Цель исследования: выявление особенностей руских колядок.
Задачи: 1) узнать историю происхождения слова "коляда"; 2) рассмотреть особенности композиции колядок; 3) определить виды рождественских колядок.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_russkikh_rozhdestvenskikh_kolyadok.docx | 58.54 КБ |
VIII Районные юношеские «Филологические чтения»
МОУ Иванищевская СОШ
Тихонова Мария,
Чепленко Ангелина
МОУ Иванищевская СОШ, 5 класс, 11 лет
Конкурсная работа
Особенности русских рождественских колядок
Жанр «Исследование»
Педагог- наставник:
Дубичева
Светлана Михайловна,
преподаватель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории
д. Иванищево, Ярославский муниципальный район, 2014 г.
Содержание.
стр.
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Особенности русских рождественских колядок
1.1. Из истории слова «коляда». Что такое колядки? ……………….5-7
1.2.Виды колядок ………………………………………………………..7-9
1.3.Композиция колядок ……………………………………………….9-13
Заключение …………………………………………………………….14-15 Список использованной литературы……………………………………….16
Приложения
Приложение 1 . Рождественские колядки «христославные»…………18-20
Приложение 2. Рождественские колядки «языческие»……………….21-23
Приложение 3. Таблица «Абсолютные и относительные показатели распределения языческих колядок, исходя из особенностей их композиции» ...…………………………………………..……………….24
Введение.
Рождество Христово – один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них – рождественские колядки.
К сожалению, в российских деревнях обычай колядовать постепенно уходит в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме.
Актуальность темы обусловлена несколькими причинами:
Цель данной работы можно сформулировать следующим образом: выявление особенностей русских рождественских колядок.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) узнать историю происхождения слова «коляда», что такое колядка;
2) рассмотреть особенности композиции;
3) определить виды рождественских колядок.
Тексты колядок были найдены в двух сборниках русской народной поэзии («Поэзия крестьянских праздников» и «Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия»). В основном в них были представлены языческие колядки. Также в сети интернет на нескольких сайтах православной тематики были обнаружены рождественские колядки религиозной тематики[1]. В дальнейшем именно эти тексты и легли в основу нашей работы.
При работе использовались словари-справочники (например, Зуева Т.В. «Русский фольклор: словарь справочник», а также статьи из «Википедии»), где давалась общая характеристика колядкам и обряду колядования.
Более глубоко анализировались рождественские колядки в работах Виноградовой Л.Н. и Страхова А.Б.[2] В них авторы выделяли основные этапы в развитии колядок, особенности обрядов. Однако, в основном они уделяли внимание колядкам западных славян (поляков, чехов, словаков), а также украинской и белорусской народной поэзии.
«Коляда» - слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей народного быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям.
Существует несколько точек зрения на происхождение слова «коляда».
Одни ученые считают, что слово «коляда» представляет собой заимствование из латинского языка «calendae», что означает «первый день месяца».
Но, по мнению А. Б. Страхова, нет оснований относить заимствование слова коляда к праславянской древности. В этом термине нет никакой «языческой» подоплёки, славянами он был заимствован как профессионализм священнослужителей. Древнейшим его значением было «подарки, подаяние, собираемые духовенством» [3].
Попытки узнать этимологию слова предпринимались ещё в XIX веке. Д. Щепкин видел в этом слове - колед (вокруг идущий), или коледа (круговые яства); П. Бессонов предполагал - колоду (зажжённый пень); Н. Костомаров производит коляду от слова коло (колесо)[4].
По мнению же большинства исследователей, слово «Коляда» — это имя, так в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники пытались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который хотел съесть новое Солнце, а потом ходили от избы к избе, чтобы оповестить людей о рождении нового Солнца, а изображение этого солнца носили с собой.
А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками.
Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Овсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда- Курская область, Виноградие - Архангельская область и Русский Север, Таусень - Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.
Так, на севере колядою называли рождественский сочельник, колядованием - обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями со звездою. В Новгородской губернии колядой назывались подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных областях называли этим именем сам праздник Рождества Христова, и даже все Святки.
Например, «колядовать» на белорусском наречии означает - славить Христа. Но в устах смоленского мужика оно имело совсем иное значение - побираться, просить милостыню - утрачивая, таким образом, даже свой настоящий смысл.
