работа "Зоино стояние"
Вложение | Размер |
---|---|
zoino_stoyanie_1.doc | 690.5 КБ |
Содержание
Введение 3-4
Глава 1. «Зоино стояние» 5-8
Глава 2. Реакция КПСС на «Зоино стояние» 8-10
Глава 3. Отношения общественности 11-12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Приложение 15
Введение
В 1956 году, когда у власти был Н. С. Хрущев, в нашем городе случилось событие, которое потрясло весь православный мир, - знаменитое «Зоино стояние». Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней.
Актуальность. Интерес данной работы, на наш взгляд, состоит в том, что ее можно рассмотреть с разных углов зрения. Несомненно, и священнослужители и члены коммунистической партии имели свой взгляд на это «чудо». Кроме того, в спор между ними были замешаны не только жители г. Куйбышева, но и все граждане государства, ведь, несомненно, это происшествие оказало значительное влияние на умы и веру обычного народа. Поэтому, вопрос о «Зоином стоянии» является интересной и актуальной темой для исследования.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы выяснить существовала ли «каменная Зоя» в действительности, или же она всего лишь герой городской легенды.
Для решения поставленной цели мы ставили перед собой следующие задачи:
Популярность истории о Зое выросла в 2009 году, когда эта история была экранизирована, режиссером Александром Прошкиным и воплощена в фильме «Чудо». Именно тогда об этой истории вспомнили и наши бабушки и прабабушки.
Однако необходимо отметить, что несмотря на известность этого эпизода в истории нашего города, источников, позволяющих детально, а самое главное достоверно изучить эту проблему почти нет.
Архивные материалы о "стоянии Зои", хранившиеся под грифом "секретно", утрачены в 1997 году во время разрушительного и жуткого пожара в здании самарского МВД, где хранились приказы об оцеплении. В настоящий момент в нашем распоряжении находятся туманные воспоминания и свидетельства, которые не поддаются проверке, потому что много прошло времени, которые в течение 50-ти лет обросли еще большими легендами; и второе - протоколы заседания обкома партии, являющиеся субъективным источником, где об этом чуде говорилось как о провокации церковников.
Глава 1. «Зоино стояние»
В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе, где она работала, Зоя познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» — «Не придет?! — вспыхнула Карнаухова. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!».
Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!». Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу.
С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой святителя - окаменевшая, холодная, как мрамор.
На место происшествия была вызвана бригада санитаров, которые разными способами пытались привести «больную» в чувство. Предварительно «окаменевшей девушке» был поставлен диагноз: столбняк. Однако все понимали, что при столбняке, возможно, сделать укол или хотя бы сдвинуть человека с места, в этом же случае подобное оказалось невозможным. Так, настоятель Софийской церкви в Самаре священник Виталий Калашников, рассказывал следующее: «…Тетка моей матери - Анна Павловна Калашникова - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи", и именно она пыталась сделать Зое укол, но игла гнулась и не входила в тело…». Сестра Анны, Нина Павловна Калашникова рассказывала, что « тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались...».
Попытки оторвать Зою от пола тоже не увенчались успехом - ноги девушки (даже через туфли) словно приросли к деревянным половицам. Говорили, что один наиболее смекалистый милиционер из тех, кто приехал на место странного происшествия «…так сильно раздуваемого попами…» предложил обрубить доски вокруг девушки и переложить её на кровать, но как только он ударил по половицам первый раз, из них брызнула кровь, забрызгав рубившего. Больше ни он, ни кто другой не пытались оторвать Зою от пола. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, девушка жила: сердце её билось.
После того как представители власти покинули домна улице Чкалова, в него повалил народ. Несколько дней подряд люди приезжали туда с разных концов нашей губернии или даже из соседних областей, чтобы поглядеть на великое чудо, которое постигло богохульницу.
О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Поскольку это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, а к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей, но милиция говорила, что никакого чуда нет, а история с каменной девушкой является «выдумкой попов». Однако дежурившие по ночам у дома милиционеры слышали, как она кричала «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!».
Несколько дней спустя в дом были приглашены священники, так как приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Однако даже после прочтения молитв не удалось взять икону из рук девушки. Лишь только на праздник Рождества Христова в дом пришел отец Серафим (Тяпочкин, тогда ещё отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял у Зои из рук икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день. Если не случится его, то не далек уже и конец света». Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга - духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича): «Когда произошло “Зоино стояние”, я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: “Я был там, молился, но икону у Зои не взял,— не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)”.
Перед праздником Светлой Пасхи в дом, где стояла девушка, пришел благообразный старец, которого к ней не пропустили не в первый раз, не на следующий день. Лишь на третий день охрана пропустила его. Спустя некоторое время они слышали, как он обратился к девушке: «Ну что, устала стоять?». Прошло какое - то время, а старец все не выходил. В комнату заглянули, там никого не было. Свидетели произошедшего были уверены, что это был сам Николай Чудотворец.
В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: "Молитесь!"
Жутко стало ночной страже, и они стали спрашивать ее: "Что ты так кричишь ужасно?" И последовал ответ: "Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!"
Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 6 мая по новому стилю. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь! Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир в грехах гибнет!»
