На день рождения мне подарили детскую энциклопедию про дельфинов. Я её прочитал с большим интересом. Мне захотелось ещё больше узнать про дельфинов, их жизнь. Я решил собрать больше информации про этих животных и поделиться своими знаниями с друзьями.
Животный мир Земли богатый и разнообразный, представители царства животных встречаются практически во всех уголках планеты, на всех материках. Не существует ни одного народа, ни одной цивилизации, культура которых не была бы насыщена всевозможными связями с миром животных на самых разных уровнях и в самых различных формах. В своей работе я хочу рассказать о дельфинах.
Вложение | Размер |
---|---|
delfiny_-_udivitelnye_zhivotnye.docx | 136.77 КБ |
V региональный Фестиваль исследовательских работ дошкольников и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир»
Секция: Биология
Тема работы:
«Дельфины – удивительные животные»
Тимаев Рахим Ахатевич
Лозовский филиал ГБОУ СОШ №3
«ОЦ» с.Кинель-Черкассы, 1 класс
Научный руководитель:
Зайцева Светлана Петровна,
учитель начальных классов
Лозовского филиала
ГБОУ СОШ №3 «ОЦ»
с.Кинель-Черкассы
2014 г.
Содержание
1. | Введение. | 3 |
1.1. | Проблема исследования. | 3 |
1.2. | Цель исследования. | 3 |
1.3. | Задачи исследования. | 3 |
1.4. | Объект исследования. | 3 |
1.5. | Гипотеза исследования. | 3 |
1.7. | Практическая значимость исследования. | 3 |
2. | Исследовательская часть | 4-9 |
2.1. | Кто такие дельфины? | 4 |
2.2. | Особенности строения. | 4 |
2.3. | Поведение дельфинов. | 5 |
2.4. | Виды дельфинов. | 5 |
2.5. | Язык дельфинов. | 8 |
3. | Заключение. | 11 |
4. | Источники информации | 11 |
5. | Приложение 1 | 12 |
6. | Приложение 2 | 16 |
Введение
Проблема:
На день рождения мне подарили детскую энциклопедию про дельфинов. Я её прочитал с большим интересом. Мне захотелось ещё больше узнать про дельфинов, их жизнь. Я решил собрать больше информации про этих животных и поделиться своими знаниями с друзьями.
Животный мир Земли богатый и разнообразный, представители царства животных встречаются практически во всех уголках планеты, на всех материках. Не существует ни одного народа, ни одной цивилизации, культура которых не была бы насыщена всевозможными связями с миром животных на самых разных уровнях и в самых различных формах. В своей работе я хочу рассказать о дельфинах
Цель исследования: выяснить, действительно ли дельфины удивительные животные.
Задачи исследования:
1. Найти и проанализировать информацию о дельфинах.
2. Выяснить, есть ли у дельфинов свой язык.
3. Узнать, можно ли обучить дельфина.
Объект исследования: дельфины.
Гипотеза исследования: если у дельфинов есть свой язык, и они легко обучаются, то их можно считать удивительными животными.
Методы исследования: опрос одноклассников; изучение литературы, сопоставление и анализ полученных сведений, знакомство с информацией в интернете.
Практическая значимость исследования: выступление на классном часу перед одноклассниками с сообщением о дельфинах.
Исследовательская часть
Я узнал что, дельфины самые симпатичные и дружелюбные морские обитатели. С давних времен они заслужили расположение человека тем, что спасали утопающих и помогали в рыбной ловле. Люди никогда на них не охотились. Напротив, убить дельфина считалось большим грехом. Упоминание о дельфинах можно найти в древних летописях.
Кто же они, дельфины?
Дельфины - это морские млекопитающие, которые относятся к подотряду зубатых китов. Водятся в морях и океанах, а также реках, имеющих выход в море. Современные дельфины, произошли от копытных около 65 миллионов лет назад.
2. Особенности строения.
Дельфины прекрасно приспособлены для жизни в воде. У них гладкое, обтекаемое тело и уплощенный хвост, который продвигает их в воде. Длина дельфинов 1,2-10 м. У большинства есть спинной плавник, морда вытянута в «клюв», зубы многочисленны (более 70).
