Первые шаги в науку 2010
Вложение | Размер |
---|---|
osveshchenie.doc | 298 КБ |
tezisy_anya.docx | 22.56 КБ |
prezentatsiya.ppt | 695.5 КБ |
Содержание
Введение 3
Глава 1. История развития искусственных источников света 4-7
1.2 Газовые фонари
1.3 Появление электрических источников света
Глава 2. О чем рассказала лампа 8-14
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Приложение 17-28
Введение
Не секрет, что жизнь сегодня во многом зависит от электричества в наших домах. Именно оно помогает нам в организации нашего досуга за счет просмотра телевизора, игр в компьютер, чтения книг. От наших родителей мы часто слышим «Не читай, не пиши без света!». Безусловно, возникает вопрос, а что же будет, если свет вдруг отключат? А как же люди справлялись раньше, когда еще не было лампочек, фонариков, может быть свечи, которые мы сегодня используем, если вдруг света не будет, являются очень важным изобретением человека, не получившими заслуженной хвалы.
В нашей работе особое внимание уделяется развитию освещения, от лучин до появления газового освещения.
Все эти вопросы делают данную работу актуальной и интересной.
Таким образом, цель нашей работы изучить историю освещения в домах от первобытного времени до настоящих дней.
Для решения поставленной цели мы ставили перед собой следующие задачи:
Глава 1. История развития искусственных источников света
1.1 Древнее время - свечи, лучины и лампады
Самым первым из используемых людьми в своей деятельности источником света был огонь (пламя) костра. С течением времени, и ростом опыта сжигания различных горючих материалов люди обнаружили, что большее количество света может быть получено при сжигании каких - либо смолистых пород дерева, природных смол и масел и воска. С точки зрения химических свойств подобные материалы содержат больший процент углерода по массе и при сгорании сажистые частицы углерода сильно раскаляются в пламени и излучают свет. В дальнейшем при развитии технологий обработки металлов, развития способов быстрого зажигания с помощью огнива позволили создать и в значительной степени усовершенствовать первые независимые источники света, которые можно было устанавливать в любом пространственном положении, переносить, и перезаряжать горючим. Прогресс в переработке нефти, восков, жиров и масел и некоторых природных смол позволил выделять необходимые топливные фракции: очищенный воск, парафин, стеарин, пальмитин, керосин и т.п. Такими источниками стали, прежде всего, свечи, факелы, масляные, а позже нефтяные лампы и фонари.
1.2 Газовые фонари
Дальнейший прогресс и развитие знаний в области химии, физики и материаловедения, позволили людям использовать также и различные горючие газы отдающие при сгорании большее количество света. Газовое освещение было достаточно широко развито в Англии и ряде европейских стран. Особым удобством газового освещения было то что появилась возможность для освещения больших площадей в городах, зданий и др, за счет того что газы очень удобно и быстро можно было доставить из центрального хранилища (баллонов) с помощью прорезиненных рукавов (шлангов), либо стальных или медных трубопроводов, а также легко отсекать поток газа от горелки простым поворотом запорного крана. Важнейшим газом для организации городского газового освещения стал так называемый «Светильный газ», производимый с помощью пиролиза жира морских животных (китов, дельфинов, тюленей и др.), а несколько позже производимый в больших количествах из каменного угля при коксовании последнего на газосветильных заводах. Одним из важнейших компонентов светильного газа, который давал наибольшее количество света был бензол, открытый в светильном газе М. Фарадеем. Другим газом который нашел значительное применение в газосветильной промышленности был ацетилен, но ввиду его значительной склонности к возгоранию при относительно низких температурах, и большим концентрационным пределам воспламенения, он не нашел широкого применения в уличном освещении, и применялся в шахтерских и велосипедных «карбидных» фонарях. Другой причиной затруднившей применение ацетилена в области газового освещения была его исключительная дороговизна в сравнении с светильным газом. Параллельно с развитием применения самых разнообразных топлив в химических источниках света, совершенствовалась их конструкция и наиболее выгодный способ сжигания (регулирование притока воздуха), а также совершенствовалась конструкция и материалы для усиления отдачи света и питания (фитили, газокалильные колпачки и др.). На смену недолговечным фитилям из растительных материалов (пенька) стали применять пропитку растительных фитилей борной кислотой (свечное производство), и волокна асбеста, а с открытием минерала монацита обнаружили его замечательное свойство при накаливании очень ярко светиться и способствовать полноте сгорания светильного газа. В целях повышения безопасности использования, рабочее пламя стали ограждать металлическими сетками и стеклянными колпаками различной формы.
