Работа заняла второе место в районной конференции и была хорошо оценена в областном конкурсе "Юный исследователь"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_rnpk_odisseya_razuma_vtoroe_mesto.doc | 75 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г.ГОРБАТОВ»
Социально-экономическое отделение
Секция журналистики
ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
МНОГОТИРАЖНЫХ ГАЗЕТ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
Выполнил: Гончарова Нина, 10 класс.
Руководитель: Соколов Д.С.,
учитель МБОУ СОШ № 1 г.Горбатова.
2012 год
г.Горбатов Павловского района
Содержание
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………….. с. 3.
Раздел II. ИСТОРИЯ МНОГОТИРАЖНЫХ ГАЗЕТ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
Глава 1. Понятие многотиражной печати. Объект и метод исследования. ……………………......................................................... с. 4
Глава 2. Становление и развитие многотиражной печати Павловского района………………………………………………………………… с. 6
Раздел III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………… с. 13
Использованная литература…………………………………... с. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ
В начале третьего тысячелетия особое внимание уделяется глобальным средствам массовой коммуникации. На первый план вышли темы общемирового значения. Человечество обеспокоено проблемами терроризма, катастроф и болезней. Действительно, неоценимую роль в их освещении играет телевидение, Интернет, мировая печать. Но на этом фоне очень важно не потеряться отдельному человеку, чьи личностные интересы сосредоточены вокруг его дома, семьи, города, где он живет, предприятия, на котором работает. Таким образом, эти проблемы сосредотачиваются в средствах массовой информации (СМИ) местного уровня: районных и многотиражных. Производственная печать, с одной стороны, наиболее приближена к читателю, с другой, является для него «окном в мир».
При относительном богатстве литературе о Павлове и Павловском районе материала об истории периодической печати крайне мало. Книга «Павлово – на – Оке» (1991 год издания) уделила ей всего одну страницу. В изданиях о промышленных предприятиях информация об их газетах тоже достаточно скупа и чаще ограничивается сведениями о времени начала издания и о редакторах. Но говорить о полном отсутствии информации по данному вопросу нельзя. Некоторые сведения, интересующие нас, можно найти в юбилейных номерах «многотиражек»: «Вперед» - за 1982 год, №№ 9-10, и «Ленинец», 1980, № 9-10.
Целью данной работы автор считает определить основные тенденции в развитии павловской многотиражной печати, установить этапы ее становления, определить ее место в общественной жизни на сегодняшний день. Отмечаем, что работ, посвященных заводской печати практически нет, поэтому автор не претендует на полное освещение поднятого вопроса, однако его значимость для истории Павловского района очевидна.
РАЗДЕЛ II. Основные этапы развития многотиражной печати в Павловском районе.
Глава 1. Понятие многотиражной печати. Объект и метод исследования.
Большинство многотиражных газета в нашей стране появилось в 30-е годы XX века. Эти газеты были призваны активизировать работу промышленности, разъясняя задачи предприятий рядовому труженику. А.Ф.Измайлов в книге «Газета трудового коллектива» пишет: «Основная задача газеты – воспитать в каждом труженике твердую идейную убежденность, высокую профессиональную и нравственную культуру, коммунистическое отношение к труду, что является необходимым условием обеспечения наивысших результатов при наименьших материальных затратах». Газеты такого типа оказывались ближе простому рабочему, так как там затрагивались его интересы, интересы его коллег, производства, на котором он работает. На этих предельно конкретных примерах показывались преимущества новой жизни над старой.
В постановлении ЦК партии от 19 августа 1932 года «О фабрично-заводской печати» было подчеркнуто, что задачей газет является освещение жизни предприятий во всей ее многогранности, помощь в организации политической и производственной жизни коллектива и что основными авторами газеты должны быть рабкоры (рабочие корреспонденты). Рабселькоровское движение сыграло в становлении многотиражек огромную роль.
Газета любого завода способствовала объединению людей, разъясняла новые методы работы, просто информировала о жизни предприятия. А.Измайлов в книге «Газета трудового коллектива» пишет, что многотиражная печать, тесно связанная с коллективами трудящихся, должна активно способствовать укреплению порядка на производстве, учить людей на примере лучших.
Многотиражные газеты сыграли огромную роль в устранении безграмотности, ведь многие их читатели одновременно были и авторами.
Первоначально фабричные газеты представляли собой обычные стенгазеты, размноженные с помощью гектографа (печатного станка). Отсюда и термин «многотиражная печать».
Многотиражки в начале своего развития – особое явление. Профессионалов в них почти не было. Была идея и были силы воплотить ее.
В идеологическом плане газета решала те задачи, которые ставило перед коллективом его руководство. Например, если нужно было перейти к новому способу производства, красной нитью через все материалы и номера шли материалы, где главной темой было преимущество нового способа. Об этом писали директор, врач, мастер, уборщица, об этом шла речь в письмах. Не факт, что подобные манипуляции были во вред. Зачастую это реально способствовало развитию предприятий, улучшению условий труда.
Многотиражные газеты были и остаются кузницей кадров для районной и областной печати. Грамотно и интересно писать о производстве под силу только профессионалам.
Многотиражные газеты, пройдя длительный путь в период развития, приобрели свою характерную форму, отличающуюся от других типов изданий – форматом, объемом, внутренней организацией. Сейчас они дотируются предприятиями и или сами выполняют функции связи с общественностью, или входят в структуру пресс-служб. Увы, но только две многотиражки выходят сегодня в Павловском районе.
Глава 2. Становление и развитие многотиражной печати Павловского района.
Первый этап
Объектом исследования стали многотиражные газеты Павловского района, основным методом был контент-анализ, а также интервью с редакторами многтиражных газет: Маленкиной Л.В («Вперед») и Суменковой И.В. («Ленинец»).
Первая многотиражная газета вышла не в районном центре, а в рабочем поселке Ворсма на Ворсменском медико-инструментальном заводе в 1930 году. Первый ее номер увидел свет 27 февраля. Газета называлась тогда «Ударник».
В тот период практически вся районная промышленность была охвачена газетами. Кроме «Ударник», в 30-е открылись многотиражные газеты «Сталинец» (Завод автотракторного инструмента – ныне ОАО «Павловский автобус»), «Штапм» (Завод имени Сталина). Но кроме этих, достаточно значимых для Павлова газет, многотиражки выходили еще на трех предприятиях района: в артелях «Металлист» и имени Штанге, на заводе имени Горького в поселке Тумботино.
«Павловский металлист» в одном из обзоров печати 1938 года писал: «Не ставят со всей серьезностью вопросов массовости стахановского движения и газеты: «На стройке» (строительство завода имени Жданова), «За социализм» (артель имени Штанге), «За качество» (артель «Металлист»)… Несколько свежих материалов есть в газете «Борьба за темпы» (завод им. А.М.Горького) («Павловский металлист», 1938г., № 76).
Время издания первой и последней из перечисленных газет достоверно определить не удается, как не удается и найти сведения об их содержании. Дата начала издания газеты «За качество» установлена относительно достоверно. Сохранилась фотография выпуска от 7 января 1934 года, № 1, год издания – первый (см. Приложение).
Газеты выходили с разной периодичностью. «Ударник», например, до января 1932 года печатался один раз в десять дней, после – еженедельно. «За качество» - пять раз в месяц.
Многотиражные газеты мало чем отличались друг от друга в области содержания, тематики и методики работы. Основными темами были: стахановское движение, борьба с браком на производстве, с «вредительством», налаживание новых производственных технологий. Отличия наблюдаются только в плоскости специализации предприятий.
В 1934 году типичные заголовки «За качество»: «Работать по-новому», «За подлинный хозрасчет», «Экономить каждый грамм», «За твердую дисциплину», «Годовой отчет сдать досрочно».
В тридцатые годы многотиражки активно использовали такой метод во внедрении новых способов работы, как агитационные бригады ударников, которые совершали рейды по цехам и подразделениям, что подробно освещалось в газетах.
Другой целью подобных рейдов было привлечение к работе рабкоров, так как газеты поначалу сталкивались проблемой отсутствия корреспондентской сети.
«Сталинец» («Ждановец») уже в первом номере дал призыв «Каждый ударник – рабкор, каждый рабкор – ударник!». По инициативе редакции газеты проводились рабкоровские рейды по проверке работы цехов, организовывались выездные заседания редакции.
Еще одним порогом для газеты была малая грамотность целевой аудитории. Например, на Ворсменском медико-инструментальном заводе почти пятая часть коллектива читать не умела или почти не умела. Но к концу тридцатых ситуация выровнялась.
