Научно-исследовательская работа по теме Научно-исследовательская работа по теме "Система образования в США и РФ. ЕГЭ как российский аналог американской системы итогового тестирования учащихся"
Вложение | Размер |
---|---|
Система образования в США и РФ. | 613.63 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №126
с углубленным изучением английского языка
Научное общество учащихся
Система образования в США и РФ. ЕГЭ как российский аналог американской системы итогового тестирования учащихся
Выполнила: Зыкова Екатерина Денисовна,
ученица 10 б класса
Научный руководитель:
Любивая В. Д.,
учитель английского языка
Н.Новгород
2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1 Основные международные характеристики образования……..6
образования………………………………………………………….6
образования…………………………………………………...7
ГЛАВА 2 Образовательная система США……………………………….....8
2.1Школьноеобразование……………………………………….....................8
2.2 High School………………………………………………………………..10
2.3 Высшее образование в Америке………………………………………...12
ГЛАВА 3 Образовательная система РФ……………………………………15
3.1 Среднее образование в России……………………………………….....15
3.1.1Третья ступень среднего образования…………………….…………...15
3.3 Высшее образование в России…………………………………………..16
ГЛАВА 4 Сравнение итоговых государственных аттестаций
США И РФ …………………………………………………………………….18
4.1 SAT, ACT, ЕГЭ…………………………………………………………….18
4.2 Поступление в ВУЗ в Америке и России…………………….…19
4.3 Тестовая система в США……………………………....................21
4.4 Введение тестовой системы в России …………………………….…….22
ГЛАВА 5Исследовательская работа………………………………………..27
5.1 Анализ статистики ЕГЭ…………………………………………………..27
5.2 Социологический опрос……………………...............................................28
Заключение…………………………………………………………….......….31
Список используемых источников и литературы……………………….....32
Приложение…………………………………………………………………...33
Введение
«Знание – сила»
Фрэнсис Бэкон
21 век – век информационных технологий, телевидения и Интернета, век научного прогресса и развития экономики. Однако, эти перемены касаются не только научной стороны жизни, но и социальной сферы общества. В связи с переменой современного образа и ритма жизни людей изменилось и их представление о мире. Быстрый темп развития многих стран способствовал смене системы образования.Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому.
С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции ,в силу чего модели и формы образования разных стран значительно отличаются друг от друга, что дает основания говорить, например, о русской, американской, французской системах образования.
С другой стороны, образование — относительно самостоятельная часть социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы общества. Так, реформы образования в стране позволяют в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствуют развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность, как в общекультурном плане, так и в профессиональном.
Всё вышеизложенное дает основания говорить о высокой актуальности выбранной темы. Образование имеет большую значимость как для общества в целом, так и для личности, являясь основным «социальным лифтом», который позволяет человеку добиться определенного статуса в обществе.
Выявленная проблема: выбор пути развития образовательной системы России; стоит ли опираться на опыт Америки или же развиваться по своему собственному пути?
Цель работы:
Доказать необходимость совершенствования механизмов ГИА в формате ЕГЭ как аналога американской тестовой системы в современных российских реалиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
-изучить научно-популярную и публицистическую литературу по теме исследования
- рассмотреть основные аспекты среднего и высшего образования в США и России и провести их сравнительный анализ
- проанализировать экзаменационные этапы образовательных систем в США и России
- собрать достоверную информацию об учебных процессах, организации школ и высших заведений России и США из различных источников
- сопоставить экзаменационные этапы и уровни образовательных систем по основным критериям
- путем исследования выявить и сравнить мнения учащихся об образовании в России и США.
ГЛАВА 1Основные международные характеристики образования
1.1 Основные международные характеристики среднего образования
Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность. Для этих двух ступеней существует максимальное число государственных субсидий и поддержки, устанавливаются стандарты по образовательному минимуму, регламентируются все взаимоотношения учителя, школы, родителей.
До 10–12 лет в большинстве стран основной упор сделан не на знания и их оценку, а на воспитательные и развивающие моменты. Это проявляется в различных формах: отсутствие необходимости выполнять домашние задания (проверка усвоенных знаний происходит в школе, все задания также выполняются в стенах школы), наличие тестов на интеллект и иных психологических методик оценки развития и выявления способностей и склонностей. По итогам начальной либо начальной и частично средней ступеней образования родители, учитель и ребенок совместно определяют профиль и продолжительность дальнейшего обучения (в разных странах эта процедура ограничена разной жесткостью: в Японии дети распределяются автоматически по результатам экзаменов, в Англии – за учителем решающее слово, в других странах – более мягкие условия).
