Храм Василия Блаженного в Москве на Красной Площади и Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге похожи, их не редко называют братьями – близнецы. Мы с родителями сами видели эти храмы в Москве и Санкт – Петербурге и тоже заметили сходство. Но так ли они похожи при близком рассмотрении? Может быть, у них один архитектор, или они построены в одно время? Пока больше вопросов, чем ответов.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_bratya_bliznetsy.doc | 321.5 КБ |
bratya_-_bliznetsy_4v.pptx | 2.58 МБ |
ДОКЛАД
«Братья – близнецы:
Храм Василия Блаженного и
Храм Воскресения Христова»
Станислав Назаров
4 «В»
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть.
Храм Василия Блаженного в Москве на Красной Площади и Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге похожи, их не редко называют братьями – близнецы. Мы с родителями сами видели эти храмы в Москве и Санкт – Петербурге и тоже заметили сходство. Но так ли они похожи при близком рассмотрении? Может быть, у них один архитектор, или они построены в одно время? Пока больше вопросов, чем ответов.
Предлагаю подробнее разобраться с этими братьями-близнецами.
Храм Василия Блаженного,
или собор Покрова Божией Матери на Рву
Храм Василия Блаженного− был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
На том месте, где сейчас красуется собор, в 16 веке стояла каменная Троицкая церковь «Что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля Красной площади. Этот ров был засыпан только в начале 19 века.
В память о взятия Казани в 1552 году, Иван Грозный приказал на месте восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá, так был построен Храм Василия Блаженного. Архитекторами стали псковские зодчие Барма и Яковлев. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Восемь церквей по краям, разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов, из них девять куполов над храмом (по числу престолов).
Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, образуют собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света.
Собор выстроен из кирпича. В 16 веке этот материал был достаточно новым. Главное в облике храма то, что он одинаково наряден со всех сторон. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади
В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт, его планировали снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади.
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, остался стоять на Красной площади. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей.
Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге
(Спас на крови)
Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) – памятник русской архитектуры и искусства конца 19 века. Помимо удивительной красоты, храм известен своей необыкновенной историей.
Он построен по проектам архитектора Альфреда Парланда на месте, где в 1881г. был смертельно ранен император Александр II. Это дало собору второе, более распространенное название – «Спас-на-Крови».
Строительства храма длилось 24 года, и строился он на народные деньги собранные по всей Руси.
Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной черепицей. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой, а также здание храма было полностью электрифицировано.
В основе композиции храма — прямоугольник, который увенчан пятиглавием. Это девятиглавый однопрестольный храм, высотой 81 метр, вмещающий 1600 человек. Купола храма покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью.
Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — более 7 тыс. квадратных метров. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.
Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др., которые обошлись казне в полмиллиона рублей.
19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей, после масштабной реконструкции.
Экспериментальная часть.
С целью доказательства внешнего сходства Храма Василия Блаженного и Храма Воскресения Христова и в качестве эксперимента, предлагаю рассмотреть собранные мною модели 3-D пазлов.
Каждая модель собора состоит примерно из 250 деталей и собирается вручную без применения клея и ножниц.
Собранные модели получились примерно одного размера, но на самом деле Храм Вознесения Христова в г. Санкт - Петербурге гораздо выше своего брата Храма Василия Блаженного.
Высота храма Вознесения Христова 81 метр, а высота модели 50 см (0,5 м). Если применить масштаб, то получается, что данная модель это копия оригинала с масштабом 1:162
Высота храма Василия Блаженного 65 метров, а высота модели 60 см (0,6 м). Если применить масштаб, то получается, что данная модель это копия оригинала с масштабом 1:108
Внешне два храма безусловно похожи, но как у братьев – близнецов разные характеры, так и эти храмы со своему содержанию и истории различны.
Храм Спаса на Крови — храм-памятник Александру II, выдающемуся реформатору. А Собор Василия Блаженного построен в память взятия Казани в 1552 году.
Рассмотрим модели двух храмов: Собора Василия Блаженного и Храма Спаса на Крови.
Собор Василия Блаженного | Храма Спаса на Крови |
2) Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. 3) Акцент при строительстве сделан на его наружном убранстве, которое преобладают над интерьером храма. Эта особенность здания обращала на себя внимание иностранных гостей Московского царства, которые говорили, что «храм Василия Блаженного построен скорее для украшения, чем для молитвы». 4) Купола вокруг центрального шатра расположены в определенном симметричном порядке. | 1) Храма Спаса на Крови – это один девятиглавый храм.
4) Купола вокруг центрального шатра расположены в определенном симметричном порядке. |
Вывод.
Сравнение двух храмов показывает, что, несмотря на внешнюю схожесть, различаются они группировкой глав.
А сходство двух храмов состоит в сочетании шатра с окружающими его луковичными главами, которые придают обоим храма устремленность вверх.
