«Сберечь эту память и передать ее следующим поколениям, чтобы по праву гордиться настоящим боевым и трудовым подвигом моего народа и никому не позволить забыть или исказить нашу славную историю, оплаченную такой огромной ценой»?
Покажет время. Но я обязательно расскажу о юнге Павле Зарубине своему младшему брату Василию, когда он подрастет. А собранный МАТЕРИАЛ и МАТРОССКУЮ РУБАШКУ буду хранить, как величайшую семейную реликвию и свидетельство того, что мой прадед прожил свою славную жизнь не зря, и мы, его потомки, это помним и ценим.
Данная работа заняла второе место в конкурсе "Малая академия".
Вложение | Размер |
---|---|
matrosskaya_rubashka_-_kopiya.docx | 44.39 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Исследовательская работа
Матросская рубашка
Работу выполнил:
ученик 3в класса
Кабатов Андрей
Научный руководитель:
учитель первой категории
Пурова И. В.
г. Богородск
2015
Стр.
1. Введение
7. Возвращение
10. Выводы
Меня зовут Андрей Кабатов. Я родился и живу в городе Богородске Нижегородской области и учусь в третьем классе школы №6. Наш город маленький и старинный, и у него большая история, которая уходит в глубину веков на несколько сотен лет. А страна моя – Россия – огромная и имеет славную тысячелетнюю историю. Здесь жили многие поколения моих предков. Они трудились на благо Родины и защищали нашу страну от врагов.
Однажды моя мама разбирала вещи в шкафу, и я обратил внимание на необычную рубашку с длинными рукавами из прочного белого полотна. У этой рубашки был большой прямоугольный воротник темно-синего цвета с тремя белыми полосками по контуру. Я видел раньше такие рубашки на картинках и знал, что они имеют отношение к морскому флоту. Видел, как в таких «матросках» шагают на параде бравые моряки. А как она попала к нам в шкаф? У нас поблизости и моря-то нет… «Чья это рубашка?» – спросил я. «Это матросская форма твоего прадедушки Павла Иннокентьевича Зарубина», - был ответ. Так я выбрал биографию этого замечательного человека как объект своего исследования и решил подробнее узнать о нем и описать в этой работе. (Приложение 1)
От своих родителей, от дедушек и бабушек, а также из прочитанных книг и из кино я узнал, что не так уж давно наша страна, которая в то время называлась Союз Советских Социалистических Республик (СССР), пережила страшную кровопролитную войну с немецко-фашистскими захватчиками. Война началась 22 июня 1941 года, а закончилась великой Победой нашего народа 9 мая 1945 года. Эту войну называют Второй Мировой войной, так как в ней участвовали множество государств. Но наш народ зовет ее Великой Отечественной войной, потому что советские люди защищали свое родное Отечество и понесли в этой войне самые большие потери. Из всех городов и сел люди уходили на войну, героически сражались, погибали в боях и прогнали захватчиков до самого Берлина, освободив множество государств.
Победа была завоевана ценой многих жизней. С тех пор наш народ зовут народом-освободителем. Во всех городах и селах нашей страны и даже за ее пределами установлены памятники павшим в борьбе против фашизма, а 9 Мая – День Победы – стал общенародным памятным праздником, в честь которого проводятся военные парады и праздничные шествия.
Прошло уже 70 послевоенных лет. Все меньше остается среди нас участников тех событий. Но из поколения в поколение передаются рассказы о том, как жили, как воевали, как трудились в тылу и защищали Родину наши славные предки. Война не обошла ни одну семью, и мы обязаны свято хранить память о подвиге нашего народа и передать ее дальше, своим потомкам.
Объект исследования: биография прадедушки.
Предмет исследования: матросская рубашка.
Цель исследования: Изучение истории жизни моего прадеда, узнать какой след оставила война в его жизни и судьбе и показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза: Допустим, что, не смотря на то, что я никогда не видел моего прадеда, не разговаривал с ним, я могу узнать о том, что происходило с ним много лет назад по фотографиям, книгам, военным архивам. И могу передать свои знания будущему поколению.
В моей семье много пожилых людей, от которых я слышал о военных годах.
