Проценты – одно из математических понятий, которое всем, казалось бы, хорошо знакомо, оно у всех на слуху, оно перестало быть только математическим понятием, потому что используется во многих областях. Одни хорошо знакомы с этим понятием, другие просто, не задумываясь, используют его, третьи знают, но не могут объяснить, что это такое.Поэтому любой человек должен уметь свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, уметь просчитывать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков и выбирать наиболее выгодные. Изучение процентов в школе продиктовано самой жизнью, значение их очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
protsentnye_raschyoty_v_zhizni_lyudey.docx | 385.83 КБ |
Введение
В любом открытии есть 99 % труда и потения
и только 1 % таланта и способностей.
Л. Магницкий
Проценты – одно из математических понятий, которое всем, казалось бы, хорошо знакомо, оно у всех на слуху, оно перестало быть только математическим понятием, потому что используется во многих областях. Одни хорошо знакомы с этим понятием, другие просто, не задумываясь, используют его, третьи знают, но не могут объяснить, что это такое. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли участи 76,4% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 80%, промышленной производство сократилось на 12,7%, уровень инфляции 7 % в год, банк начисляет 11 % годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д.
Поэтому любой человек должен уметь свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, уметь просчитывать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков и выбирать наиболее выгодные. Изучение процентов в школе продиктовано самой жизнью, значение их очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Цель исследования: выяснить какую практическую значимость имеют проценты в различных сферах деятельности человека, и научиться использовать знания по процентным исчислениям не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
Задачи:
Объект исследования – проценты.
Предмет исследования: практическое применение математических вычислений с процентами, задачи на вычисления процентов.
Методы исследования: поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений при решении различных задач на проценты; анализ полученных в ходе исследования данных.
Понятие процента.
Слово «процент» происходит от латинского «pro centum», что буквально означает «на сотню», «со ста» или «за сотню». Но идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же величинах, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.
По-видимому, процент возник в Европе вместе с ростовщичеством. Есть мнение, что понятие процент ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584г. он опубликовал таблицы процентов. Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Существует версия, что знак % происходит от итальянского pro cento (сто), которое в процентных расчетах часто сокращенно писалось cto. Отсюда путем дальнейшего сокращения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный знак процента 1%
Также есть предположение, что знак % возник в результате опечатки. В Париже в 1685г. была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик напечатал знак %.
Проценты – удобная относительная мера, позволяющая оперировать с числами в привычном для человека формате не зависимо от размера самих чисел. Это своего рода масштаб, к которому можно привести любое число.
Социологический опрос
Я решила провести опрос школьников и учителей нашей школы с целью, знают ли они определение процента. Было опрошено 70 человек, возраст которых от 7 лет и старше.
Были получены следующие результаты.
Что такое процент? | Сотая часть числа | Что-то из математики | Это прибыль | Не знаю | |||||
ч | % | ч | % | ч | % | ч | % | ||
Начальная школа | 10 ч | 2 | 20 % | 2 | 20 % | 6 | 60 % | ||
Средняя школа | 20 ч | 10 | 50% | 4 | 20 % | 2 | 10 % | 4 | 20 % |
Старшая школа | 25 ч | 25 | 100% | ||||||
Учителя | 15 ч | 10 | 66,6% | 5 | 33,3% | ||||
ИТОГ | 70 ч | 47 | 67% | 11 | 14,2% | 2 | 3% | 6 | 9% |
По итогам опроса можно сделать вывод, что школьники и учителя знают, что такое процент.
Основные типы задач на проценты в математике.
Пример 1. Найти число B составляющее 15% от числа 30.
Решение.
30 ---- 100%
х ---- 15%
Запишем пропорцию
30 | = | 100% |
x | 15% |
решим полученное уравнение
Х = | 30 · 15% | 4.5 |
100% |
Ответ: 15% от 30 равно 4.5.
Пример 2. Найти сколько процентов составляет число 35 от числа 20.
Решение.
