В Москве во время урока физкультуры скончалась студентка второго курса - противопоказаний для занятий спортом у неё не было. В Омской области во время кросса упал школьник. Он умер от острой сердечной недостаточности в автомобиле «скорой помощи», не приходя в сознание.
Статистика показывает, что такие случаи становятся довольно частыми.
В чём причина таких трагедий? Почему здоровые школьники, студенты внезапно умирают?
Современные школьники очень часто жалуются на головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, резкое снижение зрения. Что же является причиной такого состояния? Причиной может быть детская гипертония – повышенное давление крови.
Известно, что на здоровье, самочувствие, работоспособность человека, влияют многие физические факторы.
Тема «Дети под давлением» очень актуальна сегодня, потому что с каждым годом становится все больше детей-гипертоников.
В своей исследовательской работе я хочу показать, оказывают ли такие факторы, как атмосферное давление, магнитное поле Земли, перепады температуры воздуха, на самочувствие школьников и их артериальное давление.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_deti_pod_davleniem.doc | 156.5 КБ |
prezentatsiya_deti_pod_davleniem.ppt | 1012 КБ |
| Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука» |
Полное название темы работы | дети под давлением |
Название секции форума | Естественно–научное направление |
Тип работы | Исследовательская работа |
Фамилия имя отчество (полностью) |
06.06.1998 |
Место учебы: | Муниципальное казённое образовательное учреждение «Кириковская средняя общеобразовательная школа» |
Класс | 10 |
Место выполнения работы | Муниципальное казённое образовательное учреждение «Кириковская средняя общеобразовательная школа» |
Руководитель | Слабкова Галина Петровна Муниципальное казённое образовательное учреждение «Кириковская средняя общеобразовательная школа»,учитель физики и химии |
e-mail (обязательно) | Автора-89029563448. |
Содержание
Введение | |
1.Артериальная гипертония и общие причины детского давления. | |
2.Социологический опрос учащихся 7-11 классов на выявление симптомов физического самочувствия. | |
3.Результаты исследования физических (погодных) факторов. | |
4.Рекомендации по сохранению здоровья школьников. | |
Заключение | |
Источники информации |
Введение
«Здоровье - это бесценный дар природы»
И.П. Павлов
В Москве во время урока физкультуры скончалась студентка второго курса - противопоказаний для занятий спортом у неё не было. В Омской области во время кросса упал школьник. Он умер от острой сердечной недостаточности в автомобиле «скорой помощи», не приходя в сознание.
Статистика показывает, что такие случаи становятся довольно частыми.
В чём причина таких трагедий? Почему здоровые школьники, студенты внезапно умирают?
Современные школьники очень часто жалуются на головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, резкое снижение зрения. Что же является причиной такого состояния? Причиной может быть детская гипертония – повышенное давление крови.
Известно, что на здоровье, самочувствие, работоспособность человека, влияют многие физические факторы.
Тема «Дети под давлением» очень актуальна сегодня, потому что с каждым годом становится все больше детей-гипертоников.
В своей исследовательской работе я хочу показать, оказывают ли такие факторы, как атмосферное давление, магнитное поле Земли, перепады температуры воздуха, на самочувствие школьников и их артериальное давление.
Цель: исследование физических факторов и причин детской гипертонии.
Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: физическое самочувствие школьников.
Предмет исследования: влияние погодных (физических) факторов на
показатели артериального давления учеников.
Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, измерение артериального давления.
1.Артериальная гипертония и общие причины детского давления.
Артериальной гипертонией называют повышение давления крови в артериях. В быту ее нередко называют просто гипертонией, или повышением кровяного давления.
Строго говоря, артериальная гипертония не болезнь, а проявление многих заболеваний. Артериальное давление повышается при различных болезнях почек (нефрит, пиелонефрит), поражениях центральной нервной системы, повышении функции щитовидной железы, некоторых хронических отравлениях. В качестве причины артериальной гипертонии могут быть названы более двадцати различных заболеваний и патологических состояний, причины которых пока не установлены.
