Учебный исследовательский проект по химии учащихся 9-а класса по анализу литературных произведений мировой художественной культуры с целью изучения следующих проблем: «Можно ли через художественные произведения изучать естественные науки, в частности химию? Как поэты, писатели, художники, музыканты используют язык науки химии? Есть ли в произведениях научные ошибки? Доказать связь науки и искусства экспериментально». С данным проектом учащиеся стали победителями школной учебно-практической конференции "Естествознание в мировой художественной культуре".
Вложение | Размер |
---|---|
9-a.pptx | 2.23 МБ |
Слайд 1
Авторы работы: классный коллектив 9 –а класса Руководитель: Корягина С.В., учитель химии Химия в произведениях художественной литературы 2014 годСлайд 2
Цели и задачи проекта: 1. Раскрыть химические явления и химические ошибки в литературных произведениях. 2. Проанализировать язык художественных произведений. 3. Доказать, что описание химических явлений в произведениях художественной литературы позволяет автору более полно и ярко изобразить героев, события, явления.
Слайд 3
«Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждения культурными богатствами, возвышение самого себя». 28.09.1918г. – 02.09.1970г., выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский
Слайд 4
ХИМИЯ ГЕОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРА БИОЛОГИЯ МАТЕМАТИКА ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКА
Слайд 5
Трясся Крым двадцать восьмого года, И восстало море на дыбы. Испуская к ужасу народа, Огненные серные столбы. Всё прошло. Опять гуляет пена, Но с тех пор всё выше и плотней Сумрачная серная геенна Подступила к днищам кораблей… Юрий Поликарпович Кузнецов, русский поэт XX-XXI вв. ( 11 февраля 1941г.- 17 ноября 2003г.) ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2Н 2 S + O 2 → 2Н 2 O + 2S 2Н 2 S + 3O 2 → 2Н 2 O + 2SО 2
Слайд 6
Ахматова Анна Андреевна 23 июня 1889-5 марта 1966 … На рукомойнике моём Позеленела медь. Но так играет луч на нём, Что весело глядеть… ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2Cu + O 2 = 2CuO 2CO + CO 2 + H 2 O = (CuOH) 2 CO 3
Слайд 7
Степан Петрович Щипачёв 26.12.1898г. – 07.01.1899г. Ты знаешь, газ мельчайший, водород, В соединенья с кислородом - это Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2 Н 2 + О 2 -> 2 Н 2 О
Слайд 8
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями». Луи Анри Буссенар , французский писатель, автор приключенческой литературы 4 октября 1847 — 11 сентября 1910 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: CaCO 3 -> CaO + CO 2 CO 2 + H 2 O -> H 2 CO 3 CaO + H 2 O -> Ca(OH) 2
Слайд 9
А. Конан Дойль 22 .05.1559г. -07.07.1930г. « Возьмем немножко свежей крови, — сказал он и, уколов длинной иголкой свой палец, вытянул пипеткой капельку крови. Теперь я растворю эту каплю в литре воды. Соотношение количества крови к воде не больше чем один к миллиону. И все-таки, ручаюсь вам, что мы получим характерную реакцию. Он бросил в стеклянную банку несколько белых кристалликов и накапал туда какой-то бесцветной жидкости. Содержимое банки мгновенно окрасилось в мутно-багровый цвет, а на дне появился коричневый осадок».
Слайд 10
Жюль Габриэ́ль Верн, французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики 08.02.1828 г. – 24.03.1905 г. «…Какое топливо заменит уголь? -Вода, - ответил инженер. -Вода? – переспросил Пенкроф . - Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….». ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА: 2 Н 2 0 - > 2H 2 + O 2
Слайд 11
Илья́ Льво́вич Сельви́нский русский советский поэт 1899г.—1968г. …Видишь – мрамор: Это просто кальций… Ошибка поэта: мрамор не кальций, а его соль – карбонат кальция CaCO3
Слайд 12
Вывод: Раскрыли часть химических ошибок в литературных произведениях. Провели анализ языка некоторых художественных произведений. Доказали, что описание химических явлений в произведениях художественной литературы позволяет автору более полно и ярко изобразить героев, события, явления . Мир художественной литературы открывает широкие возможности познания природы во всем ее многообразии и приобщает их к общекультурным ценностям . Литература помогает реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью. Союз науки и искусства слова поражает нас своей изобретательностью и неожиданностью. Монументальность химии, ее сложность, логика, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной лирической поэзией и фантастической прозой!
Слайд 13
Писал науку он в стихах, Закон природы на устах, И красотой наполнил мир, И тайны звёзд летят в эфир.
Слайд 14
Список литературы : 1. Ахматова А. А. Лирика Всемирная библиотека поэзии. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000 – 544 с. 2. Верн Ж. Таинственный остров: Роман./ [Пер. с фр. М. Салье ; Худож . Ю. К. Зайцев]. – Мн.: Юнацтва , 1984. – 543 с., ил. 3. Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе. Пер. с англ. Вступ. Ст. К. И. Чуковского ; Ил. Л. М. Непомнящего. – М.: Правда, 1983. – 608 с., ил. 4.http :// www.google.ru 5.http ://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=и.%20сельвинский%20%20%20%20видишь%20мрамор&source=web&cd=3&sqi=2&ved=0CF0QFjAC&url=http%3A%2F%2Fmo 6.http :// festival.1september.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нарисуем попугая цветными карандашами
Для чего нужна астрономия?
Браво, Феликс!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Три загадки Солнца