Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека.
Я решил исследовать такую тему, как «Здоровый образ жизни», актуальность и значимость, которой на мой взгляд сегодня очевидна.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_zd.obraz_zhizni.doc | 157.5 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА
603079, Московское шоссе, 161, т. (факс) 279-03-11
Научное общество учащихся
Проблема здорового образа жизни у подростков
Выполнил: Курашев Юрий,
ученик 8«б» класса
Научный руководитель:
учитель биологии
Судоль Елена Владимировна
Нижний Новгород
2013 год
Рецензия научного руководителя
на исследовательскую работу
ученика 8 «Б» класса Курашева Юрия
Тема «Проблема здорового образа жизни у подростков»
Заявленная тема соответствует содержанию работы. Она актуальна, так как в настоящее время уже никто не оспаривает, что основная задача каждого человека заключается в том, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, должен основываться на охране здоровья, на формировании и воспитании культуры здоровья. Автора волнуют вопросы о здоровье. Текст работы соответствует указанному плану и теме. Тема раскрыта достаточно полно. Материал изложен последовательно, логично, доступно. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основные главы работы сопровождаются детальным анализом и собственными обобщающими заключениями.
Возможно практическое применение данного материала на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях.
Считаю, что исследовательская работа Курашева Юрия выполнена в полном объёме, отвечает требованиям.
Научный руководитель: Судоль Елена Владимировна,
учитель биологии МБОУЦО
Московского района
Содержание
Введение..........................................................................................................4 Глава I
1.1. Общие представления о здоровом образе жизни..................................5
1.2. История здорового образа жизни в Росси..............................................7
1.3. Валеология. Что такое валеология?........................................................9
1.4. Как изменился человек и человечество за последние десятилетия....10
1.5. Заблуждения и спекуляция на тему «здоровый образ жизни»............12
Глава II
2.1. Вредные привычки и принципы ЗОЖ....................................................13
2.2. О вреде алкоголя......................................................................................14
2.3. О вреде наркотиков..................................................................................15
2.4. О вреде курения........................................................................................17
Глава III
3.1. От чего зависит здоровье?........................................................................19
3.2. Принципы (классификация) здорового образа жизни...........................20
3.3. Важное условие здорового образа жизни ..............................................21
3.4. К здоровому образу жизни.......................................................................22
Заключение......................................................................................................23
Список литературы........................................................................................25
Приложения
Введение
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека.
Я решил исследовать такую тему, как «Здоровый образ жизни», актуальность и значимость, которой на мой взгляд сегодня очевидна. Моя гипотеза заключается в следующем, если изучать основы профилактики пагубных привычек, то следует ожидать формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения подростков к таким вредным привычкам как алкоголь, курение, наркотики.
Целью моей работы является пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек! Наша короткая жизнь пролетает быстро и незаметно, поэтому надо любить жизнь сегодня, пытливо познавать её, дорожить каждой минутой, каждым прожитым днём.
Для достижения поставленной цели я поставил перед собой следующие задачи:
- раскрыть понятие ЗОЖ ;
-рассмотреть историю развития ЗОЖ;
-изучить проблемы здорового образа жизни у подростков; - рассмотреть процесс воздействия и восприятия вредных привычек.
В своей работе я использовал следующие методы научного исследования: наблюдение, сравнение, анализ и обобщение. Результатом моего исследования станет позыв «Хочу быть здоровым!».
Глава 1
1.1. Общие представления о здоровом образе жизни
Понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Для чего вдруг потребовался какой-то особый, здоровый образ жизни? Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого Человека. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как "биологическими, так и социальными потребностями.
Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.
Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей - быть здоровыми.
1.2. Что такое здоровый образ жизни?
Существует несколько сложившихся версий здорового образа жизни, в зависимости от национальных, культурных или религиозных особенностей: восточный, американский, европейский, православный, мусульманский... ложный и дурацкий. Все дело в системе жизненных ценностей и мотиваций к самоограничению.
Наиболее адекватное определение «здорового образа жизни»: здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек).
Здоровый образ жизни - это прежде всего культурный, активный образ жизни, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека. Существуют и совсем примитивные определения, которые не подчеркивают важнейшую составляющую Человека: здоровый образ жизни - это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего собственного здоровья.
Пример здорового образа жизни подают отдельные знаменитые личности, такие как полководец Александр Суворов, писатель Лев Николаевич Толстой, врач Николай Михайлович Амосов (приложение 1).
