Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему:"Тяжесть труда проводниц пассажирских вагонов". | 397.73 КБ |
Научная статья. | 27.21 КБ |
Слайд 1
И ванов с ергей , ф ролов н икита 9«Б» Мбоусош №28 В олгоградский г осударственный м едицинский у ниверситет к афедра общей гигиены и экологии Научный руководитель: учитель технологии Мбоусош №28 « а даптивная школа» и.в.к иселёва ; Ст.преподователь к афедры общей гигиены и экологии н.в.ч ернова Тяжесть труда проводниц пассажирских вагоновСлайд 2
Проводники пассажирских вагонов относятся к наиболее массовым профессиям пассажирского хозяйства, среди которых подавляющее большинство составляют женщины .
Слайд 3
Цель исследования Изучить тяжесть трудового процесса как фактора производственной среды женщин-проводников современного железнодорожного транспорта.
Слайд 4
Метод проведения измерений и оценки Хронометражный метод наблюдений согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 23 ноября 2010 г. № 153 "Об утверждении СанПиН 2.2.2776-10 "Гигиенические требования к оценке условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний" и Руководству Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом России 29.07.05). В ходе оценки были использованы данные должностных инструкций, журналов учета работы.
Слайд 5
Основные наиболее тяжелые трудовые операции Подъем и перенос инвентаря, постельных принадлежностей, топка вагонов углем, уборка вагонов, очистка от снега (льда) площадок и ходовых частей вагона и др.
Слайд 6
Основными показателями тяжести трудового процесса являются: Физическая динамическая нагрузка; Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную; Стереотипные рабочие движения; Статическая нагрузка; Рабочая поза; Наклоны корпуса; Перемещение в пространстве.
Слайд 7
1. Физическая динамическая нагрузка Для подсчета фактической динамической нагрузки определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах. Физическая динамическая нагрузка подразделяется на региональную и общую. Класс соответствует– 1 (оптимальному).
Слайд 8
2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг) Проводники не переносят тяжести постоянно, при пересчете на все время смены разовое перемещение тяжести составляет менее 2 раз в час. Класс – 1 (оптимальный)
Слайд 9
3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену) Для профессии проводника показатель "стереотипные рабочие движения" не характерен. Класс – 1 (оптимальный)
Слайд 10
4. Статическая нагрузка (величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс) Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза или приложения усилий без перемещения тела или его отдельных звеньев, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины усилия и времени его приложения. Проводник одной рукой прилагает усилие в 5 кг в течение 20 мин за 8-часовую рабочую смену. Класс- 1 (оптимальный)
Слайд 11
5. Рабочая поза Рабочие позы по характеру подразделяются на свободную, неудобную, фиксированную и вынужденную. Для проводника пассажирского вагона наиболее характерно нахождение в свободной позе . Однако, при выполнении некоторых операций проводник вынужден находиться в неудобной позе . Преимущественно это работа в наклонном положении при уборке пылесосом, расстилании дорожек, при обивке от снега и льда ходовых частей вагона. Продолжительность нахождения в неудобной позе по отношению ко времени смены очень незначительна, в нашем примере для проводников плацкартного вагона составляет не более 20%. Нахождение в фиксированной позе и вынужденной позе (на коленях, на корточках, вися на монтажном поясе и пр.) для профессии проводника не характерно. Класс – 2 (допустимый).
Слайд 12
6. Наклоны корпуса (количество за смену) Учитываются только наклоны более 30°. Число наклонов за смену определяется путем их подсчета. Проводник на протяжении смены совершает около 100 наклонов. Класс – 2 (допустимый)
Слайд 13
7. Перемещение в пространстве При подготовке вагонов в рейс проводники совершают значительные перемещения, однако после проведения учета всех перемещений в течение рейса и пересчета на 8-часовую рабочую смену полученные значения оказались в пределах оптимальных величин. Класс – 1 (оптимальный)
Слайд 14
Выводы Класс условий труда – 2 (допустимый)
Слайд 15
Благодарим за внимание!
