Данная исследавательская работа содержит историческую информацию о создании танков и сравнительную характеристику танков Великой Отечественной войны со стороны СССР и Германии.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» г. Курска
Исследовательская работа
«Танки»
Работу выполнил
ученик 4 В класса
Трубников Николай
Научный руководитель:
Захарова Светлана Павловна
2015
План
Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Начало эпохи танков ………………………………………………………4
1.1 Предпосылки появления танков ……………………………………….4
1.2 Краткая история создания первых танков ……………………………..6
1.3 Историческая танковая атака …………………………………………..8
1.4 Дальнейшее совершенствование конструкций танков ………………..9
2 Танки Второй мировой войны …………………………………………..13
2.1 Техника начала Великой Отечественной войны ……………………..13
2.2 Танки второго периода Великой Отечественной войны …………… 17
Заключение ……………………………………………………………….. 24
Литература ………………………………………………………………….25
Введение
Я выбрал эту тему, потому что с детства увлекался техникой. Мне нравилось собирать различные модели из конструктора Lego. Я люблю, когда игрушки автомобилей выполнены не просто схематично, но когда они являются копиями свои реальных прототипов.
А еще я с детства люблю военные рассказы и фильмы. Но меня привлекает война не сама по себе, не как способ завоевания территорий или человеческой деятельности. Мне интересна борьба за справедливость. Великая Отечественная война 1941-45 гг. стала, и до сих пор остается в памяти наших людей, именно такой. Я с дедушкой, мамой и папой раньше часто ходил на мемориал, посещал музеи, просто гулял по городу. Я видел, как много следов оставила война. Память о ней живет в табличках на зданиях бывших госпиталей, домов, в которых родились и жили герои той войны. Она смотрит на нас с высоты памятников.
Сейчас я начинаю понимать, как трудно было победить сильного врага. Я выбрал эту тему, чтобы показать, кто противостоял нам, какой мощной военной техникой он обладал. Танки – это основная ударная сила сухопутных войск. Особенно опасно, когда они используются массово в виде «железных кулаков». Именно так действовал враг в 1941 году, стремясь захватить Москву. Я хочу показать, какой ценой нам досталась Победа.
Чтобы помнить, чтобы помнили!
1 Начало эпохи танков
1. 1 Предпосылки появления танков
В конце XIX – начале XX веков промышленное производство в экономически развитых странах достигло высокого уровня. То, что до сих пор рисовалось в воображении фантастов, постепенно воплощалось в жизнь. Привычными стали железнодорожное и пароходное сообщения, появились первые автомобили, человек активно осваивал воздушное пространство. Телефон, телеграф, электрическое освещение – вот только некоторые приметы того времени.
Однако, как и всегда в истории, технические достижения в первую очередь направляются не на созидание, а на разрушение, то есть используются в военных целях. На смену парусному флоту приходят «железные монстры»: броненосцы, линкоры и крейсеры, которые застлали дымом своих паровых машин небо и акваторию морей. Строятся первые подводные лодки. Паровозы тоже одеваются в непробиваемую «одежду», превращаясь в бронепоезда. Уже появились бронеавтомобили, совершенствуется стрелковое оружие. Оно становится более мощным, повышается его скорострельность и поражающая способность. Оружие становится автоматическим.
Особенно следует отметить развитие артиллерии. Доказав свою жизнеспособность, эффективность и незаменимость на поле брани, артиллерия к началу ХХ века стала грозной силой. Многократна возросла огневая мощь артиллерийских систем. Шрапнель – одно из самых изощренных средств того времени для уничтожения живой силы.
Значительно повышается дальность стрельбы гаубиц и мортир. Германские конструкторы и инженеры создают артиллерийские системы, позволяющие достигать снаряду границ стратосферы. Используя разреженность воздуха, он мог пролетать значительное расстояние, доходящее до 20 км и более, а пушки на железнодорожных платформах стреляли на дальность 125 км.
Технический прогресс все решительней внедряется в военную область. Не за горами уже боевое применение авиации. Все это сделало солдата на поле боя чрезвычайно уязвимым. Прежняя тактика ведения военных действий требовала существенного пересмотра.
Отчасти это уже к тому времени и произошло: солдаты уже не выстраивались в «каре» для наступления, а передвигались «цепью», их одежда все более приобретала маскирующие свойства; кавалерийские корпуса, хотя и составляли основную ударную силу сухопутных войск, применялись избирательно в силу своей уязвимости.
Таким образом, вырисовывался конфликт между технической оснащенностью армий, с одной стороны, и решением военных задач, с другой, ибо по образному выражению одного из полководцев «территория считается завоеванной тогда и только тогда, когда на нее вступила нога нашего солдата». С течением времени это противоречие только усиливалось. Знаковым событием, которое в явной форме его обозначило стала Первая мировая война, столетие которой отмечалось в прошлом году.