Слайд 1
«Братья – близнецы: Храм Василия Блаженного и Храм Воскресения Христова » Станислав Назаров 4 «В» 2015 годСлайд 2
Основная часть. Храм Василия Блаженного. Храм Воскресения Христова. Экспериментальная часть. Определение масштаба моделей 3-D пазлов. Сравнение, ищем отличия. Вывод. СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 3
Храм Василия Блаженного в Москве на Красной Площади и Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге похожи, их не редко называют братьями – близнецы. Мы с родителями сами видели эти храмы в Москве и Санкт – Петербурге и тоже заметили сходство. Основная часть . Но так ли они похожи при близком рассмотрении? Может быть, у них один архитектор, или они построены в одно время? Пока больше вопросов , чем ответов. Предлагаю подробнее разобраться с этими братьями-близнецами!
Слайд 4
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву. Храм Василия Блаженного − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. В память о взятии Казани в 1552 году, Иван Грозный приказал на месте восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá, так был построен Храм Василия Блаженного. Архитекторами стали псковские зодчие Барма и Яковлев. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Восемь церквей по краям, разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. На том месте, где сейчас красуется собор, в 16 веке стояла каменная Троицкая церковь «Что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля в начале 19 века. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов, из них девять куполов над храмом (по числу престолов).
Слайд 5
Продолжение Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света. Собор выстроен из кирпича. В 16 веке этот материал был достаточно новым. Главное в облике храма то, что он одинаково наряден со всех сторон. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников, богослужения проводились на Красной площади В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт, его планировали снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади. Так или иначе, но храм Василия Блаженного, остался стоять на Красной площади. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, образуют собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы.
Слайд 6
Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) – памятник русской архитектуры и искусства конца 19 века. Помимо удивительной красоты, храм известен своей необыкновенной историей. Он построен по проектам архитектора Альфреда Парланда на месте, где в 1881г. был смертельно ранен император Александр II. Это дало собору второе, более распространенное название – «Спас на-Крови ». Строительство храма длилось 24 года, и строился на народные деньги собранные по всей Руси. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной черепицей. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой, а также здание храма было полностью электрифицировано. В основе композиции храма — прямоугольник, который увенчан пятиглавием. Это девятиглавый однопрестольный храм, высотой 81 метр, вмещающий 1600 человек. Купола храма покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью.
Слайд 7
Продолжение Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — более 7 тыс. квадратных метров. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др., которые обошлись казне в полмиллиона рублей. 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей, после масштабной реконструкции.
Слайд 8
Экспериментальная часть. Определение масштаба моделей 3-D пазлов . С целью доказательства внешнего сходства Храма Василия Блаженного и Храма Воскресения Христова и в качестве эксперимента, предлагаю рассмотреть собранные мною модели 3- D пазлов. Каждая модель собора состоит примерно из 250 деталей и собирается вручную без применения клея и ножниц. Собранные модели получились примерно одного размера, но на самом деле Храм Вознесения Христова в г. Санкт - Петербурге гораздо выше своего брата Храма Василия Блаженного. Высота храма Вознесения Христова 81 метр, а высота модели 50 см (0,5 м). Если применить масштаб, то получается, что данная модель это копия оригинала с масштабом 1 : 162. Высота храма Василия Блаженного 65 метров, а высота модели 60 см (0,6 м). Если применить масштаб, то получается, что копия оригинала с масштабом 1 : 108.
Слайд 9
Сравнение, ищем отличия Внешне два храма безусловно похожи, но как у братьев – близнецов разные характеры, так и эти храмы со своему содержанию и истории различны. Собор Василия Блаженного Храма Спаса на Крови Собор Василия Блаженного – состоит из девяти церквей, поставленных на едином основании и соединенных между собой переходами. Храма Спаса на Крови – это один девятиглавый храм. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Акцент при строительстве сделан на его наружном убранстве, которое преобладают над интерьером храма. Эта особенность здания обращала на себя внимание иностранных гостей Московского царства, которые говорили, что «храм Василия Блаженного построен скорее для украшения, чем для молитвы». Наравне с наружным убранством и обилием декоративных элементов в архитектуре, внутри храм произведение искусства, мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Купола вокруг центрального шатра расположены в определенном симметричном порядке. Купола вокруг центрального шатра расположены в определенном симметричном порядке. Храм Спаса на Крови — храм-памятник Александру II, выдающемуся реформатору. А Собор Василия Блаженного построен в память взятия Казани в 1552 году. Рассмотрим модели двух храмов: Собора Василия Блаженного и Храма Спаса на Крови.
Слайд 10
Вывод Сравнение двух храмов показывает, что несмотря на внешнюю схожесть, различаются они группировкой глав . А сходство двух храмов состоит в сочетании шатра с окружающими его луковичными главами, которые придают обоим храмам устремленность вверх. Мне очень понравились они! Конец! Спасибо за внимание!
Ласточка. Корейская народная сказка
Как напиться обезьяне?
Спасибо тебе, дедушка!
Снежная книга
Карандаши в пакете