В данной работе исследуются стихотворения из фронтовой тетради сибирского поэта Г.К. Суворова, погибшего в 1942 году в боях под Нарвой. Его судьба была связана с Омском, поэтому на Аллее литераторов ему установлена памятная плита. Автор работы путем комплексного анализа пятается выявить наиболее характерные черты фронтовой поэзии Г.К. Суворова и доказать, что перед нами самобытный поэт, любящий жизнь, умеющий даже в ужасе войны разглядеть красоту природы, преданный Родине и искренне верящий в победу. К сожалению, он мало успел сказать, но его лирическое слово способно было вселить в товарищей уверенность в завтрашнем мирном дне. Станислава Соснина представляла данное исследование на Городской конференции НОУ г. Омска "Шаги в науку" и XLVII Межрегиональной конференции школьников и учащейся молодежи и стала лауреатом.
Вложение | Размер |
---|---|
sosnina.doc | 149 КБ |
sosnina.pptx | 2.39 МБ |
Департамент образования Администрации города Омска
БОУ ДОД города Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Научное общество обучающихся «Ad astra!» - «К звездам!»
БОУ города Омска «Гимназии № 115»
Городская конференция обучающихся 5-11 классов «Шаги в науку»
Направление: «Филология»
ОСОБЕННОСТИ ФРОНТОВОЙ ПОЭЗИИ Г.К. СУВОРОВА
Выполнила:
Соснина Станислава Ивановна,
6 В класс
БОУ г. Омска «Гимназия №115»
Руководитель:
Азарова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «Гимназия №115»
Омск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Г.К. СУВОРОВА
1.1. Жизненный и творческий путь Г.К. Суворова
1.2. Творчество Г.К. Суворова 1941-44 годов на фоне русской (советской) фронтовой поэзии.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФРОНТОВОЙ ПОЭЗИИ Г.К. СУВОРОВА
Сибирский поэт-фронтовик гвардии лейтенант Георгий Кузьмич Суворов воевал на Ленинградском фронте и погиб 13 февраля 1944 года в боях у деревни Красненка на территории Эстонии при форсировании переправы на реке Нарве. Эму было всего 25.
Среди личных вещей лейтенанта был найден рукописный сборник стихотворений «Слово солдата», который был издан посмертно ленинградским издательством «Гослитиздат» и позже несколько раз переиздан. При жизни Георгий Суворов публиковался только в газетах, в большей степени фронтовых, и коллективных сборниках предвоенной и военной поры. Сегодня произведения поэта можно найти в коллективных сборниках, периодических изданиях, на тематических сайтах. В 1970-е годы в свет вышли книги «Соколиный свет», «Звезда, сгоревшая в ночи», а в 1985 г. - сборник «Весна похожа на победу». В этих изданиях представлены не только стихотворения поэта, но и его письма, отзывы о нем современников. Воспоминания о личности Георгия Суворова, отзывы о его произведениях, стихотворные посвящения автору оставили известные советские поэты, в частности, Николай Тихонов, Михаил Дудин, Сергей Наровчатов, о нем написали стихотворения В. Мойнашев, Л. Решетников, а Ю. Поляков написал повесть «Между двумя морями».
Творчество Георгия Суворова изучается на уровне статей и диссертаций, его имя включено в библиографический справочник «Писатели Восточной Сибири». Наиболее полная библиография по творчеству Г. Суворова представлена на сайте «Литературная карта Хакасии». Тем не менее имя Георгия Суворова, как имена многих рано ушедших поэтов-фронтовиков, остается неизвестным широкому кругу читателей, поэтому наше обращение в этой теме не случайно и особенно актуально в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы узнали о поэте из омского сборника «Сердца на взлете» 2012 года (составитель В.С. Вайнерман, 2-е издание) и заинтересовались его творчеством.
Цель данной работы — изучить особенности фронтовой поэзии Георгия Суворова.
Задачи работы: 1) собрать и проанализировать материал, т.е. непосредственно стихотворения поэта военной поры, воспоминания о нем современников, литературную критику, отзывы о произведениях, литературоведческие исследования (при их наличии); 2) изучить черты фронтовой поэзии и складывающиеся в первые военные годы поэтические традиции; 3) по разным источникам выяснить особенности фронтовой поэзии Г. Суворова, определить критерии для анализа стихотворений автора и проанализировать собранные произведения, сопоставляя его творчество с формирующейся традицией фронтовой поэзии.
Рабочая гипотеза: творчество Г. Суворова, несмотря на его молодой возраст, нельзя считать ученическим, в его фронтовых стихотворениях прослеживаются не только типичные для фронтовой поэзии, но и специфические черты.
Материалом для настоящего исследования послужило 31 стихотворение из поэтической тетради «Слово солдата», выписанное по методу сплошной выборки из сборника «Сердца на взлете» и из Интернет-ресурсов.
Работа традиционно состоит из 2 глав, в первой их которых рассмотрен жизненный и творческий путь автора, основные особенности фронтовой поэзии. Во второй главе проанализированы темы и мотивы прочитанных стихотворений поэта, основные образы его лирики, жанровые и стилистические особенности, сделаны выводы об особенностях фронтового творчества Г. Суворова.
В работе использованы методы сплошной выборки, реферирования и конспектирования, наблюдения, частичного литературного анализа, обобщения.
Ю. Поляков в книге «Между двумя морями. Повесть о поэте-фронтовике Георгии Суворове» пишет: «О классиках мы знаем все… Порой даже знаем о них то, чего и они сами не знали. Другое дело, когда путь молодого писателя оборвался в самом начале и все оставшееся от него — тоненькая книжка прекрасных стихов, несколько строк в истории отечественной литературы и горькие слова более счастливых его ровесников о том, что он стал бы замечательным художником, если бы…» [15].
