В работе рассмотрен метод математической индукции.С помощью метода матиндукции доказаны неравенство Коши и неравенство Бернулли, тригонометрическое неравенство, решено логарифмическое неравенство в целых числахи другие. Использование метода матиндукции значительно упрощает решение заданий повышенной сложности.
Вложение | Размер |
---|---|
метод математической индукции и его применение к доказательстве неравенств | 99.64 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 81
Секция: Алгебра
Научное общество учащихся
«Метод математической индукции
и его применение к доказательству неравенств»
Выполнила: Арефьева Ксения,
ученица 10б класс
Научный руководитель:Пятковская А. Р.,
учитель математики
Нижний Новгород
2015
Введение………………………………………………………………… 3
Метод математической индукции………………………………….…...4
Доказательство неравенств………………………………………….......11
Применение к доказательству неравенств метода математической
индукции……………………………………………………………........13
Доказательство неравенства Коши и неравенства Бернулли методом
математической индукции……………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………….....23
Список используемых источников и литературы………………….….24
Введение.
В основе всякого математического исследования лежат дедуктивный и индуктивный методы. Дедуктивный метод рассуждений - это рассуждение от общего к частному, т.е. рассуждение, исходным моментом которого является общий результат, а заключительным моментом – частный результат. Индукция применяется при переходе от частных результатов к общим, т.е. является методом, противоположным дедуктивному.
В математике дедуктивный метод мы применяем, например, в рассуждениях такого типа: данная фигура - прямоугольник; у каждого прямоугольника диагонали равны. Индуктивный подход обычно начинается с анализа и сравнения данных наблюдения или эксперимента. Многократность повторения какого-либо факта приводит к индуктивному обобщению. Индуктивный подход люди, часто сами того не замечая, применяют почти во всех сферах деятельности.
Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек всегда стремился к прогрессу, к умению развивать свою мысль логически, а значит, сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.
Задачи моей работы заключаются в следующем:
Метод математической индукции.
Математическая индукция — метод математического доказательства, используется чтобы доказать истинность некоторого утверждения для всех натуральных чисел. Для этого сначала проверяется истинность утверждения с номером 1 — база (базис) индукции, а затем доказывается, что, если верно утверждение с номером n, то верно и следующее утверждение с номером n + 1 — шаг индукции, или индукционный переход.
Доказательство по индукции наглядно может быть представлено в виде так называемого принципа домино. Пусть какое угодно число косточек домино выставлено в ряд таким образом, что каждая косточка, падая, обязательно опрокидывает следующую за ней косточку (в этом заключается индукционный переход). Тогда, если мы толкнём первую косточку (это база индукции), то все косточки в ряду упадут.
Предположим, что требуется установить справедливость бесконечной последовательности утверждений, занумерованных натуральными числами:
Р1, Р2, . . . . . Рn,Рn+1,. . ..
Допустим, что
Тогда все утверждения нашей последовательности верны. |
Логическим основанием для этого метода доказательства служит так называемая аксиома индукции, пятая из аксиом Пеано. Которая звучит следующим образом «Если какое-либо предложение доказано для 1 (база индукции) и если из допущения, что оно верно для натурального числа n, вытекает, что оно верно для следующего за n натурального числа (индукционное предположение), то это предложение верно для всех натуральных чисел.
Наглядным примером может служить следующие задачи:
Задача1.
Доказать, что (n3+35n) кратно 6.
1)При n=1
(1+35)=36, 36 кратно 6, значит утверждение верное.
2)Пусть приn=k (k2+35k) кратно 6.
3) Рассмотрим n=k+1. Докажем, что (n3+35n) кратно 6(k+1)3+35(k+1)=k3+3k2+3k+1+35k+35=(k3+35k)+(3k2+3k+36)
a)(k3+35k) кратно 6.
b) 3k2+3k+36=3(k2+k+12)=3(k(k+1)+12), 3 кратно 3.
k(k+1) кратно 2.
(k+1)+12, кратно 2.
Значит 3(k(k+1)+12) кратно 6, тогда (k+1)3+35(k+1) кратно 6.
