Исследовательская работа ученика Багрова Сергея, принимавшего активное участи в археологических раскопках на Тетюшском городище II Республики Татарстан под руководством доктора исторических наук Руденко К.А. и учителя истории школы № 1 г. Тетюши Мышева Ю.В. Работа написана на основе изучения материалов археологических раскопок, исторической литературы, воспоминаний старожилов о времени возникновения Тетюш. Автор пытается выяснить, кем и когда были основаны Тетюши. На основе данных археологических раскопок автор пишет о племенах, живших на территории современных Тетюш.
Вложение | Размер |
---|---|
Кем и когда были основаны Тетюши? Исследовательская работа Багрова Сергея | 347.45 КБ |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Учащийся: Багров Сергей
Руководитель: Ю.В.Мышев
учитель истории высшей категории МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.»
План работы
1. Цели работы 1
2.Методы исследования 1
3. Старые Тетюши 2
4.На поиски Старых Тетюш 3
5.История исследования Тетюшского городища 5
6. Мои впечатления о раскопках (Август 2007 года) 7
7. Снова на раскопках (Июль 2008 года) 8
8. Кто жил в древности на Вшихе? 10
Цели работы
1.Сделать выводы на основе изучения материалов археологических раскопок, исторической литературы, воспоминаний старожилов о времени возникновения Тетюш.
2. Выяснить, кем и когда были основаны Тетюши.
3. На основе раскопок выяснить, как жили древние племена, поселившиеся у Тетюш.
Методы исследования
1. Старые Тетюши
По легендам и по рассказам старожилов первоначально Тетюши находились ниже современного города, примерно в семи километрах вниз по Волге в сторону современного города Ульяновска. Находились они на высоком крутом берегу реки, приблизительно напротив современной деревни Кашка. Будто бы именно сюда высадился булгарский князь Тэтеш со своим племенем после разрушения врагами Булгара. По другой версии, князь Тэтеш высадился на месте современного города, в районе церкви. 1 Легенду об этом можно прочитать и в книге «Сказания о Казани». 2
Старые Тетюши также назывались Нижними Тетюшами, в отличие от современных Верхних. Археологические исследования подтверждают, что на месте Старых Тетюш ещё в глубокой древности находилось поселение людей. По рассказам жителей деревни Кашка на берегу Волги в том районе не раз находили кости мамонтов, камни, похожие на древние орудия, черепки глиняной посуды, закопченные кости животных. Жители помнят, как из земли торчал бивень мамонта.
По мнению археологов на этом месте находилось неукрепленное поселение ананьинского времени (VIII – III вв. до н.э.). По сообщению древнегреческого ученого, «отца истории» Геродота, историческое название ананьинцев было тиссагеты. Жили в нашем крае они в период раннего железного века. 3
По рассказам старожилов, в районе Старых Тетюш находилось старое кладбище (берег Волги вымывал кости). Возможно, это остатки ананьинского захоронения. Эти племена хоронили умерших в неглубоких ямах вытянутыми ногами к реке, так как у ананьинцев существовало представление об уплывании душ вниз по реке в загробный мир.
Селища (неукрепленные поселения) располагались рядом с городищами (укрепленными поселениями), в которых в случае опасности скрывались от набегов врагов. Пользовались ананьинцы глиняной посудой (округлодонной с отпечатками шнура и ямочными углублениями для украшения), железными орудиями труда. По данным археологов, ранние ананьинцы жили именно по берегам крупных рек.
При исследовании захоронений эпохи раннего железа на могильнике около современных Тетюш, в районе современной нефтебазы, обнаружили странный обряд захоронения у ананьинцев. Умерших сжигали в деревянном доме и над ним насыпали земляной холм.
--------------------------
1 Археологические памятники ТАССР (сост.А.Х.Халиков), Казань, 1987, стр.203
2 Сказания о Казани. (Легенды и предания).-Казань, 1992, стр.10-11
3 Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000, стр.20-21
2. На поиски Старых Тетюш
По рассказам старожилов тетюш на месте Старых Тетюш прежде находился Никольский монастырь.
