Автомобильный парк России в 2007 году насчитывал 23,7 млн. единиц, в том числе 18,8 млн. – легковых, 4,26 млн. – грузовых и 0,6 млн. автобусов. Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании. Средний возраст остается значительным и составляет 10,8 года, в том числе 10 % парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию. Такая эксплуатация приводит к непроизводительному расходу топлива и увеличению выброса в атмосферу загрязняющих веществ.
1. Цель: узнать, какой вред приносит автотранспорт для окружающей среды и здоровья человека.
2. Задачи:
· Изучить научную литературу по данному вопросу
· Расчитать оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта
· Провести опрос владельцев автомобилей о влиянии автотранспорта на окружающую среду
Вложение | Размер |
---|---|
vozdeystvie_avtomobilnogo_transporta_na_ekologiyu.docx | 105.22 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Проблема эксплуатации автомобилей»
Выполнил: Валиева Ольга,
ученица 9А класса
Проверил: Федосова Е.Н.
учитель биологии
Новокузнецк, 2014 г.
Содержание стр.
Введение
Автомобильный парк России в 2007 году насчитывал 23,7 млн. единиц, в том числе 18,8 млн. – легковых, 4,26 млн. – грузовых и 0,6 млн. автобусов. Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании. Средний возраст остается значительным и составляет 10,8 года, в том числе 10 % парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию. Такая эксплуатация приводит к непроизводительному расходу топлива и увеличению выброса в атмосферу загрязняющих веществ.
Достигнутый уровень автомобилизации в России в настоящее время в 2 – 4 раза ниже этого уровня в западных странах. Производимые в России модели автомобилей на 8 – 10 лет отстают по всем основным показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.
Состав автопарка по видам используемого топлива также остался прежним. Доля автомобилей, использующих газовое топливо, не превышает 2 %. Удельный вес грузовых автомобилей с дизелями составляет 28 % их общего количества. Для автобусного парка России доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно 13 %.
В инфраструктуре транспортной отрасли насчитывается около 4 тыс. крупных и средних автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений появились в большом количестве коммерческие транспортные подразделения небольшой мощности. В 1998 году в РФ функционировало свыше 400 тыс. субъектов транспортного рынка различных форм собственности. Они выполняют автомобильные перевозки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, оказывают сервисные услуги и осуществляют прочие виды деятельности. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду. Основная масса (80 %) вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях населенных пунктов. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов. В середине 90-х годов на долю автотранспорта в России приходилось 80 % выбросов свинца, 59 % оксида углерода, 32 % оксидов азота.
Глава 1. Объекты воздействия автомобильного транспорта
Известно, что транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40 %, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности. На втором месте по величине выбросов в атмосферу находится энергетика, затем цветная, черная металлургия, далее по убывающей располагаются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, газовая промышленность и другие отрасли. При этом нужно учитывать тенденцию снижения общей величины выбросов по всем отраслям хозяйства в 90-е годы. По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом: 87 % общего выброса приходится на автомобильный транспорт, около 8 % – на железнодорожный, 2 % – на дорожный комплекс, чуть более 1 % – на воздушный транспорт и 2 % – на речной и морской.
Общее воздействие транспорта на экологические системы выражается:
Загрязняющие вещества отрицательно воздействуют на созданные человеком системы, особенно на строительные материалы, исторические архитектурные и скульптурные памятники и другие произведения искусства, вызывают коррозию металлов, порчу кожаных и текстильных изделий;
Производства-загрязнители на автомобильном транспорте
Деятельность транспортных предприятий связана с осуществлением перевозочного процесса, погрузочно-разгрузочных операций, хранением грузов и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и путей сообщения.
Влияние транспорта на окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе перевозок, при котором потребляются в большом количестве топливно-энергетические ресурсы и происходит значительное выделение загрязняющих веществ.
Процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава также требуют энергетических затрат и связаны с большим водопотреблением, выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, водоемы и образованием отходов, в том числе токсичных.
При выполнении технического обслуживания транспортных средств задействованы подразделения, зоны периодических и оперативных форм технического обслуживания. Выполнение ремонтных работ ведется на производственных участках. Используемые в процессах ТО и ремонта технологическое оборудование, станки, средства механизации и котельные установки являются стационарными источниками загрязняющих веществ.
Глава 2. Проблема эксплуатации автомобилей
Сегодня в мире примерно 600 млн. штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5—4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. При использовании этилированного (с добавками свинца) бензина этот высокотоксичный элемент попадает в выхлопы. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет сегодня в большинстве регионов России не менее 30 %. Автомобили используют кислород атмосферы, для них ежегодно расширяют сеть дорог с твёрдым покрытием, которые густой сетью опутывают планету. Содержание таких дорог требует очень больших затрат энергии.