В нашей стране до сих пор особой популярностью пользуется разработанная выдающимися отечественными учеными и врачами Г. Ф. Лангом и А.Л. Мясниковым нейрогенная теория гипертонической болезни. Известно, что нервное потрясение ведет к скачку артериального давления, а длительный стресс — к его довольно стабильному повышению. Это позволило предположить, что такая стрессовая гипертония со временем закрепляется, как бы становится привычной для организма. Как одно из подтверждений нейро-генной теории А.Л. Мясников приводил данные о почти стопроцентной артериальной гипертонии у жителей блокадного Ленинграда. Сейчас появились сведения о том, что гипертонией страдали более 90 % узников советских и фашистских концлагерей. Однако после прорыва ленинградской блокады и освобождения заключенных артериальное давление у подавляющего большинства таких больных нормализовалось. Таким образом, стресс действительно вызывает гипертонию, но когда его действие кончается, давление, как правило, приходит в норму. Споры ученых об истинной причине гипертонической болезни продолжаются.
Одной из причин повышения детского давления является большая учебная нагрузка школьников.
Родители хотят, чтобы их дети хорошо учились по всем предметам. И правда, почему бы нет? Программа средней школы рассчитана на нормально развитых детей, а не на гениев. Но школьник не может быть всегда и во всем успешен. И иногда неоправданные требования взрослых вызывают у детей протест, который может выражаться в виде болезни, зачастую – гипертонии.
Специалисты выявили закономерность: у детей, которые или сами, или под нажимом родителей стремятся быть лучшими учениками в классе, часто появляются проблемы со здоровьем. Получать одни пятерки по всем предметам трудно хотя бы в силу физиологических особенностей. Например, бывает так: хорошо развитый ребенок по природе визуалист, он плохо воспринимает материал на слух, из-за чего иногда получает плохие оценки. Кроме того, на отметках сказываются склонности и способности ученика: по любимым предметам у него пятерки, а по другим он до них не дотягивает. Но, желая угодить старшим, старается изо всех сил. Детская психика, не справившись с такой сложной задачей, начинает протестовать. Ребенок хандрит, жалуется на боли то тут, то там, иногда может резко подскочить температура. А все дело в том, что он не хочет идти в школу, ему там некомфортно.
Исследуя здоровье детей, врачи обнаружили настораживающую тенденцию. Из-за непомерных амбиций (в основном внушенных взрослыми) у школьников может повышаться артериальное давление. Детская гипертония, о которой родители даже не догадываются, чревата риском инсульта в старшем возрасте.
В нашей стране уже более пяти лет проводится мониторинг психологического и физического состояния школьников. Специалисты выясняют, как влияет пребывание в школе на уровень стресса у детей.
В начале и в конце учебного года детям измеряют артериальное давление. В начале года показатели давления у большинства учеников соответствуют норме – 90/60. Но к концу учебы у некоторых школьников, начиная с 10-11 лет, отмечалось повышенное давление. Больше всего гипертоников оказалось среди старших подростков. После летних каникул у многих давление нормализовалось, но примерно 5% детей из числа обследуемых получили диагноз «детская гипертония».
Согласно клиническим данным в целом по стране, у 5-10% детей отмечается повышение артериального давления. В большинстве случаев детская гипертония выявляется случайно, поскольку в стандарт обследования детей не включено измерение давления при любом визите в поликлинику.
Обычно такие дети жалуются на плохое самочувствие, утомляемость, боли в области сердца, головные боли и т. д. При обследовании у них выявляют тахикардию (учащение пульса) и функциональные шумы в сердце. У детей раннего возраста артериальная гипертония чаще протекает бессимптомно, лишь в тяжелых случаях она проявляется задержкой физического развития, признаками сердечной недостаточности, одышкой, рвотой, повышенной или пониженной возбудимостью, судорогами.
Какова же норма давления у детей?
Разобраться в том, какие же показатели давления для ребёнка считаются нормой, поможет таблица.