Это «если бы» произошло с омскими поэтами Борисом Богатковым, Владимиром Добронравовым, Сергеем Добронравовым, Николаем Копыльцовым, Иосифом Ливертовским, Георгием Суворовым, а также со многими другими молодыми авторами. В Омске в 2010 году на Аллее литераторов (бульвар Мартынова) установлен памятный камень этим шестерым поэтам-фронтовикам. О таких, как они, и о себе в том числе написал другой молодой поэт-фронтовик - Николай Майоров, погибший в 1942 году:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
В. Вайнерман в предисловии «От составителя» ко второму изданию сборника «Звезда, сгоревшая в ночи» пишет: «Поэты, представленные в книге, не успели стать мастерами. Стихи, письма Ливертовского, Суворова, Копыльцова и даже воспоминания о них иногда непритязательны, а порой наивны. Но в сочетании с талантливыми находками авторов, в открытом взгляде на мир, в доверительной, лиричной и одновременно мужественной интонации их голосов заложена загадка бессмертия произведений, созданных в столь рано оборвавшемся творчестве...» [5, с. 4]
Георгий Кузьмич Суворов может по праву считаться хакасским, красноярским, омским и даже ленинградским поэтом. За свою столь короткую, но яркую жизнь, он сменил несколько городов, сыгравших роль не только в его судьбе, но и в творчестве.
Георгий Суворов родился 19 апреля 1919 года в обычной крестьянской семье в Хакасии, а именно в селе Абаканском Енисейской губернии (ныне – город Краснотуранск Красноярского края). Детство его прошло на лоне природы Енисея. Но детство это было сложным. Отец – бывший колчаковец – во время коллективизации разошелся с матерью и оставил семью, а когда мать умерла, забрал детей к себе, но так и не смог добиться взаимопонимания с Георгием. Поэтому поэт всегда говорил и писал о том, что он рано осиротел. Окончательный разрыв с отцом произошел, когда сын поступил в Абаканское педагогическое училище и переехал жить в интернат. [18]
По окончании училища будущий поэт учительствовал в хакасской деревне. В это время он начал писать стихи. Часть из них Суворов отправил в Красноярск в газету «Красноярский комсомолец». Молодой корреспондент этой газеты А. Шадрин, познакомившись с начинающим поэтом, подал ему идею о переезде в Красноярск. Г. Суворов поступил учиться в Красноярский педагогический институт, познакомился с журналистами, писателями, поэтами, художниками своего края, стал посещать «Литературные пятницы» в Красноярске. А Шадрин вспоминал, что завязывая новые знакомства с более опытными литераторами, Георгий всегда живо интересовался, как они работают, как подбирают слова, оттачивают слог [11, с. 158]. Собственные произведения поэта этого периода были то дерзкими, колкими, высмеивающими даже коллег, то подражательными, в частности, поэтической манере С. Есенина и алтайского поэта И. Ерошина.
Со второго курса института Г. Суворов был призван в армию. Служил он в Омске, где началась его активная и уже более зрелая, вполне самостоятельная литературная деятельность. Омский поэт М. Юдалевич вспоминал о том, как в 1939 году на литературном вечере в воинской части он познакомился с поэтом-красноармейцем Г. Суворовым, который вышел читать свои стихотворения и сразу же завоевал симпатии слушателей тем, что произведения его были необычными: не армейскими, а о природе Хакасии, о детстве [14, с. 153]. С тех пор Г. Суворов подружился с омскими поэтами и по мере возможности в увольнительных посещал их объединение, учил немецкий язык, слушал публичные лекции. М. Юдалевич так описывает Г. Суворова: «На редкость энергичный, собранный, он был из тех людей, что берут за бороду бога» [Там же, с. 154]. Друзья-поэты представили Г. Суворова Леониду Мартынову, который посчитал его талантливым и высоко оценил творчество: в апреле 1941 года в газете «Омская правда» появилась статья Л. Мартынова о Г. Суворове, а позже в «Омском альманахе», описывая литературную жизнь города, Л. Мартынов среди всех молодых поэтов той поры представил и Г. Суворова.
Великая Отечественная война резко изменила судьбы всех. Г. Суворов начал войну под Ленинградом в сентябре 1941 года. В 1942 году был ранен, по выздоровлении командование направило его корреспондентом в дивизионную газету «За Родину». В начале войны Г. Суворов знакомится с самыми известными и авторитетными поэтами эпохи: Николаем Тихоновым, Алексеем Сурковым, Михаилом Дудиным. Они высоко оценивали произведения поэта, оставили теплые вспоминания о нем и отзывы о его стихотворениях.
Ленинградский поэт Николай Семенович Тихонов открыл молодому поэту-лейтенанту Г. Суворову дорогу в большую прессу. Про их первую встречу Н. Тихонов вспоминал так: «Почти таким я и представлял его себе. Он был из тех ладных молодцов, в которых чувствуется что-то богатырски-молодое, и застенчивое, и дерзкое вместе, которые на вопросы: „Кто пойдет в самое пекло?“— отвечают, делая шаг вперед: „Я пойду!“» [9, с. 171] С момента первой встречи их связала та светлая мужская дружба, которая и должна связывать двух поэтов — учителя и ученика. Тихонов действительно «открыл ему дорогу в большую прессу», ибо пользовался высоким авторитетом и как замечательный поэт, и как руководитель Ленинградской писательской организации. В течение 1943–1944 годов стихи Г. Суворова постоянно появляются не только во фронтовых газетах, но и в журналах «Ленинград», «Звезда», а также сибирских изданиях «Сибирские огни», «Омский альманах».
