Авиатриссы – так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало – храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами.
К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников лётных школ были женщинами.
Увы, сегодня имена многих из них практически забыты.
Кем же были эти замечательные женщины?
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchiny_aviatrissy.pptx | 1.64 МБ |
Слайд 1
Первые женщины-авиаторы России Зверева Лидия Виссарионовна Голанчикова ( Галанчикова ) Любовь Александровна Самсонова Елена Павловна Шаховская Евгения МихзайловнаСлайд 2
Цель данной работы – изучить историю и роль женщин-авиаторов дореволюционной России.
Слайд 3
Вступление Авиатриссы – так называли женщин-пилотов в царской России. Их было немало – храбрых и настойчивых женщин, покорявших небо России наравне с мужчинами-пилотами. К примеру, уже к концу 1911 года 20% учеников лётных школ были женщинами. Увы , сегодня имена многих из них практически забыты . Кем же были эти замечательные женщины?
Слайд 4
Содержание Зверева Лидия Виссарионовна Шаховская Евгения Михайловна Голанчикова Любовь Александровна Самсонова Елена Павловна Кузнецова-Новолейник Домникия Илларионровна Анатра-Наумова Евдокия Васильевна Долгорукова Софья Алексеевна Используемые ресурсы
Слайд 5
Зверева Лидия Виссарионовна (1890 – 15.05.1916)
Слайд 6
Родилась в семье генерала русской армии, героя войны на Балканах 1877—1878 годов Виссариона Лебедева . После окончания гимназии ее отдают в институт благородных девиц В 17 лет вышла замуж за инженера И. С. Зверева. Через два года овдовела. Уже гимназисткой в Петербурге она как завороженная наблюдала за полетами аэростатов, а через пару лет сама поднялась в воздух на воздушном шаре . Лидия Виссарионовна Лебедева, выпускница института благородных девиц.
Слайд 7
Решив посвятить себя авиации, она 5 июня 1911 года приступает к занятиям в авиационной школе « Гамаюн » Первого российского товарищества воздухоплавания в Гатчине. Через десять дней Лидия впервые поднялась в воздух на биплане «Фарман IV» с инструктором В. В. Слюсаренко. В.В. Слюсаренко и Лидия Зверева
Слайд 8
30 июля 1911 года Зверева совершила на биплане «Фарман IV» два первых самостоятельных полета над Гатчинским аэродромом. Каждый тренировочный полет продолжался 10 минут, во время которых она поднималась на высоту 50-60 метров. Лидия среди зрителей у аэроплана "Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту." (Константин Арцеулов - летчик)
Слайд 9
10 августа 1911 года на Гатчинском аэродроме Лидия Зверева сдавала выпускной полетный экзамен. Сдав положенные испытания , Л.В. Зверева получила диплом пилота-авиатора № 31 от Всероссийского аэроклуба, став, таким образом, первой русской дипломированной авиатриссой . Петербургская газет писала: "На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л. В. Зверева. В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатрисса спокойно села в аэроплан "Фарман" и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск". Л. В. Зверева. Диплом авиатора .
Слайд 10
После окончания авиационной школы Зверева совершила очень сложный перелет с пассажиром на борту по маршруту Петербург – Гатчина. В начале января 1912 года Лидия Зверева принимала участие в Бакинской авиационной неделе. Авиаторы также выступали с платными полетами на аэроплане перед публикой в Баку. Лидия Зверева у аппарата "Фарман IV".
Слайд 11
Полет 1 апреля 1912 г. В Риге чуть не стоил ей жизни. Она поднялась на "Фармане" с поля ипподрома. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева сделала резкий маневр. Аэроплан опрокинулся. При ударе о землю авиатриссу выбросило вперед и придавило обломками. " Еле жива, — писала она в одном из писем. — При падении чуть не сломала ногу. До сих пор чувствую боль. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская. " Лидия Зверева среди членов "Петербургского товарищества авиаторов"
Слайд 12
Евсюков П.В., Зверева Л.В., Слюсаренко В.В., Шиманский К.Н. Весной 1912 года Лидия Зверева и Владимир Слюсаренко поженились. Она мечтала сама строить и даже конструировать самолеты, а также обучать пилотов. В апреле 1913 года в Зассенгофе , пригороде Риги, Лидия вместе с мужем открывает предприятие — первую в Прибалтике летную школу и авиационную мастерскую.
