1. Актуальность выбранной темы.
Причудливые узоры, сложные геометрические орнаменты, правильно подобранные и согласованные цвета, геометрические тела никого не оставляют равнодушными. Меня они тоже привлекают, люблю их рисовать, создавать новые. Недавно, когда рассматривал журналы, увидел очень знакомые мне узоры. И вспомнил о замечательной детской игрушке «Калейдоскоп», которая была у меня в детстве. Захотелось еще раз подержать, покрутить его, увидеть эти неповторимые узоры. И у меня возникла идея сделать своими руками эту игрушку. Особенно заинтересовало возможность получения фотоснимков, видеозаписи и проекции этих великолепных превращений в калейдоскопе.
2. Гипотеза.
Имеются все возможности самостоятельно изготовить данное изделие. Существуют калейдоскопы, зеркальные призмы которых имеют граней больше трех. Я выбираю классический вариант с тремя зеркальными пластинками
3. Цель работы:
- работать над совершенствованием своих возможностей в области конструирования, технологии изготовления изделий из различных материалов, развивать творческую инициативу;
- самостоятельно изготовить калейдоскоп и дополнительное оборудование, найти практическое применение полученных фотографий и видеоклипов.
4. Методы, используемые при проведении работы.
1. Изучение устройства и принципа работы калейдоскопа.
2. Проведение экспериментов с трехгранной зеркальной призмой.
3. Сборка экспериментального изделия, испытание.
4. Разработка конструкции проекционного фонаря, объектива, приспособления для установки фотоаппарата и экрана, проведение экспериментов.
5. План выполнения работы
1. Изучение устройства калейдоскопа (сентябрь).
2. Выбор и подготовка материалов и инструментов для экспериментального изделия, сборка экспериментального образца, проведение опытов (октябрь).
3. Сборка изделия, испытание, оформление проектной документации (ноябрь-декабрь).
6. Результаты.
Получилась прекрасная игрушка. Изделие уже нашло свое применение. Сфотографированные орнаменты используются на уроках технологии, рисования и на кружковых занятиях. А видеозапись через проектор несколько раз использовали на дискотеках. Поставленная цель достигнута. Главное, полученный результат позволяет заявить, что я могу использовать свои умения и навыки в создании новых предметов, которые можно с пользой применить.
7. Список литературы.
1. Справочник по трудовому обучению (5-7 кл.) – Москва «Просвещение», 1992 г.
2. Объекты труда (7 кл. Обработка древесины и металла. Электротехнические работы) – Москва «Просвещение», 1993 г.
3. Самородский П.С. и др. Технология. Трудовое обучение:
Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы /П.С.Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т.Тищенко. Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вента-Граф», 2000.
4. Журнал «Мастак» №11, ноябрь 2005 г.
5. Материалы из Интернета.
6.Детская энциклопедия.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.57 МБ |
Слайд 1
Шамилов Фаниль Ханифович Ученик 8 - го класса МОУ «Биюрганская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района РТСлайд 2
Здесь на уроках технологии вас научат ручной и станочной обработке древесины и металла, простейшим видам электротехни- ческих и ремонтных работ. НАША ШКОЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Слайд 3
ТЕМА проектной работы КАЛЕЙДОСКОП
Слайд 4
ЦЕЛИ ПРОЕКТА Работать над совершенствованием своих возможностей в области конструирования, технологии изготовления изделий из различных материалов, развивать творческую инициативу Разработка и выполнение творческого проекта Контроль и оценка проделанной работы
Слайд 5
Причудливые узоры, сложные геометрические орнаменты, правильно подобранные и согласованные цвета, геометрические тела никого не оставляют равнодушными. Меня они тоже привлекают, люблю их рисовать, создавать новые. Недавно, когда рассматривал журналы, увидел очень знакомые мне узоры. И вспомнил о замечательной детской игрушке «Калейдоскоп», которая была у меня в детстве. Захотелось еще раз подержать, покрутить его, увидеть эти неповторимые узоры. И у меня возникла идея сделать своими руками эту игрушку. Нашел чертежи, посоветовавшись с учителем технологии, составил план работы. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Слайд 6
