ХХ век. С детских лет советские люди знали героев Страны Советов по именам и фамилиям и даже соревновались между собой, кто больше о них расскажет, а семерку первых Героев Советского Союза летчиков — А.В. Ляпидевского, С.А. Леваневского, В.Молокова, Н.П.Каманина, М.Т. Слепнева, М.В. Водопьянова и И.В. Доронина любой мальчишка мог назвать без запинки. Сегодня у детей другие игры. И все же, что знает наше поколение о героях, мужеством и благородством которых восхищался когда–то весь мир? Современная молодежь должна гордиться славными делами своих предшественников и знать о них. Ведь без знания прошлого нет понимания настоящего и будущего. Ведь главную решающую силу ВВС составляли кадры, имеющие широкий политический кругозор, высокую дисциплину, глубокие специальные знания и навыки в применении оружия и боевой техники. Таким был Н.П.Каманин - Герой Советского Союза.
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_petrovich_kamanin.doc | 116.5 КБ |
«НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КАМАНИН»
Автор: Молотков Владимир Эдуардович,7 класс
Адрес: г.Трёхгорный,
Учеб.уч-е: МКОУ ДОД « ЦДТ»
г.Трёхгорный Фотостудия «Трёхгорье»
Руководитель: Мыльникова
Людмила Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Трёхгорный, 2015
Оглавление
4. Вывод ....................................................................................................6
5. Список литературы ..............................................................................7
6. Приложение ..........................................................................................8
2. Введение
ХХ век. С детских лет советские люди знали героев Страны Советов по именам и фамилиям и даже соревновались между собой, кто больше о них расскажет, а семерку первых Героев Советского Союза летчиков — А.В. Ляпидевского, С.А. Леваневского, В.Молокова, Н.П.Каманина, М.Т. Слепнева, М.В. Водопьянова и И.В. Доронина любой мальчишка мог назвать без запинки. Сегодня у детей другие игры. И все же, что знает наше поколение о героях, мужеством и благородством которых восхищался когда–то весь мир? Современная молодежь должна гордиться славными делами своих предшественников и знать о них. Ведь без знания прошлого нет понимания настоящего и будущего. Ведь главную решающую силу ВВС составляли кадры, имеющие широкий политический кругозор, высокую дисциплину, глубокие специальные знания и навыки в применении оружия и боевой техники. Таким был Н.П.Каманин - Герой Советского Союза, о котором мы и создали фильм, в рамках телепроекта аэрокосмического образования.
Цель телепроекта: заинтересовать молодое поколение историей Отечественной авиации и космонавтики.
Задачи телепроекта:
- изучить исторические материалы;
- собрать информацию о Н.П.Каманине;
- систематизировать собранный материал;
- создать видеофильм на основе результатов исследования;
- дать учащимся представление об истории авиации и космонавтики.
Актуальность работы состоит в создании видеофильма на основе изученных материалов, для того чтобы донести вехи истории Отечества до наших современников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что создание телепроекта и показ видеофильмов в рамках аэрокосмического образования – это современная, наглядная и содержательная форма предоставления информации об исторических фактах Отечественной авиации и космонавтики.
Для решения поставленных задач были определенны методы исследования: интервьюирование, работа с историческим литературным и визуальным материалом, историческая реконструкция.
3. Основное содержание
В ходе создания фильма мы собирали информацию о Н.П.Каманине. Изучали историческое наследие, хронику, фотоматериалы эпохи прошлого века. Работали с архивными материалами сайта РГАНДТ, переписывались с племянницей Н.П.Каманина Светланой Петровной, которая в электронном виде выслала нам два редких снимка хорошего разрешения и написала нам немного о Каманине. К сожалению, сын Николая Петровича скончался весной 2011 года, и мы не успели с ним связаться. Но, благодаря Льву Николаевичу, были изданы дневники Каманина, это книги «Скрытый космос», в которых Николай Петрович очень тщательно записывал происходящее в течение многих лет. Благодаря дневниковым записям, мы постарались узнать о Каманине. Ведь через отношение к событиям, их оценкам, вырисовывается личность человека. Мы работали с мемуарами Николая Петровича, в частности, это фильм «Воспоминание о космосе», 1971 года, воспоминания его одноклассников, космонавтов в фильме «Каманин» (телестудии г. Меленки) и другие. По крупицам мы собирали материал, стараясь воссоздать образ Каманина. Большую поддержку в создании телепроекта нам оказали сайты Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе и Российского государственного музея Арктики и Антарктики, где мы нашли снимки Николая Петровича в разные годы жизни, ведь единого фильма о Каманине не создавалось. К сожалению, эфирное время, да и требования к занятиям заставили нас сделать краткий вариант фильма. И всё же жизнь Николая Петровича невозможно заключить в какие-либо временные рамки, т.к. открываются новые факты. Систематизировав собранный материал мы составили хронологию жизни Каманина.
Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Николай Петрович Каманин.
Николай Петрович Каманин родился в городе Меленки, Владимирской области, в семье рабочего. Дед Иван Каманин был из зажиточных. Владел сапожными мастерскими в Меленках. Отец Н. Каманина Петр Иванович получил обширное образование, но порвал с семьёй и примкнул к большевикам. Женившись на Стефаниде Даниловне Пётр Каманин и Петр Каманин было 10 детей После окончания в 1927 году. С 1927 года - в Советской армии. школы поступил в Красную Армию. При призыве в армию Каманин приписал себе один год, и поэтому во всех документах значилось, что он родился в 1908 г., хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 г. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
В феврале 1934 г. старший лейтенант Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:
"Начали полет по-военному, клином, - вспоминает Каманин в своих дневниках. - Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолет шел впереди, две машины справа, две - слева. Итак, в воздухе был авиационный отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Петр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Петр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять летчиков, один штурман, восемь техников и один корреспондент".
В сложных метеоусловиях на самолёте Р-5 Каманин выполнил групповой перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 2500 км, и в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза № 2 с вручением ордена Ленина.
В 1937 был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
В 1938 Каманин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности командира легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолета) участвовал в советско-финской войне 1939 — 1940 гг., затем, в конце 1940 г., полковник Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, с февраля 1943 – командир 8-го смешанного и 5-го штурмового авиационного корпусов (1-й и 2-й Украинские фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсуньско-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.
За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 17 раз персонально упоминался в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина.
После войны первоначально продолжал командовать корпусом. Затем, с 1947 г. работал в Главном Управлении ГВФ, в 1951 — 1955 – заместитель председателя ДОСААФ по авиации. В 1956 окончил Военную академию Генштаба. В 1956 — 1958 – командующий воздушной армией, с 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.
С 1960 Николай Петрович занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, активно участвовал в отборе и подготовке первых советских космонавтов. В 1966 — 71 гг. непосредственно руководил их подготовкой, будучи начальником отряда космонавтов. В 1967 Н. П. Каманину присвоено звание генерал-полковник авиации. С 1972 Николай Петрович — в отставке. Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем Каманина названы улицы в Москве и во многих других городах. В музее боевой славы в Меленковской школе № 1 есть экспозиция, посвящённая Герою; на здании этой школы установлена мемориальная доска.
Юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Н.П.Каманина будут проводится в воскресенье, 18 октября 2009 года в Музее ВОВ на Поклонной горе г. Москва. Начало в 11.00
Сценарий.
Изучив источники, мы отобрали материалы, подобрали музыкальное сопровождение, написали сценарий1 фильма. Сценарий написан в виде повествования Н.П.Каманина об эпизодах его жизни. В сценарии присутствуют автор и герой фильма.
Сценарий
«МОЯ БИОГРАФИЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ...»
(Николай Петрович Каманин)
....Что мне рассказать о себе?
У меня еще нет биографии, она только начинается.
Мою жизнь можно уложить в маленькой анкете. Год рождения? 1909.
Происхождение? Сын сапожника и ткачихи. Образование? Девятилетка.
Специальное образование? Летная школа. Партийность? Член ВКП(б).
Род занятий? Служу в Особой краснознаменной дальневосточной армии.
Вот и все. Что же мне о себе рассказать?
Н.П.Каманин
ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ ДЕТСТВА
АВТОР: Николай Петрович Каманин родился 18 октября 1909 года в городе Меленки Владимирской области. При призыве в армию он приписал себе один год, поэтому во всех документах значится год рождения 1908.
