Работа на РНПК
Вложение | Размер |
---|---|
shrift_rabota.docx | 39.88 КБ |
Содержание
I. Введение…………………………………………………………... стр. 3.
II. Шрифт как элемент структурно-дизайнерской модели печатного СМИ ………………………………………………………………………... стр. 4
III. История использования шрифтов как структурно-дизайнерской модели газеты (на примере районной газеты «Павловский металлист»)…………………………………………………………………. стр. 5
IV. Использование различных шрифтов на Интернет-ресурсах
………………………………………………………………………….стр. 8
V. Опыт ведущих школьных газет …………………………….. стр. 12
VI. Заключение ……………………………………………………. стр. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Введение
Журналистика – «общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества». [2]
Современные источники дают более сложные и запутанные формулировки понятия вида деятельности и науки - журналистики, но все они сводятся к одному – тому, что журналист работает с информацией. Вопрос, который вынесен в тему данного исследования, имеет самое непосредственное отношение к журналистике, поскольку «распространение актуальной информации» абсолютно невозможно без использования, казалось бы, такой элементарной вещи, как шрифт.
Существование любой газеты, любого электронного средства массовой информации (СМИ) невозможно без использования какого-либо шрифта, поскольку восприятие аудиторией текста по-прежнему остается одним из ведущих способов донесения информации. Шрифт (Schrift от нем. schreiben — писать) – это графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифты создаются художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами, а также в соответствии с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами. [17]
Поскольку без букв, без алфавита жизнь любого человека практически невозможна, то и шрифт идет по жизни рядом с каждым из нас. Мы иногда даже просто не замечаем, что мир вокруг состоит из набора разных гарнитур, или шрифтов: названия улиц, магазинов, записи в документах – все это выполнено разными шрифтами.
Целью данной исследовательской работы мы выбрали один из многогранных аспектов использования шрифта – использование его в газете (на примере районной газеты «Павловский металлист» и некоторых Интернет-ресурсов), а точнее – изучение использования шрифта в структурно-дизайнерской модели газеты или электронного СМИ (на примере конкретных изданий). Исследование преследовало и прикладную цель – выбор шрифта и гарнитур для новой школьной газеты нашей школы.
Актуальность работы заключается также в необходимости систематизации знаний о шрифтах и прочих элементах структурно-дизайнерской модели газеты и необходимости понимания того, для чего, для каких конкретных целей используется тот или иной шрифт. Подобные знания необходимы при создании печатных и Интернет-СМИ любого уровня – и школьного, и городского, и всероссийского.
Задачи учебно-исследовательской работы:
- выведение краткой характеристики такого явления, как шрифт, и его роли,
- построение исторической вертикали в традициях использования различных шрифтов (на примере газеты «Павловский металлист»);
- изучение шрифтов в современной модели газеты «Павловский металлист» и ряда Интернет-ресурсов, а также нескольких школьных газет.
Основными методами данного исследования стали следующие:
- контент-анализ источников,
- интервью,
- анализ подшивок районной газеты «Павловский мателлист»,
- социологический метод (интервью).
II. Шрифт как элемент структурно-дизайнерской
модели печатного СМИ
Раньше термин «шрифт» имел более узкое определение и означал набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины «гарнитура» и «шрифт» часто употребляются как синонимы.
Дизайн газеты во многом зависит от выбора шрифтов, которыми набирают тексты и заголовки. В шрифте материализуется напечатанное слово, приобретая такое графическое выражение, которое передаёт не только смысл слова, но и различные смысловые оттенки, ту или иную эмоциональную окрашенность.
В соответствии с этими особенностями шрифты классифицируются, объединяются в группы, каждая из которых имеет свои отличительные признаки. Контрастность, соотношение по толщине основных и соединительных штрихов и форма засечек – фигурных окончаний в основных штрихах – определяют характер рисунка букв. По этим признакам все шрифты делятся на шесть групп: рублёные, шрифты с едва наметившимися засечками, медиевальные, новые малоконтрастные, брусковые и обыкновенные. В свою очередь каждая из этих групп состоит из нескольких гарнитур – комплектов шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертанию и кеглю. [12]
Исходя из целей и задачи исследования, а также после прочтения специальной литературы и общения со специалистами по верстке и дизайну, в данной работе мы выделяем два основным вида шрифтов: с засечками и рубленый. Именно они являются наиболее заметными характеристиками основного текста (то есть, текстовых материалов, размещаемых в газете).