Автомобили расходуют огромное количество топлива. А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много. Особенно быстро тают запасы нефти, из которой получают бензин. Кроме того, при добыче нефти, её транспортировке и переработке на нефтедобывающих предприятиях загрязняются почвы, воды и атмосфера. Наконец, в автомобильных катастрофах на дорогах гибнет много людей.
Чтобы уменьшить пагубное влияние автомобилей на природу, следует:
Уменьшать содержание вредных веществ в выхлопных газах. Схему работы двигателя нужно изменить так, чтобы рационально использовать более экологически чистое, чем этилированный бензин, горючее. Разработаны специальные добавки (катализаторы), обеспечивающие более полное сгорание топлива и уменьшающие количество ядовитых газов в выхлопах. Экологически чище заправка автомобилей не бензином, а сжиженным газом или спиртом, выхлопы от таких автомобилей менее опасны. В перспективе - использование водорода, получаемого при разложении воды.
Рационально организовать движение транспорта. Чтобы уменьшить количество выбросов, движение по улицам желательно делать безостановочным, так как особенно много выхлопных газов автомобили выделяют в момент торможения и набора скорости. Особенно высоко содержание выхлопных газов в атмосфере у светофоров и в местах заторов движения. В часы «пик», если у перекрестков образуются пробки автотранспорта, машины выжигают кислород и насыщают атмосферу выхлопными газами. Этого не произойдет, если у перекрёстков организовать «зелёную волну», когда скорость автомобилей регулируется так, чтобы их постоянно встречал зелёный свет светофора. Помогают в этом подземные и надземные путепроводы, которые позволяют машинам двигаться со скоростью, при которой выхлопы минимальны (60 км в час).
Маршруты грузового автотранспорта следует выносить за город на объездные дороги, а в центр города заезжать только по необходимости - для обслуживания магазинов, предприятий, перевозки вещей населения и т. д. Можно создать специальные пешеходные зоны, где движение автотранспорта запрещено.
В системе городского общественного транспорта будет расти роль троллейбусов и трамваев, меньше загрязняющих среду. В будущем на смену современному автомобилю придёт электромобиль. И, конечно, человек будет чаще пользоваться велосипедом и ходить пешком.
Глава 3. Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта
Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOx (смесью оксидов азота N0 и N02) и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60 % поСО и более 50 % по NOx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOx можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева.
Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов, за определённый промежуток времени.
К выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3-10 % об.), углеводороды - несгоревшее топливо (до 3 % об.) и оксиды азота (до 0,8 %), сажа.
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчётным методом.
Исходными данными для расчёта количества выбросов являются:
количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;
нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в табл. 1.);
Таблица 1
Тип автотранспорта | Средние нормы расхода (л на 100 км) | Удельный расход Топлива Yj( л на км) |
Легковой автомобиль | 11-13 | 0,11-0,13 |
Грузовой автомобиль | 29-33 | 0,29-0,33 |
Автобус | 41-44 | 0,41-0,44 |
Таблица 2. Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего (приведены в табл. 2).
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).
Ход выполнения работы
Тип транспорта | Количество, шт. | Всего за 20 мин. | За 1 час, Nj, шт. | Общий путь за 1 час , L, км |
Легковые автомобили | 310 | 310 | 930 | 465000 |
Грузовые автомобили | 35 | 35 | 105 | 52500 |
Автобусы | 20 | 20 | 60 | 30000 |
Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.
U=Ni. I,
где Ni- количество автомобилей каждого типа за 1 час; i- обозначение типа автотранспорта;
l - длина участка, км.
Полученный результат занесите в таблицу 3.
Рассчитайте количество топлива (Qbл) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:
Значения Yjвозьмите из таблицы 1.
Полученный результат занесите в таблицу 4.
Определите общее количество сожжённого топлива каждого вида ({Q) и занесите результат в таблицу 4.
Таблица 4
Тип автомобиля | Ni | Qi; Бензин |
Легковые автомобили | 930 | 55800 |
Грузовые автомобили | 105 | 16275 |
Автобусы | 60 | 12600 |
Всего{Q | 1095 | 84675 |
Таблица 5
Вид топлива | Q>л} | Количество вредных веществ, л | ||
СО | Углеводороды | no2 | ||
Бензин | 84675 | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Всего (V),л | 62659,5 |
Обработка результатов и выводы.
а) массу выделившихся вредных веществ (ш, г) по формуле:
m= V • М : 22,4 ;
б) количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарнодопустимых условий окружающей среды.
Результаты запишите в таблицу 6.
