Этот проект занял 1 место в номинации Планета знаний в районном конкурсе детских проектов «Дебют в науке»
Цель: исследование воздуха
Задачи:
познакомиться с составом воздуха;
с помощью опытов выявить свойства воздуха;
оформить результаты исследования;
узнать, как человек использует воздух.
Вложение | Размер |
---|---|
Чего в комнате не видно? | 335 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №3
г. Лысково Нижегородской области
Районный конкурс детских проектов «Дебют в науке»
Исследовательский проект
Чего в комнате не видно?
(номинация: планета знаний)
Автор проекта:
Мерлушкина Алла, учащаяся 3-б класса
Руководитель проекта:
Моталина Е.С.,
учитель начальных классов, первая
квалификационная категория
г.Лысково, 2015
Содержание
Введение: проблема, цель, задачи, гипотеза…………………….....с.3 Состав воздуха……………………………………………………….с.5 Какой он, чистый воздух?...................................................................с.5 Выявляем свойства воздуха, проводим опыты…………………...с.6 Результаты и анализ опытов……………………………….…..........с.7 Использование воздуха человеком.…………………………………с.8 Заключение………………………………………………………...…с.10 Литература…………………………………………………….……..с.11 Приложение……………………………………………………….....с.12 |
Введение
Однажды мне бабушка загадала загадку:
Чего в комнате не видно?
Я задумалась, а бабушка подсказывает:
Ни веса ни цвета у него нету!
Я ёще больше задумалась и прошу подсказать первую букву! А бабушка вновь загадкой:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Тут я догадалась, что это воздух!
Действительно, и в комнате, и на улице мы не видим воздухи не чувствуем, что он всегда вокруг нас. Мы много раз вдыхаемвоздух, но даже не обращаем на это внимание. Воздух прозрачный, поэтому нам кажется, что нас окружает пустота. А как можно обнаружить воздух? Какими свойствами обладает этот невидимка?
Конечно же без воздуха мы жить не можем, так как кислород нужен для дыхания. А из чего еще состоит воздух?
У меня накопились вопросы для целого исследования!
Цель: исследование воздуха.
Задачи:
Предмет исследования:воздух.
Гипотезы:
Что я знаю о воздухе. | Что я хочу узнать. |
Воздух состоит из кислорода и других веществ. Кислород необходим для дыхания. Воздух прозрачный и без запаха. Воздух расширятся и сжимается. | Какие вещества входят в состав воздуха? Какой он, чистый воздух? Занимает ли воздух пространство? При каких температурах воздух расширятся и сжимается? Весит ли воздух? Давит ли воздух на предметы? Как человек использует воздух в быту? |
Воздух — смесь различных газов.
Основными газами воздуха являются азот и кислород.
1% составляют углекислый газ, водород, неон, гелий озон и другие газы.
Кроме них в воздухе содержится пыль, водяной пар, сажа, дым и другие вещества, которые выбрасываются фабриками и заводами.
Состав воздуха может меняться: в крупных городах содержание углекислого газа будет выше, чем в лесах. В горах содержание кислорода меньше, из-за того, что кислород тяжелее азота, и поэтому с высотой уменьшается его количество.
Вдыхаемый человеком воздух должен быть свободен о пыли, дыма и микробов. Такой воздух называется чистым.
Воздух загрязняется и выхлопными газами автомашин и промышленных предприятий. Но больше всего воздух загрязняет пыль. В 1 млгорного воздуха содержится 200 пылинок, а в городском - более полумиллиона. В комнатах пыли в 10—20 раз больше, чем на улице. Надо чаще проветривать помещение.
В местах большого скопления людей повышается количество болезнетворных микробов и углекислого газа.
Растения очищают воздух и выделяют кислород.Поэтому воздух сосновых лесов, горный, морской воздух обладает целебной силой.
Опыт №1.
Цель:выявить, занимает ли воздух место в пространстве.