1.3 Появление электрических источников света
Дальнейший прогресс в области изобретения и конструирования источников света в значительной степени был связан с открытием электричества и изобретением источников тока. На этом этапе научно-технического прогресса стало совершенно очевидно, что необходимо для увеличения яркости источников света увеличить температуру области излучающей свет. Если в случае применения реакций горения разнообразных топлив на воздухе температура продуктов сгорания достигает 1500-2300°С, то при использовании электричества температура может быть еще значительно увеличена. При нагревании электрическим током различных токопроводящих материалов с высокой температурой плавления - они излучают видимый свет и могут служить в качестве источников света той или иной интенсивности. Такими материалами были предложены: графит (угольная нить), платина, вольфрам, молибден, рений и их сплавы. Для увеличения долговечности первых электрических источников света, их рабочие тела (спирали и нити) стали размещать в специальных стеклянных баллонах (лампах) в вакууме или заполненными инертными либо неактивными газами (водород, азот, аргон и др). При выборе рабочего материала конструкторы ламп руководствовались максимальной рабочей температурой нагреваемой спирали, и основное предпочтение было отдано углероду (Лампа Лодыгина, 1873 год) и в дальнейшем вольфраму. Вольфрам и его сплавы с рением, и по настоящее время являются наиболее широко применяемыми материалами для изготовления электрических ламп накаливания, так как в наилучших условиях они способны быть нагреты до температур в 2800-3200°С. Параллельно с работой над лампами накаливания, в эпоху открытия и использования электричества также были начаты и значительно развиты работы по электродуговым источником света (свеча Яблочкова) и по источникам света на основе тлеющего разряда. Электродуговые источники света позволили реализовать возможность получения колоссальных по мощности потоков света (сотни тысяч и миллионы канделл), а источники света на основе тлеющего разряда необычайно высокую экономичность. В настоящее время наиболее совершенные источники света на основе электрической дуги - криптоновые, ксеноновые и ртутные лампы, а на основе тлеющего разряда в инертных газах (гелий, неон, аргон, криптон и ксенон) с парами ртути и другие. Наиболее мощными и яркими источниками света в настоящее время являются лазеры. Очень мощными источниками света также являются разнообразные пиротехнические осветительные составы применяемые для фотосъемки, освещения больших площадей в военном деле (фото-авиабомбы ФАБ, осветительные ракеты и осветительные бомбы).
Глава 2. О чем рассказала лампа
Сложно обстояло дело с освещением. В крестьянских избах исстари для этого служила лучина – длинная щепа, укрепленная в светце – примитивной подставке с железными рожками кверху. [ см. Приложение № 1,2]. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. За горящей лучиной приходилось непрерывно следить, заменять сгоревшую новой, для чего нужен был их запас.
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены другими более современными средствами освещения типа керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Причиной тому являлась чрезмерная отдалённость некоторых малых деревенек, куда не представлялось возможным тянуть электрические сети. А большим плюсом лучин была их простота и «бесплатность.
Несмотря на то, что лучины канули в прошлое, память о них до сих пор живет в русском народе. Например, есть выражение «Жив курилка», как считают авторы Словаря русской фразеологии, этот оборот является осколком древней игровой формулы — была в старину такая народная игра с зажжённой лучиной. Её передавали из рук в руки до тех пор, пока она не погаснет. Игра сопровождалась песней:
Жив, жив курилка!
Жив, жив, да не умер.
А у нашего курилки
Ножки долгеньки,
Душа коротенька.
Курилкой в этой песне называли горящую лучину. Образовано это название от древнерусского глагола курити (разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня — со смертью, с исчезновением. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки. [4; 150-153]. В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:
Извела меня кручина,
Подколодная змея!..
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
На юге и западе России распространен был каганец – черепок или блюдце, наполненные салом или жиром, с фитилем, то же, что плошка, жирник, ночник.
О каганце в «Сорочинской ярмарке» Гоголь говорит, что это обыкновенная малороссийская светильня, состоящая из разбитого черепка, налитого бараньим жиром.