Вот рассказ моей прабабушки Кабатовой Ираиды Павловны: «Война в моей жизни началась внезапно и страшно. Мне было 10 лет, моей сестре Гале 12. Мы с мамой жили в белорусском городе Витебске, в маленькой квартирке. Помню вой сирен, близкие взрывы. Мама прибежала с фабрики и стала быстро нас собирать, увязывая в узлы какие-то вещи, продукты. Была объявлена срочная эвакуация населения. Толпы людей – женщины, дети, бежали к местам погрузки. Нас эвакуировали вместе с фабрикой: грузили людей и оборудование в железнодорожные вагоны. Ехали несколько дней. Постоянно налетали вражеские самолеты и сбрасывали бомбы. Поезд останавливался. Мы выскакивали в поле и прятались в придорожных канавах. Люди кричали, плакали. Было много раненых и убитых. Мама все время держала нас за руки. Мы растеряли все вещи, голодали, но остались живы и приехали в Богородск вместе с эвакуированной щетино-щеточной фабрикой. Все военное время мы трудились на этой фабрике наравне с взрослыми. Так было нужно для фронта, для победы».
Моя бабушка Валентина Николаевна передавала мне рассказ своего отца (моего прадедушки) Веприцкого Николая Арсентьевича, который воевал на фронте: «Я был командиром пулеметного расчета. Пулемет «максим» и два помощника: один заряжающий, другой – подносит патроны. Был на передней линии фронта. Участвовал в рукопашных боях. Смерть видел каждый день. Удивлялся даже – как я оставался жив… Обстреливали так, что вся броня «максимки» была иссечена. Форсировал реку Березину. Был во вражеском окружении в белорусских болотах. Фашиста ненавидел всей душой. Страха не было. Даже не болел ни разу. Был несколько раз ранен. В 1943 году получил тяжелое осколочное ранение в спину и попал в госпиталь». Бабушка хранит боевые награды своего отца и, может быть, в будущем передаст их мне.
Или вот рассказ о тяжелой жизни в тылу во время войны моей прабабушки Екатерины Петровны: «Мне было 15 лет, когда началась война. Всех моих ровесников из нашего села забрали кого куда: мальчиков – учиться на различные военные специальности, девчонок – на Горьковский автозавод работать на станках, изготавливать снаряды. Жили прямо в цехах. Работали по 12-14 часов. Каждую ночь были бомбежки. Немецкие самолеты залетали так далеко в наш тыл, чтобы специально бомбить автозавод. Было очень страшно. Потом нас послали на рытье противотанковых окопов. Дома у меня были мать, маленькая сестренка и брат. Было голодно. Плохо было с одеждой и обувью. Отец Баранов Петр Федорович (это мой прапрадедушка) ушел на фронт в первые же дни войны и был тяжело контужен в бою под Москвой. Попал в госпиталь, который находился в Горьком в здании пединститута на площади Минина. Умер там и был похоронен в братской могиле на кладбище «Марьина роща». Там сейчас мемориал, где в списках есть и его фамилия».
Слушая эти рассказы, я понял, что каждому из членов моей семьи известно что-то такое, что связано с событиями Великой Отечественной войны. Что все мои предки пережили это тяжелое время и внесли свой достойный вклад в дело Великой Победы.
И я должен сберечь эту память и передать ее следующим поколениям, чтобы по праву гордиться настоящим боевым и трудовым подвигом моего народа и никому не позволить забыть или исказить нашу славную историю, оплаченную такой огромной ценой.
Для этого я должен постараться собрать как можно более полную, подробную и достоверную информацию о жизни хотя бы одного из моих родных в годы Великой Отечественной войны.
Прежде всего, я обратился с вопросами к своим родственникам, которые знали Павла Иннокентьевича лично: вдове П. И. Зарубина – Софье Николаевне (моей прабабушке) и его сыну – Николаю Павловичу Зарубину (моему дедушке). Вот что я узнал.
Павел Иннокентьевич Зарубин родился 5 июля 1925 в городе Троицкосавск Иркутской губернии, который сейчас называется город Кяхта (республика Бурятия). Это старинный, сибирский купеческий город, образованный в 18 веке. Он расположен южнее озера Байкал, на самой границе Российской Федерации, в краю бескрайних степей, который еще называют Ургой, и откуда начинается Монголия.
