Учитель — одна из самых распространённых профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.
Читая произведения классической литературы, я обратила внимание на то, что слово «учитель» раньше употреблялось не так, как в современном языке, и само значение этого слова тоже отличается от современного.
Учитель – это древнейшая общественная профессия, то есть связанная с обществом, с людьми, и поэтому все изменения в обществе должны были отразиться и на профессии, а язык все эти изменения уловил и зафиксировал.
Целью работы было сравнение исторического и современного значений слова учитель.
В работе было несколько задач:
Источниками работы были тексты классической и древней русской литературы, современная разговорная речь. Мы также провели опрос учеников 5 и 7 классов с целью узнать, с какими словами они обычно используют слово «учитель».
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_naryadkina.docx | 26.53 КБ |
«Учитель – перед именем твоим…»
(историческое и современное значение слова «учитель» и особенности его употребления)
Введение
Учитель — одна из самых распространённых профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.
Читая произведения классической литературы, я обратила внимание на то, что слово «учитель» раньше употреблялось не так, как в современном языке, и само значение этого слова тоже отличается от современного.
Учитель – это древнейшая общественная профессия, то есть связанная с обществом, с людьми, и поэтому все изменения в обществе должны были отразиться и на профессии, а язык все эти изменения уловил и зафиксировал.
Целью работы было сравнение исторического и современного значений слова учитель.
В работе было несколько задач:
Источниками работы были тексты классической и древней русской литературы, современная разговорная речь. Мы также провели опрос учеников 5 и 7 классов с целью узнать, с какими словами они обычно используют слово «учитель».
Значение слова «учитель» в древности и сегодня
Заглянем в толковые словари.
Учитель. Тот, кто преподаёт какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики, физики. Учитель по русскому языку, по природоведению. Сельский учитель. Курсы повышения квалификации учителей. Учитель средней школы. Учитель начальных, старших классов. Молодой, опытный, строгий учитель. Домашний учитель (гувернёр или репетитор). Дом учителя (дворец культуры или клуб для преподавателей).
2. Человек, обладающий высоким авторитетом для кого-л. в какой-л. области, имеющий последователей. Превзойти своего учителя в чём-л. Вы наш учитель и наставник! (Толковый словарь Ушакова).
В Древней Руси толковых словарей не было, однако значение этого слова можно выявить, прочитав и проанализировав древнерусские тексты.
При поиске текстов мы обратились к Национальному Корпусу Русского языка (www.ruscorpora.ru), в частности, к историческому подкорпусу, который содержит 1254 документа древнерусской литературы. При запросе на слово «учитель» мы получили 132 документа и 201 вхождение.
В контексте древнерусских текстов мы составили свою словарную статью с толкованием слова:
Учитель. 1. Тот, кто показывает высокий пример в какой-либо добродетели. Учитель благочестия. Учитель незлобия.
2. Тот, кто направлен с проповеднической миссией к нехристианским народам. (Учитель израилев. Учитель языков (в значении народов).
3. Тот, кто дал людям Слово истины. Христос. (Великий учитель).
Все три значения объединяет одно – это предельно высокий в нравственном плане человек, эталон, образец для подражания, богочеловек.
Лексическая сочетаемость слова «учитель» в древности и сегодня
В разные эпохи слово «учитель» обладало способностью присоединять определенные слова. Мы проанализировали лексическую сочетаемость этого слова в древнерусских текстах.
В Древней Руси и до 18 века слово учитель в основном использовалось вместе со словами мудрость, благочестие, истина, великий. Оно использовалось в текстах литературного стиля. Это были либо переводы Священного Писания, либо жития святых, поучения, проповеди, то есть литература, тесно связанная с богослужебной жизнью.
Во всех библейских текстах мы встретили слово учитель только в одном значении «Христос», и в сочетании по типу «учитель кого» - «учитель языков», «учитель израилев», а также «учитель в вере и истине». В житийной и богослужебной литературе Иоанн Златоуст называется «вселенским учителем» (Акафист Иоанну Златоусту), Афанасий Афонский – «премудр учитель» (акафист), в «Добротолюбии» - «добрый образ и учитель», «учитель божественный», «учитель изряднейший» (то есть самый лучший). Появляются и словосочетания «учитель чего-либо»: учитель безмолвия, учитель священного жительства, учитель истины.
В «Книге Правил святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов» слово учитель появляется в словосочетании «учитель бесчиния» (как отрицательный пример). Но это единичные случаи.
В основном мы встретили словосочетания «учитель добрый, мудрый, теплый», «учитель истины, молитвы, благочестия, безмолвия, чистоты, праведности» и т.п.
Что же произошло с употреблением слова «учитель» спустя несколько столетий?
В Национальном Корпусе Русского языка мы задали параметры поиска текстов со словом «учитель», указав год рождения автора до 1750.
Мы получили тексты архиепископа Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.И.Богданова и других авторов.
Слово «учитель» существенно изменило свое окружение.
Словосочетаний «великий учитель», «учитель истины» гораздо меньше. Зато появились «учитель словенску языку» (В.Н.Татищев, История Российская в 7 томах), «учитель закона», т.е. появилось название предмета, который преподает учитель.