Нальем в чашку воды и начнем опускать туда перевернутый вверх дном стеклянный стакан. Вода не заполнила стакан целиком, так как в стакане есть воздух. Чуть-чуть наклоним стакан и видим, что из стакана выходят пузырьки воздуха.
Вывод: воздух занимает место в пространстве.
Опыт №2.
Цель:выявить состояние воздуха при нагревании.
Возьмем стеклянную бутылку и наденем на горлышко шарик. Поместим бутылку в чашку с горячей водой. Видим, что внутри бутылки образуются капельки пара – воздух нагревается. Шарик начинает медленно надуваться.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, выходит из бутылки и надувает шарик.
Опыт №3.
Цель:выявить состояние воздуха при низкой температуре.
Продолжим опыт 2: выльем из чашки теплую воду и нальем холодную. Через некоторое время шарик начинает сдуваться и падать. Воздух охладился и вернулся обратно в бутылку.
Вывод:при охлаждении воздух сжимается.
Опыт №4.
Цель:выявить, имеет ли воздух вес.
Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Завяжем их концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах карандаша. Привяжем нитку к центру карандаша и повесим так, чтобы он был параллельно земле. Затем надуем один шарик и привяжем обратно. Ровно висящий карандаш перевешивается в сторону надутого шарика.
Вывод:надутый шарик тяжелее из-за воздуха внутри него. Значит воздух имеет вес.
Опыт №5.
Цель:выявить,давит ли воздух на предметы.
Полностью заполним стакан водой. Положим картонку на стакан. Перевернем стакан, придерживая картонку. Аккуратно отпустим её. Картонка держится на стакане и не падает.
Вывод: воздух давит не только на стенки стакана, но и с нижней стороны на картонку, равномерно со всех сторон. Поэтому она не падает.
Фотографии опытов в приложении. А мы приступаем к анализу.
Гипотеза | Результат |
1.Воздух занимает пространство. | Гипотеза подтвердилась. |
2.Воздух расширяется и сжимается. | Гипотеза подтвердилась. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. |
3.Воздух не имеет веса. | Гипотеза не подтвердилась. Воздух имеет вес. |
4.Воздух давит на предметы. | Гипотеза подтвердилась. Воздух равномерно давит на предметы. |
Зная то, что воздух занимает пространство, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.
Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.
Знания того, что теплый воздух легче холодного, человек использовал при создании летательного аппарата – воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек. Так же мы пускаем небесные фонарики.
Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро.
Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук.
В больницах установлены аппараты искусственной вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух.
Сжатый воздух используют везде: в книгопечатание, строительстве и многом другом.
Таким образом, человек научился широко применять свойства воздуха в жизни.
Воздух окружает нас, он необходим нам для жизни. Чистый воздух полезен нашему здоровью, поэтому важно сохранять его чистоту. Кроме этого люди научились широко применять воздух при работе различных аппаратов.
В результате работы над проектом «Чего в комнате не видно» я:
А так же наметила перспективы для дальнейшего исследования:
Интернет-ресурсы
http://www.childrenpedia.org/7/page095.html
http://100facts.ru/sostav-vozduha-prichiny-i-posledstviya.html#more-312
http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_vozduch.html
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vozduha
http://900igr.net/datai/fizika/Svojstva-vozdukha/0008-013-Gorjachij-vozdukh-podnimaetsja-vverkh.jpg
http://www.culladelbimbo.eu/immagini/articoli/foto480/intex_pallone_590308.jpg
http://board.kompass.ua/_bd/989/30653176.jpg
http://f-picture.net/lfp/i054.radikal.ru/0911/38/874eb9c15e13.png/htm
http://iventilyacia.ru/wp-content/uploads/aparat1.jpg
http://www.sostav.ru/articles/rus/2011/18.04/news/images/spr2.jpg
http://s0alex.ru/img11/ab22-51.jpg
Приложение
5 зимних аудиосказок
Ель
Снежная сказка
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Как Дед Мороз сделал себе помощников