выполнить проект для учащихся 5 класса по математике - это интресная работа. в проекте история чисел, путешествие за числами.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chisla.doc | 50.5 КБ |
МБОУ Солчурская СОШ Овюрского района РТ
Проект
Такие разные и нужные числа
Выполнили : Монгуш Аяна
Таши Кара-оол
Руководитель: учитель математики
Монгуш Людмила Сотпаевна
Солчур 2014год
Цель работы: выполнить работу о числах
Задачи:
Актуальность проблемы
Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то же этих обозначений не существовало. Вся наша бытность состоит из арифметики, простой или сложной, у нас есть счастливые числа и памятные даты и мы не мыслим свою жизнь без количественной системы счисления. Выполнить работу о числах, работать с научно- исследовательской литературой- актуально для учащихся 5 класса.
Содержание
1. История числа
2. Священные числа
3. Простые и составные числа
4. Числа в пословицах
5. Числа в художественных произведениях
6. Числа в скороговорках
7.Числа в загадках
Реализация проекта:
1. История числа
Древние культуры были в большей степени ориентированы на устную речь, на устное обучение, чем современная. Тем не менее, ясно, что практическая необходимость порой заставляла фиксировать точное число каких-либо предметов – например, для целей обмена, расчета числа дней и т. д. Человечество выработало целый ряд различных систем записи чисел – различных нумераций.Одним из древнейших способов фиксации чисел состоял в обозначении каждого предмета некоторой совокупности одним и тем же значком, обозначавшим единицу. Таким образом, число изображалось соответствующим количеством единиц. Такая система записи называется единичной нумерацией. В 1937 в Моравии (на территории современной Чешской Республики) была найдена относящаяся к 3 тысячелетию до н. э. волчья кость с 55 глубокими зарубками; это старейшая из известных в настоящее время записей числа (если, конечно, это действительно запись числа, а не что-либо другое, например, специфический орнамент). В позднейшее время числа тоже обозначались зарубками: еще в XIX в. в Западной Европе применялись деревянные бирки, на которых зарубками фиксировались долги (одна такая бирка оставалась у должника, а другая – у кредитора); у других народов для тех же целей применялись веревки с соответствующим числом узелков (в некоторых районах Китая и Японии такая практика сохранилась до XX в.). Но в чистом виде единичная нумерация не очень удобна, если речь идет о числах, скажем, больше 10: такие обозначения перестают быть наглядными, зарубки или узелки становится слишком долго пересчитывать. Для простоты их группируют в совокупности по 3, по 5 или как-нибудь еще (как, например, штрихи, соответствующие миллиметровым делениям на линейке, сгруппированы по 5). Таким образом возникла необходимость изобретать различные системы счисления.
История "арабских" цифр
Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из арабских математиков когда-то предложил идею - связать числовое значение цифры с количеством углов в ее начертании.
Выглядели они приблизительно так:
Посмотрим на оригинальное изображение арабских цифр и видим, что:
0 - цифра без единого угла в начертании;
1 - содержит один острый угол;
2 - содержит два острых угла;
3 - содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на конверте);
4 - содержит 4 прямых угла (именно этим объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию);
Виды цифр для составления чисел
В Древней Руси для записи числа использовали буквы с особым знаком
«~» (титло), который писали над буквой.
Арабские цифры: 0,1,2,3,4,5.6,7,8.9
Впервые появились в Европе примерно в 1120 году, ввел их английский учёный Аделард. Европейские народы узнали о них от арабов, а придуманы они были ещё в 6 веке в Индии.
Римские цифры. В римской нумерации 7 цифр:
I-1, V-5, X-10, L-50, C-100, D-500, M-1000
Употреблялись они в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад.
Древнейшим счетным инструментом, который сама природа предоставила в распоряжение человека, была его собственная рука. Понятие числа и фигуры взято не откуда-нибудь, а только из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать (производить первую арифметическую операцию), представляют собой все что угодно, только не продукт свободного творческого разума. Имена числительные во многих языках указывают, что у первобытного человека орудием счета были преимущественно пальцы. Не случайно в древнерусской нумерации единицы называются "перстами", десятки - "составами", а все остальные числа - "сочинениями". Кисть же руки - "пять" у многих народов. Например, малайское "лима" означает одновременно и "рука" и "пять". От пальцевого счета берет начало пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног). У многих народов пальцы рук остаются инструментом счета
СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА
Простые и составные числа
Число называется ПРОСТЫМ, если оно имеет два делители: 1 и само это число.
НАПРИМЕР: 2,3,5,7…
Число называется СОСТАВНЫМ, если оно имеет более двух делителей.
НАПРИМЕР: 4, 6, 8, 9…
Число 1 не является ни составным, ни простым числом.
Путешествие за числами
Септет – это обязательно семь музыкантов. Если произведение исполняется одним артистом или инструментом – соло, двумя – дуэт, тремя – трио. В басне И.А. Крылова: «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка задумали сыграть квартет..».Значит, квартет – это четверо, дальше – квинтет- пятеро, секстет – шестеро, септет – семеро, октет – восемь. Числа «зашифрованы» и в некоторых других словах, их можно услышать по радио, в передачах по телевиденью, прочитать в газетах. Например, самолёты со сдвоенным передним крылом называют бипланами. Приставка «би» обозначает «два». По рекам ходят суда – катамараны, то есть сдвоенные суда. Биатлон – спортивное двоеборье. Уникальный –значит единственный, несерийный. Тандем – означает двойной.
Вывод
Невозможно представить современную жизнь без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.
Числа ведут нас по жизни изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, до и после уроков.
Знание истории числа поможет овладеть математикой, понять ее законы.
Проследив основные этапы зарождения чисел, их различных систем записей у разных народов, необходимо сделать такой вывод: не зря многие ученые умы интересовались понятием числа, раскрывали его тайны. Да и в наш технократичный век, когда с числами сталкиваешься повсеместно (на денежных знаках, ценниках, компьютерах, панелях стиральных машин и т.д.) это понятие не утратило своей актулаьности. Трудно себе представить как современный человек смог бы прожить, если бы когда-то, много тысчелетий назад, не была бы приоткрыта тайна великих и загадочных чисел.
Современные люди широко применяют в своей жизни числа, но мало кто интересуется историей чисел в нашей жизни. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, соотнося их с различными частями тела, главным образом пальцами рук и ног. Отсюда возникло число, а вместе с ним возникла математика.
Использованная литература
• Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чеснаков А.С., Шварцбурд С.И. Математика учебник для 5 класса – М.,: Мнемозина – 2004. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике.-С-Пб.:МиМ-ЭКСПРЕСС,1995.-158с.
А. П. САВИН «ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЮНОГО МАТЕМАТИКА»
http://sch69.narod.ru/mod/1/6506/hystory.html
Швейня
Любили тебя без особых причин...
Весенняя сказка
«Течет река Волга»
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"