Сергей Наровчатов (поэт, публицист) отмечает, что «тихоновский стиль мало чем отпечатался в стихах Суворова. В Тихонове молодой поэт искал и нашел нравственное соответствие своим поступкам и стремлениям…» [19]. Но в некоторых произведениях Суворова все-таки ощущается влияние тихоновского ритма — ритма шагов идущего по ночному городу Кирова:
Снегов помутневшая россыпь
На скованном льдом берегу.
Окопы. Воронки. Заносы.
Багрянец крови на снегу.
Немалое влияние оказал на Суворова и другой его ленинградский товарищ – поэт Михаил Дудин, которому он посвятил свое самое известное стихотворение «Еще утрами черный дым клубится…». С. Наровчатов любил это стихотворение и отзывался о нем так: «Поразительной эпитафией ему, да и не только ему, а всем безвременно погибшим на фронте, послужило стихотворение, сложенное Суворовым за несколько дней до смерти… Все лучшие черты поэзии Георгия Суворова нашли выражение в этом стихотворении» [Там же]. Л. Решетников также отметил это стихотворение: «Оставаясь лучшими стихами поэта, они переросли значение стихов как явления чисто литературного и стали выражением физического и нравственного подвига поколения. Эти слова написаны не только Воином, но и Поэтом» [3, с. 5].
Г. Суворова не совсем устраивала судьба военного корреспондента, он очень хотел быть на передовой с оружием в руках, поэтому гвардии лейтенант Г. Суворов пишет рапорт за рапортом с просьбой вернуть его на передовую. Просьбу удовлетворили. Но 13 февраля 1944 года командир взвода бронебойщиков-истребителей танков гвардии лейтенант Георгий Кузьмич Суворов при наступлении через Нарву был смертельно ранен.
Первоначально Г. Суворов, как и все погибшие солдаты и командиры, был похоронен вблизи деревни Красненка, позже был перезахоронен в мемориале «Северная окраина» (г. Сланцы Ленинградской области), где на обелиске выбиты строки из стихотворения поэта:
Свой добрый век мы прожили, как люди,
И для людей. [6]
Николай Тихонов и Михаил Дудин составили, отредактировали и буквально через несколько месяцев после гибели Г. Суворова издали в 1944 году в издательстве «Гослитиздат» в еще только недавно освобожденном Ленинграде его книгу «Слово солдата», найденную у поэта в рукописном варианте с авторским эскизом обложки. «Из его стихотворений, — вспоминает Н. Тихонов об этой книге, — постепенно собиралась первая книга, которую сначала он хотел назвать „Тропа войны“. Но потом решил переменить название. Георгий Суворов сказал «Надо назвать проще и точнее. Я солдат. И книгу назову „Слово солдата“» [8, с. 151]. Книга переиздавалась несколько раз как столичными, так и сибирскими издательствами, в частности, Красноярским и Новосибирским.
Многие произведения автора, не вошедшие в рукописную тетрадь «Слово солдата», к сожалению, утрачены, поскольку он писал их в письмах товарищам. Некоторые стихотворения найдены в разных версиях в архивах разных людей. Другие нередко в отрывках цитируются по памяти в воспоминаниях современников.
Уже посмертно, в 1968 году, за книгу стихов «Слово солдата» Г. Суворов был награжден мемориальной медалью конкурса имени Николая Островского. Также посмертно он был принят в Союз писателей СССР. [17]
Военная действительность поставила перед литературой задачу быстро реагировать на происходящее и укреплять боевой дух солдат. Литература, даже художественная, в годы войны носила публицистический характер: актуальность тем, злободневность проблем, документальная основа, точность сведений, яркость и доступность языка, призывность, однозначность оценок, обязательная идеологическая основа – вот черты этой литературы, в которой стирались границы между художественностью и публицистичностью [16]. Особая роль при этом отводилась прессе, в которой наряду со сводками с фронта и официальной информацией печатались поэтические и прозаические произведения. Тем более что литераторы работали военными корреспондентами и создавали художественные произведения параллельно с газетными материалами. Им некогда было обдумывать произведения или оттачивать слог, они писали в редкие минуты отдыха все, что наболело, что пропустили через себя и чем хотят поделиться.
Краткие яркие корреспонденции, зарисовки сразу после боя, впечатления, наблюдения, портреты отдельных героев, листовки, боевые листки, обращения к солдатам противника, многочисленные выступления по радио, статьи, стихотворения, призывы, очерки, рассказы, беседы, фельетоны, обзоры, рецензии – вот далеко не весь перечень жанров фронтовой литературы. Поэзии отводилась особая роль. Стихотворение, как малая форма, создается быстро, а влияет на читателя сильно. В годы войны поэзия также приобрела публицистическую направленность. Огромная повседневная и зачастую далёкая от художественного совершенства поэтическая работа приносила большую пользу и самим литераторам, так как приучала художника постоянно жить действительными потребностями воюющего народа и произносить слова, столь же необходимые на войне, как пуля, снаряд или винтовка.
Идеи патриотизма, ненависти к захватчикам, вера в победу, дух интернационального антифашистского братства и гуманизм – это основные темы всей фронтовой советской поэзии и той, которая создавалась в застенках концлагерей. В стихотворениях Николая Тихонова, Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны.
Фронтовая литература, в том числе и поэзия, очень долго работала почти исключительно на двух красках: белой и чёрной, без полутонов, потому что лишь два чувства владели тогда поэтом — любовь к Родине и ненависть к врагам. Все другие спектры человеческой души поспешно отступали под напором этих двух великих чувств, которыми владела трагедия войны. Здесь не было сложности отношений и не было места лирике сердца. Причем, железный гром, рождавшийся ненавистью, долгое время был слышнее музыки любви, он определял собою, озвучивал собою набатный язык агитационно-страстной плакатной поэзии. Многим стихотворным произведениям первых месяцев войны были присущи широкое использование газетных фразеологизмов, стилистических клише ораторской речи, лаконизм, меткость, оперативность, импровизационность, плакатная наглядность. Должно было пройти хотя бы небольшое время, чтобы каждый художник мог слышать и передавать в слове самый разнообразный мир звуков войны, раскрывать различные стороны человеческой души, наиболее подвластные его поэтической индивидуальной природе.