Когда речь идет о шрифтах для периодических изданий, на первый план выходит удобочитаемость, о чем писал А.Г. Шицгал в первом издании своей монографии:
«Значение эстетической стороны оформления разных типов печатных изданий тоже неодинаково. В оформлении книги, например, характер рисунка текстового шрифта часто ассоциируется с содержанием издания, кроме того, учитывается связь рисунка текстового шрифта с иллюстрацией и другими элементами оформления книги. В газете же, часто и в журнале, при выборе текстового шрифта основное внимание уделяется удобочитаемости и соответствию его рисунка производственно-техническим требованиям.
В связи с этим, в отличие от книги, главные эстетические требования к оформлению газеты или журнала, в зависимости от их типа, предъявляются не столько к рисунку шрифта, сколько к его удобочитаемости, к единству оформления, создающего газете или журналу определенный облик в соответствии с их назначением» [15]
С появлением Интернета, с переходом во Всемирную паутину весомой доли читательской аудитории, актуальность вопроса подбора шрифтов еще более выросла.
III. История использования шрифтов
как структурно-дизайнерской модели газеты
(на примере районной газеты «Павловский металлист»)
Первый этап (20-40-е гг. XX века). Верстка, выражаясь языком современных пользователей компьютера, достаточно дружественная. В систему навигации по полосе входят и рубрики (для материала или подборки), и подзаголовки (для развернутых материалов). Для каждой используется отдельный шрифт. Однако системности нет. Рубрики есть не у каждого материала. Имеются подписи к фотографиям. Материалы заверстаны преимущественно вертикально, первая полоса графически симметрична (слева и справа вертикально по колонкам заверстанные короткие информации), в центре на три колонки пятиколонной верстки (именно пятиколонная верстка является доминирующей на всем протяжении развития «Павловского металлиста») – главные материалы номера.
Для выделения отдельных материалов используются следующие элементы: двойные линейки, набор жирным шрифтом. Лидирующие абзацы не выделяются, подзаголовков внутри текста в номере нет. (см. приложение 1).
Второй этап. (50-70-е гг.) Первый и главный минус, который бы поставили современному изданию – слабая система навигации. Если на первом этапе развития мы выделяли наличие рубрик у материалов, то на втором этапа их практически не существовало. Иллюстративный материал по-прежнему небогат, преимущественно это фотопортреты. Плюс – наличие подписей к фотографиям. Гарнитура как у основного текста.
Строки внутри материалов часто не выровнены, у разных материалов, размещенных параллельно, различия в выравнивании огромны, а это, между тем, одна из характеристик использования шрифта. К огромному минусу, который преследует «Павловский металлист» на протяжении всей истории, относим верстку «сапогом».
В 60-е годы временно ушло стремление непременно «умять» все материалы. Газетные полосы, выражаясь языком дизайнеров, «задышали». Появилось динамическое пространство между материалами, заголовки стали крупнее. Шрифт не «зажимается», интерлиньяж (расстояние между строками) приемлемый. Основной шрифт – засечный. (см. приложения 2, 3)
Третий этап (70-80-е гг.). Мы опять видим новую шапку газеты. И главное изменение – смена основного шрифта на беззасечный. (см. приложения 4, 5)
Рубрики как средство навигации по-прежнему отсутствуют. Редко, но появляются лидирующие абзацы, которые на тот момент логичнее назвать частью текста, где самое важное (это может быть и два, и три абзаца) выделено жирным шрифтом.
В конце 80-х годов в газете снова появляются рубрики. Но их несистематичность не позволяет говорить о том, что они стали обязательными и таким образом характеризовали бы навигацию газеты как более удобную, чем ранее. Используются клишированные рубрики типа «Сельская жизнь».
Четвертый этап (90-е - по современность). С середины 90-х у «Павловского металлиста» опять новая шапка, которая, пожалуй, задержалась на страницах газеты больше других. Это стилизованная надпись с гербом города справа на буквой Т в слове «металлист».
Переход на офсетную печать, компьютерную верстку открыл перед верстальщиками необъятные просторы шрифтов, вывороток (которые и ранее использовались, но всегда в меру), способов выделений. И мы часто видим, что практически у каждого материала заголовок заверстан отдельным шрифтом. (см. приложение 6)
Со второй половины 2005 года обозначилась четкая рубрикация газеты, применялись принципы сетевой верстки, особенно на первой полосе, где ставилось крупное по объемам газеты фото (до 4 колонок), применялась шестиколонная и комбинированная верстка внутри газеты.
