«Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение». Эти слова, произнесенные В.М. Бехтеревым более 100 лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня. Поэтому проблема понимания сущности взаимоотношения человека с окружающим социумом была выбрана для данного исследования.
Бехтерев утверждал: «хозяином мозга (прибора) является сам человек как Личность. И в зависимости от доминации тех или иных желаний Личности, мозг может настраиваться его на разные частоты. Отдавать предпочтение (наделять СИЛОЙ внимания) негативным энергиям (мыслям) или принимать позитивные энергии (мысли) и посредством своего внимания усиливать их. Как говорится, на всё выбор хозяина прибора! И еще, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает, а лишь преобразовывается из одного состояния в другое. Из негативного в позитивное и наоборот. Это делает сам человек, отдавая предпочтение тем или иным состояниям, жизненным установкам».
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_salahovoy_r.m.docx | 60.96 КБ |
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
III Республиканская научно-практическая конференция студентов и школьников «Их имена составили славу России»
Секция: «Медицина Елабуги. Листая страницы истории»
Работа на тему:
Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева.
Роль внушения в изучении общественного сознания
Работу выполнил:
Ученица 9А класса
МБОУ «Уруссинская СОШ №3»
Ютазинского муниципального района
Салахова Руфина Мансуровна
Руководитель работы:
Учитель химии и биологии
Колобова Елена Николаевна
Январь, 2014
Оглавление
страница
Введение _________________________________________________3
Глава 1 Жизнедеятельность Бехтерева ________________________4
Глава 2 2.1. Социально-психологическая концепция Бехтерева _____8
2.2. Роль внушения в общественной жизни _______________11
2.3. Психологические аспекты внушения в изучении
общественного сознания «вчера» и «сегодня» _____________18
Заключение ________________________________________________21
Список литературы __________________________________________22
Введение
Бехтерев Владимир Михайлович, советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение её он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении. Сначала такое учение Бехтерев пытался построить на основе поиска комплексного подхода к изучению мозга методами анатомии, физиологии и психологии ("Объективная психология", 1904; "Психорефлексология", 1910), а позднее — через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе — рефлексологии ("Рефлексология", 1918), которая, должна быть вооружена единым естественнонаучным методом исследования. Система знаний о человеке должна, согласно Владимиру Михайловичу, строиться объективно, на основе изучения отношений человека с окружающим его физическим, биологическим и особенно социальным миром.
«Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение». Эти слова, произнесенные В.М. Бехтеревым более 100 лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня. Поэтому проблема понимания сущности взаимоотношения человека с окружающим социумом была выбрана для данного исследования.
Цель исследования: изучить работы В.М. Бехтерева по изучению физиологии и психологии человека в связи с социумом и рассмотреть их проявления в наше время
Задачи исследования:
- изучить этапы жизнедеятельности великого ученого, основавшего направление в изучении объективной психологии, названной – рефлексология;
- рассмотреть основные моменты социально-психологической концепции Бехтерева и его работы по изучению внушения в общественной жизни;
- раскрыть психологические аспекты внушения и их роль в формирование общественного сознания.
Объект исследования: Биография и научные работы В.М. Бехтерева.
Предмет исследования: Роль эмоционального общения в феномене внушения и взаимовнушения.
Гипотеза исследования: Социально-психологическая концепция и другие работы Бехтерева по проблеме самовнушения, внушения, взаимовнушения и о роли эмоционального общения в феномене непроизвольного внушения представляют самый большой интерес сегодня. Бехтерев во многом предвосхитил развитие психологии общения, ибо сегодня активно обсуждается влияние психологического климата в больших и малых группах как на поведение, так и на здоровье каждого члена группы, общества в целом.
Глава 1. Жизнедеятельность Бехтерева В.М.
Владимир Михайлович Бехтерев— выдающийся русский психиатр, один из основателей русской экспериментальной психологии родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии (ныне село Бехтерево Республика Татарстан) предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857 г.)[1].
Отец, Михаил Павлович, являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых, В 1865 году, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза, оставив сиротами троих сыновей. Ему не было и 40 лет. Самого младшего сына, Володю, к экзаменам в гимназию готовил старший брат Николай, помогала мама, с трудом собрав средства на обучение в гимназии. Экзамены в вятскую гимназию он сдал успешно, и комиссия решила зачислить его сразу во второй класс.