В 1817 году английским (шотландским) физиком Дейвидом Брюстером был изобретен калейдоскоп - как цветная узорчатая шпаргалка при вышивании. В последствии калейдоскоп стал детской игрушкой. Название свое – калейдоскоп - прибор получил от греческого kalós - красивый, éidos - вид и skopéo - смотрю, наблюдаю. Считается, что узоры в калейдоскопе слагаются по-новому, не повторяясь, в течение 500 млн. лет. А врачи говорят, что 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа оказывают релаксирующее действие, сравнимое с 5 минутами здорового смеха и помогают улучшить эффективность работы. Изготовлению калейдоскопов в России в XVIII веке положил начало Михаил Ломоносов. В настоящий момент искусство изготовления русских калейдоскопов является почти забытым. Поэтому и стоимость их очень высока. В России только одна творческая мастерская изготавливает традиционные калейдоскопы. Это действительно уникальные приборы, начиная от относительно не сложных, заканчивая действительно уникальными из серебра, золота, платины с использованием лаковой живописи. ИЗ ИСТОРИИ
Слайд 7
СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ КАЛЕЙДОСКОПОВ БЕРЕСТЯНЫЕ КАЛЕЙДОСКОПЫ Калейдоскопы из бересты и латуни являются прекрасным сочетанием самобытности и изящества. Берестяные калейдоскопы отделаны вручную и украшены полудрагоценными камнями. ИНТЕРЬЕРНЫЕ КАЛЕЙДОСКОПЫ Калейдоскопы, представленные в этом разделе, способны украсить любой интерьер. Наши интерьерные калейдоскопы выполнены из латуни, дерева, оргстекла. Прекрасная ручная отделка делает их неповторимыми СТАНДАРТНЫЕ КАЛЕЙДОСКОПЫ Калейдоскопы правильной цилиндрической формы из латуни, дерева, кожи, отделанные вручную, от компании Русский калейдоскоп это оригинальный подарок, который вызовет бурю радостных эмоций ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КАЛЕЙДОСКОПЫ Калейдоскопы с художественной росписью, украшенные полудрагоценными камнями, ракушками, не только развлекут ваших гостей и маленьких детишек, но и украсят любой интерьер, придав ему оригинальность. ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ КАЛЕЙДОСКОПЫ Единственные в своем роде калейдоскопы из ценных пород дерева, драгоценных металлов, покрытые позолотой и камнями Swarovski, это дорогой и роскошный подарок, который оценит каждый любитель красоты
Слайд 8
Калейдоскоп представляет собой трубку, внутри которой по длине расположены три зеркальные пластинки, скрепленные под углом 60 градусов друг к другу. На одном конце трубка закрыта матовым стеклом, на которое насыпаны осколки разноцветного стекла, а на другом - крышкой с круглым отверстием для наблюдения. При вращении трубки, направленной горизонтально, осколки перекатываются, образуя цветные фигурки в центральном треугольном участке поля зрения, ограниченном тремя зеркалами. Отражения этих фигур в зеркальных пластинках создают цветной узор с трехлучевой симметрией, повторяющейся еще 3 раза по краям поля зрения. КАЛЕЙДОСКОП
Слайд 9
Зеркала (3 шт) Картонная труба (готовая или самодельная) Прозрачное стекло (2 шт) Матовое стекло (1 шт) Всякие красивые стеклышки Матовое стекло Всякие красивые стеклышки Глазки Прозрачное стекло Прозрачное стекло
Слайд 10
В зависимости от наличия материалов, от технологических возможностей разработал свой вариант калейдоскопа. Для изготовления призмы использовал старое, отслужившее свой срок зеркало. Трубку (корпус) сделал из пластмассовой трубы диаметром 50 мм. Для передней камеры приспособил детали старого карманного фонаря, а для задней крышки баночку от обувного крема. И камера, и крышка имеют съемные резьбовые крышечки. 1 2 3 4 1 . Корпус 2. Призма из трех зеркал 3. Детали камеры калейдоскопического орнамента 4. Детали задней крышки
Слайд 11
Калейдоскоп получился, увиденные узоры через смотровое отверстие радовали глаза. Но запоминать их было невозможно, а использовать как шпаргалку, срисовывать - процесс долгий и трудоемкий. Попробовал сфотографировать в цифровой фотоаппарат - получилось. И я решил сделать приспособление, позволяющее фотографировать и снимать в видео. Чтобы снимать в видео, калейдоскоп должен вращаться в горизонтальном положении. Для этого сделал два ролика (стержни), которые вращаются на двух стойках. Чтобы уменьшить трение на ролики одел 4 резиновые втулки. Калейдоскоп получает движение через ременную передачу от микромоторчика с редуктором на 4 В.
