Проблема:
Что такое детская субкультура? Известны ли современным детям, разных возрастов, жанры детской субкультуры
Цель:
Найти и изучить информацию о детской субкультуре. Своё исследование оформить в виде исследовательского проекта.
Задачи:
1. С помощью исследования обогатить свои знания о детской субкультуре.
Гипотеза работы:
Если я найду и изучу истоки возникновения и причины зарождения детской субкультуры, познакомлюсь с её жанрами, необходимость в жизнедеятельности ребёнка, то я смогу расширить свой кругозор, узнать какие жанры наиболее популярны среди современного общества детей города Лабытнанги. Поделиться своими открытиями с одноклассниками, друзьями и знакомыми.
Вложение | Размер |
---|---|
arina_-_folklor.doc | 106 КБ |
МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Школьная конференция проектных и исследовательских работ – 2010
Региональный конкурс исследовательских работ младших школьников
«Я - исследователь»
Тема проекта:
«Секретный мир детей».
Автор:
Новак Арина
обучающаяся 4 б класса
МОУ СОШ №1
г.Лабытнанги
Научный руководитель:
УдаловаТ.А.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
г.Лабытнанги
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Проблема:
Что такое детская субкультура? Известны ли современным детям, разных возрастов, жанры детской субкультуры
Цель:
Найти и изучить информацию о детской субкультуре. Своё исследование оформить в виде исследовательского проекта.
Задачи:
1. С помощью исследования обогатить свои знания о детской субкультуре.
Гипотеза работы:
Если я найду и изучу истоки возникновения и причины зарождения детской субкультуры, познакомлюсь с её жанрами, необходимость в жизнедеятельности ребёнка, то я смогу расширить свой кругозор, узнать какие жанры наиболее популярны среди современного общества детей города Лабытнанги. Поделиться своими открытиями с одноклассниками, друзьями и знакомыми.
Объект:
1. Дети старшей группы ДДУ «Белоснежка».
2. Школьники 3 – 4 классов.
3. Учащиеся 5- 8 классов
4. Старшеклассники.
Предмет:
жанры детской субкультуры.
Метод:
"Неизвестную страну, - населяет недолговечное племя, каждый представитель которого живет по 12-14 лет. У него имеются свой жизненный устав, своя общественность, определенный круг знаний, достаточно своеобразный язык, свое искусство".
Г.С.Виноградов
Введение.
У меня есть замечательная подружка, её зовут Анютка. Сколько игр интересных и развлекательных она знает, сколько детских частушек, а ещё она большая мастерица рассказывать различные шутки-прибаутки, заклички, мирилки, потешки и даже страшилки. Мне стало очень любопытно, откуда Анютка знает столько разных детских интересных и забавных стишков. Я пыталась их найти в различных детских книгах, но всё оказалось безуспешно. Выяснилась, что Ане когда- то их рассказывала старшая сестра, а сестре подружки, а тем подружкам другие подружки. Многие забавные стишки, заклички, вызывалки, мирилки я знаю из детства, но мне их рассказывали мои подружки из детского сада, соседки. Я выучила много интересных шуток-прибауток наизусть, я их рассказала маме и поделилась с ней тем, что очень хочу знать много детских мирилок, страшилок, потешек, но где их вычитать не знаю. И кто является их автором, тоже не знаю. Мама задумалась, ведь в их детстве тоже были разные детские надоелки, вызывалки, мирилки, но они передавались из уст в уста самими детьми. Мы с мамой решили заглянуть в энциклопедию, там мы нашли, что всё это называется - детская субкультура. После, мы воспользовались интернетом. Там мы обнаружили много интересной информации, которая меня очень заинтересовала и я решила провести своё собственное исследование.
Основная часть
Анализ информации, из энциклопедий:
- Что такое детская субкультура?
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА - это всё, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми. Авторами являются в основном сами дети. От латинского СУБ - под, КУЛЬТУРА-развитие, воспитание.
В любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
- Когда возникла детская субкультура?
Детская субкультура возникла в глубокой древности, когда дети в человеческой общине объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. Они подражали взрослым через игру.
Ребёнок познаёт мир главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира.
Детство как субкультура сохраняло статус terra incognita до самого конца XIX века. Только в последние 70-80 лет исследователи стали проявлять к ней серьезный интерес. Про детей как особенное "племя" в 1930-е годы одним из первых писал выдающийся русский исследователь детской культуры Виноградов.