С 16 августа 1867 года он приступил к занятиям. Позже в «Автобиографии», вспоминая то время, Бехтерев напишет: «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая бы не побывала в моих руках и не была бы более или менее проштудирована с соответствующими выписками. Нечего говорить, что такие книги того времени, как Писарева, Португалова, Добролюбова, Дрейпера, Шелгунова и других, перечитывались с увлечением по много раз. Нашумевшая в то время теория Дарвина была, между прочим, предметом самого внимательного изучения с моей стороны». Полученные им во время учебы в гимназии знания позволили Бехтереву в шестнадцать с половиной лет поступить в знаменитую Медико-хирургическую академию в Петербурге, тогда как туда принимали только абитуриентов, достигших 17 лет. Весной и летом 1877 года участвовал в военных действиях в Болгарии (в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.)
В 21 год, закончив обучение, он остался в академии для научного усовершенствования под руководством крупнейшего русского психиатра Ивана Павловича Мержеевского. 4 апреля 1881 года Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента.
1 июня 1884 года, в 27-летнем возрасте, его как особо талантливого ученого, имеющего немало собственных исследований, опубликованных на русском и иностранных языках, командируют на два года за границу. Бехтерев стажируется в лабораториях и клиниках таких всемирно известных специалистов, как лейпцигский невролог Пауль Флексиг, один из основоположников современной нейроморфологии, выдающийся парижский невропатолог Шарко и Вильгельм Вундт, основоположник экспериментальной психологии. Следует отметить, что благодаря посещению клиники Шарко, в которой работали по изучению гипноза, Бехтерев научился лечить с помощью гипноза и внушения.
По возвращении в Россию в июле 1885 года 28-летний Бехтерев был назначен приказом министра народного просвещения профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Будучи с 1884 года профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник», который выходил до 1918 года под редакцией Владимира Михайловича Бехтерева, и выпустил ряд своих работ по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы.
Предметом изучения стало устройство мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев описал важнейшее клеточное скопление, входящее в состав вестибулярной системы. В работах 1887-1892 гг. открыл и описал проводящие пути спинного и головного мозга, показал связь между отдельными участками коры больших полушарий и определенными внутренними органами и тканями - эта работа принесла ему мировую известность.
В1893 году Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга». В 1902 году Бехтерев опубликовал книгу «Психика и жизнь». К тому времени Бехтерев подготовил к печати первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. Здесь были собраны и систематизированы общие положения о деятельности мозга. Так, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, в соответствии с которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру.
После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева стали привлекать проблемы психологии. Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева. В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология».
Одним из первых Бехтерев применил научный подход к воспитанию детей раннего возраста: на основе изучения движений грудных детей показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни.
В годы войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте.
В мае 1918 года он разработал план создания Института мозга, руководство которым советское правительство поручило Бехтереву. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектологическим институтом по изучению мозга им. В.М. Бехтерева.
22 декабря 1927 года на открывшемся съезде невропатологов и психиатров В.М. Бехтерева избрали почетным председателем. В тот же день состоялось его последнее публичное выступление: он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных наркоманиями и, в частности, алкоголизмом, а также различными формами неврозов; он рассказал о методике коллективной гипнопсихотерапии и о ее преимуществах перед индивидуальным методом лечения, что связано с возникающей при этом своеобразной взаимной индукцией больных.
24 декабря 1927 года во время Первого Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров Бехтерев неожиданно скоропостижно скончался. Согласно официальной версии, он «отравился консервами». Урна с его прахом похоронена на Волковом кладбище в Петербурге, мозг хранится в Институте мозга.
Всемирно признанный ученый, академик Бехтерев отличался многогранностью научных интересов. Во всех энциклопедиях после его имени называются сразу три специальности: неврология, психология и психиатрия, и в каждой из них он оставил глубокий след. Владимир Михайлович Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.
