В работе рассмотрена история банковской карты, выяснено, что означают числа на карте, как проверить карту на подленность, даны советы по безопасному использованию кредитной карты.
Вложение | Размер |
---|---|
kreditnaya_karta_-_chast_zhizni_sovremennogo_cheloveka.docx | 591.87 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №4"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: " Кредитная карта - часть жизни современного человека"
по математике
Ученика 11 "Б" класса
Казберова Всеволода Вячеславовича
Руководитель: Леонова Нелли Алексеевна
г. Воскресенск 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
5.2. Алгоритм проверки контрольной цифры …………………16
5.3. Оригинальный алгоритм, описанный разработчиком……17
Постоянное и динамичное развитие науки и техники, задает темп к совершенствованию остальных механизмов и процессов. Повсеместное внедрение ЭВМ, планомерное развитие банковской системы и автоматизации банковских операций, способствовали возникновению новых способов расчетов с применением электронных денег, которые, в свою очередь, позволили осуществлять новые методы погашения долга. Такая система способствовала переходу на качественно новую ступень эволюции денежного обращения, характеризующуюся появлением пластиковых карт. Сегодня банковскими картами пользуется каждый второй россиянин. При этом не снижается доля тех, кто пока банковской карты не имеет, но планирует ее получить в ближайшее время.
Сейчас трудно представить нашу жизнь без так называемых банковских (или кредитных) карт. Самой популярной операцией по банковским картам остается снятие наличных в банкоматах. Дело в том, что по-прежнему недостаточно хорошо развита сеть торговых точек, в которых принимают к оплате банковские карты. Кроме того, необходимо время для формирования у населения культуры пользования банковской картой, поскольку, в первую очередь и предпочтительнее, чтобы она использовалась для осуществления безналичных платежей. Банк охватывает услугами все категории граждан: физических лиц, студентов, сотрудников организаций, корпоративных клиентов и пенсионеров. Существует ошибочное мнение, что банковская карта - это продукт для наиболее "продвинутой и активной в технологическом и инновационном плане части населения".
Меня заинтересовало, когда же появились банковские карты, какие они бывают, случайным ли образом на них нанесены цифры, или они что-то означают. Как узнать, подлинна ли карта? Является ли гарантом безопасности карты сохранение в тайне только значения ПИН-кода?
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на существующий в настоящий момент финансовый кризис, население все чаще и чаще используют в своей повседневной жизни банковские карты. При этом следует знать, что означают знаки на картах, как проверить подлинность карт.
Цель работы – на основе изучения теоретического материала научиться проверять подлинность банковской карты и безопасно ее использовать.
Задачи:
За последние несколько десятилетий современная жизнь перетерпела очень много изменений, и то, что сейчас считается принятым стандартом, раньше было чем-то сверхъестественным. Такую же историю перетерпели и пластиковые карты, так как их эволюционный путь был довольно долгим, прежде чем они стали универсальным средством расчета. Но все-таки лучше рассказать об этом с самого начала.
История пластиковых карт фактически началась еще в 1880 году, когда Эдуард Беллами в своей книге «Глядя назад» решил выдвинуть идею карточки, которой можно расплачиваться в магазинах. Такие карты смогли получить только надежные и кредитоспособные клиентам, которые пользовались услугами и товарами компании очень давно. Карту вставляли в специальный аппарат, на нем отпечатывались все данные, указанные на карте, и потом человек мог расплатиться согласно с данной бумагой. Но эта теория была применена на практике только спустя несколько десятилетий.
Первые банковские карты появились в Америке. Это были кредитки, но они не являлись банковскими и подтверждали только кредитоспособность владельца вне его банка. Их изготавливали из картона. В 1914 году некоторые магазины и рестораны стали выдавать богатым клиентам такие карточки для использования в качестве документа при оформлении сделки. Таким образом, магазины стремились «привязать» к себе клиента, что впоследствии назвали программой лояльности клиентов.
В 1920-х годах карты из «чистых» магазинов и ресторанов перешли на «грязные» бензоколонки (так появилось название «бензиновые карты»). Надо было менять материал, и в 1928 году бостонская компания Farrington Manufacturing выпустила первые металлические карты. На них выдавливались (эмбоссировались) идентификационные данные, что позволило в некоторой степени автоматизировать процедуру приема карты.