Чем старше ребенок, тем меньше субсидий на его образование со стороны государства и тем больше возможностей получать стипендии, гранты и т.д., основанные на личных способностях.
В большинстве стран примерно в 13–14 лет школьники сами начинают формировать свои учебные планы (до 50% предметов по выбору, иногда с возможностью выбирать уровень сложности). Это часть воспитательной функции средней школы.
1.2 Основные международные характеристики высшего образования
Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники с высшим образованием делятся на бакалавров, специалистов, магистров и докторов философии. При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров (первый уровень), магистров и специалистов (второй уровень).
Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной (вечерней) или свободной формах обучения (дистанционное образование), а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных».
В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.
ГЛАВА 2 Образовательная система США
2.1 Школьное образование
В США нет единой общегосударственной системы образования. Каждый штат определяет свои стандарты обучения. И хотя нормативные документы издаются как федеральными властями, так и властями штатов, часто в школах, расположенных всего в нескольких километрах друг от друга, но подчиняющихся разным школьным округам, программы могут отличаться. Руководство школами на местах осуществляют Советы образовательных округов, нечто вроде наших РОНО. Среднее образование во всех штатах является обязательным, хотя есть разница в возрасте – в одних местах учатся с семи до девятнадцати лет, в других – с шести до восемнадцати. Дети ходят в государственные школы по месту жительства, за пределы района можно определиться только в частные школы. Каждому ребенку, независимо от национальности, религии, пола, физического состояния, владения английским языком, гарантируется бесплатное полное среднее образование. Начальное школьное образование в США продолжается до 5 или 6 класса, после чего начинается средняя школа, заканчивающаяся 8 классом. Старшая школа (highschool) составляет 4 года обучения — от 9 до 12 класса. Среднее образование заканчивается в 18 лет. 9 из 10 американцев учатся в государственных школах. Остальные идут в платные частные школы, многие из которых — религиозные. Частные школы, часто дорогие и с конкурсом на поступление, готовят выпускников к поступлению в престижные вузы.
Оценка учащегося по тому или иному предмету складывается не только на основании результатов тестов, но и из отношения к учебе, участия в жизни класса и т. д. Единственным государственным экзаменом является SAT — общий академический тест на общие способности, знание математики и уровень языковых навыков, который одновременно является вступительным в колледжи и университеты.
Продолжительность учебного года – 175 рабочих дней при пятидневной неделе и 5-7 уроках ежедневно. Для слабоуспевающих по одному или двум предметам еще назначаются летние школы «Summerschool», на 3 недели, по результатам занятий сдается тест, и уже Совет округа решает, перевести ученика в следующий класс или оставить на второй год.
Время начала и окончания учебного года, а также каникул, в разных школах не совпадает. За неделю до начала занятий школа оповещает всех родителей и приглашает на общее собрание. Директор знакомит с правилами поведения в школе и ответственности родителей. Каждому ученику или родителям выдается листок с номером его личного шкафчика – чтоб не ходить с рюкзаком по школе, надо все оставлять в шкафу, на урок берется только то, что нужно для этого предмета. Также выдается расписание уроков на первую неделю и перечень необходимых канцелярских и учебных принадлежностей. Весь учебный год делится на два семестра и разбит на шестинедельные периоды. В конце такого периода выставляются баллы по каждому учебному предмету, (в Техасе 100-бальная система оценок) и листки с оценками высылаются родителям. Там же учитель отмечает, какие изменения есть в учебе – улучшение или ухудшение.В школах США принята система оценок A, B, C, D, F по первым пяти буквам английского алфавита. Для вычисления среднего балла буквы конвертируют в баллы A=4, B=3, C=2, D=1 и F=0. Успешной считается оценка не ниже С, а для продолжения обучения по окончании школы требуется оценка не ниже В. Еженедельно в классе сдаются зачеты и тесты. Раз в год сдаются тесты умственных способностей и определения достижений в образовательном развитии (CognitiveAbilitiesTest), "Тест Хенмон–Нельсон" по проверке умственных способностей (Henmon-NelsonTestofMentalAbility), SOI LearningAbilitiesTest, ScholasticAptitudeTest (SAT), другие общепринятые тесты. Учителя выставляют итоговые оценки, основываясь на участии в работе в классе, результатах тестов и письменных работах.