Желание точно запечатлеть все детали войны привело к тому, что в основе всех стихотворений лежит какой-то реальный факт. Лирика войны рождалась из потребности в правде, из отвращения к красивости, кощунственной в глазах поэта-солдата, идущего «дорогами лютой беды». Сюжеты стихотворных произведений основывались на рассказах о подвигах бойцов, высоких примерах мужества, судьбе реальных воинов, описании ужасов войны или представлении о будущей победе и желанной мирной жизни. Жестокость войны авторы показывали броско, грубо, с натуралистическими деталями, но одновременно с жестокими нотами входила в стихотворения и та психологическая правда, тот реализм в обрисовке чувств и обстановки, без которого немыслима лирика.
Первый год войны показал, что враг, с которым пришлось воевать советскому народу, это не только враг какой-либо одной нации или нескольких народов, это — трагедия всего человечества. Из ощущения величия развернувшейся битвы родилась лирика укрупненного зрения, учащенного исторического дыхания, широких символов и патетики. Усилившееся внимание поэзии к большому понятию времени — к будущему и к прошлому – свидетельствовало о стремлении понять в общей цепи исторических перемен свое настоящее. Что такое сегодняшняя война? Эпизод ли она в пестрой веренице бесконечных исторических событий, или она действительно великая война, тот «последний и решительный бой», о котором пелось в гимне? Даже личная судьба и возможная гибель многими начала ощущаться в свете великой исторической миссии, выпавшей на долю народа.
Широко распространенной поэтической идеей, которую можно проследить во множестве вариантов чуть ли не у всех поэтов этого времени, становится мысль о неистребимости и необычайной протяженности единичной человеческой жизни, если брать ее в совокупности с народом и национальной историей. Индивидуальная судьба, оборванная войной и исчезающая навечно, вместе с тем является в жизни своего народа тем связующим светоносным звеном, что сближает оба берега истории. Не всем суждено переплыть эту трагическую реку крови, но погибшие жизни, в конце концов, соединят обе земные тверди для будущей счастливой пашни. Естественно, что ощущение почти зримой связи времен, вдруг протянувшейся через человеческие души потомков воинов Куликова и Бородина, родило в лирике военных лет широкую волну исторических воспоминаний и ассоциаций. [12, с. 59-61]
Постепенно стали появляться и собственно лирические произведения с характерными для лирики темами. В некоторые минуты затишья одни авторы вдруг замечали природу и начинали ее описывать, другие обращали внимание на то, что и на войне есть место настоящим человеческим чувствам – дружбе, любви, причем эти темы звучали особенно остро и эмоционально напряженно, а сами отношения были особенно ценны, поскольку в любой момент можно было потерять любимого человека.
С ходом войны все настойчивее, шире, звонче и выше стал звучать в поэзии голос жизни и любви. Любовная лирика не только завоевывала в военной поэзии свое положение, но одновременно и как бы укрупнялась, так как постоянно соотносилась, не могла не соотноситься с войной, неотступно напоминавшей человеку об игре жизни и смерти, о цене победы и человеческого счастья, от победы — общей победы — неотделимого. Интимная лирика удивительно естественно сочетала в себе детали грубого, кровавого солдатского быта с высокой торжественной патетикой, которая позволяла читателю видеть не только «ближнее», но и «дальнее»: страну, историю, победу.
Фронтовая поэзия отличалась жанровым разнообразием: стихотворные призывы, послания, письма-заклинания, лирические песни, мемориальная лирика (ее задача – спасти от забвения подвиг ушедших воинов, она близка очерку, рассказу в стихотворной форме), плачи, исторические стихотворения, философская лирика, интимная лирика. [16]
Образная символика и трагедийность, «концентрированный» реализм изображения, стремление идти от сердца к сердцу с помощью простых, задушевных и, если надо, «прямых» и «страшных» слов — вот некоторые совпадения, которые можно обнаружить у самых разных поэтов Великой Отечественной войны.
С ходом войны стала все яснее вырисовываться еще одна характерная особенность фронтовой лирики: она все чаще и охотнее стала вбирать в себя большой и напряженный мир философских раздумий, все чаще стала прибегать к таким приемам лирической типизации, которые приближались к символу или аллегории. Все меньше становится, по сравнению с начальным периодом войны, фактографических, информационных стихов, все более заметную роль приобретает философская интонация и символ как результат углубленного осмысления жизни. Черточки и детали фронтового, окопного быта, штрихи поведения человека на войне все чаще используются поэтами не только как выразительные средства поэтической живописи или графики, но и как самостоятельные, наполненные философским содержанием образы-понятия. [16]
Творчество Георгия Кузьмича Суворова в целом укладывается в описанные тенденции. Поэзия Г. Суворова — не исключение из общего правила. Ее главная тема - героизм. Долг, честь, мужество, верность — главные мотивы стихотворений Г. Суворова 1941-44 гг. И что характерно: трагизм жестокой войны не мешал автору быть оптимистом. Так Алексей Сурков (поэт, журналист, общественный деятель) отмечает оптимистичность поэзии Георгия Суворова, созданной в «самую жестокую, самую хищную полосу войны». [7, с. 161]
Юдалевич М., Сурков А., Поляков Ю. отмечали, что многие военные стихотворения Суворова Г. полны любви к Родине, главным образом к Сибири. В переплетении образа «сереброокой Сибири» и фронтовой темы во многом заключается своеобразие поэзии Суворова [13, с. 65]. Очень точно почувствовал эту особенность земляк поэта Леонид Решетников (поэт, журналист, публицист): «Во многих стихах Г. Суворова просвечивает одна особая окраска, один оттенок. Оттенок этот принесен им из Сибири, из края его детства и юности…». [5, с. 6]
Но для поэтов-сибиряков, в том числе и для Суворова, в годы войны типично не только обращение к сибирской природе, важное место в их творчестве занимает рассказ о подвигах своих земляков. «Слово „сибиряк“, - пишет Решетников Л., - являлось синонимом стойкости и сметки, самоотверженности и чувства локтя сражающихся солдат… Об этом необходимо помнить, когда мы обращаемся к нашей поэзии военных лет, и в частности к поэзии сибиряков» [Там же]. Поэтам-сибирякам было свойственно острое и гордое чувство.