Основным шрифтом был выбран School, шрифтом лидабзаца JournalSans, шрифтом рубрик – Futurica. Закончилась игра шрифтами в заголовках. В соответствии с требования современного дизайна не использовалось более 3-5 шрифтов. Большое количество иллюстративного материала, наличие подписей к фотографиям, улучшенная система навигации с анонсами, выносами и врезками, появившаяся после первой комплексной смены стиля газеты, произошедшей в 2004 году, когда появился очередной новый заголовок – все эти факторы стали решающими, когда в 2006 и в 2007 году газета занимала первое и второе места в областном конкурсе по дизайну и полиграфическому исполнению районных газет. (см. приложение 7)
Последняя смена заголовка произошла в 2012 году. Ей предшествовал переход на полноцветную печать осенью 2011 года. Цвет позволял ярче и выраженнее работать с системой навигации, однако по сравнению с нецветным предшественником двухлетней давности у газеты только одно преимущество – наличие цветных фотографий и цветных рубричных подложек. Сменился основной шрифт, но это не такая радикальная смена, как в 2004 году.
На первом этапе развития композиционно-графической структуры газеты «Павловский металлист» использовались в основном шрифте использовались узкие засечные шрифты, в заголовках в основном прописные буквы. Подобные же тенденции прослеживаются на втором и третьем этапах. На четвертом, как уже показывалось выше, на смену шрифту с засечками пришел шрифт без последних. В заголовках стали использоваться непрописные буквы, что облегчало восприятие читателем информации.
В настоящее время, как подтвердил заместитель главного редактора газеты «Павловский металлист» Юрина С.В., в основном тексте используется шрифт рубленый: PTSans, кегль 10, интерлиньяж 11. По словам специалистов по верстке данного издания, это один из наиболее удачных шрифтов за последние годы верстки газеты, поскольку он эстетичен, читабелен, достаточно техничен в использовании. В лидирующих абзацах и подписях к статьям используется полужирное начертание, в подписях к фотографиям – курсивное. В заголовках и рубриках используется PT Sans Serif. Кегль шрифта зависит от объема материала – чем крупнее материал, тем крупнее кегль заголовка. (см. приложение 8)
IV. Использование различных шрифтов на Интернет-ресурсах.
В реальном мире мы то и дело сталкиваемся с множеством разнообразных шрифтов, которые сопровождают нас повсюду — от обложек журналов до оформления пачек сигарет. А как обстоит дело со шрифтовым оформлением в Интернете? Как-то сложилось, что еще совсем недавно на всех Web-страницах преобладали Times и Arial. Сейчас эта монотонность слегка разбавлена шрифтами Verdana и Georgia, которые, несомненно, красивы, но все же в целом ситуацию не меняют. Такое положение вещей обусловлено теми технологиями, которые используются при разработке Web-страниц. [16]
Однако создатели веб-версий ведущих изданий стараются сохранить соответствие своей печатной модели и в Интернете, однако зачастую эти попытки останавливаются на так называемой шапке сайте.
Почему в данном исследовании, помимо газеты, мы обращаемся к Интернету? Согласно опросам не читающей и малочитающей молодежи большинство - около 55%. [19]. Основное внимание представителей молодого поколения привлекает Интернет, и, разумеется, на пути выбора шрифта как структурно-дизайнерской модели школьной газеты, мы решили остановиться на Интернет-изданиях и сайтах. Но прежде мы решили провести небольшой опрос среди учащихся нашей школы, и вот что он показал: газеты регулярно или время от времени читают 3% учеников. Конечно, учебники в руках держат и регулярно читают все учащиеся, но нас же интересуют прежде всего средства массовой информации.
В России среди наиболее популярных и часто посещаемых молодыми людьми в позиции «информационных веб-сайтов или просто сайтов (англ. - website, от web - паутина и site - «место»)»: dni.ru, lenta.ru, vesti.ru. В качестве «поисковых и информационных сайтов» наиболее популярны: mail.ru, yandex.ru, rambler.ru, aport.ru, google.ru.
Огромную популярность в мире (а с начала 2000-х гг. и в России) завоевало интернет-сообщество LiveJournal (Живой Журнал), на страницах которого каждый пользователь может создать свою страницу информации, вести дневник, общаться по интересам с людьми разных городов и стран. Большая доля творчества и личного авторства, при минимуме шаблонов, завоевала авторитет среди творчески настроенной молодежи.