Вид вредного вещества | Количество, л | Масса, г | Количество воздуха для разбавления, м3 | Значение ПДК, мг\м3 |
СО | 0,6 | |||
Углеводороды | 0,1 | |||
no2 | 0,04 |
Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.
Практическая работа «Изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду города».
Метод исследования: анкетирование.
Порядок проведения работы.
Предлагаемая работа предназначена для владельцев автомобилей. Перед проведением опроса целесообразно выяснить, сколько примерно автомобилей насчитывается в городе, какие марки преобладают, каково техническое состояние автомобилей, какие мероприятия проводятся по борьбе с вредными выбросами транспорта.
Обработка результатов.
Полученные в ходе опроса данные обобщите, составьте сводную таблицу, сделайте выводы.
Исследование
Опрос для автомобилистов.
1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?
А) Престижность марки;
Б) Экономичность;
В) Потребности семьи;
Г) Минимальная цена автомобиля;
2.Пользуетесь ли вы общественным транспортом?
А) Да;
Б) Нет;
В) В исключительных случаях;
3. Водите ли вы машину с умеренной скоростью?
А) Да;
Б) Нет;
В) Не всегда;
4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?
А) Да;
Б) Нет;
В) Иногда;
5. Регулярно ли вы проводите профилактику, держите в исправности воздушные и масляные фильтры?
А) Да;
Б) Нет;
В) Не всегда;
6. Моете ли вы в летнее время машину в реке или пруду?
А) Да;
Б) Нет;
В) Иногда;
7. Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, является наиболее веской?
А) Вероятность быть оштрафованным ГАИ;
Б) Ответственность за состояние воздуха в нашем городе;
В) Иные причины;
8. Известно ли вам, что автомобильный транспорт – основной источник загрязнения воздуха в городе?
А) Да;
Б) Нет;
В) Для меня это не имеет значения;
9. Приходилось ли вам испытывать недомогание из-за высокого уровня загазованности воздуха в городе? (головная боль, резь в глазах, кашель и т.п.)
А) Часто;
Б) Очень редко;
В) Никогда;
Г) Затрудняюсь ответить
10. Согласитесь ли вы поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду?
А) Да;
Б) Нет;
В) Затрудняюсь ответить
Из полученных данных:
Заключение
С экологических позиций все виды воздействия на экосистемы должны быть ниже способностей природы к самовосстановлению. В противном случае наступает деградация природных систем и их полное уничтожение.
Автомобильный транспорт является одной из важнейших составляющих транспортного обеспечения безопасности страны. Автомобиль, в настоящее время стал, чуть ли не основным средством транспорта для подавляющего большинства человечества. Но он же, к сожалению, и главный глобальный загрязнитель окружающей среды.
Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. ед. мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Существенное влияние на загрязнение атмосферного воздуха оказывает автомобильный транспорт. В структуре автотранспорта г. Новокузнецка преобладает легковой автотранспорт принадлежащий частным физическим лицам. Динамика выбросов автотранспорта представлена на рис. 1.
Рис. 1 – Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города от передвижных источников, по данным Госкомстата
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников
К передвижным источникам загрязнения относятся все виды автомобильного транспорта. В 2013 году, по данным ОГИБДД Управления МВД России по городу Новокузнецку на учете состояло 163183 единиц транспортных средств.
Общее количество транспортных средств по сравнению с 2012 годом увеличилось на 5 %.
Таблица 1.1.4.1 - Общие сведения о количестве транспорта города Новокузнецка в 2013 году
А/т единиц | ||||
Состоит на учете транспортных средств, находится в собственности | ||||
Всего | Физических лиц | Юридических лиц | ||
163183 | 148387 | 14796 |
Сведения по валовым выбросам загрязняющих веществ от автомобильного транспорта приведены в таблице 1.1.4.2 и на рисунке 1.1.4.1.
Таблица 1.1.4.2 - Изменение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
отпередвижных источников
Наименование загрязняющего вещества | 2009 г. тыс. т/год | 2010 г. тыс. т/год | 2011 г. тыс. т/год | 2012 г. тыс. т/год | 2013 г. тыс. т/год |
Углерода оксид | 58,06 | 59,2 | 59 | 61,6 | 63,8 |
Углеводороды | 9,65 | 9,91 | 9,92 | 10,2 | 10,7 |
Диоксид азота | 8,27 | 8,4 | 8,71 | 9,1 | 9,5 |
Диоксид серы | 0,48 | 0,485 | 0,49 | 0,5 | 0,5 |
Сажа | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,09 | 0,09 |
Итого: | 77 | 78,1 | 78,2 | 81,49 | 84,59 |
Рисунок 1.1.4.1 - Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников
Колумбово яйцо
Самый богатый воробей на свете
10 осенних мастер-классов для детей
Пейзаж
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое