Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Женская мусульманская одежда в современном светском обществе. | 34.62 КБ |
Научно-практическая конференция
«Наука дело молодых»
Секция: История
Исследовательская работа
Женская мусульманская одежда в современном светском обществе.
Автор:Хабибуллина Алия Муршитовна,10 класс. МБОУ «Гимназия №20»
Руководитель:Хуснутдинова
Гульнур Гумаровна, МБОУ
«Гимназия № 20»,учитель истории,
вторая квалификационная категория
Казань-2014
Содержание
1.Введение
2. Женщина в Исламе
3.Духовный мир мусульманки. Внутренний и внешний хиджаб
4.Виды одежды мусульманки и их предметы
5.Вывод
6.Использованная литература
Введение
Хиджаб мусульманки стал предметом оживленного обсуждения в научно-общественных и политических кругах в период возрождения ислама в постсоветское время. В силу особенности ислама в условиях его существования в разных светских государствах мира вопрос о мусульманском женском одеяние ставится на повестку дня для обсуждения с научных, общественно-политических, и политико-правовых позиций. Действительно ,женщина в исламе - явления особое, требующее подхода с канонических, общественно-политических, правовых и эстетика -моральных позиций. В частности, в этой связи известный исламовед Г.Р.Балтанова отмечает, что «образ женщины в исламе, мусульманки, чье тело, чувства, мысли надежно укрыты от посторонних глаз, всегда привлекал к себе внимания поэтов и писателей, ученых и журналистов и всех, кто интересуется Востоком. Проходили столетия и эпохи, одна общественная система заменяла другую, а загадочный образ мусульманки оставался неизменным»[1]
Ислам един, но многолик. В разные периоды и в разных странах в зависимости от направлений масхабов и социакультурных традиций сложились различные формы ношения одежды мусульманками. В средневековой истории зародились более жесткие формы одежды женщин вплоть до паранджи. Коран четка определяет требования к ношению мусульманской одежды:[2] покрытыми должны быть голова и тело, открытыми лицо и руки от запястья, в тоже время недопустимо носить женщине-мусульманке облегающую и прозрачную одежду. Что касается цветовой гаммы, используемой в мусульманской одежде, В.И.Порохова в своих переводах Корана отмечает, что « всевышний дал нам полную гамму красок, которые можно использовать».[3]
Таким образом, целью нашей исследовательской работы является выявление и всесторонняя поддержка научно-практических исследований в развитии мусульманской и национальной одежды. Для достижения данной цели было изучено и рассмотрено ряд литературы.
Объект исследования: мусульманское женское одеяние.
Женщина в Исламе
Для большинство мусульманок Казани их религиозная практика является в большей степени выражением татарской национальной идентичности. И когда в их адрес высказываются упреки и несоблюдение канонов татарской культуры, они основываются на том, что для татар ношение платка и сокрытие тела является традиционной практикой. По нашему мнению, такое мнение представляется поверхностным, поскольку, несмотря на отсутствие в старотатарском языке слова «хиджаб», для татарской дореволюционной культуры была характерна форма женского костюма, которая мало чем отличалось от современного хиджаба.[4] Многие черты прошлого повторяются, хотя иногда бывают существенные отклонение в традиции. И в современных условиях важны сохранение и развитие религиозной культуры татарского народа, с тем чтобы не терять своих корней и не подвергаться влиянию различных течении. Прав Р.А.Набиев, когда он пишет: «Ислам для татарского народа- это не только религиозные каноны, по существу, он часть истории и культуры и образ жизни. Бережное отношение к наследию, возрождение ислама в контексте развития национального самосознания- это явления, отражающие рост- духовно-нравственных начал в народе» [5]
Рассуждая о «традиционности платка», важно исходить из этнографических данных до революции 1917 г., согласно которым среди казанских татар распространенными головными уборами были калфак и платок. Противники ношения платка апеллируют к сохранившимся фотографиям казанских городских татар конца 19-начало 20 вв., на которых изображены татарки с миниатюрным калфаком. В тот период далеко не каждая татарка, с моральной точки зрения, могла фотографироваться, тем более при имеющихся финансовых затруднениях. Только в кругу семьи женщина могла снять платок. [6]
Сейчас производят множество различных тканей, шьют красивые платья и существует большой выбор платков. Но, к сожалению, в последнее время, возможно, из-за отсутствия достоверной информации некоторые мусульманки стали носить совсем чужой для нас стиль одежды. К примеру недавно одна мусульманка в мечети сообщила, что к ней на улице подошла женщина в черном хиджабе и сказала ей: «зачем ты надела не черный, а светлый хиджаб - это не правильно». Такое толкование не соответствует традициям одежды татарских мусульманок. В теократических государствах установлены более жесткие требования к одежде. Все женщины ходят в черном, к примеру в Иране , где специально за этим следят стражи исламской морали. Современная мусульманка не должна ограничиваться только домом. В советском государстве человек имеет возможность всесторонне развиваться, чтобы воспитать детей, способных к современной жизни, тем более в 21 в., каждый желающий может получить высшее и дополнительное образование.
