Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 330.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44
с углубленным изучением отдельных предметов
Центрального района г.Волгограда.
6 областной конкурс учебных проектов
Секция «Здоровье – это здорово!»
Учебный проект
« Социальная сеть «ВКонтакте» глазами подростка и глазами взрослого человека, ее влияние на жизнь подростка»
Работу выполнила:
обучающаяся 10 «а» класса
МОУ СОШ №44
Центрального района Волгограда
Григорян Армине Григоровна
Руководитель проекта:
учитель химии и биологии
МОУ СОШ №44
Центрального района Волгограда.
Василенко Инна Владимировна.
Волгорад,2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Социальная сеть………………………….……………….………4
1.1. Функциональность……………………………….………5
1.2. Популярность социальной сети ВКонтакте………….6
1.3. Положительное и отрицательное влияние сети на человека………………………………………………………………………8
2. Зависимость от социальной сети……………………………...14
2.1. Причины возникновения и признаки зависимости от социальных сетей …………………………….……………………………15
2.2. Симптомы «сетевой наркомании»…………………...16
3. Исследовательская работа ……………………………………17
3.1. Результаты исследования и анализ полученных данных………………………………………………………………………..17
3.2. Применение полученных результатов……………..…………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Тема «Социальная сеть «ВКонтакте» глазами подростка и глазами взрослого человека, ее влияние на жизнь подростка» очень интересна нам и актуальна на сегодняшний день. В этой работе мы хотим отразить взгляды взрослого человека и подростка, отразить все плюсы и минусы социальной сети, предложить решение проблемы и сделать вывод.
Цель нашего исследования – проанализировать влияние социальной сети «ВКонтакте» на жизнь подростка.
Задачи:
Предмет исследования: Социальная сеть «ВКонтакте».
Объект исследования: учащиеся 6а и 10а классов МОУ СОШ №44, родители.
Гипотеза: Социальная сеть ВКонтакте оказывает негативное влияние на формирование личности подростка, вызывает психологическую зависимость.
4
В первую очередь, это сайты, разработанные с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку и т.д. Одним из плюсов социальных сетей является возможность найти давно потерянных друзей, родственников. Первые социальные сети появились на западе. Самые популярные из них – это Facebook, Twitter, MySpace, Badoo, YouTube, Google+ и др.
Вскоре и в России стали появляться аналоги, такие как ВКонтакте, Одноклассники.ru, Мой Мир@mail.ru, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет.ру, Мой Круг и т.д. Я хочу остановиться на социальной сети ВКонтакте. Именно она занимает первое место в России.
Социальная сеть ВКонтакте.ру - это сайт №1 в России, как по посещаемости, так и по популярности. По этим показателям он даже обогнал своего главного конкурента - проект Одноклассники. Вы только представьте себе, число регистраций на сайте недавно преодолело 100 миллионный рубеж. Никакому другому сайту этого ещё не удавалось, так что ВКонтакте по праву можно считать ещё и самым крупным ресурсом по количеству регистраций. Как вы, наверное, уже догадались, основное направление деятельности этого портала – это, конечно же поиск одноклассников, друзей, однокурсников, коллег, родственников, да и просто знакомых. По словам разработчиков, цель создания этого замечательного ресурса - чтобы все люди находились "в контакте" со своими близкими, собственно именно поэтому у сайта такое название.
5
1.1Функциональность.
Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создавать профиль с информацией о себе, производить и распространять контент, гибко управлять настройками доступа, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ.
Кроме возможности писать новые сообщения пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудио-треки и видеозаписи (в том числе и полнометражные фильмы), граффити и опросы.
Возможность закачивать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета. Из всех имеющихся на сайте файлов пользователь может создавать в своем профиле личную коллекцию записей, при желании группируя их в отдельные альбомы.
Интерфейс «ВКонтакте» доступен более чем на 50 языках.
У сайта имеется мобильная версия, расположенная по адресу www.m.vk.com. У некоторых мобильных операторов доступна «бесплатная» (без оплаты трафика) мобильная версия — 0.vk.com (облегченная версия без доступа к видео, аудио и фото).
6
1.2 Популярность социальной сети ВКонтакте.