Глава 2.1. Социально-психологическая концепция Владимира Михайловича Бехтерова
Период конца XIX-начала XX в. характеризовался острым интересом к социально психологической проблематике, развивающимся на фоне и под воздействием бурно проявляющихся социальных процессов, растущих классовых антагонизмов и связанной с этим актуализацией внимания к вопросам общественного развития и его психологическим факторам. Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого - начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное, многогранное и многоуровневое образование, он ратовал за использование междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его изучение. В своей непосредственно исследовательской деятельности ученый стремился реализовать комплексный подход разными способами: во-первых, посредством организации комплексных экспериментальных исследований, в которых конкретный объект (человек) выступал предметом изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии, и т. д.; во-вторых-путем анализа и осмысления на основе единой теоретической концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром. А это, соответственно, требовало существенного расширения границ и объема охватываемой исследованием реальности, анализа различных форм человеческой активности, всестороннего изучения человека на основе исследования всех проявлений его жизнедеятельности. Именно этой стратегии отвечала разработка Бехтеревым новых отраслей рефлексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии труда, коллективной рефлексологии[2,c.424-444].
Принципиально важное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом Бехтерев явился одним из основателей нового направления психологического исследования -
социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология.
В конечном счете, независимо от различия в понимании тех или иных частных вопросов, выделяются две основные тенденции: попытка поставить во главу угла психологический фактор как важнейший и определяющий всю динамику и структуру общественных отношений и противоположное этому стремление рассмотреть явления общественной и индивидуальной психологии как детерминированные обществом [3].
В работах Бехтерева проблема общения рассматривается в контексте широкого круга вопросов, касающихся структуры группы, процессов групповой динамики. Так, в них обосновывается зависимость способов общения от конкретных характеристик группы: ее численности, содержания совместно выполняемой деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие, и т. д. Эти положения, сформулированные Бехтеревым, имеют важное значение для разработки современной социально-психологической теории общения.
Определяя место В. М. Бехтерева в истории отечественной социальной психологии, необходимо прежде всего иметь в виду, что он явился основателем экспериментального направления в социальной психологии в нашей стране, обосновал принципы и предложил классификацию методов социально-психологического эмпирического исследования. В их число им были включены: статистический метод (в современной психологической терминологии - это
метод массового опроса, корреляционного анализа), метод наблюдения, а также собственно экспериментальный метод. Последний, по мнению Бехтерева, предполагал изучение влияния специально вводимого экспериментального воздействия или экспериментальной переменной на деятельность коллектива. [4,c. 306-337].
Бехтерев показывает, что хотя творческая мыслительная деятельность в коллективе в большей мере зависит от индивидуальных особенностей лиц, его составляющих (от их знаний, уровня способностей и подготовленности к решению задачи), но и здесь влияние коллектива очевидно. Лучшие индивидуальные проявления не только не подавляются, но наоборот, поддерживаются
и оттеняются путем выдвигания их на первый план. С другой стороны, неправильные или ошибочные показания отдельных лиц либо совершенно устраняются, либо в большей или меньшей мере исправляются. Удалось вскрыть некоторые психологические механизмы, актуализирующиеся в ситуации общения в обусловливающие позитивный сдвиг в результатах мыслительной деятельности участников взаимодействия. Это обмен мнениями, информацией, усиление взаимного контроля за результатами деятельности, критика, коррекция и исправление индивидуальных мнений, решений, отсеивание крайностей и выбор предложения, выдвинутого хотя бы одним лицом, но такого, которое наиболее отвечает цели задания.
В работах В. М. Бехтерева устанавливается факт выравнивания членов группы в процессе совместной мыслительной деятельности, но в отличие от Мёде и Олпорта, говорящих о выравнивании как о сведении более высокого уровня к более низкому, В. М. Бехтерев доказал его восходящий характер: выравнивание идет не вниз, а вверх: и в ходе коллективной деятельности, обсуждения, обмена мнениями выигрывают все испытуемые, и сильные, и слабые. «Чем сильнее и богаче личность, тем меньше она черпает из коллективной работы; чем беднее личность, тем она приобретает больше; уравнение происходит таким образом вверх, улучшая слабых, а не вниз, в смысле ухудшения сильных». [4,c. 310].
«Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение». Эти слова, произнесенные В.М. Бехтеревым очень актуальны и сегодня.
Речь Бехтерева на годичном собрании Императорской военно-медицинской академии 18 декабря 1897 г. Выдержки из публикации.[7]
…B настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе при посредстве contagium vivum, или физических микробов, что, на мой взгляд, не лишнее вспомнить и о «contagium psychicum», приводящем к психической заразе, микробы которой, хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр., словом – где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными.
