В данной статье говорится об интернет - зависимости подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
internet_-zavisimost.docx | 28.51 КБ |
internet_zavisimost.pptx | 1.01 МБ |
«Интернет – зависимость» обучающихся
ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр № 2»
Симбирцев Денис
Специальность: мастер по обработке цифровой информации, IIкурс
Научный руководитель: Гладышева Е.В.,
преподаватель информатики и ИКТ ГБПОУ СПЦ № 2
Аннотация: В данной статье говориться о влиянии интернет - зависимости на подростков.
Ключевые слова: интернетизацией, социальные сети, социологическое исследование.
В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет. Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям Интернет-зависимости, примерно 54% зависимых не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку, оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. По данным западных источников за 2013 год, в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 91% – участники форумов, социальных сетей и чатов. Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной. Интернет - зависимость проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года. Есть мнение, что в скором времени Интернет- зависимость будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные «киберрасстройства». Интернет- зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок, наркомания или алкоголизм. В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от Интернет-зависимости.
Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. В 1994 г. Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г. как замечает Сурратт Интернет-аддикция оказалась фактически легализована – не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.
Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder или IAD). Поведенческие Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. По данным различных исследований Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Интернет-зависимость – это не химическая зависимость, т.е. она не приводит к разрушению организма. Если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. По данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие пользователя по изменениям в его поведении, распорядке дня.
Доктор М. Орзак выделяет не только психологические, но и физические симптомы, к которым относит:
Таким образом, зависимое поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает более комфортное психологическое состояние в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии.
Причины возникновения зависимости
Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются:
Среди факторов, которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие:
Недостаток общения в реальном мире: большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения, поскольку виртуальное общения имеет преимущества по сравнению с общением реальным. К. Янг, таким образом, делает вывод, что Интернет – независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, общаться, обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве.
Чувство защищенности в Сети: по данным опросов, Интернет-зависимых привлекают такие особенности Сети, как анонимность, доступность, безопасность и простота использования.
Возможность ухода от реальности: на сегодняшний день можно утверждать, что Интернет стал одним из видов «буферной» реальности, предохраняющей личность от прямого соприкосновения с реальным миром, реальным человеческим общением.
Разумеется, далеко не каждый человек впадает в Интернет-зависимость. К такому поведению склонны люди с особым типом личности, вообще предрасположенные к различным зависимостям. Согласно исследованиям последних лет, распространенность этой патологии среди российских пользователей сети составляет примерно 2–6 %. Среди западных – около 10%. Часто Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения. Такие люди обращаются к Интернету в поисках недостающего уважения, любви и ощущения собственной значимости. Они находят в сетевом общении своего рода отдушину — и быстро попадают в зависимость.
Итак, на сегодняшний день Интернет-зависимость не признается особым заболеванием. Не существует психологического или психиатрического диагноза: «Интернет-зависимость». По сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, зависимость от Интернета в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и, казалось бы, достаточна безопасна.
Виртуальный мир существенно отличается от так называемого интерсубъективного. Ниже перечислены некоторые специфические характеристики виртуального пространства, определяющие сущность психологических переживаний «потребителя» (или жителя) этой социальной реалии.
Итак, можно сделать заключение, что сущность психологических переживаний, способствующих формированию Интернет-зависимости, состоит в следующем:
На современном этапе развития можно говорить о формировании Интернет – субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих идейное предводительство. Подавляющее большинство социальных сетей - это люди в возрасте от 14 до 25 лет. Обитатели «Вконтакте» не общаются в нем. Они в нем живут. По сути, это реальная жизнь, только в ирреальном мире. Причем карнавальный мир соцсети часто оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если в реальной жизни ты не пользуешься авторитетом в классе, то в мире виртуальном ты имеешь возможность сделаться красивым, умным, взрослым и обожаемым. И это будут не твои иллюзорные мечты.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
С помощью теста Кимберли Янг, адаптированного В.А. Буровой, было выяснено, что в среднем Интернет – зависимости подвержено 30% подростков, постоянно пользующихся Интернетом, среди опрошенных.
На диаграмме показан уровень зависимости от Интернета среди опрошенных СПЦ № 2, где подростки, набравшие от 80 до 100 баллов, зависимы от Интернета и частое использование компьютера у них вызывает существенные проблемы в жизни, 50 – 79 баллов испытывают случайные или частые проблемы из-за Интернета, а набравшие 20 – 49 баллов являются средними пользователями Интернета.