При оформлении покупки продавцом на специальном прессе (импринтере) делался отпечаток этих данных на торговом чеке-квитанции. Такая технология приема карт, несмотря на внушительные современные технические достижения в этой области, сохранилась и поныне. А название фирмы было даже отражено в международном стандарте ИСО 7811-3, посвященном пластиковым картам: шрифт, который описан в нем, используется для тиснения карточек, он так и называется – Farrington 7B.
Начало банковским кредитным картам положил Джон С. Биггинс, один из специалистов по потребительскому кредиту из Национального банка Flatbush в Бруклине. В 1946 году он организовал работу по кредитной схеме Charge-it, которая предусматривала расписки, принимавшиеся местными магазинами от клиентов за мелкие покупки. По совершении покупки магазин сдавал эти расписки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей.
Первой массовой платежной карточной системой была созданная в 1949 году компания Diners Club. Главным отличием ее от предыдущих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями существовал посредник, который берет на себя проведение расчетов. Именно это позволило Diners Club стать первой и очень массовой универсальной картой.
Идея создания такой карты родилась в центре Манхэттэна, а именно в ресторане Major’s Cabin Grill. Там встретились Алфред Блумингдейл, внук основателя одного из самых крупных американских универмагов, его давний друг Фрэнсис Макнамару, возглавлявший на тот момент финансовую компанию Hamilton Credit Corp., и юрист Фрэнсиса - Ральф Снайдер.
В процессе обеда разговор зашел об одном клиенте Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял соседям пользоваться своим банковским счетом за проценты. Продавцы магазинов звонили ему по телефону и, получив разрешение, записывали стоимость покупок на его счет. В такой сделке новшеством являлось наличие посредника, который, используя свою кредитоспособность, предоставлял ссуду людям, не имеющим возможность получить ее по-другому.
Эта финансовая схема им очень понравилась. Изъян они увидели лишь в кредитовании людей, не имеющих в магазине кредитной линии. Ведь чаще всего именно с ними возникают проблемы. Поэтому ресторан показался им самым удачным местом для развития нового бизнеса.
Подозвав владельца ресторана, они поинтересовались у него, сколько он намерен платить за новых клиентов, которых они собираются к нему присылать. Владелец незамедлительно ответил: «Семь процентов». Так появилась ставка, которая установилась на десятилетия в области кредитных карт. Немного позднее, когда их бизнес начал процветать, они задали вопрос тому же хозяину ресторана, откуда он взял эти известные «семь процентов». «Агент по путешествиям потребовал бы десять», - был ответ.
Использовать в качестве идентификации клиентов соучредители решили эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже были довольно распространены и применялись во многих магазинах и бензиновых компаниях. К программе было привлечено 10–12 близлежащих ресторанов города. За первый месяц оборот составил 2 тыс. долларов, но уже через четыре месяца – 250 тыс.
Для развития бизнеса срочно требовались кредитные средства, и партнеры принимают решение об объединении своих компаний. Новая компания получает название Diners Club. Уже через год 285 торгово-сервисных организаций обслуживали 35 тыс. держателей карт компании. Diners Club регулярно взимала со своих клиентов плату за годовое обслуживание карты в размере 3 долларов. К концу 1951 года компания принесла владельцам прибыль в размере 61 222 доллара с оборота в 6,2 млн.
Далее вместе с развитием рынка Соединенных Штатов Америки операции с картами стали внедряться повсеместно. В 1951 году Diners Club дала первую лицензию на использование своих схем и своего имени в Великобритании. И уже после этого появились такие известные платежные системы, как Visa, MasterCard и American Express, и когда всем стало ясно, что карточка - это продукт массового спроса, кто-то (нам его имя неизвестно) придумал делать карточки из пластмассы.
Основная проблема заключалась в материале. Он должен был быть достаточно прочным и безопасным для использования, и, в то же время, достаточно пластичным, чтобы в нем можно было выдавить необходимую для идентификации информацию. Кроме того, он должен был допускать полиграфическую обработку. Сначала экспериментировали с полиэфирами, затем обратились к полихлорвинилу. Мы еще коснемся материала, из которого сделана современная карточка. Главное другое: примерно с середины 50-х годов появилось то техническое диво, что сейчас стало привычным атрибутом жизни - пластиковая карта.