Сергей Наровчатов, размышляя именно о стихах Георгия Суворова, высказал мысль, что фронтовое поколение, не выдвинув одного гениального поэта, само, все в совокупности, стало таким гениальным поэтом.
У Г. Суворова было все, чтобы стать большим поэтом. На этом сходятся все, пишущие о нем. «Он мыслил стихами» (М. Дудин). «В его неокрепших сырых вспененных строках жил настоящий талант» (Н. Тихонов). «Он шел к Большой Поэзии» (Л. Решетников). «В написанных нетвердым поэтическим почерком строках... отчетливо... проступали черты складывающейся творческой индивидуальности» (А. Сурков). [1, 2, 9, 10]
Подробнее черты фронтовой поэзии Г. Суворова будут рассмотрены во второй главе.
Г. Суворов быстро прошел пору поэтического ученичества. Сложная судьба, перемены места жительства, разнообразие впечатлений, знакомство с известными поэтами эпохи, жажда знаний, стремление к самообразованию, пытливость ума и наблюдательность привели к тому, что, быстро усваивая образцы и стилистические особенности чужого творчества, автор искал и нашел свой путь, у него сформировалась своя поэтическая манера. Всю поэзию автора можно разделить на довоенную (до 1941 г.) и фронтовую (1941-44 гг.).
В первые годы войны поэзия носила несколько публицистический характер, авторы писали быстро, злободневно. Им некогда было исправлять и обдумывать свои произведения. Они старались писать предельно понятно, четко, ярко, чтобы веское поэтическое слово поддерживало боевой дух товарищей. В этом поэзия Г. Суворова – не исключение.
Литература периода Великой Отечественной войны, в том числе и поэзия, очень долго работала почти исключительно, так сказать, на двух красках: белой и чёрной, без полутонов, потому что лишь два чувства владели тогда поэтом — любовь и ненависть. Здесь также творчество Г. Суворова – не исключение, он настроен решительно, внушает читателю веру в победу, ненависть к врагам, необходимость отомстить. Однако он старается как можно меньше использовать черные краски: изображениям ужасов войны предпочитает позитивные картины мира будущего или ушедшего, но который обязательно вернется.
В данной главе представлен анализ 31 прочитанного стихотворения Г. Суворова с целью выявления особенностей его фронтовой поэзии по следующим параметрам: тематика, ключевые образы, жанровая принадлежность, настроение лирического героя, авторский стиль. Наши наблюдения над стихотворениями Г. Суворова представляют собой первичный литературный анализ и далеки от подробного изучения.
Главная тема творчества военных лет Г.К. Суворова - тема служения Родине, тема героизма. Автор показывает сражающийся не на жизнь, а на смерть народ, его подвиги, его безграничную любовь к Родине и верность ей. Он призывает в своих стихотворениях, когда «опасность над страной» стать бойцом, готовым к бою, к защите своей страны («Еще вчера мечтал об институте…»), мстить врагам: «Для мести и любви страна тебя взрастила» («Зое Космодемьянской»). Он видит, что люди становятся молчаливы и суровы, они меняются на войне: «Без слова мы уходим на войну. И умираем на войне без слова.» («Месть»). Но они безгранично любят Родину, как мать: «Ты землю русскую, как мать свою, любила.» («Зое Космодемьянской»); только ей одной отдают свою любовь в этот страшный час: «И в свой предсмертный час ты поднесла к губам, Комок родной земли и сладость поцелуя Отчизне отдала, своим полям родным» (там же). Все герои поэта готовы выполнить свой долг - освободить Родину: «И в час, когда грозой Дохнули небеса и произвола сила Над родиной твоей тень смерти заносила, – Ты долг исполнила, долг неотложный свой.» (там же)
Тема героизма раскрывается через образы Родины, родной земли, природы, самоотверженного воина, оружия, способного поразить врага, близких воина, которых он защищает, как и всю Отчизну в целом. Особо значимым является образ солдатского братства, объединенного стремлением к победе. Поэтому автор нередко пишет произведения от лица коллективного МЫ, в некоторых стихотворениях называет солдат «братьями, братишками». Атор создает не только образы солдат, но и командиров. Командир — это пример, он должен быть всегда храбрым и смелым, умеющим поднять своих солдат для решительной схватки с врагом и быть впереди в самые напряженные минуты боя:
По взгляду твоему: — Вперед!
По слову твоему: — Дружнее!
Полк в вихрях пламени идет
И за траншеей рвет траншею.
Когда ж уставшие бойцы
Не встанут по прямому знаку,
Ты крикнешь лихо: — Молодцы!..
И первый бросишься в атаку. («По взгляду твоему: — Вперед!»)