Задача2.
12+42+72+…+(3n-2)2=
12=; 1=1-верно
а) n=k ; 12+42+72+…+(3k-2)2= - верно
б) n=k+1; 12+42+72+…+(3k-2)2+(3k+1)2= - верно
12+42+72+…+(3k-2)2+(3k+1)2= +(3k+1)2= = = = =
На основе математической индукции утверждение верно для любого nN.
Задача3.
Доказать, что 4n+6n-10 кратно 18.
1)Приn=1
41+6-10=0- кратно18.
2)При n=k
4k+6k-10=18 –кратно 18
3)При n=k+1
4k+1+6(k+1)-10=4×4k+6k-4=44k+24k-40-24k+40+6k-4=4(4k+6k-10)-18k+36=4(4k+6k-10)-18(k-2)
4(4k+6k-10) кратно 18 и 18(k-2) кратно 18, значит их разность тоже кратна 18.
На основе математической индукции утверждение верно для любого nN.
Задача 4.
Докажите, что 11n+2+122n+1делится на 133.
113+123=(11+12)(112-11·12+12²)=23·(121-132+144)=23·133 делится на 133, утверждение верно
11·(11k+2+122k+1)делится на 133 и 133·122k+1 делится на 133, значит их сумма так же делится на 133.
Задача 5.
Найдите все пары натуральных чисел m и n, удовлетворяющих уравнению: 2m – 3n= 1
Решение:
Рассмотрим делимость 3n + 1 на 8 для чётного или нечётного n.
32k + 1 = 8·h + R, где {h, R} ∈ℕ, 0 ≤ R ≤ 7; h > 0
R — остаток от деления на 8, h — целая часть.
9k + 1 = 8·h + R[9k+ (1 − R)] кратно 8
Используя метод математической индукции, определим R и докажем, что при любом k будет такой остаток.
База индукции: при k = 1, (10 − R) кратно 8. Отсюда предположим, что R = 2. База тогда верна.
Шаг индукции: пусть для k = а число (9a − 1) кратно 8. Докажем, что 9a+1− 1 также кратно 8:
(9a+1 − 1) − (9a− 1) = 9a+1 − 9a = 9a·(9 − 1) = 8·9aкратно 8.
Отсюда следует, что (9a+1 − 1) кратно 8.
Итак, при чётном n 3n+ 1 при делении на 8 даёт всегда остаток 2
32k-1 + 1 = 8·h + R, где {h, R} ∈ℕ; 0 ≤ R ≤ 7, h > 0
32k-1 + (1 − R) кратно 8
И вновь метод математической индукции:
База индукции: k = 1; (4 − R) кратно 8. Отсюда предположим, что R = 4.База тогда верна.
Шаг индукции: пусть для k = а число (32a-1− 3) кратно 8. Докажем, что
32(a+1)-1− 3 также кратно 8.
(32a-1− 3) − (32a+1− 3) = 32a-1− 32a+1= 32a-1·(9 − 1) = 8·32a-1кратно 8.
Отсюда следует, что (32(a+1)-1 − 3) кратно 8
Итак, при нечётном n 3n+ 1 при делении на 8 даёт всегда остаток 4.
Вернёмся к уравнению. 2m= 1 + 3n. Так как при любом n правая часть не кратна 8, то m меньше 3
1) m = 2; 3n = 3; n = 1
2) m = 1. Тогда3n=1; n = 0. Но числа m и n — натуральные, поэтому не подходит.
Ответ: n = 1, m = 2
Задача 6.
Докажите 1·1!+2·2!+…+n·n!=(n+1)!-1
1 ·1!+2 ·2 !+… k · k!=( k+1)!-1
1 ·1!+2 ·2 !+… k · k!+(k+1) ·(k+1)! =(k+1)!-1+(k+1)·(k+1)!
(k+1)!-1+(k+1)·(k+1)!=(k+1)!·(1+k+1)-1=(k+1)!·(k+2)-1=(k+2)!-1
На основе математической индукции утверждение верно для любого nN.
Задача 7.