Таблица давления у детей
Возраст | до 2 нед. | 2-4 нед. | до года | 2-3 года | 3-5 лет | 6-9 лет | 10-12 лет | 13-25 лет | ||
АД, мм.рт.ст. | СД | min | 60 | 80 | 90 | 100 | 100 | 100 | 110 | 110 |
max | 96 | 112 | 112 | 112 | 116 | 122 | 126 | 136 | ||
ДД | min | 40 | 40 | 50 | 60 | 60 | 60 | 70 | 70 | |
max | 50 | 74 | 74 | 74 | 76 | 78 | 82 | 86 |
Границы нормального детского давления сильно варьируются и зависят от:
- возраста (чем старше ребенок, тем выше у него давление).
- роста – у невысоких детей давление ниже.
- веса – избыточный вес повышает давление.
- пола – у мальчиков давление выше, чем у девочек.
Верхней границей нормы считается давление 120/80. Если показатели выше – нужно обратиться к врачу.
2. Социологический опрос учащихся 7-11 классов на выявление симптомов физического самочувствия.
Нами был проведен социологический опрос среди учеников 7-11 классов
Всего было участников опроса 41 человек.
Результаты опроса «Симптомы физического состояния школьников»
Класс | Кол-во | Головные боли (чел./%) | Голово-кружения | Сла- бость | Утом-ляемость | Пелена, мушки перед глазами | ||
часто | иногда | нет | ||||||
7 | 7 | 1/14% | 3/43% | 3/43% | 3/43% | 2/29% | 1/14% | |
8 | 9 | 1/11% | 5/56% | 1/11% | 8/89% | 4/44% | 4/44% | 4/44% |
9 | 18 | 3/17% | 11/61% | 4/22% | 7/37% | 9/50% | 9/50% | 5/28% |
10 | 4 | 1/25% | 2/50% | 1/25% | 3/75% | 2/50% | 4/100% | 3/75% |
11 | 3 | 1/33% | 2/67% | 2/67% | 3/100% | 3/100% | 1/33% | |
Итого: | 41 | 7/17% | 23/56% | 6/15% | 23/56% | 21/51% | 22/54% | 14/34% |
Факторы, влияющие на самочувствие школьников:
1)Учебная нагрузка- 58%
2)Смена погоды- 27%
3)Летний период-3 %
4)После курения-3 %
5)Физические нагрузки- 9 %
Важно как можно раньше выявить гипертонию, поддерживать артериальное давление на оптимальном для данного ребёнка уровне, чтобы предотвратить развитие осложнений - инфарктов, инсультов и поражения почек. Необходимо постоянно проходить медицинское обследование.
По итогам медицинского осмотра учащихся в нашей школе мы получили следующие результаты:
«Группы здоровья (2013- 2014 г.)»
Группа здоровья | Количество человек | % | Всего (все обучающиеся в школе) |
I | 14 | 23% | 62 человека |
II | 28 | 45% | |
III | 20 | 32% |
4 человека (6,4 %) имеют нарушение сердечного ритма. Специалисты детской кардиологии считают: главной причиной остановки сердца в молодом возрасте чаще всего служит аритмия (нарушение ритма сердца), единственным симптомом которой нередко как раз и является внезапная смерть.
К сожалению, такая аритмия плохо диагностируется и может внезапно возникнуть даже у человека, который незадолго до этого прошёл медицинское обследование. Неслучайно внезапные смерти чаще происходят во время занятий спортом - интенсивная физическая нагрузка как раз и служит катализатором таких состояний.
Учителя физической культуры должны знать детей с такими нарушениями здоровья.
3.Результаты исследования физических (погодных) факторов.
Для решения задачи по выявлению влияния физических (погодных) факторов на самочувствие школьников мы проводили следующие исследования:
1.Наблюдение за давлением у детей-гипертоников.