Слайд 13
При школе они открыли авиаконструкторскую мастерскую, которая затем преобразовалась в небольшой завод по производству аэропланов. На фото под № 21 - госпожа Зверева Л.В. Это было первое в России авиационное промышленное предприятие, во главе которого стояли не инженеры, а летчики-практики.
Слайд 14
Военное ведомство заказывало у них боевые «Фарманы-16», учебные «Фарманы-4» и истребитель «Ньюпор-4». Лидия Зверева успешно сочетала педагогическую деятельность с участием в усовершенствовании самолетов и показательными полетами. Лидия Зверева с курсантами и инструкторами авиашколы на аэродроме в Гатчине
Слайд 15
В Золитуде Лидия Зверева совершила полет, который навсегда вошел в историю авиации — мертвую петлю. Газета "Рижский вестник" писала 19 мая 1914 года : " … моноплан “ Моран ” быстро набирал высоту. 500, 600, 700 метров. На отметке 800 аэроплан неожиданно завис в воздухе и нырнул вниз. "Ах!!!" — почти одновременно вырвалось у собравшихся внизу зрителей. Но через несколько секунд вновь раздался рокот мотора — аэроплан устремился вверх и описал "петлю". Затаившая дыхание толпа взорвалась аплодисментами. А спустя еще несколько мгновений красивой спиралью самолет спланировал к самым трибунам. Браво! Браво! — летело со всех сторон..."
Слайд 16
С началом Первой мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой были перебазированы в Петроград и действовали как небольшой завод - «Авиационная фабрика Слюсаренко». До мая 1916-го года предприятие выпустило для фронта около восьмидесяти боевых машин — « Фарманов », « Ньюпоров » и « Моранов », в модели которых было внесено много технических новшеств. Лидия Виссарионовна в годы войны работала на своем заводе испытателем и конструктором. Испытывала и свой самолет, скоростной истребитель.
Слайд 17
Лидия Зверева умерла в своем родном Петербурге от тифа 15 мая 1916 г. Когда после смерти Зверевой муж начал разбирать ее бумаги, он обнаружил, что половина чертежей бесследно исчезла. Лидия Зверева в окружении авиаторов Петербурга Хоронили первую русскую авиатриссу в Александро-Невской лавре, на Никольском кладбище. Во время похорон над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома. Могила Лидии Зверевой находится в южном углу Никольского кладбища, надгробие не сохранилось.
Слайд 18
В честь Лидии Виссарионовны Зверевой названа одна из улиц микрорайона Аэродром в Гатчине. В октябре 1990 года Международный планетный центр утвердил название "Лидия" для малой планеты № 3322 - в честь Лидии Зверевой, первой русской авиатриссы .
Слайд 19
Шаховская Евгения Михайловна (1889-1920)
Слайд 20
Княгиня Е.М.Шаховская Первая в мире женщина – военный лётчик. Дочь тайного советника, сенатора, князя Михаила Шаховского. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II. Поступила в авиашколу ИВАК, но относительно медленная подготовка летчиков в этой школе ее не устроила. Бросив авиашколу, она уезжает в Германию, где поступает ученицей к шеф-пилоту завода по производству самолетов системы Райт - русскому летчику В.М. Абрамовичу.
Слайд 21
Лицензию пилота княгиня Шаховская получила 16 августа (29 августа – по новому стилю) 1912 года в Германии, став первой и единственной женщиной в России, летавшей самостоятельно на труднейшем даже для мужчин-летчиков самолете «Райт». Из русских авиаторов на этой машине летали всего двое – Н.Е.Попов и В.М. Абрамович. Кстати, оба потерпели на этой машине серьезные аварии.
Слайд 22
Летала как на одиночных, так и на парных аэропланах.. После получения диплома пилота-авиатора Шаховская с В.М. Абрамовичем совершили поездки по ряду городов Германии (Мюнхен, Гейдельберг, Лейпциг). Весной 1913 года Шаховская опять возвратилась в Германию. 11 апреля 1913 года в полете с В.М. Абрамовичем потерпела серьезную аварию, в результате которой была сильно изувечена, а Абрамович погиб Шаховская и Абрамович
Слайд 23
С началом Первой Мировой войны княгиня Шаховская подала прошение царю Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Прошение было удовлетворено и с ноября 1914 года Евгения Шаховская служила в 1-м армейском авиаотряде Северо-Западного фронта. фотография из "Огонька" за 1915 г.
