Творчество А.П.Чехова привлекает молодых исследователей своей глубиной и многоплановостью, необходимостью самостоятельно искать смысл произведения, способы проникновения в подтекст, где и кроется авторский замысел и авторский взгляд на мир.
Читая рассказы и повести Чехова, мы обратили внимание на то, что в них часто встречаются упоминания о птицах. Возможно, это образ, который связан с авторским мировосприятием и указывает на наличие в тексте второго, глубинного уровня, который мы и попытаемся воссоздать.
В литературе и искусстве образ птицы всегда был одним из основных, ключевых, несущим большую смысловую нагрузку. Мы проанализировали повесть «Степь», чтобы посмотреть, каких птиц и с какой целью Чехов вводит в художественное пространство повести.
Статья опубликована в сборнике Эстетико-художественное пространство мировой литературы: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. 14 Кирилло-Мефодиевские чтения 14 мая 2013 года. М. Ярославль. 2013 г.
Вложение | Размер |
---|---|
gladkaya_statya.docx | 15.27 КБ |
ОБРАЗЫ ПТИЦ В ПРОЗЕ А.П.ЧЕХОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «СТЕПЬ»)
Гладкая Анастасия
(Россия)
Творчество А.П.Чехова привлекает молодых исследователей своей глубиной и многоплановостью, необходимостью самостоятельно искать смысл произведения, способы проникновения в подтекст, где и кроется авторский замысел и авторский взгляд на мир.
Читая рассказы и повести Чехова, мы обратили внимание на то, что в них часто встречаются упоминания о птицах. Возможно, это образ, который связан с авторским мировосприятием и указывает на наличие в тексте второго, глубинного уровня, который мы и попытаемся воссоздать.
В литературе и искусстве образ птицы всегда был одним из основных, ключевых, несущим большую смысловую нагрузку. Мы проанализировали повесть «Степь», чтобы посмотреть, каких птиц и с какой целью Чехов вводит в художественное пространство повести.
В повести встречается образы орла и коршуна. Во многих культурах они являются воплощением солнечных божеств, проводниками душ умерших, а также символизируют мощь и чистоту, свободу и силу.
В тексте упоминается куропатка: «Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «трр» полетело к холмам». Куропатка связана с близостью к земле, с естественной, природной жизнью, является символом плодовитости, семейственности.
«У самой дороги вспорхнул стрепет. Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька, у которого, когда он мелькает над водой, крылья сливаются с усиками и кажется, что усики растут у него и спереди, и сзади, и с боков. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону». При описании стрепета Чехов акцентирует внимание на его сходстве с насекомым, с ним связаны слова «испуганный», «мелькает», «понесся», что создает образ суетливости, слабости, но при этом стрепет «поднялся высоко вверх», и это движение вверх придает образу дополнительные значения свободы, легкости. Не зря стрепет в народном творчестве олицетворяет степную волю.
В тексте встречается и образ грачей. «Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи». «Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимание, долбили своими толстыми клювами черствую землю». Грачи здесь связаны с мотивами скуки. Они встроены в ассоциативный ряд «старость – нечего делать – переполохи – покойно и равнодушно – не обращая внимание». Слова «долбили … черствую землю» делают образ тяжеловесным, совсем не связанным с полетом, волей, свободой, а, наоборот, с тяжелой земной жизнью, с трудом, с равнодушием как способом переживать трудности. А слово «покойно», проскальзывающее при описании грачей, перекликается с тем покоем, о котором мечтают многие чеховские герои. И здесь образ грачей сближается с образом дяди Вани и Сони из пьесы «Дядя Ваня», с Варей из «Вишневого сада», с сестрами из пьесы «Три сестры», где герои, будто грачи, долбят своими толстыми клювами черствую землю, а покой наступит когда-то потом, когда над головой засияет «небо в алмазах».
«А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы, от этого его крылья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид». Образ коростеля связан с естественностью, с близостью к природе. Он так же, как и грачи, как стрепет, совершенно далек от высоты, полета и близок к простой человеческой жизни с ее заботами, трудами, страхами и волнениями. Образ коростеля немного комичен: это происходит за счет таких слов, как «раздулся до величины курицы», «сердитый, внушительный вид».
Проанализировав образы птиц, встречающиеся в повести «Степь», мы увидели, что все они делятся на две группы, связаны с двумя противоположными понятиями: небо – земля, простая естественная жизнь - мечта и стремление к ней. Но все образы объединяет и нечто общее. Это понятия «естество» и «свобода», которые для Чехова были очень важными. Эти понятия определяли чеховский идеал человека: свободный и естественный, человек, в котором внешнее и внутреннее находится в полной гармонии, в котором «все прекрасно». Писатель мечтал, чтобы люди были настоящими, простыми, искренними, свободными. Эти качества воплотились в образе-символе чайки, который стал ключевым в чеховском творчестве.
Образы птиц, в таком изобилии встречающиеся в повести «Степь», на наш взгляд, выполняют две функции.
Подробность описания каждой птицы, обилие мельчайших деталей, необычные сравнения (с насекомыми, с курицей, с блесной), которые создают образ, использование при описании слов, передающих настроение, мысли, чувства (испуганный, равнодушно, не понимая, в чем дело, сердитый), сравнение с реалиями человеческой жизни (состарившийся, привыкший) – все это позволяет сделать вывод, что в повести на степь и на птиц смотрит не автор, а мальчик – Егорушка, которому грустно, скучно, он волнуется, и в степи, в ее обитателях видит отражение своих мыслей и чувств. Напрямую герой не говорит о своих чувствах, но на них указывает описание птиц, которое окрашено настроением мальчика. Следовательно, образы птиц в этой повести – одно из средств создания образа героя.
Вторая функция образа птиц, которую мы увидели в повести, связана с авторским идеалом человека. Автор намекает, о чем он думает и о чем мечтает. А мечтает он о том, чтобы люди были похожи на птиц, были такими же свободными и легкими.
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Загадка Бабы-Яги
Кто самый сильный?
Мастер-класс "Корзиночка"