Пожалуй, среди владельцев ПК, имеющих доступ в интернет, не осталось тех, кто не слышал о сети ВКонтакте. Она является самой популярной среди пользователей русскоязычного интернета. Этот ресурс имеет огромную аудиторию и о данном факте говорит статистика. Совсем недавно число пользователей перевалило за 30 миллионов человек.
Во-первых, у каждого зарегистрированного пользователя появляется возможность найти своих знакомых, друзей, сослуживцев, коллег и прочих. В настоящей жизни поддерживать связь очень важно. Мир находится в движении, люди постоянно что-то ищут, могут потерять контакт со своими знакомыми и близкими людьми, но социальные сети дают человеку шанс найти и не забыть.
Во-вторых, каждый человек может заводить новые знакомства, то есть находить единомышленников, людей с такими же интересами. Достаточно вступить в нужную группу, интересную Вам, а остальное – дело техники. Можно просто общаться в сети.… Но кто знает, может виртуальное общение перейдёт в реальное? Таким образом, социальная сеть – один из методов, позволяющих завести знакомства, но будут ли они нужными и полезными, зависит только от пользователя.
В-третьих, социальные сети позволяют просматривать файлы, видео и фотографии других пользователей, оставлять комментарии, обмениваться сообщениями. Функциональные возможности подобных ресурсов огромные. Совершение таких действий помогает расслабиться, получить максимум удовольствия от виртуального общения, поднять себе настроение или просто «убить время». У каждого пользователя своя цель и мотивация использования социальной сети.
7
Список «плюсов» можно продолжать и дальше, но вышеназванная «тройка» является базовой. Именно такие возможности привлекают пользователей. Но не все так красиво, как может показаться на первый взгляд.
Рассмотрим некоторые «минусы», которые несут и порождают социальные сети.
Виртуальное общение вытесняет реальное, становится преобладающим в жизни человека. В особенности данная проблема касается детей и подростков. В социальной сети все просто и безлико, напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Здесь отсутствует мимика, движение, контакт глаз, язык поз и жестов, нет реальных эмоций. Человек, находясь, длительное время в сети, общаясь виртуально, отвыкает от простого человеческого общения, становится зависимым от компьютера и самой сети.
Неверный выбор целей и приоритетов. Для некоторых людей посещение личной странички становится ежедневным обрядом, человек может несколько раз в течение дня заходить на персональную страницу в надежде увидеть там какие-то изменения. Другие стремятся добавить как можно больше друзей на спор или просто так. Согласитесь, никчемное и бессмысленное занятие. Однако некоторые пользователи повторяют это изо дня в день.
К основным «минусам» можно отнести бессмысленную и неоправданную трату личного времени, отсутствие результата, совершение действий «на автомате». Несовершеннолетние и совершеннолетние пользователи рискуют своим психическим здоровьем, со временем становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой. Социальные сети сами по себе не порождают такие недостатки. В основном возникновение «минусов» обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятого человека.
8
Об этой проблеме говорили раньше, говорят в настоящее время и будут говорить еще долго. Несомненно, что вред от социальных сетей есть. К этому выводу в настоящее время пришли многие, среди которых есть психологи, ученые исследователи, а так же аналитики, маркетологи и многие другие специалисты. Если ты все еще сидишь в таких сетях, как ВКонтакте и Одноклассники, то ты на самом деле в своего рода «тюрьме». Не понимаешь почему, тогда мы тебе постараемся это объяснить.
Причина первая.
В давние времена социальные сети были созданы для того, чтобы объединить людей в группы единомышленников, а так же для осуществления быстрого процесса общения между людьми или группами людей. Но может ли быть эта причина истиной, здесь стоит задуматься. А не в том ли причина, что эти социальные сети были созданы для сбора информации об их пользователях. Многие из вас уже создали страницу со своим настоящим именем и фамилией, а может вам еще и паспортные данные занести? Вы никогда не задумывались, что вашими данными могут пользоваться, как ваши недоброжелатели, так и специальные службы, будь то МВД, к примеру. Большая часть людей уже сменила свои данные или же зарегистрировала новую страницу в социальной сети, где будет указано меньше данных, чем в предыдущей.
Причина вторая.