Проводники пассажирских вагонов относятся к наиболее массовым профессиям пассажирского хозяйства, среди которых подавляющее большинство составляют женщины.
В последние годы значительно возрос поток пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, изменились условия и характер труда проводников пассажирских вагонов, изменились требования к обслуживанию пассажиров, графики работ проводников, организация условий труда, питания и бытового обеспечения поездных бригад.
В процессе работы проводники могут подвергаться воздействию различных вредных и опасных факторов производственной среды (шум, вибрация, химический фактор, тяжесть и напряженность трудового процесса, неудовлетворительные микроклиматические условия, недостаточная искусственная освещенность), а также испытывают физические и психоэмоциональные нагрузки. Сопутствующие труду проводников вредные и опасные производственные факторы способны обуславливать развитие как неспецифической, так и специфической патологии. Степень воздействия производственных факторов во многом зависит от специфики работы, выполняемой проводником, а также от особенностей организации и условий труда, характерных только для данной профессии. Причем, ряд выявленных факторов не могут быть напрямую устранены организационными и профилактическими мероприятиями.
Цель исследования - изучить тяжесть трудового процесса как фактора производственной среды женщин-проводников современного железнодорожного транспорта.
Результаты исследования:
Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.). Тяжесть трудового процесса оценивается по таблице.
Основными показателями тяжести трудового процесса являются:
Каждый из указанных показателей оценивается путем проведения хронометражных наблюдений и соответствующих количественных измерений. Помимо этого, для определения величины показателей следует использовать графики работы и отдыха проводников пассажирских вагонов, а также другие необходимые документы, по которым можно установить вес и количество переносимых грузов.
При проведении работ по оценке тяжести трудового процесса проводников пассажирских вагонов необходимо учитывать следующее:
1. Измерение и оценку показателей тяжести трудового процесса проводников желательно проводить в холодный период года, так как в этот период проводники испытывают дополнительные физические нагрузки, связанные с топкой вагона, обивкой подвагонного оборудования от снега и льда.
2. Проводить измерение показателей следует в течение достаточно продолжительного времени - на протяжении всей поездки в одном направлении, либо одного оборота вагона, либо всего тура поездок (3-4 поездки туда и обратно).
3. Так как наполняемость вагонов в ходе поездки подвергается значительным изменениям, количественное измерение показателей рекомендуется проводить из расчета полной наполняемости вагонов, т.е. при условии, что все места в вагонах заняты пассажирами в течение всего рейса.
4. Количественные измерения показателей следует проводить по всем операциям, выполняемым проводниками по обслуживанию вагона в течение всего выбранного времени расчета, независимо от того, кто из проводников выполняет какую операцию. Это обусловлено тем, что многие операции проводники выполняют одновременно и очень трудно разграничить объем нагрузки для каждого проводника. Например, по окончании поездки: один проводник сортирует белье, а другой проводит уборку вагона; один - складывает матрацы, а другой - чистит топку вагона и т.п.
5. После определения общего значения по каждому из учитываемых показателей следует провести расчет на одного проводника за 8-часовую рабочую смену с учетом нормативов обслуживания вагона (2 проводника на вагон, 3 проводника на два вагона и т.п.) и продолжительности времени измерения показателей.
6. Полученные таким образом результаты можно заносить в протокол и проводить окончательную оценку тяжести трудового процесса. Класс вредности устанавливается для каждого из семи показателей, а окончательная общая оценка для тяжести труда устанавливается по наибольшему классу из показателей; при наличии двух и более показателей класса 3.1. и 3.2. общая оценка устанавливается на одну степень выше.
Следует учитывать, что такие показатели тяжести трудового процесса, как стереотипные рабочие движения, статические нагрузки, подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой и постоянно в течение рабочей смены, для профессии проводника не характерны, либо выражены незначительно.
Результаты исследования были получены при проведении определения показателей тяжести трудового процесса на рабочих местах проводников плацкартных вагонов поезда 079 Ж, следующего по маршруту Волгоград – Санкт-Петербург.
