Материал содержит полную работу и презентацию выборочных задач
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект | 674.34 КБ |
МБОУ «ООШ №26» г. Энгельса
Исследовательский проект по теме:
«Роль схем в решении текстовых задач».
Выполнил:
ученик 5 «А» класса
МБОУ «ООШ № 26»
Недорубков Никита
Руководитель:
учитель математики
МБОУ «ООШ №26»
Еремеева Елена Борисовна
2015 год
Оглавление:
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно решать разные задачи, выполнять оценочные действия, использовать навыки устного счета, применять действий с натуральными числами. Но, как научиться правильно и быстро решать задачи? Графический способ даёт иногда возможность ответить на вопрос такой задачи, которую мы ещё не можем решить арифметическим способом.
Графическая информация легче для восприятия.
Рисование графической схемы:
во-первых, заставляет ученика внимательно читать текст задачи,
во-вторых, позволяет перенести часть умственных действий в действия практические и закрепить результат в виде материального объекта,
в-третьих, дает возможность искать решение самостоятельно.
Учитывая это, появилась идея, рассмотреть и решить текстовые задачи из различных источников. Для этого было необходимо провести большую работу по сбору информации, обработать ее, подобрать к ней красивые решения, что подробно изложено в проектной работе.
Как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Если я буду хорошо решать задачи с помощью схем, то я - пополняю свой математический опыт.
Цель проекта – показать простейшие решения некоторых олимпиадных задач и задач из экзаменационных материалов.
Задачи – распространить данные способы решения среди учеников школы.
Для любого ученика очень важно быть подготовленным к сдаче экзамена. Данным способом решаются как алгебраические, так и геометрические задачи.
Первый этап – этап планирования. Меня заинтересовала тема «Решение задач с помощью схем», с помощью которой можно показать, что задачи решаются не так сложно, как это кажется. На протяжении недели подбирались различные задачи. Из учебника для 5 и 6 класса, из олимпиадных заданий для 5 – 6 класса. Стало интересно, смогу ли я решить задачи из экзаменационных материалов?
Второй этап – этап выполнения проекта. Из множества задач, я выбрал самые интересные, т.е. задачи, которые решаются различными способами, разными видами схем. Рассмотрел задачи по геометрии. На данный этап было потрачено ещё 7 дней.
№ 201.
Длина спортивного зала в 3 раза больше его ширины, причём ширина на 30 м меньше длины. Найди площадь спортивного зала.
Длина
Ширина 30
Площадь - ? м2
Решение:
15 · 45 = 675 (м2) – площадь
Ответ: 675 м2.
№ 231
Один смежный угол меньше другого в 8 раз. Найди величину смежных углов. Построй их с помощью транспортира.
1800
Решение:
1600 200
№ 250
Один угол треугольника в 6 раз больше второго и в 3 раза больше третьего угла. Чему равны углы треугольника?
1800
Решение:
Ответ: ∠1 = 1200, ∠2 = 200. ∠3 = 400.
№ 331
На трёх зверофермах вырастили 28 700 песцов. На первой и второй вырастили одинаковое количество зверьков, на третьей – на 700 песцов меньше, чем на второй. Сколько песцов вырастили на каждой звероферме?
28 700
700
Решение:
Ответ: 9 100 песцов, и по 9 800 песцов.
№ 576
В книге 45 страниц. Маша прочитала книги. Сколько страниц осталось прочитать Маше?
45
Прочитала осталось
?
Решение:
Ответ: 30 страниц.
№ 577
В клетке 30 попугаев, из которых – жёлтые, а остальные – зелёные. Сколько зелёных попугаев в клетке?
30
Жёлтые зелёные
?
Решение:
30 : 5 · 3 = 18(п) – зелёные
Ответ: 18 попугаев.
№ 610
Половина класса участвовала в конкурсе на лучший рисунок. Одна треть участников стала победителями. Сколько учащихся в классе, если победителей было 4 человека?
Выбери схему, соответствующую задаче. Запиши её решение.
1 2
4 чел 4 чел
? ?
3 4
4 чел 4 чел
? ?
Измени условие задачи так, чтобы она соответствовала другим схемам.
Решение:
Схема 4
Ответ: в классе 24 человека.
Задача к схеме 1.
Класс участвовал в конкурсе на лучший рисунок. Шестая часть участников стала победителями. Сколько учащихся в классе, если победителей было 4 человека?