В своей верстке многотиражные газеты шли вслед за районной, в частности, каждая газета имела «бегущую строку» в правом верхнем углу с той же функцией – лозунг, призыв недели («За досрочное выполнение плана» и в таком духе). Помимо производственных рубрик, были и такие: «Советы врача», «Твой досуг».
Стилистика материалов, как это заметно по заголовкам, соответствовала духу времени. Примером может служить заметка «Не выполняет взятое обязательство» («За качество», см. приложение) с характерной полуанонимной подписью Комсомолец. Такие фразы, как «систематическое отлынивание т. Мичуриной от учебы в комсомоле, которое накладывает позорный знак на весь краснознаменный цех», «ударницы лакировочного цеха должны потребовать от нее посещения школы» («За качество», 1934, № 1) демонстрируют это.
Все многотиражные газеты начинали печататься в Павловской типографии, только «Ударник» перешел в заводскую. В основном они выходили форматом А3, на двух полосах, тиражом до тысячи экземпляров и, как правило, на грубой оберточной бумаге. По своему статусу многотиражки оставались «органами коллектива ВКП (б) завкома» заводов.
Перед Великой Отечественной войной, таким образом, многотиражная печать района уверенно встала на ноги. Но только «Ударник» продолжил свои выпуски в годы войны, все остальные прекратили свое существование.
Таким образом, первый этап развития павловской многотиражной печати завершился в годы Великой Отечественной войны. Как раз тогда начала свою жизнь еще одна многотиражная газета. В 1940 году в Павлово был переведен военный завод, ныне это ОАО «Гидроагрегат», а в конце 1942 года там начинает выходить многотиражная газета «Фронтовая вахта» (орган издания партбюро, завкома и заводоуправления).
Следует сказать несколько слов об этом этапном для района издании. Читая подшивки за 1943-44 годы невозможно найти ни одного упоминания ни о наименовании завода, ни о Павлове или Горьковской области. Только такие детали из заметок, как «участие в районном пробеге на призы районной газеты» (№ 27, 1943), или «конкурс самодеятельности в городском летнем театре» могут подтвердить павловские корни газеты.
Мало конкретики и в материалах на производственные темы. Если в других газетах в заголовках встречаются названия цехов, подразделений, методов работы, то «Фронтовая вахта» такие детали опускала.
В остальном же эта многотиражка мало чем отличалась от других. Проводились рабкоровские рейды (преимущественно, по сфере обслуживания), те же призывы и лозунги в правом верхнем углу первой полосы. Постоянные рубрики: «Партийная жизнь», «Письма», «Спорт», «Заводская доска Почета», «Фельетон», «Для фронта работать по-фронтовому», «Обзор стенной печати» (как и на других предприятиях, здесь активно развивались цеховые стенгазеты).
Второй этап
Следующий этап развития павловский многотиражной печати начался после окончания Великой Отечественной войны и завершился в 1993-1994 годах. Общая направленность многотиражек в эти годы не менялась по отношению к предыдущему этапу. Сохранялись те же рубрики, те же заголовки, поэтому на подробном контент-анализе останавливаться нецелесообразно.
В течение этого периода производственная печать совершенствуется, ищет новые приемы. Для примера можно воспользоваться частью истории газеты «Вперед» («Ждановец»).
За успехи в освещении социалистического соревнования «Вперед» трижды занимала высокие места среди 57 аналогичных издания области. В 1978 году ей было присвоено второе место вслед за «Автозаводцем», на третьем месте оказалась «Большая Волга», чьи печатные площади были несоизмеримо больше.
Отличалось качественное полиграфическое исполнение газеты. В те годы она одной из первых перешла на шестиколончатую верстку. На базе редакции газеты «Вперед» проходили областные семинары многотиражных газет.
В 1957 году у газеты «Вперед» появилось приложение. «Вперед» время от времени помещала на своих страницах карикатуры на те или иные неполадки, но ограниченные размеры многотиражки не позволяли наиболее полно критиковать недостатки. Редколлегия решила выпускать сатирическое приложение с названием «Вентилятор» (он призван был «вентилировать» своим свежим воздухом нарушителей трудовой дисциплины, хапуг и рвачей, бюрократов и других отщепенцев). «Вентилятор» выходил на трех ватманских листах (то есть по сути был стенгазетой) и вывешивался в застекленной витрине у центральной проходной завода.