Слайд 12
Чтобы снимать в любых условиях решил сделать подсветку (или проекционный фонарь). Лампочку брал на 3,5 В, установил ее в патрон от елочной гирлянды. Лампочку, отражатель для увеличения яркости установил в корпус, который при помощи гайки крепится к стойке. Для корпуса приспособил узел из сантехники. Источником питания служит лабораторный выпрямитель на 4 В. Все эти детали закрепил шурупами на деревянном основании. Лампочка и микромоторчик соединены с выпрямителем параллельно через выключатель. А цифровой фотоаппарат установил на платформе. Корпус Отражатель Кольцо для фиксации отражателя Гайка Лампочка с патроном Шайба Прокладка
Слайд 13
ОБЩИЙ ВИД ИЗДЕЛИЯ ( I вариант) Шнур питания Выпрямитель Стойка подсветки Стойка роликов Ролик Микромоторчик Выключатель Резиновая втулка Основание Калейдоскоп Ременная передача
Слайд 14
Как-то при включенной подсветке, заметил слабое, расплывчатое изображение, т.е. проекцию на стоящий поблизости предмет через отверстие наблюдения. Это меня заинте -ресовало. Взяв линзу и лист белой бумаги, меняя их положения, удалось получить четкую, но не очень яркую проекцию. Стало ясно, чтобы получить нормальную проекцию, нужен более мощный проекцион- ный фонарь. Решил использовать старый списанный диапроектор. Убрал стойку объектива, лентопротяжный механизм, открытую часть закрыл крышкой. А источник питания для микромоторчика, т.е. выпрямитель, прикрепил к задней стенке диапроектора. Выпрямитель и фонарь соединил параллельно. Микромоторчик - через выключатель. Все это установил на основании при помощи деталей конструктора . Трансформатор Выпрямитель Рефлектор Лампочка Конденсор Крышка- заглушка
Слайд 15
Для установки экрана и фотоаппарата использовал лентопротяжный механизм этого же диапроектора. Из листовой стали сделал ползун и усилил его металлической пластинкой толщиной 1 мм. Ползун свободно перемещается при помощи рукоятки по ленточному каналу. На концах ползуна установил штатив для фотоаппарата из деталей конструктора и зажим для экрана. Это устройство позволяет отрегулировать фокусировку изображения на экране и положение фотоаппарата. Все известные калейдоскопы - эти забавные детские игрушки - обладают одним недостатком: они дают возможность только одному человеку пользоваться им. А мое приспособление устраняет этот недостаток. Штатив для фотоаппарата Лентопротяжный механизм Ползун Зажим для экрана
Слайд 16
Из линзы и из подручных материалов сделал объектив, который насаживается на заднюю крышку калейдоскопа. Так как объектив неподвижный, фокусировка изображения регулируется передвижением экрана.