Частое сидение в социальных сетях может негативно сказываться на психологическом здоровье и вызывать зависимость от интернета, а в частности от социальных сайтов. Вам никогда не казалось, что очень часто и подолгу сидите, к примеру, на своей странице ВКонтакте? Многие из вас, первый раз за день, открывая свой браузер, первым же делом идут посетить
9
свои страницы в социальных сетях. Вообще-то ты уже попал на удочку и сидишь в своего рода «тюрьме» под названием социальные сети. Разве это можно считать нормальным явлением, эти социальные сети просто начинают потихоньку «поедать» наш с вами мозг.
Причина третья.
Уже сейчас вам стоит проверить себя на наличие зависимости от социальных сетей и интернета вообще. Для такой проверки вы можете для начала просто некоторое время (хотя бы неделю) не посещать социальные сети. В это время вы можете заняться теми делами, которые ранее вы не могли выполнить по причине своей занятости в прохождении новой игры или же просмотра новых фотографий у друзей. Получилось? Если да, то для вас еще не все потеряно, а может вы, наоборот, сможете найти для себя, таким образом, более интересное занятие, нежели торчать сутками ВКонтакте.
Причина четвертая.
Может пора задуматься, а почему вообще так получилось, что социальные сети приносят только вред и ничего хорошего от этого быть просто не может. На самом деле ответ на этот глубокий вопрос довольно таки прост. Человек сам по себе существо социальное и ему просто необходимо общение и сам социум для него очень важен. В нашем мире просто невозможно представить свою жизнь без других людей. Но, получилось так, что нормальное общение постепенно заменилось на электронное общение, которое и могут нам подарить лишь социальные сети. И к чему же это все привело? У нормального человека попросту отняли само по себе живое общение. Действительно, сейчас многие могут подумать, а зачем я пойду на улицу, если могу просто написать в «аську» или же отправить письмо по электронной почте, а еще проще написать на «стену» другу или подруге. А многие видят в социальных сетях и такой плюс, как неограниченное количество друзей. Но такой переизбыток в общение может привести вас к
10
потере интереса к собеседнику. Сначала вы теряете интерес к одному своему собеседнику, потом к другому, а потом и вообще потеряете интерес к жизни.
Причина пятая.
И, наверное, самая страшная. Социальные сети очень вредны и представляют собой опасность для детей. Случилось это потому, что содержат в себе огромное количество информации, от которой чаще всего детей нужно ограждать. Сейчас каждому из нас не трудно будет себе представить, кто на самом деле вырастет из ребенка, который с малых лет смотрит запрещенные фильмы и слушает нецензурные песни. Многие из вас сейчас точно будут думать, что из этого ребенка вряд ли выйдет что-то хорошее, нежели с ребенка, который читал книги и рисовал, к примеру. Массовая деградация школьного поколения опасна для общества и человечества в целом.
Причина шестая.
Эта причина заключается во вреде знакомства через социальные сети. В общем-то, вреда особо нет, если только вы не попали на насильника, мошенника или же маньяка. Стоит быть более бдительным. Люди, которые хотят с вами пообщаться на интересные темы, никогда не будут интересоваться вашими отношениями. Разделяйте личную жизнь и жизнь в интернете.
Да, с одной стороны экономия времени и сил налицо. Вам совершенно не нужно выходить из дома, куда-то идти, да и начать общение можно абсолютно в любое время суток, а если Ваш собеседник Вам надоел, то Вы просто можете отключить интернет и больше не общаться. Социальные сети очень распространены в наши дни и за счет того, что они имеют совершенно разную концепцию своей работы, они с легкостью делят пользователей между собой. Даже самые ярые поклонники интернета выбирают для себя одну единственную социальную сеть и общаются со своими родными и близкими через неё. К тому же для того, чтобы интерес пользователей
11
никогда не падал, следовательно, и прибыль разработчиков не уменьшалась, а, наоборот, увеличилась, постоянно придумываются новинки, нововведения. Это помогает удерживать постоянных жителей социальных сетей, ну и, конечно же, привлекать новых пользователей.
Социальные сети позволяют своим пользователям не только общаться и получать новую информацию, но также и находить информацию о предлагаемых товарах и услугах. Сейчас продвижение в социальных сетях стало распространенным способом рекламы в интернете.