Некоторые западные политологи и СМИ некорректно трактуют отношение ислама к женщине, стремятся показать мусульманку в темных тонах, измученную от морального давления со стороны мужчин. Это связано с проблемой исламофобии, истоки ее развития на сегодняшний день достаточно широко изучаются определенными научными институтами. Когда речь идет об иммигрантах и беженцах из мусульманских стран ситуация усугубляется тем, что люди сталкиваются с уже сформированными социо - культурными отношениями со стороны большинства. Главная составляющая черта прибывающих из мусульманских стран людей – их принадлежность к исламу и внешнее одеяние, что воспринимается как связь с терроризмом. Увидев женщину в хиджабе, люди невольно думают, что она шахидка. Ислам получил, беспрецедентное внимание со стороны СМИ после взрывов зданий торговых центров 11 сентября 2001 г. в США и 7 июля 2005 г. в Великобритании. На этой основе возрос страх к исламу. Обзор, проводимой газетой «Гардиан», показывает, что 2/3 британцев получают информацию о мусульманах именно из СМИ, а не из личного опыта.[7]
Во Франции одобрили запрет на ношение хиджаба и других мусульманских видов одежды, явно демонстрирующих религиозную принадлежность. Похоже . что политики Германии и Бельгии собираются последовать их примеру. Исполнительной директор организации «Human Rights Watch» Кеннет Рос подверг критике политику Франции, утверждая, что «для многих мусульманок ношение хиджаба означает не только демонстрацию их религиозной принадлежности , но соблюдение предписаний их религии».
Проблему женской одежды, соответствующей правилам шариата, можно было считать частным делом человека, если бы не многочисленные инциденты во многих странах Европы и США, свидетельствующие о том, что одежда мусульманок нередко становится причиной общественных конфликтов, а иногда судебных разбирательств. Например, 2002 г. исламские газеты Франции писали о том, что три девушки были исключены из частного колледжа за ношение хиджаба. В 2003 г.в одной из школ в Великобритании двум учащимся старших классов было запрещено посещать занятия по той же причине.
До определенного момента в России никто всерьез не задумывался над проблемой исламофобии. Ислам и мусульман, с легкой руки ведущих российских электронных СМИ, отождествляли исключительно с военными действиями в Чечне или же в Палестине. В последнее время ислам занял активную позицию в современном обществе, к примеру, женщины-мусульманки стали объединяться в женские организации. Мусульманские организации занимаются благотворительностью, проводят бесплатные курсы по изучению арабского языка, занятия по знанию этикета, различные конкурсы по созданию дизайнерской мусульманской одежды, читают лекции по нравственности. В России в 1990-1996 гг. постепенно сформировались женские мусульманские организации. Развитию таких организаций способствовал принятый закон СССР «Об общественных объединениях» с постановкой женского вопроса в период перестройки первыми попытками его решения. Созданная 1995 году общественная организация РТ «Муслима» объединила женщин мусульманок. Председатель организации Альмира Адиатуллина со своими единомышленниками добилась для женщин мусульманок права фотографироваться на паспорт в платках, закрытие пивного бара «Раки», находившегося под стенам кремля; сейчас в её планы входит отменно ежегодно проводимого летом под стенами Казанского кремля и мечети Кул-Шариф рок-фестиваля «Сотворение мира». В Республике Татарстан есть и другие общественные организации такие как «Союз мусульманок Татарстана», «Ак калфак», «Женщины Татарстана». Женские организации проводят различные конференции, круглые столы, решая задачи, связанные с ростом исламского самосознания и достижением межконфессионального мира и согласия в обществе.
Духовный мир мусульманки. Внутренний и внешний хиджаб
1.Внешний хиджаб.
Чаще всего мы используем в своей речи слово "хиджаб" для, того, чтобы указать на стиль одежды мусульманки или на сам её наряд. Но если
быть точными, то такой наряд в арабском языке называется "джильбаб". А понятие "хиджаб" на самом деле не однозначно по своей сути и имеет
гораздо более глубокий смысл.