Для того чтобы выяснить себе роль внушений, необходимо пояснить, что наша психическая сфера имеет один важный фактор, известный под названием личного сознания или так называемого «я», которое при посредстве воли и внимания обнаруживает существенное влияние на восприятие нами внешних впечатлений, которое регулирует течение наших представлений и которое определяет выполнение наших действий. Все, что входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается нами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь прочным достоянием нашего «я».
Этот путь воздействия окружающей среды на нашу психическую сферу может быть назван путем «логического убеждения», так как конечным результатом упомянутой переработки всегда является в нас убеждение: «мы убедились в истине, мы убедились в пользе, мы убедились в неизбежности того или другого»,– вот что мы внутренне можем сказать, после того, как в нас совершилась упомянутая переработка внешних впечатлений, воспринимаемых при посредстве нашего личного сознания. Но независимо от того в нашу психическую сферу могут входить разнородные впечатления и влияния помимо нашего личного сознания и, следовательно, помимо нашего «я». Они проникают в нашу психическую сферу уже не с парадного хода, а, если можно так выразиться, с заднего крыльца, ведущего непосредственно во внутренние покои нашей души. Это и есть то, что мы называем внушением.
В числе способов психического воздействия одних лиц на других, кроме убеждения и внушения, мы можем различать еще приказание или пример, но несомненно, что в известной мере и приказание, и пример действуют совершенно подобно внушению и даже не могут быть от него отличимы; в остальном же как приказание, так и пример, действуя на разум человека, могут быть вполне уподоблены логическому убеждению. Внушение действует прямо и непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, путем уговора, жестов и мимики.[3]
Легко видеть отсюда, что пути для передачи психических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, нежели пути для передачи мыслей путем убеждения. Вот почему внушение, в общем, представляет собою гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение. Последнее может действовать только на лиц, обладающих здравой и. сильной логикой, тогда как внушение действует не только на лиц с сильной и здравой логикой, но еще в большей мере на лиц, обладающих недостаточной логикой, как, например, детей и простолюдинов.
Несомненно поэтому, что внушение, или прививание психических состояний, играет особо видную роль в нашем воспитании, по крайней мере до тех пор, пока логический аппарат ребенка не достигнет известной степени своего развития, позволяющего ему усваивать логические выводы не менее, нежели готовые продукты умственной работы других, передаваемые с помощью так называемого внушения, или психической прививки.
Равным образом и в простом классе населения внушение, или прививка идей, играет гораздо более видную роль, нежели логическое убеждение. Всякий обращавшийся с народом знает это хорошо по собственному опыту и знает цену логических убеждений, которые если и имеют иногда успех, то лишь временный, тогда как внушение или приказание здесь почти всегда действуют верно.
Опыт показывает, что такое намеренное прививание тех или других психических состояний удается лучше всего в особом состоянии сознания, которое мы называем гипнозом и которое, на мой взгляд, есть не что иное, как искусственно вызванное видоизменение нормального сна [5]. Закрепляясь в тех глубинах души, которые мы называем бессознательными и которые вернее было бы назвать скрытыми, эти внушения впоследствии входят сами собой в сферу личного сознания и, не будучи распознаны как посторонние внушения, подчиняют личное сознание в более или менее значительной мере. По-видимому, вся сущность гипнотических внушений заключается в том, что у загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушения и действуют на него столь подавляющим образом. Опыт показывает далее, что гипноз не составляет необходимого условия для внушения, что внушение вполне возможно и в совершенно бодрственном состоянии, следовательно, при наличности воли.