Но, помимо всего прочего, социальные сети имеют ряд негативных особенностей. С их помощью очень легко манипулировать сознанием и настроением огромных масс людей, особенно это касается молодежи, которая очень сильно поддается влиянию. К тому же вся информация, все Ваши фотографии и контакты, телефоны, которые Вы указываете при регистрации, сохраняются в базе, и Вы больше никогда их не сможете оттуда удалить.
Социальные сети дают возможность обзавестись новыми знакомствами, а это, в свою очередь, шанс найти единомышленников, людей с такими же интересами.
Таким образом, социальная сеть – один из новых методов, позволяющих завести знакомства. Но будут ли они нужными и полезными — решать только вам.
Конечно, такое общение никогда не заменит живого эмоционального и открытого диалога, но поможет расслабиться, поднять себе настроение или просто «убить время». С одной стороны это неплохо. Но с другой... Опасность заключается в том, что виртуальное общение постепенно вытесняет реальное, становится преобладающим в жизни человека, и это уже минус. В особенности данная проблема касается детей и подростков. В социальной сети всё просто и безлико, напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Здесь отсутствуют мимика, движение, контакт глаз, нет
12
реальных эмоций. Человек, который длительное время в сети общается виртуально, отвыкает от простого человеческого общения, становится зависимым от компьютера и самой сети. Он теряет навык реального контакта с себе подобными в жизни, где без этого не обойтись, ему будет трудновато. Это прямой путь к аутизму. И это серьезная проблема современного общества, особенно молодежи. Постепенно появляется зависимость, которую человек не хочет признавать. Зачастую люди безрезультатно и неоправданно тратят личное время, совершая действия «на автомате». Подростки становятся раздражительными и замкнутыми, если компьютер находится не под рукой, возникают непонимание с родителями, конфликты, что, естественно, отражается на психическом здоровье ребенка и его взаимоотношениях с окружающими. Такое пристрастие к виртуальному общению подростков объяснимо — там тебя никто не заставит контактировать с неприятным собеседником, никто не читает морали и не учит жить. Надоело общаться — щелчок мыши на “крестике”, и до свидания. В реальной жизни не все так просто. Надо также понимать, что социальные сети сами по себе не порождают такие недостатки, в основном возникновение «минусов» обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятой личности.
Необходимо помнить, что социальные сети никогда не заменят реального общения, поэтому нельзя лишать себя такого удовольствия и нужно уделять время и отдыху, и прогулкам на свежем воздухе. Существует ряд опасностей:
Во-первых, подростки невероятно легко поддаются чужому влиянию. И, благодаря возможности создавать тематические группы, добавлять видеофайлы, графические изображения и аудиозаписи, любой зарегистрированный пользователь сможет добиться внимания ребенка. И кто знает, чего именно хочет добиться пользователь по ту сторону экрана?
13
Социальная сеть заполнена не просто пиратскими файлами, но и материалами, призывающими к насилию, расизму и экстремизму! Ребенку ничего не нужно искать – все в свободном доступе и в одном месте.
Во-вторых, подростки чрезвычайно зависимы от мнения окружения. И социальная сеть ВКонтакте активно играет на человеческом тщеславии. На что только не пойдут дети, чтобы заполучить достаточно крутую на их взгляд аватарку. Дети готовы запечатлеть каждый уголок своего дома и каждый кусочек своего тела в самых невероятных ракурсах, чтобы получить от друзей заветное сердечко «Мне нравится».
В-третьих, социальная сеть ВКонтакте пожирает огромное количество времени и вызывает зависимость более сильную, чем алкоголь или сигареты. Ребенка практически невозможно оторвать от экрана монитора – он готов часами сидеть, просматривая обновления у друзей, общаясь по чату и играя в многочисленные игровые приложения. День без доступа к социальной сети превращается в катастрофу планетарного масштаба, ведь подросток твердо уверен, что не зайди он на свою страницу, упустит все самое важное, что сейчас происходит в жизни его друзей. Именно поэтому социальная сеть занимает первую позицию в рейтинге бессмысленных пожирателей времени.
Так стоит ли запрещать ребенку проводить свое время в социальной сети ВКонтакте? Безусловно, нет. Это именно тот черт, который не так уж и страшен, как его малюют. Думающего и ответственного ребенка никакие социальные сети не превратят в убийцу или наркомана. Так же и как настроенного на агрессию подростка не спасет отсутствие в них доступа. Поэтому, если вы действительно ответственно подходите к воспитанию своих наследников ВКонтакте вам не угроза. Впрочем, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не засиживался там, ведь в реальном мире есть миллион вещей, которые стоят того, чтобы забыть о существовании социальных сетей раз и навсегда!
