Русская изба - элемент русской народной культуры
Вложение | Размер |
---|---|
izba_1.doc | 223.5 КБ |
tezisy.doc | 46.5 КБ |
Содержание
Введение 3
Глава 1. Типы русской избы 4-8
1.2 Типы русской избы по количеству внутренних стен
1.3 Типы русской избы по виду отопления
Глава 2. Внешняя характеристика русской избы 8-11
Заключение 12-13
Список использованной литературы 14
Приложение 15-16
Введение
Актуальность. Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России. Это легко изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Интересно то, что и сегодня, многие люди, обладающие возможностями построить каменные двух и трех этажные особняки, предпочитают строить деревянные. На наш взгляд, причиной этому является не столько преимущества дерева перед другими строительными материалами, сколько красота и загадочность русской избы. Поэтому, мы считаем изучение данной темы интересной и актуальной.
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». "Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, неотапливаемого сруба. Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до XVII-XVIII веков оно было и городским. В 1681 году было приказано строить в Москве, а именно в Кремле, Китай-городе и Белом городе только из камня и для этого выдавали хозяевам на постройку кирпич по цене полтора рубля за тысячу с рассрочкой на десять лет. Тот, кто был слишком беден для этого и не мог позволить себе каменный дом, должен был построить хотя бы каменный забор.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы выяснить, почему русская изба является символом русской культуры.
Для решения поставленной цели, мы ставили перед собой следующие задачи:
Глава 1. Русская изба
Глядя на деревянные дома, мы редко задумываемся о том, насколько сложна архитектура одного из самых распространенных жилищ нашей страны. Поэтому на наш взгляд, необходимо остановиться на типах русской избы.
По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы - клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью.
Изба - клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 - 9 м. Она могла иметь подклет (нижний, нежилой этаж каменного или деревянного жилого дома в народной архитектуре), сени и быть двухэтажной [см. Приложение № 1].
Дом двухсрубный - деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.
Изба в два жилья - крестьянское жилище из двух срубов: в одном с печью жили зимой, в другом - летом.
Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы - "переднюю" и "заднюю", соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома.
Изба двойная или двойня - избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще "дом о два коня" ("дом под два коня"), иногда такие дома называли еще "дом с оврагом". В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором.
Изба тройная или тройнясостоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также "дома о три коня" (встречаются и дома "о пять коней"). На главный фасад выходят торцы построек.
Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями.
В ансамбле тройных домов обычно все три объема дома были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть - двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и при одинаковом уклоне с остальными - выше.
Такую высокую и тяжелую крышу было трудно строить и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат - живописная композиция - группа построек "под четыре коня". Из-под скатов крыш на большую длину, доходящую до двух метров, вперед дома выступают огромные желоба-водотечники на курицах. Силуэт дома получается необычайно выразительным.
1.2 Типы изб по количеству стен
По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.
Простейшее четырехстенное жилище - временная постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни [см. Приложение № 2].
Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен, предохраняя от атмосферных осадков.
Стремление сохранить тепло, особенно в северных районах, выразилось в устройстве в жилище холодных прирубов-сеней (прируб - клеть, пристроенная к основному объему здания).
Изба - пятистенка или пятистенок - жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большей - изба или горница, в меньшей - сени или жилая комната (если есть прирубленные сени). [См. Приложение № 3]
Иногда здесь устраивалась кухня с печью, обогревающей оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части.
Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб.
Изба крестовая, крестовик или крестовый дом (в некоторых местах ее называли также шестистенком) - деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя (в плане) четыре самостоятельных помещения.[см. Приложение № 4] На фасаде дома виден переруб - внутренняя поперечная бревенчатая стена, пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском концов. План дома часто имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах, иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа.
Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей.
Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений.
Дома стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень.
Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не прерываются только в трех-четырех нижних венцах. Правая и левая избы обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого дома с несколькими капитальными стенами.
1.3 Типы изб по способу отопления
По способу отопления избы делили на "черные" и "белые".
Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных крестьян, были "черными" избами. Изба черная (курная, рудная - от "рудный": замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся "по-черному", т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле, дымволок, дымник. Дымница или дымарь - это отверстие или деревянная труба, часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над отверстием в потолке избы. Дымволок: 1. отверстие в верхней части стен курной избы, через которое выходит печной дым; 2. дощатая дымовая труба; 3.(боров) лежачий дымовой канал на чердаке. Дымник: 1. деревянная дымовая труба над кровлей; 2.отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене курной избы; 3 декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.
Изба белая или белокурная изба, топящаяся "по-белому", т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы.
Таким образом, несмотря на то, что с первого взгляда русские избы похожи друг на друга, между ними много тонких деталей, различающих их.
Глава 2.
Дома были четырехугольные. Деревянные дома делались обычно из сосновых или дубовых брусьев или бревен, уложенных горизонтально и образующих сруб (от русского глагола "рубить", т.к. сруб строили из рубленных топором круглых бревен или четырехугольных брусьев - пилой в то время не пользовались, она появилась лишь в XVIII веке). Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. Брусья клали один на другой и скрепляли в углах различными видами врубок, когда зубец одного бруса или бревна входил в выемку в другом. В брусьях и бревнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее укладывалось на нижнее. Толстые брусья прочно держались на месте, а для теплоты их обивали еще мхом. Мох клали и по окнам и дверям. Это называлось строить избу во мху, а если продавалась изба, не обитая мхом, ее называли срубом.
Конструктивная основа избы - венец, т.е. горизонтальный ряд бревен или брусьев деревянного сруба.[см. Приложение № 5] От количества венцов зависела высота сруба. Верхний венец в срубе избы назывался черепным венцом, а нижний, составленный из наиболее толстых и крепких бревен, - окладным венцом. Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — "ряж", который складывали из мощных валунов, потому что так и теплее, и гниет меньше.
Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
Такая конструкция использовалась русскими плотниками, т.к. основным строительным материалом были сосновые бревна, не всегда высушенные, и многовековая практика показала, что при таком материале лучше укладывать бревна горизонтально - одно на другое.
Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался "клетью". "Клеть клетью, поветь поветью", — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на"подклете" — нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз — "повал". Это интересное слово, происходящее от глагола "повалиться", часто использовалось на Руси. Так, например, "повалушей" называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.
Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Необходимо остановиться на крыше. Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая (из тонких досок хвойных пород), гонтовая (польское gont - дранка; небольшие дощечки длиной 50 - 60 см; тонкий край входит в паз толстой кромки соседней дощечки) или из дранки (дрань - очень длинные колотые сосновые дощечки, по крыше располагались горизонтальными рядами с напуском). В XVI и XVII веках кровлю часто покрывали сверху березовой корой от сырости; это придавало ей пестроту. Иногда на кровлю клали землю и дерн для предохранения от пожара.
Обычно крыши имели два ската на длинных сторонах и щипцы (верхняя часть стены в форме угла, ограниченная скатами крыши, не отделенная, в отличие от фронтона, от низа особым горизонтальным карнизом) на коротких. Иногда разные помещения дома имели отдельные крыши. В богатых домах крыши могли быть более сложной формы - бочечной или епанечной (от "епанча" - плащ - крутая четырехскатная кровля с горизонтальным ребром наверху).
Основа кровли - слеги. Слега - продольное бревно, несущее часть крыши. Эти горизонтальные бревна врубаются через бревно по скату щипца (очелья) с остатком, образующим свес кровли. Они обеспечивают связь самцов (бревен щипца) и обрешетины. Верхняя слега называлась коньковой, т.к. находилась под коньком крыши, или князевой, нижняя - повальной слегой. Торцы самцов обрубались заподлицо с наружной поверхностью слег.
Крыши украшались резными деревянными деталями. По краям ската прибивались резные доски над очельем (фронтон деревянного дома), называвшиеся причелинами [см. Приложение № 6], с конька на стыке двух причелин свешивалась короткая вертикальная резная доска - полотенце (кисть или ветреница). Причелина заканчивалась резной кистью.
Часто в русских избах крыши были безгвоздевые или самцовые.