В домах побогаче светили свечами – восковыми (из пчелиного воска) и сальными. Восковые свечи горели ярче и стоили дороже, их можно было видеть чаще всего в домах аристократов, например у князя Василия и старика Болконского в «Войне и мире». В повести «Два гусара» Л. Толстой пишет «о ярком и мягком освещении восковых свеч». В основном же восковые свечи использовались в церковном обиходе, где сальные были запрещены.
Три свечи на стол никогда не ставили из суеверия – к покойнику.[1; 15]
Сальные свечи немилосердно коптили; нагар, то есть обгоревший кончик фитиля, снимали особыми щипцами и клали в лоточек. «Снять со свечи» означало удалить нагар. Гасили свечи гасильником – колпачком на ручке, накрывающим фитиль. Фитиль иногда называли светильней.
Пальмовыми именовались свечи, изготовленные из пальмового масла. Затем появились свечи более совершенные, горящие ровно и почти без копоти, сделанные из различных природных или химических составов – спермацетовые, парафиновые и дошедшие до наших дней стеариновые. Калетовская свеча, упоминаемая в рассказе Л. Толстого «Два гусара», – стеариновая свеча высшего качества, по имени свечного фабриканта Калета.
Кроме функции освещения помещения свечи использовались также для измерения времени, заменяя солнечные и песочные часы. Например, цилиндрическая свеча горит равномерно, что позволяет отмерять время с помощью часовых засечек на свече. Также с XVIII века известно усовершенствование свечных часов (т. н. огненные часы): к свече с обеих сторон приделывали грузики, а саму свечу ставили над каким-либо металлическим предметом. Когда свеча догорала до места крепления грузов, те падали и издавали громкий звук, аналогичный бою часов. Такие свечи использовались шахтёрами вплоть до XX века. [1; 25]
Неотъемлемой частью свечей были подсвечники. Крупные, тяжелые подсвечники общим стволом и тремя ответвлениями – на три свечи, назывались шандалами.[см. Приложение № 3]. В комнате Лизы («Пиковая дама» Пушкина) «сальная свеча темно горела в медном шандале». Большой фигурный подсвечник для нескольких свеч назывался жирандоль.
В богатых домах пользовались французскими подсвечниками, которые назывались жирандоль, в нем рожки располагались по окружности вокруг центральной оси – стояна. [см. Приложение № 4]. В отличие от бра и канделябров такие жирандоли могут представлять сложные композиции с хрустальными подвесками, среди которых виднелись фарфоровые фигурки людей и животных. В России выделяют два основных типа жирандолей соответственно типологии конструкции люстр. Условно называемых «елизаветинскими» и «екатерининскими». [см. Приложение № 5, 6]. Во второй половине XVIII века жирандолью называли также канделябр. [2; 329]
Широкое применение для освещения нашли лампы. Лампой чаще всего называли одну или несколько свечей на общей подставке, стоячей или подвешенной, снабженной абажуром.
Лампа-бульотка появилась на рубеже XVIII–XIX веков. [см. Приложение № 7]. Ее название происходит от популярной карточной игры «бульот». Главное ее отличие от канделябра заключается в наличии непрозрачного металлического абажура, который свободно двигается по вертикальному стержню. Ниже на стержне закреплен подсвечник, в котором размещается от одной до четырех свечей. Лампу-бульотку ставили в центре карточного стола, ее абажур располагался на такой высоте, что тень от него падала на лица картежников, а их руки и карты были ярко освещены. Эти светильники стали свидетелями многих драм, разыгрывавшихся в русском обществе первой половины XIX века, воплощенных впоследствии в литературе, живописи и жанровых сценках на предметах декоративно-прикладного искусства. [2; 350] Вспомним название кружка, в котором состоял молодой Пушкин, – «Зеленая лампа».
Со временем роль лампы-бульотки изменилась, она превратилась в традиционный предмет на столе у русского чиновника. Дорогие лампы выполнялись из литой золоченой бронзы, а их абажуры расписывали орнаментальными композициями по красному или зеленому фону. Бюрократическая традиция оказалась устойчивой, ее наследие — лампа с зеленым абажуром на столах функционеров сталинского времени.