КАМАНИН: «Меленки - это маленький заштатный городок, растянувшийся по обоим берегам речки Унжи в сорока верстах от легендарно-известного Мурома. На Унже было несколько запруд-плотин с водяными мельницами, а вокруг на берегах и высотках мерно махали крыльями десятки ветряных мельниц, кроме которых были еще текстильная фабрика, дубильни, где выделывались кожи, сапожные мастерские».
АВТОР: Сапожником был и отец Николая Каманина. Пётр Иванович был большевиком. После гражданской войны занимал должность заведующего уездным отделом продовольственного снабжения, помогая людям выжить в трудное время. Ушёл из жизни он в 49 лет, заразившись тифом в 1919 году. После смерти отца старшим в семье остался десятилетний Николай. С любовью и благодарностью вспоминал он свою маму Стефаниду Даниловну Каманину.
КАМАНИН: «В свои 42 года она потеряла мужа, на руках осталось семеро детей, младшему из которых было всего два года. В стране шла гражданская война, царили голод и разруха. И в этой тяжелейшей обстановке мать не дрогнула, не пала духом. Она работала ткачихой на текстильной фабрике, а мы, дети, помогали ей по хозяйству. Мы сажали картошку, сеяли рожь, заготавливали сено и дрова, ухаживали за животными. Урожай с поля и огорода был невелик, но позволял жить, хоть и небогато. В те тяжелые годы случалось, что на столе не было хлеба, а весь обед состоял из кружки молока и одной-двух картофелин. Но с нами была мама, она умела стойко, с достоинством встречать самые тяжелые удары судьбы и учила этому нас. Именно матери мы обязаны тем, что рано поняли необходимость и радость труда, получили образование».
АВТОР: По воспоминаниям друзей, Коля в детстве играл в лапту и запускал змея. Зимой катался в овраге на лыжах, сделанных из кадушки. Играл в шахматы, участвовал в школьной самодеятельности. Любимые предметы были у него алгебра, геометрия, физика. Учебники и тетради содержал в образцовом порядке. Он всегда был целеустремленным. Когда в школе была создана ячейка «Общества друзей воздушного флота» возглавил её четырнадцатилетний Николай Каманин. Уже тогда он мечтал стать лётчиком.
КАМАНИН: «В 1927 году по комсомольской путевке, пройдя строгий отбор - из десяти желающих отбирался только один, я поступил в Ленинградскую военно-теоретическую летную школу, которую в обиходе между собой шутливо называли «теркой».
АВТОР: В 1928 году по окончании Ленинградской военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота, продолжил учебу во 2-й военной школе летчиков КВФ в Борисоглебске[2]. (Борисоглебская Краснознаменная военная авиационная школа летчиков им. В.П. Чкалова)
В ЭСКАДРИЛЬЕ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
АВТОР: в июле 1929 года между СССР и Китаем возник вооруженный конфликт вокруг Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), Командующим Особой Дальневосточной армии был Василий Константинович Блюхер.
КАМАНИН: «Попасть в гущу военных событий в Приморье было заветной мечтой каждого из нас, выпускников Борисоглебской военной школы летчиков. Наш выпуск состоялся в конце ноября 1929 года, когда события на Дальнем Востоке были в разгаре. Но из нашего выпуска только трое, в том числе и я, получили назначение в Приморье, в 40-ю эскадрилью имени Ленина под командованием И.И. Карклина».
АВТОР: Двадцатилетний Каманин прибыл на должность младшего военного летчика в первый отряд 1-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи им. Ленина. Под командование опытного летчика, участника гражданской войны Ивана Ивановича Макарова. Николай был самым молодым летчиком эскадрильи.
КАМАНИН: «На аэродроме я появился одним из первых. Ведь мне предстояло принять самолет Р-1. На борту моего самолета красовалась надпись «Донской рабочий». Сколько мне довелось видеть самолетов за многие годы службы в авиации, быть свидетелем появления сверхзвуковых самолетов, и все-таки мой первый боевой самолет — простенький, деревянной конструкции биплан до сих пор кажется самым красивым».