О старинном монастыре я впервые узнал от учителя истории нашей школы Мышева Юрия Владимировича. Историей я заинтересовался с пятого класса, когда мы проходили историю Древнего мира. Учитель рассказывал об археологических раскопках, в которых он участвовали вместе с учениками нашей школы в 2003 году. Раскопки проходили и около Тетюш на горе Вшиха. Мне очень хотелось тоже участвовать в походах и раскопках. Я записался в исторический кружок. На занятиях учитель много рассказывал об истории нашего города Тетюши и Тетюшского района. Я узнал много интересного.А однажды Юрий Владимирович рассказал о старинном монастыре, который был около Тетюш, но был разграблен, и место где он находился точно теперь неизвестно. Мне захотелось подробнее узнать об этом монастыре. Попробовать найти место, где он находился.
И вот однажды в один сентябрьский день Юрий Владимирович и другие ребята, интересующиеся историей, позвали меня искать тот монастырь. Учитель сказал, что поход будет трудным, но я все равно согласился.
Это была суббота. Я проснулся и начал собираться. За мной зашел Рома Сучков мой одноклассник. Встретились мы все вместе около школы. С нами были Королев Максим, Хусаинов Руслан, Тюрин Коля и мы с Ромой Сурковым. И вот мы отправились в далекий путь.
Мы подошли к месту проведения Сабантуя за Тетюшами и там стали спускаться к Волге.Путь был долгий и сложный, но я ничего не боялся, потому что мечтал об этом. Мы прошли километров семь. По пути я находил интересные камни. У одного из них в середине была округлая дырочка, как будто в нем было яйцо. Потом находил окаменелые древние раковины моллюсков.
Идем по берегу и видим широкую тропу, ровную. будто выложенную из камней. Было много предположений. Юрий Владимирович сказал, что здесь в прошлом шла дорога от Тетюш к монастырю. Мне кажется, ее специально выложили, природа не может такую сделать.
Мы находили темные, как будто закопченные камни. Может быть они от древних построек, которые сгорели в огне? Попадалось много непонятных черных камней, которые легко раскалывались.
Бабушка испекла мне в дорогу блинчиков, я угостил ими своих друзей. Перекусив и отдохнув немного, мы пошли дальше. Дорога была все сложнее. По берегам валялись огромные камни и упавшие деревья. Вот идем мы дальше и я нахожу ещё один интересный камень. Он похож на древний, как будто его специально обрабатывали. Юрий Владимирович сказал, что его нужно изучить.
Потом мы увидели на берегу большой длинный камень. Сфотографировались около него. Увидели ужа, который быстро спрятался.
Мы наблюдали за берегом, пытаясь определить: где находился монастырь? Но шли все дальше и дальше. Нам попался сначала один ручей, текущий с берега, потом другой с желобом. Берег тут был обрывистый. Мы шли за поворотом поворот, и потом, оказалось, что мы прошли место, которое по описаниям подходило для монастыря. Нам пришлось возвращаться. Похоже, монастырь находился около второго ручья. Там шла по берегу ровная площадка, место удобное и красивое, только берег обваливается, его трудно изучать, хотя Максим залез наверх, и на какое-то время мы его потеряли. Он крикнул, что нашел ровное место, там торчит бревно, и ещё какие-то доски. Там наверх шел овраг. Но нам подняться в том месте было невозможно – берег отвесный и осыпался. Рядом с тем местом Рома нашел интересную кость, похожую на кость птицы. Потом мы нашли кусок железного шлака, оплавленный. Юрий Владимирович сказал, что удачная находка. Находили ещё черепки старинной посуды, осколок кувшина, железный крюк, какие-то другие железки, даже обломок деревянной ложки.
Наконец мы выбрали место для подъема и начали подниматься наверх. И там увидели длинную ровную площадку, заполненную стоялой водой. Как будто увидели несколько озер подряд. Место было глухое. Болотистое, но было похоже, что здесь когда-то жили люди. Я подумал, наверно монастырь затонул в этом болоте. Ну ладно, все равно мы не зря ходили искать монатырь.