Более 40% молодежной интернет-аудитории общается посредством трех масштабных сайтов: odnoklassniki.ru, vkontakte.ru и moikrug.ru, дающих возможность вступать в различные группы по интересам и переписываться внутри них, находить старых друзей и заводить новых. Развлекательный характер носят молодежные порталы xage.ru и teencity (город подростков). [14].
Посмотрим внимательнее на шрифтовое хозяйство упомянутых ресурсов. Всем известная сеть vkontakte: основной шрифт Tahoma, начертания: обычное и жирное. Величина шрифта в Интернете - категория второстепенная, поскольку любой браузер позволяет увеличивать или уменьшать размер просматриваемой странички в зависимости от потребностей читателя. Все другие шрифты, по нашим наблюдениям, привносятся в эту социальную сеть извне – вместе с мемами, демотиваторами и другими продуктами творчества создателей и пользователей сети. (см. приложение 9)
Odnoklassniki.ru. Шрифты Arial – обычное начертание, жирное начертание. Величина шрифта от 9 до 13.
Moikrug.ru. (см. приложение 10) Картина та же, что и в соцсети «Одноклассники»: сплошь один Arial. Разумеется, причина такого однообразия очевидна: создателям соцсетей необходимо, чтобы информация, размещенная на их ресурсах, была доступна для прочтения абсолютно всем, кто посещает данные странички. Все указанные шрифты являются системными для популярных операционных систем, другими словами, они присутствуют на компьютере любого потенциального пользователя. Соответственно, цель будет достигнута – информация будет читаемой. Использование остальных шрифтов возможно только лишь после перевода их в растровую графику, которая не поддается быстрому редактированию и, соответственно, не искажается при передаче на другие приемники информации. [20].
Посмотрим на портал xage.ru. Мы видим использование того же Arial. (см. приложение 14) Разумеется, логотип ресурса – это картинка, созданная в графическом редакторе и экспортированная в растр. Любые же текстовые блоки прочитываются как Arial. Причины, вероятнее всего, кроются в том, что уже было сказано выше. Единственное, что могут редакторы сайтов делать со шрифтом – это увеличивать или уменьшать его, делать его начертание полужирным или курсивным, выполнять написание прописными буквами или строчными, что есть все то, что позволяет простая верстка в shtml. И еще один ресурс для работы с «буквами» - изменение их цвета. Все-таки Интернет – полноцветная среда, где черно-белые картинки носят оттенок стилизации, а если ее нет, то это признак отсталости. И, конечно, без использования ярких визуальных средств в современном мире невозможно привлечь внимание аудитории, тем более молодежной. Даже школьные учебники идут вслед за этой тенденцией, что же говорить о средствах массовой информации!
Смотрим еще на несколько ресурсов. «Пять углов» - электронное издание, в котором совмещаются возможности информационного сайта и социальной сети. Здесь можно не только получить самую разнообразную информацию, но и размещать свои материалы - фотографии и тексты: репортажи, заметки, интервью, просто мысли о наболевшем или сообщения о чем-то, что кажется интересным. На «Пяти углах» можно создавать свои собственные страницы и сообщества по интересам.
«Пять углов» - старейшее из существующих в России изданий для школьников. Впервые появилось в Ленинграде в 1924 году как газета «Ленинские искры». Под этим названием выходило до 1991 года. После непродолжительного периода поисков новых форм, когда каждый номер газеты появлялся под новым названием, с 1992 года газета получила новое имя «Пять углов». В 2005 году вместе с газетой начало выходить приложение для поступающих в вузы «АбитуриENTER», позднее - «Абитуриент»
Несмотря на электронный формат, на появление новых возможностей, «Пять углов» прежде всего остаются средством массовой информацией, газетой, главная задача которой - помещать полезную, важную, интересную информацию. Именно для этого на сайте предусмотрена возможность зарегистрироваться, рассказать о себе, разместить материалы.
В целом развитого рубрикатора нет. Интернет-издание помещает материалы авторов в основном с целью поделиться информацией и попробовать оценить свои силы в журналистике. В комментариях прослеживается тенденция к оценке материалов. Речь не идет о критике, а об исключительно профессиональных достоинствах статей.