АВТОР: В эскадрилье было 19 самолетов Р-1. Летали без аварий. Эскадрилья считалась одной из лучших в авиации. Николай Петрович отлично владел техникой пилотирования и никогда не терял самообладания. Во время учения самолет Каманина вошел в крутую спираль и уверенно приземлился... без винта. Оказалось, что в полете отлетел носок вала двигателя вместе с винтом. Лётчик мгновенно выключил двигатель и сумел точно рассчитать заход на посадку. Вскоре освоил ночные и слепые полеты. В октябре 1931 г. был назначен командиром звена. В 1932 году вступил в партию большевиков, стал коммунистом. В соответствии с приказом командования Каманин руководил полетом своего авиаотряда на предельную дальность. Отрабатывались «слепые» полёты, по приборам. Полет проходил большей частью над Японским морем на высоте 4-5 тыс. метров и длился 11 часов 6 минут. Без посадок и дозаправок. В открытых, не отапливаемых кабинах при температуре 500С ниже нуля, без кислородных масок. Николай Каманин налетал 1200 часов, в том числе 300 часов - ночью. За четыре года службы он вырос от младшего военного летчика до командира авиаотряда.
ПОЛЯРНАЯ ЭПОПЕЯ АВТОР: В тридцатые годы ХХ столетия Советское правительство решило подтвердить заявленное право государства на арктические территории. В 1934 году советский пароход «Челюскин» под руководством Отто Юльевича Шмидта должен был пройти Северным путем, для создания регулярных морских рейсов. Капитаном корабля был назначен Владимир Иванович Воронин. Для проводки «Челюскина» через тяжелые льды в экспедицию был включён мощный ледокол «Красин». Но ледокол потерпел аварию. С наступлением осени началось интенсивное образование льда. После аварии неуправляемый «Челюскин» дрейфовал в ледяных полях. Началась зимовка людей и корабля в Чукотском море. От напора льда в левом борту судна образовалась пробоина, корабль затонул. Но моряки и участники экспедиции успели выгрузить на лед запасы продовольствия, топлива, шлюпки, стройматериалы, рацию, спальные мешки, даже маленький гидросамолет Ш-2 пилота М.С. Бабушкина. Два месяца продолжалась ледовая эпопея, за которой следили миллионы людей в Советском Союзе и других странах. Дисциплина и организованность помогли спасению всего коллектива. В ледовом лагере была налажена жизнь. В построенном бараке установили две печки из железных бочек, стены и потолок засыпали толстым слоем снега. Рядом построили камбуз. Корабельные повара не только кормили супом, но даже выпекали хлеб в самодельной духовке. Кроме работы занимались спортом. Читали. Создали хор. По вечерам слушали пластинку Марлен Дитрих спасённую с патефоном. Выпускали стенную газету «Не сдадимся». В ледовом лагере готовили посадочные площадки. Расчищали и сбивали твердые, как камень, снежные бугры, в пургу и сорокаградусный мороз почти голыми руками. Из орудий труда были только уцелевшие два лома и несколько лопат. Тринадцать раз из-за подвижек льда челюскинцам пришлось создавать в разных местах «аэродромы». Никто не остался равнодушен к беде людей. Постановлением правительства была создана комиссия для организации помощи участникам экспедиции Шмидта. Возглавил комиссию зам. председателя Совнаркома СССР Валерьян Куйбышев. На Чукотке мобилизовали каюров и собачьи упряжки, к Уэлену стянули немногочисленные самолеты полярной авиации. Из Москвы во Владивосток повезли аэросани, вездеходы и два разобранных дирижабля.
КАМАНИН: «…из Москвы пришел приказ выделить из нашей эскадрильи отряд на спасение челюскинцев. Я был назначен командиром отряда по спасению экипажа «Челюскина». Задание особой важности, правительственное».
