В работе рассматривается значение слов "коллектив" и "КТД", история появления термина КТД, представлены различные подходы к классификации этапов формирования коллектива. также в работе представлена анкета при помощи которой можно выявит насколько комфортно ученикам в классе. Представлено анкетирование, цель которого: выявит насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива. В приложении представлены сценарии мероприятий для начальной школы, направленных на сплочение учеников.
Слайд 1
Развитие чувства коллективизма в младшем школьном возрасте Выполнили: ученицы 5 класса МОАУ СОШ с. Лохвицы Бичукина Дарья Репникова Вера Шурак ИлонаСлайд 2
Цель : выявить, насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива. Задачи: 1 . Изучить педагогическую литературу по данной теме. 2. Рассмотреть этапы развития коллектива. 3. Раскрыть пути сплочения коллектива. 4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе .
Слайд 3
Гипотеза: КТД способствуют сплочению коллектива.
Слайд 4
Коллектив - группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами. А.Н. Лутошкин выделяет 5 стадий развития коллектива: 1. «песчаная россыпь» 2. «мягкая глина» 3. «мерцающий маяк» 4. «алый парус» 5. «пылающий факел»
Слайд 5
С желанием ли ты ходишь в школу ? 3. Обижают ли тебя в классе? 2. Легко ли тебе общаться с одноклассниками ? 4. Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?
Слайд 6
5. Любите ли вы вместе проводить время, работать сообща? 6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?
Слайд 7
Перечень мероприятий: Первая неделя: «Сказочная викторина» Вторая неделя: Экскурсия в осенний лес. Третья неделя: «Железно – дорожные приключения» (командные соревнования) Четвёртая неделя: «Круглый год» (викторина) Пятая неделя: «Весёлые старты» (эстафета) Шестая неделя: «Сказочное государство» Седьмая неделя: Экскурсия в зимний лес. (« Снегобол ») Восьмая неделя: Изготовление украшений для класса. Девятая неделя: Изготовление ёлочки. Десятая неделя: Украшение класса и холла школы.
Слайд 9
Результаты повторного анкетирования 1. С желанием ли ты ходишь в школу? 2. Приходишь ли на помощь одноклассникам?
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретическая часть
Глава II Практическая часть……………………….......................................12
Заключение …..……………………………….………………………..………..15
Список использованной литературы………….…………………….……….16
Приложения ………………….……………………………………………......17
Введение
Ни для кого не секрет, что трудиться в сплочённом коллективе гораздо легче, спокойнее и эффективнее. Если в коллективе часто происходят конфликты, то их последствия отрицательно сказываются не только на совместной деятельности, но и на самочувствии каждого члена коллектива. Все люди очень разные: со своими привычками, характерами и темпераментами. Но что же такое «темперамент», «типы темперамента», какое влияние они оказывают на сплочённость коллектива, нам предстоит разобраться!
На наш взгляд, тема коллектива очень актуальна, ведь человек – существо общественное и не может развиваться вне коллектива! На протяжении всей жизни каждому человеку предстоит учиться или работать в разных коллективах. И от того, насколько хорошо мы научимся сосуществовать с другими людьми, зависит наша дальнейшая жизнь.
Цель нашей работы: выявить, насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть этапы развития коллектива.
3. Раскрыть пути сплочения коллектива.
4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: ученический коллектив.
Гипотеза: КТД способствуют сплочению коллектива.
Объектом нашего исследования стали учащиеся 1 класса.
Предметом исследования – коллектив.
В своей работе мы раскрываем значение слова «коллектив», представляем различные подходы к классификации этапов формирования коллектива. В начале нашего исследования проводим входное анкетирование, цель которого заключалась в выявление насколько ребятам комфортно в классе. После входного анкетирования в течении 10 недель проводятся различные КТД. В завершении исследования проводится повторное анкетирование, цель которого: выявить насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива.
При написании данной работы мы обратились к таким авторам научной литературы, как Пономаренко Л.П., Шапарь В.Б.
Методы исследования:
Глава I: Теоретическая часть.
1.1 Понятие «Коллектив».
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив - группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Это трактовка не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным.
Вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был острым идеологическим и педагогическим запросом в прошлом, является спорным в настоящее время.
В официальной педагогической литературе с 30-х годов, с тех пор как А.С.Макаренко показал в своей заботе образцы коллективного воспитания, принцип воспитания в коллективе и через коллектив не подвергался сомнению.
Эта идея воспитания детей в коллективной деятельности была частью коммунистической идеологии, которая утверждала, что социалистическое общество основано на принципе коллективизма.