Таким образом, колядки - величальные обрядовые песни зимнего цикла, известные с глубокой древности
Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла - наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника).
Впоследствии, с появлением христианской религии, обряд колядования был перенесен на христианский праздник Рождества Христова. Возникли новые колядки, в которых архаичные мотивы и образы переплетались с библейскими (рождение, жизнь, муки, смерть и воскресение Христа) – они также приобрели большую популярность в народе.
1.2 Виды колядок.
Время зимних праздников и Рождества раньше было временем, когда люди прославляли Коляду и пели ему небольшие песенки, чтобы получить от него другие счастливые дары. В это время дети и взрослые ходили по дворам соседей и пели песенки, прославляющие наступление нового года, новой жизни, благодарственные песни богам. А впоследствии, с приходом христианства на Русь, на дни Коляды наложился праздник Рождества, и люди стали петь Колядки, прославляющие Христа, его деяния и его жизнь.
Все колядки условно можно разделить на «посевные» (языческие) и «христославные» (рождественские).
Первые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая и благополучия в новом году.
Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и были обращением к богам, отвечающим за урожай, так как жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая.
Вторые, «христославные», посвящены празднованию Рождества Христова и носят религиозный характер.
На «христославные» и языческие колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января - дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно «посевные», то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен по всей России. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» - специально вырубленном в реке и освященном проруби: смыть грех.
«Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.
В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть «христославные» колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».
Во время Колядок принято было с радостью встречать колядующих, а после исполнения Колядок, одаривать различными рождественскими подарками и сладостями – в основном, это были конфеты, печенье и другие сладости. Не только бедные люди ходили колядовать, но также и многие богатые городские и деревенские жители любили петь рождественские песни в эти праздники. Некоторые родственники устраивали своеобразные соревнования: кто больше принесет подарков, полученных за рождественские колядования. Это считалось хорошим добрым знаком на предстоящий год. Если колядочник получал много подарков в ответ на свои песни, то это означало, что год у него будет богатый и с достатком. Также считалось хорошим знаком одаривать колядочников в Рождество – в этом случае Бог сам позаботится о дарителе и одарит его своими дарами, которые по всем параметрам превосходят подарки людей, подаренные во время колядок. В этом случае Бог щедро вернет дарителю всеми теми благами, которые будут необходимы ему в трудную минуту – либо здоровье, либо счастливый случай, либо нужная встреча и т.п.
Песни-колядки – это бесценное творение нашего народа. Люди передают эти рассказы от поколения к поколению. Они содержат в себе пожелания добра, благополучия, здоровья.
1.3 Композиция русских рождественских колядок.
Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Сами колядки - это народные песни и присказки на рождественскую тему.
Исходя из условно выделенных видов русских рождественских колядок, мы рассмотрим особенности их композиции.
Во время работы было проанализировано 47 рождественских колядок из них 35 (74%) - языческих и 12 (26%) – «христославных», каждый из этих видов имеет свои композиционные особенности.
Рассмотрим особенности построения «языческих» колядок. В ходе анализа данных колядок была составлена таблица №1 (см. Приложение 3), в которой народные обрядовые песни были разделены на четыре группы:
Первая группа представляет собой наиболее полный вариант «посевных» языческих колядок, которые состоят из запева, прославления хозяев и пожелания здоровья и достатка, а также намека на вознаграждение.
Первая часть - запев, который исполняется одним лицом, как правило, в начале песни или постоянно чередуется с хором в течение всей песни:
Приходила коляда
Накануне Рождества,
Святый вечер, добрый вечер.
Добрым людям на здоровье!
Коляда, коляда.
Да к Ивану на двор,
А Марьяша добра - рубашонку дала.
Коляду провела!
Запев сохраняется практически во всех исследованных нами колядках. Существует два самых распространенных варианта запева, которые часто употребляются, лишь немного видоизменяясь.
Уродилась коляда… [5]
Реже встречаются и другие запевы:
Овсень, овсень,
Ходил по всем
По заулочкам
По проулочкам…[6]
Следующая часть в колядке – величание, где славят хозяев дома, желают им здоровья и достатка:
Государев двор на семи ветрах.
На семи столбах.
Столбы точеные, позолоченные.
Как хозяюшка в дому - ясно солнышко в небу.
Ее деточки - часты звездочки.