Вообще надо признать, что так как большинство лиц не может удержать себя от невольного сопротивления посторонним психическим воздействиям, то естественно, что намеренное внушение в бодрственном состоянии в более или менее резко выраженной степени удается далеко не у всех. Но совершенно другое мы имеем, когда дело идет не о намеренном, но о совершенно невольном внушении, производимом при естественном общении одного лица с другим. Это внушение происходит незаметно для лица, на которого оно действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Правда, оно действует редко сразу, чаще же медленно, но зато верно укрепляется в психической сфере. Чтобы пояснить этот факт, вспомним, какое магическое влияние на всех производит, например, появление одного веселого господина в скучающем обществе. Все тотчас же невольно, не замечая того сами, заражаются его весельем, приободряются духом, и общество из скучного, монотонного делается очень веселым и оживленным. В свою очередь, оживление общества действует заразительно и на лицо, внесшее это оживление, в силу чего его душевный тон еще более приподнимается. Так как в этом случае дело идет о взаимном психическом влиянии одного лица на других и обратно, то правильнее всего это состояние называть невольным взаимовнушением. Невольное внушение и взаимовнушение, будучи явлением всеобщим, действует везде и всюду в нашей повседневной жизни. Не замечая того сами, мы приобретаем в известной мере чувства, суеверия, предубеждения, склонности, мысли и даже особенности характера от окружающих нас лиц, с которыми мы чаще всего обращаемся. Подобное прививание психических состояний происходит взаимно между лицами, совместно живущими, иначе говоря, каждая личность в той или другой мере прививает другой особенности своей психической натуры и, наоборот, принимает от нее те или другие психические черты. Происходит психический взаимообмен между совместно живущими лицами, который отзывается не на одних только чувствах, мыслях и поступках, но даже и на физической сфере, поскольку на ней вообще может отражаться влияние психической деятельности. Известно, что истерика, случившаяся в обществе, может повлечь за собой ряд других истерик, с другой стороны, заикание и другие судорожные формы легко передаются предрасположенным субъектам совершенно непосредственно, путем невольного и совершенно незаметного прививания или внушения. Не менее поучительные случаи мы имеем в массовых самоубийствах и в так называемых случаях наведенного помешательства. В тех и других случаях дело идет о действии внушения, благодаря которому и происходит зараза самоубийств, с одной стороны, и с другой – передача болезненных психических состояний от одного лица к другому. Всякий знает, что человек может настроить себя на грустный или веселый лад, что он может при известных случаях развить воображение до появления иллюзий и галлюцинаций, что он может даже вселить в себя то или другое убеждение. Это и есть самовнушение, которое, подобно внушению и взаимовнушению, не нуждается в логике, а напротив того, нередко действует даже вопреки всякой логике. В чем же кроется причина развития подобных явлений и чем обусловливается столь могущественное действие психической инфекции – этого психического микроба, лежащего в основе психических эпидемий? В этом случае должно строго отличать простое собрание лиц от сборища лиц, воодушевленных одной и той же идеей, волнующихся одними и теми же чувствами. Такого рода сборища сами собою превращаются как бы в одну огромную личность, чувствующую и действующую, как одно целое. Что, в самом деле, в этом случае связывает воедино массу лиц, незнакомых друг другу, что заставляет биться их сердца в унисон одно другому, почему они действуют по одному и тому же плану и заявляют одни и те же требования? Ответ можно найти только в одной и той же идее, связавшей этих лиц в одно целое, в один сложный и большой организм. Эта идея, быть может, вселена в умы некоторых лиц путем убеждения, но она для многих лиц в таких сборищах, без сомнения, является внушенной идеей. И когда подобное сборище уже сформировалось, когда оно объединилось под влиянием одного общего психического импульса, тогда в дальнейших его действиях главнейшая руководящая роль уже выпадает на долю внушения и взаимовнушения. Благодаря этому взаимовнушению отдельные члены как бы наэлектризовываются, и те чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу существом могучим, сила которого растет вместе с возвышением чувств отдельных ее членов. Только этим путем, путем взаимовнушения, и можно себе объяснить успех тех знаменательных исторических событий, когда нестройные толпы народа, воодушевленные одной общей идеей, заставляли уступать хорошо вооруженные и дисциплинированные войска, действовавшие без достаточного воодушевления.