Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Он возник на основе разнообразных обрядов. Постепенно усложняясь, он расширил свои функции.
Так, хороводный танец осуохай – это один из самых архаичных памятников традиционной танцевальной культуры якутов. Осуохай изначально был обрядовым танцем. Традиция круговых обходов возникла в древнейшие времена. Возникновение якутского хороводного танца осуохай в форме замкнутого круга связано с почитанием солнца. В нашем суровом краю, где лютуют морозы девять месяцев, солнце олицетворялось с жизнью.
Развиваясь и постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.
Так, возникают новые танцы на разные темы.
Накапливая в себя вековые обычаи и традиции народа, народный танец стал отличным средством изучения культуры народа.
Так как я учусь в хореографическом классе, меня заинтересовал вопрос: может ли язык танца рассказать историю народа, про его ценности, традиции, обычаи?
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа ученика | 46.37 КБ |
Презентация к докладу. | 2.86 МБ |
МОБУ СОШ № 27 г. Якутска |
Танец как часть культуры народов Республики Саха. |
Исследовательская работа |
Макарова Наташа, ученица 4Г класса МОБУ СОШ № 27 г. Якутска РС(Я) 25.03.2015 |
ВВЕДЕНИЕ
Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Он возник на основе разнообразных обрядов. Постепенно усложняясь, он расширил свои функции.
Так, хороводный танец осуохай – это один из самых архаичных памятников традиционной танцевальной культуры якутов. Осуохай изначально был обрядовым танцем. Традиция круговых обходов возникла в древнейшие времена. Возникновение якутского хороводного танца осуохай в форме замкнутого круга связано с почитанием солнца. В нашем суровом краю, где лютуют морозы девять месяцев, солнце олицетворялось с жизнью.
Развиваясь и постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.
Так, возникают новые танцы на разные темы.
Накапливая в себя вековые обычаи и традиции народа, народный танец стал отличным средством изучения культуры народа.
Так как я учусь в хореографическом классе, меня заинтересовал вопрос: может ли язык танца рассказать историю народа, про его ценности, традиции, обычаи? Вот почему мы выбрали тему: танец как часть культуры народов Республики Саха.
Объект исследования: культура народов Республики Саха.
Предмет исследования: танец как часть культуры народов Республики Саха.
Цель исследования: определить роль танца в изучении культуры народов Республики Саха.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия культура, культура народов республики Саха.
2. Рассмотреть танец как часть культуры народов Республики Саха.
3. Определить роль танца в изучении культуры народов Республики Саха.
Методы исследования: анализ соответствующей литературы по теме исследования, анализ народных танцев, наблюдение, обобщение, творческие работы учащихся;
Теоретическая значимость исследования заключается в определении роли танца в изучении культуры народов Республики Саха.
Структура исследования: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА
1.1. Сущность понятия культура.
Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения таких наук, как философия, культурология, история, искусствознания, психология, педагогика и другие.
Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим.
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.
Таким образом, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.
К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы.
Когда мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
Духовная культура – это общее представление о добре и зле, общее понимание истины и красоты. Понимание того, чем поступиться невозможно – совестью, честью, святостью любви к Родине.
Духовная культура формируется столетиями, впитывая в себя общие черты и обычаи, общие оценки происходящего, и реакции на происходящие события.
Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
1.2. Культура народов республики Саха.
Культура народа – это отличительная черта отдельно взятого народа. Народ как единое целое жив, пока жива и защищена его культура, его язык. Лишившись их, он перестаёт быть единым народом, теряет своё национальное своеобразие.
В Якутии живет много народов и у всех похожая культура, образ жизни, верования и быт.
Богатая и самобытная культура Якутии по праву является общенациональным достоянием России. Культура народов Республики Саха (Якутия) богата традициями, идущими из глубин веков. Человек, освоив суровую, но красивую природу Арктики, постоянно обогащает новыми творениями древнюю Землю Олонхо. Героический эпос Олонхо признан шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. С Олонхо начинается якутская философия, жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту.
Традиционная культура народов Якутии многогранна, включает в себя музыкальные произведения и произведения литературы, косторезное искусство, живопись, танец, национальную одежду и кухню, и многое другое.
Расселенные на огромной территории арктического пространства, народы Севера на протяжении веков ведут своеобразный кочевой и полукочевой образ жизни. Эти народы обладают самобытными древнейшими культурами, их жизнедеятельность неразрывно связана с исконными землями и традициями.