Но карточка - это не просто кусочек красивого (или не очень) пластика. Это элемент разнообразных информационных технологий, причем таких, которые предполагают или локальный, или международный обмен данными. То есть вполне определенную систему соглашений. Причем в данном случае не важно, являются ли они соглашениями, принятыми внутри компании, либо это соглашения, имеющие международный характер. Без технологий карточка никому не нужна. При этом она совсем не обязательно используется там, где ее выпустили. Необходимость стандартизации налицо, и она, естественно, была проведена. Работы по стандартизации продолжаются и сейчас, в основном они касаются чиповых карт. Если торгово-сервисная организация просто принимает «сторонние» карточки, то ее работникам карточные стандарты знать, вообще-то, необязательно. Достаточно неукоснительно выполнять правила приема карточек, что важно для защиты от мошенников. Если же организация сама намерена выпустить карточку, то лучше ознакомится с соответствующими стандартами, пусть поверхностно.
Первой массово распространяемой пластиковой картой стала известная по всему миру компания American Express. Через год после её выпуска 01 октября в 1958 году, около 470 тысяч частных лиц, а также 30 тысяч организаций стали ее владельцами. Дело в том, что у организации American Express были очень большие возможности для предоставления кредита клиентам, а ее международная сеть могла обслуживать дорожные чеки по всему миру.
В 1968 American Express занимает рынок премиум-карт и выпускает карту золотистого цвета, которая стала символом высокого положения в обществе.
Примерно в эти же годы большинство банков (в их числе был и Bank of America), начали массовое распространение подобных карт, и уже через несколько лет оборот по ним составил более чем 25 миллионов долларов.
Позже Bank of America решает заняться выдачей другим банкам лицензии, которая позволяла выпускать банковские карты, небольшим банкам-конкурентам пришлось объединиться в единую ассоциацию для выпуска своих пластиковых карт. Эта ассоциация начинает активное сотрудничество со штатами расположенными на западе страны, где выпускалась карта «Master Charge».
В 1984 г. более 70% всех жителей США в возрасте от 17 до 65 пользовались банковскими картами. К 1986 г. средний остаток на картах составлял 1472 долл. США (в 1970 г. он был всего 649$).
Банки, получавшие лицензию от Bank of America, тоже создают отдельное общество НБИ (National BankAmericard Incorporated). В конечном итоге две стороны поделили между собой практически 90% данного рынка, и оставшимся банкам приходилось принимать решение о присоединении к той или иной стороне.
Карточки можно классифицировать по-разному. Каждая из систем классификации будет стройной и логичной. Все зависит от того, какой принцип положен в ее основу. Например, карточки можно разделить по институтам: на банковские и небанковские карточки. Затем на сферы применения: транспортные карточки, таксофонные, страховые, бензиновые и т.д. Платежные карточки могут действовать по разным платежным схемам: кредитные карточки служат для получения потребительского кредита, дебетовые карточки можно использовать для расчетов с торгово-сервисными организациями и получения наличных в банках только в пределах остатка средств на банковском счете. А еще бывают электронные кошельки, для которых на карточном счете резервируется суммы; в пределах этой суммы держатель карточки может проводить платежные операции. Нас интересуют, прежде всего, банковские карточки (но только, как средство платежа за товары и услуги), которые выпускаются организациями, работающими в сфере торговли и услуг. Последние принято называть торговыми карточками, и ниже, при изложении соответствующей темы, будет дана их подробная классификация.
Карточки дисконтных систем с центральной организацией также можно отнести к торговым карточкам, поскольку дисконтная карточка – это, прежде всего, инструмент торговли и сервиса на потребительском рынке.
Что же касается банковских карточек, то торгово-сервисной организации совершенно не важно, за счет чего клиент оплачивает свою покупку. Это могут быть кредитные средства, его собственные деньги, наконец, допускаемый банком перерасход средств со счета. Главное, чтобы банк одобрил сделку с использованием банковской карточки, как средства платежа. Все равно клиент не платит магазину ничего - за него платит банк, входящий в платежную систему, или организация, которая выпустила карточку, финансовый агент эмитента и т.д. Поэтому мы не будем заниматься детальной классификацией платежных карт, хотя основные карточные продукты, которые используют международные платежные системы, мы в соответствующем разделе, конечно, рассмотрим.
Наконец, существует техническая классификация пластиковых карт, связанная с методами записи и обработки данных на карте. По этой классификации карты делятся на следующие типы: эмбоссированные или печатные карты (нанесение информации методом тиснения или термопечати); карты с магнитной полосой (магнитные карты); карты со штриховым кодом (штрихкодовые карты); карты с встроенной микросхемой (контактные и бесконтактные чиповые карты). Одна и та же в техническом отношении карточка может быть использована для реализации самых разных информационных технологий.
