Данная работа включает описание принципов здорового образа жизни, основные мероприятия, направленные на профилактику наркомании в молодежной среде.
Лифенцева А. подробно описывает историю наркомании, раскрывает причины употребления наркотиков подростками, факторы, побуждающие подростков к занятиям наркоманией.
Полностью раскрыты в данной работе профилактические мероприятия, направленные на борьбу с наркоманией- это работа с подростками в школе, дома, вовлечение в спортивные секции, кружки; мероприятия, направленные на недопущение первой пробы наркотиков; деятельность государственных органов, общественных организации.
Лифенцева А. в своей работе проводит анализ профилактики подростковой наркомании в нашей стране и в европейских странах, приводит основные программы профилактики наркомании и асоциального поведения, сравнивает положительные и отрицательные моменты программ в нашей стране и за рубежом.
В заключении работы приведен список законов и постановлений Правительства Российской Федерации по борьбе с наркоманией.
Вложение | Размер |
---|---|
здоровый образ жизни- профилактика наркомании | 256.5 КБ |
«Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании»
Творческая работа по теме:
«Здоровый образ жизни – сущность профилактики наркотизма в социуме».
Выполнила студентка 2 курса
экономического отделения
ГБОУСПОГРК «Интеграл».
2015г.
Г.Георгиевск
Содержание
Введение 2
Глава 1. История наркомании 2
Глава 2. Причины, этапы употребления наркотиков подростками 5
Глава 3. Здоровый образ жизни 9
Глава 4. Сущность профилактики и современная история
профилактики наркомании 15
Глава 5. Предоставление альтернатив наркотизации 19
Заключение 41
Список литературы 50
Введение
Наркомания, по своей сути, является проблемой не только тех, кто употребляет или продает наркотики. Наркомания – это проблема частного выбора каждого человека. Выбора – принимать или не принимать наркотик? Бороться или не бороться с наркобизнесом? Отвечать или не отвечать перед собой, социумом, совестью, Богом за последствия принимаемых законов?
Глава 1. История наркомании.
Единой причины возникновения наркомании не существует. Но имеют большое значение личностные факторы личности человека. Более склонные к наркомании люди инфантильные, пассивные, зависимые, демонстративные, эмоционально-неустойчивые. Так же важную роль играют и определенные социальные факторы низкий уровень образования, отсутствие интереса к жизни, безыдейность, не умение занять свой досуг, влияние окружающий микро среды, неблагополучная обстановка в семье и обществе, низкий уровень элементарных медицинских знаний.
Слово «наркотики» происходит от греческого «narkoticos» (приводящий в оцепенение, одурманивающий). По данным статистики каждый десятый российский школьник хотя бы раз пробовал наркотики.
Официально, согласно проведенным социологическим исследованиям, систематически употребляют наркотики свыше 2 миллионов россиян, пробовали наркотики около 4 миллионов человек! Подавляющее большинство наркоманов (76%) – это люди до 30 лет. Несмотря на то, что злоупотребление наркотиками стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно, в двадцатом веке, опыт употребления людьми наркотических веществ измеряется тысячелетиями.
Первые исторические записи о далеком прошлом рода человеческого содержат данные о том, что практически все народы, начиная с доисторического периода, употребляли наркотики растительного происхождения по причине их необычных способностей – менять установившиеся взгляды на мир и иллюзорно исполнять желания, тем самым укрепляя веру человека в могущество сверхъестественных сил.
Существует гипотеза, что ещё в раннем палеолите (40000-10000 лет до нашей эры) состоялось первое знакомство человека с наркотиками. Из документов и исторических справок известно, что шумеры, китайцы, индийцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков, используя их для своих целей. Отдельные наскальные рисунки позволяют предполагать, что уже тогда посредством магических обрядов и церемоний, связанных с плодородием и охотой, человек пытался изменить состояние сознания. Первым упоминаемым в истории растением с психоактивными свойствами был мак. Еще пять тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии (современный Ирак). На глиняных табличках, обнаруженных спустя века в Ниппуре, остались рекомендации приготовления и употребления опиума. Шумеры называли его «гиль», что означает «радость». Позже знания о лечебных свойствах мака в Персию принесли вавилонцы. Известно также, что опиум использовался в медицинских целях греками и арабами. Эти народы, кроме исторических данных, оставили об опиуме множество легенд. Гомер, великий древнегреческий поэт, две с половиной тысячи лет назад написал в одной из своих поэм, что Елена, дочь Зевса, подливала солдатам в вино какие-то соки, под действием которых они забывали о страхе и боли.
В восьмом веке арабы расширили границы выращивания мака от Малой Азии до Индии и Китая. Они считали мак священным растением, которое открывает врата рая тем, кто его употребляет. О гашише, как о лекарстве от кашля и поноса говорится в 2737 г. до нашей эры в лечебнике китайского императора Шен-Нуна, хотя уже гораздо раньше он упоминался в легенде причине его психоактивных свойств. В древнем Китае гашиш использовали как обезболивающее средство при хирургических операциях, и в Индии он также использовался как лекарство. Древние культуры использовали в религиозных целях галюциногенные грибы. Известно, что напиток, использовавшийся во времена елисейских мистерий в древней Греции, был изготовлен из грибов, изменяющих состояние сознания и вызывающих необычные видения религиозного характера. Некоторые сибирские племена с целью достижения экстаза и религиозных видений поедали во время ритуальных обрядов мухоморы. Среди самоедов был распространён обычай пить мочу людей, отравленных мухомором, чтобы выделенный таким образом яд, не угрожая жизни, мог вызывать «легкие мистические переживания». Викинги также хорошо знали этот гриб, и чтобы повысить боеспособность и разжечь в себе ненависть к неприятелю они употребляли его перед схваткой. Кроме одиночных географических очагов употребления различных веществ, обладающих психоактивными свойствами, Европа не знала большинства сильнодействующих наркотиков до конца восемнадцатого века, когда крестоносцы привезли с Ближнего Востока опиум. Первый медицинский препарат, изготовленный из опиума, прописал больному в пятнадцатом веке знаменитый Парацельс. Он называл опиум камнем бессмертия и часто использовал его в своей практике.