ГЛАВА II. ТАНЕЦ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА
2.1. Танцевальная культура народов республики Саха
У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.
Танцевальная культура народов республики Саха – это неотъемлемая часть духовной культуры народов, населяющих нашу необъятную Якутию. Она имеет глубокие древние истоки, являет собой духовное наследие с широко выраженной этнической окраской и со специфическими выразительными средствами.
Якутский танец издревле занимал и занимает значительное место в системе традиционной культуры якутов. Танец и танцевальные элементы являются составной частью якутских обрядов, концентрирующих в своих формах традиции народа.
Танцевальное искусство народов Якутии составляет обширный пласт их культуры, духовной жизни.
Хореография у народов Якутии раньше не имела самостоятельной формы, а была в сплаве с другими видами художественной деятельности входила в состав обрядов и праздников.
Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования народов обусловили традиционную культуру. Народные танцы были тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов, олицетворяющих разные явления природы. С другой стороны, питательной средой для танцевальной культуры были богатый устный фольклор, разнообразные обряды и традиционные верования этих народов. Отсюда и исходят подражательные танцы коренных народов Севера.
2.2. Роль танца в изучении культуры народов Республики Саха
Я учусь в специализированном хореографическом классе школы № 27 города Якутска.
Так как я учусь в хореографическом классе, меня заинтересовал вопрос: может ли язык танца рассказать историю народа, про его ценности, традиции, обычаи?
Я решила сделать анализ нескольких народных танцев, чтобы установить связь танцев с историей народа. Некоторые танцы, взятые мной, были исполнены нашим классом в концертах различного уровня.
Народы Республики Саха на протяжении веков создали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народа.
Дошедшем до наших времен из глубины веков, национальном празднике Ысыах, важное место занимал танец Осуохай. Осуохай – исконно обрядовый танец, выражает основную идею жизни, культа радости жизни всего живого на земле. Идея поклонения божествам – Айыы пронизывает весь танец Осуохай.
Осуохай – классический образец обрядового хороводного танца, исполняемый большим количеством танцующих. Они, двигаясь в неторопливом темпе по ходу солнца, как бы замыкают круг времени и пространства.
Танец состоит из трех частей. Первую часть составляет зачин. Запевала протяжным пением приглашает присутствующих на танец. Эта часть состоит из многократных поклонов, которые, по сути, являются выразительным, пластически-танцевальным отражением молений, устраиваемых на древних ысыахах. Серия многократно исполненных поклонов передает душевное состояние молящихся.
Здесь нужно отметить, что слово танец по-якутски «үңкүү». А само слово «үңкүү» происходит от глагола «үң» - "молись", "читай молитву, поклонись богам. Поклон – самый древний элемент народного танцевального искусства. В нем выражена прочная связь пластически образных движений с верованиями, что говорит о глубинных истоках народных танцев.
Во второй части исполняются ритмичные, пружинистые шаги, сопровождаемые энергичными движениями тела, рук и головы и пением в упругом ритме. Продвижение по ходу солнца продолжается, темп убыстряется, наблюдается определенный приподнятый настрой, предвещающий кульминацию.
Третья часть осуохая – «көтүү» – «полет» – это кульминация танца. Продолжительность данной части танца намного короче предыдущих, но она ярче и насыщеннее эмоционально, концентрирует в себе главную мысль осуохая, суть которой в вознесении к божествам – айыы. Основные движения – упругие прыжки с ноги на ногу при убыстряющемся «көтүү» влево. Прыжки исполняются легко, слаженно. В сознании якута вознесение, полет приобретают философское значение, связанное с духовностью, поступательным развитием, естественным желанием человека быть добрее, духовно возвышеннее. Это означает, что человек племени айыы следует за солнцем, стремится к божествам – айыы. Темп танца убыстряется и достигает апогея.
Ритуал окропления кумысом огня, травы происходит во время празднества Ысыах. Жрец - алгысчыт, таким образом, обращается с просьбой о благополучии к божествам Айыы, духам-хозяевам природы.
Часть этого церемониального действа облачена в танцевальную форму «Алгыс». Окропления сопровождаются поднятием вверх чорона, наполненного кумысом, поклонами, речитативом, песнопением.
С древних времен в обрядовое празднество Ысыах органично включались национальные игры состязательного характера. Они были широко распространены и почитаемы народом. Игры и состязания являлись нерасторжимой составной частью обрядов и народных празднеств.
