Автор: учащиеся 4 б класса МБОУ СОШ №2 с.Ермолаево
Рысаева Эльмира Фаизовна, Феоктистова Юлия Сергеевна
Руководитель: Король Юлия Николаевна
Тема проекта: «Создание радуги в домашних условиях».
Цель исследования: определить, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, и можно ли получить радугу в домашних условиях.
Задачи исследования:
Выдвинутые гипотезы:
Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.
Опыт «Создание радуги в домашних условиях»
Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт. Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.
Ход опыта: Наполнили лоток водой, поставили зеркало с наклоном, направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом. В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.
В результате проделанной работы мы убедились, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Мы познакомились со способами получения радуги в «домашних условиях»
Вложение | Размер |
---|---|
npk_kak_sozdat_radugu_v_domashnikh_usloviyakh.docx | 27.78 КБ |
prezentatsiya_kak_sozdat_radugu_v_domashnikh_usloviyakh.ppt | 2.02 МБ |
Отдел образования Администрации муниципального района
Куюргазинский район Республики Башкортостан
Научно – исследовательская работа
Как создать радугу в домашних условиях
Выполнили ученицы 4б класса
МБОУ СОШ №2 с. Ермолаево
Куюргазинского района
Республики Башкортостан
Феоктистова Юлия
Рысаева Эльмира
Руководитель Король Ю.Н.
Ермолаево – 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
2.Отчего появляется радуга
3.Как появляется радуга
4. Когда появляется
5.Опыт «Создание радуги в домашних условиях»
Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой. Многие, наверное, замечали, что радуга, как правило, появляется после дождя. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. Этим летом мы с родителями гуляли по городу. Погода была солнечная, но вдруг неожиданно начался дождь: теплый, мелко моросящий. Он прекратился также быстро, как и начался, и буквально сразу же мы все увидели в небе радугу. Мне захотелось узнать – что же такое радуга и как она появляется.
Цель исследования: определить, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, и можно ли получить радугу в домашних условиях.
Объект исследования – природное явление радуга.
Предмет исследования – происхождение радуги.
Проблема исследования:
Задачи исследования:
Выдвинутые гипотезы:
Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.
Наверное, нет человека, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Всем нам с детства известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», существует также менее популярный вариант «Как однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь». По начальным буквам этих поговорок мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.
Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мы искали в дополнительной литературе. Вот, что мы узнали.
Солнечный свет или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов. Когда луч света движется, сквозь воздух с ним почти не чего не происходит, но если на его пути попадается прозрачное вещество, заметно отличающейся по плотности от воздуха, со светом начинают происходить интересные вещи. Попадая на границу такого вещества свет отклоняется, но самое главное, что каждая его составляющая, откланяется по- разному.
Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Повторить опыт Ньютона может каждый школьник. Повторили этот опыт и мы, но с искусственным источником света. Наблюдение разложения света в спектр при прохождении его сквозь призму мы наблюдали дома, используя призму и проектор.
Для этого мы “поймали” призмой белый луч и получили изображение радуги на стене. Свет, который казался белым, играл на стене всеми цветами радуги (эти разноцветные, яркие полоски и называют солнечным спектром). Так мы проникли в тайну луча, в которую 300 лет назад проник знаменитый английский учёный.
Мы рассматривали сквозь призму предметы белого цвета, они выглядели цветными, радужными. Радуга – самый знаменитый, всем известный спектр.
Значит, чтобы появилась радуга, солнечному лучу надо пролететь сквозь призму? Но ведь на небе нет никаких призм! Как же тогда появляется радуга?
2. Как появляется радуга?
Ничего странного здесь нет. Радуга – это просто, это солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто оказывается строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Все радуги — это солнечный свет, который проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
3. Когда появляется радуга?
Тогда возникает вопрос: почему мы не всегда во время дождя при солнце видим радугу?
Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть! Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.
4.А бывает ли радуга без дождя?
Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Воздух, хоть и кажется абсолютно прозрачным, на самом деле тоже разлагает свет на составляющие цвета. Заметно - это бывает на восходе или закате солнца. Проходя сквозь толщу атмосферы земли, лучи его немного откланяются, а как мы помним, красный цвет откланяется слабее остальных. Именно по этой причине, солнце, находясь вблизи горизонта, приобретает красный оттенок. Лучи другого цвета откланяются сильнее и да нас уже не доходят.
5. Опыт «Создание радуги в домашних условиях»
Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт.
Нам понадобился фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода.
Ход опыта:
В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги, мы смогли получить радугу в «домашних» условиях.
Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мы убедились, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Выяснили, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой. Но есть условия, при которых такое удивительное явление природы можно увидеть. Мы познакомилисьсо способами получения радуги в «домашних условиях».
В заключение хочу поблагодарить своего научного руководителя, Король Юлию Николаевну, за оказанную нам помощь в ходе работы.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
1.Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.
2.Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1974г.
3.Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 1988г.
4.Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 1988г.
5. « Я познаю мир». Детская энциклопедия. Физика О.Г. Хинн - М, ООО
6. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия. Издательство: Аст, 2007.
7. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР". АСТ – ЛТД» 1998
Невидимое письмо
Сказка об осеннем ветре
Любимое яичко
Рисуем "Ночь в лесу"
Каргопольская игрушка