После первых маневренных сражений 1914 года фронты стабилизировались, и наступило то, что военные историки назвали «позиционным тупиком». Пулеметы, колючая проволока, шквальный огонь артиллерии приносили наступающим войскам страшные потери. Именно тогда в обиход вошло выражение «пушечное мясо».
Вместо того, чтобы прорывать линию неприятельского фронта приходилось его буквально «прогрызать». Сотня отобранных у врага метров территории зачастую стоила тысячи, десятки тысяч жизней солдат. Армии зарылись в землю, а военачальники принялись искать средство, которое помогло бы выйти из тупика. И такое средство вскоре было найдено. Называлось оно «танк».
1.2 Краткая история создания первых танков
Идея создания бронированной машины, которая могла бы сопровождать огнем свою пехоту на поле боя, как говорится, «витала в воздухе». Другое дело, что она долгое время не воспринималась всерьез. Так, один высокопоставленный чиновник военного министерства Англии даже наложил резолюцию на предоставленный ему проект: «Человек сошел с ума». В прочем, не лучшим образом обстояли дела и в ведомствах других государств, например: России. Отечественный чиновник, к слову сказать, когда ему предоставили проект создания пулемета, ответил, что данное оружие слишком расточительно для казны, так как требует большого количества патронов. Хотя проекты создания русских танков существовали, но в условиях царской России их реализация была невозможна.
Осознание необходимости перемен приходило по мере того как иссекали мобилизационные резервы. Потребовалось несколько чудовищных «мясорубок», чтобы командующие английскими войсками пришли к выводу: так больше воевать нельзя. Иначе в армии просто не останется солдат.
Как ни странно, идеей строительства бронированной гусеничной машины заинтересовались не сухопутные военачальники, а моряки. А точнее, первый лорд Адмиралтейства Великобритании сэр Уинстон Черчилль, тот самый, который потом стал премьер-министром Англии в годы Второй мировой войны. Именно он, получив письмо подполковника Эрнеста Суинтона, военного инженера, с ходу оценил высказанную в нем идею строительства «сухопутного броненосца». Черчилль использовал все свое влияние, чтобы эта идея была воплощена в жизнь. По его инициативе при Адмиралтействе в 1915 году создается Комитет по сухопутным кораблям, а к его работе подключаются многие именитые инженеры, например: Уильям Э. Тритон, Уолтер Г. Вильсон. Уже к осени того же года при «скрещивании» шасси американского трактора «Холт» с силовым блоком тяжёлого трактора «Фостер-Даймлер» и появляется на свет машина «Маленький Вилли». Именно ее следует считать первым в мировой истории танком. Однако военное начальство было недовольно результатами разработок. Учитывая опыт фронтовиков, оно требует повышения проходимости машины, а именно возможности преодоления ею окопов шириной свыше 2,17 метров.
Работы активно продолжаются и в январе 1916 года появляется «Большой Вилли» − прямой прототип боевого английского танка Мk I. Демонстрация «братьев Вилли» прошла 2 февраля 1916 года недалеко от Лондона. Наибольшее впечатление на военных министров произвёл «Большой Вили». Именно его рекомендовали в производство. Первый официальный заказ танков – 100 единиц.
Конечно, тогда еще не существовало нарицательного наименования этих машин. С учетом важности работ по созданию новых боевых машин были предприняты беспрецедентные меры по обеспечению их секретности. По одной из версий неуклюжую и шумную бронемашину поначалу хотели назвать «водовоз», так как внешне она ассоциировалась с большой цистерной. Однако Суинтон, назначенный к тому времени секретарём Комитета имперской обороны внес свою лепту в развитие названия, предложив свои варианты: «резервуар», «цистерна», «бак» (по-английски tank). По другой версии, готовые изделия перед своей отправкой на фронт были укрыты брезентами, на которых красовалась надпись «Цистерны для Петрограда», чтобы ввести в заблуждение германских шпионов. Неслучайно то, что слово «танк» как название нового оружия прижилось главным образом в английском и русском языках.
Таким образом, к августу 1916 года были готовы 49 машин, которые отправили на войну во Францию в составе сформированного танкового подразделения, получившего наименование «Тяжёлая часть пулемётного корпуса», численностью 184 офицера и 1610 низших чинов. Надо отметить, что в эффективность применения танков на тот момент верили мало. Даже сами инициаторы данного вида войск, оценивая малочисленность первой партии машин, сомневались в целесообразности их использования на фронте.
