Наследственность человека подчиняется тем же биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. У человека, как и у других организмов, размножающихся половым путём. Встречаются доминирующие и рецессивные признаки. В формировании каждого фенотипического свойства или признака человека также участвует как наследственность, так и среда.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_u_derkach_d.doc | 230.5 КБ |
Малая районная научно-практическая конференция учащихся
7-ых – 8-ых классов
Тема работы:
(биология)
«Моя родословная»
Автор: Деркач Дарья Сергеевна.
МОУ «Рудногорская СОШ»
Ученица 8А класса
Руководитель работы:
Петрова Людмила Григорьевна
Учитель биологии 1 категории
МОУ «Рудногорская СОШ»
Март 2012 год.
Содержание:
страницы
1.Цели и задачи 3
2.Введение 4
3.Основная часть: 5-6
- Генеалогический метод изучения наследственности человека 5
-Символика в родословных схемах. 6
-Моя родословная приложение
- Исследования 7
4. Выводы и рекомендации. 8
5.Используемая литература. 8
6.Приложение.(родословная королевы Виктории
-схема родословной семь и Рюриков в виде дерева
-информационный лист для учащихся)
-моя родословная
7.Рецензия 9
Цель работы:
Составить и изучить свою родословную
Задачи:
1.Изучить методы наследственности человека.
2.Познакомиться с символикой в родословных схемах
3.Выделить доминантные и рецессивные признаки в генетике человека и в своей родословной.
4.Познакомиться с дополнительной литературой по теме «Генетика человека»
Введение
Наследственность человека подчиняется тем же биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. У человека, как и у других организмов, размножающихся половым путём. Встречаются доминирующие и рецессивные признаки. В формировании каждого фенотипического свойства или признака человека также участвует как наследственность, так и среда.
Наследственность человека изучает наука антропогенетика ( от греч. Антропос-человек). Часть антропогенетики, занимающаяся изучением наследственных болезней, входит в состав медицинской генетики.
Интерес, проявляемый учёными всего мира к наследственности человека, не случаен. В последние десятилетия человечество тесно соприкасается с чуждыми для него химическими веществами .Число таких веществ, применяемых в быту, сельском хозяйстве, пищевой, косметической промышленности и в других областях деятельности людей, в настоящее время огромно. Среди этих веществ есть такие, которые вызывают мутации.
Для обеспечения своего здоровья, здоровья своих детей и всех будущих поколений человеку необходимо научиться бороться с возникновением в его клетках генных и хромосомных мутаций. А для этого ему надо знать свою собственную генетику так же хорошо, как и генетику растений, животных, микроорганизмов.
Всё, что известно сейчас о наследственности человека, выявлено наукой в результате применения специальных методов исследования.
Каждая семья имеет свою родословную. Родословная –это перечень поколений одного рода.Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви(материнскую и отцовскую), каждая из которых делится на две меньшие ветви и т.д. (смотри приложение) Чтобы составить полную родословную. Нужно очень хорошо знать своих предков.
Основная часть:
Генеалогический метод изучения наследственности человека
Сущность его состоит в изучении родословных в тех семьях, в которых есть наследственные заболевания. Этот метод помог установить закономерности наследования очень большого числа самых различных признаков у человека: как нормальных, подобных цвету глаз, цвету и форме волос и т.п., так и сопутствующих наследственным болезням.
Благодаря хорошо известной родословной удалось проследить наследование гена гемофилии от английской королевы Виктории. Виктория и её муж были здоровы. Известно также, что никто из её предков не страдал гемофилией. Наиболее вероятно, что возникла мутация в гамете одного из родителей Виктории. Вследствие этого королева Виктория стала носительницей гена гемофилии и передала его многим своим потомкам. Все потомки мужского пола, которые получили от Виктории х-хромосому с мутантным геном, страдали тяжёлым недугом – гемофилией (смотри приложение)
Знания генетики человека позволяют прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами в случаях, когда один или оба супруга больны или оба родителя здоровы, но наследственное заболевание встречалось у предков супругов. В ряде случаев имеется возможность прогноза вероятности рождения второго здорового ребёнка, если первый был поражён наследственным заболеванием. Широкое использование медико-генетических консультаций сыграет немаловажную роль в снижении частоты наследственных недугов и избавит многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей.
Следует знать, что курение и особенно употребление алкоголя матерью или отцом будущего ребёнка резко повышает вероятность рождения младенца, поражённого тяжёлыми наследственными недугами.
Символика в родословных схемах.