20 --- 100%
35 ---- х
Запишем пропорцию
20 | = | 100% |
35 | x |
решим полученное уравнение
Х = | 35 · 100% | = 175% |
20 |
Ответ: 35 составляет 175% от 20.
Пример 3. Найти число, 5% которого равны 20.
Решение.
х ---- 100%
20 --- 5%
Запишем пропорцию
x | = | 100% |
20 | 5% |
решим полученное уравнение
Х = | 20 · 100% | = 400 |
5% |
Ответ: 400.
Для различных величин мы тоже можем использовать проценты.
1% от одного рубля – одна копейка.
1% от одного метра – один сантиметр.
1% от килограмма – один грамм.
1% от центнера – один килограмм.
Проценты часто употребляются вместе с обыкновенными или десятичными дробями.
Обыкновенная дробь | Десятичная дробь | Проценты |
1/2 | 0,5 | 50% |
1/4 | 0,25 | 25% |
1/10 | 0,1 | 10% |
3/4 | 0,75 | 75% |
1/8 | 0,125 | 12,5% |
1/25 | 0,04 | 4% |
1/100 | 0,01 | 1% |
Задачи из школьной жизни
В ходе своего исследования я решила узнать, как понятие «процент» помогает мне в распределении свободного, учебного времени.
На сон приходится у меня 10 часов, 6 часов на уроки в школе, 3 часа на выполнение домашних заданий и 5 часов на досуг. Сколько же времени в процентах приходится на сон, уроки и досуг в моём распорядке дня?
Режим | Количество часов | Проценты 24: 100% = 0,24 (ч) – 1% |
Сон | 10 часов | 10: 0,24 ≈ 41,6 (%) – занимает сон |
Уроки в школе | 6 часов | 6: 0,24 = 25 (%) – занимают уроки в школе |
Домашнее задание | 3 часа | 3: 0,24 = 12,5 (%) - занимает домашнее задание |
Досуг | 5 часов | 5: 0,24 ≈ 20,8 (%) – занимает досуг |
Сутки | 24 часа | 100% |
Вывод: время, затрачиваемое на сон равно времени затрачиваемое на уроки и досуг.
Вывод: и в пятом и шестом классе у нас успевают все, а вот качественная успеваемость снизилась на 18%.
24 ученика писали контрольную. На «5» контрольную написало 4 ученика, на «2» написало 3 учащихся, а на «4» написало 10 учащихся, остальные на «3». Найти успеваемость и качество?
1) 24 ч – 100%
4 ч - ? % 4*100:24 ≈ 17 % написали контрольную на «5»
2) 3*100:24 = 12,5% написали контрольную на «2»
3) 10*100:24 ≈ 42% написали контрольную на «4»
4) 24-4-3-10 = 7учащихся написали контрольную на «3»
5) (10 + 4)*100:24 ≈ 58 % качество
6) ( 10+4+7) *100: 24 =87,5% успеваемость
Ответ: 87,5% успеваемость, 58 % качество.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Каждый месяц наша семья оплачивает коммунальные платежи: за холодную и горячую воду, за Интернет и цифровое телевиденье, за электроэнергию и вывоз мусора. Сколько процентов составляет каждая услуга от всей платёжной суммы? (Данные о тратах за октябрь приведены в таблице)
Наименование услуги | Плата (за месяц) | Проценты 1) 439,42 +116+153,02 +121,17+ 306,82+650+ 792,5 +157,80 +257,56 = 2994,29 (руб.) – общая сумма платежей 2) 2994,29: 100% ≈ 29,9 (руб.) – 1% |
Содержание и текущий ремонт | 439,42 руб. | 439,42: 29,9 ≈ 14,7 % текущий ремонт |
Холодная вода | 116 руб. | 116: 29,9 ≈ 3,9 % холодная вода |
Горячая вода | 153,02 руб. | 153,02: 29,9 ≈ 5,1 % горячая вода |
Водоотведение | 121,17 руб. | 121,17: 29,9 ≈ 4,1% водоотведение |
Отопление | 306,82 руб. | 306,82: 29,9 ≈ 10,26% отопление |
Интернет и цифровое телевиденье | 650 руб. | 650: 29,9 ≈ 21,7% интернет и цифровое телевиденье |
Электроэнергия | 792,5 руб. | 792,5: 29,9 ≈ 26,5% электроэнергия |
Вывоз мусора | 157,80 руб. | 157,80: 29,9 ≈ 5,3% вывоз мусора |
Капитальный ремонт | 257,56 руб. | 257,56: 29,9 ≈ 8,6% капитальный ремонт |
Всего: | ? руб. | 100% |
Вывод: что наибольшее число процентов семейного бюджета расходуется на оплату электроэнергии, соответственно, надо подумать о том, обдуманно ли мы тратим на электричество, не пора ли экономить?
