Имеются ли в вашем доме портреты с фотографиями родственников? 29 70,4- да 29,6- нет 3.Портреты бабушек, дедушек, мамы, папы, братьев, сестер? 29 72,4- да 27,6- нет 4.Имеются ли фотоальбомы? 29 96,5- да 3,5-нет 5.Хранятся ли старые фотографии? 29 93,1- да 6,9- нет 6.Знаете ли вы людей изображенных на этих фотографий? 29 93,1- да 6,9- нет 7. Рассматриваете ли вы эти фотографии? 29 82,7- да 17,3-нет 8.Знаете ли вы историю родственников? 29 58,6- да 41,3- нет 9.Кто вам рассказал? 29 41,3- родители 37,9- бабушки, дедушки. 20,6- не знают 10. Интересно ли вам знать о своих родственниках? 29 86,2- да 13,8- нет 11. Хранят ли в вашем доме предметы, которые имеют семейную ценность? 29 86,2-да 13,8-нет
Слайд 6
1.3 Краеведение
Слайд 7
«Вербное воскресенье»
Слайд 8
«Пасха»,
Слайд 9
Факультативные занятия
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сторож
Осенняя паутина