Средний возраст подростков в группе зависимых – 16 лет, это может быть объяснено недостаточной способностью контролировать эмоции, сдерживать импульсивное поведение. Имеет важное значение стаж пребывания в Интернете. Большая часть Интернет – зависимых пользуется Интернетом более 2 лет. 96% Интернет-зависимых, согласно полученным данным, «часто» или «всегда» «предвкушают» пребывание в сети.
По результатам исследования можно составить портрет Интернет – зависимого подростка.
Интернет – зависимые подростки чаще используют физическую силу против другого лица, проявляют готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. У них чаще встречается возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У таких подростков требовательность в отношениях с людьми более высокая, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам партнера. Но в то же время они более доверчивы. При рассмотрении показателя отзывчивости можно говорить о том, что у Интернет – зависимых выше бескорыстие, жертвенность, деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать. Зависимые подростки сообразительны, умеют анализировать ситуации, способны к осмысленным заключениям, они более зрелые, уверенные, чувственно постоянные, не боятся сложных ситуаций. Такие подростки отличаются углубленностью в себя, заинтересованностью искусством, теорией, смыслом жизни, они обладают богатым воображением, беспомощностью в практических делах, преимущественной веселостью. Они более конфликтны в коллективах, спонтанные в поведении, в обществе, обладают простотой вкуса, у них отсутствует самоанализ, не анализируют мотивы поведения других, довольны тем, что имеют. Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление посмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям характерны зависимым подросткам.
В результате моей работы было выявлено много интересных фактов о Интернет – зависимых подростках. Не смотря на то, что у Интернет – зависимых подростков требовательность в отношениях с людьми более высокая, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам партнера, они более зависимы от группы, зависимы от чужого мнения, предпочитают принятие решения вместе с другими людьми, ориентированы на социальное одобрение.
Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов.
Интернет – зависимые пользователи обладают высоким уровнем абстрактного мышления, постоянно пополняют знания и осваивают новые виды деятельности в Интернете. Они индивидуалисты, готовы довольствоваться опосредствованными контактами с другими. Появляется неспособность к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать в коммуникативных ситуациях. У них чаще встречается возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У таких подростков требовательность в отношениях с людьми более высокая, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам партнера. Но в то же время они более доверчивы, более конфликтны в коллективах, спонтанные в поведении, в обществе, обладают простотой вкуса, у них отсутствует самоанализ, не анализируют мотивы поведения других, довольны тем, что имеют.
Слайд 1
Подготовил обучающийяся группы МОЦ – 21 Симбирцев Д. Руководитель Гладышева Е.В.Слайд 2
По данным западных источников за 2013 год в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 91% – участники форумов, социальных сетей и чатов.
Слайд 3
Интернет- зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок наркомания или алкоголизм
Слайд 4
клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг .
Слайд 5
Internet Addiction Disorder или IAD
Слайд 6
Доктор М. Орзак выделяет не только психологические, но и физические симптомы, к которым относит: поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.
Слайд 7
Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются: Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; Предвкушение следующего сеанса он- лайн ; Увеличение времени, проводимого он- лайн ; Увеличение количества денег, расходуемых он- лайн .
Слайд 8
Среди факторов , которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие: Недостаток общения в реальном мире Возможность ухода от реальности Чувство защищенности в Сети
Слайд 9
сущность психологических переживаний, способствующих формированию Интернет-зависимости, состоит в следующем: Анонимность создает эффект раскрепощения: можно излить отрицательные эмоции или быть откровенным, чего бы при реальном общении не произошло. Каждый пользователь независимо от статуса, здоровья, расовой принадлежности, пола в Интернете имеет равные с другими возможности для самовыражения. Сжатость географии позволяет найти себе единомышленника или хотя бы разделяющего взгляды собеседника. Растяжение и конденсация времени обеспечивает комфортабельную и уютную "зону рефлексии" по сравнению с общением лицом к лицу с партнером. Возможность контакта с людьми изо всех сфер жизни и общение с сотнями, даже тысячами людей. Возможность задокументировать взаимоотношения, заново пережить и по-новому оценить любую "порцию" взаимоотношений. Сюрреалистичность вымышленных мультимедийных миров объясняет притягательность нереальности. Одушевление компьютера и Интернета. Сеть поглощает проекции беспокойств и тревог.
Слайд 10
Результаты опроса в ГБПОУ СПЦ № 2
Слайд 11
Портрет интернет -зависимого
Ледяная внучка
Серебряное копытце
Два петушка
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Повезло! Стихи о счастливой семье