№ п/п | Ф.И. | класс | Дата | |||||||||
26.11.14 | 27.11.14 | 28.11.14 | 1.12.14 | 2.12.14 | 4.12.14 | 5.12.14 | ||||||
Давление | ||||||||||||
1. | Максимова М. | 8 | 133/84 110/70 | 110/70 110/70 | 120/80 110/70 | 110/70 110/70 | 110/60 120/80 | - | 105/70 110/80 | |||
2. | Гаврилов А. | 8 | 136/66 125/65 | 110/70 120/70 | 130/70 120/80 | 120/80 110/70 | 120/70 130/80 | 110/70 110/70 | 90/60 100/70 | |||
3. | Кабиров Н. | 8 | 129/70 100/60 | 130/70 120/80 | 125/70 130/70 | 120/80 110/70 | 110/65 100/60 | 100/60 110/65 | 110/60 100/65 | |||
4. | Сивов А. | 8 | 127/58 100/60 | 110/70 120/80 | - | 110/70 110/70 | 110/65 120/80 | 110/70 115/65 | - | |||
5. | Козин В. | 8 | 149/87 125/60 | 130/80 125/75 | - | 120/80 110/70 | 110/70 130/90 | 120/70 110/70 | 90/60 90/60 | |||
6. | Прокопьев А. | 10 | 158/68 125/75 | 130/70 140/90 | 130/70 135/85 | - | - | - | - | |||
7. | Мифтахутди- нова Э. | 10 | 127/74 100/60 | - | - | - | 130/65 130/90 | 120/60 130/90 | 110/50 110/50 | |||
8. | Камалутди- нова К. | 10 | - | - | - | - | 120/70 110/70 | 110/60 100/65 | 110/60 100/65 | |||
9. | Сивова С. | 11 | 133/75 130/70 | 120/80 130/90 | - | 110/70 100/70 | 120/80 135/90 | 120/70 150/90 | - |
Давление измерялось дважды в день: начало и окончание занятий.
2.Результаты измерений соотносились с неблагоприятными днями. Наблюдалось ухудшение самочувствия школьников в дни неустойчивого магнитного поля Земли. У одних учеников давление повышалось, а у других - резко понижалось. Ученики жаловались на такие симптомы, как головная боль, головокружение, быстрая утомляемость, плохое настроение, боли в сердце.
Таблица «Неблагоприятные дни» (данные газеты «АИФ»)
Месяц | Неблагоприятные дни (неустойчивое магнитное поле) |
ноябрь | 21,22,23,25,26,28,29, |
декабрь | 2,4,5, 6, 12, 14,20, 22, 23,28. |
3.Таблица (осадки, температура, показания барометра)
Дата | Температура (градусы Цельсия) | Барометр (мм.рт.ст.) | Погодные условия | ||
утро | вечер | Начало дня | Конец дня | ||
25.11.14 | -27 | -24 | 730 | 731 | |
26.11.14 | -24 | -16 | 740 | 738 | |
27.11.14 | -12 | -8 | 732 | 730 | |
28.11.14 | -33 | -42 | 747 | 755 | |
29.11.14 | -40 | -30 | 752 | 754 | |
1.12.14 | -25 | -18 | 758 | 757 | |
2.12.14 | -14 | -11 | 762 | 763 | |
3.12.14 | -16 | -12 | 753 | 755 | |
4.12.14 | -19 | -15 | 754 | 751 | **** |
5.12.14 | -10 | -21 | 749 | 753 | |
8.12.14 | -11 | -13 | 757 | 758 | |
9.12.14 | -15 | -13 | 756 | 757 | |
10.12.14 | -11 | -9 | 758 | 761 | |
11.12.14 | -9 | -7 | 753 | 752 | |
12.12.14 | -10 | -9 | 750 | 751 | |
15.12.14 | -10 | -11 | 759 | 760 | **** |
16.12.14 | -8 | -9 | 750 | 749 | **** |
17.12.14 | -11 | -10 | 752 | 754 | **** |
18.12.14 | -8 |
Перепады атмосферного давления и резкие скачки изменения температуры воздуха также оказывают влияние на показатели артериального давления.
4.Рекомендации по сохранению здоровья школьников.
Детское давление может быть пониженным или повышенным.
Пониженное давление у детей.
Если у ребёнка резко упало давление, это может привести к нарушению обмена веществ, ухудшению работы почек, печени и других жизненно важных органов. Иногда наблюдаются головные боли, утомляемость и слабость, даже обморочные состояния при резкой смене горизонтального положения тела на вертикальное положение. Детей, склонных к пониженному давлению, необходимо обследовать на предмет наличия заболеваний сердца. Если их нет, рекомендуется заниматься спортом и закаляться, чтобы укрепить организм.
