исследовательская работа с элементами проектной деятельности
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_yuli.doc | 724 КБ |
Управление образования Администрации города Глазова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
исследовательская работа
УДМУРТСКИЙ ОБЕРЕГ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Калинина Юлия Борисовна,
ученица 7 «Г» класса
МБОУ «СШ № 15»
Руководитель:
Дмитриева
Марина Олеговна,
учитель истории
и обществознания
МБОУ «СШ № 15»
Глазов 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Функции и символика удмуртского оберега……………………………..5
1.1. Оберег, амулет, талисман………………………………………………………5
1.2. История удмуртских оберегов, их значение в жизни удмуртов…………….7
1.3. Суть и функции оберега……………………………………………………….10
1.4. Цветовая и орнаментальная символика оберега……………………………..11
Глава 2. Современный удмуртский оберег……………………………………….14
2.1. Оберег и отношение к нему в современной образовательной среде (на примере учащихся 6-8 классов МБОУ «СШ №15» города Глазова)……………14
2.2. Технология изготовления оберега……………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………20
Приложение…………………………………………………………………………21
Приложение 1. Декоративно-прикладное искусство удмуртов…………….…21
Приложение 2. Советы по изготовлению вышивки-оберега………………….22
Приложение 3. Анкетный лист социологического исследования……………..23
Введение
Сегодня во всём мире наблюдается небывалый интерес к познанию культурных традиций разных народов. Однако в нашей стране люди часто больше осведомлены о принципах «фэн-шуй» и прочих экзотических учений, чем о культуре, традициях и верованиях своего народа.
Тем не менее, несколько лет назад традиции многовековой культуры народа, в частности наличие оберегов в доме начали возрождаться в России. Прилавки наших магазинов постепенно заполнились веничками, домовыми, подковами, колокольчиками и пр. Приобретая обереги, многие искренне верят в их чудесные свойства. Однако для некоторых людей оберег в интерьере современного жилища является данью моде. Многие зачастую не знают ни цветовую, ни орнаментальную символику «защитного» предмета. И если любой заинтересованный человек практически без затруднений может найти информацию о славянских оберегах, то совсем не многие осведомлены об истоках и значении удмуртских оберегов.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный человек, проживающий на территории Удмуртской Республики и/или считающий себя удмуртом должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к национальной культуре, духовно-нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитывает уважение и интерес к народным традициям.
Объектом исследования является удмуртский оберег.
Предметом исследования является история удмуртских оберегов и их символическое значение.
Цель нашего исследования – создание оберега, отражающего символику традиционных удмуртских обережных предметов и современные представления школьников об оберегах.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ и синтез теоретического материала, анкетирование, анализ, сравнение.
Теоретической основой данной исследовательской работы послужили работы Е.Н. Васильевой, Л.А. Волковой, М.В. Гришкиной, М.Г. Ивановой, Т.А. Крюковой и других исследователей в области истории и культуры Удмуртии.
Гипотеза исследования: Учащиеся более знакомы со славянскими оберегами, нежели с удмуртскими, потому часто не отделяют предметы одной культурной традиции от другой.
Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории, истории Удмуртии, краеведения, обществознания, а также может быть полезен всем интересующимся культурой и историей Удмуртии.
Глава 1. Функции и символика удмуртского оберега
1.1. Оберег, амулет, талисман
В толковых словарях, энциклопедиях, словарях синонимов и ряде других источников можно встретить понятия «амулет», «талисман», «оберег». В рамках настоящего исследования представляется важным уточнить значение данных понятий и в случае необходимости разграничить их использование в нашей работе.
Слова амулет, оберег, талисман обычно используются как синонимы и во многих словарях указаны, как синонимы. Однако, некоторые словари указывают на оттенки значений:
Амулет (лат. amulētum) — предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий. Кроме того, в словарях Ожегова [14] и Ушакова [15] упоминается, что амулет носят на теле.
Амулет (от латинского amuletum — «дающий силу») – предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье (энергетическое, таинственное действие) и уберечь от потерь (защитное действие) [20].