Слайд 24
Однако жизнь княжны на фронте сложилась не лучшим образом. Она была обвинена якобы в попытке перелета в Германию и попала под суд военного трибунала. Законы военного времени требовали исключительной меры наказания. Жизнь княгини спас Николай II, последнюю заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики. В 1917-1918 годах работала следователем в Киевской ЧК. Убита во время случайной перестрелки в 1920 году.
Слайд 25
1812г. Петербург Е.М. Шаховская на аэродроме в окружении преподавателей женской гимназии.
Слайд 26
Голанчикова Любовь Александровна (1889-1961)
Слайд 27
Любовь Александровна Голанчикова ( Галанчиков ) — одна из первых женщин-пилотов, первая женщина пилот-испытатель. В юности была профессиональной актрисой, толчком к занятию авиацией для неё стало знакомство с лётчиком-пионером российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым в 1910 г.. Через год Л.А. Голанчикова записалась в лётную школу « Гамаюн ».
Слайд 28
9 октября 1911 года Голанчикова окончила летную школу и сдала экзамен на звание пилота. Ей достался диплом за № 56. Она стала третьей женщиной-авиатором Во время конкурса военных аэропланов летчица познакомилась с предпринимателем и авиатором Антоном Фоккером . Тот предложил полетать с ним на аэроплане « Фоккер » (паук). Авиатриссе понравилась лёгкость управления, а ему — её «почерк». Последовало приглашение в Германию. Антон Фоккер
Слайд 29
Любовь Голанчикова в кабине аэроплана Целые дни она проводила на аэродроме Ионисталь под Берлином. Фирма предоставила в распоряжение Л.А.Голанчиковой лучшие аппараты. Во время одного из тренировочных полетов летчица достигла высоты 805 м. В 1912 году авиатрисса заявила о своём желании завоевать рекорд по высоте среди женщин. Наступило 22 ноября1912 года. Полёт, как было зафиксировано, длился 30 минут, а спуск — шесть с половиной минут. Лётчица поднялась на высоту 2200 м. Это был мировой рекорд высоты для женщин, установленный русской летчицей. После этого полета имя Л.А. Голанчиковой стало всемирно известно.
Слайд 30
Любовь Галанчикова средиавиаторов.1912 г. Когда разразилась Первая мировая война, авиатрисса вернулась в Россию Она стала проводить испытательные полеты аэропланов Фарман-22, выпускаемых Червонской аэропланной мастерской Ф. Ф. Терещенко. Ещё находясь в зените своей славы, Любовь Голанчикова делилась с журналистами: «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но „вольный сын эфира“ — аэроплан — поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей».
Слайд 31
Поначалу Любовь Голанчикова приняла революцию и вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии. Она занималась подготовкой красноармейцев-пилотов. После окончания Гражданской войны эмигрировала сначала во Францию, затем в США. Там же, в Нью-Йорке, в 1961 году Любовь Александровна скончалась.
Слайд 32
Самсонова Елена Павловна (1890 — 1958)
Слайд 33
Родилась в 1890 году. Окончила с золотой медалью курс Белостокской гимназии, состояла слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Затем окончила шоферские курсы в Варшаве. В сентябре 1913 года участвовала в соревнованиях в пригороде Москвы . Здание Бестужевских курсов
Слайд 34
Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Самсонова сдала пилотский экзамен (диплом пилота-авиатора ИВАК № 167 от 23.08.1913). Испытания проводились в присутствии комиссии Общества воздухоплавания по принятой в России программе. Комиссия признала её достойной звания пилота. Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме, и 5-й в России
Слайд 35
Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А. Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Елена Самсонова попала служить в 26-й КАО (корпусной авиационный отряд) вместе с Софьей Долгорукой и совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. Александр Федорович Керенский После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми.
Слайд 36
Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник (1886—1962)
Слайд 37
Жена инженера Павла Андриановича Кузнецова (1875–1963), пилота-авиатора № 4 России, ставшего впоследствии лётным инструктором. Домникия Иларионовна целиком разделяла увлечение мужа авиацией: принимала участие в подготовке его лекций по навыкам пилотирования, по воздухоплаванию, была прекрасно знакома с техническим обеспечением полётов.