Основные движения якутских спортивных игр, войдя в народный современный танец, получили своеобразное пластически-танцевальное воплощение и стали традиционными движениями мужского сценического якутского танца. Танец в исполнении мальчиков нашего класса называется «Состязание». В нем показывается состязание боотуров.
В прошлом в жизни якутов, как и у других народов, немаловажное место имели игры. Игры помогали окрасить трудную жизнь людей, круглый год, наполненный заботами па хозяйству в суровых климатических условиях. Игры мальчиков носили состязательный характер. Такими играми являются "о5устар харсыһыылара" (бодание быков), "аттар сырсыылара" (бег коней), "ыстаңа" (прыжки на одной ноге) и др. В играх такого плана мальчики учились проявлять выносливость, терпение, сообразительность.
Подвижные игры включали в себя танцевальные элементы. Для них присущ живой ритм.
Лето для каждого якута долгожданное время года. После долгой холодной зимы хочется петь, танцевать, радоваться жизни вместе с пробуждающейся природой. Танец «Полянка» рассказывает о радости наступления лета. О пробуждении природы и о любви к родному краю.
Народное танцевальное искусство является одним из исторических источников, способствующих выявлению специфических особенностей быта, обычаев народа. Оно является одним из средств, способствующих проникновению в глубинный пласт национального самосознания.
В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, связанных с исконным бытом и образом жизни народа: камлание шамана, обряд посвящения в воины, картины народных праздников, культ охоты, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца. Северные танцы отличаются экзотичностью, свободной пластикой, сплетением вокала и горлового пения.
Движение рук девушек максимально приближены ко взмахам крыльев птиц (чаек, стерхов или лебедей). Мягкая едва уловимая поступь танцоров взято во многом из темы охоты: преследуя добычу по снегу необходимо наличие обуви с мягкой широкой подошвой. что обеспечивает почти бесшумное движение. Отличительной чертой северных танцев является пружинистая походка с наклоненным вперед корпусом. Кроме того в танцах присутствует характерное для восточных танцев движение головы из стороны - в сторону. Все это впитал в себя танец “Варежки” в исполнении нашего класса.
Сделав анализ некоторых народных танцев мы составили следующую таблицу:
Название танца | Смысл, основные движения танца | Традиции, обычаи народа |
« Осуохай » | Классический обрядовый хороводный танец, исполняемый большим количеством танцующих. Танец состоит из трех взаимосвязанных частей. | Танец осуохай тесно связан с праздником ысыах. Ысыах в свою очередь время поклонения божествам народа саха – Айыы. Осуохай концентрирует в себе главную мысль ысыаха, суть которой в вознесении к божествам – Айыы. В сознании якута вознесение, полет приобретают философское значение, связанное с духовностью, поступательным развитием, естественным желанием человека быть добрее, духовно возвышеннее. Это означает, что человек племени Айыы следует за солнцем, стремится к божествам – Айыы. |
«Алгыс» | Часть церемониального действа Ысыаха облачена в танцевальную форму «Алгыс». Окропления сопровождаются поднятием вверх чорона, наполненного кумысом, поклонами, речитативом, песнопением. | Как и осуохай, танец Алгыс связан с праздником Ысыах. Ритуал окропления кумысом огня, травы происходит во время празднества Ысыах. Жрец - алгысчыт, таким образом, обращается с просьбой о благополучии к божествам Айыы, духам-хозяевам природы. |
«Состязание» | Основные движения якутских спортивных игр, войдя в народный современный танец, получили своеобразное пластически-танцевальное воплощение и стали традиционными движениями мужского сценического якутского танца. | С древних времен в обрядовое празднество Ысыах органично включались национальные игры состязательного характера. Они были широко распространены и почитаемы народом. Игры и состязания являлись нерасторжимой составной частью обрядов и народных празднеств. |
«Полянка» | Танец рассказывает о радости наступления лета. О пробуждении природы и о любви к родному краю. | Лето для каждого якута долгожданное время года. После долгой холодной зимы хочется петь, танцевать, радоваться жизни вместе с пробуждающейся природой. |
Северный танец «Варежки» | Северные танцы отличаются экзотичностью, свободной пластикой, сплетением вокала и горлового пения. Мягкая едва уловимая поступь танцоров взято во многом из темы охоты: преследования добычи по снегу Отличительной чертой северных танцев является пружинистая походка с наклоненным вперед корпусом. | В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, связанных с исконным бытом и образом жизни народа: камлание шамана, обряд посвящения в воины, картины народных праздников, культ охоты, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследовав данный вопрос, мы пришли к таким выводам:
1. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.