2.2 High School
Старшая школа — последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:
3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и старших школах как правило делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
4 года литературы;
2—4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
1—2 года физкультуры[1].
Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2—4 года иностранного языка. Большинство известных вузов в правилах приема четко указывают требования к предметам, которые должен пройти в школе будущий абитуриент. Остальные классы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:
дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);
иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, русский, латынь и греческий);
изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
игровое искусство (театр, оркестр, танец);
компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);
труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
В старшей школе, особенно в последние два года, появляется новый тип продвинутого класса. Школьники могут брать классы, которые должны подготавливать их к экзаменам AdvancedPlacement. Большинство вузов засчитывает хорошую отметку на этих экзаменах как начальный курс по соответствующему предмету.
Также стоит отметить, что в высших школах среднего образования в США нет общепринятых занятий физкультурой. Здесь каждый школьник занимается конкретным видом спорта: баскетбол, футбол, плавание. Ученик может в первом семестре заниматься одним видом спорта, а во втором пойти на другой вид спорта. Примечательно, что в США в системе образование уделяется большая роль спорту.
Так же, как и в колледжах США, в высшей школе распространены неофициальные, но очень широко применяемые названия для школьников того или иного года обучения. Учащиеся в старшей школе первый год (девятый класс) носят прозвище freshmens, второй год (десятый класс) - sophomores, третий год (одиннадцатый класс) - juniors и четвертый, завершающий год обучения (двенадцатый класс) - seniors.
Еще во время обучения в старшей школе ученики сдают тесты для поступления в университеты или колледжи (SAT или ACT). К моменту завершения обучения в школе многие дети уже не только знают, поступили ли они в выбранный ВУЗ, но и могут ли они рассчитывать на ту или инуюстипендию.Нет в Америке и привычных для Россиян экзаменов для поступления в ВУЗы. Здесь все решается в процессе обучения в школе. По каждому предмету студенты пишут еженедельные тесты. Тесты имеют форму «множественного выбора». То есть дается около 100 вопросов и на каждый вопрос 4 ответа. Нужно пометить правильный ответ. Тестирование, как правило, происходит на компьютерах. Результаты распечатываются и передаются в учебную часть школы. В конце семестра выводится оценка на основании суммы тестов. А по окончании каждого года обучения в HighSchool результаты учебы каждого ученика отправляются во все колледжи штата.
Система образования в Америке устроена таким образом, что, хотя обучение и платное, решающим фактором для получения высшего образования являются не деньги, а желание. Даже если семья не в состоянии оплачивать образование, студент может сам заработать себе стипендию и индивидуальную финансовую помощь хорошей учебой. Если так сложилось, что нет ни первого, ни второго, то студент может получить в банке ссуду на учебу — и выплачивать долг после окончания университета в течение 30 лет. Эта форма очень широко распространена в Америке.
2.3 Высшее образование в США
Высшее образование в США является лучшим в мире. В самых престижных мировых рейтингах высших учебных заведений университеты и колледжи США традиционно занимают лидирующие позиции. Так, например по состоянию на 2010 год в десятку лучших ВУЗов мира в Академическом рейтинге университетов мира (AcademicRankingofWorldUniversities, "Шанхайский рейтинг") вошли восемь университетов и институтов США, в первой двадцатке мирового рейтинга университетов TimesHigherEducation пятнадцать американских ВУЗов, в двадцатке рейтинга QuacquarelliSymonds - тринадцать высших учебных заведений США.
США занимает второе место в мире по количеству высших учебных заведений. Высшее образование (степень бакалавра или более высокую) имеют 28% населения США.
Правительство США не управляет высшими учебными заведениями (кроме восьми федеральных ВУЗов, которые готовят офицеров, сотрудников ФБР и т. д.) Университеты США (как и вся система образования США) либо частные, либо принадлежат правительствам штатов или муниципальным властям (общественные университеты).
Каждый штат США содержит как минимум один колледж, во многих штатах - несколько ВУЗов, принадлежащих правительству штата. Среди самых известных и популярных ВУЗов США, принадлежащих штатам - университеты Вирджинии, Калифорнии, Мичигана и другие. Как правило, обучение в университете штата обходится дешевле для жителей этого штата, чем для приезжих.