Время было очень трудное. В стране только что закончилась гражданская война, которая в Забайкалье длилась еще дольше, чем на остальной территории России, так как там базировались войска барона Унгерна, оказывавшие отчаянное сопротивление Красной Армии. Павел очень рано осиротел, оставшись без родителей, и совсем маленьким попал в детский дом. Родителей своих он не помнил и ничего о них не знал.
Однажды Павлику довелось побывать на озере Байкал. Бескрайние водные просторы, увиденные после степного однообразия, поразили его воображение. Могучие волны, набегающие на берег «моря, у которого нет дна», как говорили о нем местные жители, навсегда остались в его памяти. «Славное море, священный Байкал», - слышал он по радио старинную песню и рисовал корабли и морские дали.
В начале 30-х годов его забрала из детского дома к себе в семью родная тетя, Антонина Ивановна, сестра матери. Она жила в нашем городе Богородске и была замужем за первым директором завода «Искож» Владимиром Николаевичем Изаксоном. Своих детей у них не было.
Жизнь в стране налаживалась. Отчим, отличный специалист, авторитетный и уважаемый в городе человек, был весь погружен в строительство завода и организацию производства. Он говорил: «Дисциплина и отличное знание своего дела – вот что нужно человеку, чтобы из него вышел толк». Павлик хорошо учился в школе, занимался спортом, вырабатывал волю и твердый характер, читал книжки о морских приключениях и, как многие мальчишки того времени, был воспитан в духе беззаветной любви к Родине, на высоких примерах героизма лучших представителей нашего народа. Впереди, казалось - светлое будущее. Если бы не война…
Когда началась Великая Отечественная война, Павлику было 16 лет. Он был комсомольцем. Энтузиазм и желание молодежи защитить Родину, разбить врага были так велики, что парни и девчонки, порой едва достигшие совершеннолетия, массово и добровольно записывались в ряды Советской Армии.
«Юнга – ученик, подросток
на судне, готовящийся стать матросом
и обучающийся морскому делу»
Павлик видел, как уходили на войну парни с их улицы и напряженно следил за всеми сводками с фронта. Он не мог дождаться, когда наступит призывной возраст. Горячее сердце, молодая сила и огромное чувство долга перед Родиной, так присущее его поколению, подвигли его на настоящий поступок. Ему только что исполнилось 17 лет, когда он узнал, что недавно открытая Соловецкая школа юнг Северного флота объявляет набор добровольцев его возраста для обучения различным судовым специальностям с последующей службой на кораблях Военно-морского флота.
Чтобы больше узнать об этом славном учебном заведении, а значит, и об этом периоде жизни Павла Иннокентьевича, мне пришлось обратиться к литературным и электронным источникам информации. Об этой школе многое известно, благодаря интереснейшим рассказам ее выпускников, многие из которых после войны стали известными людьми, как писатель Валентин Пикуль. Пришлось воспользоваться городской библиотекой и домашним компьютером, где оказалось довольно много содержательного материала по моему вопросу.
Соловецкая школа юнг была образована 25 мая 1942 года по приказу адмирала Н. Г. Кузнецова при учебном отряде Северного флота, который находился в Белом море на Соловецких островах. Школа комплектовалась юношами-добровольцами в возрасте 15-17 лет с образованием 6-8 классов по рекомендации комсомольских организаций.
Широкого оповещения об этом наборе не было, чтобы не вызвать самовольных поездок молодежи на флоты. Тем не менее, городские и районные комитеты комсомола были атакованы тысячами мальчишек, желающими учиться на юнг. Зная, что воспитанники детских домов пользуются преимуществами при поступлении, и, получив рекомендацию райкома комсомола, Павел уехал из дома. Он поступил в Соловецкую школу юнг Северного флота, где был зачислен на специальность судового электрика.
Это был самый первый набор школы, на долю которого выпала самая тяжелая работа. Соловецкие острова – это северный форпост Российского государства в холодном Белом море, где расположен древний монастырь-крепость. Первых мальчишек привезли на остров ночью в жуткий шторм. Так было безопаснее: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море.