Жанровая характеристика газеты «Пять углов» не велика. В основном это либо зарисовки («Прикоснись к буддизму» - о путешествии в Индию) либо обзоры («С пиццей наперевес» - обзор последних киноновинок).
Тематическая характеристика. На первом месте материалы о фильмах, играх. Далее следует массив материалов-размышлений о жизни, об эмоциональной стороне жизни подростков, взаимоотношениях полов. Проблемные материалы занимают последнее место.
Шрифт в дизайнерской модели издания занимает все то же место. Кроме логотипа и рекламных вставок, все текстовые фрагменты прочитываются шрифтом Arial. (см. приложение 11)
V. Опыт ведущих школьных газет
Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. [4].
Для примера мы взяли несколько школьных и детских газет, признававшихся лучшими или ведущими в Нижегородской области. Для начала рассмотрим газету Союза пионерских организаций Нижегородской области «Наше время». Ее модель: верстка в программе MS Word, использование полноцвета, количество полос строго не регулируется, заверстано в основном широкой строкой. Шрифт Times New Roman. По словам организаторов газеты, редактора Фроловой Н.Е., этот шрифт был выбран как универсальный – то есть, по тем же причинам, что и во всем Интернете используется большей частью Arial. Поскольку одна из основных форм распространения издания – электронная, а о переводе в формат pdf организаторы не думали, то газета должна открыться на любом компьютере. Ведь гарнитура Times New Roman является системной.
Гораздо более структурированной выглядит школьная газета «Великолепная девятка». Здесь и продуманная система рубрик, иллюстраций, верстка подчиняется основным газетным правилам. Используется как основной засечный шрифт. (см. приложение 12)
Следующий пункт нашего внимания – опыт лучших газет по признанию экспертов школьной социальной сети Dnevnik.ru. Используя специальный модуль для создания газет, лучших результатов добились в селе Князе-Волконское. При этом использовался рубленый шрифт. Другие подробности дизайнерской модели оставим для следующих исследований. Добавлю лишь, что верстка газеты подчиняется основным правилам. (см. приложение 13)
Шрифт – это один из языков общения средств массовой информации с аудиторией. Поэтому его роль в газете, любом читаемом издании велика. Важны такие его характеристики, как удобочитаемость, кегль, межстрочные интервалы, межбуквенные интервалы, использование цвета для выделения шрифта.
В третьем разделе представлена краткая история использования шрифтов в районной газете «Павловский металлист», выделены основные этапы, связанные как с историей страны, так и с историей журналистики. На сегодняшний день районная газета выбрала в качества шрифта всех материалов гарнитуру с рублеными символами, который соответствуют всем требованиям: он хорошо читаем, технологичен (то есть, небольшие изменения в интервалах не влияют на качества шрифта).
Мир Интернета – это мир рубленых шрифтов. Это мы доказали на примерах множества ресурсов, ведущих социальных сетей. Не случайно мы обратились и к опыту других детских и школьных газет. У них есть чему поучиться, и каждое издание имеет право использовать тот шрифт, который композиционно вписывается в его модель. Поскольку в нашей школе мы впервые за последние годы приступили к выпуску школьной газеты, то решили опираться на опыт большинства и применить в верстке рубленый шрифт (см. приложение 15). Почему? Потому что подростки погружены в мир Интернета, они привыкли видеть символы, буквы в основном рубленые. Да, конечно, это связано с техническими причинами, но мы должны следовать тенденциям в верстке, если хотим в будущем стать профессиональнее.
Использованная литература и источники:
1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – М., 1971.
2. Большая Советская Энциклопедия. Т. 9. - М., 1972.
3. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. - СПб, 1999.
4. Журналистика в школе. Спирина Наталья Алексеевна //http://festival.1september.ru/articles/310091/
5. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. - М., 2001.
6. Ксютин В.Л. Живая газета. – М., 2008.
7. Кудрявцев А.И. Шрифт. История. Теория. Практика. - М., 2003.
8. Разинов Ю.А. Интернет как событие культуры. Всероссийская научно-практическая конференция. http://www.conf. sstu.ru.
9. Районная газета в системе журналистики. – М., 1971.
10. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.
11. http://5Uglov.ru
12. www.compuart.ru
15. http://www.dpnews.ru/risunok-shrifta.html
16. http://www.i-type.ru/ifont.html
17. www.fontov.net
21. http://vkontakte.ru
23. http://xage.ru
Хрюк на ёлке
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Зимний дуб
Позвольте, я вам помогу
Весенняя гроза