Наверняка многие замечали, что есть люди с очень хорошей памятью, а другие не могут запомнить простые вещи. К примеру у ученых хорошая логическая память, у актеров и врачей развита память на лица, художник и охотник имеет хорошую зрительную память. У спортсменов и танцоров лучше развита память на движения. Память – великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_pamyat.docx | 21.51 КБ |
Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников
«Шаг в будущее»
III Городская исследовательская конференция младших классов
«Шаг в будущее, юниор!»
Развитие памяти у школьников
Автор: Моисеев Вячеслав
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 5»,
3 «Б» класс
Руководитель: Иващенко
Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
учитель высшей квалификационной
категории
«МОУ « Средняя
общеобразовательная школа № 5»
г. Усть-Илимск
2011 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………....стр. 3
I глава. Память и ее особенности ………………….………………………………стр. 3
I.1. Виды памяти ...………………………………………………………..…………стр. 3
I.2. Особенности развития памяти у школьников……………………………..…. стр. 4
I.3. Продукты, улучшающие память ……………………………………………… стр. 4
II глава. Исследование способов развития памяти …………………………..…... стр. 4
II.1. Наблюдение за развитием памяти …………………………………………… стр. 4
II.2 Результаты наблюдений ………………………………………….………..….. стр. 5
Заключение …………………………………………………………………….…… стр. 5
Список литературы ……………………………………………………….…….….. стр. 6
Приложение ……………………………………………….…………………………стр. 7
1.Введение
Наверняка многие замечали, что есть люди с очень хорошей памятью, а другие не могут запомнить простые вещи. К примеру у ученых хорошая логическая память, у актеров и врачей развита память на лица, художник и охотник имеет хорошую зрительную память. У спортсменов и танцоров лучше развита память на движения. Память – великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Поэтому в своей работе я поставил цель изучить способы улучшения и развития памяти у школьников. Для себя я определил такие задачи:
1. изучить литературу, в которой рассказывается о памяти человека и о том, как ее развивать;
2. испытать на практике способы развития памяти;
3. проверить результаты испытания.
Я предположил, что данные исследования помогут улучшить мою память и память моих одноклассников.
На сегодняшний день проблема развития памяти является очень важной. Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Плохая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Но плохой памяти не существует. У здорового человека память не может быть плохой. Люди делятся не на тех, у кого хорошая или плохая память, а на тех, кто умеет пользоваться собственной памятью и на тех, кто пользоваться ею не умеет.
2.Виды памяти
Проявляется память по-разному, так как она связана с различными сферами жизни
человека. Все виды памяти можно условно разделить на три группы:
образную память;
2. Как человек запоминает ( случайно или преднамеренно ). Здесь выделяют
произвольную и непроизвольную память;
3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная , долговременная и
оперативная память.
Все виды памяти необходимы человеку в течение жизни. Они не исчезают, а обогащаются.
У каждого человека есть свои особенности памяти. Больше всего различаются наглядно-образная и словесно-логическая память. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то мысли, выраженные в словах.
Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. Так как у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.
Словесно-логическую память подразделяют на словесную и логическую. Словесная память связана с речью и полностью формируется только к 10-13 годам. Она отличается точностью воспроизведения. Особенностью логической памяти является запоминание только смысла текста.
3.Особенности развития памяти у младших школьников
У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения : события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения чего-либо. Они часто заучивают дословно. Им легче заучить все, чем воспроизвести своими словами. Младшие школьники еще не умеют разбивать материал на группы по смыслу. Но учебные задания усложняются, поэтому простое заучивание не дает результата. Это вынуждает ребят находить различные приемы запоминания.
Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение . В младших классах, где от ученика требуется запомнить маленький по размеру материал, такой метод оправдывает себя. Но часто он остается единственным на протяжении всего периода обучения в школе.
Свое исследование я начал с того, что провел диагностику «переплетенные линии» на устойчивость памяти и «цифровая таблица» на объем внимания учеников нашего класса, так как память и внимание тесно связаны друг с другом. В основе хорошей памяти лежит хорошее внимание.
В нашем классе имеют высокий уровень устойчивости памяти 3 человека, средний – 15, низкий – 8 человек. По объему внимания в нашем классе имеют высокий уровень 4 человека, средний – 18, низкий – 4 человека. Эти данные помогли мне понять, что большинству ребят будет сложно запоминать и сохранять в памяти изученное.
Изучая литературу, и беседуя с учителями и психологом школы, я узнал, что есть специальные способы запоминания материала.