Массовое употребление наркотиков в Европе началось в девятнадцатом веке, в период, когда группа интеллектуальных авантюристов начала экспериментировать с собственным сознанием, употребляя наркотики, привезенные из Египта и Индии. Всё началось в тот день, когда французский врач Моро де Тур по возвращении из Алжира предложи своим друзьям попробовать «дамавеску» – печенье из гашиша. Эффект был ошеломляющим, особенно для группы литераторов, среди которых были Шарль Бодлер и Теофиль Готье.
Вскоре был организован клуб, известный как «Клуб любителей гашиша», со штаб-квартирой в отеле «Пимодан» в Париже на берегу Сены. Члены этого клуба регулярно встречались и употребляли гашиш в количествах, которые сегодня можно оценить как очень большие. Бодлер ещё раньше пробовал опиум. Эти два великих поэта увековечили свои переживания с гашишем и опиумом: Бодлер – в «Искусственном рае» и поэме о гашише; Готье пережил свои переживания с некоторым самоаналитическим подходом: «Мой слух расширил свои пределы; я слышал звучание цветов: зеленые, красные, синие и желтые тона набегали на меня волнами и волны эти не смешивались».
Позже в этот клуб вступили и другие писатели и поэты того периода. Наиболее известные из них – Верлен и Рембо. В начале двадцатого века американский писатель Ф.Лардоу пропагандирует употребление марихуаны и описывает свои собственные впечатления от её действия. В тот период повышается интерес и к другим средствам, способным изменять состояние психики. Особой популярностью пользуется закись азота (веселящий газ), исходя из его фармакологических свойств и легкости в применении. 1938 год стал очень важным для истории наркомании. В этом году швейцарскому химику Альберту Хоффману удалось синтезировать лизергиновую кислоту, что явилось началом массового употребления наркотиков в размерах, которые до этого не имели прецедента в истории человечества. Новый наркотик был назван ЛСД-25. Мескалин был выделен из мексиканского кактуса. Наркотики принадлежали молодёжи и становились символом нового видения мира.
Глава 2. Причины, этапы употребления наркотиков подростками
Факторы наркотизации условно можно разделить на объективные и субъективные. Внутри объективных причин выделяют макропричины и микропричины. Субъективные разделяются на индивидуально-биологические, индивидуально-психологические и личностно-психологические.
Классификация получила следующий вид:
Рассмотрим подробнее каждую группу факторов.
Объективные факторы. Их наличие не зависит от индивида, это объективно существующие условия, влиять на которые человек практически не может. К объективным факторам относят социально-экономическое состояние общества, традиции, реклама, климат в семье и школе и т.д. Макропричины – это условия, существующие в обществе в целом, а микропричины – это условия внутри той социальной группы, в которой находится субъект.
Экономическое/социальное неблагополучие
Задача социальных отделов – способствовать социальной адаптации неблагополучных семей посредством реализации возможных правовых или экономических мер (выделение материальной помощи, содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.)
Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность
Задачей организаций, занимающихся профилактикой наркомании - сотрудничество с правоохранительными органами в целях ужесточения контроля над распространением наркотиков в данном районе, а также создание досуговых центров, подростковых клубов, для свободного времени детей и подростков, проживающих в этом районе.
Доступность наркотиков
Доступность наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков и алкоголя.
Также, как и в случае неблагоприятного окружения и социальной необустроенности, необходимо сотрудничество центров и администраций учебных заведений с правоохранительными органами, а также с органами государственного муниципального управления.
Частые перемены места жительства
Задача центров социально-психологической помощи состоит в данном случае в помощи семьям, и особенно, подросткам, в адаптации на новом месте: предоставление необходимой информации о школах, медицинских учреждениях в данном районе, городе, а также тесное сотрудничество с классными руководителями, в чей класс поступили новые дети.
Семейная предрасположенность
Задачей центров социально-психологической помощи является своевременное распознавание таких семей и необходимая социальная, психологическая работа с ними, а в некоторых случаях – частичная или полная изоляция детей от родителей, способствующих употреблению детьми наркотических и алкогольных веществ.
Неумелость и непоследовательность в воспитании
В данном случае задача центров социально – психологической помощи состоит в педагогической и психологической коррекции отношений в семье и обучении родителей и детей способам эффективного межличностного взаимодействия.
Протест и риск в подростковом возрасте
Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление наркотиков.
Задачей психологов и педагогов является помощь подросткам в удовлетворении потребностей в риске другими способами (например, физический риск в занятиях спортом).
Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками
Очевидно, что запретить подростку общаться с такими друзьями – задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной наркотизации. В том числе, родители могут обращаться к психологам и педагогам центров социально-психологической помощи.
Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, имеется в виду следующее.
Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании в период, предшествующий наркотизации, обнаруживаются признаки одного из типов проблемных семей:
1-деструктивная семья (автономия отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);
2-неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и, прежде всего, размытые границы между матерью и ребенком;
3-ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);
4-распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется эмоциональная зависимость от него).
Характерными особенностями таких семей являются:
– чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию);
– нередко в семьях наркотизирующихся подростков, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей – своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношений с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;
–использование ребенка как средства манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);
– непоследовательность в отношениях с ребенком: ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;
– невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта).
Глава 3. Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.
Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.
Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.
Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.
Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей – задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.
В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.
Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.
Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ
Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный
Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.
Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя – из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.