1.3 Историческая танковая атака
На момент прибытия на фронт первых танков Mk I в районе реки Соммы, что петляет в болотистой местности на севере Франции, уже два месяца шло кровопролитнейшее сражение. Английские и французские войска увязли при прорыве линии германских армий. Об ожесточенности боев говорит такой факт. Одна только артподготовка перед началом наступления союзнических войск потребовала 3 тыс. орудий, сосредоточенных на участке в 40 км. Длительность огневого сопровождения составила семь суток без передышки. Однако за два месяца удалось углубиться в оборону противника максимум на 4-6 км.
Запланированная танковая атака должна была начаться на рассвете 15 сентября. За сутки до срока началось сосредоточение машин на исходных рубежах. Переброска происходила ночью, под проливным дождём. До места назначения не добралось 17 танков, которые по дороге или завязли в грязи, или остановились из-за поломок механизмов.
Согласно поставленной перед экипажами оставшихся 32 машин боевой задаче, они должны были эффективно поддерживать атакующую пехоту, расчищая ей путь от неприятельских огневых точек. В составе группировки находились танки двух типов: машины, оборудованные орудиями и пулеметами и машины, оборудованные только пулеметами. Первым надлежало действовать главным образом против пулемётных гнёзд, вторые должны были сосредоточиться на методичном уничтожении живой силы противника.
Незамеченные в утреннем тумане, но активно дребезжавшие стальные чудовища «доковыляли» до германских позиций. При виде медленно ползущих, грохочущих и лязгающих танков, неуязвимых для винтовочного и пулеметного огня, немецких солдат охватил ужас. Многие выскакивали из окопов и обращались в бегство. Другие, подняв руки, сдавались в плен. Девять танков с ходу захватили деревню Флер и так же стремительно − Гведенкур (по рассказам очевидцев только один из танков взял в плен около 300 солдат противника). Другие машины, не спеша продвигались вместе с пехотой, которая шла, прячась за их броней.
Танковый бой продолжался чуть более 5 часов. Успех был налицо – даже, несмотря на столь малое количество танков, и их общее техническое несовершенство, изрытый воронками «маршрут» и отвратительное взаимодействие «чудо-техники» с пехотой, англичане продвинулись по пятикилометровому фронту на 5 км в глубину. Потери оказались в 20 раз меньше ожидаемых.
Однако, фронт всё же не был прорван. Из 32 машин, начавших атаку, только 18 смогли непосредственно поучаствовать в боевых действиях: пять танков застряло в болоте, девять вышло из строя «по техническим причинам» – «подкачали» сложные и капризные механизмы. Несмотря на это, командующий британскими экспедиционными войсками во Франции генерал Хейг одним из первых оценил применение танков. Он сразу после боя послал в Лондон телеграмму, в которой потребовал еще тысячу таких машин.
Итак, сражение на Сомме возвестило миру о рождении ещё одного нового грозного вида вооружения.
1.4 Дальнейшее совершенствование конструкций танков
Несовершенство первых танков было очевидно. На рисунке 1 представлен разрез английского Mk I.
Корпус танка имел ромбовидную форму, что помогало преодолевать препятствия и заграждения. Вооружение располагалось в боковых выступах, называемых спонсонами, и поэтому имело ограниченные углы обстрела. Каждый спонсон мог вдвигаться внутрь корпуса по салазкам, что уменьшало габариты танка при резком крене, но бывало, что массивный спонсон срывал фиксаторы и сползал в танк, калеча танкистов.
Экипаж танка насчитывал 8 человек, что было крайне избыточным, имея в виду габаритные размеры машины. Такого понятия как моторный отсек не существовало. Двигатель находился тут же, за спинами водителя и командира. Во время езды в танке скапливалось огромное количество выхлопных газов и стоял запах бензина. Не было никакой вентиляции. Бойцы очень страдали от запахов и жары, не раз они выскакивали наружу, чтобы подышать свежим воздухом, не обращая внимания даже на пули и осколки, пролетающие мимо.
Рисунок 1 – Устройство первого боевого танка (разрез)
Боеприпасы хранили на полке между двигателем и самой крышей. Артиллеристы в спонсонах вынуждены были стоять на коленях. Слышимость команд во время боя была затруднена. Для управления экипажем разрабатывались специальные сигналы, а для связи между танком и командным пунктом предусматривались почтовые голуби.
Существенный недостаток первого боевого танка заключался в том, что у него были недостаточно широкие гусеницы, которые проваливались в мягкой почве, в результате чего «Большой Вилли» просто садился «на мель». Чтобы избежать опрокидывания машины назад при форсировании препятствий конструкторы обеспечили танк «хвостом» из колесной тележки, которая сильно ограничивала маневрирование во время боя.
Тактико-технические данные танка Mk I приведены в подрисуночной подписи к рисунку 2.