Амулеты носят на теле (часто как украшение) или на одежде, помещают в транспортные средства или в жилище, либо вешают вокруг скота. Они могут быть изготовлены из множества материалов, благодаря которым носитель должен быть пассивно защищён.
Амулеты известны во всех религиях. С каменного века использовали раковины или жемчужины и особенные камни, как, например, янтарь и горный хрусталь. Уже в первобытном обществе люди увешивали себя остатками убитой ими добычи (зубами и когтями). Они должны были дать их носителю силу животного.
Амулеты находят применение в нетрадиционной медицине, в качестве защиты беременных, против сглаза и в качестве любовных чар. В амулете действует анимистское представление, что на человека влияют магические силы, противодействовать которым он может амулетом.
Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. Также считается, что амулет, плохо настроенный на хозяина, может представлять серьёзную угрозу, равно как и чужие амулеты. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева. Однако особенно часто в этом качестве выступают драгоценные и полудрагоценные камни [20].
Талисман (греч. τέλεσμα — посвящение, чары, заклинание) — предмет, который, по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу. Служит также оберегом. В словарях Ожегова и Ушакова также упомянута удача. В этих словарях не упоминается ношение талисмана на теле. Таким образом, талисман — наиболее общее понятие: талисманы могут нести не только защитную функцию, но и приносить успех; одни талисманы носятся на теле, другие — нет (например, талисманом может быть животное).
Талисман – магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Талисманом также может быть некий персонаж или животное. Спортивные команды и музыкальные группы часто используют неких персонажей в качестве своих символов-«талисманов».
В качестве талисманов люди могут использовать как артефакты (то есть предметы, изготовленные человеком), так и естественные предметы (например, корни, куски янтаря, раковины, необычные камни). Одни талисманы создаются на конкретную опасность или ситуацию (например, победу в состязании), другие предназначены для помощи в любой ситуации (ладанки, крестики). Некоторые талисманы заговорены магом (колдуном, ведьмой, шаманом и т. п.), другие – нет (например, подковы на счастье).
Оберег (от глагола: «оберегать») — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому» [14], показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры. Согласно Словарю Даля: „«Оберег» — заговоры, зачурания, слова и обряд от порчи, уроки; наговор, нашепты, для разрушения или недопущения вредных чар; талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.“ [18]
Оберегами были обычные предметы, наделенные магической функцией: защита, охрана. Их мог сделать сам человек.
Оберег следует отличать от амулета. Амулеты частенько изготавливались колдунами за сравнительно небольшую плату. И что еще немаловажно: их в большинстве своем носили в тот момент, когда человек явно чувствовал, что ему хотят причинить зло. Оберег же брали с собой в целях защиты на всякий случай.
Главное отличие оберегов от амулетов и талисманов заключается в следующем: обереги создает сам человек, он делает его намеренно, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких.
Амулет, равно как и талисман, у каждого свой. Оберег же может быть общим. Оберег, в принципе, не сильно отличается от амулета. Единственное различие – это нечто исконно русское, не заимствованное, а посему особо ценное для нас. Оберегом может стать любой предмет, который обладает начальными магическими функциями – защитой. Усилить возможности оберега можно наговором (с помощью молитвы или заговора) или освящением его в церкви [16].
Таким образом, в нашем исследовании мы будем использовать понятие «оберег», поскольку он будет создан автором исследования самостоятельно с целью придания данному предмету защитной функции. В дальнейшем предполагается, что данный предмет будет постоянным предметом ношения, не индивидуальным, а общим.
1.2. История удмуртских оберегов, их значение в жизни удмуртов
История удмуртских оберегов уходит корнями в древность и неразрывно связана с их религией и поверьями. Возникнув в позднем палеолите, продолжали развиваться в эпоху мезолита ранние формы религии (тотемизм, анимизм, фетишизм), различные виды магии (промысловая, вредоносная, охранительная, лечебная) и семейно-родовые культы. Самые ранние виды религии заключали в себе фантастическое представление о мире и культовую практику. Мир удмурты представляли себе трехъярусным: верхний – небесный, звездный, космический; средний – земной; нижний – подземно-подводный [7]. Чтобы задобрить духов, они приносили им в дар жертву: мясо животных, шкуры, монеты и амулеты. Для охраны от злых духов, болезней, сглаза и порчи удмурты широко использовали различные обереги [3]. В качестве оберега могли использовать разные предметы и даже тексты (заговоры, молитвы).