Завершается колядка пропевом славословия, в котором звучат намеки на вознаграждение:
Дайте-подайте во славу Христову
Хлеба корзинку, вина половинку!
Не подашь лепешки-разобьем окошки!
Коляда, коляда, пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев прославляем,
Счастья им желаем!
Коляда, коляда, вам – забава, нам – еда.
Не скупитесь, поделитесь, вот мешок – пирог – сюда!
В некоторых колядках существует два варианта концовки в зависимости от того, какое было подаяние. За хорошее подаяние колядовщики пели хозяевам благопожелание:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Если хозяева скупились и ничего не подавали, то им пели:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Рассмотрим особенности композиции «христославных» колядок.
В ходе исследования данного вида колядок выявлены следующие особенности их построения. Часть колядок имеет трехчастную композицию:
1 часть. Обращение к хозяину или хозяйке, чествование всех членов семьи, к которой пришли колядники:
Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин…
2 часть. Небольшое повествование о рождении Христа.
Я лечу от Бога, Радость вам принёс,
Что в вертепе бедном родился Христос.
Скорей поспешайте, Младенца встречайте
Новорожденнаго.
3 часть. Прославление Христа, поздравление всех с Рождеством.
Так возрадуемся вместе
Божьей милости чудесной
Да прольется Его свет
В вашу жизнь на много лет.
А также встречаются «христославные» колядки (7 из 12), которые представляют собой маленький рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира. В колядках прославляют не только Христа, но и всех участников этой Великой ночи. В них поется о том, как небесный Ангел, явился пастухам, чтобы поведать о рождении сына Божьего. Изумленные пастухи вернулись в вертеп и увидели в яслях свечение, которое исходило от новорожденного младенца. В это время в небе загорелась яркая звезда. Так волхвы узнали о Великом Чуде. Они пришли с богатыми дарами поклониться Деве Марии и маленькому Иисусу. С тех пор, каждый год в ночь перед Рождеством ярко светит звезда, напоминая миру о Великом христианском празднике.
Песни-колядки, которыми величали новорожденного Христа, отличались большим разнообразием и зачастую свидетельствовали о глубокой древности своего происхождения. В одной из них, например, пелось о том, как «Божья Мати в полозе лежит, Сыночка родит; Сына вродила, в море скупала…»
Таким образом, в народных рождественских колядках переплетены языческие и христианские мотивы, церковные и народные традиции. Колядки славят Бога, в них звучат пожелания добра, богатства, они призывают нас жить в мире и счастье.
Заключение
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Главное содержание языческих колядок-пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к богам, отвечающим за урожай, так как жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. «Христославные», посвящены празднованию Рождества Христова, содержат небольшой рассказ о рождении Христа, его прославлении и соответственно носят религиозный характер.
а) языческие обрядовые песни были разделены на четыре группы: колядки, имеющие трехчастную композицию; колядки, состоящие из прославления и пожелания людям добра, здоровья, богатого урожая; колядки, в которых содержится запев и намек на вознаграждение; колядки, содержащие только намек на вознаграждение.
Первая группа представляет собой наиболее полный вариант языческих колядок, которые состоят из запева, прославления хозяев и пожелания здоровья и достатка и завершаются пропевом славословия, в котором звучат намеки на вознаграждение.
Запев сохраняется практически во всех исследованных нами колядках, лишь немного видоизменяясь.
б) Рождественские «христославные» колядки имеют следующие особенности композиции. Композиция трехчастная: обращение к хозяину или хозяйке, чествование всех членов семьи, к которой пришли колядники, небольшое повествование о рождении Христа и третья часть - прославление Христа, поздравление всех с Рождеством. А также встречаются «христославные» колядки, которые представляют собой маленький рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира.
Материалы данной работы могут быть использованы на уроках литературы при изучении устного народного творчества, на классных часах («Зимние праздники», «Рождество Христово»), в работе школьного музея (реконструкция обряда колядования). Также в следующую зиму мы планируем провести обряд колядования в соответствии с русскими христианскими традициями.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
Приложения
Приложение 1
Примеры текстов «христославных» рождественских колядок.
Текст 1. Нынче Ангел нам спустился
И пропел: "Христос родился!".
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
Текст 2. То, что стужа - не беда,
В дверь стучится Коляда.
Рождество в наш дом идет,
Много радости несет.
Много лет звезды горенье
Извещает о рожденье.