С этого времени она вдруг ожила. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях. Её спрашивали:
-Кто тебя кормил?
А она отвечала:
-Голуби меня кормили, голуби.
О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.
Глава 2. Реакция КПСС на «Зоино стояние»
Через несколько дней в Куйбышеве была собрана XIII областная партийная конференция. Первый секретарь обкома КПСС товарищ Ефремов получил около 20 записок от делегатов с просьбой подтвердить или опровергнуть слухи о Зое каменной.
« Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».
Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13 -й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…».
На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 научно - атеистических лекций — это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах.
По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Вот что рассказывает Анна Ивановна Федотова: «В те дни возле дома Зои я была дважды,— рассказывает Анна Ивановна,— приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них — совсем молоденький — вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: “Скажите, правда, что Зоя стоит?” Он ответил: “Ты спрашиваешь, в точности как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама...” Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: “Видишь?! Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!».
Когда толпа паломников стала насчитывать ежедневно тысячу человек, уполномоченный по делам религии Алексеев, позвонил Епископу Самарскому Иерониму и настоятельно попросил объявить с церковного амвона верующим, что никакой окаменевшей девушки нет, чтобы верующие разошлись. Как рассказывает бывший секретарь епархиального управления Андрей Савин, Владыка Иероним ответил так: «Хорошо, я объявлю, только разрешите, я сам туда схожу, посмотрю». Через два дня позвонили - с тем, что не надо объявлять и не надо ходить.
Так как имя отца Серафима стало широко известно верующим, по нему и решили ударить. Посадить за веру означало сделать из него мученика. Требовалось иное решение. Чтобы изгладить память о чуде с Зоей, его обвинили в мужеложстве... Это была самая изощренная форма преследования. Человек не просто устранялся, само имя его и все, что стояло за ним, смешивалось с грязью. Прием этот был настолько мерзок, что КГБ применяло его лишь в исключительных случаях, когда ставки были слишком высоки.
Найти клеветников-свидетелей было несложно. Этот порок – гомосексуализм – был в СССР уголовно наказуем, поэтому люди, подверженные этому, были на крючке у спецслужб и являлись первыми кандидатами в стукачи.
Вскоре после стояния Зои над отцом Серафимом состоялся суд. Русская Церковь, Патриарх Алексий предельно четко выразили свое презрение к клевете на отца Серафима, поставив его, после отбытия срока заключения, на единственный тогда приход в Коми в г. Сыктывкар. Батюшку здесь не просто уважали, а любили, плакали и радовались вместе с ним перед алтарем. Он умел так молиться, что никто не оставался рядом с ним холоден или равнодушен. Господь отер доброе лицо батюшки от плевков богоборцев.
Глава 3. Отношения общественности
Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно, земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».
Валентина Николаевна М. (г. Белгород) вспоминает: «Я приехала к отцу Серафиму. Остановилась переночевать в доме Марии Романовны, где собралось много приезжих. Спать было тесно, в комнате душно. Два молодых человека поднялись и вышли во двор на свежий воздух, вслед за ними — и я. Разговорились. Оказалось, что они из Куйбышева и учатся в духовной семинарии. Я стала расспрашивать их о “Зоином стоянии”. Когда это произошло, они были ребятишками. Именно это чудо и привело их к вере в Бога. Теперь они приезжают к отцу Серафиму, став его духовными чадами. Они утверждали, что именно отец Серафим взял икону из рук Зои.
Из воспоминаний Александры Ивановны А.: «На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: “Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?” Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники — на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо “Зоиного стояния” и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.
Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.
Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Господи, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях — видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, — но основная фабула везде примерно одинакова. Далее — краткий пересказ.
Заключение
На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.
Таким образом, тема «Стояние Зои» оказалась очень противоречивой. Мы рассмотрели самую популярную точку зрения на события 1955-1956 годов, произошедшие в г. Куйбышев на ул. Чкалова. Главным источником в нашей работе стали воспоминания очевидцев, что, естественно, не позволяет достоверно рассмотреть события, так как более чем за полвека своего существования история обросла таким большим количеством легенд, что кажется просто невозможным отделить правду от выдумки.
Пока же под угрозой исчезновения находится главное свидетельство чуда стояния Зои – это дом на ул. Чкалова 84, где следы её пребывания хранит пол. Половицы вокруг девушки пытались вырубить топором, чтобы сдвинуть её с места. Администрация города выделила земельный участок строительной компании под застройку. Самарская епархия просит передать участок Церкви или вернуть в муниципальную собственность, чтобы в дальнейшем там можно было возвести часовню или устроить в доме музей.
Однако, на наш взгляд, главным в этой истории является духовный смысл, чудо с Зоей стало уроком многим. Ведь относиться к святыне нужно с благоговением. Это урок и безбожникам: ты можешь не верить, но святыню не тронь, иначе последует наказание!
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Самара. Дом, в котором жила Зоя
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Зоя прирастает к полу и каменеет
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Товарищи вызывают милицию и скорую, но врачи не могут помочь
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее
Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Отец Серафим
Дымковский петушок
Ручей и камень
Заяц, косач, медведь и весна
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
На горке