Рисунок 2 – Чертеж общего вида танка Mk 1
Тактико-технические данные: наименование - Mk I; тип танка - тяжелый;
экипаж, чел. - 8; боевая масса, т – 28; длина, м: - 9,75; ширина, м - 4,2;
высота, м - 2,45; броня лобовая, мм – 10; броня бортовая, мм – 6; количество
пушек/калибр, мм - 2/57; количество пулеметов/калибр, мм - 4/8;
тип двигателя/ мощность - карбюрат./ 105 л. с.; максимальная
скорость, км/ч – 6; запас хода, км - 40
На протяжении всего времени конструкторы первого танка совершенствовали свое детище. Они отказались от колесной тележки в хвосте машины, усилили вооружении, увеличили мощность двигателя и т.п. Каждая модификация получала новый номер. Последним в ряду первых английских танков был танк Mk V. Однако условия военного времени помешали англичанам кардинально пересмотреть конструкцию танков, которая оставалась неизменной до конца Первой мировой войны. За них это сделали конструкторы других стран.
По примеру англичан производство танков наладили французы, немцы, американцы, итальянцы. Самой лучшей разработкой в ходе войны стал танк «Рено FT-17», представленный на рисунке 3. Его следует признать первым танком классической компоновки, которая в последствие стала преобладающей в мировом танкостроении. Компоновка – взаимное размещение основных агрегатов и частей. Именно у FT-17 она оказалась наиболее оптимальной и рациональной. Двигатель, трансмиссия и ведущее колесо у него располагались сзади; отделение управления, ведомое колесо – впереди; боевое отделение, вращающаяся башня с вооружением – в центре.
Рисунок 3 – Чертеж общего вида французского танка FT-17
Тактико-технические данные: наименование - FT-17; тип танка - легкий;
экипаж, чел. - 2; боевая масса, т – 6,8; длина, м: - 5; ширина, м – 1,74;
высота, м - 2,74; броня лобовая, мм – 10; броня бортовая, мм – 6; количество
пушек/калибр, мм - 1/37; количество пулеметов/калибр, мм - 0/0;
тип двигателя/ мощность - карбюрат./ 35 л. с.; максимальная
скорость, км/ч – 8; запас хода, км - 35
Конечно, созданию такого танка предшествовал анализ опыта применения боевых машин, пересмотр основ прежних тактических положений. Появившись на фронтах в 1917 году, FT-17 стал самым массовым танком Первой мировой войны. Он же является прототипом первого советского танка, который выпускался на Сормовском заводе в 1920-21 гг.
Таким образом, за короткий промежуток времени танки проделали огромный путь от проектов до грозных машин, наводящих панический ужас на солдат противника. Наметились тенденции их дальнейшего совершенствования: увеличение скорости, огневой мощи, маневренности, надежности, простоты обслуживания. Росло осознание необходимости иметь машины для решения разнообразных боевых задач, т.е. наметилась специализация танков.
2 Танки Второй мировой войны
2.1 Техника начала Великой Отечественной войны
Первая мировая война завершилась для Германии неудачно. Она потерпела военное поражение и по условиям заключенного мирного договора не могла иметь крепкую армию. Ряд запретных мер касался флота, авиации, а также танков. Те машины, которые оставались в строю были уничтожены. Кроме того, на страну были наложены кабальные условия выплаты компенсаций странам-победительницам. Такое положение затрагивало самолюбие немцев, таило опасность миру в Европе.
Угроза новой мировой войны стала осязаемой с приходом к власти в Германии социал-националистов во главе с Гитлером. В кратчайшие сроки им была воссоздана боевая мощь прежней кайзеровской империи. Успехи малых локальных компаний вселили надежду на мировое господство. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Это дата вторжения германских войск в Польшу. В сферу боевых действий постепенно вовлекались все новые и новые страны. Вторая мировая война стала самой кровопролитной из всех происходивших в истории человечества войн. Она затронула судьбы многих народов и оставила глубокий след в их исторической памяти.
Для нашей страны Вторая мировая война ассоциируется с Великой Отечественной войной 1941-45 гг., которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков. Сейчас принято мировыми средствами массовой информации принижать наш вклад в разгром Германии и ее союзников. Повсеместно возвеличивается роль западных стран-участниц антигитлеровской коалиции, восхваляется их боевое оружие. Поэтому в рамках данного исследования хотелось бы остановиться не на всех танках, применявшимся в ходе операций Второй мировой войны, а только на тех, которые противостояли друг другу с нашей и германской сторон.