Школа состояла из двух частей: одна из них располагалась в Соловецком кремле, а другая в Савватьевском скиту – в 12 километрах. Помещений, пригодных для размещения учеников, не было – юнг поселили в палатках. Весь сентябрь и октябрь под проливными дождями и пронизывающим ветром юнги занимались строительством хозяйственных построек и землянок для жилья: копали землю, ворочали камни, валили лес. Внутри землянок настилали деревянный пол, устанавливали трехъярусные нары, печки, пирамиды для карабинов.
Немцы знали, что на Соловках был учебный отряд Северного флота. Поэтому нещадно бомбили остров, сбрасывали зажигательные бомбы, поджигали лес и сбрасывали с самолетов яды, чтобы отравить озера с пресной водой, пригодной для питья. Немецкие диверсанты высаживались и с подлодок, и с самолетов. На Соловках стояли несколько зенитных батарей, возле которых юнги несли круглосуточное дежурство с оружием в руках. До линии фронта было 15 минут полета. Питались плохо: суп из трески, сечка с треской и компот из брусники, а то и из хвои, чтобы не было цинги.
Несмотря на трудности, к ноябрю строительные работы были закончены: 30 полуземлянок с печками, баня, камбуз, санчасть. Учебные классы разместились в монастырских корпусах, и 7 ноября 1942 года юнги принесли военную присягу и приступили к обучению. Преподавательский состав был сильный; обучение велось по 10-12 часов в сутки. Юнг воспитывали как настоящих офицеров: кроме специальности, преподавались еще 18 дисциплин, включая физику, математику, географию, литературу и даже танцы и правила хорошего тона. Павел по всем предметам имел только отличные оценки.
Юнги обучались около года и к окончанию школы имели очень хороший уровень подготовки. Выпускников Соловецкой школы юнг охотно брали на службу во флот, где они не только образцово несли службу, но и, обладая высоким уровнем специальных знаний, могли обучить других. Часто на кораблях молодые мальчишки-юнги привлекались для обучения гораздо более старших и опытных товарищей.
Все свое небольшое денежное содержание – стипендии и зарплаты – юнги и их преподаватели-офицеры перечисляли в фонд обороны. В 1943 году они собрали сумму, достаточную для строительства небольшого военного корабля. Торпедный катер «Юнга» участвовал в боях на Черном море.
После обучения юнгам полагался один месяц отпуска. Но когда им зачитали просьбу командования: желающим сразу же отправляться на действующий флот, - по команде «Шаг вперед, желающие», - шагнул весь батальон. Шагнул и Павел Зарубин.
Перед отъездом к месту службы юнги давали клятву, которую хочется здесь привести полностью: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь школы юнг Военно-морского флота. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!»
После обучения мальчишки отправились на боевые корабли Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и в различные флотилии на реках: Волга, Днепр, Днестр, Дунай, Амур; воевали они и на Дальневосточном театре боевых действий, и даже участвовали в штурме Берлина в качестве морских пехотинцев. Героизм юнг неоспорим - они приняли на себя все тяготы войны наравне с взрослыми.
Из 4111 выпускников Соловецкой школы юнг Северного флота в сражениях погибло более 1000, то есть каждый четвертый. Семеро из них получили звание Героя Советского Союза. (Приложение 2)
Летом 1943 года, получив специальность судового электрика в школе юнг, восемнадцатилетний Павел Зарубин был отправлен для несения службы на Тихоокеанский флот и зачислен в команду корабля, который назывался лидер эскадренных миноносцев «Тбилиси». Это был главный корабль Тихоокеанского флота. В конце войны он даже служил запасным командным пунктом командующего флотом. (Приложение 3)
Знания и навыки Павла, полученные им в школе юнг, очень пригодились команде. Этот корабль, по сути, являлся базой для отработки средств и методов защиты кораблей. В августе 1943 года на нем проходили исследования влияния стального корпуса на магнитное поле размагничивающего устройства, установленного на палубе. По результатам исследования была разработана методика расчета распределяющих обмоток на кораблях. Это было очень важно для обеспечения надежности и боеспособности военных кораблей при прохождении через заминированные акватории. Старшина электриков 2 статьи Павел Зарубин трудился, не покладая рук, до самого конца войны.