Редактор приложения В.Ильин вспоминает: «Выпуск первых номеров «Вентилятора» был подобен разорвавшейся бомбе. Секрет этого успеха был очень прост. Под сатирические рисунки (а они были с портретным сходством), колючие четверостишья попадали не только прогульщики, пьяницы, но и руководители всех подразделений завода, по вине которых создавались негативные явления по выполнению плана, по наведению чистоты и порядка в цехах, да и многие другие явления аморального характера.
На конкурсах стенной печати «Вентилятор» всегда был в лидерах, а в 1959 году был признан лучшим в области в смотре сатирических газет.
В очерке «Этапы большой пути» В.Чернобровкин пишет: «После хрущевской оттепели постепенно все стало входить в определенные рамки, в том числе и печать. Появились документы, в которых прямо говорилось, о чем можно писать, а что забыть. Поэтому редакция газеты избрала жанр басни – критика недостатков и просчетов в виде литературного творчества». Их названия: «Государственная личность», « Медведь-ударник», «О Еноте и спортивной работе», «Принципиальный хомяк» - дают прочувствовать их содержание.
В те же годы газета «Ленинец» могла лишиться собственной типографии. Многие типографии были ликвидированы, чтобы избежать выхода в свет неконтролируемой полиграфической продукции: листовок, плакатов и так далее, только выпуск там газеты спас заводскую типографию.
«Работникам редакции и руководству завода проверяющие сделали внушение, чтобы не было никакого компромата, расходящегося с линией партии», - писала редактор газеты «Ленинец» в 2000 году М.Е.Лукашевич в очерке «Они создавали историю».
Но какими бы ни были жанровые поиски газет, все они устремлены к одной цели: наиболее полно осветить производственный процесс, аспекты жизни трудового коллектива. Многотиражная печать активно знакомила и продолжает знакомить заводчан с жизнью предприятия. Постоянные рубрики: «Партийная жизнь», «Благоустройство», «Письма в редакцию», «Люди твоего завода», «Новости медицинской (автомобильной, машиностроительной, авиационной – в зависимости от профиля предприятия) промышленности».
В газете «Вперед» особое внимание уделяется литературному творчеству не только применительно к производству. В те же знаменательные семидесятые при газете оформилась литературная группа в рамках районного литературного движения. Тогда в редакции накопилось много произведений молодых авторов, которые не вписывались в формат многотиражки. В.Сорокин, В.Ильин, А.Власов, А.Порохова предложили создать литгруппу, где обсуждались бы произведения перед печатью.
Газета может служить примером того, какая роль отводилась заводской печати и в вопросах производства. Все знаковые для завода даты был временем напряженной работы редакции: 1952 год – начало производства автобусов, 1968 – переход на модель ПАЗ-672, 1989 – ПАЗ-3205. В печать готовились целевые полосы о ходе подготовки производства, информационные листы, специальные выпуски, которые доносили оперативную информацию о перестройке производства, показывали передовиков, критиковали отстающих. На страницах газеты своими мыслями, предложениями делились конструкторы, технологи, начальники цехов, мастера, бригадиры, рядовые рабочие.
Срединный период второго этапа развития павловских многотиражек (50-60-е годы) ознаменован сменой названий. После окончания войны газета «Ждановец» называется «Вперед», «Фронтовая вахта» - «Стахановец», а с 1960 года – «Машиностроитель», «Ударник» с 1956г. – «Ленинец», «Штамп» - «Инструментальщик».
«Машиностроитель» до конца своего существования сохранял свою содержательную специфику: ни слова о направлении производства, несмотря на это, газета была информационно насыщенна. Редакторы требовали от сотрудников использовать первую полосу только под производство, благодаря чему «Машиностроитель» был лидером многотиражной печати. В 1994 году эта газета прекратила свое существование. В то же время остановился выпуск «Инструментальщика».
Современный этап
Только две из имевшихся в районе многотиражных газет перешли во вторую половину девяностых и в новое тысячелетие: «Вперед» и «Ленинец». На остальных предприятиях средств на финансирование собственных газет не нашлось, возможно, не видели там и целесообразности выпуска корпоративных изданий, если называть многотиражки современным термином.