Для вторжения на территорию СССР в июне 1941 года Германия задействовала 3582 танка. Придерживаясь военной доктрины «молниеносной войны», командование вермахта не озаботилось созданием какой-либо новой машины. На вооружении танковых частей состояли танки Pz I, II, III и IV. Их технические характеристики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Тактико-технические данные немецких танков начального
периода ВОВ
Параметр | Модель | |||
Pz I | Pz II, | Pz III | Pz IV | |
Тип танка | легкий | легкий | средний | средний |
Экипаж, чел. | 2 | 4 | 5 | 5 |
Боевая масса, т. | 21 | 11,8 | 21,3 | 22,3 |
Длина/ширина/высота, м | 4,38/1,85/ 2,05 | 4,63/2,48/ 2,6 | 5,78/3,41/ 2,5 | 5,92/2,88/ 2,68 |
Кол-во пушек/калибр, мм | - | 1/20 | 1/75 | 1/75 |
Кол-во пулеметов/калибр, мм | 2/7,92 | 1/7,92 | 2/7,92 | 2/7,92 |
Броня лобовая, мм | 80 | 30 | 70 | 50 |
Броня бортовая, мм | 40 | 20 | 30 | 30 |
Тип двигателя/ мощность, л.с. | карб./ 150 | карб./ 200 | карб./ 300 | карб./ 300 |
Максимальная скорость, км/ч | 25 | 60 | 40 | 42 |
Запас хода, км | 150 | 290 | 155 | 200 |
Как видно из таблицы 1, наиболее совершенными являлись танки двух последних моделей. Танки Pz IV составляли около 13 % от общего числа машин задействованных в боях на территории СССР летом 1941 года. Это единственный немецкий танк, который находился в серийном производстве весь период войны. К середине 1943 года он стал основным танком фашистов на Восточном фронте и, с учетом неоднократных модернизаций, главным противником нашего танка Т-34. Всего было выпущено свыше 8500 танков этого типа. Отдельные экземпляры данного танка оставались в строю армий некоторых государств вплоть до 1967 года.
Имеющиеся в различных источниках факты опровергают мнения о превосходстве или неуязвимости немецкой техники. Так, почти все из 410 машин Pz I, пересекших нашу границу, были потеряны уже к началу 1942 года. Потери танков Pz IV за тот же период составили более 74%.
Говоря о начальном периоде ВОВ, следует отметить танки Красной Армии, противостоящие вражеским. Основные типы советских танков представлены в таблице 2.
Таблица 2. Тактико-технические данные советских танков начального периода ВОВ
Параметр | Модель | |||
БТ-7 | Т-26А | Т-З4 | КВ-1 | |
Тип танка | легкий | легкий | средний | тяжелый |
Экипаж, чел. | 3 | 3 | 4 | 5 |
Боевая масса, т. | 13,9 | 14,4 | 30,9 | 47,5 |
Длина/ширина/высота, м | 5,66/2,29/ 2,42 | 5,66/2,29/ 2,5 | 6,62/3,00/ 2,52 | 6,75/3,32/ 2,71 |
Кол-во пушек/калибр, мм | 1/45 | 1/76 | 1/76 | 1/76 |
Кол-во пулеметов/калибр, мм | 2/7,92 | 3/7,92 | 2/7,92 | 4/7,92 |
Броня лобовая, мм | 22 | 13 | 45 | 75 |
Броня бортовая, мм | 13 | 13 | 45 | 75 |
Тип двигателя/ мощность, л.с. | карб./ 400 | карб./ 400 | диз./ 450 | диз./ 500 |
Максимальная скорость, км/ч | 53/73 | 53/73 | 51 | 42 |
Запас хода, км | 150 | 375 | 300 | 250 |
Следует отметить, что основными танками в Красной Армии были легкие танки. Они составляли 93% общего числа боевых машин. Сравнительный анализ таблиц 1 и 2 показывает, что по степени бронирования наши легкие танки уступали вражеским машинам. Слабым местом наших танков являлся их колесно-гусеничный ход. К 1941 году стало очевидным преимущество гусениц, и дальнейшие события только подтвердили это.
В то же время видно, что советские средние и тяжелые танки являлись достаточно грозным оружием. Они превосходили танки врага. Несмотря на незначительное в процентном соотношении число (7%), количество наших средних и тяжелых танков было сопоставимо с количеством наступающих танков противника. К началу войны в войсках западных округов насчитывалось 500 танков типа КВ и 900 танков Т-34.
Возникает вопрос: «Чем объяснить огромные потери лета 1941 года?» Военные историки склонны объяснять это рядом причин, среди которых предпочтение отдается организационно-тактическим. Неумение организовать взаимодействие частей, неукомлектованность экипажей необходимыми кадрами, необученность экипажей, в особенности, когда механики-водители имели 3-5 часов практического вождения. В неразберихе первых недель войны танковые части дробились с нашей стороны на мелкие группы, которые придавались отдельным подразделениям и уничтожались более крупными силами противника. Кроме того, боевые уставы Красной Армии предписывали для танков только один вид деятельности – атаку. Стрельба с места в обороне допускалась в исключительно редких случаях. Хотя логично было бы для менее защищенного БТ-7 вести огневой бой из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, которые давали возможность снизить вероятность попадания вражеских снарядов и одновременно позволяли подпустить танки противника на дистанцию, когда от 45-мм снаряда не спасла бы уже и 30-мм броня. Однако к тактике танковых засад у нас перешли только осенью 1941 года − после того как были выбиты 90% наших танков.
