Ассамблеи Петра Великого, как инструмент петровских реформ.
Автор: Ахметзянова Кристина, учащаяся 11 класса, МБОУ «СОШ №12», г. Усть-Илимска, Иркутской области. .
Руководитель: Кузякина Марина Виллиевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ №12»,
г. Усть-Илимска, Иркутской области.
Немаловажную роль в переменах социально-культурного уклада жизни России первой четверти 18 века сыграли ассамблеи, которые по сей день вызывают огромный интерес, как у учёных, так и любителей истории. Автор исследования выдвигает интересную гипотезу, согласно которой Петровская ассамблея - это не просто увеселительное мероприятие, а некий инструмент, при помощи которого Петр I проводил свои преобразования.
Введение Петром I ассамблей имело важный для петровских реформ смысл. Благодаря ассамблеям царь хотел создать новые формы общения, которые связали бы общим досугом всех его сподвижников, способствовали формированию новой общественной жизни, стали центром обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.
Петр создавал новый, европейский быт русских людей, используя опыт стран Западной Европы. С этой целью в 1718 году Пётр издал указ об ассамблеях. Царь стремился как можно быстрее создать потребности в социальном общении русских людей, которые даже среди высшего сословия до Петра I не были развиты.
Ассамблеи стали своеобразным «лифтом», с помощью которого Петр хотел поднять уровень русского общества первой четверти 18 века. При этом внедрение ассамблей в жизнь русского общества, как и многие другие преобразования Петра, проводились не постепенно, а очень быстро, часто насильственными, даже можно сказать репрессивными методами.
Тем не менее, ассамблеи сыграли важную роль общественной жизни России времен Петра I . Благодаря им:
-Была реализована идея объединения и сплочения всех, кто помогал Петру I проводить реформы.
- Были сформированы более цивилизованные формы проведения досуга. Через них русскому обществу прививались европейские образцы поведения.
- Сложились информационно-коммуникативные центры, где формировалось общественное мнение, которое распространялось затем в русском обществе.
-Выросла роль женщины в российском обществе
После смерти Петра I ассамблеи изжили себя и переросли в светские балы знати, но свою историческую и социальную миссию на момент петровских преобразований ассамблеи выполнили.
Вложение | Размер |
---|---|
assamblei_osnovnaya.docx | 34.81 КБ |
assamblei_vystuplenie.docx | 18.27 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 980.5 КБ |
prilozhenie.doc | 31 КБ |
tit_list.doc | 26 КБ |
Содержание
стр.
I. Введение 3 - 4
II. 1. Петровские ассамблеи как часть реформы культурной жизни
общества. 5 - 7
II. 2. Пётр 1 на ассамблеях 7 - 9
II. 3. Значение ассамблеи. 9 - 11
II. 4.Судьба петровской ассамблеи 11 - 12
III. Заключение 13
IV. Список литературы 14
V. Приложение I - III
I. Введение
Эпоха Петра I ознаменована великими реформами не только политическими и экономическими, царь изменил социально-культурный уклад. Немаловажную роль в этом сыграли ассамблеи. Поэтому они до сегодняшнего дня вызывают огромный интерес, как со стороны историков, так и самых обычных людей.
Цель исследования: Выяснить какую роль сыграли ассамблеи в развитии общественной жизни России времен Петра Первого.
Задачи:
1. Изучение литературы по теме и материалов Интернета
2. Выявить особенности ассамблеи как новой формы общественной жизни и способа проведения реформы.
3. Оценить результативность перемен и определить влияние ассамблеи на жизнь российского общества
4. Проследить дальнейшую судьбу ассамблеи в российской истории.
Предмет исследования: ассамблеи времён Петра I
Объект исследования: российское общество первой четверти 18 в.
Гипотеза: Петровская ассамблея была инструментом, при помощи которого Петр I проводил свои реформы.
Когда речь заходит о петровских преобразованиях, особенно в области культуры, обязательно вспоминают об ассамблеях. Но многие воспринимают ассамблеи как некие увеселительные мероприятия. На самом же деле их введение имело более глубокий и важный для петровских реформ смысл.