АВТОР: В феврале 1934 года из Владивостока был отправлен сводный военный авиаотряд под командованием Н. Каманина. В состав отряда входили 16 пилотов и техников, пять самолетов-разведчиков Р-5 и два учебно-тренировочных У-2. За 17 дней отряд преодолел 2500 км маршрута перелета, совершив девять посадок, Олюторка - Майна Пыльгин - Анадырь - бухта Провидения - Уэлен. Трудно было в то время летать в Арктике. Радио на самолетах не имелось. Лётчики летели над районами, где не было посадочных площадок и радиомаяков, им приходилось ориентироваться по неточным картам и по показаниям магнитного компаса. Самолёты терпели аварии в сложных погодных условиях.
КАМАНИН: «Мысль о том, что на льдине в лагере Шмидта ждут нашей помощи люди и что они могут погибнуть, если мы опоздаем, удесятеряла наши силы. Мы спешили, сокращая время на подготовку к вылету до минимума. А в те дни о нас в печати появлялись самые разноречивые сообщения. О том, что пропали. О том, что погибли… А мы все же летели, упорно пробивались на север, вглубь Арктики, с каждым днем приближаясь к лагерю челюскинцев».
АВТОР: 3 апреля 1934 г. два самолета из пяти, командира отряда Н.П. Каманина и Василия Молокова, спустя месяц после выхода из Владивостока, прибыли в Уэллен. Продолжалась операция по спасению челюскинцев.
КАМАНИН: «…все 104 пленника Арктики были вывезены на материк. Итоги работы наших экипажей таковы: Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек; Василий Молоков за девять рейсов - 39 человек; я за девять рейсов - 34 человека; Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек; Маврикий Слепнев за один рейс - пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека».
АВТОР:13 апреля ледовый лагерь перестал существовать. Экспедиция на «Челюскине» дала мощный толчок освоению Северного морского пути.
20 апреля 1934 года Каманин Николай Петрович, как и другие летчики, был удостоен звания Герой Советского Союза.
СЛУЖБА
АВТОР: Закончив Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, Н.П. Каманин был назначен командиром легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона.
КАМАНИН: «Бригада летала хорошо. Создался крепкий командный коллектив. Стали летать на предельный радиус, на разведку, на бомбометание, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в ясную погоду и в облаках. Я передал бригаду новому командиру с сознанием честно выполненного долга, уверенный в том, что в любую минуту бригада готова подняться в воздух и нанести по врагу сокрушительный удар».
АВТОР: И снова новое место службы. В конце 1940 года полковник Каманин был заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа. Дивизия была одним из крупных соединений и включала в себя полки бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В годы войны Николай Петрович занимался формированием и подготовкой авиасоединений для фронта.
КАМАНИН: «За первый год войны на территории Среднеазиатского военного округа мы разместили 17 летных школ и училищ, эвакуированных из прифронтовой полосы. На пустынных местах создали военные городки, аэродромы, наладили учебный процесс и начали выпускать обученных летчиков и техников для фронта».
АВТОР: Но Николай Петрович рвался на фронт. Каманин командовал 292-й штурмовой авиадивизией. За два месяца пребывания на Калининском фронте летчики дивизии уничтожили 72 танка, сбили 7 самолетов, взорвали 32 автоцистерны с горючим, разбили 7 паровозов и уничтожили много живой силы. В марте 1943 г. полковник Каманин возглавил авиакорпус. Штурмовые и истребительные авиадивизии были вооружены самолетами Ил-2, Як-7б, Як-9, Ла-5. 17 марта 43 года Николаю Петровичу Каманину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации. Каманин обладал организаторскими и полководческими способностями. Он берёг людей и боевые товарищи любили его.
На фронте с Н. Каманиным воевали жена и сын. Но никаких поблажек генерал Каманин для сына не делал. 15 летний сержант А. Каманин был пилотом связного самолета У-2 и выполнял боевые задания, летал в тыл врага. Аркадий был самым юным летчиком - участником Великой Отечественной войны.
КАМАНИН: «Летал Аркадий на У-2 много, по-юношески азартно, с увлечением. В те дни мы жили боевыми делами фронта, и тем отраднее было услышать радостную весть об успехах своих родных. Именно таким семейным торжеством для меня и для моей жены Марии Михайловны явилось известие о том, что наш сын Аркадий получил боевую награду — орден Красной Звезды. Его, крылатого орленка, поздравляли все, кто находился в то время в штабе корпуса, а особенно боевые друзья — летчики и техники эскадрильи связи, в которой Аркадий был на штатной должности летчика».
