данная исследовательская работа учащегося 1 класса ставит своей целью понять, почему корабль не тонет.
Вложение | Размер |
---|---|
volkov_issledovatelskaya_rabota.docx | 272.55 КБ |
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МАОУ лицей №17
Лицейская ученическая научно-практическая конференция
«Познание и творчество»
«Почему корабль не тонет?»
Волков Александр,
ученик 1 « В» класса
МАОУ лицея № 17
г. Калининграда
Руководитель
Скапец Татьяна Владимировна
Калининград, 2014
Цель: понять, почему корабль не тонет.
Задачи:
Методы исследования: эксперимент, наблюдение.
Практическая значимость: результаты исследования позволят больше узнать об окружающем мире, помогут в повседневной жизни
Как-то раз я заметил, что одни предметы тонут в воде, а другие нет. Например, камень, брошенный в воду, тут же пойдет на дно, а деревяшка будет плавать или небольшой гвоздь утонет, а огромный корабль – нет. Я задался вопросом, почему так происходит.
Чтобы узнать какие предметы тонут, а какие нет, проведем эксперимент.
Эксперимент №1 «Утонет или нет?»
Нам понадобится: Емкость с водой, предметы для испытания.
Ход эксперимента: Поочередно опускаем в емкость с водой предметы для испытания и наблюдаем что происходит.
Предмет | Вещество | Тонет | Не тонет |
линейка | дерево | - | + |
линейка | пластмасса | - | + |
ложка | металл | + | - |
блюдце | фарфор | + | - |
шарик | стекло | + | - |
Вывод: Есть предметы, которые тяжелее воды, они тонут, и есть предметы легче воды, они всплывают.
Плотность вещества – это величина, показывающая, какая масса содержится в единице объема данного вещества.
Давайте представим себе килограмм ваты. И сразу перед глазами встанет некий достаточно большой ком. А килограмм железа выглядит достаточно компактно. Почему же эти тела имеют столь разный объем? В дело в плотности вещества.
Все вещества состоят из маленьких шариков – атомов и их соединений – молекул. Чем ближе атомы расположены друг к другу, тем плотнее вещество.
Следующий эксперимент покажет нам, что плотность веществ может изменяться.
Эксперимент № 2: «Плотность воды»
Нам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.
Ход эксперимента: Поместим в стакан яйцо, если яйцо свежее — оно опустится на дно.
Теперь аккуратно насыпем в стакан соль и понаблюдаем, как яйцо начнет всплывать.
Почему это происходит? В яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.
Вывод: С помощью соли мы изменили плотность воды. Соль растворилась в воде: молекулы воды и соли смешались и плотность воды стала выше плотности яйца ⇒ яйцо всплыло.
Также можно сделать вывод об условиях плавания тел:
На тело, погруженное полностью или частично в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная весу жидкости, вытесненной телом.
Следует заметить, что тело должно быть полностью окружено жидкостью (либо пересекаться с поверхностью жидкости). Так, например, закон Архимеда нельзя применить к кубику, который лежит на дне емкости, плотно прикасаясь ко дну.
Проведем еще один эксперимент.
Эксперимент №3 «Плавучесть зависит от формы»
Нам понадобится: емкость с водой, пластилин.
Ход эксперимента: Опустим кусок пластилина в емкость с водой. Наблюдаем результат: пластилин утонул.
Достанем этот же кусок пластилина из воды и придадим ему другую форму. Теперь еще раз опустим пластилин в воду. Что произошло? Пластилин плавает.
Почему так произошло? Мы придали пластилину нужную форму и средняя плотность пластилиновой лодочки (пластилин + воздух) стала меньше плотности воды ⇒ пластилин плавает.
Вывод: Тела, которым придали форму, независимо от их плотности, останутся плавать на поверхности воды.
В процессе своей исследовательской работы я выяснил, что тело будет плавать, если средняя плотность всех составляющих тела будет меньше плотности жидкости. Я решил попробовать сделать свою модель корабля и проверить будет ли она держаться на воде.
Эксперимент №4 «Корабль плавает!»
Нам понадобится: Емкость с водой, самодельный корабль.
Ход эксперимента: В таз с водой опускаем самодельный корабль. Наблюдаем что происходит.
Итак, чтобы построить плавательное средство, нужно знать: плавательное средство должно вытеснять как можно больше воды своим днищем; обязательно нужно учитывать плотность материала, из которого делается кораблик (все вещества, менее плотные, чем вода, плавают на её поверхности); нельзя допускать попадания воды внутрь корабля, иначе он потонет.
Вывод: Стальной корабль не тонет, потому что он вытесняет много воды. А мы знаем, чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его. (Архимед)
В ходе проведения своей исследовательской работы я узнал много нового о строении тел, плотности, плавучести.
Выводы:
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Два морехода
Что общего у травы и собаки?
Как нарисовать ветку ели?
"Морская болезнь" у космонавтов