1.3. История здорового образа жизни в России
Наши прародители Адам и Ева совсем недолго прожили в Раю, где не было голода, холода, тяжелого физического труда. Праздность и пытливый ум привели к греху.
Господь отправил Человека на Землю собственным трудом добывать свой хлеб и жить в лишениях и страданиях. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19)[1]. Так человек с тех пор и живет. Труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, труд обязателен для здорового и дееспособного человека. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10)[2].
В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья.
В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Массовое физкультурное движение - это второй реальный шаг к здоровому образу жизни.
1.4. Валеология. Что такое валеология?
В 1980 году была создана (придумана) наука "Валеология".
Валеология - (valeo-я здоров греч, logos-учение) интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача валеологии - научить человека формировать и беречь свое здоровье.
Термин валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу.
1.5. Как изменился человек и человечество за последние десятилетия?
Во-первых, человек стал жить дольше. Если в начале прошлого столетия продолжительность жизни составляла 30—47 лет, то теперь она составляет более 70 лет. Больше стало пожилых людей и меньше детей и молодежи.
Во-вторых, за последние 100 лет средняя физическая нагрузка человека уменьшилась в 50 раз. Физический труд больше не является основным источником материальных благ.
В третьих, изменились тела людей: мужчины, например, почти на 20 см выше своих предков, живших сто лет назад, и на 25 кг тяжелее. Избыточный вес имеют четверть взрослых граждан России, а в царской России таких граждан было не более 3%.
В четвертых, изменилась структура болезней человека. Если раньше люди чаще умирали от инфекций и травм, то теперь от рака и сердечно-сосудистых болезней.
В пятых, изменилось питание человека. Есть стали больше и чаще. «Среднесостоятельная крестьянская семья, в которой имелось 2 взрослых работника, 3 женщины, 3 детей и 1 старик, потребляла: хлеба - 160 п. , овощей - 60 п., мяса - 36 п. , рыбы - 30 п. , масла - 5 п., молочных продуктов - 10,8 п.» (Чуркин М.К. Специфика рациона питания и соотношения личных и хозяйственных потребностей в бюджете сибирской крестьянской семьи во второй половине XIX - начале XX вв.).
Сравните с тем, что мы едим сейчас: сахар и сладости 19% (было не более 1%). Хлебопродукты и выпечка, зерновые 34% всей еды (было 53%). Молочные продукты 11% (было 4%, но молока!). Мясопродукты 13% (было 12%). Овощи и фрукты 10% (было 20%). Растительные масла 10% (входят в состав маргаринов и прочих пищевых суррогатов). Рыба, морепродукты 2% (10%).
Рацион питания современного человека определяется технологией пищевой промышленности, достатком, но не истинными потребностями организма (приложение 2). О качестве современных продуктов питания не хочется и говорить (приложение3).
2.1. О вредных привычках и принципах ЗОЖ
В России за год умирает почти 2 млн. человек (2075,9 тыс. в 2008), если сравнивать со смертностью европейцев, то это примерно 800 тыс. дополнительных смертей «по российским причинам».
Вредные привычки мешают человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества. Вредные привычки можно разделить на 3 категории в зависимости от того, на какой объект они преимущественно направлены: на самого их носителя, на других людей, на окружающие предметы. Существует, немало вредных привычек, которые не приносят вреда тому, кто ими обладает, но мешают окружающим. Это привычки громко разговаривать в общественных местах, сквернословить, грубить. Среди вредных привычек наиболее опасными являются систематическое употребление алкоголя, курение, избыточное питание, злоупотребление медикаментами.
Рассмотрим вред алкоголя, наркотиков и курение, только от пристрастия к этим верным привычкам совершается большое число преступлений.
2.2. О вреде алкоголя
Алкоголь наносит организму непоправимый ущерб (приложение 4). Больше всего подвержены повреждающему действию алкоголя клетки головного мозга. Вред алкоголя на организм подростка заключается не только в повреждении этих клеток, но весь организм в целом.
Под влиянием алкогольного воздействия изменяются поведенческие реакции, теряется самоконтроль, и совершаются поступки, о которых подростки могут жалеть всю последующую жизнь. Снижается концентрация внимания и координация движений, что может привести к травме. Организм подростка очень чувствителен и восприимчив к спиртному и даже при попадании небольшой дозы в организм подростка происходит нарушение всех физиологических функций. Происходит постепенное привыкание и потребность употребления алкоголя всё в больших дозах.