Кожа этих животных является одним из важнейших органов тела. Она – очень скользкая и гладкая, что позволяет снизить сопротивление при трении. На ощупь кожа нежная, кажется шелковой. По виду этих созданий были созданы первые подлодки, вернее, их наружное покрытие. Нельзя не заметить оригинальную возможность животных – они могут сами перестраивать кожу под возникшую ситуацию для более быстрой скорости.
Дельфины плохо видят перед собой. Чтобы рассмотреть тот или иной предмет вблизи, они часто наклоняют голову или ложатся набок. Зато слух у них прекрасный. Они улавливают самые тихие звуки и с помощью слуха ориентируются в воде. У этих животных есть удивительное свойство — они обладают способностью кэхолокации: испускают ультразвуковые волны, а потом улавливают их отражение от окружающих предметов. Эхо дает им информацию о пище, сородичах, о близости берега и многом другом.
Дышат они легкими, поэтому стараются находиться ближе к поверхности воды. Без воздуха могут пробыть не более получаса, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.
Как и все млекопитающие, они выкармливают своих детенышей молоком. У самки рождается единственный детеныш в год, иногда в два года. Продолжительность жизни дельфинов в среднем составляет 20-25 лет, но известны случаи, когда некоторые особи доживали до 50 лет. Питаются, как правило, ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют морскими черепахами и птицами.
3. Поведение дельфинов.
Дельфины — очень отзывчивые животные. Если кто-то из них попадает в беду, то начинает издавать определенные звуки — сигнал бедствия, — услышав который, все остальные находящиеся поблизости дельфины, забывая о собственной безопасности, бросаются на помощь. Одни отгоняют врагов, другие подныривают под раненого товарища и стараются вытолкнуть его на поверхность. Эти животные держатся семьями, где дружно живут несколько поколений дельфинов. Дельфины обладают высокоразвитой нервной системой. Некоторые виды дельфинов хорошо уживаются в неволе, где проявляют способности дрессировке. Дельфины наделены и другими необычными свойствами, которые давно уже привлекают внимание ученых всего мира.
4. Виды дельфинов.
Я узнал, что в мире насчитывается более сорока видов дельфинов, самыми распространенными из которых являются: касатки, шароголовые дельфины (гринды), серые дельфины, китайские озерные дельфины, дельфины-белобочки, афалины и другие.
Афалины. (Приложение 1, рис.1)
Из видов этого рода самый известный – атлантическая, или просто афалина, широко распространенная в теплых водах всего мира. Афалин широко используют для исследований и дрессировки. Тело их сероватое, длиной до 3,6 м (в неволе редко более 2,4 м). Все афалины питаются рыбой; с каждой стороны верхней и нижней челюстей у них около 20–25 зубов.
В Новой Зеландии, Флориде и Шотландии наблюдали диких афалин, которые регулярно играли с купающимися людьми. Такие особи всегда встречались в одних и тех же районах и, похоже, совершенно не боялись человека, позволяя даже трогать себя руками. Но такие случаи редки. Афалины часто качаются на волнах перед носом плывущих кораблей – обычно это наиболее тесный контакт с человеком, допускаемый ими в природе.
Звуковые сигналы и способность к эхолокации также изучались в основном на афалинах.
Дельфин-белобочка. .(Приложение 1, рис.2)
Дельфин-белобочка из рода обыкновенных дельфинов – один из наиболее распространенных в Средиземном море представителей семейства. Это очень красивый дельфин, с черными кругами вокруг глаз и желтыми и серыми отметинами на боках, рисунок которых напоминает букву «Х». Считается, что максимальная продолжительность жизни у этого вида более 20 лет.
Короткоголовые дельфины. (Приложение 1, рис.3)
Представители этого рода обычно населяют более холодные, чем другие дельфины, воды, а некоторые виды достигают даже паковых льдов. Один из них, тихоокеанский полосатый дельфин, регулярно выставляется в нескольких океанариумах и замечателен своей способностью перепрыгивать через высоко подвешенную перекладину. Когда короткоголовые дельфины живут вместе с другими видами семейства, они очень дружелюбны и заботливы по отношению к чужому потомству.