Еще одним уроком первых месяцев войны стала осознание того, что применение танков требует подготовки: разведки, взаимодействия с пехотой и артиллерией, материального снабжение снарядами, топливом, запасными частями. Каким бы хорошим не был танк, без вышеперечисленного он становится легкой добычей врага. Первые танки Т-34, и особенно КВ-1, зачастую бросались на поле боя, когда кончалась солярка или израсходовались снаряды. Таковы уроки того тяжелого времени.
2.2 Танки второго периода Великой Отечественной войны
Невосполнимые потери начального периода войны и возрастающие потребности Красной Армии требовали незамедлительных мер по наращиванию выпуска танков. На оставшихся и эвакуированных в тыл заводах налаживался выпуск танков Т-34, КВ-1, КВ-2. Однако этого явно не хватало. В этот период принимается решение о производстве легкого танка, выпуск которого возможно освоить на базе имеющихся комплектов бронеавтомобильной техники. Так родился танк Т-60. Вместе со своим потомками: Т-70, который представлен на рисунке 4, и Т-80, он стал одним из массовых советских танков времен ВОВ.
Рисунок 4 – Чертеж общего вида танка Т-70
Наиболее активно эти машины применялись в боевых операциях 1942 -43 гг. Именно их можно видеть на кадрах кинохроники знаменитого Парада 7 ноября 1941 года, идущими в строю по Красной Площади. Особенностью данных танков являлся спаренный карбюраторный двигатель вдоль правого борта машины. По сути, он представлял собой два установленных последовательно друг за другом автомобильных мотора, работающих на одну трансмиссию. От этого он получил смещенную влево башню. Танком управлял экипаж из двух человек. Т-60 было выпущено 5796 единиц.
На Т-70 в разные периоды устанавливались сварные или литые башни. С осени 1942 года машины выпускались с усиленной ходовой частью, увеличенным диаметром зубчатого венца ведущих колес. Ширина гусениц была повышена до 300 мм. Эти танки получили обозначение Т-70М. Всего было выпущено 8226 танков Т-70 всех модификаций, и по массовости эта машина стояла на втором месте после Т-34.
Насыщение танковых войск противника модернизированными Pz III и Pz IV послужило причиной снятия с производства Т-70 в начале 1943 года. Основная претензия наших танкистов к танку − малые углы возвышения пушки и перегруженность малочисленного экипажа в бою. Механик-водитель был занят машиной, а командиру приходилось совмещать дополнительно функции наводчика и заряжающего.
Т-80 разработали в 1943 году на основе Т-70. Моторы были форсированы до 85 л. с., бронирование бортов усилено до 25 мм, повышен боекомплект до 94 снарядов, а главное − танк получил новую, увеличенную, башню и экипаж из трех человек. Эго разгрузило командира танка и позволило ему выполнять свои основные функции в бою − заниматься наблюдением и указанием цели. Измененный механизм подъема пушки и спаренного с ним пулемета, а также установка нового прицела, дали возможность вести стрельбу с углами возвышения до 60°. Таким образом, можно было вести зенитный огонь по самолетам и верхним этажам высотных зданий. Однако, несмотря на улучшенные боевые качества, после изготовления 75 машин Т-80 был снят с производства, т.к. более важным представлялось увеличение выпуска танков Т-34.
Наряду с выпуском выше упомянутых машин отечественная промышленность наращивала выпуск хорошо зарекомендовавших себя средних и тяжелых танков. Однако ситуация на фронте требовала их модернизации. Немцы, столкнувшись с большими потерями машин, увеличили калибр своих противотанковых орудий до 88 мм. Это потребовало ответных действий с нашей стороны в плане увеличения огневой мощи и бронезащиты танков. К тому же требовалась модернизация Т-34, т.к. были выявлены серьезные проблемы с узлами трансмиссии, прежде всего коробки перемены передач. Эти задачи решались нашими конструкторами в период 1942-43 гг.
1943 год стал знаковым не только с точки зрения переломных событий на фронтах, но и создания совершенно новых машин. Гитлеровское командование планировало крупную войсковую операцию в районе Курского выступа. Для достижения стратегического превосходствa были созданы новые танки Pz V «Пантера» и Pz VI «Тигр». Их характеристики отражает таблица 3.