Героическая тема сопровождается мотивами долга, мести, благородной геройской смерти, чести, мужества, будущей победы, возвращения мирной жизни. Автор оптимистичен, не сомневается в победе и предает это чувство уверенности в торжестве мира читателю:
Ещё война. Но мы упрямо верим,
Что будет день, - мы выпьем боль до дна,
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина. («Еще на зорях черный дым клубится…»)
Особенностью фронтового творчества исследуемого поэта является то, что тема любви к Родине в стихотворениях Г. Суворова неразрывно связана с любовью к своей малой родине – Сибири. Автор гордо называет Сибирь краем «золотоликим» в стихотворении «Брусника», «сереброокой» Сибирью в «Прощай Сибирь». Тоска по малой родине вызывает сравнение Ленинграда и Сибири: «Здесь все, как в Сибири…». Встретив в лесу птицу или ягоду, лирический герой вспоминает о природе родного края - горах хакасских, тайге, ночных кострах (в произведениях «Брусника», «Косач», «Еще вчера мечтал об институте…»). Как представляется, тоска по дому является воспоминанием мирной жизни и стремлением ее вернуть.
Именно поэтому автор концентрирует свое внимание не на описании баталий, тягот фронтовой жизни, трудности сражений, деталей битв, а на картинах природы. Но в произведениях нет мрачных красок, разрушения и уничтожения природы, нет тяжелых, негативных эмоций. Акцент не делается на утрате мира, грязи войны, как это делают многие авторы. Лирический герой Г. Суворова свято верит, что мир придет, поэтому он тонко подмечает все детали природы, словно и не тронутой войной, или живущей и цветущей, независимо от войны: сквозь орудийный гул он слышит песню жаворонка («Жаворонок»), в самом вихре огня видит полет серебряной чайки («Чайка»), на поле, где только что шел бой и лилась кровь, замечает живую радугу смеющихся цветов («Цветы, цветы…»). Природа — один из ключевых образов поэзии Г. Суворова. Природа - контраст войне, а может быть, и та сила, которая тоже борется с войной и помогает человеку в его борьбе с врагом.
Важно отметить, что в некоторых стихотворениях присутствует образ не природы, а города. Но и город словно живой. Он, как сам человек, меняется на войне и разделяет вместе с человеком тяготы войны. В следующем стихотворении образ блокадного Ленинграда, на наш взгляд, становится символом самой Родины, объятой войной, ведь первую строфу произведения можно одинаково отнести к любому городу, через который прошла война:
Здесь, где убита в человеке боль,
Где зла и непроглядна тьма,
Приди – дома заговорят с тобой
И загрустят дома.
Нет, никогда ты не был, город мой,
Таким отзывчиво живым.
Согрета полночь над седой Невой
Дыханием твоим. («Здесь, где убита в человеке боль»)
Это одно из немногих произведений автора, пронизанных чувством грусти, в большинстве же стихотворений Г. Суворов пытается дать надежду на лучшее, внушить оптимизм.
Особо стоит остановиться на образе врага. Г. Суворов не прорабатывает этот образ детально. Он словно не хочет омрачать свои стихотворения неприятной ни ему самому, ни любому русскому солдату персоной немца, тем более подробностями описания его самого или связанных с ним ситуаций. Поэтому, говоря о захватчике, он лишь с презрением и гневом отзывается о нем, называя его «зверем», «упырем», «фрицем», «зверем тысячелицым», «гансом», «вражьим стадом» («Косач», «Прощай, Сибирь», «Перед атакой», «Здесь все, как в Сибири», «Месть»), и выражает уверенность в том, что захватчик будет наказан.
Изучение жанровой принадлежности произведений показало, что Г. Суворов работал в жанре дружеского послания, что не удивительно, поскольку он либо писал произведения в письмах и посвящал их своим товарищам, стараясь поддержать их, укрепить боевой дух, либо мысленно обращался к тем, кого нет рядом, например: «Мы вышли из большого боя» - посвящение Олегу Корниенко, «Солдат… Ты плачешь?» - полковому комиссару Георгию Журбе, «Есть в русском офицере обаяние - полковнику Путилову», «По взгляду твоему: - Вперед!…» - П. Зайченко.
Вторым характерным для Г. Суворова жанром является сонет. Он возрождает форму 14-истишия. Из 31 стихотворения 9 (т.е. примерно треть) написаны в жанре сонета и представляют собой по форме 4 строфы — 2 четверостишия и 2 трехстишия. Автор сам так объясняет выбор этого жанра:
Хотя теперь сонеты и не в моде,
Узки, тесны, простора мысли нет,
Сентиментальны по своей природе,
В четырнадцати строчках сжат поэт.
Пусть будет так. Пусть небылицы бродят.
На старый кедр пролей ты новый свет,
Поэт, скажи сонетом о походе,
И по-иному заблестит сонет.
В четырнадцать чеканных светлых строк
Вложи времён живую эпопею...
И что ни слово, ни строка – рывок.
Сонет – снаряд смертельный по врагу,
Петля врагу кровавому на шею,
Кровь, пламенеющая на снегу.
Хотя в традиции фронтовой поэзии самые разные жанры, для Г. Суворова характерно обращение к классическим жанровым формам, какими являются сонеты и дружеские послания.
Анализ авторского стиля показал, что именно здесь проявляется связь с публицистикой. Как уже отмечалось поэзия военных лет была публицистична в плане тем и вескости слова, призывности и манеры изложения. Для произведений Г. Суворова характерена публицистическая стилистика: простота и четкость веского слова, понятного всем, использование синтаксических выразительных средств (стилистических фигур), сочетание разностилевой лексики, авторское МЫ.