Ассамблеи - это первые русские собрания, которые способствовали формированию нового вкуса, интереса к общественной жизни. Именно в ассамблеях сконцентрировалось представление о нравах и нормах того времени. Возникает вопрос: почему из всех существовавших западноевропейских досуговых форм Петр выбрал именно ассамблею?
Ответом может служить характеристика ассамблеи, данная В. О. Ключевским. Это «и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению» [1]
В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. К. Эфрона цель устройства ассамблей обозначена в двух аспектах. Первый содержит в себе видимую, поверхностную целевую установку царя на их проведение, «чтобы ввести в домашнюю и общественную жизнь своих подданных нравы и обычаи европейских народов». Второй аспект раскрывает внутренние, глубинные намерения Петра I — сплотить общество, для задуманных им важнейших преобразований.
II. 1. Петровские ассамблеи как часть реформы культурной жизни общества.
Новые культурные традиции вводились трудно и противоречиво.
Петр I с самого отрочества и всю юность находился в кругу иностранцев, проживавших в Немецкой слободе. Общение с ними давало ему представление об ином образе жизни, который резко контрастировал с известным ему с детства. Иностранцы помогали ему удовлетворять врожденное стремление к наукам и знаниям.
Немецкая слобода стала для Петра первым шагом в освоении западноевропейских ценностей. Конкретные культурные преобразования начались после первого возвращения Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформы России связана с периодом строительства Петербурга. Петр создал европейский уклад в культурной жизни столицы, новый быт русских людей.
Петр I переняв лучший опыт стран Западной Европы, использовал его во имя интересов государства. Он стремился изменить русских людей внутри и снаружи по подобию просвещенных народов Европы.
Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.
Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Однако есть сведения, что Пётр устраивал ассамблеи раньше. Но поездка царя в Европу и посещение Франции сыграли свою роль в введении ассамблеи в культурную жизнь русского общества Он вернулся из-за границы в октябре 1717 года, но только осенью следующего года смог воплотить задуманное в жизнь. 7 декабря 1718 года петербургское общество было извещено об ассамблеях. В 1718 году Пётр издал указ об ассамблеях (Приложение № 1).
В этом указе разъяснялось, что ассамблея – слово французское, означает оно некоторое число людей, которые собрались вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. Другими словами, ассамблеи – это собрания–балы в домах знати.
Ассамблеи выполняли следующие функции:
-Реализации идеи объединения и сплочения партии реформаторов. Помимо непосредственной трудовой деятельности Петр I задействовал досуговое время, способствующее процессам взаимодействия между людьми.
- Создание учебного «полигона» для петровских реформаторов. Ассамблеи были школой общественной жизни, где проходили практические занятия по выработке навыков светского обхождения и умения «жить по-европейски».
- Удовлетворение спроса русского общества на развлечения и забавы, недостаток которых остро ощущался в те времена. Царь был новатором в придумывании и внедрении многих досуговых форм, но ассамблеи не только решали проблему личного досуга Петра, но и формировали культуру досуга как самого царя, так и его приближенных.
- Складывание информационно-коммуникативных центров, где узнавались последние новости о событиях в молодой столице и всей России, а также формировалось общественное мнение, которое распространялось затем в русском обществе.
Помимо Петербурга, ассамблеи устраивались и в Москве. Первая московская ассамблея состоялась у князя-кесаря Ромодановского, где присутствовали император с императрицей. Затем состоялась ассамблея у А. Д. Меншикова. Интересна эта ассамблея двумя моментами. Во-первых, на нее приехали иностранные министры, которые на первую ассамблею «не хотели являться, потому что их не известили о ней как следует. Второй момент отражал жесткий метод внедрения ассамблей в жизнь московского общества: «Здесь объявили гостям во всеуслышание, что в следующее Воскресенье общество имеет быть у императора в Старо-Преображенском и что все дамы старше 10-ти лет должны явиться туда, если не хотят подвергнуться тяжкому наказанию». [2] Данное указание царя распространялось не только на московских дам, которым вменялось в обязанность бывать на ассамблеях, оно касалось и девочек-подростков.