Гринды..(Приложение 1, рис.4)
Гринды или шароголовые дельфины, очень крупный вид: животные достигают в длину 6,5 м и массы около 2 т. Для них характерна огромная подушка на лбу, содержащая вязкий жир. Тело черное с белой отметиной на груди и такой же линией ниже середины брюха. Этот узор, а также светлое «седло» на спине за спинным плавником, типичное для некоторых форм, не всегда отчетливо выражены. Гринды обычно живут в теплых и умеренных водах, но летом могут проникать в относительно холодные. Гринды питаются почти исключительно кальмарами, но в неволе их рацион может включать и рыбу.
Касатка. (Приложение 1, рис.5)
Это самый крупный и красивый вид дельфинов, отличающийся ярким черно-белым рисунком; их масса – до 8 т. Данный вид населяет все моря, от самых холодных до самых теплых, держась в основном недалеко от берега. Это единственное китообразное, которое кроме рыбы питается водными млекопитающими, морскими черепахами и птицами. В отличие от большинства дельфинов, грудные ласты касатки не заостренные, серповидные, а широкие и веслообразные. Эти животные очень прожорливы и охотятся стаями, нападая не только на мелких животных, но и на огромных усатых китов. Они прекрасно поддаются дрессировке, способны почти полностью выпрыгивать из воды и выполняют сложные комплексы упражнений.
Серый дельфин.(Приложение 1, рис.6)
Он внешне очень похож на гринду, однако отличается присутствием зубов обычно только на нижней челюсти, глубокой бороздой на лбу и большим количеством шрамов, разбросанных по всему телу. У самцов их особенно много: как считается, в большинстве случаев это следы сражений с сородичами. Отметины настолько характерны, что раньше их принимали за часть естественной пигментации серого дельфина. Этот вид питается в основном кальмарами и обитает во всех морях, кроме полярных.
Амазонский дельфин.(Приложение 1, рис.7)А
Амазонский дельфин, которого также называют инией или боуто, является самым крупным речным дельфином. Он достигает 2,5 метров в длину и массы 2 центнера. Светло-серые молодые особи с возрастом светлеют. Тело у амазонского дельфина полное, с тонким хвостом и узкой мордой. Круглый лоб, немного загнутый клюв и маленькие глаза – особенности этого вида дельфинов.
Амазонские дельфины живут по всему бассейну реки Амазонки, даже в маленьких речках и озерах.
Эти дельфины не образуют групп. Амазонские дельфины питаются мелкими рыбами, за сутки могут съесть до 12 кг пищи. Они поедают разные виды рыб, а особенности строения челюсти позволяют лакомиться черепахами и крабами. Охотятся амазонские дельфины у берега, вблизи устьев рек или рядом с водопадами. В этих местах вода достаточно мутная, и рыба не успевает уйти от охотника. Кроме того, дельфины добывают еду со дна, выкапывая ее из ила, похищают рыбу из рыболовных сетей. Иногда амазонский дельфин выходит на охоту совместно с гигантской выдрой.
5. Язык дельфинов.
Я прочитал различные энциклопедии о животных и узнали, что дельфины считаются одними из самых умных животных. У дельфинов все наоборот. Они гораздо лучше запоминают звуки, чем картинки. Благодаря этому дельфины различают друг друга по свисту. Каждый дельфин знает по голосам дельфинов из своей стаи и обладает своим личным «именем». С помощью свистов разной длины, тональности и мелодичности дельфины общаются между собой. Один дельфин, не видя другого, может «просвистеть» ему, на какую педаль, правую или левую, нужно нажать, чтобы получить рыбу. С помощью свиста можно и описать товарищу размер препятствия, невидимого в мутной воде.
У дельфинов есть собственный язык. Язык дельфинов можно разделить на 2 группы:
У дельфинов насчитывается 186 видов свистов. Каждый свист может обозначать определённую фразу (сигналы боли, тревоги, приветствия и призывный клич «ко мне» и т. д.). В последнее время учёные пытаются составить словарь общения этих млекопитающих. Однако, несмотря на многочисленные исследования, полностью расшифровать язык дельфинов до настоящего времени так и не удалось.
Дельфины – превосходные звукоподражатели. Они не только узнают звуки при прослушивании, но и сами копируют их. Скрип ржавой двери, бульканье воды, колокольный звон, щебет птиц – талантливые дельфины могут изобразить тот или иной шум так, что с закрытыми глазами его не отличишь от настоящего! Они могут копировать даже человеческую речь или смех. Если записать такое звукоподражание на пленку и потом прослушать с замедленной скоростью, сходство с голосом человека отчетливо проявится.