Так, Г. Суворов постоянно старается писать от лица множества, выразить коллективное мнение («Еще на зорях черный дым клубится»), поэтому многие его стихотворения начинаются местоимением «мы», например, стихотворение «Месть» начинается со строк: «Мы стали молчаливы и суровы», название следующего и первая строка звучит так: «Мы тоскуем и скорбим…». Но в некоторых произведениях появляется лирическое «я». Например, когда Г. Суворов пишет о довоенном времени, в воспоминаниях: « Я исходил немало горных троп…» в «Тропа войны» или « …Я рисовал свои повествованья» в «Прощай Сибирь», в «Брусника» - «…Я вызвал аромат моей страны…», или когда пишет о своих действиях, которые можно отнести к каждому человеку:
Я слово дал идти тропой сражений
Платя ценою крови и лишений. («Тропа войны»)
Среди характерных для поэзии Г. Суворова выразительных средств необходимо назвать повторы, в первую очередь, анафорический, причем автор чаще повторяет одно предложение в начале каждой строфы, нежели слова в начале предложения («Чайка», «Перед атакой», «Ухожу» и др.). Кроме того встречается фигура подхвата — анадиплозис, когда в начале предложения или строфы повторяются последние слова или фразы предыдущей части:
Целую матовый клинок,
Клинок мой обоюдоострый,
Пред тем, как брызнут боя звёзды
На перекрестьи двух дорог,
На перекрестьи двух дорог,
Где встречусь я с врагом коварным.
Чтобы вернее был удар мой,
Целую матовый клинок.
Такие повторы позволяют автору выделить значимую мысль или информацию. Он также использует простые лексические повторы: «цветы, цветы», «зачем, зачем» и т.д. Они также помогают акцентировать внимание на информации и одновременно создают эмоциональное напряжение в показанной картине.
Используется синтаксический параллелизм:
Средь этих нив я собирал слова, –
То пёстрые, как вешняя долина,
То строгие, как горная вершина,
То тихие, как на заре трава.
А также — фигура умолчания: «Вот и всё, родная. Ухожу...» («Ухожу...»)
Эти фигуры также создают эмоциональное напряжение и помогают автору усилить эмоциональное впечатление у читателя.
Если обратить внимание на лексику, то можно заметить, что язык поэзии Г. Суворова доступный, в нем много разговорных и просторечных слов и выражений, слов с эмоциональной окраской, что и понятно — автор пишет простым солдатским языком, создает конкретные зримые образы и прямо выражает к ним свое отношение. Самым распространенным выразительным средством на уровне лексики является эпитет. И здесь поэзия г. Суворова не исключение. Более того автор использует традиционные фольклорные эпитеты и выражения, характерные для народной поэзии: «Девушка-красавица», «Радугами-дугами» («Тополь жмётся к тополю.»), «Землю милую уста Мертвые целуют» («Мы тоскуем и скорбим»). Думается, тем самым он старается еще больше подчеркнуть единую общенародную цель освобождения от врага. И фольклорные выражения и интонации помогают вызвать у читателя воспоминание о героической поэзии прошлого, былинные богатырях, а тем самым поддержать дух солдата, читающего произведение.
В языке произведений Г. Суворова умело сочетаются публицистичность и художественность, эпичность и лиричность.
Творчество Г. Суворова военных лет является не ученическим, а зрелым и самобытным.
Автор использует традиционные для военной поэзии образы и мотивы, но творчески перерабатывает их.
В стихотворениях о родине неизменно присутствует образ родной сибирской природы, напоминающей о мире, доме и связанный со стремлением их вернуть.
Лирический герой – внимательный наблюдатель, который видит черты мирной природы, подмечает то, что напоминает о мире, о доме, даже в самые трудные минуты; он видит общие черты природы разных уголков Родины.
Для военной поэзии Г. Суворова характерны жанры дружеского послания и сонета.
Поэтическая манера уже сложилась и вполне четко прослеживается. Наиболее яркими выразительными средствами являются эпитеты, в т.ч. традиционные, различные виды повторов (лексический повтор и анафора), умолчание.
Для языка фронтовой поэзии Г. Суворова характерны простота, публицистичность.
В данной работе были рассмотрены особенности фронтовой лирики сибирского поэта Г.К. Суворова, судьба которого связана с Омском. Рабочая гипотеза подтвердилась. Прочитанные работы о поэзии Г. Суворова и наблюдения за его произведениями (31 стихотворение из поэтической тетради «Слово солдата») показали, что он очень быстро, еще в довоенную пору, прошел период ученичества, а его фронтовое творчество хотя и находится в рамках общих тем и тенденций советской фронтовой поэзии, отличается некоторой специфичностью на уровне тем, авторской стилистики, даже жанровой принадлежности произведений.
В ходе работы бы ли сделаны следующие выводы:
- творчество Г. Суворова военных лет является ярким, самобытным;
- автор использует традиционные для военной поэзии образы и мотивы, но творчески перерабатывает их, добавляя новое;
- в стихотворениях неизменно присутствует образ родной сибирской природы, напоминающей о мире, доме и связанный со стремлением их вернуть;
- лирический герой – внимательный наблюдатель, который видит черты мирной природы, подмечает то, что напоминает о мире, о доме, даже в самые трудные минуты; он видит общие черты природы разных уголков Родины;
- для военной поэзии Г. Суворова характерны высокие поэтические жанры дружеского послания и сонета;
- наиболее яркими выразительными средствами являются эпитеты, в т.ч. традиционные, различные виды повторов (лексический повтор и анафора), умолчание.
Перспективой исследования является более подробный анализ лирики и детальное описание авторского стиля.
Произведения Г. Суворова
Перечень проанализированных стихотворений Г. Суворова:
Слайд 1
Особенности фронтовой поэзии Г.К. Суворова Выполнила : Соснина Станислава Ивановна, БОУ г. Омска «Гимназия № 115» Учитель: Азарова Елена ВикторовнаСлайд 2
Гвардии лейтенант Георгий Кузьмич Суворов (1919-1944 гг.)