Естественно, что московская знать относилась к устройству ассамблей с меньшим энтузиазмом, чем в петербургском обществе. Москва еще сохраняла старозаветные традиции, прочные стереотипы древнерусского поведения, нравов и обычаев. Поэтому тяжелее воспринималась обязанность пребывания на них, и проявлялось большее недоверие к нововведению царя-реформатора.
По примеру светских петербургских и московских ассамблей царь велел их организовывать в монастырях: «В декабре 1723 года вышел указ первоприсутствующего в синод об очереди ассамблей в московских монастырях. 29 декабря по этому указу состоялась ассамблея у архимандрита Донского монастыря»[3].
II. 2. Пётр 1 на ассамблеях
Пётр стремился формировать и развивать личные качества своих подданных: самостоятельность мышления, инициативность, предприимчивость, способность «свободно мыслить о делах государственных.
Помимо этих стратегических целей, ассамблеи имели установку прикладного характера — обучение русского человека навыкам общения. Пётр Великий сам разработал правила поведения на ассамблеях, издав Указ «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» (Приложение 2)
По замыслу Петра I, на ассамблеях можно было поговорить о насущных проблемах дня, обменяться новостями, совместно поразмышлять о будущем. В дружеских разговорах, товарищеских беседах нарабатывался опыт социального общения, где возникающие в его процессе контракты продолжались в торговых конторах, на верфях Адмиралтейства, в кабинетах дипломатов. Таким образом, реализовывались планы строительства столицы как центра новой российской государственности.
Но цели, поставленные Петром I, и цели участников ассамблей мало совпадали: у большинства участников ассамблей не было желания общаться, поэтому беседы на ассамблеях не удавались. Все сидели, по выражению Н. И. Павленко, «словно немые». Разговоры не складывались, тягостные паузы зависали над присутствующими. Разумеется, это не могло удовлетворять царя, вынужденного задавать тон первым ассамблеям.
Характеризуя поведение Петра на ассамблеях, С. А. Князьков писал: «Обыкновенно в общении бывал весел, обходителен, разговорчив и беседу любил веселую, непринужденную, умную.[4] Предметы бесед Петра с гостями были довольно разнообразные. В этих беседах происходила оценка деятельности самого царя и его предшественников, вскрывались те побуждения, которые легли в основу его деятельности».
Среди гостей ассамблей было много иностранцев, с которыми Петр находил «общий язык», в прямом и переносном значении этого слова. Трудность общения заключалась в том, что лишь немногие из царских приближенных знали иностранные языки, большинство же присутствующих не владели ими настолько, чтобы полноценно общаться с иноземными гостями.
Ассамблеи требовали публичного разговора как наиболее сложной формы речевой деятельности. У русских людей было частичное (если не полное) отсутствие речевых потребностей. Эти потребности не были сформированы в русском обществе в допетровский период. Царь же стремился как можно быстрее создать потребности в социальном общении русских людей.
Темпы общественного развития опережали становление речевой культуры русского общества. Тем не менее, харизма Петра I была столь устойчива, а его воля привить навыки общения русскому обществу столь непреклонна, что некоторые результаты появились вопреки неподготовленности «отдельно взятого конкретного человека».
Петр I вводил культуру танца. Он умел и любил танцевать на ассамблеях. Особенно выразителен он был в паре с царицей.
Но и в проведении ассамблей сказался не всегда предсказуемый характер русского царя. Все современники утверждают, что Петр I почти насильно спаивал гостей, не давал гостям встать из-за стола, держал их там часами, а иногда и сутками. Государь как хозяин дома был страшен для гостей, особенно для тех, кто не привык еще к царскому застолью. [5]
II. 3. Значение ассамблеи.
Благодаря ассамблеям, в русском обществе первой половины XVIII столетия зарождалась, развивалась и приобретала права гражданства самая распространенная форма общения — разговор. Социальная значимость разговора была обусловлена двумя факторами. Во-первых, пониманием самим царем значения разговора в обществе, личным его желанием вынести на коллективное обсуждение общие дела, сделать предметом рассмотрения насущные проблемы дня. Во-вторых, объективной необходимостью разговора, как возможностью «озвучить» искания молодого петровского времени, где идеи и мысли нуждались в соответствующих речевых формах. Новые идеи требовали новых форм воплощения.