Большинство ВУЗов США - частные. Частными являются и самые престижные университеты Соединенных Штатов Америки - "Лига плюща" (Гарвардский, Принстонский, Йельский, Колумбийский, Пенсильванский, Брауновский, Корнелльский университеты и Дартмутский колледж), "Семь сестёр" (самые престижные гуманитарные женские колледжи на Северо-востоке США), Массачусетский технологический институт (МТИ).
Хотя в Соединенных Штатах Америки любое высшее учебное заведение часто называют "колледж" (college ), ВУЗы США очень различаются. Наиболее распространены университеты и колледжи разных типов.
Университет в США - это, как правило, крупный ВУЗ, в состав которого входят несколько колледжей или школ (некие аналоги факультетов). В университетах готовят специалистов в различных отраслях знаний, студенты могут получить степень магистра, также широко практикуется последипломное образование (аспирантура). В отличие от большинства колледжей США, в университетах обычно активно ведутся научные исследования.
В большинстве колледжей США обучение длится четыре года и заканчивается получением степени бакалавра. В США также существуют так называемые "младшие" или "общественные" колледжи с двухлетней программой обучения, которые дают выпускнику какую-либо конкретную специальность и так называемую "ассоциированную" степень (нечто вроде "младшего специалиста").
В США существуют также колледжи с гуманитарным уклоном в подготовке студентов, так называемые "колледжи свободных исскуств". Программа обучения в них направлена не на изучение какой-либо конкретной специальности, а на развитие общих интеллектуальных способностей, получение так называемого "классического образования". "Колледжи свободных исскуств" как правило невелики, в них больше внимания уделяется каждому студенту.
Большинство гуманитарных колледжей имеют давние традиции, высокие академические стандарты и дают студентам прекрасное образование. Очень престижна "Маленькая тройка" гуманитарных колледжей США (по аналогии с "Большой тройкой" - Гарвард, Принстон и Йель), в которую входят колледжи Амхерст и Уильямс (штат Массачусетс) и университет Уэсли (штат Коннектикут).
Лучшие гуманитарные колледжи США часто называют «Маленькие плющи», сравнивая с крупными университетами «Лиги плюща».
ГЛАВА 3 Образовательная система РФ
3.1 Среднее образование в России
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Поскольку с 1 сентября 2013 года дошкольное образование было включено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в структуру общего образования понятия «школьное образование» и «общее образование» в России с юридической точки зрения перестали быть синонимичными.
3.1.1 Третья ступень среднего образования
Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения, 10 и 11 класс.
В учебный курс входит дальнейшая подготовка по предметам, изучавшимся ранее в основной школе, а также по небольшому количеству новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Они обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная, и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
3.2 Высшее образование в России
Высшее образование реализуется в Российской Федерации по направлениям подготовки и специальностям. Направления подготовки подразумевают под собой подготовку по программам бакалавриата и магистратуры, а специальности — специалитета и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре-стажировке.
Высшее профессиональное образование в России можно получить в таких учебных заведениях как: институт, академия и университет. Официально они называются высшие учебные заведения или вузы. По статистике в России насчитывается около 1 180 высших учебных заведений (735 из них имеют государственный статус) и более 1 730 филиалов (1138 имеют государственный статус). Среди общего числа высших учебных заведений, включая их филиалы, насчитывается 1 320 университетов, 900 институтов, а также 690 академий.
Перечень специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по ним, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. При утверждении новых перечней специальностей и направлений подготовки Минобрнауки может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных специальностей и направлений подготовки специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях специальностей и направлений подготовки.
Традиционно в России сложились три формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя); заочная. Осуществление обучения по одной из форм зависит от потребностей, возможностей личности. Формы, по которым ведется обучение по каждой специальности и направлению подготовки, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также по ускоренным программам.
ГЛАВА 4 Сравнение итоговых государственных аттестаций США и РФ
4.1 SAT, ACT, ЕГЭ
Мы стали использовать очень похожие системы итоговой аттестации выпускников - Единый Государственный Экзамен или ЕГЭ. В Америке существуют и проводятся два разных вида ЕГЭ на выбор: тесты SAT и ACT. Безусловно, в американской и нашей системе единого экзамена есть много общего: так подготовка - традиционно важный этап жизни каждого выпускника в этих двух странах, ведь от полученных баллов зависит будущее. Но и различия тоже есть. Они начинаются с начальной ступени школьного образования.