И Вселенная неспроста
Славит нашего Христа.
Вот, Господь звезду на небе
Зажигает в быстром беге.
Он спешит поздравить вас
С торжеством в сей добрый час.
В этот день он стал Отцом
Миру Сына дал с венцом.
Чтобы дух земных людей
Стал богаче и добрей.
Ты скорее дверь открой
Дух впусти с небес домой.
Чтоб любви огонь горел,
С Рождеством, мир в ваш удел!
Текст 3. Колядуем, колядуем,
Как на воду ветер, дуем,
Чтобы к вашим берегам
Плыли радости-блага.
Открывай, хозяин, двери,
Не страшись пурги-метели,
Пусть метет она, метет,
Вести добрые несет.
В эту ночь спасемся снова
Мы Рождением Христовым,
Дух Святой сойдет во плоть,
В души к нам придет Господь.
Так возрадуемся вместе
Божьей милости чудесной
Да прольется Его свет
В вашу жизнь на много лет.
Текст 4. Ночь тиха, ночь свята,
Люди спят, даль чиста;
Лишь в пещере свеча горит;
Там святая чета не спит,
В яслях дремлет Дитя, в яслях дремлет Дитя.
Ночь тиха, ночь свята,
Озарилась высота,
Светлый Ангел летит с небес,
Пастухам он приносит весть:
”Вам родился Христос, вам родился Христос!”
Ночь тиха, ночь свята,
В небесах горит звезда;
Пастухи давно в пути,
К Вифлеему спешат придти:
Там увидят Христа, там увидят Христа.
Ночь тиха, ночь свята,
Счастья ждут все сердца.
Боже, дай всем к Христу придти,
Радость светлую в Нём найти.
Вечно славься, Христос, вечно славься Христос!
Текст 5. Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
В эту ночь у стада пастухи не спали.
Светлый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.
Страх объял великий тех детей пустыни,
Но сказал им: о, не бойтесь, —
Всему миру радость ныне.
Где Христос родился людям на спасенье,
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье.
Приложение 2
Примеры текстов «языческих» рождественских колядок.
Текст 1. Коляда, коляда!
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
С Рождеством Вас!
Текст 2. Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством. И создай вам,
Господи, Еще лучше того.
Текст 3. Мы ходили, мы ходили
По святым вечерам!
Эй, Овсянь!
Эй! Коляда!
Дай Бог тому, кто в этом дому!
В поле – зерно, В доме – добро,
Не дадите пирога – Сведем корову за рога!
Эй, Овсянь! Эй! Коляда!
Коляда, коляда!
Текст 4. Колядки-колядушки, старинные игрушки!
В пояс вам поклонимся,
За Христа помолимся,
Песни вам споем – благодать вам в дом!
За пятак, за пирожок, да за лакомый кусок
Праздник вам устроим,
В хоровод построим.
Пойте с нами, господа,
Вам веселье, нам – еда!
Текст 5. Пришла коляда — открывай ворота.
Если дашь пирожка — тебе милого дружка.
А не дашь пирога — мы корову за рога,
А не дашь пышку — свинью за лодыжку.
Сеем, сеем, посеваем, всем здоровья мы желаем:
хозяину с хозяюшкой, деткам их маленьким.
А дате сало нам — вам цветочек аленький.
Не дадите булочку — сноху вам дурочку.
С Рождеством Вас!
Текст 6 Коляда-моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем, Или рубль серебром!
Приложение 3
Таблица №1 Абсолютные и относительные показатели распределения языческих колядок, исходя из особенностей их композиций.
Имеют трёхчастную композицию | Прославление и пожелание людям добра и достатка | Запев и намёк на вознаграждение | Колядки, в которых содержится только намёк на вознаграждение | Всего языческих колядок | |
абс. пок-ль (кол-во) | 12 | 7 | 10 | 6 | 35 |
отн. пок-ль (в %) | 34 | 21 | 28 | 17 | 100 |
[1] pravmir.ru›Рождественские колядки; pravoslavie.ru›Встреча с православием›Вся земля
[2] Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян (генезис и типология колядования); Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян.
[3] Страхов А. Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян, с. 242—243
[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/
[5] Поэзия крестьянских праздников, с. 55.
[6] Там же, с. 64
Сказка про Серого Зайку
Хитрый коврик
Ель
Соленая снежинка
Ералаш