Слайд 38
К сожалению, знания по пилотированию оставались для Домникии Иларионовны только теоретическими. В распоряжении супругов был лишь одноместный аппарат, что лишало инженера Кузнецова обучить жену лётной практике. Диплом авиатора она не получила Фотография рядом с самолетом «Блерио»
Слайд 39
В мае 1911 года, во время Второй международной авиационной недели в Санкт-Петербурге, Домникия Иларионовна попыталась самостоятельно подняться в воздух на их собственном самолете « Блерио-ХI ». Но она не смогла удержать в равновесии оторвавшийся от земли аэроплан и, перевернувшись, он рухнул на землю . «Петербургская газета» опубликовала фотографию отважной россиянки. Надпись на снимке гласила: «ПЕРВАЯ РУССКАЯ ЖЕНЩИНА АВIАТОРЪ — Домникiя Иларiоновна Кузнецова-Новолейникъ »
Слайд 40
Семья Кузнецовых прожила долгую и счастливую жизнь. Павел Андрианович продолжил свою летную деятельность. После того как Кузнецов потерпел серьезную аварию во Владивостоке в 1912 году и долго лечился, он принял решение завершить летную карьеру. Осела счастливая семья в Кисловодске. Умерла первая женщина-авиатор в 1962 году, в возрасте 76 лет. супруги возле аэроплана перед началом лекции в Смоленске
Слайд 41
Евдокия Васильевна Анатра (?-?)
Слайд 42
АВИАТРИССА № 3 царской России - родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в г. Одессе и аэропланосборочного завода в г. Симферополе Артура Антоновича Анатра . Артур Антонович Анатра 1875 — 1943
Слайд 43
Евдокия Анатра успешно закончила в Гатчине школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) « Гамаюн » 3 октября 1911 года и, получив диплом авиатора за номером 54, стала третьей российской дипломированной женщиной-авиатором . В 1913 году Е. Анатрой был установлен рекорд высоты (для женщин)— три километра На фото она стоит и у неё на голове - шапочка с белой каймой
Слайд 44
Долгорукая (Долгорукова) Софья Алексеевна (1887–12.12.1949)
Слайд 45
Княгиня, дочь графа А.А.Бобринского- сенатора, обер-гофмейстера , председателя Императорской Археологической комиссии. В Женском институте изучала медицину. Во время сербско-болгарской войны за работу в холерном лагере награждена сербским королём Петром I. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Княгиня Долгорукая за рулем своего " Делоне-Бельвиль " во время Императорского пробега 1910 года на промежуточном финише в Киеве."
Слайд 46
В начале 1910-х годов увлеклась авиацией. В 1911 году прошла курс обучения в авиашколе Блерио, во Франции. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота №234 С началом 1-й Мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия. Умерла во Франции 12 декабря 1949 года, похоронена на одном из кладбищ Парижа. "Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912 год."
Слайд 47
Заключение Роль женщины в истории авиации велика. Наравне с мужчинами женщины – летчицы внесли большой вклад в развитие отечественной авиации. Отвага, хладнокровие и высокое летное мастерство первых женщин -авиаторов, проявленные в труднейших условиях зарождения авиации, вызывают восхищение россиян и по сей день.
Слайд 48
Используемые ресурсы 1. Авиация в России: справочник, Указ. соч. – С.308-310 2. Беляков А.И. Санкт-Петербург подаривший крылья Россия – СПб: 2003, -С. 59 3. Фитцев В.Н., Катков А.А. Авиатрисса //Академический вестник - № 3 – 2007. – С. 6-7 4. Фитцев В.Н., Катков А.А., сестры Икара //Академический вестник - №3 – 2007. – С. 6-7 5. Хороших В.А. Зарождение и формирование системы подготовки кадров гражданского воздушного флота в отечественной истории (1887-1964 гг.) / В.А. Хороших, Курский гос . ун-т,2012 с.56-60. https://ru.wikipedia.org http://smolbattle.ru/
Слайд 49
Спасибо за внимание! Автор проекта Ученица 7 Г класса ГБОУ Школа № 879 Кузнецова Ксения Электронный адрес: Ksenia 2001_879@ mail . ru Телефон +7 915 014 32 84 Руководитель Скворцова Ирина Валерьевна
Ручей и камень
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Без сердца что поймём?
Загадочная система из шести экзопланет
Рисуем пшеничное поле гуашью