В русской школе все поставлено так, что ученик обладает малой свободой слова и малой долей истинно творческих заданий, упор делается на фактические знания в широкой области наук. Впрочем, за редким исключением, это приводит к тому, что русский выпускник знает все обо всем, но не всегда углубленно. Как писал А.С. Пушкин: «Коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока». Исключения, конечно же, есть, но они в основном касаются специализированных учебных заведений, с углубленным изучением каких-то конкретных предметов.
Американская система образования обладает рядом своих плюсов и минусов. К серьезным минусам можно отнести полное отсутствие единых федеральных стандартов по тому, как и что нужно преподавать, в каком количестве и по каким учебникам. Учителям дается гораздо большая свобода в том, как планировать свои уроки. Отсутствие единой федеральной программы, однако не распространяется на штаты. Каждый штат имеет свою программу и очень бережно и тщательно за всем следит. Но программы у всех штатов разные, и отсюда разный уровень знаний у выпускников. Чтобы у всех студентов были равные возможности при поступлении в высшие учебные заведения, были основаны знаменитые американские тесты SAT и ACT. SAT - стандартизованный тест для приема в высшие учебные заведения в США. SAT разрабатывается и управляется некоммерческой организацией CollegeBoard. Популярность выбора SAT и ACT исторически отличается по штатам, правда в последнее время все чаще критикуют SAT, и ACT становится более популярным видом тестирования.
И в США и в России роль ЕГЭ сегодня одинаковая — дать возможность студентам из разных регионов поступить в ВУЗ на основе результатов единого экзамена. Однако различия проявляются во многих деталях. Так, результаты тестов в США отправляются обычно по почте в Вузы, но количество ВУЗов не должно превышать 4-х. В России таких ограничений нет. Сам тест можно сдавать в течении учебного года, экзамены проводятся 4-6 раз в год и экзамен платный. Его цена около 30-40 долларов. В нашей стране, пока все проводится бесплатно. Есть и еще одно различие, оно проявляется уже в Высшей школе. Американские преподаватели (в том числе и русские, работающие в ВУЗах США) отмечают, что на первых двух, иногда трех курсах, русский студент выглядит более представительно, чем американский. Он более разносторонне развит, больше знает географических наименований, широко образован, более подкован в точных науках и формулах. Но на старших курсах, когда от студента требуется проявить самостоятельность и креативность мышления, свободу слова и мысли, тут наш русский студент теряется, и уже дальше, чем ближе выпуск, сдает свои позиции.
4.2 Поступление в ВУЗ в Америке и России
Чтобы поступить в вуз, российскому школьнику нужно сдать ЕГЭ по обязательным и необходимым для поступления предметам по выбору, собрать документы для приемной комиссии и, может даже преодолеть дополнительный экзамен. В США все происходит иначе: с 9 по 12 класс после сдачи каждого теста результаты учащегося отправляются во все университеты штата. Таким образом, можно отследить динамику успеваемости учащегося и оценить его знание, независимо от государственного экзамена. А как поступают в вуз американские школьники? Попробуем сравнить абитуриентов России и США.
Изначально были созданы различные концепции образования и в РФ, и в США. Американские школьники выполняли тесты начиная с начальной школы, а российские знакомились с этой системой лишь в конце 2 ступени среднего образования, что вызывало трудности при переходе на традиционную форму обучения в ВУЗе.
В то время как наши выпускники сдают набор экзаменов, у американских школьников проводится всего один – ACT либо SAT. Первый состоит из четырех частей и должен проверить базовые знания ученика по английскому, алгебре, а также социальным и гуманитарным наукам. В SAT есть только два направления: английский и математика. Но задача у него другая: узнать, обладает ли ученик критическим мышлением и навыком решения проблем.В большинстве учебных заведений принимают оба теста.
Когда ЕГЭ сдан, перед российскими школьниками встает вопрос – куда поступить. Зачастую школьники поступают туда, где будет возможность учиться на бюджетной основе. В США к выбору учебного заведения относятся более серьезно: образование платное. Например, в Гарварде, самом престижном университете, обучение обойдется примерно в 55 тысяч долларов каждый год. Между прочим, в Высшей школе экономики обучение обойдется «всего» в 14 тысяч долларов, а в МГУ– десять. Несмотря на то, что в Америке документы можно подавать в неограниченное количество вузов, абитуриенты выбирают пять-шесть.