Метод проведения измерений и оценки: хронометражный метод наблюдений согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 23 ноября 2010 г. № 153 "Об утверждении СанПиН 2.2.2776-10 "Гигиенические требования к оценке условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний"
и Руководству Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом России 29.07.05). В ходе оценки были использованы данные должностных инструкций, журналов учета работы.
Основные наиболее тяжелые трудовые операции: подъем и перенос инвентаря, постельных принадлежностей, топка вагонов углем, уборка вагонов, очистка от снега (льда) площадок и ходовых частей вагона и др.
Время воздействия вредного фактора (% времени смены): в течение рабочей смены (в пересчете на 8-часовую рабочую смену).
1. Физическая динамическая нагрузка
Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внешней механической работы. Для подсчета фактической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах.
Физическая динамическая нагрузка подразделяется на региональную и общую.
При региональной нагрузке в выполнении работы заняты преимущественно мышцы рук и плечевого пояса. У проводников этот вид нагрузки не выражен, его можно учитывать при операции по прокачиванию котла.
Физическая динамическая нагрузка при общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног) для проводников является наиболее характерным видом нагрузки. Ее расчет следует проводить в зависимости от расстояния перемещения груза (от 1 до 5 м, более 5 м). К этому виду нагрузки относятся все операции по перемещению грузов на расстояние, в том числе: перенос мешков с бельем, раздача постельных принадлежностей, чая и чайной продукции, укладывание матрацев, уборка и расстилание дорожек, перенос ведер с водой, с углем и шлаком, топка углем и т.п.
После определения и подсчета суммарной нагрузки за весь установленный период времени, следует провести расчет на 1 проводника за 8-часовую рабочую смену. Расчет нагрузки можно проводить либо по графикам работы и отдыха проводников, либо исходя из месячной нормы выработки.
Используя данные предварительной оценки известно, что ориентировочная величина нагрузки на одного проводника составила:
2539 кгм, что соответствует классу – 1.
2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг)
Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой и постоянно в течение рабочей смены для профессии проводника не характерны. Проводники не переносят тяжести постоянно, при пересчете на все время смены разовое перемещение тяжести составляет менее 2 раз в час.
Суммарная масса грузов, переносимых в течение каждого часа смены с рабочей поверхности и с пола. Для определения величины этого показателя следует сосчитать всю массу грузов (которые учитывались при определении физической динамической нагрузки), поднимаемых с пола и с рабочих поверхностей (с полок), и провести расчет на одного проводника за один час рабочей смены.
Например. При обслуживании плацкартного вагона суммарная масса грузов, поднятых с пола, составила 1554 кг за весь рейс.
Следовательно, на одного проводника, на один час работы получится
18-21 кг, что соответствует 1 классу.
3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену)
Это многократно повторяющиеся одинаковые перемещения тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе. Примером таких работ может быть работа машинистки, оператора ЭВМ. Примером региональных рабочих движений может быть работа маляра, кузнеца при ручной ковке и т.п. Для профессии проводника показатель "стереотипные рабочие движения" не характерен.
4. Статическая нагрузка (величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс)
Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза или приложения усилий без перемещения тела или его отдельных звеньев, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины усилия и времени его приложения. На практике это и удержание груза на весу, прижатие инструмента к обрабатываемому изделию или усилия, прикладываемые для перемещения груза. Величина усилий определяется или путем взвешивания груза (инструмента) или путем динамометрических измерений. Время приложения усилий определяется на основании хронометражных измерений. Примером статической нагрузки для проводников является операция по прокачиванию котла. Проводник одной рукой прилагает усилие в 5 кг в течение 20 мин за 8-часовую рабочую смену. Величина статической нагрузки составляет 6000 кгс.
5. Рабочая поза
Рабочие позы по характеру подразделяются на свободную, неудобную, фиксированную и вынужденную. Хронометражные исследования определяют время нахождения в таких позах.