В молодежной культуре физическая культура и спорт занимает значительное место. В разных регионах страны, было выявлено, что занятия спортом вызывают наибольший интерес у современной молодежи. Очень высок интерес у молодежи к событиям спортивной жизни и к спортивным кумирам. Сегодня, когда в нашей стране стремительно распространяется наркомания, становится чрезвычайно актуальным вопрос об участии спорта в борьбе с ней. Используя преобразующую природу спорта, его высокий престиж в глазах молодежи, необходимо противопоставить миру ложных ценностей, в который погружаются потребители наркотиков.
За последние годы проблема наркомании среди молодежи стала одной из самых острых и по своим масштабам уже угрожает национальной безопасности страны. Борьба с наркоманией как с опасным для общества социальным явлением должна вестись очень энергично на государственном уровне, одновременно по самым различным направлениям.
Занятия спортом – это реальная альтернатива миру наркотиков. Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму одним из приоритетных направлений своей деятельности признает активизацию физкультурно-спортивной работы среди молодежи, направленную на профилактику наркомании и асоциального поведения молодежи.
Значительная работа проводится по организации физкультурно-спортивной работы в регионах России в рамках Единого календарного плана всероссийских физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Учитывая большой опыт по управлению процессами адаптации организма человека к различным экстремальным условиям спортивной деятельности, накопленный в спорте высших достижений, планируется совместно с Минздравом России на базе врачебно-физкультурных диспансеров организовать сеть реабилитационно-восстановительных центров. Эти центры призваны, используя методики естественного оздоровления, осуществлять практическую работу по восстановлению и лечению молодых людей от наркозависимости с последующей социальной реабилитацией.
Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде, потеря интереса к познанию мира, вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к поиску «острых» ощущений». Огромный образовательный и воспитательный потенциал физической культуры и спорта не может быть эффективно реализован без создания социальных условий и использования новейших педагогических технологий, определения содержания, форм физкультурно-спортивной работы, направленных на социализацию детей и подростков, профилактику их возможного асоциального поведения: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков.
С этих позиций становится ясным, что приобщить подростка к систематическим физкультурно-спортивным занятиям, открыть для него мир спорта – значит предупредить возможность развития у него девиантного поведения, уберечь от правонарушительных действий. Этот метод будет наиболее эффективным в том случае, если будет учитываться желание, выбор определённого вида спорта, определения содержания занятий по интересам. Ориентированные двигательные программы формируют у детей подростков потребность в занятиях физической культурой и спортом, нацеливают на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, обеспечивают готовность подростка противостоять факторам риска. Важно отметить, что роль физической культуры в жизни подростка является важным условием обеспечения необходимого уровня гармоничного развития, формирования таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.
В настоящее время во всех странах мира наблюдается рост потребления различных психоактивных веществ. Связанные с этим социальные, криминальные, экономические и медицинские аспекты превратились в одну из трудноразрешимых проблем международного масштаба. Современный ребенок находится под воздействием непрерывных стрессовых ситуаций (в школе, семье, на улице, в социуме сверстников), которые ему порой сложно преодолеть. В результате проявляются различные формы само разрушающего поведения – употребление наркотиков, алкоголя и других видов ПАВ. Негативная динамика, наблюдаемая последние десятилетия, свидетельствует о росте группы профилактического воздействия. Обозначенные выше причины актуализируют подготовку специалистов, способных вести профилактическую работу в образовательных учреждениях.
В последние десятилетия XX века в нашей стране началось массовое производство синтетических наркотиков в подпольных лабораториях, стремительно возрос их контрабандный ввоз. Одним из немаловажных факторов повышения уровня массового потребления психоактивных веществ среди детей и подростков. Вместе с тем, следует констатировать ряд противоречий, обусловивших проблематику нашего исследования: между особой значимостью воспитания культуры здорового образа жизни в период детства и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной и исследуемой нами проблемы.
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
Наркотизм является одной из важнейших социальных проблем в современной России. Эпидемия наркомании, начавшаяся в стране, – это глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности. Масштабы и темпы роста уровня наркотизма сегодня таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье и само будущее значительной части российского населения. Все эти факторы напрямую связаны с социальной нестабильностью общества в целом.
Глава 4. Сущность профилактики и современная история профилактики наркомании
Лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.
Профилактика (prophylaktikos – предохранительный) – термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Профилактика – система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.
Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
В зависимости от контингента, с которым провидится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика – система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Третичная профилактика – как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.
Изучив, что такое профилактика, пришли к выводу, что профилактика наркомании – это деятельность государственных органов, религиозных конфессий, общественных организаций, бизнес-структур, родителей и просто граждан направленная, во-первых, на недопущение первой пробы наркотиков, во-вторых, на ранние выявление лиц с опытом потребления наркотиков и удержание их от формирования наркозависимости и, в-третьих, на поддержку лиц с диагнозом «наркомания» в устойчивой ремиссии.
Сейчас хотелось бы рассмотреть несколько этапов развития профилактики.
Первый этап профилактики наркомании относится к 1950-1970-м годам, когда общество признало, что наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в трагедию больших масс молодежи. Тогда профилактика приема наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха и, таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты – вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Любому человеку понятна низкая эффективность этой политики.
Второй этап приходится на 1980-е годы, и его логика – в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограниченная политика, она тоже не дала желаемого эффекта.
Знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотиков. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.
Специалисты в сфере изучения наркомании убеждены, что профилактика наркомании будет эффективной, если:
– детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;
– поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека;
– Осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умение общаться с другими, правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
– Человек станет активным противником наркотиков, приобретет опыт решения своих проблем без их помощи, научится бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей;
– В борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины;
– Главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотика самому.