В России из года в год школьники лучше сдают ЕГЭ по родному языку, чем по математике. В США дела с этим обстоят наоборот. Сами американские тесты, по сути, выявляют базовые знания и не слишком отличаются от наших заданий части А. Но при этом в общемировом рейтинге Россия по уровню школьного образования сильно отстает от Штатов, расположившись на 41 месте. США находятся на вершине интеллектуального Олимпа, а нас отделяет ровно 32 ступени.
4.3 Тестовая система в США
Группа американских психологов работает над созданием «интеллектуальных» тестов для обучения. Эти тесты назывались «национальными тестами». Национальные тесты впервые были составлены в 2 сериях по 2 варианта в каждой серии. Совершенствуя методику, американские тестологи в этих тестах впервые перед каждым разделом теста дают примерные упражнения.
Разработкой и проверкой тестов занимаются специальные государственные службы. Еще в 1900 году в США был создан Совет по вступительным экзаменам. В 1926 году – Совет колледжей принял тест SAT, были разработаны «тесты для квалификационной и профессиональной оценки деятельности педагога». С 1947 года существует Служба тестирования (EducatinalTestingService), которая считается наиболее представительным научно-исследовательским центром.
К 1961 году только в США были созданы 2126 стандартизированных тестов. Здесь существует множество тестовых издательств, общая продукция которых представляет несколько тысяч различных тестов. Естественно, они различаются по качеству и по спросу на них. Изданные тесты ежегодно аннотируются и наиболее значительные комментируются в ежегоднике «MentalMeasurementYearbook».
С 1959 года основные крупномасштабные международные исследования проводятся под руководством неправительственной организации Международная ассоциация по оценке успеваемости (ИЕА). Учреждения ИЕА созданы в более чем 45 странах мира и подключают к своей деятельности министерства образования, педагогические факультеты университетов, научно-исследовательские институты.
Исследования ИЕА строятся в определенной последовательности и базируются на объяснительных моделях, основанных на учебных программах. Предполагается обследование тысяч обучающихся в каждой стране с помощью академических тестов, составляемых на основе учебных программ и других занятий. Используемые тесты успеваемости направлены на измерение достижений обучаемых, которые можно оценить в баллах, скорректировать и сравнить с аналогичными данными по стране, а также соотнести с другими факторами, влияющими на успеваемость (например, с содержанием обучения, технической оснащенностью школы, полом обучающихся, местностью проживания и пр.). Цель такого исследования – создание достаточно гибкой модели, позволяющей измерить комплексное воздействие школы на процесс овладения знаниями.
Помимо ИЕА существуют другие организации, занимающиеся проблемами международного тестирования. Например, Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург), Международный центр педагогических исследований в Париже провели совместно с ИЕА исследование навыков чтения в 35 странах (1990 год). При этом определение лучшей или худшей страны в изучаемой области не является целью тестирования. Задачей исследования становится поиск наиболее эффективных условий обучения.
4.4 Введение тестовой системы в России
В России до 1917 года вопросам тестирования не уделялось достаточного внимания. Практическое значение тесты получили только после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже в 1926 году были разработаны тесты по некоторым предметам: природоведению, обществоведению, счету, решению задач, знанию географической карты, на понимание чтения и правописание, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.
Проблемой разработки тестов вплотную занимались российские психологи и педагоги: С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, A.M. Шуберт, Г.И. Залкинд и др. В 1927 году вышла книга С.М. Василейского «Введение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования», где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов.
В 20-е годы Центральная педологическая лаборатория MОHO под руководством педолога Е. Гурьянова разработала и выпустила в свет несколько тестов:
1. Шкала для измерения умственного развития испытуемых.
2. Тесты для учета навыков в чтении, счете и письме.
3. Тесты коллективного испытания умственной одаренности.
В Ленинградском научно-педагогическом институте им. А.И.Герцена и Детском обследовательском институте им. А.С. Грибоедова разрабатывались тесты на одаренность для массовых обследований испытуемых нормальных школ.