Наибольший интерес для нашего исследования представляет декоративно-прикладное искусство, включающее в себя древние орнаменты и символы, оно предоставляет исследователям богатейший материал для изучения мифологических и традиционных религиозных представлений о мире. По мнению Е.Н. Васильевой, предметы традиционной культуры содержат закодированные сведения о духовной культуре народа, поскольку с помощью орнамента древний человек отображал все, что его окружало и что было для него значимым [1] (См. Приложение 1).
Уже в древние времена на предметы быта, оружие, украшения наносили орнамент или рисунки. Экскурсно рассмотрим основные направления декоративно-прикладного искусства, предметы традиционной культуры удмуртов и характерные для них орнаменты и рисунки.
А) Ювелирное дело. В эпоху энеолита удмурты освоили медь, позднее бронзу и железо. М.Г. Иванова в своей работе описывает такие способы металлообработки, известные удмуртам, как: плавка металла, литье, ковка. [7]. В археологических раскопках Прикамья встречаются различные предметы из металла, на могильниках находят много оружия: наконечники стрел и копий, топоры-кельты, секиры, мечи. Украшения играют важную роль в жизни удмуртов, большинство из них украшены в «зверином» стиле. Исследователи полагают, что образ птицы связан с промысловой магией, с древнейшими мифами о сотворении мира. Недаром, на современном гербе Удмуртии изображен прекрасный лебедь, а точнее, лебедь-человек. У самых разных народов лебедь олицетворял мудрость, мужество, красоту, совершенство, чудесное преображение. На груди человека-птицы и в верхней части герба находятся особые знаки – обереги, их называют солярными (солнечными). По древнему преданию они оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, два малых – космическим. С гербом Удмуртии мы сталкиваемся постоянно: он находится на зданиях государственных учреждений, на печатях и бланках, на различных ценных бумагах и почтовых марках.
В коллекции предметов часто встречается изображение коня. «Конь использовался для верховой езды и как транспортное средство, его мясо употребляли в пищу. …Позднее, образ коня превратился в символ богатства. Его изображение служило оберегом, символом плодородия и счастья,» – пишет М.Г. Иванова [6].
Металлические украшения многообразны: подвески, серьги, бляхи, которые носили все – женщины, мужчины, дети. По мнению М.Г. Ивановой [6], украшения наряду с эстетической функцией выполняли функцию оберега. Нежный, слегка приглушенный звон, издаваемый при движении, был призван отгонять все напасти и силы зла, а сами изображения коней, птиц должны были обеспечивать благополучие. Считалось, что все нечистые духи боятся металлических звуков и не смогут подойти близко к человеку.
Б) Обработка кости и рога. Много вещей из кости и рога обнаружено при раскопках в Прикамье. Из кости и рога удмурты изготавливали рукояти для ножей, наконечники стрел, копоушки, гребни, ложки, вязальные иглы, украшенные в «зверином» стиле. С древними верованиями связаны многочисленные амулеты из клыков и когтей медведя, зубов лисы, волка, лошади. Это, очевидно, были символы мужества, отваги, охотничьей удачи и обереги от сил зла [6].
Н.И. Шутова в своей статье «Косторезы», пишет, что удмурты изготавливали бусы из отполированных и просверленных зубов бобров и медведей, которые носили на шее в качестве талисмана, обладающего способностью оберегать владельца от всего плохого [12]. Особую категорию вещей составляют костяные украшения, чаще всего это подвески с отверстием для привешивания. Такие подвески представляют собой разные фигурки зверей или птиц, тщательно отполированные, иногда покрытые изящным орнаментом. Среди популярных образов – объемные изображения коней, лосей, уток, медведей и мелких пушных зверей: соболей, куниц. Их назначение – украшать своего хозяина, охранять от возможных бед [12].