До конца XIX века в гостиных была популярна лампа – миракль - светильник с экраном для защиты глаз от яркого света. [см. Приложение № 8]. Во времена Екатерины II такую лампу называли «омракль», а с начала XIX века — «миракль» (в переводе с французского — «чудо»). Это название передает впечатление, которое производили на зрителей оживающие при колеблющемся пламени свечи картины на полупрозрачном экране миракля, украшенном акварельным рисунком, тонкой прорисовкой по фарфору или перламутровой пластиной. [6; 47]
До изобретения электрических светильников самыми совершенными были карсельские лампы, изобретенные в 1800 году швейцарским мастером Карселем.[см. Приложение № 9] Единственным серьезным их недостатком являлась высокая стоимость. Обычная карсельская лампа представляла собой фарфоровую вазу на массивной бронзовой подставке. В 1840–1870-х годах такие предметы выпускали на петербургских фабриках: фарфор и бронза были местного производства, а сложные часовые механизмы выписывали из Парижа и Женевы. Не закончилась их жизнь и после повсеместного распространения электричества. Уже в конце XIX века карсельские лампы начали переделывать в электрические. Во многих антикварных салонах можно увидеть электрические светильники с красивым расписным фарфоровым туловом, сверху и снизу обрамленным в золоченую бронзу, — несомненный знак того, что в свое время это были карсельские лампы.
В 1784 году швейцарец Арганд запатентовал конструкцию лампы, в которой масло стекало в горелку из расположенного выше резервуара, а француз Кенкет улучшил это устройство, водрузив на горелку стеклянный цилиндр с шаром.[см. Приложение № 10]. Сила света кенкетной лампы была равна свету от 9–12 свечей, такими светильниками стали пользоваться во всей Европе. В России кенкетные лампы появились в 1790-е годы и довольно быстро получили широкое распространение. Ими освещали помещения в императорских дворцах, домах столичной аристократии и мелкопоместного дворянства. Основной причиной быстрого исчезновения кенкетных ламп стало изобретение более совершенных осветительных приборов. У Дениса Давыдова в «Современной песне» есть строки:
«Вот гостиная в лучах;
Свечи да кенкеты ».
Лампа с особым механизмом для подъема масла называлась карсель. Слово это можно встретить у Лескова и Григоровича, причем у последнего о кенкетах говорится так: «в несколько сот рублей за штуку», – стало быть, вещь необычайно дорогая. [4; 73]
Масляные лампы сменились спиртовыми и керосиновыми.[см. Приложение № 11]. Первая керосиновая лампа была описана Ар-Рази в Багдаде IX века. Современная керосиновая лампа была изобретена аптекарями Игнатием Лукасевичем и Яном Зехом в 1853 году во Львове. Вскоре после изобретения, новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу.[3; 55] Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. Во второй половине XIX века керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. Они появились в России в 1861 году, а уж в 1862 году вытеснили все другие источники света. В своей конструкции керосиновые лампы близки предшествовавшим им масляным лампам. Различие состоит в том, что горелка в керосиновых лампах помещается выше резервуара, так как керосин, в отличие от масла, – горючее легкое и хорошо впитывается фитилем. Продолжительность и интенсивность работы керосиновых ламп зависела от качества керосина.
Для ламп новой конструкции мастерами очень удачно приспособлялись большие фарфоровые вазы.[см. Приложение № 12] Тулово вазы скрывало в себе металлический резервуар с горючим, из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал яркий резкий свет, неприятный для глаз. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло. Фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и частные фарфоровые фабрики. Почти исключительно на керосиновых лампах из стекла с 80-х гг. XIX века специализировался хрустальный завод А.В.Болотина. Много керосиновых осветительных приборов вырабатывал фарфоровый завод А. Попова. Среди керосиновых настольных ламп и подсвечников, выпускаемых этим заводом, были осветительные приборы с оригинальным композиционным решением и оригинальным декором, например, канделябр с жестяным абажуром с четырьмя бисквитными пластинками. При зажженных свечах тонкий фарфор просвечивал, и вырисовывались изображения двух ангелов с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» и сцены из романа французского писателя XVIII века Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния», популярного в России в XIX столетии.