Петровские ассамблеи впервые обратились к трапезе для создания «фона», антуража, что придавало еде значение культурной акции. Именно на ассамблеях еда стала особым ритуалом, требующим определенных норм и правил поведения.
Танцы вносили разнообразие в деловую атмосферу петровских ассамблей. Наряду с функцией развлечения, ассамблеи первыми в России начали формировать танцевальную культуру петербургского общества. Танцы создавали условия для установления более тесных контактов между присутствующими.
Ассамблеи сделались не только местом приятного увеселения, где женщины демонстрировали свою красоту и невиданные наряды, но и центром социальной и культурной «реабилитации» русских женщин. Благодаря культурным преобразованиям Петра I, женщины стали обретать социальный статус в жизни русского общества.
Петр I очистил брак от значения торговой сделки, дал мужчине «помощь достойную». Женщина после своего заточения в теремах и светелках, вдохнув глоток свободного воздуха, стала достойной ученицей царя-реформатора. На страницах своего дневника Ф. В. Берхгольц отразил впечатления о русских женщинах, наблюдая их поведение на ассамблеях: «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает Немкам и Француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях, даже имеет перед ними преимущества».[6]
Гетерогенный состав ассамблей отразил устремление царя к выработке принципов реформирования российской общественной жизни. Внесословный подход к их организации не только способствовал сплочению петровских сподвижников, но и вырабатывал матрицы взаимоотношений между людьми различных слоев и групп русского общества. Характеризуя состав ассамблей, С. Князьков писал, что они «объединяли только определенные общественные круги, т. е. по преимуществу военно-морские, чиновничьи, частью торгово-промышленные и служивых иностранцев самых различных степеней. Все они были люди очень разной степени культурного развития, и образования, но одна общая черта давала этому обществу определенный характер. Это было общество людей рабочих, занятых службой государству».[7]
Разноплеменный и разнородный состав участников ассамблей демонстрировал подбор царем своего ближайшего окружения по единственному критерию — способности делать дело, направленное на выполнение его грандиозных планов. Состав ассамблей менялся не часто, но говорить о каком-либо постоянном членстве не приходится, поскольку обязанность бывать на них закреплялась служебным положением человека.
Отношение подданных к нововведению царя не было однозначным в русском обществе. Ассамблеи пугали многих по причинам, во-первых, отсутствия мотивов к подобного рода развлечениям, а во-вторых, трудности освоения практических навыков поведения. Вследствие этого в поведении участников на петровских ассамблеях чувствовалась напряженность. Танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность, с каменными от напряжения лицами и плохо повиновавшимися ногами».
Петр I рассматривал ассамблеи как «дело должностное» и обязывал бывать на них все петербургское и московское общество. Жесткий метод приобщения к ассамблеям отражал принудительный характер петровской деятельности — воплощать задуманное вопреки желанию человека.
II. 4. Судьба петровской ассамблеи
Постпетровский период в русской культуре не стал в полной мере естественным продолжением и распространением ассамблей. После смерти Петра I структура русского общества существенно изменилась. Выдвинутый царем внесословный принцип организации досуга постепенно исчез.
Ассамблеи, отражавшие социокультурные тенденции петровского времени, сменились иными формами развлечений. Однако в царствование малолетнего царя Петра II петровские ассамблеи были восстановлены в Петербурге в октябре 1727 года. С переездом двора в Москву ассамблеи прекратили свое существование в январе 1728 года.
В культурной жизни русского общества ассамблеи не могли долго существовать, поскольку их идея была «навязана сверху». После 1727 года в целостном виде их уже не устраивали в России, но отдельные их разновидности продолжали сохраняться и развиваться.