Первый этап развития профилактики был не эффективен, т.к. профилактика сводилась лишь к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ и никакого страха у людей это не вызывало.
Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Этим характеризуется второй этап, но и он не дал желаемого результата.
Смысл современного этапа - знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотиков. Мне кажется, это наиболее эффективный этап.
Анализ существующих подходов к профилактике подростковой наркомании
Педагогические меры профилактики.
Принципы ведения профилактической работы.
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.
Цели такой работы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
– Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
– Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
Глава 5. Предоставление альтернатив наркотизации.
Цель работы в данном направлении – коррекция социально-психологических особенностей личности.
Целевая работа с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками – оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков.
Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
– Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.
– Влияние на уровень притязаний и самооценку.
– Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.
– Возможность привлечения специалистов по профилактике.
Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:
1. Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
2. Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
3. Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
4. Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
5. Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.
6. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Подготовка квалифицированных кадров – одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения – 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.
Социальные меры профилактики: Семья как фактор первичной и вторичной профилактики наркомании.
Анализ публикаций по проблемам наркомании и алкоголизма однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффективная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей. В связи с этим рассмотрим некоторые аспекты наркомании как семейной проблемы.
Когда мы говорим о наркомании как о семейной проблеме, мы подчеркиваем следующее.
1. Семья реагирует на известие об употреблении подростком наркотиков определенным образом.
2. Реакция семьи на известие об употреблении наркотиков зависит от исходного состояния семейной системы.
3. Реакция семьи на известие об употреблении подростком наркотика может носить как конструктивный (способствовать прекращению употребления наркотиков или экспериментов с ними), так и деструктивный (закрепляющий наркотизацию) характер.
4. Момент обнаружения семьей факта наркотизации одного из ее членов является началом развития семейного кризиса.
5. Развивающийся у родителей синдром родительской реакции на наркотизацию (СРРН) подростка является фактором закрепления у него аддитивного поведения.
В семьях подростков, употребляющих наркотики, обнаруживаются особенности внутрисемейных отношений, фиксирующие отклоняющее поведение подростка и формирующие особый тип поведения родителей, в основе которого лежит СРРН.
Обобщение опыта работы с семьями наркоманов периода взросления показывает, что семья может выступать как фактор: провоцирующий употребление наркотиков; провоцирующий срыв в период ремиссии; эффективности реабилитационной и профилактической работы.
Перечисленные и описанные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации, прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.
Несформированность чувства ответственности у подростков в период до начала наркотизации является общей чертой всех будущих наркоманов. В каждом из типов проблемных семей, помимо общих черт, складываются и специфические особенности отношений.
Так, в деструктивных семьях наркотизация и связанное с ней поведение направлено, прежде всего, на возмещение эмоциональных отношений в семье, либо выступает как средство ухода от семейных конфликтов. В наркоманской группе подросток находит то, что он отчаялся найти в семье.
В неполных семьях факт наркотизации подростка обнаруживается раньше, чем в семьях, относимых к другим типам. Это дает основания предполагать, что подросток использует наркотик как средство достижения большей независимости. Но, обычно это вызывает обратный эффект, что делает отношения в родительско-детской паре еще более напряженными и мучительными.
В ригидных семьях наркомания подростка может рассматриваться как форма протеста игнора его возможностей, интересов и потребностей.
В распавшихся семьях подросток принимает наркотики, чтобы ослабить эмоциональную зависимость от родителя, проживающего вне семьи. После того как родитель, с которым живет подросток, узнает о его наркомании, этот факт начинает тщательно скрываться от родителя, живущего вне семьи. Внутренние отношения в родительско-детской паре становятся более близкими, эмоциональными и сплоченными, тогда как внешние отношения с родителям, живущем вне семьи, становятся более холодными.
После обнаружения наркомании у подростка его болезнь становится общесемейной проблемой. Внешними стимулами, из-за которых подросток постоянно думает об употреблении наркотиков, могут быть:
1. Непоследовательность в ожиданиях: то в уверенность в успехе терапии и реабилитации, то бесполезность терапии, обреченность подростка;
2. Упреки в неблагодарности, слабоволии;
3. Вербальные и невербальные сообщения, подчеркивающие вину подростка за происходящее;
4. Гиперконтроль, подозрительность, конфликтность.
Профилактика наркомании в работе с проблемными семьями заключается в разрешении семейного кризиса. Однако, в поле зрения психологов, социальных работников такие семьи попадают уже, как правило, в период открытой наркотизации подростка, когда психологическая зависимость от наркотика сочетается с физиологической зависимостью, а у родителях сформировался СРРН.
Типичными чертами родительско-детских отношений в этот период становятся:
1. Делегирующая позиция родителей (когда ответственность и вина за наркоманию приписываются исключительно подростку или другому родителю).
2. Тотальный контроль, недоверие и подозрительность.
3. Конфликтность и агрессивность со стороны родителей.
4. Патологическая лживость, манипулирование самыми святыми чувствами, обидчивость со стороны подростка.
5. Чувство вины родителей перед подростком и друг другом.
Часто родители склонны воспринимать ситуацию как семейную трагедию, что автоматически распределяет роли: «виновник – жертвы». Тогда неизбежными становятся недоверие, конфликтность, лживость. Семейный кризис на этом этапе максимально обостряется.
Задача-минимум – изменить семейную ситуацию и сделать принципиально не возможным возврат к прежней системе отношений.
Задача-максимум – нормализовать и обновить основные функции семьи, активизировать личность как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.
Наиболее популярными формами работы с семьей наркомана – общесемейные встречи. Практика показывает, что собрать вместе всю семью наркомана удается крайне редко. Важным здесь является не то, сколько человек семьи пришло, а то, как они ориентированы на работу с проблемой.
Подведём итог. Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребёнка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребёнком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм; о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости; об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики; о том, где, кто и как может предложить наркотики; о том, как отказаться от предложений «присоединиться».
Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.
Анализ практического опыта профилактики подростковой наркомании
Во многих странах неправительственным организациям отводится главная роль по распространению идей, которые должны свести к минимуму вред злоупотребления психотропными веществами. Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются образовательные антинаркотические программы. Они доказали свою эффективность в начальных классах и среди молодых правонарушителей.
США
Американские эксперты Национального института наркомании утверждают, что наркотики, вызывающие зависимость, коренным образом изменяют головной мозг человека, вызывая не поддающуюся контролю тягу к поиску и употреблению. Вот что они говорят: «Сегодня известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимости. Они имеют различную значимость и могут действовать на уровне отдельного человека, семьи или общества». Это те же самые факторы риска, которые играют свою роль в других случаях: бедность, расизм, отсутствие должного воспитания, дурное влияние со стороны сверстников, «плохая» компания. Эти факторы риска увеличивают вероятность того, что люди с определенными чертами характера начнут принимать наркотики.
Профилактические программы должны учитывать возраст людей, образ жизни подростков и молодых людей старшего возраста. К ним необходим различный подход, разные идеи, что очень хорошо чувствует, например, рекламная индустрия. В США исследователи из Йельского университета опубликовали результаты своей работы, которые показывают, что у американских подростков, программа из 20 занятий существенно снизила стремление к употреблению наркотиков. Группа йельских психологов разработала программу социальной приспособленности. Используя известную в США Программу позитивного развития юношества, они учили подростков в 11-14 лет успешно справляться с разными социальными задачами и проблемами своего развития. Специально разработанные занятия были посвящены регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию целей для достижения ЗОЖ; а также общественным и юридическим последствиям злоупотребления наркотиками.
Анализируя свои результаты, исследователи пришли к выводу, что после специфических тренировок у занимающихся развилась способность критически мыслить, благодаря которой они смогли оценить пагубность злоупотребления алкоголем и наркотиками.
В Университете Чикаго была разработана антинаркотическая профилактическая программа «Модель с использованием местного лидера». Основным принципом программы является то, что работа ведется путем сотрудничества с неформальным лидером определенной группы, привлечением его на сторону руководителей программы. Лидеры отбираются по результатам социологического опроса.
Интересный подход к изучению распространения наркомании предлагают американские исследователи Э.Эмоэтинг и С.Бар. Отмечая, что подростки зачастую имеют друзей-наркоманов, от которых перенимают привычку потребления наркотиков, ученые считают: прежде всего, нужно выяснить, кто все же не попадает под такое влияние. Иными словами, важно не столько ответить на вопрос, почему подростки «заражаются» дурным примером, сколько определить причину, по которой часть из них осуждает пристрастие к дурману. Оказалось, что в качестве мощного противодействующего фактора выступает религиозность. Опыт российских наркологов подтвердил практическую приемлемость этого метода – многим из тех, кого удалось «снять с иглы» – помогла религия.
Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины – на своем первом рабочем месте.
Известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними. Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив, направленных на снижение уровня потребления наркотиков в молодежной среде, можно выделить следующие: недопущение наркотиков в места, где дети и подростки учатся, играют и проводят свободное время; создание в школах и учебных заведениях возможностей для изменения отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя, табака и наркотиков; увеличение числа сообщений о вреде наркотиков в средствах массовой информации.
В Америке существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками. Оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с местными группами и учреждениями штатов и федерального правительства. Такие группы способны мобилизовать общественные ресурсы, организовать коллективные действия, сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости от проживания в данном городе или районе.
В последнее десятилетие наибольшее распространение получил поведенческий подход. Создатели поведенческих профилактических программ обобщают достижения различных обучающих методик. Одна из таких моделей – основа программ формирования жизненных навыков (далее ФЖН). Программы ФЖН – это всесторонние, современные программы, имеющие широкую методологическую основу, позволяющие детям сформировать здоровый стиль жизни и сопротивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к потреблению психоактивных веществ. Создатели и исследователи-эксперты программ ФЖН, выделяют восемь лежащих в их основе ключевых принципов. Когда некоторые программы ФЖН проваливались или не были достаточно эффективны, каждый раз впоследствии оказывалось, что один или несколько принципов не были учтены.
Принципы построения программ ФЖН
I. Всесторонность программ. В процессе антинаркотического обучения важно использовать разнообразные методы подачи информации и способы закрепления изученного в поведении. Всесторонность означает ориентацию на целостного человека на протяжении определенного времени. К основным аспектам всесторонности относятся:
1. Усвоение знаний.
2. Навыки социальной компетентности.
3. Непрерывность обучения.
4. Взаимоотношения со сверстниками.
5. Участие в общественной жизни
II. Участие родителей в работе по программе. Залогом успеха профилактических программ ФЖН является участие родителей в их осуществлении. Широко практикуются домашние задания, организация семинаров для родителей, посвященных таким темам, как повышение уверенности ребенка в себе, улучшение навыков общения, преодоление семейных конфликтов, а также информация о том, как говорить с детьми о наркотиках, делиться своими проблемами и решать их совместно с другими родителями.
III. Тренинг. Программы ФЖН по самой своей природе требуют от учителя большего, нежели простое предоставление информации. Учителям приходится осваивать совершенно новый стиль преподавания, развивать навыки обсуждения информации совместно с учащимися, создавать такую обстановку на уроках, которая в дальнейшем способствует самосохранительному поведению детей в сложных и опасных ситуациях. Новый стиль преподавания и руководства детским коллективом способствует установлению доверительных взаимоотношений детей с учителем, а это основное условие усвоения антинаркотической информации и тренинга социально-психологических навыков.
IV. Сотрудничество. Для проведения программы нужны объединенные усилия школы, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей правительственных и общественных учреждений, а также частного капитала.