Таким образом, новый этап в развитии заводской печати ознаменован неким информационным вакуумом. Сохранили свои газеты только ОАО «Павловский автобус» (и сейчас газета входит помимо заводской подчиненности в структуру пресс-службы Группы ГАЗ, а коллектив сокращен до одного человека. Периодичность осталась еженедельной, объем две полосы формата А3) и ОАО «Ворсменский медико-инструментальный завод имени Ленина». У многотиражки последнего есть своя особенность, о которой нельзя не сказать. Она совмещает в себе функции заводской газеты с газетой городской. На ее страницах материалы не только по медицинской промышленности, но и информация о жизни города Ворсма: новости спорта, культуры, коммунального хозяйства. В целом же обе газеты сохранили свой содержательно-тематический облик и требуют модернизации.
В конце 90-х многотиражная печать постепенно стала возрождаться. В 2000 году после шестилетнего перерыва возродилась газеты при ОАО «Мехинструмент» (бывшая артель «Металлист»), в 2001 году – после семилетнего – «Инструментальщик». Информационные листы выпускались в ОАО «Гидроагрегат», ЗАО «Инструм-Рэнд», но очень нерегулярно и газетами по сути не являлись.
Один год просуществовала многотиражная газета «Птичьи новости» (ОАО «Птицефабрика «Павловская»), что было уникальным явлением: многотиражка на сельхозпредприятии – большая редкость.
В середине первого десятилетия на информационном поле района снова осталось две многотиражных газеты: «Вперед» и «Ленинец». Сейчас корпоративная печать находится в периоде стагнации. Поиск его причин находится вне пределов цели исследования, однако нельзя не говорить о том, что корпоративная печать – часть корпоративной культуры. Да, в некоторых предприятиях место многотиражки занимает сайт, форум, и в той или иной форме они работают.
РАЗДЕЛ III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное автором этой работы исследование не претендует на роль единственного источника знаний по истории многотиражной печати Павловского района, поскольку это не было ее целью. Но в ходе работы удалось систематизировать полученные сведения и выделить следующие этапы в развитии многотиражной печати:
1. 1930 – первая половина 1940 гг. Зарождение
Начинается издание первой многотиражки «Ударник». Число заводских газет растет, растет грамотность населения. В годы войны большинство многотиражек исчезло, но в 1942 году появилась новая – «Фронтовая вахта». Это четырехлетие стало переломным для сознания людей, и, конечно, отразилось на тематике газет.
2. Вторая половина 1940 – начало 1990. Период относительной стабильности
Стабильно выходят четыре многотиражные газеты: «Вперед», «Инструментальщик», «Ударник» и «Машиностроитель». Павловские журналисты-производственники добиваются серьезнейших успехов на областном уровне.
3. С начала 1990 годов. Современный этап
Современный этап противоречив и многогранен. Многотиражная печать поставлена в самый дальний угол среди интересов владельцев предприятий, несмотря на высокий потенциал воздействия на аудиторию. С другой стороны, прежняя методика их подготовки устарела и требует модернизации.
Основными тенденциями, определявшими развитие многотиражной печати были:
- преимущественно пропагандистская природа газет, особенно на первом этапе развития,
- «всеохватность» промышленности многотиражной печатью в 1930-е годы,
- преобладание группы информационных жанров,
Автор работы считает, что у корпоративной прессы (если расширить понятие печать) при профессиональном подходе есть будущее. Многотиражка должна шагать в ногу со временем и меть свои сайт, группу или сообщество в социальных сетях для достижения главной цели – быть ближе и понятней читателю.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимов В. Журналисты // Павловский металлист, 1970, № 100.
2. Ивакин С.А. Павловский автобусный завод. – Рига: Авотс, 1982.
3. Измайлов А.Ф. Газета трудового коллектива. – Л. – Лениздат, 1989.
4. Ильин В. Младшему брату газеты 35 лет // Вперед (г.Павлово), 1992, № 9-10.
5. Ларионова А.А. Из истории павловской печати // Павловский металлист, 1970, № 112.
6. Ларионова А.А. Начало рабкоровского движения // Павловский металлист, 1971, № 72.
7. Лукашевич М. Они создавали историю // Ленинец (г.Ворсма), 2000, № 7.
8. Спиридонов Г.В. На крыльях профессионализма. – Н.Новгород, 2000.
9. Чернобровкин В. Этапы большого пути // Вперед (г.Павлово), 1992, № 9-10.
Сказка "Узнай-зеркала"
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Развешиваем детские рисунки дома
Весенняя гроза
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?