Доказать
Возведем обе части последнего равенства в квадрат
Получили формулу из пункта 2,а она верна, значит верна и формула в пункте 3.
Доказательство неравенств.
Алгебраические неравенства доказываются с помощью различных методов, которые основываются на равносильных преобразованиях и свойствах числовых неравенств:
1) если a – b > 0, то a > b; если a – b < 0, то a < b;
2) если a > b, то b < a; если a < b, то b > a;
3) если a < b и b < c, то a < c;
4) если a < b и при этом c – любое число, то a + c < b + c;
5) если a < b и при этом c > 0, то ac< bc, a/c < b/c;
6) если a < b и при этом c < 0, то ac> bc; a/c > b/c;
7) если a1 < b1, a2 < b2, . . . , an < bn, то a1 + a2 + . . . + an < b1 + b2 + . . . + bn;
8) если 0 < a1 < b1, 0 < a2 < b2, . . . , 0 < an < bn, то a1 · a2 · . . . · an < b1 · b2 · . . . · bn;
Напомним некоторые опорные неравенства, которые часто используются для доказательства других неравенств:
1) а2 > 0;
2) aх2 + bx + c > 0, при а > 0, b2 – 4ac < 0;
3) x + 1/x > 2, при х > 0, и x + 1/x < –2, при х < 0;
4) |a + b| < |a| + |b|, |a – b| > |a| – |b|;
5) если a > b > 0, то 1/a < 1/b;
6) если a > b > 0 и х > 0, то ax >bx, в частности, для натурального n > 2
a2 > b2 и n√a > n√b;
7) если a > b > 0 и х < 0, то ax x;
8) если х > 0, то sin x < x.
Многие задачи, и это не только неравенства, эффективно решаются с помощью некоторых специальных неравенств, с которыми учащиеся школы часто не бывают знакомы. К ним, прежде всего, следует отнести:
≥ |
| ; |
(1 + α)n ≥ 1 + nα, где α > -1, n – натуральное число;
(a1b1 + a2b2 + . . . + anbn)2 ≤ (a12 + a22 + . . . + an2)( b12 + b22 + . . . + bn2);
К наиболее «популярным» методам доказательства неравенств можно отнести:
Применение к доказательству неравенств метода
математической индукции.
Задача 1.
Доказать, что при любом натуральном n>1
.
Доказательство.
Обозначим левую часть неравенства через Sn.
S2= , следовательно, при n=2 неравенство справедливо.
ПустьSk при некотором k. Докажем, что тогда иSk+1.
ИмеемSk=,Sk+1=.
Сравнивая Sk и Sk+1, имеем Sk+1-Sk=, т.е.
Sk+1- Sk=.
При любом натуральном k правая часть последнего равенства положительна. ПоэтомуSk+1k
НоSk , значит, иSk+1
Задача2.
При любом натуральном n≥3 справедливо неравенство 2n>2n+1.
Доказательство.
1)При n=3 23>2·3+1 верно
2)Пусть неравенство справедливо при n=k2k>2k+1
3)Докажем, что тогда неравенство справедливо и при n=k+1, т.е.
2k+1>2(k+1)+1.
2k>2k+1умножим обе части неравенства на 2
2·2k>2(2k+1)
2k+1>2k·2+2=(2k+2)+2k=2(k+1)+2k˃2(k+1)+1
Задача3.
Доказать, что
(1)
где a+b>0,a, n – натуральное число, большее 1.
Решение.
1)При n=2 неравенство (1) принимает вид
. (2)
Так какa, то справедливо неравенство
. (3)
Прибавив к каждой части неравенства (3) по, получим неравенство (2).
Этим доказано, что при n=2 неравенство (1) справедливо.
2)Пусть неравенство (1) справедливо при n=k, где k – некоторое натуральное
число, т.е.
. (4)
3)Докажем, что тогда неравенство (1) должно быть справедливо и при n=k+1, т.е.