V. Культурная адекватность. Для успешного внедрения программы должны отражать культурные и языковые различия внутри общества. Принципиальное значение приобретает высокая культурная специфичность программ, когда они пересекают национальные или государственные границы.
VI. Оценка эффективности программ ФЖН. Программы, работа их исполнителей и эффективность обучения по ним должны постоянно подвергаться экспертизе. По ее результатам в программы могут вноситься уточнения и дополнения.
VII. Основа – ценности. Любая программа имеет определенную ценностную ориентацию. Утверждаемые программами ФЖН ценности включают следующие виды позитивного поведения: самодисциплина, ответственность, честность, уважительное отношение к людям, выполнение обязанностей в семье, школе, обществе.
VIII. Связь программы с обществом. Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Программы ФЖН строятся с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу и общество в целом единым стремлением передать детям навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.
Существуют границы эффективности программ ФЖН. Теория и практика антинаркотического обучения детей далеки от совершенства. Но даже при отсутствии полного согласия между специалистами относительно эффективности программ беспокойство родителей, педагогов, политиков вынуждает предлагать и внедрять в школах новые и новые программы.
Англия
В Англии, как и во многих других странах, работа по профилактике вредных привычек у школьников в настоящее время ведется в рамках относительно новой дисциплины – «Обучение здоровому образу жизни». В России аналогичным предметом является ОБЖ.
В Великобритании предложены, апробированы и изучены различные стратегии обучения здоровому образу жизни, проанализированы степени их эффективности.
Ниже приводится краткий анализ некоторых моделей:
1. МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ
Она предполагает, что если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Аналогично, если человеку известно, что определенная вещь полезна для здоровья, знание об этом автоматически приведет к положительному отношению и поведению.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Один из основных принципов: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Поэтому акцент был сделан на обучение навыкам, необходимым для принятия решения.
Автором модели, основанной на учете особенностей принятия решений, является М.Бекер. Данная модель касается двух основных элементов принятия решения: отношения к поведению и нормативным представлениям. Другими словами, принимающий решение сначала оценивает, что принесет ему (ей) данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем (ней) подумают другие люди, если он (она) будет вести себя именно таким образом. Связь с моделью взглядов на здоровье отчетливо прослеживается, однако гораздо больший акцент делается на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.
4. МОДЕЛЬ САМОУСИЛЕНИЯ
Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающие здоровый образ жизни, возникает модель самоусиления.
Английские ученые пришли к выводу, что программы обучения ЗОЖ нуждаются в психологической и социальной разработке с акцентом на информацию о последствиях вредных привычек, которая могла бы подкрепить решения отказаться от них. Эти решения, по их мнению, должны найти поддержку со стороны общества и государства, чтобы, например, отказ школьников от курения и наркотиков стал нормой.
Шри-Ланка
Председатель Национального совета Шри-Ланки по контролю за опасными наркотическими веществами профессор медицины Дайяна Самасинх, обобщая большой и успешный опыт антинаркотической работы в своей стране, пишет: «Мероприятия, осуществляемые с целью предупреждения проблем наркотиков, зачастую весьма надоедливы, неуместны и непрактичны, а потому неэффективны. Надоедливые подходы в основном направлены на то, чтобы предупредить молодежь о возможной опасности, вреде и зле, причиненном наркотиками, а также дать рекомендации быть примерными мальчиками и девочками. Но молодежь охотнее откликается на те подходы, которые предлагают ее участие и активную роль».
Более эффективными оказались комплексные программы, способствующие становлению ЗОЖ. Успех профилактической работы достигается в том случае, когда молодежь начинает относиться к употреблению наркотиков как к тупому, скучному и бездарному занятию.
Польша
В Польше действует молодежное движение по борьбе с наркоманией – «Монар» со штаб-квартирой в Варшаве. Принцип – «отдай себя другим». Актив – школьники, студенты, рабочая молодежь. «Монар» финансируется министерством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифференцированный подход в работе по профилактике вредных привычек у школьников и молодежи.
В Польше уже много лет ведутся занятия со школьниками по игровой программе «Спасибо, нет!». Цель программы – помочь подросткам и молодежи безболезненно отказаться от искушения, сформировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесников, да и взрослых к употреблению спиртного, табака и наркотиков.
Россия
В 1991 г. городская администрация Москвы заинтересовалась профилактическими программами ФЖН, взятыми у США и с 1992 года провели 5 обучающих семинаров. В июне 1992 г. 30 специалистов в различных профессиональных областях приняли участие в двухнедельном семинаре, целью которого был тренинг работы по программе ФЖН и написание методических рекомендаций для работы с подростками 12-14 лет. На базе профилактического подхода ФЖН для средних школ и молодежных организаций участники семинара создали такую программу (методическую разработку) из 18 уроков, которая уже через год была расширена до 34 уроков. В течение 1992/93 учебного года четыре школы использовали этот прототип программы в своей работе с подростками. На основе замечаний преподавателей методические рекомендации были выверены и дополнены, а затем специально изданы. Все школы Западного административного округа г. Москвы получили возможность познакомиться с программой ФЖН и апробировать ее в течение 1993/94 учебного года.
В целях помощи дальнейшему развитию программы ФЖН в конце августа-начале сентября 1993 г. группа из шести российских специалистов была приглашена в США. Задачами визита были ознакомление с различными вариантами программ ФЖН и стратегиями профилактической работы, с деятельностью общественных организаций, занимающихся внедрением профилактических программ на местах, а также встречи с учеными, создателями программ и организаторами профилактической работы. Члены группы участвовали в дополнительном тренировочном семинаре и в работе по развитию российской программы ФЖН.