Сторонники коллектива говорят, что такие явления происходят только в группах низкого уровня развития, которые нельзя считать собственно группами-коллективами (5, с. 24).
Воспитательный коллектив - это сложное социальное образование, живой социальный организм со своими задачами, уполномоченными органами самоуправления, традициями, стилем и тоном отношений.
В послевоенные годы В.А.Сухомлинский и другие исследователи акцентировали внимание на самочувствии ребенка в коллективе, на качестве взаимоотношений, существующих в классном и школьном коллективах, содержанием которых должны были стать яркие эмоциональные переживания в осуществлении разнообразных общих видов деятельности.
Слово «коллектив» означает «собирательность», т.е. некоторая целостность, единство. Так как термин коллектив происходит от латинского collido.
Детский коллектив - это группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (Н.К.Крупская).
Более детально определил сущность коллектива А.С.Макаренко, который писал, что «коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия. ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (2, с. 37).
Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность. Коллектив - это малая контактная группа, члены которой объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности (2, с.46).
На основе определений можно сказать, что детский воспитательный коллектив - это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.
1.2 Значение коллектива
Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:
а) организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);
б) воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);
с) стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).
- коллектив школьников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров;
- обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения;
- создает условия для развития организаторских умений и способностей;
- учит сотрудничеству (1, с.17).
Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания.
1.3 Особенности коллектива.
Для отчетливого понимания особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, разъединяют своих членов, и кончая коллективом.
1. Антиколлектив - это группа, для которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счёт остальных членов группы («пауки в банке»). В группе господствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповое преследование слабого. Разумеется, что продолжительное пребывание ребёнка в такой группе причиняет тяжёлую травму его психике.
2. Диффузная группа (конгломерат) - это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного вагона поезда). Группа неоднородна и нестабильна. Рассуждать о серьёзном воздействии её на развитие личности не приходится.
3. Номинальная группа – это малая группа, имеющая общее наименование и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. Например, класс, образованный из учеников, прибывших из разных школ. Наличие формального объединения начинает воздействовать на членов группы, но это воздействие незначительно, поскольку взаимоотношения ещё не сформировались.
4. Ассоциация – это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникает совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое объединяющее воздействие на своих членов.
5. Кооперация – это группа, для которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.
6. Автономия – это группа, для которой свойственны признаки кооперации, но сверх этого её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.
7. Коллектив – это высший тип группы. Сформированная группа людей, объединенная совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.
У всех этих групп есть немало отличий. Но, самое значительное – они по-разному воздействуют на личность. Чтобы грамотно и действенно воздействовать на развитие личности, воспитатель должен ясно представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно помочь группе скорее подняться на уровень коллектива (3, с. 46).
1.4 Стадии развития коллектива.
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу общими обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательном учреждении, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективом, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для этого нужно знать, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководство воспитательного коллектива.
А.Н. Лутошкин выделяет 5 стадий развития коллектива:
1. «песчаная россыпь»
2. «мягкая глина»
3. «мерцающий маяк»
4. «алый парус»
5. «пылающий факел»
У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел».
«Песчаная россыпь» – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.
«Алый парус» - символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел» - это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Если представить себе, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины, ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо опускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно только всем составом.
Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»?
Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпов коллективной деятельности (5, с. 76).
КТД (как особый тип форм воспитательной работы) разработал ленинградский профессор психолого-педагогических наук, академик Игорь Петрович Иванов (1923 – 1991) и группа его единомышленников. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого как подсказчика, помощника, советчика. Дети сами выбирают роли, поручения в деле, они могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения (1, с. 75).
Глава II: Практическая часть.
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, сначала мы решили выявить, на какой стадии находится коллектив 1 класс. Для этого мы собрали с родителей учеников 1 класса согласия на принятие участия в диагностировании. Было проведено анкетирование, цель которого было выявить комфортно ли детям в классе. Входное анкетирование состояло из шести вопросов, на которые ребята должны были дать один из трех вариантов ответа: да, нет, иногда. Вопросы анкетирования были следующими:
1. С желанием ли ты ходишь в школу, в свой класс?
2. Легко ли тебе общаться с одноклассниками?
3. Обижают ли тебя в классе?
4. Приходишь ли ты на помощь одноклассникам?
5. Любите ли вы вместе проводить время, сообща работать?
6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?
Мы получили следующие результаты: в анкетировании приняло участие 8 человек. Результаты показали, что с желанием ходят в школу 5 человек, что составляет 62% от всех ребят. 75% обучающихся (6 человек) не имеют проблем в общении с одноклассниками. Постоянно помогают друг другу 50 % обучающихся в классе. Все ребята (100%) любят работать сообща (приложение 1).