Разновидностью самцовой крыши была крыша "на потоках и курицах". В таких крышах в слеги врубались курицы, т.е. срубленные с одним из корневищ тонкие ели. Комлевая часть ствола (их корни) загибаются в виде крюка перпендикулярно стволу так называемой кокоры. Крюки поддерживают потоки (водоспуски, застрехи, сливы иливодотечники), т.е. выдолбленные в виде желоба бревна, укладываемые на кокоры куриц. Тесины кровли одним концом входят в паз водотечника, другим прижимаются верхним бревном - охлупнем. Охлупень, шолом - бревно с треугольным желобом, укладывающееся по коньку (назывался также конь, князь, князек) тесовой кровли и прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин. Охлупенем покрывали гребень кровли для большей прочности. Конец охлупня часто имел резное украшение в виде коня, птицы и т.п.
На севере крестьяне говорили: "Конь на крыше - в избе тише", считая эти изображения "оберегами", добрыми силами, охранявшими от всякого несчастья. Иногда конек был одновременно и князевой слегой (слега на верхнем углу кровли, в крыше на потоках под охлупнем, который крепится к ней стамиками), неся двойную конструктивную функцию. Тогда концы охлупня лежат прямо на верхних бревнах - самцах очелья, упрощая конструкцию крыши. Охлупень удерживается на месте собственной тяжестью или с помощью стамиков (в разных районах стамики называются по-разному - столбики, солдатики, шарики, птички, бабайки, сороки) деревянных стержней, соединяющих охлупень и князевую слегу(коньковый брус) и проходящих сквозь них через отверстия прямоугольной формы. Верхний конец стамика декоративно обрабатывается сочетаниями конуса, цилиндра, шара. Издали они были похожи на сидящих на крыше птиц, отсюда их названия "сороки" и "птички".
Тесины укладываются внахлест двумя рядами, верхний называетсякрасным тесом, а нижний подтеском. Между рядами теса была прокладка бересты (два теса со скалой). Под курицами находятся подкурятники - верхние венцы сруба продольной стены.
Доски на фасаде имели разные названия. Кисть - выступающий нижний конец причелины, украшенный резьбой. Сопля - вертикальная доска на фасаде избы, закрывающая стык причелин. Огнива - короткая вертикальная доска с прихотливым силуэтом, свисающая от конька самцовой кровли на главном фасаде крестьянского дома и соединяющая гнеты, могла быть украшена резьбой.
Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
На наш взгляд прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Дом с подклетом (Архангельская область)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Односрубная четырехстенная изба
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Изба - пятистенка
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Изба – шестистенка (крестовая)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Конструктивная основа избы - венец
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Причелины
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Здравствуйте, уважаемые участники конференции, жюри, гости. Тема моей работы «русская изба как элемент русской народной культуры».
Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90 % населения России. Это легко изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Интересно то, что и сегодня, многие люди, обладающие возможностями построить каменные двух и трех этажные особняки, предпочитают строить деревянные. На наш взгляд, причиной этому является не столько преимущества дерева перед другими строительными материалами, сколько красота и загадочность русской избы. Поэтому, мы считаем изучение данной темы интересной и актуальной.
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». "Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, неотапливаемого сруба. Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до XVII-XVIII веков оно было и городским. В 1681 году было приказано строить в Москве, а именно в Кремле, Китай-городе и Белом городе только из камня и для этого выдавали хозяевам на постройку кирпич по цене полтора рубля за тысячу с рассрочкой на десять лет. Тот, кто был слишком беден для этого и не мог позволить себе каменный дом, должен был построить хотя бы каменный забор.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы выяснить, почему русская изба является символом русской культуры.
Для решения поставленной цели, мы ставили перед собой следующие задачи:
Глядя на деревянные дома, мы редко задумываемся о том, насколько сложна архитектура одного из самых распространенных жилищ нашей страны. Поэтому в своей работе в первой главе мы останавливаемся на типах русской избы, на наш взгляд, необходимо остановиться на типах русской избы.
Слайд 3: Мы выделили 3 категории изб, различающихся между собой по следующим критериям:
Особое внимание в нашей работе уделено конструкции избы и ее декору.
Слайд 4: Дома могли иметь несколько этажей, мне кажется во многом это было связано с хозяйственными функциями, так как на первом этаже жила скот, кроме того это способствовало большему сохранению тепла.