Многие подростки начинают принимать алкоголь из простого любопытства, им хочется выглядеть взрослыми. Так рюмка за рюмкой возникает привыкание. Алкоголь становится частью обмена веществ организма, без которого человек испытывает синдром отмены. Постепенно происходит деградация личности, всё человеческое в человеке убивается. Алкоголь влияет на организм подростка губительно относительно всех органов и систем.
Вред алкоголя на организм подростка выражается в развитии психосоматических нарушений, ведь алкоголь – это токсическое вещество, которое в первую очередь действует на нервную систему не просто отравляя нервные клетки, но и убивая их.
2.3. О вреде наркотиков.
Несмотря на пропаганду здорового образа жизни, массу фильмов об ужасах судьбы наркозависимых, многие подростки считают, что быть наркоманом модно, круто, стильно и роскошно. Но в действительности все не так: грязные подъезды, один шприц на десяток человек и дикая боль до следующей полученной, иногда из интереса или добровольно, дозы.
Среди многочисленных проблем, связанных с употреблением наркотиков, важно отметь проблему «легких» и «тяжелых» наркотиков , так как в данное время среди молодежи господствует ложное убеждение, что так называемы «легкие наркотики» не так уж вредны и временами допустимы для употребления. Само понятие «легкие наркотики» абсурдно! Ведь легко только поначалу, до того, пока «немножко и иногда» не перейдет в «часто, много и тяжело» (а стоит ли начинать пробовать?)
У подростков, испытывающих потребность в психоактивных веществах, не может не развиваться искажение мировоззрения, личностных сдвигов, формирование характерных для больных наркоманией мифов о том, что в случае необходимости, они сами и очень легко смогут перестать принимать наркотики (редко кому это удается).
Избежать привязанности практически невозможно, вместе с тем, с каждой дозой наркоман вводит в свой организм растворитель, который разлагает все его органы, а смертность среди инъекционных наркоманов превышает 90%. Фактически подавляющее большинство из них обречены на раннюю смерть. Средняя продолжительность жизни наркомана, если речь идет об употреблении наркотиков внутривенно, составляет примерно 7–10 лет непрерывной наркотизации. Все наркотики независимо от пути введения в организм в большей или меньшей степени обязательно повреждают: нервную систему (в том числе головной мозг); иммунную систему; печень; сердце; легкие, порождая такие заболевания, как пневмония, хроническая печеночная недостаточность и многое другое.
Несмотря на повсеместное распространение подростковой наркомании, употребление или отказ от наркотиков – это личное дело каждого человека. Однако хотелось бы, чтобы каждый подросток перед тем, как съесть таблетку, покурить или уколоться, задался вопросом: а стоит ли? Стоит ли тайком воровать деньги у родителей на очередную дозу; стоит ли проводить болезненные месяцы в реабилитационных центрах; стоит ли видеть жалостливое презрение в глазах друзей и сверстников; стоит ли хоронить свои стремления и мечты ради минутного удовольствия или удовлетворения простого интереса?
2.4. О вреде курения подростков
Особенный вред курения (приложение 5) для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма. Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ. Но ни в коем случае не токсинов — в том числе и из табачного дыма. Например, формирование легких у ребенка анатомически завершается только к 12 годам. А физиологически и того позже — к 18, а у некоторых до 21 года. Да и все остальные органы начинают работать во «взрослом» режиме только после достижения человеком совершеннолетия. При курении в кровь ребенка поступает большое количество угарного газа, который вступает в контакт с гемоглобином. Основная задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода к клеткам тканей. Угарный газ проще присоединяется к гемоглобину, замещая кислород. При достаточной концентрации способен привести к смерти из-за кислородного голодания организма. Из-за чего у всех органов и тканей наступает «удушье» — недостаток кислорода. На этапе роста организма это становится большой опасностью. Очень тяжело курение сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка. Если ребенок закурил в младших классах школы, то уже к 12–13 годам у него могут появиться одышка и нарушение сердечного ритма. Даже при стаже курения в полтора года, по наблюдениям ученых, у подростков нарушаются механизмы регуляции дыхания.
Среди курящих часто встречаются подростки с периодически обостряющимся хроническим бронхитом. Не менее сильно никотин и другие токсичные вещества табачного дыма сказываются на мозге ребенка. Чем младше курящие подростки, тем сильнее под действием никотина нарушается кровоснабжение мозга и, как следствие, его функции. Если первая затяжка сделана еще в детском возрасте, к тридцати годам человек может стать практически инвалидом: с хронической обструктивной болезнью легких, больным сердцем и избыточным весом. О вреде курения для школьников и подростков говорит и то, что состояние его здоровья в таком случае будет намного хуже, чем в 50 лет у того, кто закурил гораздо позже совершеннолетия.