Например, танцы стали одним из самых распространенных видов деятельности. Постепенная эволюция танца сформировала в России бальную культуру. Помимо танцевального мастерства, она требовала от человека определенных знаний и навыков поведения, а также умений выстраивать взаимоотношения в процессе бала. Как составная часть нравов, быта и обычаев русского общества, бальная культура наиболее ярко проявлялась в жизни дворянского сословия.
Точно так же, на петровских ассамблеях угощение не имело большого значения, а служило лишь дополнением к танцам, играм и разговорам. В постпетровское время оно уже занимало особое место в культурных традициях русского общества. Угощение стало неотъемлемой частью любой досуговой формы. Оно выступало как отдельным видом деятельности, так и составляющим элементом в их функционировании.
Ассамблеи выработали в обществе потребность к публичному проведению досуга, сформировали интерес и привили вкус к светской жизни, смягчили и отшлифовали нравы русских людей. Сыграв роль начальной школы в истории русской культуры, ассамблея научила русское общество осваивать сложную науку культурной жизни не по канонам дореформенной Руси, а по европейским стандартам высшей школы
III. Заключение
Ассамблеи Петра Первого сыграли роль социального проводника для того, чтобы русское общество стало более современным, приближенным к европейскому обществу; Они выполняли задачу создания цивилизованного будущего для России. Ассамблеи – это своеобразный «лифт», с помощью которого Петр хотел поднять уровень русского общества первой четверти 18 века.
В своём исследовании мы подтвердили нашу гипотезу о том, что Петровская ассамблея была инструментом, при помощи которого Петр I проводил свои реформы. При этом внедрение ассамблей в жизнь русского общества, как и многие другие преобразования Петра, проводились не постепенно, а очень быстро, часто насильственными, даже можно сказать репрессивными методами. Причем неповиновение нововведениям влекло за собой жестокое наказание, вплоть до смертной казни.
Тем не менее, нам удалось прийти к выводу, что ассамблеи сыграли важную роль общественной жизни России времен Петра Первого. Благодаря им:
-Была реализована идея объединения и сплочения всех, кто помогал Петру 1 проводить реформы.
- Были сформированы более цивилизованные формы проведения досуга. Через них русскому обществу прививались европейские образцы поведения.
- Сложились информационно-коммуникативные центры, где формировалось общественное мнение, которое распространялось затем в русском обществе.
-Выросла роль женщины в российском обществе
После смерти Петра Первого ассамблеи изжили себя и переросли в светские балы знати, но свою историческую и социальную миссию на момент петровских преобразований ассамблеи выполнили.
IV. Список литературы
1. Емельянов А. В. Работник на троне. Книга 1 — Иркутск: Сибирская книга, 2012. —320 с.
2. Емельянов А. В. Работник на троне. Книга 2 — Иркутск: Сибирская книга, 2012. — 312 с.
3.Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени — Пушкино: Культура, 1990. — 638 с.
4. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества — СПб, 2003. — 240 с.
5. Павленко Н.И. Петр I - М.: Молодая гвардия, 2004. – 426 с.
6. Ассамблеи при Петре I http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/47/Peter_I_assembly.jpg/282px-Peter_I_assembly.jpg -
7. Указ Петра I о правилах на ассамблеях http://www.navekivmeste.ru/content/view/89/1/ -
[1] Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени, с. 96 .
[2] Павленко Н.И. Петр I, с. 133
[3] Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени, с. 211
[4] Павленко Н.И. Петр I, с.265
[5] Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества, с.143
[6] Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества, с. 215
[7] Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени, с. 304
Эпоха Петра I ознаменована переменами социально-культурного уклада жизни. Немаловажную роль в этом сыграли ассамблеи, которые по сей день вызывают огромный интерес.
Цель: Выяснить какую роль сыграли ассамблеи в развитии общественной жизни России времен Петра I.
Задачи:
1. Изучение литературы по теме и материалов Интернета
2. Выявить особенности ассамблеи как новой формы общественной жизни и способа проведения реформы.