АВТОР: Части под командованием Н.П. Каманина освобождали Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию. В феврале 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при овладении Будапештом авиакорпус был награжден орденом Кутузова 3-й степени. Сотни пилотов, стрелков-радистов, инженеров и техников корпуса были представлены к государственным наградам, а 76 летчиков получили звание Героя Советского Союза. Среди них был и Георгий Тимофеевич Береговой.
За время войны командир 5-го штурмового Винницкого ордена Кутузова авиационного корпуса генерал-майор авиации Каманин Николай Петрович удостаивался высшей полководческой награды - благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе - 17 раз! 20 апреля 1945 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. Было Николаю Петровичу всего 36 лет.
После войны генерал - лейтенант авиации Николай Петрович Каманин продолжал учиться, уже в академии Генерального штаба. Работал в Управлении Гражданского воздушного флота, возглавлял Центральный Совет ДОСААФ.
В 1956 году Николай Петрович был назначен в Среднеазиатский военный округ командующим воздушной армией.
КАМАНИН: «Наша авиация переходила тогда на новую, реактивную технику, осваивала сверхзвуковые самолеты. Процесс этот был не из легких, он потребовал от авиационных командиров, летчиков, инженеров, от всех авиационных специалистов максимального напряжения в работе, непрестанной учебы, поисков».
КОСМОС АВТОР: Наступил космический век. Мощная ракета Р-7 не только обеспечивала доставку боезаряда, но и позволяла запустить первый в мире искусственный спутник Земли. В 1960 году организацию подготовки будущих летчиков-космонавтов и строительство Звёздного городка командование ВВС поручило начальнику штаба ЦПК Н.П. Каманину. Из трёх тысяч претендентов было отобрано 20 человек. Первое время лётчики жили в бараках, две солдатские койки в комнате. За неимением мебели на полу были расстелены газеты с надписями стол, стул, ногами не вставать. Все были молоды и такие разные. Борис Волынов – первый по парашютным прыжкам, упрям в работе. Герман Титов – артистичный, начитанный. Павел Попович был очень музыкальным. Юрий Гагарин отличался своей улыбкой и дружелюбием. Алексей Леонов прекрасно рисовал. Но их объединяла любовь к небу и огромное желание полететь в космос. Первые космонавты не только готовились к полётам в космос, они участвовали в эксперименте по выносливости человеческого организма. Ведь тогда никто не знал, что их ждёт в космосе. Николай Петрович был не только наставником молодого поколения, он стал для них родным человеком, ведь не зря его прозвали «Наш суровый батя».
КАМАНИН: «Хочется записать несколько строк об отважных космонавтах. Я познакомился с ними месяцев десять тому назад в кабинете Вершинина, когда Главком впервые принимал группу космонавтов. Я провожу с ними занятия, мы вместе занимаемся спортом, едим за одним столом, играем в шахматы, смотрим кино. Все они доверчиво и с уважением относятся ко мне, а я подмечаю их сугубо индивидуальные черты и интересы».
АВТОР: Каманин добивался выделения квартир для семей космонавтов. Курировал строительство комплекса для тренировок, аналога которому не было в мире. В ЦПК, проверял, как идут занятия у космонавтов. Следил за работой по благоустройству территории городка.
КАМАНИН: Сегодня комиссия, назначенная приказом Главкома ВВС под моим председательством, начала прием выпускных экзаменов у первой шестерки слушателей-космонавтов, подготовленных в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС. Это первые в нашей стране выпускные экзамены космонавтов.
Все слушатели показали хорошие знания космического корабля и условий его полета. Рассмотрев личные дела, характеристики, медицинские книжки и оценки слушателей по учебным дисциплинам, комиссия единогласно решила всем слушателям поставить общую отличную оценку и записала в акте: «Экзаменуемые подготовлены для полета на космическом корабле «Восток-3А», комиссия рекомендует следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. Все шестеро космонавтов — отличные парни»
АВТОР: Каманин всегда находился в гуще событий. Он был в курсе подготовки космических кораблей для полётов, участвовал в запусках ракет.