Транспортные карточки. Такие карточки называются предоплаченным карточным продуктом. Т.е. покупая карточку, например, для проезда в метро, покупатель заранее оплачивает соответствующую услугу. И, например, единицы, в которых номинируются таксофонные карточки, к деньгам отношения совершенно не имеют. Это, скорее всего, счетчики времени, а не денег. В торговле и сервисе также можно использовать предоплаченные продукты, типичным примером является бензиновая карточка для получения топлива на АЗС.
Среди обозначений, нанесенных на поверхность пластиковой банковской карты, больше всего вопросов вызывает номер кредитной карты из множества цифр: зачем он необходим, какую информацию в себе таит, можно ли ею воспользоваться.
В подавляющем большинстве случаев номер кредитной карты состоит из 16 цифр, нанесенных в виде четырех групп по четыре цифры.
Карты с 13-значными номерами, первая группа которых содержит четыре цифры, а три последующие по три, принадлежат к давним карточным программам.
Пластик с 19-значным номером выпускается в рамках ранее открытых карт со стандартными 16-значными номерами, и обозначает определенную подпрограмму в рамках которой эмитируется.
Номера с 13 и 19 цифрами встречаются достаточно редко, поэтому далее остановимся на расшифровке 16-значных номеров.
Первая цифра характеризует принадлежность карты к определенной платежной системе. Так, все кредитные карты American Express начинаются с цифры 3, VISA – с цифры 4, MasterCard – 5.
Следующие три цифры – со второй по четвертую – сгенерированный номер банковского учреждения, которое выдало банковскую карту. Пятая и шестая цифры дополнительно идентифицируют банк, поэтому первые шесть цифр еще называются банковским идентификатором (БИН). Седьмая и восьмая цифры номера конкретизируют программу банка, в рамках которой она выпущена.
Цифры с девятой по пятнадцатую составляют непосредственно номер кредитной карты.
Нумерация эта не сквозная. Номер формируется на основании специального алгоритма. Количество возможных вариантов семизначного числа значительно превышает численность населения планеты, поэтому вероятность полного совпадения номеров двух разных карт ничтожна.
И завершает 16-тизначный номер цифра, которая является результатом математических вычислений по определенной формуле над цифрами, входящими в семизначный номер карты - формуле Луна.
Алгоритм Лу́на — алгоритм вычисления контрольной цифры номера пластиковой карт в соответствии со стандартом ISO/IEC 7812. Не является криптографическим средством, а предназначен, в первую очередь для выявления ошибок, вызванных непреднамеренным искажением данных (например, при ручном вводе номера карты, при приёме данных о номере социального страхования по телефону). Позволяет лишь с некоторой степенью достоверности судить об отсутствии ошибок в блоке цифр, но не даёт возможности локализации и исправления обнаруженной неточности.
Алгоритм разработан сотрудником фирмы IBM Гансом Питером Луном, описан в США в 1954 году, патент получен в 1960 году.
Наиболее распространённые применения для подсчёта контрольной цифры:
В настоящее время алгоритм является публичным достоянием.
В силу простоты реализации, алгоритм отнимает минимум вычислительных мощностей; в ряде случаев при наличии навыка расчёт может быть произведён в уме. В то же время, алгоритм Луна позволяет только выявить ошибки в блоках данных, и то не все. Искажение одной цифры — обнаруживается. Обнаруживаются практически все парные перестановки подряд идущих цифр (за исключением 09 ↔ 90). Не могут быть обнаружены некоторые искажения двух подряд идущих цифр, а именно 22 ↔ 55, 33 ↔ 66 и 44 ↔ 77. Алгоритм не даёт информации о месте и характере возникшей ошибки.
Алгоритм может применяться для последовательностей цифр любой длины, однако при этом следует иметь в виду, что при достаточно длинных числах вероятно появление одновременно нескольких искажений данных. Некоторые из таких ошибок могут привести к ошибочному выводу, что контрольное число, вычисленное по алгоритму Луна, подтверждает неизменность данных.
5.2. Алгоритм проверки контрольной цифры
1. Начиная с первого числа слева через 1 (то есть 1, 3, 5, 7, 9, …) в случае, если количество цифр в номере четное (как в этом примере, где оно равно 16), если же количество цифр нечетное, тогда, начиная со второго числа через 1 (то есть 2, 4, 6, 8, …), делается проверка: если 2·x > 9, то из произведения вычитается 9, иначе, произведение 2·x оставляем без изменения.