В 1998 г. уже 24 школы Москвы включили в свое расписание программу ФЖН. На основании анализа замечаний и дополнений, сделанных учителями, родителями, учениками, администрацией школ и районными наркологами, программа будет дальше развиваться и улучшаться.
Рассмотрим программу позитивной профилактики наркомании, и асоциального поведения, внедряемую в Западном административном округе г. Москвы городским учебно-методическим центром профилактики всех видов химической зависимости при наркологическом клиническом диспансере N5.
Данная программа предоставляет подросткам знание о воздействии наркотиков и других психоактивных веществ на организм, развивает навыки общения, принятия решения, повышает самооценку, помогает противостоять давлению сверстников, дает возможность осознать преимущества ЗОЖ. Программа состоит из 3-х разделов.
Первый раздел программы предусматривает подготовку педагогов, психологов, специалистов по социальной работе, врачей, сотрудников органов внутренних дел по данной программе и включает в себя три шестичасовых обучающих занятия.
Второй раздел состоит из занятий, которые проводят инструкторы в организованных детско-подростковых коллективах.
Третий раздел направлен на распространение этой и аналогичных программ.
Программа предусматривает количественные и качественные оценки, показывающее отношение к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ; повышение уровня знаний о наркомании.
Имеется три варианта программы.
Первый вариант программы предназначен для проведения занятий с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет). Основная цель - предупреждение начала экспериментирования с ПАВ, вызывающими зависимость, обучение детей некоторым навыкам безопасного поведения, сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в различных ситуациях, избегания неправильного употребления лекарств и т.д. Включает в себя 13 занятий.
Второй вариант программы рассчитан на возраст 11-15 лет. Решая проблемы профилактики развития наркомании, он направлен на развитие у подростков недостающих у них навыков – в ходе обсуждения тех проблем, с которыми они слишком часто оказываются один на один – общения, отношений с людьми, как со взрослыми, так и своего возраста, избежание конфликтов, стрессов и т.д. Этот вариант включает в себя 35 занятий.
Целью третьего варианта программы также является первичная профилактика употребления ПАВ детьми и подростками. Он состоит из 14 уроков, которые разбиты на три блока. Первые 4 урока ориентированы на проведение занятий с детьми 7-9 лет. Главная их цель - обучение детей некоторым навыкам безопасного поведения, избегания неправильного применения лекарств и любых вредных веществ. Следующие два блока занятий содержат по 5 уроков и рассчитаны на детей соответственно 10-11 и 12-13 лет. В ходе занятий вырабатывается комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы. Это необходимо для того, чтобы дети могли принимать решение о неупотреблении наркотиков на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.
Программы апробированы в школах Западного округа г. Москвы. В 1993-1994 гг. программы были внедрены в 16 школах округа, занятиями по программе были охвачены около 1000 школьников.
При оценке эффективности внедряемых программ путем анкетирования педагогов было отмечено улучшение психологического климата в классах, поведения детей, речевых навыков, уменьшение числа случаев приобщения к наркотикам.
Имеются интересные, заслуживающие внимание отечественные разработки профилактических программ «Перекресток», «Ступеньки», разработанные и распространяемые специалистами при РБФ «НАН» Российский Благотворительный Фонд «Нет алкоголю и наркотикам», а так же программа «Нарканон», распространяемая «Фондом спасения детей и подростков от наркотиков».
На психологическом факультете Самарского госуниверситета и специалистами Центра практической психологии разработана комплексная профилактическая программа для подростков и молодежи. Центральная идея программы состоит в реализации воздействия, направленного на укрепление психического здоровья и благополучия подростков, развитие и стабилизацию факторов наркоустойчивости.
Проблема заключается не столько в недостатке тех или иных программ, сколько в катастрофической нехватке специалистов, способных эти программы реализовывать.
Специфика наркопрофилактики такова, что ни один специалист, даже самый выдающийся и самый обученный, не сможет оказать положительного влияния на подростков до тех пор, пока не добьется доверия, признания и уважения со стороны тех, кого будет пытаться просвещать и воспитывать.
Положительный результат может быть достигнут только в том случае, если программы профилактики будут соответствовать актуальным потребностям и интересам сегодняшних подростков, иначе средства, выделенные на профилактику, будут растрачены впустую.
Вывод: запретить или уничтожить наркотики невозможно, они были, есть и будут, но создать систему общественного сдерживания наркомании как социального явления – вполне реальная задача. Решение этой задачи видится как путь качественной реализации программ, способствующих развитию в каждом человеке системы личного противостояния наркотикам. Такая система должна включать в себя навыки: управления собой в стрессовых ситуациях; конструктивного поведения в конфликтах; отстаивания и защиты своей точки зрения и позиции; ответственного принятия решения; эффективного общения.
Анализ отечественного и зарубежного опыта ведения антинаркотической работы показал, что важнейшими условиями эффективности антинаркотических программ являются следующие.
– Заинтересованность и ответственное отношение государственных, административных органов, общественных организаций, СМИ, их осведомленность.
– Наличие научно обоснованных программ.
– Высококачественная подготовка специалистов.
Ориентация информации на психическое и физическое здоровье, а не на запугивание подростков и молодежи.
– Наличие специалистов, подготовленных соответствующим образом, - психологов, педагогов, социальных работников.
– Наличие соответствующей материальной базы.
Многие из российских профилактических программ основаны на программах зарубежного типа. Наиболее эффективной в России, я считаю, является программа позитивной профилактики наркомании, и асоциального поведения, внедряемая городским учебно-методическим центром профилактики всех видов химической зависимости при наркологическом клиническом диспансере № 5. Она включает в себя 3 раздела, а также 3 варианта программы, направленные на детей разных возрастов. Данная программа предоставляет подросткам знание о воздействии на организм, развивает навыки общения, принятия решения, повышает самооценку, помогает противостоять давлению сверстников, дает возможность осознать преимущества ЗОЖ. Эта программа успешно апробирована и внедрена в несколько школ Москвы.