Глава III
3.1. От чего зависит здоровье?
По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье зависит от:
- на 50-55% образа жизни человека
- на 20-23% зависит от наследственности,
- на 20-25% зависит от состояния окружающей среды (экологии),
- на 8-12% зависит от работы национальной системы здравоохранения.
Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.
3.2. Принципы (классификация) образа жизни
В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует человек.
Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.
- Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.
- Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.
В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной.
В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.
Перечислим основные из них:
- культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию - основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;
- оптимальная двигательная активность;
- ритмический образ жизни;
- эффективная организация трудовой (учебной) деятельности ;
- отказ от пагубных пристрастий .
3.3. Важное условие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни можно осуществить лишь при соблюдении определенных, очень важных и нужных, особенно в наше время условий: -наличие свободного времени и возможность активного отдыха;
-достаточная двигательная активность преимущественно аэробной направленности с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садово-огородном участке) «умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении» (Авиценна);
-правильно организованную трудовую деятельность: "Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);
-соблюдение правил личной и общественной гигиены; -правильное питание;
-отказ от вредных привычек;
-закаливание;
3.4. К здоровому образу жизни
В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Борьба с факторами риска, предупреждение перенапряжения нервной системы необременительны, реально доступны каждому и высокоэффективны. В них важную роль играют физкультура, правильное питание, рационально и разумно построенный режим жизни, режим труда и отдыха.
Вникните в смысл этих слов: «вредная привычка». Она означает, что человек осознанно и регулярно наносит себе вред. В самом деле, сейчас даже заядлым курильщикам известно, как влияет курение на их организм. Однако до поры до времени привычка оказывается сильнее доводов разума. А вот люди, уже приобретшие сердечно-сосудистые заболевания, охотно бросают курить сами. К сожалению, к правильному решению их подталкивает начавшаяся болезнь.
Решительно можно сказать: ничто так не восстанавливает силы, как сон. Человек может оставаться без воды несколько суток, без еды - почти 2 месяца, без сна - не более 3 - 4 суток. Сон - не только потребность человека, но и самый эффективный, самый быстрый, самый надежный регенератор жизненных сил.
Заключение
Актуальность моей работы лежит в самом главном для ученика понятии - это здоровье, здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение ряда поставленных задач на будущее. Успеваемость в школе так же зависит от физического и эмоционального здоровья ученика.
Здоровье - одно из основополагающих понятий медицины и экологии человека, показатель качества жизни школьника. В ряде определений, преимущественно медицинского характера, здоровье традиционно рассматривалось как отсутствие заболеваний и внешних дефектов, т. е. состояние, характеризующееся оптимальным приспособлением человека к окружающей среде. Согласно современному определению, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
Основным объектом моего исследования является здоровье ученика и факторы, которые его составляют быть здоровым. В каждом случае понятие здоровья наполняется новым содержанием. Я стремился придать исследованию практический характер.
После анализа анкетирования, среди учащихся Центра образования и их отношения к ЗОЖ (приложение 6) я делаю вывод: ребята, которые занимаются спортом, а их единицы (16 человек) делают утреннюю зарядку (0 человек), соблюдают режим правильного питания (48 человек).
В нашем Центре образования, опять же из результатов анкетирования (приложение 7) курят - почти все учащиеся, за 4 месяца учебы пытались бросить курить 22 человек (!) - смогли продержаться от 3 дней до 2 месяцев, употребляют спиртные напитки 24 человека - как выражаются сами подростки «по праздникам».
В моей работе очень подробно раскрыто понятие здорового образа жизни.
Для того, чтобы быть здоровым надо распрощаться с вредными привычками.
Исследуя данную тему, я пришел к выводу: надо стремиться к здоровому образу жизни самому и посоветовать это сделать своим друзьям.
Список литературы:
- -
[1] Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. Перевод (Быт.3:19)В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Пс.127:2 Екк.12:7
[2] Библия, Евангелие, поиск по Библии. 2-е Фессалоникийцам, глава 3
Ночная стрельба
Рождественские подарки от Метелицы
Пустой колос голову кверху носит
Загадка Бабы-Яги
Хризантема и Луковица