(5)
Умножим обе части неравенства (4) на a+b. Так как, по условию, a+b>0
, то получаем следующее справедливое неравенство:
. (6)
Для того чтобы доказать справедливость неравенства (5), достаточно показать, что
, (7)
или, что то же самое,
. (8)
Неравенство (8) равносильно неравенству
. (9)
Если, то, и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух положительных чисел.
Если, то , и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух отрицательных чисел. Вобоих случаях неравенство (9) справедливо.
Этим доказано, что из справедливости неравенства (1) при n=k следует его
справедливость при n=k+1.
Задача4.
Доказать неравенство
для n>1
1)База индукции для n=2
верно
2) Пусть при n=k
3) Пусть n=k+1. Докажем.
Используем предположении индукции
Задача5.
3n>2n+n, при n>1
1)n=2. 32>22+2-верно
2)n=k 3k>2k+k
3) n=k+1Докажем 3k+1>2k+1+k+1
3k>2k+k| ×3
3k+1> 3×2k+3k
3×2k+3k=(2+1)×2k+k+2k=2×2k+k+2k+2k=2k+1+k+(2k+2k)> 2k+1+k+1
Задача 6.
Доказать неравенство x1+x2+x3 …+xn≥n, если x1×x2×…×xn=1, иxi>0, i =.
1)n=1, x=1следовательно x1≥1 справедливое утверждение.
2)Допустим, чтопри n=k истинно, т.е. x1×x2×…xk=1, xi>0, i =, то x1+x2+…xk≥k.
3) Докажем, что неравенство выполняется при n=k+1
X1×x2×x3…xk+1=1, xi>0, i = , тоx1+x2+…xk+xk+1≥k+1
Пусть xk+1>1 иxk<1.
Рассмотрим kположительность чисел x1,x2,x3…xk-1(xk×xk+1)
т.ч.x1×x2…xk-1(xk×xk+1)=1
x1+x2+x3+xk-1+(xk×xk+1)≥k|+(xk+xk+1)
x1+x2+…+xk-1+xk×xk+1+xk+xk+1≥k+xk+xk+1
x1+x2+…+xk-1+xk+xk+1≥k+xk+xk+1-xk×xk+1
k+xk+xk+1-xk×xk+1= k+xk+xk+1-xk×xk+1+1-1=
=k+1+(xk+1)+xk+1(1-xk)≥k+1
Следовательноx1+x2+…xk+xk+1≥k+1, т.е. если P(x) справедливо, то и P(k+1) справедливо.
Замечание1. Знак равенства имеет место тогда и только тогда, когда x1=x2=…xn=1.
Задача 7.
Доказать неравенство +≤1, n/
1)n=1. справедливое утверждение.
2)Допустим, что при n=kимеет место неравенство
3)Докажем, что при n=k+1 выполняется неравенство
+
Замечание2. Равенство выполняется только при n=1.
Задача 8.
Доказать неравенство
, n.
1)n=1
2)Допустим, что неравенство выполняется при n=k.
3)Докажем, что при n=k+1 выполняется неравенство.
Поскольку (k+1)!=1×2×3×…×k×(k+1) то
(k+1)!>k(k+1)
=
учитывая P(k), получим
Задача 9.
Доказать неравенство 2n>n3 , n, n≥10
1)при n=10
210=1024
103=1000
1024> 1000,верное утверждение.
2)Допустим, что при k>10, 2k>k3верное неравенство.
3)Докажем, что при n=k+1 неравенство верное.
2k+1>(k+1)3
Поскольку k>10, то 2>или 2>1+
Следует, что 2k3>k3+3k2+3k+1
k3>3k2+3k+1
учитывая неравенство P(k) 2k>k3получим
2k+1=2k+2k>k3+k3>k3+3k2+3k+1=(k+1)3
Задача 10.
Найти все целые решения неравенства х-1
Решение
Допустимые значения х определяются из условия х+3>0. хZ. т.е. х=-2,-1.0.1,2…
Начнем последовательно проверять
А) х=-2, -3
Б) х=-1, -2
В) х=0, -1
Г) х=1, 0
Для остальных целых х неравенство не выполняется. Докажем по индукции неравенство n-1>log6(n +3), n≥2, n
k-1>log6(k +3)
(k+1)-1 >log6(k +3)+1
log6(k +3)+1= log6(k +3)+ log66= log6(6(k+3))= log6(6 k+18)= log6((k+4)+(5k+14)) >log6(k+4) (поскольку5 k+14 >0), значит
(k+1)-1 >log6((k +1)+3) верно. Индуктивный переход обоснован.