В) Вышивка. Вышивкой женщины украшали предметы быта и одежду. Традиционная расцветка старинной удмуртской вышитой одежды включала в себя небольшое количество цветов, преобладали темные, глубокие, насыщенные тона. Чаще всего для выполнения узора употребляли красные, черные, белые цвета, синий, желтый и зеленый включаются в композицию рисунка небольшими вкраплениями. В работе С.Х Лебедевой [10] описываются узоры и предметы вышивки. Вышитые узоры, по ее словам, располагались на рукавах, груди, подоле рубах и кафтанов, головных уборах, поясах, чулках и даже обуви, выполняли роль оберега. М.Г.Ходырева в статье «Костюм северной удмуртки племени ватка» пишет, «мастерицы верили в то, что замысловатый узор, тесьма или полоска ткани вышивались в определенных местах ткани не случайно. Все эти детали обладали защитной силой и оберегали женщину от болезней и злых сил» [10].
При вышивке использовались следующие орнаменты: ромбы, треугольники, прямоугольники, звезды, крючки, S-образные фигуры, отмечен узор «древо жизни», «толэзе» или «лунный», «крылья утки», «глаз голубя», «рога барана». «Еще в глубокой древности человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой – вода, квадратами, кругами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами» [11].
Г) Художественная обработка дерева. Художественная обработка дерева имела широкое применение в быту удмуртов для изготовления предметов домашнего обихода из древесины, коры, корней, лыка, бересты. Это занятие стало мужским промыслом.
Наибольший интерес для нашего исследования представляют ворота, их декоративное оформление нашло присущее удмуртам осмысление окружающего пространства. Считалось, что ворота – лицо дома хозяина. По воротам судили о благосостоянии и достоинстве хозяина. В работе К. Климова «Удмуртское народное искусство» описываются ворота удмуртской усадьбы. Климов пишет «… в технике трехгранно-выемчатой резьбы выполнялся основной солярный мотив: символическое изображение солнца. Солнце, дающее все блага жизни, изображалось в виде круга, полукружия и ромба с отходящими от него радиально лучами. Солнце – высшее божество, которому поклонялись люди, оно отгоняло злых духов. Солярные знаки имели охранительный смысл» [8]. Это подтверждается и в работе Л.А. Волковой, она пишет, что столбы ворот были украшены глубокими резными узорами в виде кругов и лучей. Этот узор называется «шунды пужи» - солнечный. Это знак Шунды–мумы (Матери-солнца). Он оберегает хозяйство и дарит тепло его обитателям [2]. Резьба на воротах активно перекликалась и удачно сочеталась с оформлением фасада избы и оконных наконечников [9].
Бытовая утварь, берестяные туеса были богато украшены геометрическим орнаментом: треугольники, ромбические мотивы, круги, которые воспринимаются как солярные знаки.
Г) Ткачество. Ткачество является одним из традиционных видов творчества удмуртских женщин, которое они развивали в рамках натурального хозяйства, производя ткани для своих потребностей, для производства одежды собственного тканья. Паласы, безворсовые ковры, полотенца, скатерти, занавески, покрывала выполнялись в домашних условиях. Узорное таньё, по словам Т.А. Крюковой [9], широко входит в быт удмуртов в XIX веке и вытесняет вышивку. Преобладал разноцветный геометрический орнамент: ромбы, шестигранники, восьмигранники. До сих пор известно, что ромб исполизуют как оберег от сглаза и дурных сил [8]. При тканье основа была портяной, рисунок же исполнялся самой разнообразной расцветки: красной, синей, зеленой, лиловой, желтой.
Д) Вязание. Материалом для изготовления вязаных изделий служила овечья шерсть. Узоры были самые разнообразные, это – и звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, растительные элементы. Для выполнения орнаментальных композиций использовались яркие цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый. Вязали чулки, варежки, носки, перчатки [9].
Таким образом, уже предметы древних удмуртов отражают их представлений о защитных силах и способах защиты от дурного. Предметы материальной культуры того времени отражают сохранившуюся до наших дней символику обережных знаков.