Однако, для него война шла несколько дольше, чем до мая 1945 года. В августе 1945 года СССР объявил войну Японии, которая, как известно, была союзником вражеской Германии и участвовала в боях против нашей армии. Врага надо было добивать.
Лидер эсминцев «Тбилиси» принял участие в боевых действиях. 12 августа 1945 год, выйдя из бухты «Золотой Рог» города Владивостока, лидер доставил десантную роту из 100 автоматчиков морской пехоты в бухту «Витязь» в заливе Посьета в Японском море, откуда они на торпедных катерах были переброшены и высажены в корейском порту Расин.
В этой военной операции, получившей название «расинский десант», участвовали еще несколько кораблей Тихоокеанского флота. Целью операции было сорвать эвакуацию японских войск из корейских портов морем в Японию. В целом операция прошла успешно: наш десант, не потеряв ни одного бойца на суше, уничтожил 277 и взял в плен 292 японца. Однако, в акватории порта оказалось большое количество морских мин, ранее выставленных авиацией США. В ходе боев на этих минах погиб один и получили повреждения несколько советских боевых катеров. Потери в экипажах составили: 7 убитых и 37 раненых. Лидер эсминцев «Тбилиси» остался невредим, благодаря слаженным и грамотным действиям команды. (Приложение 4)
Когда лидер эсминцев «Тбилиси» после удачно проведенной военной операции в заливе Посьета вернулся в порт приписки - бухту Золотой Рог, на палубе корабля было парадное построение. Был солнечный день. Павел стоял в строю, и крепкий морской ветер трепал ленточки его бескозырки и заворачивал синий воротник его белой матросской рубашки. Той самой рубашки, которую я сейчас держу в руках. (Приложение 5)
Когда я разбирался с деталями морской операции, в которой участвовал Павел Иннокентьевич Зарубин, мне захотелось посмотреть на карту этого театра военных действий. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что залив Посьета, образован полуостровом Зарубина, на котором расположен поселок Зарубино и порт Зарубино.
Оказалось, что все они названы в честь Ивана Ивановича Зарубина, начальника Ижорского Адмиралтейского завода, инженера-механика, генерал-лейтенанта и морского путешественника, который в 19 веке на знаменитом фрегате «Паллада» исследовал остров Сахалин и побережье Японского моря.
Знал ли мой прадед об этом? И что он об этом думал, если знал?
Русский мальчик, родившийся на краю монгольских степей и мечтавший о море, за 20 лет своей жизни проделал труднейший путь во многие тысячи километров: обучился морскому делу в северных морях, служил на Тихом океане и пришел на военном корабле в Японское море к полуострову, носящему его, Зарубина, фамилию. Это как улыбка судьбы: «Ты молодец, Павел Зарубин! Ты все делаешь правильно!»
Конечно, вы скажете, что это просто совпадение: путешествие «морского волка» Ивана Зарубина с северных морей к побережьям Дальнего Востока - и морская служба юнги Северного флота Павла Зарубина у тех же дальневосточных берегов, и встреча с полуостровом- «однофамильцем». Но что-то в этом совпадении есть необычное, указывающее на сходство судеб этих двух людей, которые, не жалея себя и не страшась гибели, отдавали все свои силы на благо Родины.
После окончания войны Павел служил на своем эсминце еще 4 года. В 25 лет, когда его корабль был поставлен в док на капитальный ремонт, он демобилизовался с флота и вернулся в Горьковскую область, в город Богородск. (Приложение 6)
Павел Иннокентьевич завел семью, сам построил дом, вырастил двоих сыновей, один из которых - Николай Павлович Зарубин - мой дедушка, отец моей мамы. Морская специальность судового электрика пригодилась ему и на суше: всю свою жизнь прадед трудился электриком на том самом заводе «Искож», который строил его отчим.
Учеба на Соловках, плавание на военном корабле наложило отпечаток на всю его жизнь и на весь его характер. Суровый, сдержанный, дисциплинированный – он не признавал нытья и расхлябанности. Павел Иннокентьевич помнил свое «морское братство», поддерживал связь с сослуживцами и пользовался среди них большим авторитетом и уважением.