Из зарубежного опыта мне кажется наиболее эффективной программа формирования жизненных навыков (ФЖН), США. Она разнообразна, в процессе этой программы происходит взаимодействие детей и их родителей, связь с обществом и т.д.
Более 110 млн. человек в мире пользуются наркотиками, по меньшей мере, раз в месяц, а почти 25 млн. являются наркоманами. Злоупотребление наркотиками приводит к потере заработка, огромным затратам на медицинское обслуживание, разбитым семьям и вырождению общин. В частности, употребление наркотиков путем инъекций ведет к стремительному распространению ВИЧ/СПИДа и гепатита во многих районах мира.
Существует прямая связь между наркотиками и ростом преступности и насилия. Наркокартели подрывают государственную власть и коррумпируют законный бизнес. Доходы от незаконного оборота наркотиков идут на финансирование некоторых наиболее кровопролитных конфликтов.
Финансовый ущерб колоссален. Огромные суммы тратятся на укрепление полиции, судебных систем, на программы лечения и реабилитации наркоманов. Не менее потрясают и социальные издержки: уличная преступность, война между группировками, страх, упадок городов и разрушенные жизни.
ООН решает глобальную проблему наркотиков на многих уровнях. Комиссия по наркотическим средствам – функциональная комиссия ЭКОСОС – служит главным межправительственным органом, вырабатывающим политику и координирующим действия по контролю над наркотиками. Имея в своем составе 53 государства-члена, она проводит анализ проблем наркомании и контрабанды наркотиков в мировом масштабе и разрабатывает предложения по усилению международного контроля над наркотиками. Она осуществляет мониторинг международных договоров по контролю над наркотиками и руководящих принципов и мер, утвержденных Генеральной Ассамблеей.
Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) – независимый парасудебный орган в составе 13 членов, который проводит мониторинг соблюдения правительствами международных договоров по контролю над наркотиками и содействует в их усилиях. Его задача состоит в обеспечении наличия наркотических средств для медицинских и научных целей и предотвращения их утечки по нелегальным каналам. Он также направляет группы по расследованию и организует рабочие поездки в страны, где существует серьезная проблема наркотиков, а также занимается организацией практикумов для органов, занимающихся вопросами контроля над наркотиками, в частности в развивающихся странах.
В ряде договоров, принятых под эгидой ООН содержится требование, чтобы правительства осуществляли контроль над производством и распространением наркотиков и психотропных веществ, вели борьбу против наркомании и нелегального оборота наркотиков и докладывали международным органам о принятых мерах. Имеются в виду следующие договоры.
С помощью своих программ по наркотикам Управление ООН по наркотикам и преступности обеспечивает руководство всей деятельностью ООН по контролю над наркотиками. Оно помогает предотвращать события, способные усугубить проблему производства и контрабанды наркотиков и наркомании; содействует правительствам в создании структур и стратегий контроля над наркотиками; оказывает техническую помощь в контроле над наркотиками; способствует выполнению договоров в этой сфере и функционирует в качестве мирового центра экспертизы и хранилища данных.
Подход УНП ООН к глобальной проблеме наркотиков многогранен. В программах на базе местных сообществ по предупреждению злоупотребления наркотиками, лечению и реабилитации участвуют НПО и гражданское общество. Альтернативное содействие развитию открывает новые экономические возможности для населения, материально зависящего от выращивания запрещенных культур. Улучшение обучения и технологий в целях сдерживания контрабанды наркотиков содействует повышению эффективности национальных надзорных органов. При этом содействие деловых кругов и НПО помогает разрабатывать программы сокращения спроса на наркотические средства, такие, как:
На специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1998 г., посвященной решению мировой проблемы наркотиков, правительства взяли на себя обязательство совместными действиями организовать стратегии и активизировать действия, направленные на борьбу с незаконным производством и потреблением наркотиков. Они включают кампании по сокращению спроса на наркотики; программы по ограничению доступности исходных материалов, которые могут использоваться для производства наркотиков; меры по совершенствованию сотрудничества между странами в области правосудия в целях укрепления контроля за нелегальным оборотом наркотиков; активизации усилий по ликвидации нелегального выращивания наркосодержащих культур.
Заключение
С каждым днем наркотиков становится все больше. Чуть ли не ежедневно химики меняют их структуру, тем самым, придумывая новые виды наркотиков. Государство в помощь по борьбе с наркотиками, вносит корректировки в законы. Ниже я привожу список этих законов.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ
Постановление от 10 июля 2013 года № 580
О совершенствовании контроля за оборотом наркотических средств
Постановление от 13 июня 2013 года №496
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 г. № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Сравнительная таблица статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Законодательные и нормативные акты РФ
Законодательные и нормативные акты
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
О лицензировании отдельных видов деятельности
О внесении изменений и дополнений в положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации
Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве
О ввозе в российскую федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций
О лицензировании отдельных видов деятельности
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Таможенный кодекс Российской Федерации (статья 227)
О судебной практике по делам о контрабанде
Список литературы
http://lib.tr200.net/v.php?id=118443&sp=1
http://www.refstar.ru/data/r/id.10882_1.html
http://www.steppedagogy.ru/stads-220-1.html
http://www.korenovsk.ru/?p=51289
http://lib.sportedu.ru/Press/fkvot/1999N3-4/p61-63.htm
http://aids.edu.vn.ua/narcotics/beta/pomo1.htm
http://www.refstar.ru/data/r/id.11719_1.html
http://www.narkotiki.ru/law.htm
Дерево в снегу
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ёжикина Радость
Крутильный маятник своими руками
О чем поет Шотландская волынка?