За талант руководителя и ответственное отношение к делу Николая Петровича уважал Сергей Павлович Королёв.
КАМАНИН: «В беседе с С.П. Королёвым мы ориентировочно наметили сроки пусков кораблей «Восток-3А». Очередной пуск запланировали на 22-23 февраля, последующий через 8 -10 дней. Пуски будем проводить с манекенами для отработки средств приземления космонавта. Если оба пуска будут удачными, то при третьем пуске полетит человек».
АВТОР: В день старта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года Николай Петрович после заседания комиссии подписал полетное задание, съездил в МИК и посмотрел, как идет медицинский осмотр и надевание скафандров. Все шло точно по расписанию. Автобус с космонавтами прибыл на стартовую площадку.
КАМАНИН: Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали — пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов».
АВТОР: Старт прошел отлично. Радиосвязь была хорошей. Юрий Гагарин докладывал «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная». Космонавт чувствовал себя нормально. Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова.
КАМАНИН: Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра — он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных.
АВТОР: Николай Петрович Каманин предвидел всемирную славу космонавтов. После полётов они должны были представлять страну всему миру. Это было частью профессии космонавта.
В 1967 году Каманину было присвоено воинское звание генерал-полковник авиации.
11 лет Николай Петрович был руководителем Центра подготовки космонавтов. Обладая врожденным чувством справедливости, требовательный к себе, он поступал в жизни всегда по своим правилам. Вопреки воле начальства Николай Петрович собирал сведения, фотографии космонавтов и дублеров. Тем самым сохранив для следующего поколения исторические реликвии.
Герой Советского Союза, кавалер трех орденов Ленина, ордена Красного Знамени, двух орденов Суворова 2-й степени, орденов Кутузова 2-й степени и Красной Звезды в 1971 году Николай Петрович ушел в запас. Но и на заслуженном отдыхе продолжал общественную работу.
11 марта 1982 года Н.П. Каманина не стало. Его именем названы улицы городов. В его честь установлена мемориальная доска на школе № 1 в Меленках.
Технология создания видеофильма
Сделав сценарную раскадровку2 будущего фильма, мы приступили к работе, используя собранный и систематизированный фото - и видеоматериал.
Монтаж3.
Монтируя фильм, мы использовали программу Pinnacle Studio Plus, которая позволяет сделать фильм интересным благодаря различным видеоэффектам (См. приложение 3). Закадровый текст озвучивали Ганина Анастасия и Кочнев Павел. Музыка М.Пахмутовой.
Мы создали фильм о Н.П.Каманине - Герое Советского Союза, прожившего достойную жизнь, сделавшего очень многое для своего Отечества.
_________________________________________________________________________________________________
1 Сценарий – это литературно-историческое произведение, написанное как основа для создания видеофильма.
2 Сценарная раскадровка - зарисовка схемы будущего фильма
3 Монтаж фильма – творческий и технический процесс в создании фильма, позволяющий в результате киносъёмки получить единое, композиционно целое произведение.
4 Аэрокосмическое образование (АКО) – совокупность знаний из области аэрокосмической культуры.
4. Вывод
В заключение хочется сказать, что мы, работая над фильмом, узнали много биографического материала из жизни Николая Петровича Каманина. Обучая других, мы в первую очередь учимся сами, исследуя историю Отечественной космонавтики. Мы будем продолжать работу над телепроектом, создавая новые фильмы. Фильм «Моя биография только начинается...» был представлен учащимся на тематических занятиях в городской библиотеке и в Центре детского творчества. Предполагается трансляция на школьном телевидении. Практическая значимость телепроекта заключается в том, что фильм «Моя биография только начинается...» даёт возможность молодому поколению узнать об истории авиации и космонавтики.
Таким образом, в ходе работы мы пришли к выводу, что создание и показ видеофильмов в рамках аэрокосмического образования4, создание телепроектов5 – это современная, наглядная и содержательная форма предоставления информации об исторических фактах Отечественной авиации и космонавтики.
_____________________________________________________________
5 Телепрое́кт - это деятельность, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого продукта. Цикл документальных фильмов.
5. Список литературы
Северное сияние
Белый лист
Фокус-покус! Раз, два,три!
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как нарисовать зайчика