Когда мы изучаем на уроках математики в школе новые задачи, новые приёмы вычисления, то после объяснения учителя, выполняем все задания в школьной рабочей тетради. Но повторять уже пройденный материал или вспоминать математические задачи на каникулах бывает скучновато. Мне кажется тут и могут помочь задачи – сказки. Они хоть и кажутся иногда очень сложными, но их очень интересно всё-таки решить.
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi.docx | 145.51 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Работа по теме:
«Задачи - сказки»
Выполнил: ученик 2В класса
Караванов Александр
Руководитель:
Пурова Ирина Викторовна
Богородск
2014 г.
Содержание:
Когда мы изучаем на уроках математики в школе новые задачи, новые приёмы вычисления, то после объяснения учителя, выполняем все задания в школьной рабочей тетради. Но повторять уже пройденный материал или вспоминать математические задачи на каникулах бывает скучновато. Мне кажется тут и могут помочь задачи – сказки. Они хоть и кажутся иногда очень сложными, но их очень интересно всё-таки решить.
« Идею этой сказки, а может и не сказки, поймет не только взрослый, но даже карапуз! »
Отправился богатырь в лес на бой с Соловьём – разбойником, встретился ему леший и говорит: «Здравствуй, богатырь, знаю я дорогу в лес, где живёт Соловей-разбойник. Шёл я этой дорогой четыре дня и четыре ночи. Первые сутки двигался я прямо, по наезженной дороге и прошёл столько, что осталось два раза по столько. Потом повернул налево и сутки продирался лесом, прошёл половину вчерашнего пути. В третьи сутки – снова налево и снова лесом, и вышел на прямую дорогу. А по ней прошагал налево 100 вёрст и добрался до того дремучего леса. Хожу я так же быстро, как твой конь, поезжай - на пятый день доберешься » .Отвечает богатырь: «Обманываешь ты меня, леший. Завтра же я буду там».
Как же богатырь разгадал обман лешего?
Для решения нарисуем путь лешего в первые сутки и разобьём на 4 отрезка. Знаем, что на вторые сутки леший повернул налево и прошёл лесом в два раза меньше – рисуем 2 отрезка. В третьи сутки снова повернул налево и снова шёл лесом, значит опять 2 отрезка. Мы знаем, что на четвёртые сутки леший вновь повернул налево и прошёл 100 вёрст. Сколько же нарисовать отрезков, если он сказал, что в первые сутки прошёл столько, что осталось два раза по столько? Находим весь путь:4+4+4=12 отрезков. Значит последние сутки: 12-2-2-4=4 отрезка. Из рисунка видно, что богатырю достаточно проехать 2 отрезка до перекрёстка и 2 отрезка вправо. Леший сказал, что четвёртые сутки это 100 вёрст, а на нашем рисунке это 4 отрезка. Значит весь путь лешего: 100+100+100=300 вёрст. Если богатырь действительно двигается с такой же скоростью, что и леший, то 4 отрезка его пути - это 100 вёрст по хорошей дороге, а значит одни сутки в пути.
«Ох уж мне эти сказочки, ох уж мне эти сказочники!» |
Выехал богатырь на поляну Соловья - Разбойника и увидел 35 ворон, вороны эти разделились на две стаи и, одна стая уселась на ветви старой берёзы, а другая на ольху. Через некоторое время с берёзы на ольху перелетело 5 ворон, столько же ворон совсем улетело с берёзы. После этого на ольхе стало ворон наполовину меньше, чем на берёзе. Сколько же ворон стало на ольхе и на берёзе? Сколько ворон было первоначально в каждой стае?
Вначале определим, сколько ворон осталось вообще: 35-5=30 ворон. Тогда получается, что на берёзе стало 20 ворон, а на ольхе половина этого количества, значит 10 ворон. Теперь посчитаем, сколько ворон было изначально в каждой стае: полетели на берёзу 20+5+5=30 ворон, полетели на ольху 10-5=5 ворон.
5
5
ОЛЬХА
10
БЕРЁЗА
20
30
5
«У тебя — своя сказка, а у меня — своя.» |
Нашел богатырь Соловья – разбойника и победил его. А Соловей – разбойник сказал, что прилетит скоро ему на помощь Змей Горыныч. И его – то богатырю уж точно не одолеть, потому что у Змея Горыныча три головы и три хвоста, срубить одним ударом можно одну голову или две головы, один хвост или два хвоста. Срубишь один хвост – два вырастут, срубишь два – голова вырастет, срубишь одну голову – одна и вырастет, срубишь две головы – ничего не вырастет.
Как же богатырь может победить Змея – Горыныча и за сколько ударов?
Будем рассуждать так: последним ударом нужно срубить две головы потому, что после этого уже ничего не вырастет. Значит нужно добиться того, чтобы у Горыныча голов осталось две или просто чётное число голов, а хвостов не осталось совсем. А чтобы хвостов не осталось совсем, нужно, чтобы их тоже было чётное число – хвосты срубаем по два, и их заменяют головы (одна на пару хвостов). Тогда делаем следующие шаги:
Но срубив эти четыре хвоста двумя ударами, получим ещё две головы и будет их пять 3+2=5, а так мы от голов не избавимся, тогда пробуем дальше.
Теперь хвостов нечётное количество, будем добиваться чётного.
Теперь хвостов чётное число и голов, если срубим хвосты по два, тоже будет чётное число 3+3=6
4 - 9. Тремя ударами срубаем все хвосты и тремя ударами все головы
Итого получается девять ударов.
«Но когда-нибудь ты дорастёшь до такого дня, когда вновь начнёшь читать сказки» |
Возвращался богатырь домой и проезжал мимо реки, а на берегу сидят трое мужиков и грустят. «Что пригорюнились, мужички?» - спрашивает богатырь. Мужики рассказали, что нужно им переправиться на другой берег и есть у них старенькая лодка, которая может выдержать только 100 килограмм. Вес одного из них 45 кг, второго 50 кг, а третьего 80кг. Придумал богатырь, как перебраться мужикам на другой берег, и они смогли переправиться. Как же они действовали?
Представим переправу на рисунке:
1) два с меньшим весом садятся в лодку и переправляются на противоположный берег;
2) один из них пригоняет лодку обратно;
3) наиболее тяжёлый садится в лодку и переправляется;
4) второй лёгкий садится в лодку и пригоняет её назад;
5) два лёгких садятся в лодку и окончательно переправляются на нужную сторону.
«Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.»
Русская поговорка
Почти доехал богатырь до дома, но завернул к кузнецу, чтобы подковать лошадь и купить домой гвоздей. Но гвоздей у кузнеца было 24 килограмма, и лежали они в одной кучке. А богатырь хотел купить только 9 килограмм.
Как же взвесить нужное количество, если есть чашечные весы, но нет гирь?
по 12 килограмм 24=12+12;
а оставшиеся 12 кг так же разделяем на две
равные части: 12=6+6; 12+6+6=24;
а оставшиеся 6кг делим на две части: 3+3=6; тогда
имеем такие кучки: 3+3+6+12=24;
Получилась сказка из пяти задач. Её интересно было придумывать, эти задачки интересно решать. Но для того, чтобы найти решение в таких задачках, нужно вспомнить всё, что изучали на уроках математики.
Две лягушки
Яблоко
Сила слова
Зимняя сказка
Как нарисовать зайчика