Так вот, слово "хиджаб" означает "перегородка, преграда". Это то, чем мусульманка как бы окружает свое сознание, сердце и душу. Это не
просто кусок ткани и он служит не только как одежда, прикрывающая согревающая тело. Это занавес застенчивости, скромности и
благопристойности.
К одежде мусульманки предъявляется ряд требований:
1) открывать при чужих, не относящихся к категории Махрам,женщина может только лицо и руки;
2) джильбаб не должен облегать тело;
3) ткань должна быть достаточно плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности угадать контуры фигуры или цвет кожи или волос;
4) джильбаб должен подчеркивать скромность, которую символизирует хиджаб. Он не может быть ярким, привлекающим к себе внимание;
5) джильбаб не должен походить на одежду людей другой религии:
-например, отражающую последний "писк" моды;
-или напоминающую одежду каких-нибудь группировок, например "байкеров";
6) не походить на мужскую одежду, так чтоб с трудом можно было разобрать: женщина это или мужчина;
В приделах скромности, описанных выше, мусульманка может свободно разнообразить гардероб и проявлять свой вкус.
2.Внутренний хиджаб
Внутренний хиджаб обусловливает границы поведения. Мусульманки, живущие в немусульманском обществе, являются олицетворением культуры ислама для окружающих людей. Или, как сказал наш Пророк (мир ему и благословение), - послами ислама. Именно поэтому мусульманка, носящая хиджаб, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы выработать в себе достойные манеры, избегать легкомысленного поведения в форме кокетства или игривости. Общаясь с мужчинами, она ведет себя достойно, разговаривает ни тихо, ни громко, избегает шутливого тона и мягкой, вкрадчивой манеры в разговоре. Её общение с противоположным полом сводится до минимума, не обходимого для делового общения. Оно полезно, конструктивно и не беспредметно.
Хиджаб: взгляд изнутри
Среди не мусульман все еще сохраняется убеждение, что мусульманские женщины носят хиджаб просто потому, что они рабски следуют традиции, и это убеждение так сильно, что платок считается символом притеснения.
Освобождение и независимость женщины, как думают многие не мусульмане, невозможны без снятия хиджаба.
Такое мнение разделяют и "мусульмане", чьи знания об Исламе крайне ограниченны или вообще отсутствуют. Привыкшие к атеизму и религиозному эклектизму, к смешению всего и вся, они не способны понять и постичь, что Ислам универсален и вечен. Что женщины во всем мире, в том числе и не арабки, принимают Ислам и носят хиджаб, подчиняясь религиозным требованиям, а не из-за неверного измышления по поводу "традиции".
Путь, которому следуют обнаженные (или почти обнаженные) люди, удаляет у них чувство стыда и низводит их до статуса и уровня животных.
В Японии женщины употребляют косметику, только когда они выходят на улицу, и практически не придают значения тому, как они выглядят и
смотрятся у себя дома. В Исламе жена будет стараться выглядеть красивой для своего мужа, и ее муж будет стараться хорошо выглядеть для своей
жены. Существует скромность даже между мужем и женой, и это украшает взаимоотношения.
Мусульмане обвиняются в щепетильности и чрезмерной чувствительность по поводу человеческого тела, но степень сексуального преследования женщины, которое происходит в наши дни, утверждает справедливость и правильность ношения скромного платья. Так же, как короткая юбка может послать сигнал, что ее носительница является доступной мужчинам, хиджаб дает громкие и ясные сигналы: "я запрещена для тебя".
Виды одежды мусульманки и их предметы.
Одеяние женщины-мусульманки состоит из рубахи (дираа), накидки (джильбаба) и вуали (химара).
1.Дираа представляет собой длинную рубаху, которая прикрывает все тело женщины, за исключением лица, головы и ладоней. Ранее мы уже
изложили требования, предъявляемые к хиджабу и условия его ношения, а дираа, как известно, является частью хиджаба. При пошиве следует
следить, чтобы рукава дираа не были чересчур широкими. Дираа должна закрывать ноги женщины полностью, даже если при этом часть материи будет касаться земли. Дираа должна закрывать тело женщины по всей его длине. Не разрешается ношение платьев ниже колен и прикрывание лодыжек толстыми черными чулками или длинной и высокой обувью. Все это не допускается.
2. Химар представляет собой кусок материи, которым женщина покрывает голову.