Вывод: в классе царит доброжелательная атмосфера, ребята с желанием общаются друг с другом.
После анкетирования мы преступили к конкретным действиям. На протяжении 3 месяцев каждую неделю мы проводили различные мероприятия, в которых принимал участия весь класс.
Перечень мероприятий:
Первая неделя: «Сказочная викторина»
Вторая неделя: Экскурсия в осенний лес.
Третья неделя: «Железно – дорожные приключения» (командные соревнования)
Четвёртая неделя: «Круглый год» (викторина)
Пятая неделя: «Весёлые старты» (эстафета)
Шестая неделя: «Сказочное государство»
Седьмая неделя: Экскурсия в зимний лес. («Снегобол»)
Восьмая неделя: Изготовление украшений для класса.
Девятая неделя: Изготовление ёлочки.
Десятая неделя: Украшение класса и холла школы.
Сценарии этих мероприятий вы можете видеть в приложении 2.
Данный подбор мероприятий был осуществлён на основе желаний самих ребят, которые были выявлены во время беседы. В каждой эстафете, викторине, играх группы формировались разными методами:
- назначаются 2 капитана, которые самостоятельно набирают свою команду;
- жеребьёвка;
- по временам года;
- мальчики/девочки.
На осенней экскурсии ребята наблюдали за изменениями в природе, а также всем очень понравилось обсыпаться листьями, падать в большие кучи. Во время зимней экскурсии мальчики объединились против девочек и решили сыграть в снежки.
Весь декабрь мы посветили предстоящему празднику, Новому году. Мы мастерили ёлочку своими руками, украшали её конфетами, которые ребята изготовили самостоятельно. А по окончанию декабря, класс ребят превратился в зимний волшебный лес.
Так же на больших переменах мы проводили с ребятами различные игры. (Приложение 2).
В январе было проведено повторное анкетирование. Для этого была проведена методика «Фотография», целью которой было выявить, ощущают ли ребята себя единым целым, коллективом. Для этого было дано следующие задание: каждому был дан лист формата А4, на котором они должны были изобразить портрет своего класса, но вместо рисования лиц, они записывали имена.
Итог: хочется сразу отметить, что все ребята объединили всех одноклассников в одно целое (прямоугольник, круг), что свидетельствует об отсутствии микрогрупп. Нет ни одной работы, чтобы ученик отделил себя или кого – нибудь от остальных. В некоторых работах присутствует даже классный руководитель (приложение 3)
Так же было проведено анкетирование, чтобы пронаблюдать как изменилось отношение ребят к школе и друг к другу.
Итог:
- положительная динамика: с желанием ходят в школу 75%, что на 13% выше предыдущих результатов. Приходят на помощь друг другу 75%, что на 25%.
- отрицательная динамика: на вопрос «Легко ли тебе общаться с одноклассниками?» 50% ответили «да», что на 15% меньше предыдущих результатов (приложение 4).
Остальные результаты остались не измены.
Вывод: на основании результатов первого и второго анкетирования, а также результатов входного анкетирования, мы сделали следующий вывод: КТД действительно оказывает положительное влияние на становление коллектива. Ну а то, что при повторном анкетировании появился регресс мы можем объяснить тем, что в классе начинают появляться микрогруппы. И, даже испытывая проблемы в общении, ребята всё равно не согласны менять школу или класс и с удовольствием работают сообща.
Заключение.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной коллективной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.
Наша гипотеза подтвердилась, о чем свидетельствуют результаты входной и повторной диагностики.
Данной работой может воспользоваться любой классный руководитель и человек, который работает с группой людей (воспитатели, вожатые, социальные педагоги и т.д.). Также, так как на территории нашей школы каждый год организовывают ЛОЛ, а это значит, что данная работа пригодиться нашим вожатым и воспитателям, которые на нём работают.
Список использованной литературы.
1. Белоус В.В. Темпераменты и деятельность. - Пятигорск, 1990.
2. Гамезо М.В. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
3. Пономаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч.
– М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: ООО «АСТ», 2004.
5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2006.
Приложение 1
Результаты входного анкетирования.
Приложение 2
(Мероприятия)
«Железнодорожные приключения»
Разбивка: многоуровневая с разными элементами.
1 уровень разбивки: команды формируются по железнодорожным поездам разного цвета.
Конкурс 1.
Команды становятся в колонну. У первого завязаны глаза. В руках у участников одна деталь от поезда (колесо, труба, вагончик и т.д.). Напротив колонн висят пустые листы и пример собранного поезда. Первый участник продвигается к листу и крепит деталь, вся команда подсказывает (у листа стоит вожатый и смазывает деталь поезда клеем). Вернувшись, он снимает повязку и завязывает глаза второму участнику и т.д.