1.3. Суть и функции оберега
Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание – оберегать людей, особенно в сложные годы, в периоды военных конфликтов, террористических актов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния (болезни вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи).
Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.
Обереги – это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома.
Современный человек сегодня практически утратил навыки повседневной защиты, которые использовали наши предки.
Наиболее сильными считаются обереги личные, передаваемые в семье по наследству: серьги, кольца или перстни, бусы – любая вещь, которая, по преданию, приносит счастье в семейной жизни. Чаще такие предметы передаются по женской линии – кольца и серьги, по мужской реже – ножи, пряжки для ремней.
Самым простым, но в то же время и очень эффективным средством, использовавшимся уже древними удмуртами считается так называемая обережная вышивка. Вышивать следует цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ [17]. Особенно удобно использование обережных вышивок и аппликаций для детской одежды, так как малышам тяжело постоянно носить бусы, кольца или браслеты.
Люди всегда верили в то, что вещи, изготовленные собственными руками, могут уберечь от многих неприятностей. Считается, что самый сильный оберег – это вещь, которую сделали для вас кровные родственники. Если мама связала для вас носки или вышила платок, не спешите забрасывать подарок на самую дальнюю полку шкафа. Это сильнейший оберег, ведь любимый человек потратил на его создание свое время и свою энергию. Изготовить оберег вы можете и самостоятельно, только делать его лучше не для себя, а для любимого человека.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
3. Самые сильные обереги – те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.
4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.
5. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности (См. Приложение 2).
Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы – это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге – цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать [17].
Следовательно, любой оберег – это не просто элемент декора или украшение, хотя безусловно обереги выполняют и эту функцию, но и предмет, хранящий в себе определенную энергетику, настрой.
1.4. Цветовая и орнаментальная символика оберега
Слово «орнамент» произошло от латинского слова «ornamentum» и в переводе означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное значение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.
Прочитать знаки – задача трудная.
Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.
Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.
Волнистые линии символизировали воду, горизонтальные – землю;
косые – дождь, пересекающий путь к солнцу;
точки между ними – зерна, брошенные в нее [13].
Особые обережные знаки – солярные (солнечные) знаки. По древнему преданию они оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, два малых – космическим [4].
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.
Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
В обережных узорах часто действующей является какая-то одна его часть, а не весь узор в целом — просто цветочный или геометрический мотив, заключенный в круг или овал, круговая окантовка рукава, подола, ворота. Ведь чтобы иметь реальную защиту, достаточно вышить узор, состоящий из замкнутых, округлых контуров.
Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров — лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь, иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалам, из которых сделаны нитки, — не надо в одном узоре использовать несколько видов материала.
Особое значение имеет и цветовая гамма оберега и/или обережной вышивки. Черный цвет – символ земли и стабильности, красный – цвет солнца и символ жизни, белый – символ космоса и чистоты [5]. Желтый – цвет жизненной энергии, зеленый цвет отвечает за наши эмоции, голубой – за творческий потенциал человека, синий – ответственный за наши интеллектуальные способности.
Создавая оберег, важно помнить не только для кого и с какой целью он создается, но так же какой материал, цвет и символы используются. Поскольку сочетание цветовой и орнаментальной символик могут усилить или, наоборот, ослабить влияние оберега.
Глава 2. Современный удмуртский оберег
2.1. Оберег и отношение к нему в современной образовательной среде
(на примере учащихся 6-8 классов МБОУ «СШ №15» города Глазова)
В данном разделе нашей работы будут рассмотрены результаты социологического опроса, который проводился в феврале 2015 года среди учащихся 6 – 8 классов МБОУ «СШ № 15» г. Глазова. Нами был выбран именно этот контингент, так как он отражает в определенной мере образовательную среду г. Глазова и знаком с таким понятием как «оберег».
Для начала рассмотрим теоретическую базу нашей работы, что поможет дать наиболее полную картину проводимого исследования.