Каждый месяц мой папа кладёт деньги на счет мобильных телефонов каждого члена семьи. На свой он кладёт 500 рублей, на мамин – 300 рублей, а на мой – 150 рублей. Сколько процентов от всей суммы приходится на каждый телефон?
Телефоны нашей семьи | Вклады на счет | Проценты 500+300+150= 950 (руб.) – общая сумма вложений на счёт 950:100% = 9,5 (руб.) – 1% |
Папин телефон | 500 рублей | 500:9,5 ≈ 53% кол-во от всей суммы у отца |
Мамин телефон | 300 рублей | 300:9,5 ≈ 32% кол-во от всей суммы у мамы |
Мой телефон | 150 рублей | 150: 9,5 ≈ 15 (%) – кол-во от всей суммы у меня |
Всего: | 950 рублей | 100 % |
Вывод: Большее вложение требует телефон папы, т.к. ему по работе приходится много звонить.
100%-25%=75% применив формулу нахождения процентов от числа, получим: 3500*75%:100%=2625 руб.
Мы купили куртку за 2625 руб.
Вывод: Я была рада. Денег хватало еще и на торт.
Решение. Вычислим скидку. 2000:100·10=200 руб. Новая цена: 2000-200=1800 руб.
Ответ: 1800 руб.
Решение. 20 руб. — 100%
40 руб. — х%
х=40 · 100% / 20 = 200%.
200% - новая цена. Найдем разницу: 200% – 100% = 100%.
Ответ: цена выросла на 100% (т.е. в два раза).
Решение:
Ответ: 1210,68 руб.
Вывод: такими предложениями особенно выгодно пользоваться той семье, где много детей.
Решение: 10% = 0,1
286 0,1 = 28,6 руб.
Ответ: 28,6 рублей.
420:6000*100%=7%;
Вывод: информация оказалась верной.
Х- количество воды необходимое добавить;
(Х+20)- новое количество раствора;
(Х+20)*0,09=20*0,7- количество уксуса в растворе;
Решим уравнение:
(Х+20)*0,09=20*0,7
(Х+20)*0,09=14
Х+20=155,5
Х=135,5 гр.
Необходимо добавить 135,5 гр. воды.
Вывод: Огурцы получились на славу.
Решение:
Ответ: 140492,8руб.
Вывод: таким предложением особенно выгодно пользоваться тем, кто пользуется услугами сбербанка.
Когда мы отправляемся в магазин за покупками, мы приобретаем товар, глядя на этикетку. На этикетках написан состав товара, процентное соотношение ингредиентов, характеристика товара и другие данные. Иногда люди не понимают то, что на них напечатано. Как понять то, что написано на этикетках товаров в магазине, как совершить правильную, выгодную покупку и не быть обманутым?
Вывод: Молоко, сгущенное с сахаром 8,5% жирности богато следующими витаминами и минералами: органическими кислотами - 20 %, витамином B2 - 21,1 %, витамином B3 - 16 %, витамином B12 - 16,7 %,витамином H - 6,4 %, витамином PP - 9 %, холином - 6 %, кальцием - 30,7 %, магнием - 8,5 %, натрием - 10 %, калием - 14,6 %, фосфором - 27,4 %, хлором - 10,3 %, серой - 7 %, цинком - 8,3 %, кобальтом - 20 %, где % - процент удовлетворения суточной нормы на 100 гр. Эта информация важна для пожилых и больных людей.