Слайд 5: Дома были четырехугольные. Деревянные дома делались обычно из сосновых или дубовых брусьев или бревен, уложенных горизонтально и образующих сруб (от русского глагола "рубить", т.к. сруб строили из рубленных топором круглых бревен или четырехугольных брусьев - пилой в то время не пользовались, она появилась лишь в XVIII веке). Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. Отсюда такое преимущество как возможность разбирать их.
Конструктивная основа избы - венец, т.е. горизонтальный ряд бревен или брусьев деревянного сруба. Верхний венец в срубе избы назывался черепным венцом, а нижний, составленный из наиболее толстых и крепких бревен, - окладным венцом. Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — "ряж", который складывали из мощных валунов, потому что так и теплее, и гниет меньше.
Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался "клетью". "Клеть клетью, поветь поветью", — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью.
Слайд 6: Необходимо остановиться на кровле домов. Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая. В богатых домах крыши могли быть более сложной формы - бочечной или епанечной (от "епанча" - плащ - крутая четырехскатная кровля с горизонтальным ребром наверху). Основа кровли - слеги. Слега - продольное бревно, несущее часть крыши. Эти горизонтальные бревна врубаются через бревно по скату щипца (очелья) с остатком, образующим свес кровли. Они обеспечивают связь самцов (бревен щипца) и обрешетины. Верхняя слега называлась коньковой, т.к. находилась под коньком крыши, или князевой, нижняя - повальной слегой. Торцы самцов обрубались заподлицо с наружной поверхностью слег.
Крыши украшались резными деревянными деталями. По краям ската прибивались резные доски над очельем (фронтон деревянного дома), называвшиеся причелинами, с конька на стыке двух причелин свешивалась короткая вертикальная резная доска - полотенце (кисть или ветреница). Причелина заканчивалась резной кистью.
Часто в русских избах крыши были безгвоздевые или самцовые.
Разновидностью самцовой крыши была крыша "на потоках и курицах". В таких крышах в слеги врубались курицы, т.е. срубленные с одним из корневищ тонкие ели. Комлевая часть ствола (их корни) загибаются в виде крюка перпендикулярно стволу так называемой кокоры. Крюки поддерживают потоки (водоспуски, застрехи, сливы или водотечники), т.е. выдолбленные в виде желоба бревна, укладываемые на кокоры куриц. Тесины кровли одним концом входят в паз водотечника, другим прижимаются верхним бревном - охлупнем. Охлупень, шолом - бревно с треугольным желобом, укладывающееся по коньку (назывался также конь, князь, князек) тесовой кровли и прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин. Охлупенем покрывали гребень кровли для большей прочности. Конец охлупня часто имел резное украшение в виде коня, птицы и т.п.
На севере крестьяне говорили: "Конь на крыше - в избе тише", считая эти изображения "оберегами", добрыми силами, охранявшими от всякого несчастья. Иногда конек был одновременно и князевой слегой (слега на верхнем углу кровли, в крыше на потоках под охлупнем, который крепится к ней стамиками), неся двойную конструктивную функцию. Охлупень удерживается на месте собственной тяжестью или с помощью стамиков (в разных районах стамики называются по-разному - столбики, солдатики, шарики, птички, бабайки, сороки) деревянных стержней, соединяющих охлупень и князевую слегу(коньковый брус) и проходящих сквозь них через отверстия прямоугольной формы. Верхний конец стамика декоративно обрабатывается сочетаниями конуса, цилиндра, шара. Издали они были похожи на сидящих на крыше птиц, отсюда их названия "сороки" и "птички".
Доски на фасаде имели разные названия. Кисть - выступающий нижний конец причелины, украшенный резьбой. Сопля - вертикальная доска на фасаде избы, закрывающая стык причелин. Огнива - короткая вертикальная доска с прихотливым силуэтом, свисающая от конька самцовой кровли на главном фасаде крестьянского дома и соединяющая гнеты, могла быть украшена резьбой.
Таким образом, дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
На наш взгляд прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков.
Спасибо за внимание!!!
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Одна беседа. Лев Кассиль
Хрюк на ёлке
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Разноцветное дерево