14
Поэтому я и мои друзья пришли к выводу, что надо как-то от этого избавляться, потому что все осознают свою интернет-зависимость. Меры, которые стоит принять, если вы подозреваете у ребенка интернет зависимость можно увидеть в приложении.
2.Зависимость от социальной сети
Термин «зависимость от социальных сетей» психологи выделили недавно. До этого выделялся термин «зависимость от Интернета». Социальные сети набирают всё большую популярность. Чаще всего, ими пользуются подростки и молодые люди до 30 лет. Общие интересы, возможность найти кого-то из бывших одноклассников или однокурсников, да просто, тех, с кем ты дружил в далёком детстве – всё это делает социальные сети чрезвычайно привлекательными. Эти ощущения как бы возвращают в прошлое, когда не было особых проблем, когда можно было протанцевать до утра на дискотеке и все были молодыми и беззаботными. К тому же в социальных сетях можно общаться с огромным количеством собеседников одновременно, получать нужную информацию или просто развлекаться.
Тревогу нужно бить тогда, когда у человека начинает стираться грань между виртуальным и реальным общением. Когда он начинает «жить в компьютере». Зависимость начинает проявляться, когда виртуальные друзья становятся дороже и ближе реальных. Когда посетитель социальных сетей при внезапном отключении Интернета, начинает испытывать почти физический дискомфорт.
15
Удовлетворение своих потребностей – это цель всех действий и желаний человека. Социальные сети предоставляют возможность удовлетворить такие потребности, как:
Исследователи проблемы компьютерной зависимости провели многократные исследования, в течение многих лет… и это позволило выявить комплекс признаков, которые могут привести к зависимости от сети.
Если у вас появились один или несколько нижеперечисленных признаков, то следует насторожиться:
16
Опасность зависимости от социальных сетей заключается в том, что многие пользователи уже не представляют своей жизни без данных сервисов.
17
3.Исследовательская работа
В своей работе мы использовали объективный метод исследования - анкетный опрос. Были протестированы и опрошены учащиеся 6а и 10а классов. Исследования проходили в период января - февраля 2014 года на базе МОУ СОШ №44.
Анкетный опрос – это форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
Вопросы анкеты можно увидеть в приложении 1.
3.1 Результаты исследования (представлены в виде диаграммы в приложении).
Результаты анкетного опроса учащихся 6 А класса(приложение №5).
Вопрос № 1:
Зарегистрированы ли вы в социальной сети ВКонтакте?
Из 17 опрошенных человек все зарегистрированы (100%)
Вопрос № 2:
Сколько времени Вы проводите ВКонтакте?
12% проводят в социальной сети 15-30 минут.
64% проводят в социальной сети в зависимости от свободного времени.
18% проводят в социальной сети весь день.
6% проводят в социальной сети 2-5 часов.
0% проводят в социальной сети 1,5-2 часа.
По результатам вопроса № 2 можно сделать вывод, что подростки в возрасте 12-13 лет сидят ВКонтакте в зависимости от своего свободного времени.
Вопрос № 3:
Влияет ли Контакт на учебу, оценки, выполнение домашнего задания?
0% считают, что из-за времени, проведённого ВКонтакте, их успеваемость в школе ухудшилась.
18
76% успевают все делать, и ВКонтакте не влияет на их успеваемость.
2% думают, что ВКонтакте может влиять на их успеваемость, но не замечают этого.
2% не знают, какое влияние оказывает социальная сеть на их успеваемость.
По результатам вопроса № 3 можно сделать вывод, что большинство подростков двенадцати лет успевают делать все дела и ВКонтакте не влияет на их успеваемость.
Вопрос № 4:
Вы вводите информацию о себе для того, чтобы…
0% вводят как можно больше информации, чтобы иметь наибольший рейтинг.
6% представляют информацию о себе, чтобы казаться более интересными.
12% заполняют информацию, чтобы их увидели такими, какие они есть.
82% не распространяют о себе никакой информации.