В качестве метода сбора данных нами был использован анкетный опрос, часть ответов которого была сформулирована в закрытой форме, т.е. были предложены конкретные варианты ответов на задаваемый вопрос, а часть была задана в открытом виде, на которую нужно было ответить самостоятельно (см. Приложение 3). Эти два способа образуют в совокупности технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных и соответствующая инструкция респонденту, образуют в нашем случае методику.
Всего было опрошено 126 человек. Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что результаты данного анкетирования вполне объективно отражают ситуацию о представлении оберега и его функций в городе Глазове среди учащихся школы по состоянию на 2015 год. В ходе проведения данного анкетирования можно отметить основную деятельность респондентов и их количественное соотношение. В таблице 1 приведены данные анкетирования.
Табл.1. Возраст респондентов и их количественное соотношение
класс | количественный показатель от общего числа респондентов |
6 | 54 |
7 | 38 |
8 | 34 |
N= 126 человек.
На вопрос «Знаете ли вы, что такое оберег?», все учащие ответили да.
На вопрос « Какие обереги Вам известны?» наиболее популярными были следующие ответы:
Табл.2. Знания респондентов о разновидностях оберегов.
Виды оберегов | Количество респондентов (человек) | |||
6 класс | 7 класс | 8 класс | % от общего количества | |
нательный крест | 39 | 27 | 18 | 67% |
подкова | 30 | 19 | 5 | 43% |
ловец снов | 4 | 8 | 11 | 18% |
иконы | 3 | 11 | 4 | 14% |
амулет | 5 | 7 | 2 | 11% |
талисман | 2 | 7 | 2 | 9% |
По данным таблицы видно, что школьники знают разные обереги, среди них самые популярные – нательный крест (84 человека), подкова (54 человека), ловец снов (23 человека), иконы (18 человек), амулет (14 человек), талисман (11 человек).
На вопрос «Используете ли Вы обереги в быту?» респонденты ответили следующим образом (см. диаграмма 1):
Диаграмма 1. Использование оберегов в быту
Согласно диаграмме, представленной выше, можно сделать вывод, что в среднем каждый второй респондент использует в быту оберег от несчастий и сглаза.
Таким образом, анализируя результаты анкеты, проводимой среди учащихся 6-8 классов МБОУ «СШ №15», приходим к следующим выводам: всего в анкетировании участвовало 126 человек, которые знают такие обереги, как нательный крест, подкова, ловец снов, иконы, амулет, талисман. Респонденты по-разному относятся к вышеперечисленным оберегам, например, большинство опрошенных школьников верят в силу оберега от порчи и сглаза и используют его в быту.
2.2. Технология изготовления оберега
Обереги создаются своими руками. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
По форме наш оберег представляет собой «толэзё», этот солярный знак выбран не случайно, в удмуртской семантике он означает женский лунный знак – знак защиты от злых духов и несчастий. Красный цвет в больших количествах встречается в удмуртском декоративно прикладном искусстве. Металлическими монетами и бисером удмурты часто украшали свои вещи. Оберег – помощник в учебе. Монета с цифрой 5 притягивает пятерки в учебе.
Для изготовления нашего оберега понадобятся крючок №1.15, булавка, монета достоинством 5 рублей, иголка, бисер, нитки.
1 этап: набрать цепочку из 8 воздушных петель замкнуть в круг;
2 этап: вязать по схеме;
3 этап: вставить булавку;
4 этап: обвязать монету;
5 этап: обвязать края получившегося оберега бисером.
Созданный нами оберег призван принести удачу в учебе своему обладателю. Солярный знак призван стать символом оберегающих сил. 5-тирублевая монета символизирует отличные знания и оценки. Красный – цвет солнца и символ жизни (цвет ниток), желтый – цвет жизненной энергии (цвет бисера) придадут обладателю оберега дополнительную силу и энергию, необходимую для успешной учебы.
Заключение
В ходе настоящего исследования мы пришли к следующим выводам:
1) Понятия «амулет», «оберег», «талисман» не являются синонимичными. Амулет – это предмет, призванный защищать своего обладателя от злых сил. Он индивидуален и используется только тогда, когда возникает опасность. Часто амулеты изготавливаются колдунами за плату. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева. Амулет носят на теле.