Обратно мы шли лесом по берегу. Лес был густой. Встречались огромные муравьиные кучи, норы. Мы прошли по лесу до самых Тетюш. Встретили лесорубов, узнали от них дорогу. Оказалось, что к Нижним Тетюшам можно пройти и по берегу, только надо сделать большой крюк.
Вышли мы к огородам и дачам на окраине Тетюш. Встретили нашу учительницу Любовь Григорьевну. Она расспрашивала нас о походе.
Мы устали, но на следующий день Юрий Владимирович похвалил нас ха то, что выдержали трудную дорогу и нашли интересные находки.
Это был самый незабываемый день в моей жизни.
Можно предположить, что поселения ананьинцев располагались одновременно и на месте современных Тетюш и на месте Нижних Тетюш. Во время походов по берегу Волги мы убедились, что природные условия в обоих местах во многом схожие.
В районе Нижних Тетюш находились позже именьковские поселения (IV – VIII века нашей эры). Это был период «Великого переселения народов». Тетюшский район был центром одного из именьковских союзов племен. Он находился на месте современного села Большие Тарханы. Расположено городище в 4,5 км к юго-востоку от села. Городище занимает площадь на трех сильно вытянутых в сторону Волги мысах ее коренного берега. Длина мысов 1200 м и ширина около 600 м. С напольной стороны оно укреплено П-образным валом и рвом. Выявлен культурный слой до 80 см. Памятник изучался в 1950 году А.Х.Халиковым, обследован дополнительно в 1962 году П.Н.Старостиным.
В Тетюшском районе известно более двух десятков неукрепленных именьковских поселений (около сел Большие Атряси, Долгая Поляна, Кильна, Киртели, Хулаш, Сюндюково). Вероятно такое же поселение находилось и в районе Старых Тетюш.
3.История исследования Тетюшского городища
О находках в районе горы известно было исследователям ещё в 70-80-е годы девятнадцатого века. Были они и в известной специалистам коллекции, кстати, самой богатой по древнему периоду, купца В.И.Заусайлова. В ней содержатся предметы из более чем 200 населенных пунктов Предволжья. Коллекция хранится в Национальном музее Финляндии.
В 1881-1882 гг. инспектор народных училищ И.А.Износков открыл и осмотрел в районе Тетюш целый ряд городищ. В 1890 году П.А.Пономарев в поисках летописного города Ошеля осмотрел остатки нескольких городищ. В то же время Н.Ф.Катанов осмотрел болгаро-татарские и армянские надгробия в окрестностях нашего города.
В 1931 году геолог Г.Ф.Мирчник близ города во вторичном залегании обнаружил орудие мустьерского облика. Находка позволила сделать предположение о существовании стоянки в районе города периода палеолита.
Были и другие любопытные находки. В районе города был найден сверленый топор-молот, шлифовальный камень и кварцитовый наконечник стрелы листовидной формы.
В Национальном музее республики хранится найденная на территории города часть шумящей подвески в виде бронзовой фигурки уточки и глиняный сфероконус, относящийся к культуре булгар домонгольского периода. На территории города была также найдена медная монета времен Бату-хана с именем Ал-Насира. Возможно, отсюда происходит предположение некоторых исследователей края о посещении места Тетюш Бату-ханом и, якобы, его первоначальном намерении разместить здесь свою столицу. Что ж, это был бы неплохой выбор.
Дальнейший период в изучении древней истории Тетюшского края связан с именем замечательного археолога Николая Филипповича Калинина. Он родился в 1888 году. С 1921 года работал в Государственном музее ТАССР и Казанском университете. С 1942 года – в Институте языка, литературы и истории КФАН СССР. Явился организатором сплошного археологического обследования Татарстана, картографирования археологических памятников Среднего Поволжья. Совместно с А.Х.Халиковым выделил приказанскую и именьковскую культуру.