По результатам вопроса № 4 подростки не распространяют о себе никакой информации.
Вопрос № 5:
Находясь ВКонтакте, Вы можете свободно выйти из него, выключить компьютер и начать делать уроки, уборку…?
82% могут свободно выйти из сети ВКонтакте и заняться другими делами.
12% не могут сразу оторваться от социальной сети.
0% не имеют других дел и считают, что уроки можно списать.
6% делают уборку и другие дела, не выходя из сети и не выключая компьютер.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что большинство подростков в возрасте 12-13 лет могут выйти из сети в любой момент и заняться другими делами.
Вопрос № 6:
Как вы считаете, полезен ли Контакт?
19
47% считают, что ВКонтакте полезен для подростка.
6% считают, что ВКонтакте не является пользой для подростка.
47% затруднялись ответить на этот вопрос.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что почти половина опрошенных считает социальную сеть ВКонтакте полезной, а другая половина затруднилась ответить.
Вопрос № 7:
Те составляющие (фото/видео/аудио/заметки/группы/встречи/вопросы…), которые имеются у Вас на странице, отражают Ваш внутренний мир?
У 6% отражается внутренний мир через те составляющие, которые хранятся них на странице
У 64% частично отражен внутренний мир через страницу в социальной сети
24% добавляют все подряд, и это никак не относится к их внутреннему миру
6% добавляют все, ради того, чтобы казаться интересными
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что на страничке у подростка частично отражен их внутренний мир.
Результаты анкетного опроса учащихся 10 А класса(приложение №6)
Вопрос № 1:
Зарегистрированы ли вы в социальной сети ВКонтакте?
Из 21 опрошенных зарегистрированы 18 человек.
Вопрос № 2:
Сколько времени Вы проводите ВКонтакте?
5% проводят в социальной сети 15-30 минут.
47% проводят в социальной сети в зависимости от свободного времени.
28% проводят в социальной сети весь день.
10% проводят в социальной сети 2-5 часов.
10% проводят в социальной сети 1,5-2 часа.
20
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что подростки в возрасте 16-17 лет проводят в социальной сети в зависимости от свободного времени.
Вопрос № 3:
Влияет ли Контакт на учебу, оценки, выполнение домашнего задания?
10% считают, что из-за времени, проведённого ВКонтакте, их успеваемость в школе ухудшилась.
52% успевают все делать, и ВКонтакте не влияет на их успеваемость.
28% думают, что ВКонтакте может влиять на их успеваемость, но не замечают этого.
10% не знают, какое влияние оказывает социальная сеть на их успеваемость.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что половина опрошенных успевают делать уроки и ВКонтакте не влияет на их успеваемость.
Вопрос № 4:
Вы вводите информацию о себе для того, чтобы…
5% вводят информацию о себе, чтобы иметь наибольший рейтинг.
5% представляют информацию о себе, чтобы казаться более интересными.
5% заполняют информацию, чтобы их увидели такими, какие они есть.
85% не распространяют о себе никакой информации.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что подростки в возрасте 16-17 лет не распространяют информацию о себе.
Вопрос № 5:
Находясь ВКонтакте, Вы можете свободно выйти из него, выключить компьютер и начать делать уроки, уборку…?
47% могут свободно выйти из ВКонтакте и заняться другими делами.
5% не могут сразу оторваться от социальной сети.
5% не имеют никаких дел и считают, что уроки можно списать.
21
33% делают уборку и другие дела, не выходя из сети и не выключая компьютер.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что большинство 17-летних подростков свободно могут выйти из социальной сети и заняться другими делами.
Вопрос № 6:
Как вы считаете, полезен ли Контакт?
47% считают, что ВКонтакте полезен для подростка.
20% считают, что ВКонтакте не является пользой для подростка.
33% затруднялись ответить на этот вопрос.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что не все считают социальную сеть ВКонтакте полезной.
Вопрос № 7:
Те составляющие (фото/видео/аудио/заметки/группы/встречи/вопросы…), которые имеются у Вас на странице, отражают Ваш внутренний мир?
У 14% отражается внутренний мир через те составляющие, которые хранятся них на странице.
У 66% частично отражен внутренний мир через страницу в социальной сети.
5% добавляют все подряд, и это никак не относится к их внутреннему миру.