Таблица 3. Тактико-технические данные танков второго периода ВОВ
Параметр | Модель | |||
Pz V | Т-З4-85 | Pz VI | ИС-2 | |
Тип танка | средний | средний | тяжелый | тяжелый |
Экипаж, чел. | 5 | 5 | 5 | 4 |
Боевая масса, т. | 44,8 | 32 | 56,8 | 46 |
Длина/ширина/высота, м | 8,86/3,27/ 3,00 | 8,1/3,00/ 2,7 | 8,45/3,70/ 2,9 | 9,93/3,07/ 2,73 |
Кол-во пушек/калибр, мм | 1/75 | 1/85 | 1/88 | 1/122 |
Кол-во пулеметов/калибр, мм | 3/7,92 | 3/7,92 | 3/7,92 | 3/7,92 |
Броня лобовая, мм | 80 | 47 | 100 | 120 |
Броня бортовая, мм | 50 | 45 | 82 | 90 |
Тип двигателя/ мощность, л.с. | карб./ 700 | диз./ 500 | карб./ 694 | диз./ 520 |
Максимальная скорость, км/ч | 50 | 55 | 37 | 37 |
Запас хода, км | 200 | 300 | 140 | 240 |
По сочетанию характеристик вооружения и защищенности Pz V «Пантера» стал лучшим немецким средним танком периода Второй мировой войны, хотя по боевой массе он вполне мог считаться тяжелым. В конструкции Pz V заметно влияние советского танка Т-34. Бронелисты корпуса «Пантеры» устанавливались с рациональными углами наклона и соединялись двойным сварным швом.
В войска эти танки начали поступать летом 1943 года. Боевое крещение «Пантеры» получили на Восточном фронте во время сражений на Курской дуге. Оно не было особенно удачным − уже в первые дни боев немцы потеряли 127 таких машин. Ремонт танка был весьма трудоемкий и зачастую невозможен в полевых условиях. Поспешность создания Pz V привела к тому, что танк оказался сложным в производстве и эксплуатации. Тонкие катки шахматного расположения заклинивали из-за замерзания грязи между ними зимой или попадания камней летом. Позднее они стали применяться и на Западном фронте, где выяснилось, что у англичан и американцев не было танка, равноценного Pz V. Немецкие машины несли потери в основном от действий авиации союзников.
Первый тяжелый серийный танк Германии Pz VI «Тигр» значительно превосходил все машины противника по бронированию и мощности вооружения вплоть до появления советского ИС-2. По конструкции Pz VI соответствовал немецкой танковой философии − масса и мощь оружия побеждают любого врага. Поэтому танк имел простые, рубленые, но технологичные формы корпуса и башни, что предполагало быстрый массовый выпуск «Тигров». Несмотря на большую массу, танк отличался легкостью в управлении и имел высокую скорость благодаря мощному двигателю. В то же время «Тигр» имел ряд существенных недостатков, затрудняющих его боевое применение. Скорость поворота тяжелой башни была низка, и экипаж должен был доворачивать на противника всю машину. Не все обычные мосты выдерживали тяжесть «Тигра», и поэтому его переправляли по железнодорожным мостам на платформах. Но и такая перевозка была затруднена из-за большой ширины танка. Приходилось заменять широкие «боевые» гусеницы.
«Тигры» были грозным противником для всех танков. Действуя из засад, они порой наносили значительный урон наступающим танковым колоннам, что подтверждается их применением на Западном фронте против союзников, где только два самых удачливых немецких танкиста, Виттман и Белтер, на своих «Тиграх» уничтожили 144 вражеских танка.
Другим примером может служить Прохоровское танковое сражение в ходе Курской битвы. Накануне его обе стороны приготовили мощные танковые кулаки. Советские войска, а именно 5-я гвардейская танковая армия, располагали не менее чем 800 танками на момент начала сражения, большинство из них средние «Т-34» и лёгкие «Т-70». Считается, что немецкая танковая группировка была примерно вдвое меньше советской, однако она состояла большей частью из «Тигров» и «Пантер», что означало качественное превосходство немецких сил в бою под Прохоровкой.
В лобовом противостоянии с тяжелыми "Тиграми" на дальних дистанциях "тридцатьчетверки" были бессильны, поскольку немецкие тяжелые танки без труда пробивали их броню с любых дистанций, в то время как снаряд, выпущенный из 76-мм пушки "Т-34" мог эффективно поражать "Тигров" лишь на ближних дистанциях. Легкие "Т-70" использовать в открытом бою с тяжелыми немецкими танками было вообще самоубийством. Преимуществом советских танкистов в таких условиях были лишь численный перевес и умелое маневрирование в попытке зайти противнику в борт или навязать ему ближний бой. Это удавалось зачастую только ценой больших потерь, но ничто не останавливало смелых и мужественных людей. 18 часов длилось сражение под Прохоровской. Потрясающий по силе и концентрации техники удар элиты немецких войск был отбит с большими потерями для них. Однако более половины 5-й гвардейской танковой армии перестало существовать. Общий итог противостояния: в ходе операции «Цитадель» на Курской дуге из 181 танка «Тигр» немцы потеряли 73 машины за один месяц боев с Красной Армией.