Он поддерживал связь также с различными общественными организациями: Советом музея юнг-горьковчан Дворца пионеров им. В. П. Чкалова, Горьковским Советом ветеранов Краснознаменного Тихоокеанского флота, Горьковским Советом ветеранов Военно-Морского флота СССР.
Юнгам Северного флота - выпускникам Соловецкой школы, по сути, детям, проявившим беспримерный героизм в годы Великой Отечественной войны, установлены памятники на Соловецких островах и в Москве.
Я упомянул в моем рассказе множество людей. Это и знаменитый мореплаватель Иван Иванович Зарубин, и юнга Северного флота Павел Иннокентьевич Зарубин, и первый директор завода «Искож» Владимир Николаевич Изаксон, и рядовой солдат Петр Федорович Баранов, и пулеметчик Николай Арсентьевич Веприцкий, - которые жили в разное время, и даже не все они являются моими прямыми родственниками.
Но всех их объединяет и роднит то, что они любили свою страну, не жалея сил, работали на благо нашей Родины и, не щадя своих жизней, защищали нашу землю от врагов. Все эти люди – часть нашего великого народа, который своими трудовыми и боевыми подвигами создал и множество веков сохраняет наше могучее государство Российское.
Проходят годы, и вот уже наше поколение скоро примет на свои плечи ответственность за страну. Мы, школьники, должны знать как можно больше о жизни наших дедов и прадедов, которая также является частью славной истории нашего государства. Мы должны помнить об их трудах и битвах и передать эту память последующим поколениям, как величайшую святыню. Потому что в ней, в этой памяти, мы будем черпать свои силы для будущих хороших дел.
Когда я устану, я вспомню 17-тилетнего Павлика Зарубина, который осенним вечером под дождем роет землянку на острове Валаам, и не стану жаловаться. Когда нужно выучить пять уроков, я вспомню про 19 дисциплин и 12-тичасовые занятия в школе юнг. А когда я вспомню юного матроса Павла Зарубина, подплывающего на корабле к мысу Зарубина, мне станет весело, и я скажу себе: «Так держать!»
Я провел опрос учащихся нашего класса. В опросе приняли участие 24 ученика.
По результатам анкетирования выяснилось: только 80 % опрошенных знают, когда началась и закончилась Великая отечественная война, хотя праздник День Победы отмечают в семьях 100% опрошенных ребят. 70% опрошенных указали, что в их семье были или есть родственники, которые участвовали в ВОВ или были тружениками тыла, и лишь 59% ребят знают их имена. 40% опрошенных подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта), и 90% учащихся считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну. (Приложение 7)
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что не все ученики знают начало и окончание Великой отечественной войны. Примерно половина опрошенных знают родственников – участников ВОВ, знают их имена и хранят военные реликвии. Однако, радует, что большинство учащихся считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну, чтобы в будущем не допустить ее повторения.
Решил ли я задачу, поставленную в начале моей исследовательской работы: «постараться собрать как можно более полную, подробную и достоверную информацию о жизни хотя бы одного из моих родных в годы Великой Отечественной войны»?
Для этого я выбрал объект исследования; провел опрос людей, владеющих информацией; собрал материальные свидетельства: документы, фотографии, вещи.
Я обращался в городскую библиотеку и искал материалы в сети «Интернет». Обращался также в городской музей, но там мне не смогли ничем помочь.
Наконец, я обобщил собранную информацию и оформил собранный материал, приведя его к виду, удобному для ознакомления и хранения. Значит, я свою задачу выполнил. Павел Иннокентьевич Зарубин был бы мной доволен.
Достиг ли я свою цель: «сберечь эту память и передать ее следующим поколениям, чтобы по праву гордиться настоящим боевым и трудовым подвигом моего народа и никому не позволить забыть или исказить нашу славную историю, оплаченную такой огромной ценой»?
Покажет время. Но я обязательно расскажу о юнге Павле Зарубине своему младшему брату Василию, когда он подрастет. А собранный МАТЕРИАЛ и МАТРОССКУЮ РУБАШКУ буду хранить, как величайшую семейную реликвию и свидетельство того, что мой прадед прожил свою славную жизнь не зря, и мы, его потомки, это помним и ценим.
Рисуем зимние домики
Зимняя сказка
За еду птицы готовы собирать мусор
Солдатская шинель
Почта