В 1949 году под руководством Н.Ф.Калинина впервые в правобережье Волги им была проведена целенаправленная археологическая экспедиция, открывшая и исследовавшая более 100 различных археологических объектов. В том числе была обследована и «Вшивая горка». Затем работы были продолжены в 1961 году. Был выявлен мощный культурный слой – около 70 см. В нем были обнаружены находки именьковской и гончарной булгарской керамики, которые залегали в разных стратиграфических горизонтах. В подъемном материале содержался плоско-ромбический железный наконечник стрелы и гляняная фигурка человека, очевидно, относящаяся к именьковской культуре. Были также обнаружены обломки глиняных дымогарныъх труб и бронзовая монета второй половины четырнадцатого века. К югу от горы на северной окраине города, по мнению Калинина, располагается селище с мощным культурным слоем – около 1 м. Там обнаружена именьковская керамика. (1)
В 1950 г. Н.Ф.Калинин и А.Х.Халиков исследовали район села Именьково. Исследованию археологической культуры, названной по имени села именьковской, Н.Ф.Калинин посвятил многие годы.
В 1969-1971, 1978 и 1980 годах были проведены исследования комплекса могильников эпохи бронзы, раннего железа и раннеболгарского времени у города Тетюши.
Летом 2003 года группа археологов Главного Управления памятников истории и культуры Министерства культуры РТ под руководством А.Чижевского проводила незначительные раскопки у нефтебазы г.Тетюши, в результате которых выявлены материалы могильника ананьинского времени. Ананьинская культура существовала в период раннего железного века с VIII по III века до н.э. Это время установления внешних связей Среднего Поволжья со многими отдаленными племенами и народами вплоть до античного мира. Возникли первые признаки социального неравенства. По сообщению древнегреческого ученого «отца истории» Геродота историческое название ананьинцев было тиссагеты. Это первое историческое имя первобытных племен Среднего Поволжья дошедшее до нас.
Основательные раскопки на городище проводились в августе 2003 года Предволжским отрядом Золотоордынской комплексной историко-археологической экспедицией Института истории им.Ш.Марджани АН РТ и ТГГИ под руководством А.А.Бурханова.
-----------------------
1 Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х.Археологические памятники Татарской АССР. Казань, 1987, с.203-204
Кроме раскопа на «Вшивой горке», на территории г.Тетюши, по улице Урицкого, за зданием больницы был заложен стратиграфический шурф (3х1 м). Шурф на поселении Тетюши-2 имеет культурный слой, достигающий 260 см. В гумусном слое были обнаружены прорезки угля и дерева. Среди находок лепная керамика именьковского типа, гончарная золотоордынского и русского времени (V – XIX вв.)
В августе 2007 года проводились раскопки на Тетюшском городище научной экспедицией под руководством доктора исторических наук Константина Александровича Руденко. В них посчастливилось участвовать и мне.
4. Мои впечатления о раскопках
(Август 2007 года)
Раскопки помогли мне узнать больше о жизни и бытие наших предков. Я нашёл много интересных вещей, например специальное каменное приспособление для измельчения зерна, пряслица, черепки, и др. Думаю, если работы будут вестись, то мы сможем много интересных вещей. на раскопках мы работали с огромным удовольствием, желанием.
В прошлом году я узнал о раскопках от своего друга Ромы Суркова.
Я пошёл на Вшиху, где начались раскопки. Взял лопату и пошёл бегом на гору. Вот я пришёл и увидел что там уже начали копать. Я подошёл к моему учителю по истории Юрию Владимировичу и попросился к ним на раскопки. Он разрешил копать вместе с ними. Раскопками руководил учёный из Казани Константин Александрович Руденко. Погода была не из лучших, был ветер. Ну, как говориться, у природы нет плохой погоды. И мы начали работать. Со мной был рядом Юрий Владимирович. Вскоре нам попались интересные кости - очень древние, а также мы обнаружили и черепки. Вскоре под моей лопатой что-то скрипнуло. Я начал расчищать место, где был треск. Я расчистил и достал находку. Это оказался именьковский топорик очень древний. По словам Константина Александровича это очень дорогая находка. Юрий Владимирович и Константин Александрович очень обрадовались. Мне крупно повезло. Потом мы продолжили работать. Роман Сурков рядом со мной тоже нашёл именьковский топорик. Было очень интересно, они лежали одинаково. Потом у нас начался перерыв. Я сидел рядом с Юрием Владимировичем и разговаривал с ним о находках. Он меня похвалил, я очень обрадовался. Работа была продолжена.
Я с нетерпением ждал утра, чтобы снова идти на раскопки на Вшиху. Придя на берег в ожидании руководителей мы любовались прекрасным видом на матушку Волгу. Константин Александрович и Юрий Владимирович разделили нас по участкам. Я работал с Ромой Сурковым и Баукиной Миляушой. Мы откопали камни, но нам сказали их не трогать. Потом Рома нашёл пряслице. Эта находка тоже для нас была дорогой вещью. Потом нам попадались только черепки, кости и немного шлака.
С утра у меня всегда было боевое настроение. я думал только о раскопках. Мне хотелось найти что-то интересное. По дороге на Вшиху нам всегда попадалось много прохожих, которые спрашивали нас о раскопках. Когда мы откопали три слоя на дне проявились какие-то круги. Было интересно: что это такое? Константин Александрович нам объяснил, что это культурные слои и надо в этом месте копать глубже. Они с Юрием Владимировичем распределили нас по участкам.. Мы долго копали. Находили большие черепки, и ещё я нашёл донце почти целое, пряслица, кости. Потом все пошли отдыхать, но я не хотел идти отдыхать я хотел работать, я так сильно увлекся. Потом все вернулись и мы снова начали копать. Снова попадались глиняные черепки, кости, камни. Когда я пришел домой на обед Мама мне говорит: «Посмотри, сыночек, о вас напечатали на газете». Я взял газету и увидел, что наши с Ромой имена выделили я так сильно обрадовался, и моя Мамочка мной гордилась. Мы с Ромой пришли на раскопки и нам Юрий Владимирович говорит: «Молодцы, мальчики, продолжайте в таком же духе!» Мы пошли копать, и потом кто-то крикнул: «У нас скелет!» Все сразу сбежались туда и начали снимать на камеры телефонов. Это была самая необычная находка. Скелет необычно был расположен. Мы осмотрели его, сфотографировали. Константин Александрович зарисовал его расположение. Потом очень осторожно мы начали собирать кости в пакетик. Надо было складывать так аккуратно, кости были очень хрупкие и их легко можно было сломать, потому что они в земле лежали уже очень давно
Вот так вот и прошли наши первые раскопки. Было так весело, интересно. Я никогда не забуду этих деньков когда мы хотели доказать что Тетюши такой старинный городок. Ну и не зря старались. Наши находки доказывают, что тетюши очень древний город. Ему около 1400 лет. Я рад, что мы смогли это подтвердить.
5. Снова на раскопках
(Июль 2008 года)
Вот и наступило лето. Я ждал новых раскопок и готовился к ним. Настал тот день, когда мне надо было идти на раскопки. Мне очень хотелось найти новые интересные предметы.
В первый день была очень хорошая погода, а потом, когда мы начали копать вдруг пошёл очень сильный дождь. Мы побежали в город, чтобы укрыться от грозы и ливня, но все равно промокли до ниточки, и одежда сразу стала тяжелой. Раскопки в тот день пришлось остановить. Вот так прошёл наш первый день раскопок.
Второй день раскопок был удачный. Стояла хорошая погода, солнце было такое яркое. Юрий Владимирович и Константин Александрович распределили нас по участкам и мы начали копать второй слой земли. Мы с Романом Сурковым находили кости разных зверей, черепки от разных древних кувшинов. Я сел перебирать землю и нашёл странный камень. Принёс его Константину Александровичу. Он сказал: «Молодец, Сергей, это очень древняя игрушка!» Копать было непросто, земля твердая, мы уставали, конечно. Кроме того, было очень жарко, на горе палило солнце.
Мы с Ромой всегда приходили на раскопки самыми первыми. Пока дожидались остальных, обсуждали наши находки. У нас с Ромой был удачный участок, нам попалось очень много вещей, в основном кости животных и рыб, куски керамики. Мы к таким находкам привыкли уже, но всё равно нам была дорога каждая находка.