В России открытие детского фольклора(одного из жанров детской субкультуры) началось во второй половине XIX столетия с появлением сборников "Детские песни" П. Бессонова (1868), "Детские игры, преимущественно русские" Е. Покровского (1887), "Народные колыбельные" А. Ветухова (1892).
Однако первым, кто выделил детский фольклор в самостоятельную ветвь народной словесности, сделал попытку классифицировать собранный фольклорно-этнографический материал, был П.В. Шейн.
Первым ученым, который основательно подошел к проблеме изучения детства и его культуры на территории бывшего СССР, привел накопленные знания в упорядоченную систему и начал исследование новых составляющих детской субкультуры, стал Г.С. Виноградов (1886-1945).
На советскую фольклористику и этнографию детства повлиял тот факт, что в 1950-е годы мировая наука переживала "культ детства", появились новаторские работы которые изучали по большей части местных детей и их субкультуру.
- Что входит в детскую субкультуру?
В мир, который детское сообщество создавало "для себя", входит:
Передача всего богатства содержания детской субкультуры происходит непосредственно "из уст в уста" в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах.
Лишь к концу периода детства, наряду с устными, появляются письменные тексты - песенники, девичьи альбомы, "гадалки", сборники анекдотов.
Вот почему в различных книгах, энциклопедиях я не нашла произведений созданных самими детьми!
Итак, узнав, что такое детская субкультура, как она возникла, кто является её автором и какие разновидности существуют. Мне захотелось выяснить:
Исследование начинаю с самых маленьких представителей «неизведанного племя», с дошкольников.
Шаг первый.
Наблюдение в ДДУ «Белоснежка»
В роли наблюдателя я отправляюсь в детское дошкольное учреждение «Белоснежка» в старшую группу.
С целью:
Несколько дней я наблюдала за игровой деятельностью детей.
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 1
Дата 15.02.2010г
Время 16.25.-16.55.
Ход наблюдения:
Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры».
Мальчик Дима П. пожаловался воспитателю, что Юля К. забирает у него конструктор. Юля резко метнулась к Диме, но увидев строгий взгляд воспитателя, остановилась на полпути и громко сказала: «Ябеда карябеда, солёный огурец. По полу валяешься, никто тебя не ест!».
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 2
Дата 16.02.2010г
Время 15.00 - 15.40.
Ход наблюдения:
Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры».
Несколько детей (Стас С., Лиза Т., Марк С., Даша Н., Катя В., Геля К.) решили играть в автобус и спорят, кто будет водителем. Даша предлагает посчитаться, и дети соглашаются. Все становятся в круг и Даша говорит: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить - всё равно тебе водить».
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 3
Дата 19.02.2010г
Время 15.00 - 15.40.
Ход наблюдения:
Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры».
Паша В., подбегает к Вите К. и весело говорит:
- Скажи: "Ватрушка"!
- Ватрушка.
- У тебя в руках лягушка
Оба весело смеются, Паша не унимается бежит к Даше, говорит:
Скажи: "Баба - яга"!
- Баба - яга.
- У тебя костяная нога!
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 4
Дата 22.02.2010г.
Время 16.10.-16.33
Ход наблюдения.
Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры».
Несколько детей (Аня Ш., Тима Ф., Лиза Т., Дима К, Юля К.) стали играть в игру «догонялки». Догоняющим назначили Диму К., он всё время бегал только за Аней Ш., поэтому Тима Ф. несколько раз прокричал: «За одним не гонка – поймаешь поросёнка». После этого Дима К. стал догонять и других играющих.
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 5
Дата 24.02.2010г.
Время 15.59.-16.16.
Ход наблюдения.
Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры». Двое девочек, Катя В. и Маша Б., играют в сюжетно-ролевой зоне «парикмахерская». Обоим хочется воспользоваться феном и возникает спор, но потом они видят второй фен и решают играть вместе и помириться. Примирение происходит следующим образом: дают друг другу руки и, покачивая ими, говорят: " Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться! А кусаться не причём, я ударю кирпичом. А кирпич сломается, дружба начинается!" После этого рукопожатие разбивается ребром левой ладони.
Вывод:
Наблюдая за детьми из детского сада, можно сделать вывод о том, что из жанров детской субкультуры преобладают «считалки», «мирилки», «поддёвки», «дразнилки», т.е. детский фольклор. Я записала себе, очень много интересных считалок, мирилок.