У В.Н.Татищева мы встретили интересное описание некого учителя Кондратовича:
«Учитель Кондратович за немалой ево при переводе книг труд просит награждения. А понеже он, Кондратович, человек убогой и жалованье от латинской школы, яко учитель, получает малое, перевод же книг принадлежит до Академии наук, где от печатанья прибыль получается, того ради сим оной Академии представляю, чтоб соблаговолила о награждении ему, Кондратовичю, надлежащее определение учинить, и данные Шишкову в награждение на счет Академии с заводами сибирскими принять[В. Н. Татищев. В Академию наук (1737)]
Тот же автор подробно пишет о самой профессии учителя:
В. Н. Татищев. Инструкция учителям школ при уральских заводах (1736)
Учитель есть человек, которой детей читать и писать или иным каким наукам и познанию полезных правил жизни человеческой обучает, и для того он, яко един отец им обсчий вместо многих родителей. Но как известно, что младенцы образы жития старших над собою от видения приемлеют и тому прилежно следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зерщик, не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцев соблазненных, поступков отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец, ибо в противном случае как пред божиим, так е . в. судом ответствовать за всякое преступление и соблазн должен. Учители должны кождодневно в школу приходить преже прихода учеников, и если где учитель не один, то наипаче молочшей повинен то чинить, дабы столы и скамьи, осмотря, в порядок поставить. Самые же малые лет пять и до шести не имеют долее сидеть как 2 часа споряд, дабы вдруг сидением не отяготить и науки им не омерзить, некогда же и междо учением может учитель на полчаса младенцем допустить погулять. По собрании учеников в школу должен каждой учитель всех своих учеников, по росписи пересмотря, посадить и прочитать им гласно и внятно одно зачало из Новаго завета, положенного на тот день, а имянно: поутру из Евангелиа, по обеде из Апостола и потом предписанную молитву, а в среду же и суботу часть ис катехизиса, чтоб всякой мог слышать и розуметь, и потом начинать учение. В учении младенцем должен учитель начинаюсчим азбуку каждому сам начинать, и когда ему несколико раз буквы покажет, тогда посадить его подле такого, которой уже основательно знает, и приказать, чтоб оной за ним надсматривал и как к показанию, так и речению букв поправлял, а за тем учителю почасту самому надзирать и поправлять, однакож без всякой злобы и свирепости, но ласкою и с любовию,показуя себя как словами, так и поступками любительно и весело. Потом же, как многие буквы познает и складывать начнет, тогда учитель может одному из учеников приказать, чтоб начинал, дабы ему к надзиранию других и прослушиванию уроков времени не оскудевало. Для котораго сперва давать уроки малые, и когда способность в котором усмотрит, то по малу может учитель прибавливать, а ленивых наказывать, однакож не столько битьем, как другими обстоятельствы, а наипаче чтоб более стыдом, нежели скорбию, яко стоя у дверей, привязану к скамье и на земли сидя кому учиться, или неколико часов излишнее пред другими в школе удержать. Но и при том, когда младенец каков-либо стих выучит, должен его учитель спрашивать, преж читая ему, знает ли он силу того, что учил, чтоб простым наречением и хотя непредписанным порятком пересказал». |
В основном в этом тексте говорится об обязанностях учителя. Чаще всего рядом со словом «учитель» стоит слово «должен». Так слово из высоких божественных сфер спускается на землю с ее нерадивыми учителями, невысокими окладами, обязанностями и разными трудностями.
Слово «учитель» в значении «учитель истины» встречается теперь только в богослужебной литературе или в хвалебных текстах.
В каком словесном окружении существует слово «учитель» в наши дни?
Для этого мы попросили школьников 5 и 7 класса выполнить следующее задание:
Ответы учеников мы распределили по частоте называния в порядке убывания (в скобках – сколько человек написало данное слово):
Из этого списка видно, что большей частью прилагательные несут положительную окраску и частично напоминают о том значении слова учитель, которое было в Древней Руси. Однако в окружении появились и современные слова: прикольный, крутой. Это говорит о снижении авторитета учителя, с одной стороны, а с другой, о том, что учителя сейчас гораздо ближе к ученикам, чем раньше.
Так же мы проанализировали и глаголы.
Интересно, что на первом месте – глаголы учит и проверяет. Глагол «любит» - в конце списка.
В Корпусе Русского языка мы нашли тексты современных авторов, в которых встречается слово «учитель». Большей частью это словосочетания «учитель какого-либо предмета». Часто встречались «первый учитель», «любимый учитель». Наиболее частотными были нейтральные словосочетания «школьный учитель» и «сельский учитель», «бывший учитель». Эти словосочетания стали штампами, и журналисты и писатели, не задумываясь, их используют.
Из других определений мы встретили слова «сухой и миниатюрный», «взволнованный», «нормальный», «мудрый», «главный», «талантливый».
Заключение
Слово учитель существует в русском языке с незапамятных времен. Но его значение менялось. В Древней Руси «учитель» - это человек великий, передающий абсолютную истину, эталон нравственности. Сейчас «учитель» - это в первую очередь человек, со своими сильными и слабыми сторонами, со своими радостями и трудностями.
Современные средства массовой информации и литература зачастую показывают учителя как обычного человека, ничем не отличающегося от остальных. Иногда идет специальное «снижение» его роли в жизни общества. Но даже в современном значении слова «учитель» сохраняется память о том великом предназначении, о той миссии, которые были заложены в древности.
Не случайно опрос учеников показал, что, не задумываясь, большая часть школьников писала прилагательные и глаголы, близкие к тому, великому и высокому значению слова «учитель», синонимами которого являются апостол и пророк.
Как нарисовать портрет?
Цветение вишни в лунную ночь
Калитка в сад
Два плуга
Акварельные гвоздики