Слайд 4
Мемориальное захоронение в г. Сланцы
Слайд 5
Цель данной работы — изучить особенности фронтовой поэзии Георгия Суворова. Задачи работы — 1) собрать материал (стихотворения поэта, воспоминания о нем современников, литературную критику), 2) изучить черты фронтовой поэзии и складывающиеся в первые годы войны поэтические традиции, 3) проанализировать стихотворения Г.К. Суворова, сопоставляя его творчество с формирующейся традицией фронтовой поэзии, и выявить общие и специфические черты.
Слайд 6
Рабочая гипотеза – несмотря на молодой возраст, творчество Георгия Суворова нельзя считать ученическим, в его фронтовой поэзии прослеживаются не только типичные, но и специфические черты .
Слайд 7
Материалом для настоящего исследования послужило 31 стихотворение из фронтовой поэтической тетради «Слово солдата», найденной среди личных вещей автора. Стихотворения собирались по методу сплошной выборки из книги «Сердца на взлете» (2012 г.) и с сайтов фронтовой поэзии.
Слайд 9
Структура работы В первой главе рассмотрен жизненный и творческий путь автора, его лирика 1941-44 гг. на фоне складывающейся традиции русской (советской) фронтовой поэзии. Во второй главе проанализированы темы и мотивы прочитанных фронтовых стихотворений поэта, основные образы его лирики, жанровые и стилистические особенности .
Слайд 10
Главная тема творчества Г.К. Суворова 1941-44 годов – тема служения Родине, героизма. Ещё вчера мечтал об институте, О книгах, о задуманных стихах, Каникулярном будущем маршруте Средь гор хакасских, о ночных кострах… Теперь всё прочь... И книги, и цветы: Ты слышишь клич – опасность над страною. Поэт, теперь маршрут изменишь ты... Сегодня ты боец, готовый к бою.
Слайд 11
Ключевые образы Родина (мать, отчизна), малая родина (Сибирь, Хакасия, Абакан), родная земля, русская природа (ландыши, брусника, косач, чайка, жаворонок, горы, тайга, реки), город в состоянии войны (Ленинград), самоотверженный воин (солдат – «брат», «братишка», «друг» и командир, офицер как пример), солдатское братство, оружие (способно поразить врага - гранаты, орудийный гул, винтовка), близкие воина (те, кого он защищает), враг («зверь тысячелицый », «упырь», «фриц», « ганс », «вражье стадо»)
Слайд 12
мотивы ненависть к врагу, месть, благородная геройская смерть, будущая победа, в озвращение мирной жизни, встреча с родными.
Слайд 13
Основное настроение Лирический герой оптимистичен. Автор не сомневается в победе , поэтому его лирический герой несет читателю уверенность в торжество мира: Ещё война. Но мы упрямо верим, Что будет день, - мы выпьем боль до дна, Широкий мир нам вновь раскроет двери, С рассветом новым встанет тишина. «Еще на зорях черный дым клубится…»
Слайд 14
специфические Жанры дружеское послание (письма в стихах друзьям, обращения к тем, кого нет рядом и др.), с онет (9 из 31 произведения, 14 строк, 4 строфы — 2 четверостишия и 2 трехстишия)
Слайд 15
Особенности авторского стиля: авторское МЫ для выражения коллективного мнения, создания образа солдатского братства, объединенного общей целью: «Мы стали молчаливы и суровы», «Мы тоскуем и скорбим…». лирическое Я (в воспоминаниях о довоенном времени, при описании действий, которые можно отнести к каждому человеку): « Я исходил немало горных троп…», «Я рисовал свои повествованья» , «Я вызвал аромат моей страны…», «Я слово дал идти тропой сражений, Платя ценою крови и лишений.»
Слайд 16
Выразительные средства Виды повторов: - лексический повтор: Цветы, цветы… Зачем, зачем… - анафора: Метёт, метёт... И нет конца метели… Метёт, метёт... И заметает след. - анадиплозис : …Пред тем, как брызнут боя звёзды На перекрестьи двух дорог. На перекрестьи двух дорог, Где встречусь я с врагом коварным.
Слайд 17
Эпитеты : «безответный мрак», «по ущельям хмурым Абакана», «увесистые ели», а также традиционные фольклорные эпитеты и выражения, характерные для народной поэзии: «Девушка-красавица», «Радугами-дугами» («Тополь жмётся к тополю.»), «Землю милую уста Мертвые целуют» («Мы тоскуем и скорбим»).
Слайд 18
Выводы: - творчество Г. Суворова военных лет является ярким, самобытным; - автор использует традиционные для военной поэзии образы и мотивы, но творчески перерабатывает их, добавляя новое; - в стихотворениях неизменно присутствуют образы малой родины и родной природы, напоминающие о мире, доме и связанные со стремлением их вернуть; - для военной поэзии Г. Суворова характерны жанры дружеского послания и сонета;
Слайд 19
Выводы: - стихотворения Г. Суворова 1941-44 гг. проникнуты оптимизмом, лирический герой свято верит в победу и торжество мирной жизни; - лирический герой – внимательный наблюдатель, который видит черты мирной природы, подмечает то, что напоминает о мире, о доме, даже в самые трудные минуты; он видит общие черты природы разных уголков Родины; - наиболее яркими выразительными средствами являются эпитеты, в т.ч. традиционные, различные виды повторов (лексический повтор и анафора), умолчание. Более точный и подробный анализ авторского стиля является перспективой исследования.
Слайд 20
Давайте будем помнить о замечательном поэте Георгии Суворове!
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Именинный пирог
Привередница
Мост Леонардо
Голубая лягушка