2 уровень разбивки: участники разбиваются по карточкам с ролями (машинист, проводница, механик, повар).
Конкурс 2 – задание для машинистов.
Всем членам команды дается лист и ручка. Задание: каждый участник должен написать по одному слову, которое начинается, например, на букву К (у каждой группы своя буква). Участники не должны писать одинаковые слова и их не должны слышать машинисты. У машинистов такое же задание: слов должно быть по количеству участников группы. По количеству совпавших слов даются очки.
Конкурс 3 – задание для проводниц.
Игроки вытаскивают карточку, на которой написана одна строчка из известной детской песни. Им необходимо нарисовать строчку из песни так, чтобы эту строчку угадала их команда (можно засчитывать и угаданное название песни):
Конкурс 4 – задание для механиков.
Необходимо составить картину, используя только цветную бумагу, пластилин, соломку, пуговицы, пробки, цветные лоскутки, листья и т.д. Механикам могут помогать команды.
Конкурс 5 – задание для поваров.
Он должен определить либо на вкус, либо по запаху с закрытыми глазами то, что ему дают (сладкая или солёная вода, фрукты).
«Круглый год»
Разбивка: общий признак. Дети делятся на основе общего признака: рождение в определенное время года.
Конкурс 1.
С помощью бумаги, ножниц, красок, клея сделать отличительные знаки своей команды в стиле своего времени года и назвать команду.
Все последующие задания распределяются не по карточкам, а определенному времени года свое задание.
Конкурс 2.
Спеть песню про ваше время года, учитывая, что вы:
Конкурс 3.
Придумать и показать, как могли бы поздороваться:
Конкурс 4.
Командам необходимо расшифровать перевертыши:
Конкурс 5.
Командам дается задание нарисовать эскизы банкнот:
Конкурс 6.
Сегодня мы пользуемся календарем, который к нам пришел из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев – это всего-навсего порядковые числительные. Так, «сентябрь», обозначает «седьмой», а «декабрь» – «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Командам необходимо придумать новое, красивое название для месяцев: январь, февраль, март, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь – для каждого времени года свои месяца.
За победу в каждом конкурсе команды получают соответственно: снежинки, цветочки, солнышки, тучки.
«Сказочное государство»
Разбивка: многоуровневая с разными элементами.
1 уровень разбивки: карточки, на которых написаны названия четырех сказочных государств:
Курляндия;
Лифляндия;
Лапландия;
Тирляндия,
и четыре карточки, на которых написано «жюри».
Конкурс 1. «Деревянная сказка».
Участникам команд нужно из спичек выложить на столе картинку на заданную тему (каждой команде дается один коробок спичек).
Конкурс 2. «Герб».
Командам необходимо нарисовать герб своего государства.
2 уровень разбивки: по карточкам с ролями:
король;
королева;
принцесса;
рыцарь;
лекарь.
Конкурс 3 – задание для королей.
Участники с завязанными глазами нарисовать портрет своей королевы, члены команды могут подсказывать.
Конкурс 4 – задание для королев.
Нужно посчитать, сколько предметов находится в комнате на определенную букву.
Конкурс 5 – задание для принцесс.
Предложите им поупражняться в придумывании новых слов с окончанием – ово:
Вязать – вязалово;
Кидать – кидалово;
Сидеть – сиделово и т. д.
Конкурс 6 – задание для рыцарей.
Рыцари должны признаться в любви своим принцессам. Лучшее признание поощряется.
Конкурс 7 – задание для лекарей.
Конкурс состоит из 2 частей:
1. поставить диагноз герою песни:
мое сердце остановилось (острая сердечная недостаточность);
если ты меня не услышишь, значит, наступила зима (отит);
а я милого узнаю по походке (косолапее);
я пытался уйти от любви, я брал острую бритву и правил себя (суицидальный синдром);
нет логики в мыслях твоих, как мне истину в них отыскать (шизофрения);
что ж ты милая смотришь искоса низко голову наклоня? (остеохондроз);
2. придумать лекарство от неудач.
Приложение 3
«Фотография»
Приложение 4
Результаты повторного анкетирования
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лохвицы
Учебно - исследовательская работа.
Тема: «Развитие чувства коллективизма в младшем школьном возрасте».
Выполнили: ученицы 5 класса
МОАУ СОШ с.Лохвицы
Бичукина Дарья
Репникова Вера
Шурак Илона
Руководитель: учитель нач. классов
МОАУ СОШ с. Лохвицы
Давыдова О. Н.
2015 г.
Разлука
Твёрдое - мягкое
Мост Леонардо
Что есть на свете красота?
Ночная стрельба