3. Оценить результативность перемен и определить влияние ассамблеи на жизнь российского общества
4. Проследить дальнейшую судьбу ассамблеи в российской истории.
Предмет исследования: ассамблеи времён Петра I
Объект исследования: российское общество первой четверти 18 в.
Гипотеза: Петровская ассамблея была инструментом, при помощи которого Петр I проводил свои реформы.
Возникает вопрос: почему из всех существовавших западноевропейских досуговых форм Петр выбрал именно ассамблею?
Когда речь заходит о петровских преобразованиях, особенно в области культуры, обязательно вспоминают об ассамблеях. Но многие воспринимают ассамблеи как некие увеселительные мероприятия. На самом же деле их введение имело более глубокий и важный для петровских реформ смысл.
Благодаря ассамблеям Петр хотел создать новые формы общения, которые связали общим досугом всех.сподвижников. Ассамблеи были не только местом развлечений, но и способствовали формированию новой общественной жизни, так царь внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.
II. 1. Петровские ассамблеи как часть реформы культурной жизни общества.
Для молодого царя интересы государства были выше личных. Этот подход позволил Петру I обеспечить величайший скачок в культурном развитии России и поставить ее вровень с европейскими государствами XVIII столетия.
Конкретные культурные преобразования начались после первого возвращения Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформы России связана с периодом строительства Петербурга. Петр создал новый, европейский быт русских людей, используя опыт стран Западной Европы. Во имя интересов государства, он стремился приблизить общество к европейскому типу жизни. .
В 1718 году Пётр издал указ об ассамблеях (Приложение 1). Старозаветная Москва тяжелее воспринимала обязанность пребывания на ассамблеях, и проявлялось большее недоверие к нововведению царя-реформатора.
Царь был настолько убеждён в важности ассамблей, что даже велел их организовывать в монастырях. Но в духовной среде петровские новации вызывали значительно более острое чувство неудовольствия и неприятия, чем в московском обществе.
II. 2. Пётр 1 на ассамблеях
Пётр стремился формировать и развивать личные качества своих подданных.
Но цели, поставленные Петром I, и цели участников ассамблей мало совпадали: сам Петр на ассамблеях бывал весел, и беседу любил веселую, непринужденную, умную, а у большинства участников ассамблей не было желания общаться. Царь стремился как можно быстрее создать потребности в социальном общении русских людей. Петр I умел и любил танцевать на ассамблеях, тем самым, привнося в русское общество культуру танца.
Но и в проведении ассамблей сказался не всегда предсказуемый характер русского царя. Все современники утверждают, что Петр I почти насильно спаивал гостей, не давал гостям встать из-за стола, держал их там часами, а иногда и сутками.
II. 3. Значение ассамблеи.
Благодаря ассамблеям, в русском обществе первой половины XVIII столетия зарождалась, развивалась и приобретала права гражданства самая распространенная форма общения — разговор. Новые идеи требовали новых форм воплощения.
На Петровских ассамблеях впервые еда стала особым ритуалом, требующим определенных норм и правил поведения. Наряду с функцией развлечения, ассамблеи первыми в России начали формировать танцевальную культуру общества.
Благодаря культурным преобразованиям Петра I, женщины стали обретать социальный статус в жизни русского общества, так как они должны были присутствовать на ассамблеях наравне с мужчинами. Женщина после своего заточения в теремах и светелках, вдохнув глоток свободного воздуха, стала достойной ученицей царя-реформатора.
Состав участников ассамблей подбирался по принципу способности делать дело, направленное на выполнение его грандиозных планов. Петр I рассматривал ассамблеи как «дело должностное» и обязывал бывать на них все петербургское и московское общество, вопреки желанию человека.
II. 4. Судьба петровской ассамблеи
После смерти Петра I структура русского общества существенно изменилась. Выдвинутый царем внесословный принцип организации досуга постепенно исчез,
ассамблеи сменились иными формами развлечений. В культурной жизни русского общества ассамблеи не могли долго существовать, поскольку их идея была «навязана сверху».