К середине прошлого века сначала в Петербурге, потом в Москве появилось газовое освещение. В частных домах оно почти и не использовалось – газом освещались улицы, клубы, театры и другие крупные общественные здания. Газовый рожок горел у подъезда дома Карениных в «Анне Карениной», но не в самом доме. В том же романе газом освещается ресторан «Англия», в котором встречаются Левин и Стива Облонский. Газовые фонари исчезли с улиц Москвы только в 1932 году.
На смену газу пришло элетричество. Однако излучатель в лампочке накаливания вначале делался не из тугоплавкого металла, как сейчас, а из угля. Уголь довольно быстро сгорал и требовал замены, а при горении издавал неприятное шипение. В рассказе Куприна «В цирке» читаем: «Слышалось только однотонное, жалобное шипение углей в электрических фонарях… Угли в фонарях тянули все ту же жалобную однообразную ноту».
Электричество пришло в дома первоначально не в виде всеохватной электросети и в целях освещения, а в виде гальванических элементов – батарей с весьма ограниченной сферой применения. От батарей приводились в действие звонки входных дверей и звонки вызова прислуги – так называемые «сонетки». С той же целью – разумеется, в богатых домах – устраивались домашние телефоны, связывавшие хозяев с кухней, дворницкой, кучером и т.д. В пьесе Горького «Дачники» адвокат Басов говорит: «Глупая дача. Устроены электрические звонки, а везде щели… пол скрипит…»
Только к концу XIX века в крупных городах – сначала в общественных зданиях и на улицах, а затем и в частных квартирах – появилось электрическое освещение, постепенно вытеснившее керосиновое, свечное и газовое.
Заключение
Таким образом, история освещения охватывает длительный период. Рассматривая историю освещения, мы выделили три крупных этапа его развития. Особенность развития данного вопроса в том, что прогресс не стоит на месте и усовершенствование различных искусственных источников света продолжается. В работе мы остановились на исследовании освещения до появления газового освещения и электричества, так как это тот этап его развития, с которым в настоящее время соприкоснуться мы уже не можем. Если к началу работы над этим вопросом нас подтолкнула керосиновая лампа, стоявшая у моей бабушки и рассказы, то в конце уже я могла поведать своим родственникам удивительную историю, которую мне рассказала лампа.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Горящая лучина, вставленная в светец
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Лучина
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Шандал конца XVIII века
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Жирандоль (Франция XIX век)
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Люстра «елизаветинского» типа из убранства Зимнего Дворца
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
«Екатерининские» люстры
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Лампа-бульотка
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Лампа-миракль
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Карсельская лампа
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Кенкет
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
Керосиновые лампы
Лампа керосиновая настольная с абажуром
Тезисы
Здравствуйте, уважаемые участники конференции, жюри, гости.
Тема моего исследования история освещения.
Не секрет, что жизнь сегодня во многом зависит от электричества в наших домах. Именно оно помогает нам в организации нашего досуга за счет просмотра телевизора, игр в компьютер, чтения книг. От наших родителей мы часто слышим «Не читай, не пиши без света!». Безусловно, возникает вопрос, а что же будет, если свет вдруг отключат? А как же люди справлялись раньше, когда еще не было лампочек, фонариков, может быть свечи, которые мы сегодня используем, если вдруг света не будет, являются очень важным изобретением человека, не получившими заслуженной хвалы.
В нашей работе особое внимание уделяется развитию освещения, от лучин до появления газового освещения.
Все эти вопросы делают данную работу актуальной и интересной.
Таким образом, цель нашей работы изучить историю освещения в домах от первобытного времени до настоящих дней.
Для решения поставленной цели мы ставили перед собой следующие задачи:
Рассматривая историю освещения, мы выделили следующие этапы. К первому этапу мы отнесли время до появления газовых фонарей в середине XIX века (в 1863 году они были установлены в Москве), ко второму – период от газовых фонарей до появления электрических источников света в конце XIX века. Однако не секрет, что до начала XX века в домах использовались лучинки, свечи, лампады, керосиновые лампы. Именно на их изучении мы остановились в нашей работе.
В нашей работе рассматриваются более 10 источников искусственного света, среди них лучина, каганец, свечи (восковые и сальные), несколько видов ламп - лампа - бульотка, лампа – миракль, карсельские лампы, кенкетной лампы, карсель, керосиновая лампа. Также в работе уделено внимание предмету, который мы часто видим вместе со свечами – подсвечнику.