Слайд 17
ОБЩИЙ ВИД ИЗДЕЛИЯ ( II вариант) Проекционный фонарь Выпрямитель Калейдоскоп Штатив для фотоаппарата Экран Шнур питания Микромоторчик Выключатель
Слайд 18
Для изготовления изделия использовались следующие готовые детали и узлы: выпрямитель, микромоторчик, списанный диапроектор, выключатель, детали из сантехники, баночка от обувного крема, шурупы, изолента. Остальные детали были изготовлены из остатков сортового проката разного профиля, пластмассовых труб и древесины. Все детали и их количество указаны в спецификации, а формы и размеры - на технологической карте. Для покраски изделия использована масляная краска, морилка, лак. А для наружной отделки корпуса калейдоскопа самоклеющиеся ленты. Необходимые станки, оборудования, инструменты и материалы 1. Станки и приспособления: ТВ- 4, сверлильный станок, гибочное приспособление. 2. Оборудования: слесарный верстак, столярный верстак, плита для рубки, оборудование для паяния, стусло универсальное. 3. Инструменты: линейка, чертилка, угольник, кернер, циркуль, штангенциркуль, ножовка по металлу, зубило, молоток, напильники, метчики, плашки, отвертки, гаечные ключи, плоскогубцы, сверла, кисточки, тампоны. 4 . Материалы : винты, гайки, масляная краска, морилка, лак, наждачная бумага, самоклеющаяся лента. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЯ
Слайд 19
При изготовлении изделия применялись следующие технологические операции: - разметка и строгание; - разметка и пиление; - разметка и рубка; - опиливание; - кернение, сверление; - гибка; - токарные работы; - пайка; - электромонтажные работы; - отделочные работы; - сборка; - испытание. Последовательность изготовления представлена на технологической карте. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Слайд 20
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ При изготовлении изделия нужно соблюдать следующие правила техники безопасности: ТБ при ручной обработке древесины. ТБ при ручной обработке металла. ТБ при работе ТВ - 4. ТБ при работе на сверлильном станке. Электробезопасность. ТБ при электромонтажных работах. Пожаробезопасность. ТБ при работе с лакокрасочными материалами.
Слайд 21
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ Затраты Единица измерения Количество Цена (тариф) (руб.) Стоимость (руб.) Древесина м 3 0,0000445 4000 0,178 Сталь кг 0,163 4 0,65 Морилка кг 0,03 100 3 Лак кг 0,05 100 5 Расход электроэнергии - работа на ТВ-4 - работа на сверлильном станке - освещение кВт.ч кВт.ч кВт.ч 1 0,1 0,8 1,63 1,63 1,63 1,63 0,16 1,30 Документация - бумага печатная - папка шт. шт. 15 1 4 10 60 10 Себестоимость изделия 81 руб. 92 коп. 81,92
Слайд 22
Калейдоскоп и дополнительное приспособление были сделаны своими руками. Не было больших материальных затрат. Все работы выполнялись на уроках труда, расчеты - дома. Получилась прекрасная игрушка. Изделие уже нашло свое применение. Сфотографированные орнаменты используются на уроках технологии, рисования и на кружковых занятиях. А видеозапись через проектор несколько раз использовали на дискотеках. Поставленная цель достигнута. Главное, полученный результат позволяет заявить, что я могу использовать свои умения и навыки в создании новых предметов, которые можно с пользой применить. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Слайд 23
РЕКЛАМА Если вам необходимо декорировать изделие геометрическим орнаментом, а ваши творческие возможности уже исчерпаны, не отчаивайтесь. Возьмите детскую игрушку калейдоскоп и загляните в нее. При каждом повороте игрушки вы найдете множество вариантов узоров, которые сможете использовать в своей творческой лаборатории. Видео Узоры Sbiu.Nc@edu.tatar.ru
Слайд 24
1. Справочник по трудовому обучению (5-7 кл.) – Москва «Просвещение», 1992 г. 2. Объекты труда (7 кл. Обработка древесины и металла. Электротехнические работы) – Москва «Просвещение», 1993 г. 3. Самородский П.С. и др. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы /П.С.Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т.Тищенко. Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вента-Граф», 2000. 4. Журнал «Мастак» №11, ноябрь 2005 г. 5. Материалы из Интернета. ЛИТЕРАТУРА
Валентин Берестов. Аист и соловей
Весенняя сказка
Как нарисовать китайскую розу
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
5 зимних аудиосказок