Задача к схеме 2.
Половина класса участвовала в конкурсе на лучший рисунок. Одна четвёртая участников стала победителями. Сколько учащихся в классе, если победителей было 4 человека?
Задача к схеме 3.
Половина класса участвовала в конкурсе на лучший рисунок. Половина участников стала победителями. Сколько учащихся в классе, если победителей было 4 человека?
№ 1118
Маляры покрасили площади забора. Какова площадь забора, ели им осталось покрасить 48 м2?
?
покрасили осталось
48
Решение:
48 : 3 · 5 = 80 (м2) – площадь забора
Ответ: 80 м2.
6 класс
Отец старше сына в 4 раза, при этом суммарный их возраст составляет 50 лет. Через сколько лет отец станет старше сына в 3 раза?
Отец
Сын 50
Решение:
Отец
Сын 50 + 2х
Получается, что 50 + 2х должно делиться без остатка на 4 части .
На 4 делятся числа 52, 56, 60
52 – не подходит, потому что пройдёт всего 1 год
56 – через 3 года(56= 50 + 2 ·3) отцу будет 43, а сыну 13 лет. Не подходит.
60 = 50 + 2 · 5. Через 5 лет отцу 45лет, сыну 15 лет, 45 : 15 = 3. Подходит.
Ответ: через 5 лет.
5 класс.
Корова вчетверо дороже собаки, а лошадь вчетверо дороже коровы. Собака, две коровы и лошадь стоят 200 руб. Сколько стоит корова?
Корова
Собака
Лошадь
200 р.
Решение:
Ответ: 32 р.
5 класс.
Для покупки 8 воздушных шариков у Тани не хватило 20 руб. Если она купит 5 шариков, то у нее останется 100 руб. Сколько денег было у Тани? Сколько стоит один шарик?
20
100
Решение:
1)100 + 20 = 120 (р) -3 шарика
2) 120 : 3 = 40 (р) – 1 шарик
3) 40 · 5 + 100 = 300 (р) – было денег
Ответ: у Тани было 300 руб, 1 шарик стоит 40 руб.
Два дня было затрачено, чтобы найти экзаменационные задачи. Пришлось найти сборники прошлых лет, вести поиск в интернете. Многие задачи совпадали с заданиями из учебника математики 5 – 6 класса.
Задача 1.
Андрей старше Олега на 4 года, а Олег старше Бориса в 1,5 раза. Вместе им 36 лет. Сколько лет каждому из них?
Андрей
Олег 4 36
Борис
Решение:
Ответ: Андрею 16 лет, Олегу – 12 лет, Борису – 8 лет.
На пост председателя школьного совета претендовали два кандидата. В голосовании приняли участие 105 человек. Голоса между кандидатами распределились в отношении 2:5. Сколько голосов получил победитель?
105
Решение:
Ответ: 75 голосов
Задание №1652E6
На пост председателя школьного совета претендовали два кандидата. В голосовании приняли участие 70 человек. Голоса между кандидатами распределились в отношении 3:7. Сколько голосов получил победитель?
70
Решение:
70 : 10 · 7 = 49 (гол) – победитель
Ответ: 49 голосов
Математика • ЕГЭ • Базовый уровень • Вариант №12430
Площадь земель крестьянского хозяйства, отведённая под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 49 га и распределена между зерновыми культурами и картофелем в отношении 2:5. Сколько гектаров занимают зерновые культуры?
49
Решение:
49 : 7 · 2 = 14 ( га) – зерновые культуры
Ответ: 14 га
Третий этап – этап составления презентации, с выбором задач для всеобщего обозрения.
Четвёртый этап – итоговый. Выступление перед старшеклассниками школы, чтобы напомнить им способы решения некоторых экзаменационных задач с помощью схем.
Всё это легко можно выполнить, если уметь работать со схемами.
Просмотрев экзаменационные материалы для 9 и 11 класса, я понял необходимость в изучении данного вопроса.
Цель проекта – показать простейшие решения некоторых олимпиадных задач и задач из экзаменационных материалов. Задачи – распространить данные способы решения среди учеников школы. Всё это было достигнуто в ходе работы над данным проектом.
Именинный пирог
Кто должен измениться?
Акварельные гвоздики
3 загадки Солнечной системы
10 осенних мастер-классов для детей