Исследовательская работа по теме "Интернет - зависимость: психологическое расстройство или острая социальная проблема"
Содержание
Введение
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения.
История вопроса
Симптомы интернет-зависимости
Стадии развития интернет-зависимости
Подводные камни Интернета
Интернет-зависимость: признаки и лечение
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Психологические особенности подростка
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Профилактика Интернет-зависимости
Глава III. Исследование интернет - зависимости учащихся БОУ города Омска «СОШ №126»
Заключение
Список литературы
Приложения
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»
Научно-творческая конференция учащихся БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»
«Человек и природа»
Интернет-зависимость -
- психическое расстройство или острая социальная проблема.
Выполнила:
Демина Мария
ученица 8 класса.
Руководитель:
Пономарева Ольга Михайловна
учитель информатики.
Омск 2014
Содержание
Введение
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения.
История вопроса
Симптомы интернет-зависимости
Стадии развития интернет-зависимости
Подводные камни Интернета
Интернет-зависимость: признаки и лечение
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Психологические особенности подростка
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Профилактика Интернет-зависимости
Глава III. Исследование интернет - зависимости учащихся БОУ города Омска «СОШ №126»
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Цель исследования:
Изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность человека и подростка в частности.
Задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.
3. Рассмотреть влияние Интернет-зависимости на личность подростка.
Гипотеза исследования:
Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
3. Проведение тестирования учащихся БОУ города Омска «СОШ № 126».
Глава I. Зависимость от Интернета:
постановка проблемы, методы изучения.
История вопроса
Еще 5 лет назад я знала совсем немного об этой загадочной «всемирной паутине» под названием «Интернет». Сейчас ситуация в корне изменилась – Интернет прочно вошел в нашу жизнь. При помощи него люди получают информацию, знакомятся, общаются, играют, смотрят кино, слушают музыку, делают покупки… В итоге появилась новая форма зависимости – интернет-зависимость, которая, несмотря на свою актуальность еще не внесена в перечень заболеваний и поэтому ее, как диагноза, пока не существует. Тем не менее, мне захотелось больше узнать об этой загадочной зависимости.
Хобби или зависимость?
Многие люди периодически употребляют алкоголь, но не все они алкоголики. Редко встретишь человека, который не любит вкусно покушать, но лишь единицы из них страдают пищевой зависимостью. Аналогично обстоят дела и с Интернетом – многие, особенно молодые пользователи любят «зависать в инете» часами, но все ли они страдают интернет-зависимостью? Давайте разберемся.
Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции (InternetAddictionDisorder, или IAD). Появился очень об разный термин Netaholic, или Интернет-аддикт.
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internetaddiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
Отмечаются особенности Интернет-зависимости - это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.
Термин «интернет-зависимость» ввел нью-йоркский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. |
Как и любая патология, интернет-зависимость имеет свои проявления. Если Вы обнаружили у себя не менее 4-х симптомов из приведенного ниже списка, и они присутствуют у вас длительное время (более 2-х недель), то, возможно, Ваше хобби уже стало перерастать в зависимость.
Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):
При наличии трех и более признаков из данного списка можно предполагать наличие интернет-зависимости. Кроме того, существуют и специальные тесты для выявления степени выраженности интернет-зависимости.(приложение1, приложение 2).
Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:
Стадии развития интернет-зависимости.
1 стадия – выбор привлекательного варианта виртуальной реальности.
На этой стадии человек опробует разные возможности серфинга в Интернете – общается в чатах, на форумах, конференциях на различные темы, играет. Постепенно пользователь формирует свой стиль в сети, который может компенсировать недостаток общения в реальной жизни. Например, робкий и недостаточно уверенный может в сети войти в роль агрессивного и самоуверенного человека. Общение в Интернете уже является наиболее приятной, но не основной частью жизни.