Слайд 2. В крестьянских избах исстари для освещения служила лучина – длинная щепа, укрепленная в светце – примитивной подставке с железными рожками кверху. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. За горящей лучиной приходилось непрерывно следить, заменять сгоревшую новой, для чего нужен был их запас.
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены другими более современными средствами освещения типа керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Причиной тому являлась чрезмерная отдалённость некоторых малых деревенек, куда не представлялось возможным тянуть электрические сети. А большим плюсом лучин была их простота и «бесплатность».
Слайд 3. В домах побогаче светили свечами – восковыми (из пчелиного воска) и сальными. Пальмовыми именовались свечи, изготовленные из пальмового масла. Затем появились свечи более совершенные, горящие ровно и почти без копоти, сделанные из различных природных или химических составов – спермацетовые, парафиновые и дошедшие до наших дней стеариновые. Кроме функции освещения помещения свечи использовались также для измерения времени, заменяя солнечные и песочные часы. Например, цилиндрическая свеча горит равномерно, что позволяет отмерять время с помощью часовых засечек на свече. Также с XVIII века известно усовершенствование свечных часов (т. н. огненные часы): к свече с обеих сторон приделывали грузики, а саму свечу ставили над каким-либо металлическим предметом. Когда свеча догорала до места крепления грузов, те падали и издавали громкий звук, аналогичный бою часов. Такие свечи использовались шахтёрами вплоть до XX века.
Неотъемлемой частью свечей были подсвечники.
Слайд 4. Крупные, тяжелые подсвечники общим стволом и тремя ответвлениями – на три свечи, назывались шандалами. В богатых домах пользовались французскими подсвечниками, которые назывались жирандоль, в нем рожки располагались по окружности вокруг центральной оси – стояна. В отличие от бра и канделябров такие жирандоли могут представлять сложные композиции с хрустальными подвесками, среди которых виднелись фарфоровые фигурки людей и животных. Во второй половине XVIII века жирандолью называли также канделябр.
Слайд 5. Широкое применение для освещения нашли лампы. Лампой чаще всего называли одну или несколько свечей на общей подставке, стоячей или подвешенной, снабженной абажуром. Лампа-бульотка появилась на рубеже XVIII–XIX веков. Ее название происходит от популярной карточной игры «бульот». Главное ее отличие от канделябра заключается в наличии непрозрачного металлического абажура, который свободно двигается по вертикальному стержню. Ниже на стержне закреплен подсвечник, в котором размещается от одной до четырех свечей.
До конца XIX века в гостиных была популярна лампа – миракль - светильник с экраном для защиты глаз от яркого света. Во времена Екатерины II такую лампу называли «омракль», а с начала XIX века — «миракль» (в переводе с французского — «чудо»). Это название передает впечатление, которое производили на зрителей оживающие при колеблющемся пламени свечи картины на полупрозрачном экране миракля, украшенном акварельным рисунком, тонкой прорисовкой по фарфору или перламутровой пластиной.
Слайд 6. Современная керосиновая лампа была изобретена аптекарями Игнатием Лукасевичем и Яном Зехом в 1853 году во Львове. Вскоре после изобретения, новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу. Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. Во второй половине XIX века керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. Они появились в России в 1861 году, а уж в 1862 году вытеснили все другие источники света. Для ламп новой конструкции мастерами очень удачно приспособлялись большие фарфоровые вазы.
Таким образом, история освещения охватывает длительный период. Особенность развития данного вопроса в том, что прогресс не стоит на месте и усовершенствование различных искусственных источников света продолжается. Мы же остановились на исследовании освещения до появления газового освещения и электричества.
Лампа нам рассказала не только об искусственном освещении, но и показала, как место в обществе влияло на их применение.
Если к началу работы над этим вопросом нас подтолкнула керосиновая лампа, стоявшая у моей бабушки и рассказы, то в конце уже я могла поведать своим родственникам удивительную историю, которую мне рассказала лампа.
Спасибо за внимание.
Слайд 1
XII городская межшкольная конференция «Я - исследователь»Слайд 4
Шандал конца XVIII века Жирандоль (Франция XIX век )
Слайд 5
Лампа-бульотка Лампа-миракль
Смекалка против Змея-Горыныча
Рисуем пшеничное поле гуашью
Два петушка
Муравьиная кухня
Сказка "Морозко"