Как поднять давление у ребенка? Это возможно при помощи кофеина, содержащегося в кофе. К медикаментозному лечению прибегают, если пониженное давление сочетается с головными болями. Такое лечение должен назначать врач, учитывая причины возникновения головных болей.
Повышенное давление у ребенка.
Случаи, когда давление у ребёнка поднялось, ещё более опасны. Это может быть индивидуальной реакцией на физическую или эмоциональную нагрузку. Но оставлять без внимания факт повышенного давления никак нельзя.
Как снизить давление у ребенка? Экстренно это можно сделать, приложив к пяткам на 10-15 минут кусок ткани, смоченной в яблочном или столовом уксусе. Для понижения давления полезно есть арбузы, чёрную смородину и запечённый картофель в кожуре.
Во-первых, здоровый сон необходимой продолжительности, а это не менее восьми-девяти часов, ежедневные прогулки на свежем воздухе, а необходимая физическая нагрузка, все-таки не должна сопровождаться чрезмерным напряжением.
Во-вторых, рацион ребенка. Необходимо снизить потребление чересчур жирной пищи, сладких и мучных блюд. Вреден и избыток соли, суточная доза которой не должна быть более шести граммов. А полезными являются нежирная белковая пища, фрукты, ягоды и овощи. Необходимо выбирать продукты, богатые калием и магнием, это смородина, абрикосы, кабачки, фасоль, огурцы. Необходимы овсяные и гречневые каши, гречки, полезен чай из шиповника.
Сформировавшаяся гипертония у подростков обычно выявляется случайно. Поэтому очень важно измерять давление хотя бы при посещении врача. В группе риска находятся подростки, у которых родители страдают артериальной гипертензией. Повышенное давление также чаще отмечается у тревожных, ответственных детей.
Если повышенное давление формируется в подростковом возрасте, то вероятность того, что оно внезапно нормализуется с возрастом, минимальна.
Также нужно помнить, что гипертония редко протекает бессимптомно. Дети жалуются на головные боли, головокружения, слабость, утомляемость, пелену или мушки перед глазами. У детей-гипертоников часто резко снижается зрение. Очень важно не списывать эти жалобы на переутомление, а вовремя обратиться к врачу.
При внимательном наблюдении за ребенком родители могут заметить признаки повышения артериального давления и проверить свои опасения с помощью тонометра.
Лечение хронической артериальной гипотонии и гипертонии предполагает, прежде всего, выполнение ряда гигиенических мероприятий. К ним относятся:
1) чёткий режим дня (ночной сон не менее 8ч, утренняя и производственная гимнастика, водные тонизирующие процедуры);
2) правильная организация труда и отдыха;
3)полноценное и разнообразное четырёхразовое питание.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод, что причинами отклонений давления от нормы может быть:
- неправильный режим дня ребенка
- 100% школьников имеют дефицит сна
- 65%- невростения
- непомерная учебная нагрузка
- гиподинамия (по 7-8 уроков в день)
- неправильное питание
- влияние магнитных бурь
- курение, алкоголь
- резкие перепады температуры воздуха
- наследственный фактор
- перепады атмосферного давления
Значительную роль в физическом состоянии школьников играют физические (погодные) факторы.
Источники информации
1.Газета «Аргументы И Факты»;№ 38,2014 г.,стр. Статья «Дети под давлением».
2.Газета «Аргументы И Факты»;№ 39,2014 г.Статья «Рабы учебы».
3.Газета «Аргументы И Факты»;№ 46,2014 г.
4.Журнал «Здоровье»;№ 4,2013.
5.Журнал «Лечебные письма»;№ 5,2012.
6.http://www.aif.ru/anons.
7.www.aif.ru.
Слайд 1
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Кириковская средняя общеобразовательная школа» Дети под давлением Выполнила: ученица 10 класса Мифтахутдинова Эльвира Руководитель: Слабкова Галина ПетровнаСлайд 2
Тема «Дети под давлением» очень актуальна сегодня, потому что с каждым годом становится все больше детей-гипертоников.