Талисман – это некий магический предмет, персонаж или животное. Кроме защитной функции, талисман призван приносить удачу и успех.
Оберег – это обычные предметы, наделенные защитной магической функцией. Оберег создает сам человек, он делает его намеренно, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких. Обереги брали с собой в целях защиты на всякий случай.
2) Уже древние удмурты, верившие в различных божеств, пытались при помощи оберегов оградить себя и свой дом от злых духов и сил. На предметах быта, орудии, одежде, украшениях, на предметах интерьера присутствуют обережные знаки. Наиболее популярные из них: птица-лебедь, солярные знаки, геометрические фигуры, линии. Кроме защитной функции, они выполняли еще символическую.
3) Функция оберега – защищать своего хозяина от любого направленного негативного как физического воздействия, так и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу (от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии). Наиболее сильными оберегами считаются те, что предаются по наследству и/или сделаны руками очень близкого человека. Наиболее популярные обереги – обережные вышивки, бусы, броши.
4) Создавая оберег, следует учитывать такие моменты, как сочетание цветов, качество материала, расположение фигур и знаков, поскольку каждый цвет и каждый орнамент обладают собственным функциональным потенциалом и защитной силой. Незнание этого может ослабить, либо разрушить защитную функцию обережного предмета.
5) Проведенное среди учащихся 6 – 8 классов МБОУ «СШ № 15» города Глазова анкетирование свидетельствует о том, что респонденты знакомы с понятием «оберег». Под оберегом традиционно понимают нательный крест, подкову, ловца снов, иконы, амулеты, талисманы. Многие используют обереги в быту и верят в их защитную силу.
6) На основе изученного теоретического материала и данных проведенного анкетирования нами был создан оберег для учащихся. Функция данного оберега – привлечь успеха в учебном процессе, облегчить трудностей, придать дополнительные силы и энергию.
Таким образом, все задачи, поставленные во введении данной исследовательской работы, решены, цель исследования достигнута. Заявленная гипотеза является валидной.
Вместе с тем, перспективной является продолжение исследования данной проблемы в следующей области: проверить насколько сильным является психологическое воздействие оберега на его обладателя, т.е. окажет ли использование созданного нами оберега на его обладателя положительного влияния.
Список литературы
Приложение
Приложение 1. Декоративно-прикладное искусство удмуртов
Шумящие подвески-птицы. Бронза, литье. Городище Иднакар. Х в.
Мотив «кони». Гребень женский. Медь. Северные удмурты. Начало ХХ в.
Приложение 2. Советы по изготовлению вышивки-оберега
1. Делайте вышивку без узелков. Закрепляйте нить без узлов, так как они негативно воздействуют на оберег.
2. Если вы готовите оберег для ребенка, вышейте какое-нибудь животное красными или черными нитками.
3. Для того, чтобы изготовить оберег, который будет защищать школьника от агрессии, вышейте что-нибудь синими или фиолетовыми нитками.
4. Для оберега на здоровье вышейте дерево, а ещё лучше зеленую ель. Дерево всегда считалось символом долголетия, вот почему говорят о родовом древе и дереве желаний.
5. Постарайтесь мелкие предметы вышивать одним цветом ниток. Пусть это будет маленький незаметный узор в уголке носового платка или орнамент на полотенце.
Какими нитками, для каких целей лучше вышивать.
Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи.
Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой.
Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные центры человека.
Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже — деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни!
Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров — при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.
Приложение 3. Анкетный лист социологического исследования
Уважаемые респонденты!
В настоящей анкете мы хотим узнать Ваше мнение по актуальной проблеме оберега в современном обществе. Ваши ответы помогут нам в научном осмыслении данной проблемы. Наша анкета анонимна и мы надеемся на Вашу искренность, т.к. от этого будут зависеть результаты исследования. Мы заранее благодарны Вам за сотрудничество.
Ласточка. Корейская народная сказка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Наводнение
Повезло! Стихи о счастливой семье
10 осенних мастер-классов для детей