К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы.
Духовная культура – это общее представление о добре и зле, общее понимание истины и красоты. Понимание того, чем поступиться невозможно – совестью, честью, святостью любви к Родине.
2. Культура народа – это отличительная черта отдельно взятого народа. Народ как единое целое жив, пока жива и защищена его культура, его язык.
Традиционная культура народов Якутии многогранна, включает в себя музыкальные произведения и произведения литературы, косторезное искусство, живопись, танец, национальную одежду и кухню, и многое другое.
3. Танцевальная культура народов республики Саха – это неотъемлемая часть духовной культуры народов, населяющих нашу необъятную Якутию. Она имеет глубокие древние истоки, являет собой духовное наследие с широко выраженной этнической окраской и со специфическими выразительными средствами.
4. Нами была предпринята попытка анализа народных танцев, чтобы ответить на поставленный в самом начале вопрос: может ли язык танца рассказать историю народа, про его ценности, традиции, обычаи?
Анализируя танцы, мы пришли к выводу, что характерной чертой нашего народного хореографического искусства является его глубокая связь с народными традициями. Народные танцы и танцевальные элементы являются составной частью обрядов, празднеств, игр народа.
Передавая из поколения в поколение народные танцы, народ запечатлел в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Изменения в укладе жизни и нормах поведения приводили к изменениям в характере и манере исполнения одних и тех же танцев, к появлению новых их форм. Народный танец несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния.
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 1
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Разрешите представить исследовательскую работу .Слайд 2
Выполнила: ученица 4 «г» класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска Макарова Наталья Руководитель: Барашкова О.Р. Тема: танец как часть культуры народов Республики Саха.
Слайд 3
Объект исследования : культура народов Республики Саха. Предмет исследования : танец как часть культуры народов Республики Саха. Цель исследования : определить роль танца в изучении культуры народов Республики Саха. Задачи исследования : 1. Раскрыть сущность понятия культура, культура народов республики Саха. 2. Рассмотреть танец как часть культуры народов Республики Саха. 3. Определить роль танца в изучении культуры народов Республики Саха. Методы исследования: анализ соответствующей литературы по теме исследования, анализ народных танцев, наблюдение, обобщение, творческие работы учащихся; Структура исследования: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Слайд 4
Теоретическая часть В первой главе нашей работы была раскрыты сущности понятий культура и культура народов Республики Саха. Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура .
Слайд 5
Культура народа – это отличительная черта отдельно взятого народа. Народ как единое целое жив, пока жива и защищена его культура, его язык. Традиционная культура народов Якутии многогранна, включает в себя музыкальные произведения и произведения литературы, косторезное искусство, живопись, танец, национальную одежду и кухню, и многое другое.
Слайд 6
Во второй главе была рассмотрена танцевальная культура народов республики Саха – это неотъемлемая часть духовной культуры народов, населяющих нашу необъятную Якутию. Она имеет глубокие древние истоки, являет собой духовное наследие с широко выраженной этнической окраской и со специфическими выразительными средствами.
Слайд 7
Здесь же нами была предпринята попытка анализа народных танцев, чтобы установить связь танцев с историей народа. Некоторые танцы, взятые мной, были исполнены нашим классом в концертах различного уровня. В ходе исследования мы проанализировали следующие танцы: «Осуохай», « Алгыс », «Состязание», «Полянка» и северный танец «Варежки». Рассмотрим по отдельности каждый танец.
Слайд 8
Осуохай
Слайд 9
Алгыс
Слайд 10
« Состязание »
Слайд 11
«Полянка»
Слайд 12
«Варежки»
Слайд 13
И в заключении хочется сказать, что в этой работе нами была предпринята попытка анализа народных танцев, чтобы ответить на поставленный в самом начале вопрос: может ли язык танца рассказать историю народа, про его ценности, традиции, обычаи? Анализируя танцы, мы пришли к выводу, что характерной чертой нашего народного хореографического искусства является его глубокая связь с народными традициями. Народный танец несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
Слайд 14
Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. СПАСИБО за ВНИМАНИЕ !
Нарисуем попугая цветными карандашами
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Ребята и утята
Госпожа Метелица
Как нарисовать портрет?