Очевидно, необходимо были более эффективные танки с нашей стороны и таковыми стали модернизированный Т-34-85 и принципиально новый танк ИС-2. Их технические характеристики приведены в сравнении с танками противника и представлены в таблице 3. Как видно, это был достойный ответ. Особо следует отметить танк ИС-2, внесший значительный вклад в нашу Победу на завершающем этапе ВОВ.
Эта отлично бронированная машина имела длинноствольное орудие калибра 122 мм. Такую пушку впервые устанавливали на танках. Она в полтора раза превосходила по мощности 88-мм орудие немецкого «Тигра». Ее бронебойный снаряд на дистанции 500 метров пробивал броню толщиной до 140 мм, т.е. фактически «прошивал» Pz VI насквозь. Танк получился простым в эксплуатации, а многие его агрегаты можно было заменить в полевых условиях. Первоначально ИС-2 имел уязвимое место: люк-пробку механика-водителя. Но с 1944 года корпус был изменен. На месте люка осталась только небольшая смотровая щель со стеклоблоком. Кроме того, на башне стал устанавливаться крупнокалиберный пулемет ДШК. Его использовали в уличных боях для борьбы с «фаустниками», устраивавшими засады на верхних этажах зданий. Командование вермахта запрещало своим танкистам вступать в открытые поединки с ИС-2 и приказывало действовать против них лишь из засад и укрытий.
Боевое крещение ИС-2 получили в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 года, а затем использовались в сражениях до конца войны. Всего до середины 1945 года было построено 3483 машины этого типа.
Немецкие конструкторы пытались создать нечто подобное. Лучшим немецким тяжелым танком по праву считают Pz VIВ или «Тигр II». Его общий вид представлен на рисунке 5. Там же приведена его техническая характеристика.
На Западном фронте союзники предпочитали не ввязываться в бой с этими танками, обходя их стороной. Для уничтожения Pz VIВ просто вызывалась авиация, которая забрасывала машины бомбами.
На Восточном фронте несколько «Тигров II» были впервые применены в августе 1944 года на Сандомирском плацдарме. Но эффективное использование ИС-2, а также Т-34-85 из засад позволило подбить 13 танков данного типа, а 3 танка захватить в исправном состоянии.
Равноценного ответа с германской стороны на наши танки не получилось.
Рисунок 5 – Чертеж общего вида немецкого танка T-VIB
Тактико-технические данные: тип танка - тяжелый; экипаж, чел. - 5;
боевая масса, т – 69,8; длина, м: - 10,43; ширина, м – 3,75; высота, м - 3,09;
броня лобовая, мм – 150; броня бортовая, мм – 80; количество
пушек/калибр, мм - 1/88; количество пулеметов/калибр, мм - 2/7,92;
тип двигателя/ мощность - карбюрат./ 600 л. с.; максимальная
скорость, км/ч – 38; запас хода, км - 170
Заключение
1. Основной ударной силой сухопутных войск, начиная с эпохи Мировых войн и до сегодняшнего дня, является танк.
2. В Великой Отечественной войне нам противостоял сильный и опасный противник, обладающий одними из лучших танков своего времени, и сумевший на начальном этапе войны уничтожить большую часть наших боевых машин.
3. В ходе применения танков происходила их постоянная модернизация с обоих противоборствующих сторон.
4. Переломить ход военных действий и в итоге победить фашистскую Германию нам помогли как талант тех, кто конструировал и строил танки, так и мужество, упорство и храбрость тех, кто на них воевал.
Литература
1 Танки мира/ Составитель Р. Исмагилов. – Смоленск, Русич, 2011. – 224 с.
2 Барятинский М.Б. Советские танки в бою от Т-26 до ИС-2 − М.: Яуза, Эксмо, 2008, 385 с.
3 Свирин М., Коломиец М. Легкий танк Т-70// Фронтовая иллюстрация. - 2006. - №6 – 80 с.
4 Танковое сражение под Прохоровкой //Статьи и публикации о танках Второй мировой URL.: http://www.4tanks.ru/publications/view_public.
5 Потери советской бронетехники в годы Великой Отечественной войны // Танковый фронт 1939-1945 / Все о бронетанковых частях и танкистах Второй мировой URL.: http://www.tankfront.ru/ussr/losses.html.
Будьте как солнце!
Два Мороза
Несчастный Андрей
Мороз и заяц
Акварель + трафарет = ?