По результатам этого вопроса можно сделать вывод о том, что на страничке у подростка частично отражен их внутренний мир.
Результаты анкетного опроса родителей (анкетирование родителей проводились на родительских собраниях).
Вопрос № 1
Имеете ли вы представление о социальной сети ВКонтакте?
Все 100% знают, что такое социальная сеть ВКонтакте и также имеют свою страничку.
22
Вопрос № 2
Полезна ли эта социальная сеть для подростка? Почему?
Из опрошенных нами родителей 40% считают, что социальная сеть полезна для подростка, потому что там можно найти много полезной информации, можно общаться с друзьями и знакомыми, которые находятся очень далеко.
Оставшиеся 60% считают, что социальная сеть ВКонтакте никакой пользы для подростка не имеет, потому что, через социальную сеть легко манипулировать ребёнком, подвергнуть его опасности. В социальной сети ВКонтакте не хватает фильтра для информации, там очень много пошлостей, к которым легко получить доступ, как взрослому, так и ребёнку.
Анализ результатов.
Проведя анализ опросов в 6а и 10а классе, можно сделать выводы о том, что не все подростки могут контролировать себя и своё время. Также очень важна мысль о том, что чем старше становится подросток, тем меньше он подвергнут опасности социальных сетей. На примере 6 А класса можно
сделать выводы о том, что дети в возрасте 12-13 лет могут оторваться от своей виртуальной жизни. Но некоторые из них всё же не замечают, как пропадают в виртуальности на большое количество времени. Чаще всего дети играют в игры и слушают музыку. На примере 10 А класса можно подтвердить ранее сказанную мысль, чем старше подросток, тем меньше подвергнут опасности. Подросткам в возрасте 12-14 лет уже не интересно играть в игры, у них меняются интересы. Они часто общаются со своими сверстниками, слушают музыку и просматривают видеозаписи. Вместе со сменой их интересов меняется и время провождения в социальной сети, если у детей, которым 12 лет это время достигает в среднем 4-7 часов, то у 17-летнего подростка на это уходит около часа. На примере 10 класса хочется отметить то, что интерес к социальной сети ВКонтакте снижен и подростки
23
в возрасте 16-17 лет не имеют зависимости. В любой момент могут оторваться от виртуальности без всяких эмоциональных действий и фраз, наподобие «ещё 5 минут», «я скоро приду», «я сделаю это завтра», «лучше посижу ВКонтакте, чем пойду делать домашнее задание (помогать по дому, гулять и т.д.)». В этом возрасте они предпочитают реальное общение, а игрушки в приложениях им не интересны.
Опрос был проведен не только среди подростков, но и среди их родителей. Большинство из них понимают, что такое социальная сеть ВКонтакте, некоторые там зарегистрированы. Многие на вопрос о том, полезна ли социальная сеть, отвечают на него отрицательно, а на вопрос почему, они задумались. ВКонтакте позволяет общаться на расстоянии, содержит в себе все, что нужно для молодежи: музыку, видео, картинки, фото, группы с общими интересами и т.д. Так почему же тогда все взрослые говорят, что социальная сеть плохо влияет на человека? Немного подумав, родители ответили, что социальные сети именно этим и плохи, они «заманивают» человека всеми своими функциями и возможностями, и поэтому ему очень трудно с ними расстаться.
Проанализировав всю картину можно сделать вывод о том, что не стоит сильно беспокоиться за ребёнка, который проводит очень много времени, сидя за компьютером. Ведь с возрастом он сам понимает, что в социальных сетях мало пользы и много вреда. Но не стоит забывать, что сама по себе социальная сеть не так вредна, как время, проведенное за компьютером.