Для проводника пассажирского вагона наиболее характерно нахождение в свободной позе. Проводник может по своему усмотрению изменять позу с положения "сидя" в положение "стоя" и, наоборот, по своему желанию сделать перерыв в работе. Однако, при выполнении некоторых операций проводник вынужден находиться в неудобной позе, т.е. при работе сидя или стоя положение отдельных частей тела такое, при котором необходимо прилагать усилия для их удержания. Преимущественно это работа в наклонном положении при уборке пылесосом, расстилании дорожек, при обивке от снега и льда ходовых частей вагона. Продолжительность нахождения в неудобной позе по отношению ко времени смены очень незначительна, в нашем примере для проводников плацкартного вагона составляет 16,7%.
Нахождение в фиксированной позе (когда работающий не может изменять позу сидя или стоя по своему желанию длительное время) и вынужденной позе (на коленях, на корточках, вися на монтажном поясе и пр.) для профессии проводника не характерно.
6. Наклоны корпуса (количество за смену)
Учитываются только наклоны более 30°. Число наклонов за смену определяется путем их подсчета. Проводник на протяжении смены совершает около 100 наклонов.
7. Перемещение в пространстве (количество за смену)
Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены), км. Учитываются перемещения по горизонтали и вертикали. Обычно для подсчета длины переходов используют шагомер. Определив количество шагов, их умножают на длину шага. При подготовке вагонов в рейс проводники совершают значительные перемещения, однако после проведения учета всех перемещений в течение рейса и пересчета на 8-часовую рабочую смену полученные значения оказались в пределах оптимальных величин.
Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса проводника пассажирского вагона (плацкартного)
Код | Показатели тяжести трудового процесса | Допустимые значения норматива (для женщин / для мужчин) | Фактические значения | Класс условий труда |
1. | Физическая динамическая нагрузка (единицы внешней механической работы за смену, кгм) | |||
1.1 | При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м | До 3000/5000 | 167 | 1 класс |
1.2. | При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног) | |||
1.2.1. | При перемещении груза на расстояние от 1 до 5 метров | До 15000/25000 | 2539 | 1 класс |
1.2.2. | При перемещении груза на расстояние более 5 метров | До 28000/46000 | 1405 | 1 класс |
2. | Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную (кг) | |||
2.1. | Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в ч): | До 10/30 | Не характерно | 1 класс |
2.2. | Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: | До 7/15 | Не характерно | 1 класс |
2.3. | Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены: | |||
2.3.1. | С рабочей поверхности | До 350/870 | 21 | 1 класс |
2.3.2. | С пола | До 175/435 | 18 | 1 класс |
3. | Стереотипные рабочие движения (количество за смену) | |||
3.1. | При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) | До 40000 | Отс. | 1 класс |
3.2. | При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) | До 20000 | Отс. | 1 класс |
4. | Статическая нагрузка - величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс с. | |||
4.1. | Одной рукой | До 22000/36000 | 6000 | 1 класс |
4.2. | Двумя руками | До 42000/70000 | Отс. | 1 класс |
4.3. | С участием мышц корпуса и ног | До 60000/100000 | Отс. | 1 класс |
5. | Рабочая поза | Периодическое, до 25% времени смены пребывание в неудобной, фиксированной позе | Периодическое, до 16,7% времени смены пребывание в неудобной, фиксированной позе | 2 класс |
6. | Наклоны корпуса | До 100 | 94 | 2 класс |
7. | Перемещения в пространстве, обусловленные технологическим процессом, км | |||
7.1. | По горизонтали | До 8 | До 3 | 1 класс |
7.2. | По вертикали | До 4 | До 1 | 1 класс |
Окончательная оценка тяжести труда | 2 класс |
Таким образом, после проведения оценки по каждому из показателей тяжести трудового процесса установлено, что окончательная оценка тяжести трудового процесса проводников плацкартных пассажирских вагонов, укладываются в пределы допустимого класса - класс 2.
Т.к. окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшему классу.
Цветущая сакура
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
А теперь — мультфильм
Зимний лес в вашем доме
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое