Творческая газета
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_gazeta._velikiy_podvig_kosmonavta.docx | 1013.09 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
УСОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Творческая газета,
посвящённая 80-летию со дня рождения
первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина
на тему: «Великий подвиг космонавта»
Усожа, 2014
«Время – самый суровый и беспощадный судья. Оно подчас меняет оценку человека, представление о нём. Но и спустя очень много лет люди вспоминают о Юрии Гагарине и его друзьях по-доброму. Значит, они выдержали испытание временем».
12 апреля 1961 года весь земной шар с быстротой молнии облетела поразительная весть: «Внимание! Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза и Центральное телевидение!...»
« Я помню этот день
И этот час – на полуноте
Оборвался марш.
И зачитали сообщенье ТАСС,
Что в космосе – Гагарин!
Юра! Наш!
Наш в космосе!
Товарищи! Друзья!
Наш в космосе!
Теперь за нами слово!»
А. Калыкин
Из сообщения ТАСС: 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты, минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра, угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Юрием Гагариным установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете. Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Юрий Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально...
От первого лица
Ниже редакция приводит выступление Юрия Алексеевича о первом космическом полете. Оно составлено в строгом соответствии с тогдашними идеологическими установками, которые нынешнему читателю могут показаться по меньшей мере странными. Вместе с тем, читая этот текст, невольно ловишь себя на мысли, что, может быть, лучше иметь такие, странные по сегодняшним меркам, убеждения, чем не иметь никаких...
Юрий Гагарин:
Юрий Гагарин |
Первый полет человека в космос явился триумфом советской науки и техники, блестящей демонстрацией преимуществ нашей социалистической системы. Наш советский социалистический строй является замечательной и надежной стартовой площадкой, с которой уходят в небесные дали космические корабли.
К полетам в космос нас готовили многие сотни специалистов самых различных профессий. Обширная программа, которую должен выполнить космонавт, включает в себя много разнообразных вопросов, и теоретических, и практических. Ведь космос только тогда можно считать освоенным, когда в нем будет жить и работать человек.
Готовясь к старту, мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Особое внимание наши учителя уделяют физической подготовке космонавтов.
Приход каждого нового дня отмечали утренней зарядкой. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина уступали место велосипеду. А вскоре подошло время тренировок на центрифуге, испытаний в сурдокамере, термокамере, в роторе, полетов в самолете на невесомость, прыжков с парашютом.
Трудной и упорной была подготовка человека к полету в космос. Нелегко далась она нам. Нелегко пришлось и нашим наставникам - ученым и медикам, биологам и инженерам. Это они разработали научно обоснованную систему тренировок космонавтов, это они бережно следили за нашими сердцами, легкими, мускулами и нервами, это их руками была создана уникальная аппаратура, позволяющая следить за состоянием космонавта в полете. Наконец, это они вселили в нас уверенность в успехе.
...Среда 12 апреля. Космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, степи. Навсегда останется в моей памяти и этот день и эта степь. И - самое большое, самое главное: сознание того, что мне, рядовому гражданину Советской страны, молодому коммунисту, доверена огромная честь - быть первым в космосе.
Минуты прощания с Землей. Сосредоточенные, одухотворенные лица Главного конструктора и Теоретика Космонавтики, ученых, инженеров, врачей. И ободряющий взгляд моего дублера - Германа Титова. Короткие слова прощанья, и вот уже лифт поднимает меня в кабину "Востока". Летит время. Наконец, долгожданная команда: "Подъем!"...
Как же ведет себя человек в космическом полете? Как он переносит перегрузки от ускорений, как отражается состояние невесомости на его организме, как будут работать различные системы космического корабля? На эти и многие другие вопросы мне предстояло дать четкие ответы.
Что можно рассказать о полете, который продолжался меньше двух часов? Полет проходил по орбите с перигеем 175 километров и апогеем 302 километра. Продолжался он сто восемь минут.
Сразу же по выходе на орбиту наступила невесомость - состояние, необычное для жителей Земли. Сначала мне все казалось очень необычным, но вскоре я привык к этому состоянию, освоился и продолжил выполнение заданной программы. Невесомость - это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах.
Двадцать восемь тысяч километров в час-вот скорость, с которой "Восток" проносился над океанами и материками нашей планеты. Между кораблем и Землей была установлена связь, которая работала безотказно.
Я передавал сообщения, слышал голоса моих товарищей. В кабине слышались радиопередачи с моей Родины. Я все время ощущал внимание и поддержку всей страны.
В ходе всего полета я вел плодотворную работу по программе. Поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам, как в телефонных, так и в телеграфных режимах, наблюдал за работой оборудования корабля, принимал пищу, воду.
Земля с космической высоты виделась хорошо. Отчетливо были видны горные массивы, береговая линия, острова.
Наступил момент спуска. Точно по графику сработал тормозной двигатель, снова возросли перегрузки.
Были закрыты шторки на иллюминаторах, и корабль стремительно вошел в плотные слои атмосферы. Наконец, Земля. Взволнованные лица товарищей, снова голубое небо над головой и незабываемый душевный разговор с Никитой Сергеевичем Хрущевым.
Задание Родины, партии выполнено...
Прошли недели, месяцы. Новые трассы в космосе проложены космическими кораблями "Восток-2", "Восток-3" и "Восток-4", в которых совершили свои полеты Герман Степанович Титов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович. 130 витков вокруг Земли сделали советские космонавты. Американцы-пока только 12. Счет 130 : 12. Счет внушительный в пользу страны, строящей коммунизм.
«На цветных парашютных крыльях,
Юрий в поле апрельским днём,
В солнце весь и в космической пыли,
Рядом сел со своим кораблём.
Дул над пашней свежий ветер,
И в скафандре, омытом зарёй,
Шёл знакомый уже всей планете,
Из реальной легенды герой.
Небосвод был, как подвиг высокий,
Пели в ближнем овраге ручьи,
За горячей кабиной «Востока»,
Без эмоций бродили грачи.
День был самый обыкновенный,
Пахло Волгой и щедрой весной,
И держал первый пахарь планеты,
Гермошлём, словно шар земной».
А. Мирошников.
Агентство РИА-Новости подготовило качественную инфографию
Событие мирового масштаба
Весть о полёте Ю. А. Гагарина буквально захватила весь мир. Все средства массовой информации отмечали это выдающееся событие ХХ го столетия. Началась эра полётов человека в космос. Ежегодно день 12 апреля стал отмечаться как день Космонавтики. Полёт корабля "Восток" с человеком на борту явился итогом напряженной работы советских ученых, инженеров, врачей и специалистов различных отраслей техники.
Улыбка Гагарина
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
И. Левченко
Ю.А.Гагарин – первый космонавт планеты Земля
Интереснейший материал c 10 малоизвестными фактами о первом полёте вышел в АиФ:
«1. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублера. Помимо всем известного Германа Титова, дублером был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полет в случае особых обстоятельств.
Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полета Гагарина он был исключен из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.
2. За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
3. Полет «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.
4. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно также было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос: на случай успешного полета, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.
5. Перед полетом «Востока-1» произошло ЧП: при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик, и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время.
6. Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: « Я горю, прощайте, товарищи!»
Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
7. Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте – это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять, те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
8. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.
Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полет Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.
9. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полетом Гагарина – это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, летчик испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полет американца Пауэрса, и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина.
В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена еще во время подготовки скафандра к полету, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц.
10. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полете человека в космос стали …шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущеву об успешном осуществлении полета в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Это бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем, Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге».
Литературная страница
Событие, произошедшее 12 апреля 1961 года, полёт Юрия Алексеевича Гагарина в космос, оставило неизгладимый след в памяти народа, чувство гордости за свою страну, за то, что он наш современник.
Встреча Юрия Гагарина
Товарищ наш
Пусть дышится Гагарину легко,
Пусть мчится сквозь закаты и рассветы...
Никто и никогда так далеко
Не отрывался от родной планеты.
Он мужеством Отчизны наделён,
Он бросил неизведанному вызов.
Вдруг всей Земле не становился близок.
Товарищ наш вернулся полный сил!
Он - высший взлёт штурмующего века -
Сердца народов он объединил
Великой гордостью за человека!
Борис Дубровин
Автор: Лисовец Роман Александрович, ученик 9 класса
МБОУ Усожской СОШ Комаричского района.
Руководитель: Волчкова Светлана Александровна, учитель физики.
Снег своими руками
Без сердца что поймём?
Выбери путь
Рыжие листья
Красочные картины Джастина Геффри