Эти морские жители хорошо различают оттенки многих цветов, кроме синего. Запоминание геометрических форм тоже не составляет для них труда. Более того, дельфины отличают друг от друга плоские и объемные формы. Они никогда не спутают бумажный круг или квадрат с мячом или кубиком. Над дельфинами ставили такой эксперимент. Тренер показывал животному мяч, затем прятал игрушку за ширму. Когда ширма раздвигалась, дельфин видел плоский щит и объемную коробку. В одном из предметов был спрятан мяч. Дельфину нужно было только потянуть за петлю, соединенную с нужным предметом, чтоб мяч выпал. Так вот, даже при первом проведении эксперимента дельфины всегда выбирали коробку и никогда не пытались искать мяч внутри плоского щита. Так опыт показал, что дельфины могут различать плоские и объемные предметы.
Дельфины довольно легко запоминают и повторяют действия других особей. Например, возле берегов Австралии в 2008 году была замечена стая дельфинов, где вожак умел стоять на хвосте. Другие члены дельфиньей стаи достаточно быстро переняли эту способность, подражая вожаку. Дельфины решили повторить трюк вожака из интереса и любопытства.
В научных статьях описан случай, когда самка дельфина, прожив некоторое время в дельфинарии, стала повторять номера за его обитателями, хотя ее не готовили к этому специально. После того, как ее выпустили на волю, она научила членов своей стаи повторять эти трюки. Но дельфины могут подражать не только друг другу. Известен случай, когда два дельфина, жившие в одном бассейне с морским котиком, стали копировать его действия. Они спали в тех же позах, что и котик, перенимали его манеру плавать, подгребая плавниками как ластами и держа хвост неподвижно, хотя у них не было строгой необходимости повторять его действия. Дельфины научились даже потирать живот, лежа на спине у поверхности воды, и зевать, подражая котику!
Мозг дельфина хранит большое количество информации, которая получена разными способами. Но помимо ее накопления, дельфины умеют её использовать. Они исследуют мир, и это проявляется у них чаще, чем осторожность. Дельфины быстро оценивают ситуацию и подстраивают под нее свое поведение, хорошо ориентируются в происходящем.
Дельфины обладают высокоразвитой нервной системой. Некоторые виды дельфинов хорошо уживаются в неволе, где проявляют способности к дрессировке. (Приложение 1, рис.8)
Дельфины очень эмоциональны, и это может влиять на процесс обучения. Поэтому при обучении и исследовании дельфинов их поощряют пищей, играми, а также лаской и добрым отношением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и собрав информацию о дельфинах, я провел с одноклассниками опрос (Приложение 2), где убедился, что мои одноклассники тоже знают о дельфинах очень мало.
Со своей информацией я выступил на классном часу. Всем ребятам очень понравилось. И мы с ними поняли, что дельфины – необычные существа. Этих животных называют «людьми из моря», потому что они очень умные, а учёные говорят, что мозг у них работает не хуже, чем у людей. У дельфинов есть свой собственный язык. Они легко обучаются. Дельфины не только хорошо запоминают информацию, но и умеют пользоваться ею. Они живут в гармонии с окружающим миром.
Моя гипотеза о том, что дельфинов можно считать удивительными животными, подтвердилась.
1. Дэвидсон С. Киты и дельфины /Пер. с англ. И.Н. Чаромской. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012. – 48 с.: ил. – (Детская энциклопедия).
2. Атлас животных. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 79,87.
3. Дельфиновые. (Электронный ресурс). - http://ru.wikipedia.org.
4. Дельфины. (Электронный ресурс). – http://more-delfin.com.
5. Малютин О.И. Атлас подводного мира: Науч.-поп. изд. для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 63 с.
6. Я познаю мир: Животные: Энцикл./ Авт.-сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – С.11-14.
7. Язык дельфинов. (Электронный ресурс). – http://dic.academic.ru.
Приложение 1.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Приложение 2
Опрос одноклассников.
52% - да 48% - нет
61% - да 39% - нет
64% - да 36% - нет
92% - да 8% - все равно
Три коробки с орехами
Позвольте, я вам помогу
Два петушка
Стеклянный Человечек
Мост Леонардо