Слайд 3
Цель : исследование физических факторов и причин детской гипертонии. Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи: Дать представление об артериальной гипертонии и общих причинах детского давления. Исследовать симптомы плохого самочувствия у школьников 7-11 классов. Установить взаимосвязь погодных условий и изменения магнитного поля Земли с физическим состоянием детей. Выявить детей-гипертоников по результатам медицинского осмотра. Изучить литературу по защите детского здоровья.
Слайд 4
Артериальная гипертония и общие причины детского давления. Артериальной гипертонией называют повышение давления крови в артериях. В быту ее нередко называют просто гипертонией, или повышением кровяного давления.
Слайд 5
Причинами могут быть: -длительный стресс -неправильный режим дня ребенка - 100 % школьников имеют дефицит сна - 65 %- неврастения - непомерная учебная нагрузка - гиподинамия (по 7-8 уроков в день) - неправильное питание - влияние магнитных бурь - курение, алкоголь - резкие перепады температуры воздуха - наследственный фактор - перепады атмосферного давления
Слайд 6
Результаты опроса «Симптомы физического состояния школьников» Класс Кол-во Головные боли (чел./%) Голово-кружения Сла- бость Утом-ляемость Пелена, мушки перед глазами часто иногда нет 7 7 1/14% 3/43% 3/43% 3/43% 2/29% 1/14% 8 9 1/11% 5/56% 1/11% 8/89% 4/44% 4/44% 4/44% 9 18 3/17% 11/61% 4/22% 7/37% 9/50% 9/50% 5/28% 10 4 1/25% 2/50% 1/25% 3/75% 2/50% 4/100% 3/75% 11 3 1/33% 2/67% 2/67% 3/100% 3/100% 1/33% Итого: 41 7/17% 23/56% 6/15% 23/56% 21/51% 22/54% 14/34%
Слайд 7
Результаты опроса «Симптомы физического состояния школьников» Факторы, влияющие на самочувствие школьников: 1) Учебная нагрузка- 58% 2) Смена погоды- 27% 3) Летний период-3 % 4) После курения-3 % 5) Физические нагрузки- 9 %
Слайд 8
«Группы здоровья (2013- 2014 г.)» Группа здоровья Количество человек % Всего (все обучающиеся в школе) I 14 23% 62 человека II 28 45% III 20 32%
Слайд 9
Физические факторы, влияющие на здоровье, самочувствие, работоспособность человека Давление Неустойчивое магнитное поле Земли Перепады атмосферного давления Резкие скачки изменения температуры воздуха
Слайд 10
Рекомендации по сохранению здоровья школьников. Чёткий режим дня (ночной сон не менее 8ч, утренняя и производственная гимнастика, водные тонизирующие процедуры). Правильная организация труда и отдыха. Полноценное и разнообразное четырёхразовое питание. Нормированная учебная нагрузка.
Слайд 11
Заключение По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод, что причинами отклонений давления от нормы может быть: - неправильный режим дня ребенка - 100% школьников имеют дефицит сна - 65%- невростения - непомерная учебная нагрузка - гиподинамия (по 7-8 уроков в день) - неправильное питание - влияние магнитных бурь - курение, алкоголь - резкие перепады температуры воздуха - наследственный фактор - перепады атмосферного давления Значительную роль в физическом состоянии школьников играют физические (погодные) факторы.
Слайд 12
Источники информации 1.Газета «Аргументы И Факты»;№ 38,2014 г.,стр. Статья «Дети под давлением». 2.Газета «Аргументы И Факты»;№ 39,2014 г.Статья «Рабы учебы». 3.Газета «Аргументы И Факты»;№ 46,2014 г. 4.Журнал «Здоровье»;№ 4,2013. 5.Журнал «Лечебные письма»;№ 5,2012. 6.http://www.aif.ru/anons. 7. www . aif . ru .
Слайд 13
Спасибо за внимание!!!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Снежная сказка
В поисках капитана Гранта
Сочинение
Весенние чудеса