3. Джилбаб является третьим элементом женского одеяния, который мусульманка обязана носить, находясь вне пределов своего дома. Он
представляет собой накидку, которая закрывает тело женщины поверх дираа и химара. Цель ношения джилбаба состоит в том, чтобы скрыть красоту женщины в целом и в частности размеры ее головы, а также форму плеч. Джилбаб весьма похож на аба /шерстяное одеяние в виду плаща/, которое носят в наше время иракские женщины.
Характеристика одежды женщины-мусульманки и условия ее ношения.
Одежда мусульманки, называемая хиджабом /покрывалом/, должна обладать определенными качествами и отвечать ряду условий, что является
абсолютно необходимым:
1) Женская одежда должна скрывать все тело женщины за исключением лица и ладоней. Закрывать лицо необходимо только в одном случае - если на нем присутствует краска или макияж. Во всех остальных ситуациях закрывать лицо необязательно. При желании женщина может закрывать лицо, выходя из дому, однако это необязательно. Тело же закрывать следует в обязательном порядке как вне дома, так и в его стенах, если там
присутствуют чужие мужчины /все, кроме мужа и ближайших родственников женщины, для которых она неприкосновенна/.
2) Женское одеяние не должно быть прозрачным и материал для него следует подбирать плотный, через который нельзя рассмотреть цвет кожи
или нижнюю одежду.
3) Одежда должна быть широкой и просторной, а не узкой и облегающей. Материя.
4) Женское одеяние не должно быть похожим на одежду немусульманок.
Это одно из обязательных требований, продиктованное стремлением сохранить исконный облик женщины-мусульманки.
5) Женская одежда не должна походить на мужскую, либо на одежду юношей. Ислам не дозволяет этого, так как это несовместимо с
женственностью и особым характером личности женщины.
6) Женская одежда не должна быть вызывающей и бросающейся в глаза.
Из этого следует, что необходимо избегать покупать дорогую и роскошную одежду подобного рода, то есть вызывающую.
7) Женская одежда не должна быть окуренной благовониями или надушенной, если в ней женщина собирается выйти из дома. Допускается
ношение одежды, окрашенной желтяницей /дикий шафран/, которую мужчинам одевать запрещается.
8) Одежда женщины не должна быть сама по себе украшением, привлекающим внимание других, даже если при этом соблюдаются все
остальные требования, предъявляемые к одежде.
Вывод
Таким образом, светское государство, в отличие теократического . имеет другие позиции в отношении религии. Религиозным организациям создаются правовые основания для того, чтобы между собой наладить мирные межконфессиональные отношения. Естественно, светскому государству приходится учитывать традиции, в том числе в ношении культовой одежды, и в целом религиозно – культурные особенности и традиции разных народов. В целях регулирования межконфессиональных отношений в России, и в частности в Татарстане, принимаются законодательные акты, создаются условия для выполнения различных потребностей верующих, оказывается содействие со стороны государства в их благотворительной деятельности.
Использованная литература
1.Балтанова Г.Р.Мусульманка. М.,2005.
2.Гараев Д.Женский мусульманский платок в казани: между традицией и современностью//Мусульманка в современном мире: материалы научно практической конференции/сост.В. М. Якупов.Казань,2011.
3.Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.Казань,2002.
4.Порохова В.И. Толкование коранического текста (одежда)// Мусульманка в современном мире: материалы научно практической конференции/сост.В. М. Якупов.Казань,2011.
5.Развитие, Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам http//forumka.az/indekx.pfp?(дата обращения 07.02.2012)
6.Священный Коран. Сура 24 «Свет» (Нур), аят 31
[1] Балтанова Г.Р.Мусульманка. М.,2005.С.36
[2] Священный Коран. Сура 24 «Свет» (Нур), аят 31
[3] Порохова В.И. Толкование коранического текста (одежда)// Мусульманка в современном мире: материалы научно практической конференции/сост.В. М. Якупов.Казань,2011.С.55.
[4] Гараев Д.Женский мусульманский платок в казани: между традицией и современностью//Мусульманка в современном мире: материалы научно практической конференции/сост.В. М. Якупов.Казань,2011.С.37.
[5] Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке.Казань,2002.С.129.
[6] Гараев Д.Женский мусульманский платок в казани: между традицией и современностью//Мусульманка в современном мире: материалы научно практической конференции/сост.В. М. Якупов.Казань,2011.С.38.
[7] Развитие, Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам http//forumka.az/indekx.pfp?(дата обращения 07.02.2012)
Два петушка
Что общего у травы и собаки?
Есть в осени первоначальной...
Рисуем кактусы акварелью
Ночная стрельба