Тем не менее, ассамблеи выработали в обществе потребность к публичному проведению досуга, сформировали интерес и привили вкус к светской жизни. Сыграв роль начальной школы в истории русской культуры, ассамблея научила русское общество осваивать сложную науку культурной жизни не по канонам дореформенной Руси, а по европейским стандартам высшей школы.
Заключение
Ассамблеи Петра Первого сыграли роль социального проводника для того, чтобы русское общество стало более современным, приближенным к европейскому обществу. Они выполняли задачу создания цивилизованного будущего для России. Ассамблеи – это своеобразный «лифт», с помощью которого Петр хотел поднять уровень русского общества первой четверти 18 века.
В своём исследовании мы подтвердили нашу гипотезу о том, что Петровская ассамблея была инструментом, при помощи которого Петр I проводил свои реформы.
При этом внедрение ассамблей в жизнь русского общества, как и многие другие преобразования Петра, проводились не постепенно, а очень быстро, часто насильственными, даже можно сказать репрессивными методами. При чем неповиновение нововведениям влекло за собой жестокое наказание, вплоть до смертной казни.
Тем не менее, нам удалось прийти к выводу, что ассамблеи сыграли важную роль общественной жизни России времен Петра Первого.
Благодаря им:
-Была реализована идея объединения и сплочения всех, кто помогал Петру 1 проводить реформы.
- Были сформированы более цивилизованные формы проведения досуга. Через них русскому обществу прививались европейские образцы поведения.
- Сложились информационно-коммуникативные центры, где формировалось общественное мнение, которое распространялось затем в русском обществе.
-Выросла роль женщины в российском обществе
После смерти Петра Первого ассамблеи изжили себя и переросли в светские балы знати, но свою историческую и социальную миссию на момент петровских преобразований ассамблеи выполнили.
IV. Список литературы
1. Комиссаренко С. С. «Культурные традиции русского общества» — СПб — 2003
2. Павленко Н.И. Петр Великий М.: «АСТ».-2006
3. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени — Пушкино: Культура, 1990
4. ассамблеи при Петре I http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/47/Peter_I_assembly.jpg/282px-Peter_I_assembly.jpg -
5. указ Петра I о правилах на ассамблеях http://www.navekivmeste.ru/content/view/89/1/
Слайд 1
Ассамблеи Петра Великого как инструмент петровских реформ.Слайд 2
Автор: Ахметзянова Кристина, г. Усть-Илимск, МБОУ «СОШ № 12», 10 класс Научный руководитель: Кузякина Марина Вилльевна, учитель истории МБОУ « СОШ № 12»
Слайд 3
Цель: Выяснить какую роль сыграли ассамблеи в развитии общественной жизни России времен Петра I . Задачи: 1. Изучение литературы по теме и материалов Интернета 2. Выявить особенности ассамблеи как новой формы общественной жизни и способа проведения реформы. 3. Оценить результативность перемен и определить влияние ассамблеи на жизнь российского общества 4. Проследить дальнейшую судьбу ассамблеи в российской истории.
Слайд 4
Предмет исследования: ассамблеи времён Петра I Объект исследования: российское общество первой четверти 18 в. Гипотеза: Петровская ассамблея была инструментом, при помощи которого Петр I проводил свои реформы.
Слайд 5
Список литературы 1. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени — Пушкино: Культура, 1990 2. Комиссаренко С. С. «Культурные традиции русского общества» — СПб — 2003 3. Павленко Н.И. Петр Великий М.: «АСТ».-2006 4. ассамблеи при Петре I http :// upload . wikimedia . org / wikipedia / commons / thumb /4/47/ Peter _ I _ assembly . jpg /282 px - Peter _ I _ assembly . jpg 5. указ Петра I о правилах на ассамблеях http :// www . navekivmeste . ru / content / view /89/1/
Слайд 6
Указ Петра I: " Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, обстоятельно сказать вольное, в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается; притом же и забава. А каким образом оныя ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покаместь в обычай не войдет: 1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда вольно всякому придтить как мужскому, так и женскому. 2. Ранее пяти или четырех не начинается, а далее десяти по-полудни не продолжается. 3. Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать и ни точею выше писанное не повинен чинить, но хотя и дома не случится оного, нет ничего; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употребляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употребляемые.