Однако вскоре положение кардинально изменилось. Вышедшее в 1936 году постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» негативно сказалось на развитии педологии в целом и тестологии в частности. Метод тестов был признан буржуазным орудием для дискриминации обучающихся и «изгнан» из советской школы. Одной из причин негативного отношения к тестам того времени было отсутствие заинтересованности системы управления в объективных результатах обследований педологов.
На данный момент в Федеральном законе об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ говорится о том, что:
Однако, критики ЕГЭ нередко возражают, что экзамен в качестве мерила знаний школьников не показателен - мол, высокий балл означает только хороший навык выпускника решать тесты, но никак не связан с его реальной подготовкой. "Результаты ЕГЭ вполне адекватно отражают уровень знаний ученика", - полагает сотрудник одного из академических институтов, уже несколько лет готовящий старшеклассников к сдаче ЕГЭ по естественным наукам. "В каком-то смысле подготовка к тестам даже полезна для лучшего усвоения школьной программы. Большинство школьников не могут задавать вопросы сами себе, а именно такие вопросы показывают, насколько хорошо человек на самом деле понял материал. Тесты помогают сделать это".
Он соглашается с тем, что элемент натаскивания при подготовке к ЕГЭ присутствует и что, по крайней мере отчасти, он связан с "кривыми" формулировками заданий. "К некоторым вопросам подходят больше одного варианта ответов, на другие можно правильно ответить, только если знать заранее, что имели в виду авторы", - объясняет он. "Но в этом году в целом задания ЕГЭ стали лучше, в них стало меньше глупостей", - отмечает Олег Смолин.
«Рособрнадзор заявил о крайне незначительном числе нарушений: по завершении основной волны ЕГЭ пресс-служба ведомства отчиталась всего о 141 факте публикации в Сети фрагментов экзаменационных заданий (на языке официальных пресс-релизов они называются КИМами - контрольно-измерительными материалами). Рособнадзор сообщил, что благодаря "техническим возможностям" некоторые нарушители были идентифицированы прямо во время экзамена. Результаты их работ были аннулированы, а пересдать ЕГЭ проштрафившиеся смогут только через год - такая суровая кара была введена после прошлогоднего скандала, когда выяснилось, что в интернет попали сотни КИМов.
Экзаменационные задания выкладывали участники многочисленных групп в социальных сетях вроде ВКонтакте или "Мой Мир", причем нередко эти группы, как и профили участников, были открытыми (многие из этих групп и их форумы работали и на момент написания этой статьи). Основными бенефициарами выступали жители западной части России, которые могли увидеть часть заданий еще до экзамена. Помимо таких "любительских" нарушений во время прошлогоднего ЕГЭ действовали и вполне профессиональные люди, которые на потоке решали выложенные задания и зарабатывали на неуверенных в себе одиннадцатиклассниках неплохие деньги[2].»
В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками. Среди наиболее активных следует назвать: Центр тестирования профессионального образования (ЦТПО, г. Москва), Центр оценки качества образования Института общего среднего образования РАО, Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Центр психологического и профессионального тестирования МГУ)и целый ряд других.
Критическое отношение к тестированию, понимание его возможностей позволит педагогу адекватно использовать тесты для улучшения педагогического процесса.
ГЛАВА 5 Исследовательская работа
5.1 Анализ статистики ЕГЭ
В таблице приведены сведения о среднем балле, количестве стобальников и проценте выпускников, не набравших минимальное количество баллов по выбранному предмету в период с 2011 по 2013 год включительно.
Анализируя эту таблицу, несложно выявить некоторую закономерность : с каждым годом средний балл за экзамен растет практически по каждому предмету. Кроме того, количество стобальников к 2013 году возросло практически в 2 раза по русскому языку, по химии в 9 раз, по обществознанию в 16 раз, а по английскому языку в 41 раз! СМИ утверждают: «Федеральные предметные комиссии (разрабатывающие материалы для ЕГЭ) проверили около 1,5 тысяч высокобалльных работ и в 77% случаев выявили нарушения, Рособрнадзор призывает к тотальной перепроверке, пишет в понедельник газета "Коммерсант". По данным издания, проверки производились по заданию Рособрнадзора там, где статистика показала резкое увеличение высокобалльников по отдельным предметам. Ранее Рособрнадзор называл 18 таких регионов, среди которых Брянская и Воронежская области, Дагестан, Ингушетия и Калмыкия. В сопроводительной записке авторы анализа объясняют, что перепроверяют "статистически значимое количество" случайно выбранных работ и благодаря такой выборке получают "срез ситуации"». Получается, что школьник может даже не знать ничего по данному предмету, но, надеясь на технологию выполнения теста, сможет набрать минимум для сдачи экзамен, так как количество выпускников, не набравших минимальный балл по предметам, тоже значительно уменьшилось.