Исходя их вышеописанных исследований, можно заключить, что детский фольклор активно используется:
- в разрешении конфликтов между детьми, возникших в результате несформированности игровых действий;
- при игре, где нужно распределить главенствующую роль, для весёлых игр и баловства.
- воспитания своих товарищей.
Шаг второй.
Наблюдение за игровой деятельностью младших школьников в МОУ СОШ №1.
С целью:
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 1
Дата 02.03.2010г.
Время 11.00.-13.45.
Ход наблюдения.
Ученики 3 класса собираются в круг для игры, один из участников громко начинает считалочку:
- «На златом крыльце сидели. Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Выбирай, не задерживай добрых людей, поторапливайся!»
Затем ребята начинают играть в игру «Платочек».
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 2
Дата 04.03.2010
Время 11.00.-13.45.
Ход наблюдения.
Сегодня, я наблюдаю группу младших школьников, которые всё время друг друга дразнят:
- Алёша-белёша, стоит 3 калоши!
- А корова без хвоста- твоя родная сестра!
- Коля, Коля, Николай! Сиди дома- не гуляй!
А то девушки придут, поцелуют и уйдут!!!
Мимо пробегает сорванец-Мишка, кричит отличнице Марине:
- Умная, умная, как тряпка полоумная!!!
Но Маринка не уступает:
- Мишка-дурак, курит табак!
Спички ворует, дома не ночует!
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 3
Дата 03.03.2010г.
Время 11.00.-13.45.
Ход наблюдения.
Сегодня я увидела группу ребят, которые рассказывали друг-другу «страшилки».
Я подошла и попросила рассказать мне некоторые из «страшилок».
Из общения с ребятами, я узнала, что они знают много «страшилок»: «Чёрная рука», «Маска», «Красное пятно», «Гроб на колёсиках», «Коварная кукла» и др.
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 4
Дата 05.03.2010г.
Время 11.00.-13.45.
Ход наблюдения.
Продолжая своё исследование, я решила побеседовать с ребятами, с целью, узнать, а используют ли они в своей игре магию.
Действительно, младшие школьники любят гадать (особенно девочки), вызывать сказочных персонажей, такое вызывание среди ребят называется «вызывалки».
Девочки 4 б класса рассказали мне, как они вызывали Жвачного Короля, Мармеладного Гнома, Лунного Человечка, Пиковую Даму.
Мне захотелось поучаствовать в таком магическом ритуале. Мы договорились пойти домой к одной из девочек и вызывать Мармеладного Гнома.
ВЫЗЫВАНИЕ МАРМЕЛАДНОГО ГНОМА:
Мы пришли к Лизе Л. домой. Выбрали тёмное место- ванную. Зашли все вместе (нас было 5 человек). Стали вызывать Мармеладного Гнома при помощи магических слов:
-«Мармеладный Гномик появись-угости нас сладостями!» И так несколько раз нужно повторять, пока кто-нибудь из присутствующих не заметит присутствие гнома.
Мармеладного Гнома мы не увидели, но было весело и интересно.
Вывод:
Много интересных жанров детской субкультуры я узнала из общения с младшими школьниками. Преобладающими жанрами являются: «страшилки», «пугалки», «вызывалки», «дразнилки», «считалки», «игры».
Почему младшие школьники так любят «страшилки»? Эти истории не производят особого страха, но почему-то они нас завораживают.
Тяга к чему-то страшному в детском возрасте всегда существует. По моим наблюдениям, в первый период ребята верят этим страшилкам, затем им начинает нравиться та атмосфера, в которой окружающие напряженно слушают рассказчика. Следующий период - "период рассказа" другим узнанных ранее страшилок. Надо отметить, что рассказывают страшилки чаще всего те, кто является заводилой в других играх.
Очень нравится ребятам рассказывать «пугалки».
Пугалки рассказывают дольше, чем обыкновенные страшилки. Сначала рассказчик говорит обыкновенным тоном, часто полушепотом. Но последнюю фразу он говорит неожиданно громко, открыв широко глаза, скорговоркой (но понятной другим). Он сопровождает эти слова неожиданным для слушателя движением (например, как будто хочет задушить или наброситься на слушателя).
Ребятам становится смешным этот страх.
Мне кажется, что дразнилки высмеивают недостатки: жадность некоторых ребят, хвастунов, воображал, ябед, достаётся трусам и плаксам.
Получается, не только взрослые воспитывают нас, но и мы сами воспитываем друг-друга, исправляем недостатки.