Слайд 7
Указ Петра I: 4. Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени; также тут быть кто сколько хочет и отъезжать волен когда хочет. 5. Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть и в том никто другому прешкодить и унимать; также церемонии делать вставаньем, провожаньем и прочим отнюдь да не дерзает под штрафом Великого орла, но только при приезде и отъезде поклоном почтить должно. 6. Определяется каким чинам на оныя ассамблеи ходить, а именно: с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, тоже знатным приказным; тож, разумеется, и о женском поле, их жен и дочерей. 7. Лакеям или служителям в те апартаменты не входить, но быть в сенях или где хозяин определит, также в Австерии (ресторане), когда и в прочих местах будут балы или банкеты, не вольно вышеописанным служителям в те апартаменты входить кроме вышеозначенных мест."
Слайд 9
Пётр 1 на ассамблеях
Слайд 10
«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть: Мыту старательно, без пропускания оных мест. 2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести. 3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе. 4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть. 6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна». Указ Петра I «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем»
Слайд 11
« 7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять. 8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Рыси издревле почётна есть. 14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей. 15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно. 16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней». Указ Петра I «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем»
Слайд 12
Значение ассамблеи.
Слайд 13
Судьба петровской ассамблеи
Слайд 14
Ассамблеи Петра Первого сыграли роль социального проводника для того, чтобы русское общество стало более современным, приближенным к европейскому обществу.
Слайд 15
подтверждена гипотеза о том, что Петровская ассамблея была инструментом, при помощи которого Петр I проводил свои реформы.
Слайд 16
Ассамблеи сыграли важную роль общественной жизни России времен Петра Первого. -Была реализована идея объединения и сплочения всех, кто помогал Петру 1 проводить реформы. - Были сформированы более цивилизованные формы проведения досуга. Через них русскому обществу прививались европейские образцы поведения. - Сложились информационно-коммуникативные центры, где формировалось общественное мнение, которое распространялось затем в русском обществе. -Выросла роль женщины в российском обществе
V. Приложение
Приложение 1.
Указ Петра I:
"Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, обстоятельно сказать вольное, в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается; притом же и забава. А каким образом оныя ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покаместь в обычай не войдет:
1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда вольно всякому придтить как мужскому, так и женскому.
2. Ранее пяти или четырех не начинается, а далее десяти по-полудни не продолжается.
3. Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать и ни точею выше писанное не повинен чинить, но хотя и дома не случится оного, нет ничего; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употребляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употребляемые.
4. Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени; также тут быть кто сколько хочет и отъезжать волен когда хочет.
5. Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть и в том никто другому прешкодить и унимать; также церемонии делать вставаньем, провожаньем и прочим отнюдь да не дерзает под штрафом Великого орла, но только при приезде и отъезде поклоном почтить должно.
6. Определяется каким чинам на оныя ассамблеи ходить, а именно: с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, тоже знатным приказным; тож, разумеется, и о женском поле, их жен и дочерей.
7. Лакеям или служителям в те апартаменты не входить, но быть в сенях или где хозяин определит, также в Австерии (ресторане), когда и в прочих местах будут балы или банкеты, не вольно вышеописанным служителям в те апартаменты входить кроме вышеозначенных мест."
Приложение 2
Указ «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем»
Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.
За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Ассамблеи Петра Великого
как инструмент петровских реформ.
Автор: Ахметзянова Кристина Руслановна, обучающаяся
11 класса, МБОУ «СОШ №12»
Руководитель: Кузякина Марина
Виллиевна, учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ № 12»
г. Усть - Илимск
2013 год
Карты планет и спутников Солнечной системы
Растрёпанный воробей
Сказка "Колосок"
Два плуга
Как нарисовать лимон акварелью