3.2.Применение полученных данных
Проведя данное исследование,обработав полученные результаты, я вместе с руководителем моего проекта использовала их следующим образом:
1.Ознакомила ребят 6а и 10а классов с результатами исследования;
2.Вместе с учителем разработали и раздали родителям на родительском собрании памятки « Медиабезопасность несовершеннолетних»;
24
3.Учащимся раздали памятки « Юному пользователю» (приложение №3) и «Правила поведения в соцсетях» (приложение №4);
4.Выпустили информационный листок на тему «Список правил, необходимых для того, что бы избежать опасностей социальных сетей»(приложение №7);
5.Организовали беседу с учащимися на тему «Мы все такие разные – нам нравится общаться!»;
6.Организовали и провели ИКТ-беседу « Соцсети - польза или вред?»;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, проведя исследование по изучению влияния социальной сети ВКонтакте на подростков, мы не только рассмотрели теоретические аспекты этой проблемы, но и с помощью анкетного опроса прояснили мнение подростков и взрослых (родителей ) о сети. Проанализировав результаты, мы можем сделать вывод - наша гипотеза о негативном влиянии сети на подростков подтвердилась на теоретическом уровне. А опытным путем, проведя анкетирование, мы выявили, что подростки считают сеть ВКонтакте - полезной. А большинство взрослых, хоть и зарегистрированы в сети, но на вопрос : «Полезна ли социальная сеть ВКонтакте?», отвечают на него отрицательно.
Итак, проведя исследование, нужно ответить на вопрос: «Существует ли опасность социальной сети для человека?» Опасности как таковой нет, но есть новый вызов. Это большая ответственность, то есть если для вас новизна – опасность, то да. И всё-таки: что происходит, когда человек становится пользователем социальной сети? Он делегирует ей собственную идентичность. Сеть, в свою очередь, распределяет, интегрирует, расширяет и меняет рамки пользовательских образов. То есть система потребляет смоделированный субъектом-пользователем образ и возвращает ему образ, модифицированный сетью.
25
Как ВКонтакте влияет на детей? И на этот вопрос однозначный ответ "отрицательно". Страничка ребенка ВКонтакте стала предметом престижа среди сверстников. Дети не научаться ничего хорошему в соц. сетях - запомните это, родители, ну чему там можно научиться?! Это не значит, что нужно совсем оградить человека от них. В социальной сети дети могут попасть на ненужные сайты и подвергнуться манипуляции.
При вопросе: что же считать предметом психологической зависимости - компьютерные игры и сеть или саму виртуальную реальность, - можно уже фактически однозначно ответить: виртуальную реальность. Компьютерного аддикта (зависимого) тянет в тот мир, который он создает или в котором участвует. Он один и может представляться кем угодно, никто (при желании) его не узнает. При возникновении сложностей или проблем он всегда может выключить компьютер и абстрагироваться от того мира, в котором он только что пребывал, что невозможно в реальном мире. Виртуальная реальность - это сказка, это отсутствие обязательств и проблем, это мир, в котором каждый может быть тем, кем он хочет, но кем не может быть в реальном мире.
Подростки не представляют жизнь без интернета, а взрослые не представляют жизнь в интернете. Подросткам легче описать свои чувства и эмоции в виртуальной жизни. Они привыкли жить с музыкой, которую сохраняют себе на страницы в интернете, им привычней когда «всё под рукой».
Социальные сети в наше время очень распространены, как среди подростков, так и среди старших поколений.. Для школьников социальные сети – это большая помеха в учёбе. Благодаря этим сетям, многие подростки и их родители не могут наладить отношения.
В ходе проделанной мною работы можно сделать выводы о социальных сетях. Из проведённого мною опроса стало ясно, что подростки заходят
26
ВКонтакте для развлечения. Постепенно социальные сети отнимают у подростка время, из-за социальных сетей подросток теряет связь с окружающим его миром и погружается в свою виртуальную жизнь, которая со временем губит его.
Сидя ВКонтакте, подросток тем самым, повышает свои рейтинги среди друзей, но как только он выходит из виртуального мира, он становится обычным подростком, которому охота вернуться обратно, ведь ВКонтакте он такой «крутой», на него все обращают внимание, ставят «like» на его записях, фотографиях, видео и на многом другом.
Данная вредная привычка глубоко укоренилась среди молодежи в нашей стране. Большинство случаев регистрации в социальных сетях молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, найти старых друзей и всегда быть «в контакте», и постепенно это приводит к попаданию в зависимость, приводит к торможению развития человека как личности, «зомбированию», ухода из реального мира в виртуальный. Кроме того, проведение долгого времени возле компьютера с развлекательной целью отрицательно влияет на здоровье.
27
Список литературы:
Интернет-источники:
Литература:
28
Просто так
Три коробки с орехами
Свинья под дубом
Что есть на свете красота?
Валентин Берестов. Аист и соловей