Вывод: Данный яблочный уксус не является натуральным. Натуральный яблочный уксус значительно дороже синтетического - в два и более раз. Крепость натурального яблочного уксуса 4-5%, а синтетического - как правило, 6 - 9%. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что куплен действительно натуральный яблочный уксус, а не ароматизированный химический. Чрезмерное потребление синтетического уксуса ведет к появлению песка и камней в почках, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, острых нефрозов и нефритов.
Вывод: 150 граммов мякоти – это суточная потребность человека в магнии. Сок арбуза практически не содержит солей, но в то же время богат щелочью: все это оказывает целебное действие на мочевую систему.
Арбуз щедро насыщен железом, поэтому незаменим при лечении анемии. В случае отравлений арбузный сок выводит токсины из печени.
Соленые продукты задерживают жидкость в организме, поэтому во избежание отеков и нагрузки на сердце, лучше не употреблять их вместе с арбузом.
Мякоть этого плода позволительна и полезна и для будущих мам (часто желающих полакомиться) и для диабетиков.
Вывод: Протеин - это совершенно натуральное вещество, в нем нет ничего искусственного, поэтому он не повредит организму. Как побочный эффект, он снабжает организм аминокислотами и витаминами. Также протеин поддерживает в организме естественный азотистый баланс, что тоже способствует накоплению белка и, как следствие, увеличению объема мышц.
Социологический опрос
И в конце своей работы я решила провести опрос родителей учеников моего класса с целью выяснить какую практическую значимость имеют проценты в различных сферах деятельности человека. Было опрошено 24 родителя и получены следующие результаты.
Было предложено ответить на следующие вопросы:
По результатам проведенного опроса я выяснила, что 75% опрошенных считают затронутую мной тему актуальной. Люди в процентах измеряют не только банковские кредитные ставки, но и качество работы. 80% опрошенных считают, что проценты в их жизни играют большую роль, 70 % умеют высчитывать проценты. Наибольший процент опрошенных считают, что непосредственно с процентами чаще сталкиваются работники банка, экономисты, математики, бухгалтер, химики, социальные работники, статисты, финансисты. В общем, кто только не встречается с процентами. Без знаний процентов и умения их высчитывать их не обойтись!
Заключение
Я и не предполагала, что современный человек так тесно связан с процентами.
Оказывается, проценты встречаются:
В прессе достаточно часто используется понятие процента. Если внимательно читать газеты, то за цифрами процентов можно увидеть реальное положение вещей. С их помощью можно наглядно показать положительную или отрицательную динамику тех или иных процессов, протекающих в жизни общества. Также люди пользуются процентами при оформлении кредитов или при вкладах сбережений в банк. Нельзя сегодня людям без знаний процентов! В умении высчитывать проценты современный человек независимо от рода деятельности и уровня образования нуждается непрерывно. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
В своей работе я показала применение понятия процента при решении реальных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека (торговля, статистика, быт…) В ходе своего исследования я пришла к выводу, что проценты помогают нам:
Трудно назвать область, где бы не применялись проценты.
Проведенная работа мне была интересна. Я ближе познакомилась с процентами. Выявила, что проценты глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Познавая много нового и интересного, я поняла, чтобы разбираться в более сложных ситуациях, связанных с процентами, нужны знания из экономики. Подводя итог работы, прихожу к выводу, что данная тема - актуальна.
Думаю, что неправы мои сверстники, которые считают, что им не нужны знания о процентах. Без элементарных знаний по этой теме не сможешь ориентироваться в современной жизни.
Список литературы
Мост из бумаги для Киры и Вики
Снежная сказка
Ель
Городецкая роспись
А теперь — мультфильм