5.2 Социологический опрос
Для выявления общественного мнения о государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ было проведено социологическое исследование среди выпускников , учащихся и учителей МБОУ СОШ №126. В общей сложности опрошено было 65 человек. Бывшим выпускникам и учащимся были заданы следующие вопросы:
В результате опроса были выявлены следующие соотношения:
Ученики давали следующие комментарии:
Анна: « Я считаю, что тесты – это удобно для школьников. Даже если ты не знаешь ответа на вопрос, методом исключения или же просто по счастливой случайности можно выбрать правильный ответ»
Кирилл: « Неоднократно наблюдал, как в интернете создавались страницы, на которых были ключи к ЕГЭ. И я уверен, что много людей увидело эту информацию»
Денис: «В большинстве ВУЗов России все промежуточные экзамены и сессии сдаются в традиционной форме, то есть по билетам. Здесь не дано никаких вариантов, либо ты знаешь, либо нет. Сложно перестроиться на такую сдачу экзамена после того, как в школе учили выполнять тесты».
Марина: « В заданиях ЕГЭ можно встретить что угодно, любой вопрос за всю историю изучения этого предмета. В билетной системе оценивания ты точно знаешь, какие области предмета тебе нужно знать, так гораздо спокойнее».
Другой опрос был проведен среди учителей школы №126,которым были заданы следующие вопросы:
В результате опроса были выявлены следующие результаты:
Исходя из этих сведений можно утверждать, что учителя относятся к тестовой системе более негативно, чем положительно, и в этом их мнение сходится с мнением учащихся.
Сравним результаты опроса выпускников и учителей школы №126. Очевидно, что более половины опрошенных учителей готовы перейти к билетной системе, однако, лишь 33% учеников готовы сделать это. Гораздо большее количество учеников заметило случаи информационного саботажа, но и учителя нередко замечали списывание. Немногим ученикам удобна тестовая система ЕГЭ, и большинство учителей не считают экзамен эффективным методом для проверки и оценивания учащихся.
Проведенный анализ публицистической, научно-популярной литературы выявил тот факт, что в американской и российской системе единого экзамена есть много общего, например, подготовка к экзамену, которая является традиционно важным этапом жизни каждого выпускника в этих двух странах, ведь от полученных баллов зависит будущее. Однако, имеются и существенные различия, которые начинаются с начальной ступени обучения. Очевидно, что российская система государственной итоговой аттестации переняла опыт американского итогового тестирования. В результате проведенной исследовательской работы был выявлен тот факт ,что образовательный опыт США оказался не в полной мере состоятельным в условиях российского образования. Государственная итоговая аттестация в формате ЕГЭ является не вполне эффективным средством для проверки знаний российских школьников, и требует, как минимум, совершенствования механизмов ее проведения. Автор данной работы не берет на себя ответственность утверждения о нецелесообразности ЕГЭ , не имея соответствующей компетенции, но пытается найти способы решения проблемы. По общим международным характеристиками основные черты среднего и высшего образования совпадают в полной мере, однако, каждая страна мира выбирает свою систему обучения учащихся. В США образование разделяется на уровни и на начальном этапе включает в себя работу учащихся с тестами, оно не имеет единой государственной системы, соответственно, программа обучения не всегда соответствует заявленному уровню. В России же система образования стоит на контроле у государства, а значит, что и работы, выполненные в формате ЕГЭ, составляет государственные организации и комиссии. Таким образом, можно утверждать, что тестовая система, которую пытались вводить в РФ еще с 1917 года, не оказалась в полной мере состоятельной для российских школьников. Вероятно, что если эта система получит должное развитие и совершенствование своих механизмов (составления, проведения и подготовки), то она станет эффективной для выпускников России.
Данные социологического опроса граждан России
Динамика результатов ЕГЭ с 2011 по 2013 год включительно
[1]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%F1%F2%E5%EC%E0_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%FF_%D1%D8%C0
[2]http://lenta.ru/articles/2012/06/26/ege/
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Л. Нечаев. Яма
Упрямый зяблик
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Стеклянный Человечек