например:
4 5 6 1 2 6 1 2 1 2 3 4 5 4 6 4
8 12 4 2 2 6 10 12
8 3 4 2 2 6 1 3
2. Затем все числа складываются.
8+5+3+1 + 4+6+2+2 + 2+2+6+4 + 1+4+3+4 = 57
3. Полученная сумма должна быть кратна 10 (40, 50, 60, 70, …)
В примере: последнее число — это контрольная цифра. Для того, чтобы номер был верен в соответствии с алгоритмом Луна, контрольная цифра должна быть равна 7.
4 5 6 1 2 6 1 2 1 2 3 4 5 4 6 7
8 12 4 2 2 6 10 12
8 3 4 2 2 6 1 3
8+5+3+1 + 4+6+2+2 + 2+2+6+4 + 1+4+3+7 = 60
5.3. Оригинальный алгоритм, описанный разработчиком
1. Цифры проверяемой последовательности нумеруются справа налево.
2. Цифры, оказавшиеся на нечётных местах, остаются без изменений.
3. Цифры, стоящие на чётных местах, умножаются на 2.
4. Если в результате такого умножения возникает число больше 9, оно заменяется суммой цифр получившегося произведения — однозначным числом, то есть цифрой.
5. Все полученные в результате преобразования цифры складываются. Если сумма кратна 10, то исходные данные верны.
Многие держатели пластиковых карт ошибочно полагают, что гарантом безопасности карты является сохранение в тайне значения ПИН-кода. Безусловно, его не стоит раскрывать никому. Однако для совершения оплаты товаров (услуг) через Интернет достаточно знать номер кредитной карты, срок окончания ее действия и код безопасности, а именно уникальное трехзначное число, нанесенное с обратной стороны карты на полосе, предназначенной для образца подписи. В картах American Express код безопасности расположен на лицевой стороне над основным номером и состоит из 4 цифр.
В целях безопасности необходимо держать в секрете не только значение ПИН-кода, но и стараться не показывать посторонним саму карту. Воспользоваться чужими деньгами на крупную сумму мошенникам вряд ли удастся. Многие банки устанавливают ограничения, как на сумму операции, так и на количество транзакций, совершаемых при помощи пластиковой карточки через Интернет. Но во избежание неприятностей, лучше прикрывать информацию, нанесенную на кредитку, даже при снятии наличных денег в банкомате.
7. Правила безопасности использования банковскими картами
1. Никогда не сообщать ПИН- код и персональные данные по карте третьим лицам, его необходимо запомнить или в случае, если это является затруднительным, хранить его отдельно от банковской карты. 2. Никогда не передавать карту для использования третьим лицам, в том числе родственникам.
3. При получении банковской карты необходимо расписаться на ее оборотной стороне.
4. Необходимо всегда иметь при себе контактные телефоны банка, номер банковской карты на других носителях информации: в записной книжке, мобильном телефоне и пр., но не рядом с записью о ПИН-коде.
5. Для предотвращения неправомерных действий по снятию всей суммы денежных средств с банковского счета целесообразно установить суточный лимит на сумму операций по карте и одновременно подключить услугу SMS-информирования.
6. Использовать в интернете карту, специально предназначенную только для услуг данного типа.
7. Ни при каких обстоятельствах никому не предоставлять персональные данные карты.
8. Использовать банковские карты с чипом, как платежный инструмент с повышенной защитой от мошенников.
Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей "технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ.
В настоящий момент в мире крупнейшей платежной организацией является VISA Int., занимающей порядка 60% рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int., обладающая порядка 30 % рынка. Остальные десять процентов приходятся на карточки других международных организаций и локальные карточки различных банков.
В России превалирующее положение занимают те же платежные организации, но одновременно с этим успешно функционируют и продолжают развиваться Российские платежные системы STBCard., UNION CARD и "Золотая корона".
На международных рынках достигнуты впечатляющие успехи в реализации технологии применения различных видов платежных карт и соответствующих платежных систем эмитентов. В России пластиковые карты как платежный инструмент переживают период стремительного развития.
В нашем Воскресенском районе, основным пользователем пластиковых карт по роду деятельности являются работники коммерческой структуры и служащих государственных учреждений. Основным источником поступления денежных средств на пластиковую карточку является заработная плата. Пластиковая карточка в основном является средством платежа
Простые новогодние шары из бумаги
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Золотой циркуль
Хрюк на ёлке
Фильм "Золушка"