[3] Нельзя, конечно, оспаривать того, что дисциплина и сознание долга создают из войск одно могучее, колоссальное тело, но последнее, для того чтобы проявить свою мощь, нуждается еще в одухотворяющей силе, и эта сила заключается во внешней той идее, которая находит живой отклик в сердцах воюющих. Вот почему умение поддержать дух войск в решительную минуту составляет одну из величайших забот знаменитых полководцев. Этой же силой внушения объясняются героические подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда, казалось бы, не было уже никакой надежды на успех. Таким образом, в зависимости от характера внушения толпа способна проявлять возвышенные и благородные стремления или, наоборот, низменные и грубые инстинкты. В этом именно и проявляются характеристические особенности в действиях толпы. Уже многие крупные исторические личности, как Жанна д’Арк, Магомет, Петр Великий, Наполеон Первый, окружались благодаря народной вере в силу их гения таким ореолом, который нередко действовал на окружающих лиц подобно внушению, невольно увлекая за ними массы народов, чем, без сомнения, в значительной мере облегчалось и осуществление принадлежащей им исторической миссии. Известно далее, что даже одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы люди пошли на верную смерть, нередко не отдавая, в том даже ясного отчета. Конечно важна роль личности в ходе исторических событий. Личность является не только выразителем взглядов массы, как бы высшим олицетворением данной эпохи, и потому она сама по себе оказывает активное влияние на ход исторических событий. При этом, надо помнить о внушении, этой важной силе, которая служит особенно могучим орудием в руках счастливо одаренных от природы натур, как бы созданных быть руководителями народных масс. Нельзя, конечно, отрицать, что личность сама по себе является отражением данной среды и эпохи, нельзя также отрицать и того, что ни одно историческое событие не может осуществиться, коль скоро не имеется для того достаточно подготовленной почвы и благоприятствующих условий, но также несомненно и то, что в руках блестящих ораторов, в руках известных демагогов и любимцев народа, в руках знаменитых полководцев и великих правителей, наконец, в руках известных публицистов имеется та могучая сила, которая может объединять народные массы для одной общей цели и которая способна увлечь их на подвиг и повести к событиям, последствия которых отражаются на ряде грядущих поколений. За несколько десятилетий до возникновения фашистского движения и сталинской диктатуры Бехтерев предостерегал, что воодушевление единой идеей способствует взаимовнушению и самовнушению, причем дальнейшее поведение толпы, людских масс в гораздо большей степени определяется феноменом повышенного внушения, чем самой идеей. Во имя самых благородных идей в этом состоянии могут совершаться любые чудовищные преступления.
В этой работе обращается внимание на глубокое понимание проблем, которые и по сей день вызывают недоумение и растерянность у многих специалистов, причем это понимание Бехтерев выражает в точных формулировках. Его утверждение о том, что «личное сознание («Я») при посредстве воли и внимания обнаруживает существенное влияние на восприятие внешних впечатлений, регулирует течение наших представлений и определяет выполнение наших действий» и именно к личному сознанию адресованы логические убеждения, тогда как внушение проникает в психическую жизнь в обход «Я», закрепляясь в бессознательном, и лишь впоследствии и подспудно, оставаясь нераспознанным, входит в сферу личного сознания,– по существу, предвосхищает не только фундаментальные положения психоанализа (статья написана в конце XIX в.), но и некоторые современные представления, базирующиеся на открытии функциональной асимметрии мозга.[7] Действительно, сейчас уже экспериментально показано, что особые состояния сознания, более всего предрасполагающие к внушению (гипноз, аутогипноз), связаны с повышением активности правого полушария мозга, играющего ключевую роль в организации бессознательного психического, и с ограничением логического мышления и сознания, базирующихся на функциональных возможностях левого полушария. Разумеется, Бехтерев не отвечает на вопрос, какие конкретные психологические механизмы ответственны за внушение. Великому неврологу и мыслителю очевидно то, что и сегодня непонятно многим специалистам: состояние гипноза – это не сущность процесса внушения, а лишь одно из благоприятных его условий, устраняющее вмешательство сознания и способствующее введению внушаемого в сферу бессознательного. Размышления о роли эмоционального общения в феномене непроизвольного внушения являются центральными в статьях Бехтерева и представляют самый большой интерес сегодня. Бехтерев во многом предвосхитил развитие психологии общения, ибо сегодня активно обсуждается влияние психологического климата в больших и малых группах как на поведение, так и на здоровье каждого члена группы. Выдающийся западногерманский психиатр и психолог, президент Всемирной ассоциации динамической психиатрии Г. Аммон говорит о «социальной энергии», зарождающейся в группе, которая может носить как конструктивный, так и деконструктивный характер. Разумеется, «социальная энергия» – метафора, но действие на человека особого социального климата, возникающего в больших группах,– реальность, порой трагическая. Психологический механизм внушения, в частности повышения внушаемости в больших группах, до сих пор не изучены. Бехтерев подчеркивал, что такое состояние само по себе лежит вне сознания долга и нравственных начал, и поэтому для поведения людей в этом состоянии опьяняющего воодушевления огромную роль начинают играть различные направляющие элементы, прежде всего намерения лиц, на которых сфокусировано внимание толпы, кто находится в ореоле объединяющей и воодушевляющей идеи и выступает в качестве индуктора массового внушения. От их воли и намерения часто зависит, куда будет направлена «социальная энергия» группы – на благое дело, как, например, может происходить в сеансах коллективного «снятия» заикания, или на разрушение, как бывает при массовых беспорядках, в том числе после рок-концертов, спортивных матчей. Виновата, разумеется, не музыка и не состояние повышенной внушаемости как таковое – виноваты те, кто берет на себя инициативу и направляет людей в состоянии повышенной внушаемости на асоциальное поведение. Бехтерев предостерегает: «Толпа нередко проявляет свою деятельность не соответственно тем целям, во имя которых сформировалась». Наша история слишком богата подтверждениями, этой идеи, чтобы можно было легкомысленно относиться к массовому повышению внушаемости, чему способствуют, в частности, сеансы внушения перед массовой аудиторией, что может в дальнейшем вне всякой связи с этими сеансами проявиться в непредсказуемом направлении. Особо надо отметить и явление экстремизма, которое характеризуется обычно как приверженность различных субъектов общественных отношений к крайним с точки зрения общества взглядам и мерам для достижения определенных целей. В условиях, когда приверженность таких субъектов к крайним взглядам и мерам имеет достаточно широкое распространение, она сопровождается формированием соответствующих идеологий, доктрин, учений, а также общественных практик. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют молодежь в своих интересах. Изучая подходы к изучению проблемы экстремизма в молодежной среде, следует учитывать, во-первых, социальный контекст, т.е. роль среды, социальных условий, определяющих формы экстремистского поведения. Во-вторых, следует исходить из специфики формирования и развития личности молодого человека, его внушению и внушаемости. Именно во взаимосвязи внешних и внутренних факторов, их отражения на каждом из этапов развития личности (социализации), подчиненных жесткой закономерности, проявляется стремление к радикализму. При этом следует обратить внимание, как на общие, так и на специфические условия формирования личных убеждений молодых людей в современных условиях.[6] Бехтерев утверждал: «хозяином мозга (прибора) является сам человек как Личность. И в зависимости от доминации тех или иных желаний Личности, мозг может настраиваться его на разные частоты. Отдавать предпочтение (наделять СИЛОЙ внимания) негативным энергиям (мыслям) или принимать позитивные энергии (мысли) и посредством своего внимания усиливать их. Как говорится, на всё выбор хозяина прибора! И еще, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает, а лишь преобразовывается из одного состояния в другое. Из негативного в позитивное и наоборот. Это делает сам человек, отдавая предпочтение тем или иным состояниям, жизненным установкам».[8] Заключение Всемирно признанный ученый, академик Бехтерев отличался многогранностью научных интересов. Во всех энциклопедиях после его имени называются сразу три специальности: неврология, психология и психиатрия, и в каждой из них он оставил глубокий след. Избранная тема наводит на размышления о том значении, которое имеет внушение в социальной жизни личности, народов, и в той роли, какую оно должно было играть в моменты важнейших исторических событий древних и новых времен. Зная причины, можно предсказать и предупредить последствия. Одна из ярких примет нашего времени – это разбуженный интерес самых широких масс к судьбе Отечества. Озабоченность национальными конфликтами, экономической ситуацией, состоянием окружающей среды объединяет людей, собирает их на многотысячные митинги и демонстрации, проковывает к экранам телевизоров, объединяет людей в различные организации и группы. В этой ситуации роль внушения и взаимовнушения бесспорна. Тем большая ответственность ложится на плечи людей, которые берут на себя роль лидеров и пытаются вести за собой других. Эта важнейшая и интереснейшая проблема не нова. В работах В.М. Бехтерева, можно найти ответы на многие вопросы. Список литературы
|
Прекрасное далёко
Новый снимок Юпитера
Усатый нянь
Без сердца что поймём?
Карты планет и спутников Солнечной системы