С каждым днём все становилось сложнее и сложнее. Погода резко менялась солнце так сильно пекло, сразу начинала болеть голова, но мы всё равно шли на раскопки, нам был дорог каждый Божий день. Вот мы стоим на самой высокой горе Тетюш и смотрим на эту красивую Волгу. Пришел Юрий Владимирович он отметил нас, мы стали углубляться всё ниже и ниже, земля становилась всё твёрже и твёрже, но надо стараться стремиться найти самую лучшую находку. Мы встали на свой участок, солнце пекло, было очень жарко. Постоянно хотелось пить. Начали копать дальше, я нашёл очень хорошее пряслице, сразу все подбежали ко мне и начали смотреть. Я отнёс пряслице Константину Александровичу, взял реечку, и мы отметили место, где я нашёл пряслице. Мои друзья по работе тоже не стояли на месте они находили много интересных находок. Рома начал перебирать землю, где было много находок. Вот он нашёл какой-то осколок, он показал его Константину Александровичу. Константин Александрович определил век, он похвалил Рому. Потом он в земле нашёл ещё очень ценную, по моему мнению, находку это был древний гвоздик. Рома в этот день был на высоте, ну а что со мной ничего хорошего в этот день удача оказалась на Роминой стороне, но я был очень рад за Рому, потому что он был и есть мой лучший друг. Он был такой довольный, ну и я тоже я ему сказал : «Ты молодец!». Вот мы слышим голос Константина Александровича «Конец рабочего дня!». Закончился ещё один рабочий день, такой интересный. Я пришёл домой сильно уставшим, но довольным.
Настал новый день, предпоследний день наших работ. На улице яркое солнце. И вот мы с Ромой идем знакомой дорогой. Заходим, как обычно, в музей, забираем лопаты и спешим на берег Волги. Очень хотелось найти что-нибудь интересное. И вот мы стали на свои участки. Я копнул и услышал какой-то треск. Я обрадовался и стал разгребать землю руками. Это оказались куски черного угля. Его было много. Я подошёл к Константину Александровичу и сказал ему, что у нас с Ромой уголь. Он резко встал, и мы пошли ко мне на участок. Оказалось, что на этом месте, где я копал была осада от врагов, наши предки были очень умными, когда кони прорывались к ним, то они натыкались на деревянные колы, но их похоже подожгли, и я нашёл то что осталось от деревянных колов. Мои надежды на удачные находки сбылись, настроение повысилось на весь день. Мы с Ромой продолжили копать и вскоре стали находить кости от рыб. Рома нашел большое донце от кувшина, которое хорошо сохранилось.
И вот заключительный день, которого мы не ждали. Я осмотрел наш раскоп. Мы проделали большую работу. Константин Александрович попросил нас с Ромой копать аккуратно на нашем прежнем месте. Могли попасться интересные находки. Мы с Романом работали по очереди. Находили черепки, я говорю Константину Александровичу, что черепки не очень ценные вещи. Он ответил: «Нет, Сергей, в этом ты ошибаешься, потому что с помощью них мы и можем доказать то что нам надо: возраст этих находок, сколько они пролежали в земле, кем и из какого материала были изготовлены».
Солнце не щадило нас, под его палящими лучами было непросто работать. но несмотря на это мы работали в полную силу.
После обеда, когда мы снова пришли на Вшиху, я нашёл интересный камень, он был весь в дырочках и в форме собачки. Я показал его Константину Александровичу. По его мнению, это мог быть древний амулет. Это была моя последняя находка на раскопках.
Ну, вот она последняя минута последнего дня. Работа подошла к концу.
Все остались довольными, даже жаль было уходить с места раскопок.
Я никогда не забуду ни одного дня раскопок, они останутся у меня в сердце на всю жизнь. Если подобные работы будут проводиться и в следующем году, то обязательно постараюсь принять в них участие.
6. Кто жил в древности на Вшихе?
О жителях древней горы Вшихи я узнал из рассказов Константина Александровича, Юрия Владимировича, а также из книг.
Находки, обнаруженные нами во время раскопок, в основном, принадлежали племенам, которые ученые называют именьковцами. Жили они на берегу Волги у Тетюш примерно 1400 лет назад!