Ответ :-2,-1,0,1
Доказательство неравенства Коши и неравенства
Бернулли методом математической индукции.
Огюстен Луи Коши (1789-1857) – французский математик, основоположник теории аналитических функций
Задача 1.
Доказать неравенство Коши(cреднее арифметическое неотрицательных чисел не меньше их среднего геометрического) , где xi>0, i = , n≥2, причем равенство имеет место тогда и только тогда, когда a1=a2=…=an.
1 способ.
Пусть x1x2…xn – произведение положительных чисел.
Рассмотрим следующие n- положительные числа.
тогда
=1,
А по задаче 7
|
Откуда
2 способ.
1)При n=2 верно,т.к.
2) Допустим, что верно неравенство при n=k, т.е.
3) Докажем, что неравенство верно при n=k-1
Умножим обе части неравенства на
Возведем обе части неравенства в степень
Замечание1. В данном доказательстве использовали индукцию вниз.
Замечание2. Стоит обратить внимание на существование других вариантов записи неравенства Коши, например такого:
илитакого:
Якоб Бернулли (1654-1705) - швейцарский математик, профессор математики Базельского университета. Один из основателей теории вероятностей и математического анализа.
Задача 2.
Доказать неравенство Бернулли: (1+α)n≥1+nα , где α>(-1), n.
1)n=1,
(1+α)≥1+α истинное неравенство.
2)Допустим , что имеет место быть неравенство при n=k,
(1+α)k≥1+kα.
3)Допустим, что неравенство выполняется при n=k+1,
(1+α)k+1≥1+(k+1)α.
Т.к. α>(-1), то α+1>0,
(1+α)k≥1+kα |(α+1)
(1+α)(1+α)k≥(1+kα)(1+α)
(1+α)k+1≥1+kα+α+kα2
(1+α)k+1≥1+(k+1)α+kα2
kα2≥0,тогда 1+(k+1)α+kα2≥1+(k+1)α
Следовательно (1+α)k+1≥1+(k+1)α.
Тогда если P(k) истинно, то P(k+1) истинно, следовательно, согласно принципу математической индукции, неравенство Бернулли доказано.
Заключение.
Познакомившись с методом математической индукции, я расширила свои знания в области математики и научилась решать задачи,которые раньше не могла решить. Это были логические и интересные задачи, которые повышают интерес к самой науке математике. В заданиях ЕГЭ по математике встречаются задачи, которые решаются методом математической индукциии изучив данную тему, я сделала еще один шажок к успешной сдачи ЕГЭ.
Список используемых источников и литературы.
Информационная карта
научно-исследовательской работы районной конференции НОУ «Эврика»
Район Сормовский
Секция Алгебра
Название работы | «Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств» |
Ф.И. автора | Арефьева Ксения |
Класс | 10 б |
Образовательное учреждение (по Уставу) | МБОУ средняя общеобразовательная школа №81. |
Ф.И.О. руководителя, должность | Пятковская Анна Рудольфовна, учитель математики |
Краткая аннотация представляемой работы | Заявленная тема работы «Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств» соответствует ее содержанию. Тема работы актуальна, т.к. использование математической индукции упрощает решение многих заданий курса алгебры и начала анализа. Цели работы поставлены правильно. В данной работе присутствуют теоретическая часть и практическое применение этой теории к решению задач. Ксения с интересом работала над этой темой, она разобралась с материалом и смогла применить знания на практике. Выводы соответствуют поставленным целям. Материал изложен грамотным математическим языком. Качество оформления работы соответствует действующим правилам и стандартам. |
Одеяльце
Зимний лес в вашем доме
Шелковая горка
Сила слова
Валентин Берестов. Аист и соловей