4.Приемы и способы запоминания
Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения того, что запомнено.
Существует немало методов тренировки внимания и памяти. Например:
1.для запоминания правил по математике и русскому языку рекомендуется выписать на отдельный лист необходимое правило и, читая один пункт за другим, постепенно выполнять задание, сверяя каждый пункт с правилом.
2.заучивая тексты, нужно разбить его по смыслу на небольшие части и составить план, или зарисовать в виде схемы.
Я проводил в классе свое исследование, используя игровые упражнения на развитие памяти. Первое упражнение было на запоминание 10 слов. В течение недели ребята тренировались в запоминании слов. Были получены следующие результаты, представленные в таблице.
Начало недели | Конец недели | Результат | |
10 слов | 5 человек | 6 человек | +1 |
7-9 слов | 9 человек | 10 человек | +1 |
3-6 слов | 10 человек | 8 человек | -2 |
1-2 слова | 2 человека | 2 человека | 0 |
Можно сделать вывод, что при регулярных занятиях у ребят улучшилось запоминание.
Чтобы улучшить запоминание слов , мы использовали различные органы чувств: зрение , слух, осязание, обоняние. Например, слово шмель. Представляем его , как на фотографии, слышим , как он жужжит. Слово подушка .Это слово можно потрогать и почувствовать, какое оно мягкое. Слово роза. Как оно прекрасно пахнет и какое оно колючее. Таким образом запоминали 10 слов. Результаты этих упражнений показали следующее.
Начало недели | Конец недели | результат | |
Вижу | 8 человек | 10 человек | +2 |
Слышу | 9 человек | 11 человек | +2 |
Трогаю | 15 человек | 19 человек | +4 |
Чувствую запах | 8 человек | 11 человек | +3 |
Можно сделать вывод, что используя органы чувств, запоминание происходит лучше.
Следующее упражнение «ассоциации». Необходимо было запомнить 20 пар слов, связанных по смыслу. Результат был следующий.
Начало недели | Конец недели | Результат | |
18-20 слов | 5 человек | 7 человек | +2 |
10-18 слов | 15 человек | 16 человек | +1 |
5-10 слов | 6 человек | 3 человека | +3 |
Можно сделать вывод, что запоминание улучшается потому, что между словами есть связь. Она объединяет их в целое.
Психологи рекомендуют для лучшего запоминания придерживаться определенного режима занятий. Так, материал сохраняется в памяти лучше, если после запоминания ученик отдыхает или занимается чем-то совершенно иным, например выполняет какую-то физическую работу.
Повысить запоминание можно и за счет определенных продуктов питания. Для хорошей работы головного мозга необходим фосфор, кальций и калий. Эти вещества в большом объеме содержатся в сыре, яйцах, молоке, в морской рыбе и морской капусте. Особо полезны миндальные и кедровые орехи. Также очень полезен ячмень. Канадские ученые установили, что после тарелки ячневой каши память улучшаются на 37%, и сохраняется нескольких часов. Другим важнейшим элементом является магний. Это все зеленые овощи, изделия из пшеницы, морская капуста, сельдь, арбуз, какао, шоколад. Также для эффективной работы памяти необходимо обеспечить организм йодом, витаминами группы В, недостаток которых приводит к быстрому утомлению и ухудшению памяти. Йод содержится в яйцах, морской капусте, морской рыбе, хурме. Ухудшает память жирная, мучная и сладкая пища.
Проведенные в классе упражнения для улучшения памяти повлияли на подготовку домашних заданий. Анкетирование ребят показало:
1.Сколько времени тратится на выполнение домашнего задания
Начало недели | Конец недели | Результат | |
2 часа | 2 человека | 2 человека | 0 |
1-1,5 часа | 19 человек | 17 человек | -2 |
менее 1 часа | 5 человек | 7 человек | +2 |
2.С каким настроением выполняется домашнее задание
Начало недели | Конец недели | Результат | |
С большим желанием и интересом | 13 человек | 15 человек | +2 |
Без желания, но с чувством долга | 10 человек | 9 человек | -1 |
Без желания и интереса | 3 человека | 2 человека | -1 |
5.Заключение
В ходе моего исследования были получены результаты, которые показали, что систематические занятия и режим могут улучшить память школьников. Сделан вывод, что у школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету. Поэтому очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени и пригодится в будущем , то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
Каргопольская игрушка
Свадьба в Малиновке
Именинный пирог
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Снеговик