2 стадия – происходит перенос цели в виртуальную реальность, ограничение выбора и формирование зависимости. Человек начинает все больше времени проводить в виртуальной реальности, выбранной им на предыдущей стадии, увеличивает количество собеседников и тем для общения в сети, постепенно все больше отдаляясь от реальной жизни. Затем человек перестает использовать сетевые взаимодействия для достижения реальных жизненных целей, он переносит свои цели в виртуальное пространство, тогда само общение в сети становится предпочитаемым или даже единственным способом для достижения цели. Так формируется зависимость.
К примеру, наш робкий и недостаточно уверенный человек на этой стадии уже использует пространство Интернета не для углубления знаний, необходимых ему в жизни, а для повышения собственной значимости в глазах других пользователей, чувствуя себя не таким одиноким, как прежде в реальной жизни.
3 стадия – стадия стабилизации (переход зависимости в хроническую форму). Через какое-то время выбранное взаимодействие перестает увлекать серфера с прежней силой. Активность в сети угасает и зависимость становится менее выраженной. Человек возвращается в реальность, но без особого желания. Зависимость сохраняется в неактивной форме, она может усилиться при появлении новых заманчивых тем и собеседников в сети или в стрессовых ситуациях.
Формы интернет-зависимости.
Подводные камни Интернета.
Виртуальный мир имеет много сходства с реальностью. Его загадочность и непредсказуемость похожи на неопределенность и изменчивость мира. В сети человек может играть выбранные им роли, аналогично маскам, надеваемым людьми в повседневной жизни.
В то же время виртуальный мир декларирует легко доступные преимущества перед миром реальным. Здесь можно легко добиться успеха за счет творческой активности, сокрытия недостатков и возможности взять себе любую роль, которую можно так же легко заменить другой.
Здесь предоставляется возможность любого поведения без ответственности, без страха последствий, отвержения или осуждения. В сети человек ощущает себя защищенным и недосягаемым, может легко высказывать свое мнение, которое вряд ли мог бы высказать в реальной жизни.
Виртуальный мир дает иллюзию защиты от одиночества. В то же время он дает возможность уйти от общения с реальными людьми, с мнением которых пришлось бы считаться.
Сетевая реальность позволяет имитировать творческое состояние за счет безграничных возможностей поиска и совершения открытий. И главное – серфинг в сети дает чувство пребывания в «потоке» - полная погруженность в действие с выключением из внешней реальности с ощущением пребывания в другом мире, другом времени, другом измерении. На мой взгляд, именно это состояние похоже на состояние наркотического опьянения, описываемое наркоманами.
Интернет-зависимость: признаки и лечение | |||||
ПризнакиСамый важный признак того, что у вас начала развиваться интернет-зависимость, это чрезмерное увлечение интернет-ресурсами, причем вы не просто интересуетесь всем на свете через интернет, а посещаете те или иные сайты без причины, машинально. Например, проверяете почту не потому, что должно прийти важное письмо, а потому что вы просто хотите ее проверить, вам нравится процесс открывания почтового ящика в ожидании увидеть там непрочитанное послание. А это опасно?Если задумаетесь над этим вопросом, то хоть немного отвлечетесь от виртуальной паутины. На западе эту проблему активно изучают и даже создают специальные центры по борьбе с интернет-зависимостью, однако, в России этот опыт практикуется слабо и найти грамотного специалиста в этой области крайне сложно. И все же интернет-зависимость действительно влияет на здоровье человека. Избавление от интернет-зависимости Чтобы не превратиться в раба сети, нужно, прежде всего, осознать эту проблему и понять, что кроме вас самих, никто вам не поможет избавиться от этого пагубного недуга. Итак, первым делом, засеките, сколько времени вы каждый день проводите в интернете, потом проанализируйте, сколько из них вы потратили на действительно необходимые дела в виртуальной паутине. Это время и есть ваш дневной минимум в интернете. Допустим, это два часа в день. Каждый день, включая компьютер и заходя в интернет, засекайте на часах ровно два часа времени и старайтесь уложиться в них. Это заставит вас пересмотреть все свои дела и распределить рабочее время максимально продуктивно. В США ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости сейчас считается Кимберли Янг — профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «CaughtintheNet»), переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. CenterforOn-LineAddiction). Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости. Поскольку официального диагноза интернет-зависимости пока не существует, критерии её лечения еще в достаточной мере не разработаны. В клиниках Москвы и С-Петербурга проводят лечение методами психотерапии, рефлексотерапии, активными физическими упражнениями. В случаях, когда имеется нарушение психики (депрессия, раздражение, агрессивность) применяется медикаментозное лечение этих состояний. На сегодняшний день в нашей стране существует несколько медицинских учреждений, в которых обещают помочь гражданам с нездоровой тягой ко Всемирной паутине. Похоже, проблему интернет-зависимости осознали и власти Китая, где количество пользователей интернета составляет порядка 100 млн. Власти КНР впервые в истории выдали государственную лицензию клинике для страдающих интернет-зависимостью. Она создана на базе одной из пекинских больниц и будет заниматься реабилитацией людей, страдающих излишней привязанностью к компьютеру. Пожалуй, единственный недостаток лечения зависимости от Сети в новой клинике – цена. Подавляющему большинству населения сумма слишком крупная. За один день пребывания в клинике пациент должен заплатить $48, в то время как средний недельный доход жителя Китая составляет порядка $20. В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии. В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости». Не помогаетЕсли все эти средства вам не помогают, советуем обратиться за помощью к обычному психологу. Это не зазорно и совершенно не страшно. Квалифицированный психолог проведет с вами беседу, из которой станет понятно, что же вас так привлекает в интернете, почему вы стремитесь туда и чего вам не хватает в реальной жизни. Очень часто интеренетоманы – это люди, которых мучают придуманные комплексы. Им сложно общаться с окружающими, они самокритичны и слабохарактерны. И все же этот недуг можно преодолеть. Им советует ограничить свое пребывание в виртуальной паутине, увеличить время, которое вы тратите на себя, обзвонить всех старых друзей и напроситься в гости к родственникам, заняться ремонтом квартиры и пересадить растения, навести порядок в гардеробе и постирать занавески. Найдите себе хобби, вспомните школьные увлечения и ту радость, которую они вам доставляли. Вместо сухих e-mail’ов звоните адресату по телефону, вместо виртуального поздравления с юбилеем отправьте бумажную открытку, не загружайте фотографии в компьютер, а сразу несите их в фотоателье, не скачивайте музыку и фильмы, а сходите в кино или на концерт. И вообще, представьте себе хоть на минуту, как жили люди, не имея интернета. Да, это было нелегко, зато как интересно и познавательно. Ведь особенность виртуального пространства в том, что его просто не существует. А значит, незачем тратить свое драгоценное время на то, чего нет. |
Глава II. Влияние Интернет-зависимости
на развитие личности подростка
Психологические особенности подростка
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.
Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. В этот период складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека.
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.
Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).
Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.
Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.
Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.
Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.
Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.
Признаки интернет-зависимости у подростков:
Профилактика Интернет-зависимости
Пути решения проблемы
Где выход?
По большому счету там же, где и вход. Главная цель – зависимому человеку необходимо вернуться в реальную жизнь. Для этого подойдет все, что нравится, увлекает, вызывает позитивные чувства. У кого-то это спорт, у других – творчество, увлекательная работа, хобби, любовь. В этом нелегком процессе важна поддержка близких людей, а при необходимости и психологическая помощь.
Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Глава III. Исследование. Тестирование учащихся БОУ «СОШ № 126» По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Другие исследования называют цифры 2-6%. А в нашей школе, есть интернет – зависимые? Доктор Янг в 1996 году разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.
Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы. Я провела тестирование учащихся 5 – 11 классов, и получила следующие результаты: Ответили «ДА» - 0 раз -1 человек 1 раз - 6 человек 2 раза – 3 человека 3 раза – 2 человека 4 раза – 4 человека 5 раз – 2 человека 6 раз – 0 человек Интернет – зависимые – 2 человека и 4 ученика, находятся в зоне риска, т. к . 4 положительных ответа. Результаты анкетирования учащихся 8 класса: 1 вопрос: Много ли у вас свободного времени? 1 – 2 часа - 2 человека 3 – 4 часа - 6 человек 5 и более часов – 3 человека 2 вопрос: Сколько времени вы сидите за компьютером? 1 – 2 часа – 3 человека 3 – 4 часа – 5 человека 5 и более часов - 3 человек 3 вопрос: Читаете ли вы книги? «НЕТ» - 8 человек «ДА» – 3 человека Интернет – зависимые - 3 человека. Итого по школе – 5 учеников (из тех кто принял участие в анкетировании) являются интернет – зависимыми. А сколько на самом деле???? Заключение. МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Как уберечь детей от негативного воздействия Интернета? Вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. У ребенка должны быть сформированы навыки живого человеческого общения. Дистанционное Интернет-образование может быть полезно для особо одаренных детей или для тех, кто удален географически, или для детей с ограниченными возможностями. Для обычной же школы Интернет - всего лишь некое техническое подспорье. Детям все равно нужно общение с учителем, живым человеком. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка. И самое главное ведите здоровый образа жизни, общайтесь с живой природой, приобретите хобби и радуйтесь жизни! |
Литература
1. Зависимость в сети - сайт о интернет зависимостях
2. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
3. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.
4.Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А. Е. Войскунский М.: Акрополь, 2009.
5.Virtuality (С.Миронов), роман об интернет-зависимости.
6. Кимберли С. Янг, «Диагноз — интернет-зависимость»
7. Критерии интернет-зависимости Ивана Голдберга (IvanGoldberg) (англ.)
Приложение 1
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались? |
2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? |
3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером? |
4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн? |
5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? |
6. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети? |
7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое? |
8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом? |
9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети? |
10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете? |
11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете? |
12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? |
13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети? |
14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? |
15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн? |
16. Часто ли Вы говорите себе "еще минутку", находясь он-лайн? |
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети? |
18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети? |
19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями? |
20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? |
Продолжение 2
1. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? |
|
2. Требуется ли Вам проводить все больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? |
|
3. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? |
|
4. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? |
|
5. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день? |
|
6. Если Вы в основном используете компьютер для работы, участвуете ли в рабочее время в чатах или обнаруживаете себя на не связанных с работой сайтах более, чем дважды в день? |
|
7. Качаете ли Вы файлы с порносайтов? |
|
8. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться онлайн, нежели лично? |
|
9. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите он-лайн? |
|
10. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети? |
|
11. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети оказывались безуспешными? |
|
12. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от клавиатуры или щелканья кнопкой мыши? |
|
13. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? |
|
14. Был ли у Вас хоть раз "синдром карпального канала" (онемение и боли в кисти руки)? |
|
15. Бывают ли у Вас боли в спине чаще, чем 1 раз в неделю? |
|
16. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? |
|
17. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? |
|
18. Случалось ли Вам пренебречь приемом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? |
|
19. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьем, причесыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? |
|
20. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? |
Приложение 3
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Карандаши в пакете
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сказка "Морозко"
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Снежный всадник
Комментарии
Уважаемая Мария, Вы - умница!
Уважаемая Мария, Вы - умница! Замечательная статья! Как раз для нашего правительства, которое хочет "подсадить" в Интернет и пенсионеров, про педагогов бедненьких я молчу. Я недавно на сайте, но "пусти козла в огород". Да, во всём нужна мера. А то, и правда скоро придётся осваивать набор текста по Брайлю.