- мужчина - родители
- женщина
- дети
- пол не выяснен
- больная девочка - внуки
- больной мальчик
- рано умер
- брак
- брак без детей
- брак мужчины с двумя женщинами
- Однополые и разнополые близнецы
- пробанд (человек, по отношению которого составляется родословная)
Мои исследования
Я решила узнать и составить свою родословную. Вскоре, я узнала, что фамилия Деркач означает птицу коростель, крик которой похож на слог «дерг», повторяемый ею иногда по пятнадцать раз кряду. Однако вероятнее происхождение фамилии от «дергач» в значении «человек, который дергается»
Еще я выяснила, что в нашей семье высокая средняя продолжительность жизни. По маме она составляет примерно восемьдесят пять лет, а по папе - семьдесят пять. Также есть в моей семье и долгожители. Например, Кисель Прасковья Димитровна (прабабушка по маме) -108лет, Кисель Семён Матвеевич ( двоюродный дедушка по маме) -90лет, Кисель Анастасия Матвеевна (бабушка по маме) -84года, Деркач Хима (прабабушка по папе) -84года.
Трагических смертей в нашем роду нет, но есть наследственные болезни. Такие, как гипертония (присутствует и по маминой линии, и по папиной), Сердечно-сосудистая недостаточность, инсульт (по маме), онкология (по папе).
Также в моей семье есть доминантные (сильные) признаки – это, например, высокий рост (Кисель Николай Николаевич 215см - дядя по маме, Кисель Михаил Николаевич 215см – дядя по маме), Низкий рост (150 см) прабабушка по линии мамы (мама маминого папы).
Мой цвет глаз светло-карий я унаследовала от мамы, а цвет волос светло-русый я унаследовала от папы. А еще у меня маленького размера нога, всего 35 размера. Я узнала, что у всех женщин по папиной линии маленького размера нога. Девочек по количеству больше, чем мальчиков. Самые интересные женские имена- это Прасковья, Хима, Варвара, Альбина.
А мужские: Матвей, Тихон, Яков, Димитрий. Есть у меня родственники, живущие в Украине, Белоруссии. Среди всех моих родственников есть знаменитые люди: Осмоловская Зоя – актриса Белорусского театра, мой дедушка Осмоловский Яков Тихонович – инвалид Великой Отечественной войны, Осмоловская Анастасия Матвеевна- «мать Героиня», труженица тыла и Ветеран труда.Деркач Валентина Алексеевна заслуженный учитель России, а Деркач Александр Павлович, брат моего дедушки работал в Советское время первым секретарем Обкома Сахалина, и потом, когда распался Советский Союз, он продолжал работать в аппарате области, а затем переехал в Москву.
Выводы и рекомендации:
Выявленные у растений и животных закономерности наследственности проявляются и у человека. Статистический анализ многочисленных родословных по одним и тем же признакам в какой-то степени заменяет изучение большого числа потомков одной родительской пары. Генеалогическим методом удалось определить наследственный характер многих болезней, выявить последствия родственных браков и обнаружить множество доминантных и рецессивных признаков.
Зная свою родословную, можно оценить каков генетический материал каждого человека, каковы источники такого материала.,
Изучая свою родословную, узнаёшь очень много нового. Это работа очень увлекательная и заманчивая. Свою родословную должен знать каждый человек «до седьмого колена». На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.
Используемая литература:
1.И.П.Карузина «Учебное пособие по основам генетики» Москва Медицина 1976 год
2.Д.К.Беляев учебник «Общая биология 10-11 класс Москва Просвещение 2003год
3.Ш. Ауэрбах «Наследственность» Введение в генетику для начинающих Москва Атомиздат 1969 год
4.А.П.Лисицын «Основы генетики»Москва Колос 1972 год
5.В.И.Говалло.»Почему мы не похожи друг на друга» Москва Знание 1984 год.
6.З.С.Киселёва, А.Н.Мягкова.»Генетика» Москва Просвещение 1983 год
Рецензия на исследовательскую работу на тему: «Моя родословная»
Работу выполнила:
Ученица 9А класса Рудногорской школы
Деркач Дарья Сергеевна
Руководитель:
Петрова Людмила Григорьевна
Учитель биологии 1 категории.
Работа носит исследовательский характер. Тема работы актуальна по вопросам профилактики наследственных болезней. Ученица изучила специальную литературу, познакомилась с методикой составления родословной. В работе использованы общенаучные и специальные термины. Тема работы выходит за рамки школьной программы. Материалы и выводы работы используются в учебных целях и во внеклассной работе .
Структура работы хорошо просматривается. Стиль изложения материала правильный, логичный, заинтересовывающий. Работа оснащена доказательствами, исследованиями. Качество оформления соответствует требованиям.
Вывод: Рекомендовать данную работу для участия в районной научно – практической конференции школьников.
Март 2012 год Учитель биологии: Петрова Г.Г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
-.(родословная королевы Виктории
-схема родословной семь и Рюриков в виде дерева
- --информационный лист для учащихся)
-моя родословная
На горке
"Морская болезнь" у космонавтов
Солнечная система. Взгляд со стороны
Эта весёлая планета
Городецкая роспись