Что я узнал об именьковцах?
Они были последним большим союзом племен периода разложения первобытнообщинного строя на территории Татарстана. Название культура получила от села Именьково Лаишевского района, возле которого находится большое городище этих племен. Расположено село на берегу Куйбышевского водохранилища в 16 километрах от Лаишева В 1997 году в селе проживало 706 жителей (татар).
Время существования этой культуры определяется IV – VIII веками н.э.
Откуда пришли в наш край именьковские племена? IV век - время сложных этнических перемен в Восточной Европе, вызванных включением в состав населения древнего края новых племен: тюркоязычных, пришедших с юго-востока в результате Великого переселения народов. Возможно в составе гуннских орд (в северном потоке) шли именьковцы. Сами гунны оставили свой след на территории Аксубаевского района у села Татарское Сунчелеево, где при сельскохозяйственных работах были обнаружены два бронзовых гуннских котла.
Пришлые племена растворили, вероятно, в своей среде значительную часть местного населения. Так образовались смешанные группы населения. Таково, видимо, происхождение именьковской культуры.
Рост хозяйственной самостоятельности отдельных богатых семейств, возникновение частной собственности, для охраны которой требовались постоянно существующие военные отряды, что вело и к захвату чужих земель, вело к разложению родовых отношений и формированию классового общества.
Всего в Предволжье на сегодня зафиксировано около 100 объектов именьковской культуры: 22 городища, 68 селищ, 10 местонахождений. Среди них 2 новых городища и 4 селища, выявленные экспедицией А.А.Бурханова в 2002 году в зоне Деушевско-Свияжского комплекса в Апастовском районе РТ.
В Тетюшском районе находится крупнейшее именьковское городище в 4,5 км к юго-востоку от села Большие Тарханы. К этой же культуре относятся Киртелинское городище, Хулашское городище (у села Кошки-Новотимбаево), Елховское городище (у села Урюм).
Появление именьковских племен в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье совпадает с разгаром эпохи «Великого переселения народов». В 6-7 веках Тюркский каганат вел войны на территории Приазовья, Прикаспия и Причерноморья. Именно в это время в нашем крае появляются новые племена – именьковцы.
С эпохой великого переселения народов (ее финальной частью) связано превращение на рубеже VI – VII вв. восточных и юго-восточных районов современной территории Татарстана в зону кочевий древних венгров, или в часть области легендарной «Великой Венгрии», откуда в начале IX века древние венгры отправились в длительный путь к своей современной территории обитания. Фрагменты тонкостенной округлодонной глиняной посуды с изящным орнаментом оставленные древними венграми встречены в Тетюшском могильнике. (1)
1 Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х.Археологические памятники Татарской АССР. Казань, 1987, с.32-33
В VIII – IX вв. в крае начинают господствовать древние болгарские племена (барсилы). Они проникли в край во второй половине VII – начале VIII века из Нижнего Приволжья и северо-восточного Предкавказья. Наступает эпоха Волжской Булгарии. Все памятники раннеболгарской эпохи (VIII – IX вв.) в Предволжье концентрируются в южной части региона, в основном в Тетюшском районе РТ. Наиболее известен Больше-Тарханский могильник, где было вскрыто 365 погребений оставленными ранними болгарами.
Можно сделать вывод о том, что самыми первыми жителями у Тетюш были ананьинские племена (около трех тысяч лет назад). А примерно 1400 лет назад на горе Вшихе поселились именьковцы. Наши раскопки дополнили сведения о них. И именно именьковцы были далекими предками тетюшан.
Я горжусь тем, что принял участие в раскопках и внес посильный вклад в изучение древней истории нашего края.
Список использованной литературы
1. Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х.Археологические памятники Татарской АССР. Казань, 1987, с.32-33
2. Сказания о Казани. (Легенды и предания).-Казань, 1992
3. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000
4.История Татарстана.(Под ред.Б.Ф.Султанбекова). Казань, 2001
Калитка в сад
Солнечная система. Взгляд со стороны
За еду птицы готовы собирать мусор
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
«Течет река Волга»