Но если всё - же дразнят не по делу, просто так, то можно ответить отговоркой:
«Кто как обзывается, тот так и называется!", "Шел - шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил и печать поставил!"
Много интересных «дразнилок», «вызывалок», «страшилок» я узнала и записала в нашей школе, наблюдая и общаясь на перемене с ребятами.
Шаг третий.
Следующая группа школьников 5-8 классов МОУ СОШ №1.
Общаясь с ребятами этой группы выясняю, что очень много в своём общении они используют «надоелок».
Протокол наблюдений за дятельностью учащихся 5-8 классов № 1
Дата 02.03.2010
Время 11.00.-13.45.
Ход наблюдения.
Мальчики используют «наделки» в общении с девочками:
Десять негритят пошли купаться в море,
Десять негритят резвились на просторе,
Один из них утоп,
Ему купили гроб.
Девять негритят пошли купаться в море…
(Продолжают таким образом, пока не останется один негритенок)
Купи слона!
- Все так говорят, а ты купи слона… и т. д.
Протекала речка,
А над речкой – мост.
На мосту овечка,
У овечки хвост.
Пересохла речка,
Обвалился мост,
Умерла овечка,
Отвалился хвост.
Вновь пустили речку,
Выстроили мост,
Ожила овечка,
Приварили хвост.
Протокол наблюдений за дятельностью учащихся 5-8 классов № 1
Дата 02.03.2010
Время 11.00.-13.45.
Ход наблюдения.
Наблюдая за подростками, отмечаю, что они часто используют в своей речи «осторумные ответы».
- Который час?
- 40 минут, как рак на горе свистнул.
- Cколько времени?
- На моих соломенных корова стрелки съела.
- Я нечаянно.
- За нечаянно бьют отчаянно!
- Чего?
- Ничего! Села баба на полено
И сказала: "Горячо!"
Беседуя с учащимися 5-8 классов, узнаю, что среди них очень популярны телефонные розыгрыши. В некотором смысле шалости по телефону - это агрессивные действия, но помимо этого, они служат одним из способов эмоциональной разрядки и своеобразным коммуникативным тренажом.
Вывод:
Группа учащихся 5-8 классов использует отличные от других, исследованных мною групп, жанры детской субкультуры. Здесь ребята чаще используют юмористические и демонстрационные материалы. Такие формы детского поведения как шалости по телефону, «остроумные ответы» и испытания себя используются с целью:
- положительной эмоциональной разрядки,
- проявление творчества;
- самоутверждение.
Шаг четвёртый.
Интервьюирование
Последней группой, которую мне пришлось изучать, была группа старшеклассников, 9-11 класс. В качестве исследования я использовала интервьюирование и анкетирование.
В ходе интервьюирования узнала, что старшеклассниками наиболее часто используются песни, пародии, анекдоты, садюжки, чёрный юмор.
Но самое интересное старшеклассники создают свой собственный язык - непонятный для взрослых. С помощью этого языка старшеклассники общаются между собой.
Язык отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.
Например: прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание: "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне).
Старшеклассники пользуются не только особым сленгом в устном общении, но и разработанной тайнописью -- в письменном.
В своих словотворческих опытах ученик фиксирует резервный потенциал родного языка, возможности его развития, не ведая об этом, вот почему К.И. Чуковский и Р. Якобсон называли детей гениальными лингвистами.
Выводы:
В ходе своего исследования я достигла поставленной цели и задач:
- воспитательную функцию;
- разделяют роли в игре;
- помогают детям общаться между собой;
- решать конфликтные ситуации и умело находить компромисс.
Детская субкультура оказывает большое влияние на общее развитие детей, развитие речи, снимает эмоциональное напряжение.
Детская субкультура, имеет разные жанры, которые популярны в разных возрастных группах.
В процессе исследования, мне удалось выяснить, что существует молодёжная субкультура, значит, в дальнейшем, мне есть к чему стремиться, и что изучать.
- Уважаемое жюри, а вы в детские годы были причастны к детской субкультуре? Вам знакомы какие – либо жанры?
В ходе исследования, я создала сборники наиболее популярных видов детской субкультуры, которые существуют в той или иной возрастной группе. Может быть, эти сборники помогут вам лучше понять секретный мир детей.
Композитор Алексей Рыбников
Простые новогодние шары из бумаги
Эта весёлая планета
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Швейня